Выход на глиссер

Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.

Что такое глиссирование

Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.

С точки зрения физики, глиссирование – это наглядный пример передвижения плавательного средства в так называемой точке сверхнеустойчивого равновесия.

Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.

Глиссирование лодок ПВХ

Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:

  • Водоизмещающий. Скорость передвижения в этом режиме сравнительно небольшая – до 15 км/ч, лодка поднимает высокую волну и кильватерную струю. Именно в этом режиме перемещаются лодки со слабыми моторами. Вследствие большой смачиваемой поверхности и, как результат, относительно большого трения, этот режим является наименее экономичным.
  • Переходный. Еще не глиссирование, но водоизмещение лодки уже уменьшается, происходит достаточно сильное приподнимание носовой части плавательного средства. В зависимости от веса лодки переход на этот режим происходит на скорости от 16 до 18 км/ч.
  • Глиссирующий. В среднем переход на этот режим передвижения происходит на скорости больше 20 км/ч. Смачиваемая водой поверхность днища лодки достигает на этом режиме минимума, наблюдается снижение нужной на поддержание режима мощности – глиссирующий режим наиболее экономичен. Лодка перестает поднимать высокую волну.

Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.

Как выйти на глиссирование

В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.

Скорость

Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.

Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.

В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.

В среднем выход на глиссер у поливинилхлоридных лодок происходит на скоростях 19-20 км/ч и больше.

Лодка не выходит на глиссирование

Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:

  • Слишком низкая мощность двигателя. Примерная минимальная необходимая мощность вычисляется из расчета, что на 25 кг веса лодки должна приходиться 1 лошадиная сила мощности мотора.
  • Материал изготовления лодки. Плавательные средства из поливинилхлорида требуют от мотора несколько большей мощности, чем, к примеру, цельнопластиковые.
  • Неправильный угол наклона двигателя. Оптимальный вариант для большинства лодок и моторов находится в диапазоне 5-15 градусов, меньшее или большее значение угла наклона будет препятствовать переходу лодки на глиссирующий режим передвижения. В целях безопасности регулировка угла наклона выполняется только при выключенном двигателе.
  • Неправильно установленный транец. Если гребной винт оказался так высоко, что захватывает лопастями воздух, то ни о каком глиссировании думать не приходится. Если же винт оказывается слишком глубоко, то кроме всего прочего, такая ситуация при достаточной мощности мотора приведёт к переворачиванию лодки.
  • Неправильно распределённый груз. Слишком перегруженная корма или один из бортов может стать непреодолимым препятствием при попытке выхода на глиссер.
  • Изначально неподходящая для глиссирования форма корпуса лодки.

Как улучшить

Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:

  • Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
  • Максимально снизить вес лодки.
  • Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
  • Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.

Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.

В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:

  • Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
  • Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
  • Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.

Такая задача, как выйти на глисс, преследует многих водомоторников. От скорости лодки, скольжения по воде зависит не только комфорт передвижения, но и экономия самого маршрута. Рассмотрим этапы, за которые лодка выходит на глиссирование и узнаем 3 способа, как помочь лодке выйти на глиссэ.

Глиссирование – это скольжение судна по воде благодаря специально созданным для этого условиям, как мощность подвесного лодочного мотора и конструкция лодки.

Условия глиссирования лодки

Чаще всего судно выходит на глисс, если оно надувное и выполнено из ПВХ. Такое плавсредство благодаря легкому весу способно скользить даже с маломощным подвесным двигателем от 9,9 лошадиных сил.

Однако мощные моторы с силой тяги от 50 лошадей способны вывести на глиссирование даже каркасную, алюминиевую или стеклопластиковую лодку. Другое дело, что комфорт и безопасность передвижения на высокой скорости может значительно снизиться.

Впрочем, глиссировка – это довольно азартное занятие на воде, которое зависит от следующих условий:

  • Габаритов судна;
  • Массы загрузки кокпита;
  • Мощности подвесного лодочного двигателя;
  • Конструкции плавсредства;
  • Глубины водоема;
  • Мастерства шкипера.

Этапы глиссирования

Для любой лодки необходимо соблюсти индивидуальные, специфичные условия, после которых лодка начнет поэтапно приближаться к выходу на глиссирование.

Предпосылки скорого выхода на глиссэ:

  • появление высокой волны из-под кормы;
  • приподнимание носовой части;
  • комфортное и парящее чувство пассажиров;
  • отсутствие вибраций кокпита или днища;
  • прекращение высоких кормовых волн.

Когда судно демонстрирует вышеперечисленные качества, то можно поздравить шкипера с успешным выходом на глисс.

Лодка проходит несколько этапов на пути к глиссированию:

  1. Водоизмещение. Максимальная скорость составляет 16 км/ч. Погружение основания лодки в воду и сила трения максимальные.
  2. Переход. Скорость увеличивается до 20 км/ч. Ощущается быстрый рывок вверх носовой части.
  3. Глиссировка. Судно набирает максимальные обороты двигателя, а скорость превышает 25 км/ч. Поверхность соприкосновения днища лодки с водой минимальна, как и сила трения о волны.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Загрузите носовую часть лодки при одиночном движении в лодке, длиной больше 2,5 метров. Это поможет судну сохранить устойчивость и не двигаться в вертикальном положении по отношению к воде.

Способы выхода на глисс

Выйти на глиссирование в лодке можно с помощью трех полезных способов:

  1. Удалитесь от берега на безопасное расстояние и выберите ровный водный маршрут без видимых порогов и мели.
  2. Плавно добавьте максимальный газ лодочному двигателю.
  3. При выходе на глисс сбросьте газ наполовину.

Видео

Видеосюжет наглядно демонстрирует, как лодка выходит на глисс.

Глиссер

Теплоход «Заря-173» движется в режиме глиссирования. Хорошо видно, что корпус судна находится на гребне волны и практически не имеет дифферента. Это означает, что волновой кризис преодолён. Надувная лодка выходит на режим глиссирования, преодолевая волновой кризис. Хорошо видно, что под корпусом судна находится горб волны. Лодка имеет значительный дифферент на корму, которая находится во впадине. Следующий горб — за кормой. Этот режим требует повышенной мощности двигателя.

Гли́ссер (фр. glisseur, от glisser — скользить) — лёгкое быстроходное судно.

Режим глиссирования

При движении глиссера, за счёт специально спроектированной формы корпуса, имеющего либо плоское днище, либо уступы на днище в виде ступеней — реданы, возникает гидродинамическая сила, компенсирующая часть силы тяжести и вызывающая общее значительное всплытие судна, которое «выходит на редан» (оно как бы скользит по поверхности воды — глиссирует). В результате существенно уменьшается площадь соприкосновения днища с водой (у спортивных судов в несколько раз), снижается вязкое сопротивление движению за счёт уменьшения смоченной поверхности и повышается скорость хода.

Этот тип судна/движения очень чувствителен к нагрузке. Незначительное увеличение нагрузки или изменение развесовки может привести к тому, что судно не сможет выйти на режим глиссирования, и продолжит движение в неэкономичном водоизмещающем режиме при числе Фруда около 1.

На глиссеры устанавливают лёгкие двигатели внутреннего сгорания, газовые турбины. Движителями служат гребные винты, водомёты, воздушные винты.

Могут глиссировать гидросамолёты при взлёте и посадке, лёгкие парусные суда, парусные доски, а также водные лыжи, вейкборды, доски под воздушным змеем.

Идея создания глиссера появилась как следствие решения проблемы, похожей на проблему преодоления звукового барьера. При приближении скорости судна к скорости распространения волны по воде получается, что судно непрерывно пытается заехать на им же образованную горку. Это явление называется волновым кризисом. Расход топлива растёт по мере роста скорости и достигает своего максимума перед выходом судна на глиссирование. Недостаток мощности и/или неподходящая форма корпуса делают режим глиссирования недостижимым. Например, 30-тонному теплоходу «Заря» для преодоления волнового кризиса требуется двигатель мощностью не менее 860 л. с. (мощность силовой установки теплохода — 1000 л. с.). После выхода на режим глиссирования этому теплоходу для движения со скоростью 45 км/ч достаточно мощности всего лишь 330 л. с.

Слева направо: на малой скорости судно «тянет» за кормой волну, после выхода на глиссирование волна отходит всё дальше от кормы, становится низкой. На большой скорости в кильватерной струе практически только брызги. Выход на глиссирование. Носовая загрузка облегчает выход на глиссирование.

Если мощность силовой установки достаточна для поддержания движения в режиме глиссирования, но недостаточна для преодоления волнового кризиса, судно тем не менее может быть выведено в режим глиссирования. Для этого необходимо установить силовой установке режим максимальной мощности и сместить центр тяжести судна вперёд по отношению к точке приложения равнодействующей гиростатической и гидродинамической сил (например, перемещением груза, пассажиров, перекачкой топлива или балласта). В результате дифферент судна на корму уменьшится, что снизит величину волнового сопротивления и позволит судну набирать скорость и перейти в режим глиссирования. Такой способ широко применяется на моторных лодках.

Практическое использование глиссеров

Аэросани-амфибия А-3. СССР, КБ Туполева, 1960-е — 1980-е гг. Аэроглиссер.

Глиссеры используются для перевозки пассажиров, охранной и пограничной службы, спортивных гонок, прогулок.

Глиссирующий режим движения широко распространён в современном судостроении. Это большинство маломерных судов (моторные лодки, катера, гидроциклы), небольшие пассажирские скоростные суда (например теплоходы типа «Заря»), торпедные и противолодочные катера, пожарные и спасательные суда. В условиях бездорожья значительную роль в российской глубинке играют реки, на многих своих участках сильно обмелевшие вследствие вырубки лесов по их берегам. В этой ситуации до недавнего времени большую помощь для доставки почты, пассажиров и медицинского персонала играли глиссеры с толкающим воздушным винтом. Такие суда можно было ещё в конце XX века видеть на таёжных реках, в частности на реке Пинеге. В настоящее время их значение заметно упало в связи с использованием для указанных выше целей вертолётов.

Глиссеры характеризуются сильными ударными нагрузками при движении на волнении, в связи с чем их применение в морских условиях затруднено.

Глиссеры с воздушным винтом способны передвигаться не только по воде, но и по снегу и льду.

Примеры глиссеров

  • Моторная лодка
  • «Заря» — пассажирский теплоход с водомётным движителем
  • Аэросани-амфибия А-3, способная глиссировать

Прочее

  • EFV (AAAV) — американская глиссирующая боевая машина пехоты
  • ZBD2000 — китайская глиссирующая боевая машина пехоты / танк
  • Convair F2Y Sea Dart — сверхзвуковой реактивный гидросамолёт
  • Martin P6M SeaMaster — реактивный бомбардировщик

> См. также

  • Редан (судостроение)

Литература

  • Глиссирование и Обводы глиссирующих судов в книге: «Справочник по катерам, лодкам и моторам», под общ. ред. Г. М. Новака, изд. 2‑е, перераб. и доп., Л.: Судостроение, 1982.

Классификация судов

Суда по устройству двигателя

По приводу

Суда по размещению корпуса

Области применения

Глиссирование

Главная → Глиссирование 23.10.2011

Что такое «выход на глиссер»? Эта статья рассказывает о различных режимах движения лодки. Водоизмещающий режим. Переходной режим. Глиссирование.

Существует три режима движения лодки:
1.Водоизмещающий режим. Режим движения лодки на скоростях до 15км/ч. В этом режиме лодка движется, не используя свои скоростные свойства, площадь смачиваемой поверхности максимальна. От неё поднимается высокая волна. Режим характерен для лодок с двигателем очень малой мощности.
2.Переходный режим. Лодка двигается с сильно поднятой носовой частью. Данный режим наблюдается при скоростях 16-18км/ч.
3.Режим глиссирования. Скорость движения от 20км/час и выше. Смачиваемая поверхность минимальна.
Режим глиссирования – наиболее экономичный режим движения лодки.

Рассмотрим его подробнее

Глиссер (фр. glisseur, от glisser — скользить) — лёгкое быстроходное судно. Глиссирование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает. Например. Доска виндсерфинга полностью выходит из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь. Это яркий пример перехода в глиссирующий режим. Камешек, запущенный по воде и прыгающий по поверхности также глиссирует.

Немного физики

При глиссировании сила поддержания обусловлена главным образом динамической реакцией воды, действующей на поверхность объекта, соприкасающуюся с ней. Роль гидростатических сил незначительна. Усилие, необходимое для выхода на глиссирование намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима. Поэтому в лодке с подвесным мотором сначала надо «дать полный газ», чтобы она выскочила в глиссирующий режим, а потом можно отпустить газ до половины. Режим глиссирования сохраниться. Скорость не упадет. Повысить мореходность глиссирующих судов и снизить перегрузки на волнении возможно путем придания днищу килеватости. По такому принципу созданы килевые моторные лодки.

Сравните два способа передвижения человека по воде. На гребной лодке и на водных лыжах. Они принципиально различны. В одном случае поддержание на поверхности воды происходит исключительно за счет архимедовой силы плавучести (лодка), во втором – только за счет гидродинамической силы поддержания (водные лыжи). Стоит буксировщику остановиться, и лыжи перестанут удерживать человека на поверхности. Их плавучести недостаточно. В теории корабля первый способ поддержания на воде называют плаванием, второй – глиссированием. Суда, которые при движении по воде поддерживаются силами плавучести, называются водоизмещающими, а суда, которые могут держаться на воде за счет гидродинамической силы, – глиссирующими. Конечно, в отличие от водных лыж, глиссирующие суда не тонут. Просто если их скорость недостаточна для выхода на глиссирование, они движутся в водоизмещающем режиме.

Общие условия, которые способствуют глиссированию моторных судов

Их три:
1.Наличие достаточной мощности на единицу веса судна, то есть высокое отношение мощности двигателя к весу судна.
2.Особые формы корпуса, создающие достаточно большую гидродинамическую силу поддержания.
3.Малый вес судна.
Идея создания глиссера появилась как следствие решения проблемы, похожей на проблему преодоления звукового барьера. При приближении скорости судна к скорости распространения волны по воде получается, что судно непрерывно пытается заехать на им же образованную горку. Это явление называется волновым кризисом. Расход топлива растёт по мере роста скорости и достигает своего максимума перед выходом судна на глиссирование. Недостаток мощности и/или неподходящая форма корпуса делают режим глиссирования недостижимым. Например. 30-ти тонному теплоходу для преодоления волнового кризиса требуется двигатель мощностью не менее 800 л.с. После выхода на режим глиссирования этому же теплоходу для движения со скоростью 45 км/ч достаточно мощности всего лишь 330 л.с.

Теоретические основы

Как известно, львиную долю в сопротивлении движению судна составляет волновое сопротивление и, так называемое, брызговое сопротивление. Разрезая воду при движении форштевень (нос судна) образует хорошо всем известную носовую волну. Струи воды, обтекающие судно по бортам, сталкиваясь за кормой, образуют кормовую волну. Наконец поток, обтекающий днище, образует поперечную волну, обуславливающую подъем воды за кормой. Волны разбегаются, унося с собой энергию, затраченную на их образование. Судно старается от них уйти. Волны немного отстают, но не отрываются. Когда скорость судна увеличивается, волна синхронно догоняет. При этом она растет и в длину, и в высоту. Поскольку волны увеличиваются в длину, а судно, при всем желании, не может, меняется соотношение длины волны и длины корпуса судна.

Пример из истории. Первым влияние соотношения длины волны и длины корпуса судна на сопротивление воды обнаружил английский физик Уильям Фруд, прогуливаясь двести лет назад по берегам Темзы. В то время моторов не было. Баржи таскали английские лошади. Лошади имели очень конкретное представление о сопротивлении барж, однако они не умели извлекать квадратных корней. А Фруд – умел. Его наблюдения, расчеты и выводы привели к появлению числового соотношения, определяющего характер взаимодействия длины судна и волн, им образованных. Теперь это соотношение называют числом Фруда, Fr = 0,4. Скорость, соответствующая движению судна на одной волне, является верхним пределом водоизмещающего режима. При дальнейшем увеличении скорости судно начинает карабкаться на свою же носовую волну. Если оно сможет туда забраться (Fr = 1,0-1,2), это будет уже режим глиссирования. Все, что между этими скоростями, носит название переходного режима. В надувных лодках переходной режим некомфортен для движения. Сильно поднят нос. Экипаж вместе с вещами сползает к транцу. Самый комфортный и экономичный режим – глиссирование. А для этого необходимо правильно подобрать мощность двигателя для своей лодки.

Как выйти в режим глиссирования: подбор мощности мотора, расчёт скорости, рекомендации

Многие владельцы лодок любят пройтись по воде с ветерком, рассекая волны. А каждый рыбак рано или поздно сталкивается с вопросом, как набрать большую скорость и экономить при этом топливо. На самом деле есть отличное решение для обоих случаев – это режим глиссирования, который активно используется уже давно. Такой режим является доступным для владельцев лодок из ПВХ, катеров, и любых других материалов, на которых установлены достаточно мощные моторы. В этой статье мы подробно расскажем, что такое глиссирование, поговорим о том, как выйти в режим на лодке и рассмотрим возможные проблемы.

Глиссирование – это вариант передвижения лодки, при котором она скользит по поверхности воды, в результате чего создается минимальный контакт с водой, а судно удерживается на поверхности за счет подъемной силы и скоростного напора. Однако у режима глиссирования есть одна особенность – для выхода на него мотору нужно приложить усилие, а поддерживать режим можно и на меньших оборотах.

Если рассматривать глиссирование с точки зрения физики, то все достаточно просто объясняется. Изначально развивается большая скорость, она позволяет получить необходимый угол наклона и судно выталкивается из воды. Уменьшается площадь соприкосновения корпуса с водой, отчего уменьшается трение. Соответственно и силу для поддержания той же скорости можно приложить меньшую. Поэтому обороты мотора можно снизить до некоего предела, который удержит судно в том же режиме.

Кстати, пока вы читаете про выход на глиссер, наш каталог продолжает пополняться отличными ПВХ-лодками. Подберите подходящую модель по тем или иным характеристикам, а эксперты Швартов.Ру подскажут, с каким мотором и при какой максимальной нагрузке лодка сможет выйти в глиссирующий режим.

Скорость глиссирования

Для каждого судна возможная скорость глиссирования определяется в индивидуальном порядке. Есть формула числа Фруда, выглядит она следующим образом:

Fr= V/√(g*L)

Здесь:

  • V – скорость движения лодки.
  • g – ускорение свободного падения.
  • L – весовое водоизмещение.

Если число Фруда для вашей лодки выше единицы, то скорость V достаточна для глиссирования. Однако такая формула для владельцев маломерных лодок малопригодна. Это связанно с тем, что выполнить правильные расчеты достаточно сложно, да и из неё непонятно, какой мощности нужен мотор.

Минимальная скорость

Число Фруда ещё и избыточно. Проще запомнить, что небольшие и средние лодки ПВХ или катера могут войти в режим глиссирования на скорости 18-20 км/ч. Эта скорость может быть и выше или чуть ниже, однако здесь все зависит от технических особенностей каждой модели. Также на минимальную скорость влияет:

  • Вес груза.
  • Где расположен груз (центр массы).
  • Конструктивные особенности днища.
  • Угол наклона мотора, глубина погружения винта, наличие антикавитационной пластины.
  • На скорость влияет плотность воды и течение.

Соответственно, если мы говорим про небольшие и легкие плавательные средства, то им выйти в такой режим гораздо проще. А вот те, кто из-за массы или размера создают значительное сопротивление, войти в глиссирование могут с трудом.

Как выйти на глиссирование на лодке ПВХ

Выйти в режим глиссирования на ПВХ лодке достаточно легко. Однако следует придерживаться некоторых правил.

Очень важно равномерно распределить груз на лодке. Если центр масс будет на корме, то мотор будет зарываться под лодку. Его мощности в таком случае не будет хватать. А если резко дать полный газ на достаточно мощном моторе, то лодка может даже перевернуться.

Так как ПЛМ – один из самых тяжёлых элементов лодки, и центр масс по умолчанию смещён к корме, то рекомендуется все грузы переместить ближе к носу. При этом стоит учитывать и массу собственного тела, ведь вы тоже будете находиться на корме. Вы можете отсесть чуть дальше от мотора, а чтобы дотягиваться до него – использовать удлинитель румпеля.

Противоположный случай – когда развесовка слишком сильно смещена к носу. Нос должен немного подняться над водой. В противном случае центр масс будет тянуть нос ко дну, именно это не позволит оторваться от воды и уменьшить трение.

Когда вы равномерно распределите массу, отойдите от берега на безопасное расстояние. Важно выбрать прямой курс. И помните о том, что сильные волны и порывы ветра могут усложнить задачу. Если ничего не мешает, необходимо постепенно перейти на «Полный газ». Нос ПВХ лодки должен оторваться от воды, затем можно плавно сбавить газ. Стоит помнить о том, что мотор должен быть подобран так, чтобы его мощности хватало. Сбрасывать газ в первое время стоит медленно, чтобы вы для себя могли понять, какой мощности будет достаточно для режима глиссирования.

Есть и несколько рекомендаций, которые помогут выйти в режим глиссирования без проблем:

  • Если вы пытаетесь все сделать в первый раз, не стоит давать полные обороты мотора сразу. Лучше провести несколько экспериментов, чтобы вы смогли прочувствовать лодку.
  • Гребной винт не должен быть слишком глубоко – это будет создавать дополнительное трение, а если он будет на поверхности, вы не сможете набрать скорость.
  • Расположение груза. Всегда обращайте внимание на то, где находится груз. Старайтесь создать равномерную развесовку.
  • После входа в глиссирование не стоит резко дергать руль. Это приведет к потере равновесия, да и в режим придется выходить снова. Управлять рекомендуем учиться постепенно, методом проб и ошибок.
  • Первые разы пытайтесь снизить вес лодки к минимуму. Это поможет вам понять суть, да и войти в глиссер будет проще.

Расчёт мощности мотора для выхода на глиссер

Можно выделить достаточно простую формулу, которая позволит подобрать мотор для выхода на глиссер. На каждые 100 кг веса (учитывая лодку и мотор) необходимо 5 лошадиных сил. Делаем расчет для примера: два пассажира со снаряжением весят 180 кг, для выхода в глиссер понадобится мотор мощностью 10 л.с.

Что делать, если ПВХ лодка не выходит в глиссирование

Даже не смотря на простую и понятную инструкцию о выходе в этот режим, у обыкновенных пользователей далеко не всегда получается сделать все правильно. Это связанно с тем, что необходимо учитывать большое количество тонкостей и конструктивных особенностей лодки. Выделим несколько ключевых причин, которые не позволяют выйти в режим глиссирования:

  • Слишком слабый двигатель. Как правило, именно двигатель подводит многих людей.
  • Неправильный вес. Во многих ситуациях люди даже не пытаются установить точный вес, ошибочно считая, что в этом нет смысла. Бывает и так, что вес лодки по паспорту 40 кг, но люди дополнительно устанавливают усиленное дно и забывают это посчитать.
  • Неправильное распределение веса. Груз должен лежать строго посередине. Не пытайтесь его перевозить сзади или по бортам. Это в любом случае вызовет дополнительные сложности во время выхода в глиссер.
  • Неправильная высота мотора. Здесь есть две ошибки: если гребной винт находится слишком глубоко, то он будет испытывать лишнее сопротивление от воды, а скорости это не прибавит. Если же установить ПЛМ слишком высоко, то он будет захватывать воздух. В газовоздушной смеси винт будет крутиться впустую, скорость снизится. Если мотор не получается установить ниже, попробуйте использовать антикавитационную пластину.
  • Неправильная форма лодки ПВХ. Иногда бывает так, что её дно имеет неровные поверхности, что создает дополнительное трение с водой. Поэтому не все лодки ПВХ подходят по своей конструкции. Если дно плавное, то никаких проблем у вас возникнуть не должно.

Вот мы с вами и разобрали, как выйти в глиссер на лодке ПВХ. Как вы могли заметить, ничего сложного нет, есть только определенные тонкости, которые стоит учитывать. Методом проб и ошибок каждый сможет понять, как входить и управлять лодкой во время глиссирования. Главное – никуда не торопиться и делать все аккуратно.

Выход на глиссер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *