Владимир горовиц пианист

LiveInternetLiveInternet

Фредерик Шопен, его баллады, первая баллада,- все это хранится не только в памяти спецкорра Асириса. Какого же человека хоть изредка не охватывает грусть?
Волшебство пианизма проявляется и в том, кто именно читает нотную запись и переносит ее на черно-белые клавиши.

Надеюсь, что смогу показать разные манеры исполнения Шопена, а читатель- слушатель наверняка почувствует эти индивидуальные особенности.

Владимир Горовиц -представитель романтического стиля исполнения (сочинения Ф. Листа, в том числе в собственных транскрипциях, Ф. Шопена, русских композиторов и др.). Его называли «Королем Королей пианистов», «последним великим романтиком».

Некоторые профессиональные музыканты не в восторге от этого стиля исполнения, но слушатели буквально боготворили В. Горовица.

Документально рождение В. С. Горовица 1 октября 1903 в Киеве подтверждено в кн. Ю. Зильбермана и Ю. Смилянской «Киевская симфония Владимира Горовица». Мать — прекрасная пианистка, окончившая Киевское музыкальное училище по классу В. В. Пухальского. В семье было четверо детей, которые учились музыке: Яков, Регина и Владимир — пианисты, Григорий — скрипач.

Учился у В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда в Киевском музыкальном училище, затем в консерватории. По её окончании в 1920 концертировал в различных городах СССР совместно с молодым одесситом — скрипачом Натаном Мильштейном. Успех «детей Революции» (как их назвал в одной из статей Луначарский) был ошеломляющим. Во многих городах возникали клубы поклонников этих молодых музыкантов. В Петрограде Владимир Горовиц осенью 1924 года дал 20 концертов, в программе которых было 155 произведений.

В сентябре 1925 года Владимир Горовиц получил возможность уехать в Германию (официально он уезжал учиться). Следом за ним уехал и Мильштейн. В Европе оба музыканта быстро завоевали славу блестящих виртуозов. В Париже, когда играл В. Горовиц, вызывали жандармов, чтобы утихомирить публику, которая в экстазе ломала кресла. В 1928 году Владимир Горовиц блестяще выступил в Карнеги-холле в Нью-Йорке и объездил с ошеломляющим успехом множество городов Америки. В 1940 году он окончательно поселился в США и в 1944 году получил американское гражданство.

Тесть Владимира Горовица — дирижёр Артуро Тосканини. Владимир Горовиц похоронен в семейном склепе Тосканини на кладбище Cimitero Monumentale в Милане. Крайне устав от напряженной концертной деятельности, он вынужден был прекратить выступления в 1953, но в 1965 возобновил концерты. В 1986, через 61 год после отъезда из России, Горовиц посетил свою родину, где его ожидал триумфальный успех. Умер Горовиц в Нью-Йорке 5 ноября 1989.

Запись сокращена по техническим причинам. Тем читателям, у кого есть желание прослушать полное исполнение и нет ограничений с трафиком советую пройти по ссылке в мой днев в жж. http://osiris-correspo.livejournal.com/39223.html . Запись чуть больше 10 минут

все песни: Владимир Горовиц

  • Прослушать добавить в избранное 04:44

    Владимир Горовиц Рахманинов — Etude-Tableau in E flat minor Op. 39. No. 5

  • Прослушать добавить в избранное 06:23

    Владимир Горовиц Моцарт. Рондо ре мажор К.485 Allegro

  • Прослушать добавить в избранное 06:11

    Владимир Горовиц Моцарт Соната для фортепиано си бемоль мажор К.281 Часть1 Allegro

  • Прослушать добавить в избранное 07:20

    Владимир Горовиц Моцарт Соната для фортепиано си бемоль мажор К.281 Часть2 Andante amoroso

  • Прослушать добавить в избранное 04:11

    Владимир Горовиц Моцарт Соната для фортепиано си бемоль мажор K.281 Часть 3Rondo. Allegro.

  • Прослушать добавить в избранное 03:18

    Владимир Горовиц Шопен. Вальс № 7 cis-moll

  • Прослушать добавить в избранное 05:58

    Владимир Горовиц Бетховен Соната №14 cis-moll, op.27 № 2, «Moonlight»- 1. Adagio sostenuto

  • Прослушать добавить в избранное 04:33

    Владимир Горовиц Ф. Шопен — Фантазия-экспромт, до диез минор, соч. 66

  • Прослушать добавить в избранное 03:44

    Владимир Горовиц В. Моцарт. Турецкий марш

  • Прослушать добавить в избранное 05:49

    Владимир Горовиц Ференц Лист. Сонет Петрарки №104 E-dur

  • Прослушать добавить в избранное 03:17

    Владимир Горовиц Доменико Скарлатти. Соната E-dur

  • Прослушать добавить в избранное 02:51

    Владимир Горовиц И.-С. Бах. Хоральная прелюдия фа-минор

  • Прослушать добавить в избранное 05:49

    Владимир Горовиц Ференц Лист — Годы странствий: Италия — Сонет № 104

  • Прослушать добавить в избранное 02:32

    Владимир Горовиц БетховенСоната №14 cis-moll, op.27 № 2, «Moonlight» — 2. Allegretto

  • Прослушать добавить в избранное 03:07

    Владимир Горовиц Рахманинов Музыкальный моментE-flat minor

  • Прослушать добавить в избранное 06:45

    Владимир Горовиц Сергей Рахманинов. Музыкальный момент №3

  • Прослушать добавить в избранное 02:48

    Владимир Горовиц Рахманинов — Прелюдия Op.32 No.5 (концерт в Москве, 1986)

  • Прослушать добавить в избранное 02:26

    Владимир Горовиц Шопен — Этюд Op. 25 No. 1 (1989)

  • Прослушать добавить в избранное 09:55

    Владимир Горовиц Лист — Соната No. 2 (первая часть)

  • Прослушать добавить в избранное 10:21

    Владимир Горовиц Лист — Соната No.2 (третья часть)

  • Прослушать добавить в избранное 09:45

    Владимир Горовиц Лист — Соната No.2 (вторая часть)

  • Прослушать добавить в избранное 02:51

    Владимир Горовиц Рахманинов — Прелюдия Op.32 No.12 (концерт в Москве, 1986)

  • Прослушать добавить в избранное 07:46

    Владимир Горовиц Ф. Шопен. Соната №2. Op.35. B-moll. III. Trauermarsch. ( Marche funebre. Lento)

  • Прослушать добавить в избранное 07:33

    Владимир Горовиц Chopin Polonaise No.6 in A flat major, Op.53

  • Прослушать добавить в избранное 03:36

    Владимир Горовиц Шопен — Этюд Op. 10 No. 3

  • Прослушать добавить в избранное 04:30

    Владимир Горовиц Бетховен. Соната №8 «Патетическая» ч.3

  • Прослушать добавить в избранное 05:35

    Владимир Горовиц Моцарт. Концерт №23 для фортепиано с оркестром: II. Andante

  • Прослушать добавить в избранное 03:00

    Владимир Горовиц Скрябин. Этюд, соч. 2 №1

  • Прослушать добавить в избранное 05:49

    Владимир Горовиц Ф.Шуберт. Экспромт

  • Прослушать добавить в избранное 19:02

    Владимир Горовиц Чайковский П.И. — Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • Прослушать добавить в избранное 03:24

    Владимир Горовиц РахманиновPrelude in G, Op.32, No.5

  • Прослушать добавить в избранное 02:31

    Владимир Горовиц Moritz Moszkowski-Etincelles

  • Прослушать добавить в избранное 02:46

    Владимир Горовиц Клод Дебюсси. Прелюдия «Вереск»

  • Прослушать добавить в избранное 04:44

    Владимир Горовиц С. Рахманинов. Этюд-картина, соч. 39 №5

  • Прослушать добавить в избранное 09:21

    Владимир Горовиц Ференц Лист — Венгерская рапсодия №2

  • Прослушать добавить в избранное 01:27

    Владимир Горовиц Феликс Мендельссон — Etude in A Minor Op. 104b No. 3 — Allegro vivace

  • Прослушать добавить в избранное 03:38

    Владимир Горовиц Ф. Шопен. Вальс. Op.69 №1. As-dur

  • Прослушать добавить в избранное 10:45

    Владимир Горовиц Скрябин — Соната No. 10 (1966)

  • Прослушать добавить в избранное 02:19

    Владимир Горовиц II. Гном, Картинки с выставки, Модест Петрович Мусоргский

  • Прослушать добавить в избранное 05:24

    Владимир Горовиц Рахманинов — Соната No. 2 — Non allegro — Lento (1980)

  • Прослушать добавить в избранное 02:01

    Владимир Горовиц Шопен — Этюд No. 2 («Trois Nouvelles Etudes») — 1965

  • Прослушать добавить в избранное 02:10

    Владимир горовиц Robert Schumann-Kreisleriana, Op. 16 VII. Sehr Rasch

  • Прослушать добавить в избранное 10:40

    Владимир Горовиц Ференц Лист «Погребальное шествие» (из цикла «Поэтические и религиозные гармонии»)

  • Прослушать добавить в избранное 05:58

    Владимир Горовиц Бетховен. Соната№14 cis-moll, op.27 № 2, Лунная 1ч Adagio sostenuto

  • Прослушать добавить в избранное 09:40

    Владимир Горовиц Рахманинов — Соната No. 2 — Allegro agitato (1980)

  • Прослушать добавить в избранное 04:54

    Владимир Горовиц Scarlatti — Sonata In F Minor Kk. 466 L.118

  • Прослушать добавить в избранное 01:43

    Владимир Горовиц Chopin, Etude in G-flat, op.10 ‘Black Key’

  • Прослушать добавить в избранное 05:25

    Владимир Горовиц Рахманинов — Соната No. 2 — L’istesso tempo — Allegro molto (1980)

  • Прослушать добавить в избранное 05:58

    Владимир Горовиц »Лунная» соната. I. Adagio sostenuto

  • Прослушать добавить в избранное 07:22

    Владимир Горовиц Бетховен Соната №14 cis-moll, op.27 № 2, «Moonlight» — 3. Presto agitato

Горовиц, Владимир Самойлович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Горовиц.

Владимир Горовиц

Основная информация

Полное имя

Владимир Самойлович Горовиц

Дата рождения

1 октября 1903

Место рождения

Киев

Дата смерти

5 ноября 1989 (86 лет)

Место смерти

Нью-Йорк

Страна

Российская империя, СССР, США

Профессии

пианист

Инструменты

Фортепиано

Владимир Самойлович Горовиц (нем. Horowitz; 18 сентября (1 октября) 1903, Киев — 5 ноября 1989, Нью-Йорк) — русский пианист еврейского происхождения, эмигрировавший в США, один из величайших пианистов в истории.

Биография

Родился в Киеве в 1903 году (справочная литература указывает на Бердичев, что неверно — найдены метрические книги киевских евреев, в которых зафиксировано рождение Владимира, его братьев, сестры, дяди Александра и отца Самоила — все они родились в Киеве ), в семье инженера и предпринимателя Самоила Иоахимовича Горовица, который в свою очередь был сыном киевского купца первой гильдии Иоахима Горовица. В Киеве ещё в пятидесятых годах XIX века появился дед Владимира — Иоахим (Аким) Горовиц, который к семидесятым годам стал киевским купцом I-й гильдии (что позволяло ему селиться за пределами черты еврейской осёдлости), а в 1875 году даже был избран одним из директоров киевского отделения Императорского русского музыкального общества. Его жена — Регина Аароновна (урождённая Сенсор), по свидетельствам биографов, была пианисткой. Документы свидетельствуют, что она была записана «членом-посетителем» Киевского отделения ИРМО ещё в 1873 году. Оба сына — Александр (дядя) и Самоил (отец Владимира) получили высшее образование: Александр окончил Киевское музыкальное училище и Московскую консерваторию (по классу А. Н. Скрябина), Самоил — физико-математический факультет Киевского университета Св. Владимира. Документально рождение В. С. Горовица 1 октября 1903 года в Киеве подтверждено в кн. Ю. Зильбермана и Ю. Смилянской «Киевская симфония Владимира Горовица». Мать — прекрасная пианистка, окончившая Киевское музыкальное училище по классу В. В. Пухальского. В семье было четверо детей, которые родились в Киеве и учились музыке в Киевском музыкальном училище, а затем в консерватории: Яков, Регина и Владимир — пианисты, Григорий — скрипач.

Владимир Горовиц учился у В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда в Киевском музыкальном училище, преобразованном с сентября 1913 года в Киевскую консерваторию. По её окончании в 1920 году диплом В.Горовиц так и не получил, так как у него не было свидетельства об окончании гимназии. Свой первый сольный концерт исполнил в Харькове в 1920 году (но первый документально зафиксированный публичный концерт состоялся в декабре 1921 года в Киеве). Затем концертировал в различных городах России совместно с молодым одесситом — скрипачом Натаном Мильштейном, за что чаще платили хлебом, чем деньгами, из-за тяжелого экономического положения в стране. Начиная с 1922 года Горовиц, концертируя в городах России, Украины, Грузии, Армении, накапливает гигантский по объёму репертуар. Так, например, в течение трех месяцев (ноябрь 1924 — январь 1925 гг.) он исполнил более 150 произведений в знаменитой «ленинградской серии», состоящей из 20 концертов (см. исследования Ю.Зильбермана). Несмотря на свои ранние успехи в качестве пианиста, Горовиц утверждал, что хотел быть композитором, но выбрал карьеру пианиста, чтобы помогать семье, которая потеряла всё свое состояние во время Революции 1917 года. Успех «детей Революции» (как их назвал в одной из статей Луначарский) был ошеломляющим. Во многих городах возникали клубы поклонников этих молодых музыкантов.

В сентябре 1925 года Владимир Горовиц получил возможность уехать в Германию (официально он уезжал учиться). Перед отъездом он выучил и сыграл в Ленинграде 1-й концерт П. И. Чайковского. Благодаря этому сочинению он прославился в Европе. Этот концерт сыграл в жизни пианиста «роковую» роль: всякий раз, добиваясь триумфа в странах Европы и Америки, Горовиц исполнял именно 1-й концерт П. И. Чайковского. Следом за пианистом в Германию в декабре 1925 года уехал и Мильштейн. В Европе оба музыканта быстро завоевали славу блестящих виртуозов. Горовиц был выбран советскими властями представлять Украину на инаугурационном Международном конкурсе Шопена в 1927 году (см. письма Б.Яворского), однако пианист решил остаться на Западе и поэтому в конкурсе не участвовал. До 1940 года он объездил с концертами почти все страны Европы и везде имел ошеломляющий успех. В Париже, когда играл В. Горовиц, вызывали жандармов, чтобы утихомирить публику, которая в экстазе ломала кресла. В 1928 году Владимир Горовиц блестяще выступил в Карнеги-холле в Нью-Йорке и объездил с оглушительным успехом множество городов Америки. В 1934 году пианист женился на дочери Артуро Тосканини Ванде. В том же году у них родилась единственная дочь — Соня (погибла в 1975 году, одна из версий не исключает самоубийство).

Судьбы членов семьи В.Горовица — трагичны. Брат Яков погиб в 1916 году (в июле был призван в армию, а уже в декабре его родившийся сын был назван Яковом ). В 1930 году Григорий (Георг) был сослан НКВД на Соловки . В том же году на операционном столе умирает мать — Софья Горовиц, урождённая Бодик. В 1937 году в четвёртый раз арестован отец — Самоил (его подвергали арестам: деникинская контрразведка в 1918 году, большевистская ЧК — в 1920 и в 1921 годах). Самоил уже не вернулся из заключения, и в 1940 году семья получила известие о его смерти. В 1945 г. Григорий вновь подвергается аресту НКВД в Таганроге, где он работал преподавателем скрипки в музыкальной школе им. П. И. Чайковского. Из заключения был выпущен в том же году, но спустя три месяца умер и был похоронен на городском кладбище города. Сестра Регина Горовиц (жена известного украинского советского экономиста Евсея Либермана) преподавала в Харьковской консерватории и музыкальной десятилетке (школа для одарённых детей), но до своей смерти (1984) так и не получила звание доцента, хотя за неё хлопотали Я.Зак, Г.Нейгауз, Д.Ойстрах. В 1975 году Владимир Горовиц оформил запрос на поездку к нему в США его сестры, но КГБ не выпустил её из СССР.

В 1940 году он окончательно поселился в США и в 1944 году получил американское гражданство. В 1943 году В.Горовиц по инициативе Моргентау (министр финансов США) дал концерт в Карнеги-холле, исполнив 1-й концерт П. И. Чайковского (дирижировал его тесть — Артуро Тосканини). Это был благотворительный концерт для нужд военного ведомства (шла Вторая мировая война). Он принес 10 миллионов 941 тысячу долларов — рекордная сумма для концерта классической музыки (более 100 миллионов по нынешней покупательской стоимости доллара). В 1953 году Горовиц внезапно объявил о прекращении концертной деятельности и до 1965 года — целых 12 лет — не дал ни единого концерта. 9 мая 1965 года в Карнеги-холле прошёл «концерт-возвращение», о котором писали все газеты мира. С тех пор пианист много концертировал по США и Европе.

Рональд и Нэнси Рейган награждают Горовица Президентской медалью свободы.

В начале 80-х годов пианиста преследовали неудачи. Концерты в Японии в 1983 году провалились. К счастью, скоро пианист снова почувствовал в себе свежие силы и вновь с небывалым успехом концертирует. В 1986 году, после шестидесятилетнего отсутствия, дал концерты в Москве и Ленинграде. Концерт в Москве транслировался ведущими телекомпаниями мира, а видеокассеты ещё много лет не сходили с прилавков магазинов. В 1987 году в нью-йоркской квартире Горовица был снят фильм «Последний романтик», также в 1987 дал последний концерт в Гамбурге.

Владимир Горовиц похоронен в семейном склепе своего тестя Артуро Тосканини на кладбище Cimitero Monumentale в Милане.

С 1995 г. в Киеве проводится Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица.

Характеристика творчества

Представитель романтического стиля исполнения (сочинения Ф. Листа, в том числе в собственных транскрипциях, Ф. Шопена, русских композиторов и др.). Его называли «Королем Королей пианистов», «последним великим романтиком».В фундаментальном труде Д.Рабиновича «Исполнитель и стиль» В.Горовиц причислен к «исполинам романтического пианизма», к которым автор относит Ф.Листа, С.Рахманинова, В.Горовица.

Видео

  • Владимир Горовиц исполняет Träumerei Роберта Шумана на YouTube
  • Владимир Горовиц исполняет первую балладу Фредерика Шопена на YouTube
  • Горовиц — множество записей

Ссылки

  • Горовиц Владимир Самойлович — Биография
  • Неофициальный сайт Владимира Горовица: полная дискография, детальный репертуарный список
  • Страничка Владимира Горовица на сайте компании Sony Classical
  • Страничка Владимира Горовица на сайте Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица

Примечания

  1. Dubal, David (1989). The Art of the Piano. Amadeus Press. ISBN 1-57467-088-3.
  2. THE GREATEST PIANIST OF ALL? — TIME

Лауреаты премии Вольфа в области искусств

Архитектура

Ральф Эрскин (1983/4) · Фумихико Маки / Джанкарло Де Карло (1988) · Фрэнк Гери / Йорн Утсон / Денис Ласдун (1992) · Фрай Отто / Алдо ван Эйк (1996/7) · Альвару Сиза Виейра (2001) · Жан Нувель (2005) · Питер Айзенман / Дэвид Чипперфилд (2010)

Живопись

Марк Шагал / Антони Тапиес (1981) · Джаспер Джонс (1986) · Ансельм Кифер (1990) · Герхард Рихтер (1994/5) · Луиза Буржуа (2002/3) · Микеланджело Пистолетто (2006/7) · Розмари Трокель (2011)

Музыка

Владимир Горовиц / Оливье Мессиан / Йозеф Таль (1982) · Айзек Стерн / Кшиштоф Пендерецкий (1987) · Иегуди Менухин / Лучано Берио (1991) · Зубин Мета / Дьёрдь Лигети (1995/6) · Пьер Булез / Рикардо Мути (2000) · Мстислав Ростропович / Даниэль Баренбойм (2004) · Гия Канчели / Клаудио Аббадо (2008) · Пласидо Доминго / Саймон Рэттл (2004)

Скульптура

Эдуардо Чильида (1984/5) · Клас Олденбург (1989) · Брюс Науман (1993) · Джеймс Таррелл (1998) · Луиза Буржуа (2002/3) · Микеланджело Пистолетто (2006/7)

Математика · Искусство · Химия · Физика · Медицина · Сельское хозяйство

Продолжая начатую пару дней тему про концерт Горовица в Москве в 1986г. Прежде чем переходить к самому концерту, небольшая предыстория. Пишу по памяти, не помню, где я это читал.
В 1982 или 1983г Горовиц ушел со сцены. Он стал путать ноты, забывать, руки раскоординировались. После нескольких неудачных концертов, он ушел. Казалось, что насовсем, ему ведь было уже под 80, рекордный возраст для концертирующего пианиста. Однако, он вернулся еще раз. Оказалось, что на его способности повлияли лекарства анти-депрессанты, которые он принимал в то время. После отмены или смены лекарств, память и координация восстановилась. Но возвращаться сразу на сцену он опасался, и вместо этого сначала в 1985г про него снимают замечательный документальный фильм «The Last Romantic», где он говорит, — Вы видете, я помню как играть, — и играет. В этом же году он возобновляет концерты. А теперь я перейду к тому, что написано на пластинке, и буду выборочно переводить статью Charles Kuralt, CBS News. По возможности, я сохранял несколько пафосный слог оригинальной статьи, но переводил второпях, прошу прощения за корявость.
* * *
Однажды весенним утром на желтой стене Московской Консерватории появилась обычная афиша. На ней было написано, что вскоре состоится сольный концерт пианиста Владимира Горовица (США). Всего одна афиша, но она электрическим шоком пронзила советскую столицу. Все, кто видел или даже хотя бы слышал об этой афише, знали, что это будет концерт, который запомнится навсегда. И он запомнился.
Но как же на него можно было попасть? Меньше 400 билетов выпустили на продажу в кассы, и длинная очередь русских любителей музыки выстроилась ночью, чтобы попытаться ухватить билеты, которые кончились за несколько минут. Оставшиеся 1800 мест Большого зала Консерватории были зарезервированы для правительственных и дипломатических гостей.
В воскресенье, 20го апреля 1986г в 4 часа дня начинался концерт. На улице шел дождь, и сотни людей стояли вокруг на улице под зонтиками. Они, конечно, знали, что не услышат не звука. Но они просто хотели быть в этом месте в этот день.
В назначенный час в правой части зала грянули аплодисменты, и небольшой старый человек в темно-синем костюме с бабочкой вышел на сцену, а гром аплодисментов и выкриков раскатился по всему залу. Он проковылял на середину сцены, поклонился залу с нервной улыбкой, погладил рояль, как бы успокаивая его и себя, сел и стал ждать тишины.
Затем он опустил руки на клавиши, и с первыми звуками сонаты Скарлатти потекли эмоции и воспоминания. Владимир Горовиц в возрасте 82 лет вернулся, после 60 лет отсутствия, чтобы играть на своей родине.
Он играл с удивительным чувством и силой. Он дарил публике нежную пастель и яростный гром. К тому времени, когда зазвучали произведения Рахманинова и Серябина, многие в зале плакали. Горовиц взял эти слезы, переплавил в любовь, вколотил в знакомые октавы под крики «Браво» после каждого фрагмента выступления, которые он принимал с широкой улыбкой и игривыми покачиваениям пальцами в сторону публики.
«Это не человек, это может быть только с небес» — сказал кто-то а антракте. «Он единственный пианист, который может играть цвета» — сказал другой. «Его музыка — это чистые кусочки красоты текущие по воздуху» (интересно, как это звучало по-русски, не могу понять).
Заголовок в «Нью-Йорк Таймс» гласил — «Горовиц в Москве: овации и слезы».
<дальше я пропущу изложение некоторых фактов его биографии, и перейду к встрече в аэропорту>
Елена Донберг (племянница Горовица, которую он не видел 60 лет) приехала в московский аэропорт встретить своего знаменитого дядю. Два старых родственника прогрузились в общие воспомининия, на время забыв про огни камер и не замечая вопросов репортеров.
Большую часть времени в Москве Горовиц проводил в особняке-резиденции американского посла. Но он совершил одно паломничество — в дом Александра Скрябина, который однажды похвалил игру юного Володи много лет назад. Здесь, на рояле композитора, Горовиц играл этюды Скрябина в честь его дочери Елены. (Я нашел фрагмент этой встречи, вставка видео запрещена, только ).
В пятницу после обеда Горовиц приехал в Большой концертный зал порепетировать перед полным залом студентов и профессоров консверватории. Он тщательно проверил освещение и расположения рояля на сцене, и немного покривлялся для фотографов. Затем, понимая ожидания студентов, он заиграл по-серьезному. Мертвая тишина повисла в зале. Репетиция превратилась в концерт, в прелюдию к формальному концерту через пару дней. Многие закрыли глаза, чтобы сконцентрироваться только на звуке. Один из сотрудников технической команды Горовица впоследствии признавался, что эта «репетиция» была одним из лучших концертов, которые он слышал. <…> Студенты аплодировали много минут, преследовали его, пока он шел к машине, которую облепили со всех сторон переполненные любовью и восхищением. Несмотря на все усилия милиции, машине потребовалось почти полчаса, чтобы проехать 50 метров и выехать на улицу.
<дальше опять пропущу про международную напряженность в то время (бомбардировки Ливии), и как музыка Горовица объединяет врагов в холодной войне. Оставлю лишь последние цитаты американского телеведущего, который вел прямую трансляцию московскго концерта в нью-йоркской студии>
«В заключительной части концерта, смотря, как играет этот 82х летний гений, я почувствовал, как волшебным образом влажная пелена застилает мне глаза. Мне не было грустно. Меня наполняло торжество. Это было что-то вроде гордости в тот самый момент, чувство сопричастности цивилизации, которая родила таких людей, как этот играющий сейчас на рояле старик.
И в тот самый миг, когда я почувствовал слезы на глазах, камера оставила пальцы Горовица и сфокусировалась на лице какого-то советского человека в зале. Он не был похож на врага. Его глаза были закрыты, голова слегка откинута назад так, что лицо немного повернуто к верху, — и одинокая слеза стекала по его щеке.»
Это была та же слеза, что текла и по моей.
* * *
Полностью концерт легко найти на ютьюбе. Я же приведу лишь три небольшие вещи, которые, как мне кажется, очень ярко показывают глубину и силу этого незабываемого действа. Потом был концерт в Ленинграде, и должен был быть концерт в Киеве, городе, где Горовиц родился, но его отменили из-за Чернобольской аварии.
1. Лист. Сонет Петрарки 104.
2. Прелюдия Рахманинова.
3. Два этюда Скрябина, которые закрывали первое отделение. Когда я их первый раз послушал вчера на пластинке, мне казалось, что рояль сейчас запрыгнет в комнату. Наверное, в них квинтэссенция всего концерта, а возможно, и всего Горовица.

Владимир горовиц пианист

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *