Виктория токарева и данелия

Любовница Георгия Данелии: «Каждый раз пьяным он звал меня замуж»

Георгий Данелия

81-летняя Виктория Токарева хорошо знает, каково это сотрудничать с гением, ведь она была музой и соавтором Георгия Данелии. Вместе они создали сценарии для фильмов «Джентльмены удачи», «Совсем пропащий» и «Мимино». Однако творчеством дело не ограничилось. В начале 70-х между коллегами разгорелся страстный роман, который им приходилось скрывать от окружающих.

В тот период режиссер состоял в отношениях с Любовью Соколовой, которая родила ему сына. По мнению Токаревой, Данелия никогда не любил супругу, да и она понимала, что их счастливая семья — всего лишь фикция. «Его мама считала, что внук должен расти с обоими родителями, поэтому была против развода, а Данелия не мог с ней спорить. Любовь Сергеевна была старше почти на десять лет, и это всем казалось заметным. Поэтому она не ходила с ним на мероприятия, а отправляла меня. Конечно, она обо всем догадывалась», — рассказала Виктория Самойловна.

Георгий Николаевич не мог уйти, но и противостоять чувствам не умел. Порой после очередного веселого вечера в компании друзей он звонил тайной любовнице.

«Каждый раз пьяным он признавался в любви и звал меня замуж. Потом трезвел и брал свои слова обратно. Однажды позвонил ночью и твердо сказал, что завтра все объявит жене. Наутро я встала, подошла к мужу, но не смогла ему признаться. Спустя несколько часов встретила Данелию: он прятал глаза. Тогда-то я поняла, что он опять напился, и теперь жалеет о сказанных вчера словах», — поделилась воспоминаниями Токарева.Жена прощала режиссеру измены

Их роман продолжался около 15 лет, и все это время они в тандеме создавали шедевры. Постепенно в отношениях стал назревать кризис, ведь Токарева не до конца понимала, чего ждать от этой связи. Однажды она в шутку сказала, что расстается с ним, но Данелия почему-то воспринял это всерьез.

Бывшие влюбленные не общались 20 лет. Виктория Самойловна продолжила жить с мужем, воспитывала дочь и путешествовала по Европе. Данелия в очередной раз женился, но с каждым годом его самочувствие становилось все хуже.

«Однажды Данелия сам мне позвонил. Он очень тяжело умирал, за несколько лет до смерти ослеп, поэтому спрашивал, какие книги может скачать и послушать. Следовал моим рекомендациям, потом мы обсуждали эти произведения. Все было так же, как и много лет назад», — рассказала Токарева в эфире программы «Судьба человека».Токарева уверена, что Данелия любил ее до конца жизни

С последней супругой режиссера Галиной Виктория Самойловна так и не смогла найти общий язык. По мнению сценариста, законная жена просто ревновала Данелию к бывшей любовнице.

Слезы капали: разводы, смерть сына и тяжелая болезнь Георгия Данелии

В 2019 году Токареву ожидало сразу два потрясения: сначала из жизни ушел ее супруг Виктор, а 4 апреля скончался и Данелия. Всего за несколько месяцев Виктория Самойловна лишилась двух мужчин, которых искренне любила на протяжении всей жизни.

Токарева до сих пор продолжает писать книги, но вот сценарии больше не создает. Свое решение она объясняет просто: встретить такого же гения, как Георгий Николаевич невозможно, а значит, и дорога в кинематограф для нее навсегда закрыта.

Когда Данелия женился, «Мосфильм» объявил ему бойкот

Сюжеты своих фильмов великий режиссёр придумывал во время секса с писательницей Викторией Токаревой

Сюжеты своих фильмов великий режиссер придумывал во время секса с писательницей Викторией Токаревой

В этом году исполняется 25 лет со дня создания фильма «Кин-Дза-Дза» Георгия ДАНЕЛИЯ. После этой картины мы вместо «Спички есть?» стали говорить «Каце!», а чтобы продемонстрировать свое превосходство над другим, заявляем: «Ты пацак, а я – чатланин!». Странность фильма была еще и в том, что это единственный фильм режиссера без любовной линии. Может, потому что к моменту рождения этой «космической одиссеи по-советски» режиссер-легенда уже несколько лет жил спокойно с третьей женой? А ведь раньше в его жизни кипели такие донжуанские страсти…

Первой женой великого режиссера — тогда еще студента архитектурного института – стала Ирина Гинзбург – дочка министра строительства. Данелия увидел красавицу на лестничной клетке в доме своего друга и влюбился. Ирина ответила взаимностью. Однажды он сломал руку, и (если верить повести «Дерево на крыше» еще одной возлюбленной Георгия Николаевича Виктории Токаревой — о которой мы расскажем ниже) прямо в гипсе Ириной и овладел. Вдруг пришел папа, и Гие пришлось на морозе пережидать на балконе. Вскоре они поженились, хотя мать Данелия не одобряла этот ранний брак. В своей книге «Тостуемый пьет до дна» Георгий Николаевич рассказал еще одну символическую историю из их жизни. Как-то перед отъездом Гии на военные сборы, молодые договорились, что каждый день с 11 до 12 ночи будут смотреть на Полярную Звезду. При встрече они решили посмотреть на нее уже вместе. Но почему-то глядеть начали в разные стороны. «А ты куда смотришь?» – спросил Гия жену. «Как куда? Вон на ту Полярную Звезду красного цвета», – ответила Ирина, указывая на Марс. Разошлись не только траектории их взгляда, но и жизненные пути. Брак распался через год, как шутил Данелия, из-за того, что «жена слишком ярко красила губы». С бывшей женой он сохранил приятельские отношения, а с дочкой Светланой до сих пор созванивается каждый вторник.

Виктория ТОКАРЕВА и Георгий ДАНЕЛИЯ были любовниками 15 лет и особо своих отношений не скрывали

«Полюбила его навсегда»

Второй супругой режиссера стала народная артистка СССР Любовь Соколова. В 36-летнюю красавицу Любу 27-летний Данелия влюбился с первого взгляда на съемках фильма «Хождение по мукам» в 1957 году. Он сразу же стал за ней ухаживать несмотря на то, что его предупредили: у тебя нет шансов. Люба недавно потеряла мужа, ребенка и не собиралась больше выходить замуж и рожать детей. Данелия наврал, что ему тоже 36 лет, и стал добиваться расположения Соколовой. Однажды на глазах у всей съемочной группы он встал на колено и сказал: «Люба, роман я тебе не предлагаю, будь мне женой!»Уже через год они жили вместе, а еще через год родился Коленька. Роды были очень трудные: ребеночек пошел не тем боком и врачам пришлось щипцами его переворачивать. Любовь назвала сына в честь святого Николая Угодника, образ которого возник у нее перед глазами зимой 1941 года – в начале Великой отечественной войны: «Ты будешь есть по чуть-чуть, но выживешь. Выучи молитву «Отче наш». И правда, пророчество сбылось. В ленинградскую блокаду умерло много людей, но Люба выжила.

Любовь научилась готовить грузинские блюда, отказывалась от главных ролей, терпела увлечения мужа на стороне, ведь Гия мог внезапно пропасть на неделю и также без объяснений вернуться. Когда же после 25 лет совместной жизни муж ее все-таки покинул, она собрала вещи и ушла к себе на квартиру. Целыми днями сидела дома и смотрела в одну точку. Но ненависти к любимому Гие она не чувствовала. Наоборот, от грусти даже сочинила романс «Полюбила его навсегда, навсегда я его полюбила, и добра я была и верна, это было давно, давно это было» и спела ему по телефону. А когда в 26 лет погиб их сын Николай (есть версия, что из-за наркотиков) — порвалась будто их последняя нить. Данелия во всем винил себя и, если верить повести Токаревой, пытался застрелиться, но пистолет дал осечку, а второй раз он не осмелился.

Брак режиссёра с Ириной ГИНЗБУРГ распался, когда дочке Свете не было и года

Любовный марафон

— Неужели он женится на этой Юрковой? — в отчаянии Виктория Токарева кричала подруге.

— Как, ты не знаешь? Он уже на ней женился! — сообщили Вике горькую правду.Сердце известной писательницы бешено колотилось от отчаяния и сердечной боли. Об их 15-летнем романе судачила вся Москва, и никто не ожидал, что Данелия выкинет такой фортель – женится на бывшей журналистке, окончившей высшие режиссерские курсы. Вика бросилась к балкону, разодрала шпингалеты – вот выход. Останавливало только одно – пятый этаж: есть шанс остаться в живых и инвалидом. Так описала Токарева чувства своей героини в автобиографической повести «Дерево на крыше»: «Александр (под которым подразумевался Данелия. — М.О.) вычерпал ее, разграбил, заставил страдать. Но эти страдания оказались конвертируемы, как золото. Она переплавила страдания в творчество. Стала знаменита и независима».Познакомились Гия и Вика в 1967 году, он помогал 30-летней сценаристке писать. Она хохотала от его выдумок, глаза горели – это подстегивало маститого режиссера. Их восхищало и забавляло одно и то же. Он влюбился. Она — тоже. После работы он провожает ее на такси до дома, жадно целует на остановках, в подъезде в неистовстве расстегивает пальто. Она отстраняется: «Ну, что мы в подъезде, как кошки, будем? Нет!» «Да» получается только в творческих командировках, куда они отправляются как сценаристы «Мимино», «Джентльменов удачи». Они часами маются, сценарий не вытанцовывается. И тогда ложатся в постель, истово лаская друг друга, и затихают, как после грозы. А в наступившей паузе Георгий говорит: «Ты меня сейчас убьешь, но я все придумал». Так во время секса с Токаревой у Данелии рождались сюжетные линии. Но вместе быть они не могут.

Сын ДАНЕЛИИ и СОКОЛОВОЙ Коленька погиб в 26 лет якобы из-за наркотиков

Хотя режиссер давно спит с супругой Любовью Соколовой в разных комнатах, но есть сын Коленька. На страже семьи — мать Данелии – властная и величественная красавица Мэри Анджапаридзе. Токарева тоже замужем, есть дочка. Лишь по телефону они запоем болтают по ночам, а планы строят в командировках. И только когда Гия напивался, приходил к ее соседям: «Позовите Вику! Вика, я готов взять ответственность за тебя и твою дочь, давай жить вместе, я уйду от Любы». Но на следующее утро трезвел и порывы рассеивались с парами алкоголя и лунным светом.

Фильм «Осенний марафон» — это исповедь Данелии на тему их связи с Викторией Токаревой. — В моей жизни было два потрясения. Я сам. И потому я создал фильм «Не горюй». Второе потрясение – это ты. И я создал фильм «Осенний марафон», — как-то сказал он Вике.В фильме переводчик Бузыкин в исполнении Олега Басилашвили мечется между женой (Наталией Гундаревой) и любовницей (Мариной Нееловой). В жизни Гии и Вики тоже все разрешилось само собой. Даже когда мама Данелии Мэри Ивлиановна, умирая, благословила сына брак с Токаревой, Гия ответил: «Нет, мама, Вику я уже «передержал». А в интервью потом даже отмахивался: «Не было у нас никакого романа». Правда, потом звонил Токаревой и извинялся: «Я любил только тебя». И Вика чувствовала, что Данелия «не ушел из ее жизни окончательно».

Смерть ребёнка и уход мужа подкосили здоровье знаменитой актрисы Любови СОКОЛОВОЙ — она стала часто падать в обмороки

«Дама с Данелиями»

Выбором Данелии на «Мосфильме» были недовольны все!

— Коллектив кинокомпании объявил ему бойкот! — вспоминают его коллеги. — «Вертихвостка добилась-таки своего», — шептались про Юркову в коридорах. — Всю жизнь к мужчинам-знаменитостям клеилась: и к Тарковскому, и Ерофееву, и Шатрову. И, наконец, заполучила в мужья великого режиссера. А Данелия наш и повелся. Слабый был совсем после операции — его только-только с того света вытащили. Мать умерла. Вот он, исхудавший скелет, с серым лицом вернулся на «Мосфильм» — тут-то его и взяли в оборот. Галя окружила заботой, теплом и лаской, начала водить Георгия к целительнице Джуне. Гия стал приходить к Гале в гости, играть на гитаре, а однажды пришел и сказал: «Вот моя зарплата, вот моя бритва. А это я сам. Принимай таким, какой есть». Галина тогда спешила на деловую встречу, разговаривать было некогда и Георгию Николаевичу пришлось делать предложение в лифте. Он надел ей на палец старинное серебряное кольцо, доставшееся ему от мамы. А Любе Соколовой дома признался: «Я влюбился, я ухожу».

Галина ЮРКОВА — «Дама с Данелиями» — не вдохновляет режиссёра на творчество, но создает ему тепло и уют в доме

Но спустя годы коллеги вдруг поняли, что Данелия не ошибся с выбором третьей жены, они вместе уже больше 25 лет! Галина Юркова на новые сюжетные ходы хоть и не воодушевляла, но смогла создать для гения-мужа домашний уют, ведь Данелия в быту очень не приспособлен. Чтобы он догадался поесть — на крышке кастрюли с супом надо приклеить стикер «СУП». Дабы вкусно накормить мужа в гостинице во время съемок, Галина покупала мясо и варила его в самоваре! Именно за столом с приготовленными Галиной яствами Данелия и Резо Габриадзе придумали инопланетные названия: «пепелац», «каце», «пацак», «ку».

— Галина и сама — очень талантливый человек, — рассказывает друг семьи Дмитрий Таланкин, сын режиссера, с которым Данелия снял два фильма «Сережа» и «Путь к причалу». Именно у Игоря Таланкина Галина училась режиссуре во ВГИКе. — Но решила посвятить себя знаменитому мужу. Она — очень активная, продюсер, великолепный организатор, создала модную картинную галерею, где выставляет работы Георгия Николаевича, ее и его сыновей. Поэтому Евгений Примаков — друг и одноклассник Георгия Николаевича – и называет ее «Дамой с Данелиями».

На сочинском пляже во время «Кинотавра» в 2005 году ДАНЕЛИЯ чувствовал себя раскрепощённым

Код Да Нелия

Благодаря Галине, Данелия решился на «подвиг» – перестал пить, хотя среди коллег уже давно слыл законченным алкоголиком. Из-за его запоев съемки приходилось останавливать на неделю-две. И вот Георгий с самым близким другом-режиссером поехали на Украину, где тогда только начинал работать по методу кодирования от пьянства Александр Довженко. Гипнотическое внушение, с помощью которого дается установка (код) на трезвую жизнь, вырабатывает отвращение к вкусу и запаху алкоголя. После сеанса они вернулись в Москву. Друг Данелии зашел в кафе, съел пирожное «картошку» и вдруг его сердце прихватило. Принесли валидол — стало еще хуже. Почуяв что-то неладное, позвонили Довженко и с ужасом узнали, что другу Данелии стало плохо, потому что в пирожном был ром, а в валидоле — спирт.

— А при чем тут я? — возмущался друг Данелии — Гия же кодировался, а не я!- Но вы же рядом сидели, значит тоже закодировались! — был ответ.- Тогда срочно раскодируйте меня обратно!Друга-то раскодировали, а вот Данелия уже более 20 лет ни-ни.И все же самой счастливой Георгий Николаевич считает свою первую любовь, которая с ним приключилась в 7 лет. — Я поехал в Тбилиси и там в соседнем переулке жила очаровательная девочка, — рассказывал в интервью Данелия. — Я сказал всем, что она — моя. Кто-то возражал, мол, нет, это моя девочка. Тогда начиналось единоборство — и мне как-то удалось сохранить ее за собой, хотя она и знать не знала, что она моя. А потом я ее выменял на ремень с пряжкой. Вот это моя любовь была самой удачной, так как закончилась без потерь — наоборот, с приобретением…

Георгий Данелия и Джейн Фонда

В 1964 Георгий Данелия, сценарист Геннадий Шпаликов и актриса Галина Польских представляли фильм «Я шагаю по Москве» на Каннском фестивале. Во Франции судьба столкнула режиссера и мировую кинозвезду Джейн Фонду! Правда, сам он ничего об этом не помнил. Друзья рассказали: » Гия! Ты и Джейн Фонда уже заполночь сидели посередине лестницы, ведущей из вестибюля в ресторан, она плачет, ты ее утешаешь и сопли платком вытираешь! Мы хотели тебя увести, но личная охрана Джейн нас отогнала». Данелия подумал, что друзья пошутили, но в тот же день увидел в газете фотографию, где он действительно сидит с Фондой на лестнице, а под фотографией подпись: «Джейн Фонда и русский режиссер Галина Польских». Эту историю описал Георгий Николаевич в своей книге «Безбилетный пассажир». Только Джейн Фонде придумал псевдоним Джейн Смит.

Виктория Токарева — биография, информация, личная жизнь

Виктория Токарева

Виктория Самойловна Токарева (в девичестве — Шефтер). Родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская писательница, сценарист.

Виктория Шефтер, ставшая известной как Виктория Токарева, родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Имеет еврейские (по отцу) и русские (по матери) корни.

Отец — Самуил Насонович Шефтер (1907-1945), инженер, родом из Белоруссии.

Мать — Наталья Хлопова (1913-1995), родом из Донецкой области, работала вышивальщицей.

Семья жила в однокомнатной квартире на Лесном проспекте.

В войну Виктория с мамой и сестрой были в эвакуации на Урале. Во время войны отец был призван в ополчение. С фронта вернулся очень больным, затем умер от рака пищевода в январе 1945 года в возрасте 36 лет.

После смерти отца семье долгое время помогалего старший брат Евгений Насонович Шефтер (1900-1961), который работал директором Ленинградского металлического завода.

Родители Виктории Токаревой

Виктория Токарева в детстве

По словам Виктории, лет в 12-13 мама прочитала ей «Скрипку Родшельда» А.П. Чехова, и этот момент она считает своим «подключением в розетку» — тогда у нее родилось желание писать.

В школьные годы окончила музыкальную школу по классу фортепиано.

После школы собиралась учиться на врача, однако в медицинский ее не взяли.

В 1958 году окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано. Далее училась в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Виктория Токарева в молодости

Выйдя замуж, Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения. Позже работала редактором на киностудии «Мосфильм».

Параллельно начала писать прозу.

В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году.

В 1963 году по совету Владимира Войновича опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья», который напечатало издательство «Молодая гвардия». Сама она вспоминала: «У меня первый мой рассказ вышел, и я стала сразу знаменитой через 3 дня, это было в 26 лет».

В 1971 году вступила в Союз писателей СССР.

С конца 1960-х годов Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами. Написала полтора десятка сценариев к кинофильмов, ряд из которых по своим произведениям: «100 грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983).

Была соавтором сценариев к таким знаменитым картинам как «Джентльмены удачи», «Совсем пропащий» и «Мимино». Фильм «Мимино» получил Государственную премию СССР 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.

Автор сценария картины «Шла собака по роялю» (в основу сценария Виктории Токаревой положена её повесть «Неромантичный человек», опубликованная в 1978 году в журнале «Юность»).

Виктория Токарева и Федерико Феллини

Книги Токаревой стали чрезвычайно популярны не только у советских и российских читателей, но также иностранных. Легендарный режиссер Федерико Феллини, прочитав ее книгу, сказал: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».

О себе писательница говорила: «Торжественно к себе не отношусь. Всегда писала, потому что мне хотелось писать. Как у алкоголика есть тяга к водке, так и у меня тяга к письму. Кто-то называет это талантом. Для меня это потребность, разновидность наркомании. Во всяком случае я никогда себя не заставляла, не писала по заказу. Я сажусь за стол и испытываю счастье».

В 1990-2000-е были экранизированы ее произведения «Ты есть…» (экранизация повести «Я есть. Ты есть. Он есть»), «Я люблю» (по повести «Ничего особенного»), «Вместо меня» (по одноимённому рассказу), «Лавина» (экранизация одноимённой повести), «Важнее, чем любовь…» (по повести «Длинный день»), «Простая история» (по повести «Паша и Павлуша»), «Лилии для Лилии» (экранизация рассказа «Розовые розы»), «Единственному, до востребования» (по рассказу «Свинячья победа»), «Птица счастья» (по одноимённой повести), «Своя правда» (по одноимённой повести), «Первая попытка» (экранизация одноимённой повести в соавторстве с Майей Шаповаловой), «Террор любовью» (экранизация одноимённой повести, написанной в соавторстве с Майей Шаповаловой).

Личная жизнь Виктории Токаревой:

Замужем. Супруг — Виктор Токарев (1930 г.р.), инженер.

В браке в 1965 году родилась дочь Наталья Токарева.

Как признавалась Виктория, несмотря на брак, она часто заводила романы на стороне. Супруг поначалу устраивал скандалы, но потом смирился и на развод подавать не стал. Токарева говорила: «Я думаю, муж очень страдал первое время. Потом махнул рукой. Наверняка в глубине души он мечтал встретить другую женщину — преданную, верную, но, видимо, не встретил и остался со мной. А я в глубине души искала кого-нибудь поярче, поинтереснее, но тоже не нашла и осталась с ним».

У Виктории Токаревой был 15-летний роман с режиссером Георгием Данелия. Когда начался их роман, ей было 28 лет, а Данелия — 36, у него в тот момент была гражданская жена актриса Любовь Соколова.

По словам писательницы, это была самая яркая страница в ее жизни. Она говорила: «Дело в том, что он очень интересный человек. Господь Бог создал природу, животный мир, но он не может выразить себя через шум дождя, через лай, мяуканье или кваканье, он может выразить себя только через человека. Но не через каждого, а через очень редкие экземпляры, которые он выбирает. Данелия — один из них».

Их отношения поддерживала мать режиссера — Мери Анджапаридзе.

В то же время сам Данелия отрицал отношения с Токаревой, говоря, что они просто вместе работали: «А это она все придумала. Токарева же писательница. Мы работали вместе».

Виктория Токарева и Георгий Данелия

В октябре 2019 года Виктория Токарева стала героиней программы «Судьба человека», в которой рассказала подробности романа с Георгием Данелия. Она заявила, что об этом знал не только ее муж, но и жена режиссера. «Она давала мне бусы, когда он выходил со мной в свет», — заявила писательница.

Виктория Токарева в программе «Судьба человека»

Дочь Наталья Викторовна Токарева окончила сценарный факультет ВГИКа. Позже окончила колледж психоанализа. По второй специальности — психоаналитик.

Была замужем за Валерием Тодоровским, режиссёром, сценаристом и продюсером.

В браке родилось двое детей: сын Пётр Валерьевич Тодоровский (1986 г.р.) и дочь Екатерина Валерьевна Тодоровская (1995 г.р.).

Однако брак не сложился и Наталья с Валерием развелись. Однако вместе воспитывали детей. Виктория Токарева о бывшем зяте говорила: «Валерий Петрович Тодоровский очень хорошо себя повел в этой ситуации. Он без памяти любит своих детей и очень их поддерживает».

Виктория Токарева и дочь Наталья с внучкой

Наталья Токарева и Валерий Тодоровский с сыном

Фильмография Виктории Токаревой:

1971 — Джентльмены удачи — прохожая (нет в титрах)
2005 — Рождение легенды. Мимино (документальный)
2007 — Ничто не вечно… Юрий Нагибин (документальный)
2008 — Неизвестная версия. Джентльмены удачи (документальный)
2011 — Олег Митяев. «Фантазии завтрашнего дня» (документальный)
2012 — Джентльмены удачи. 40 лет спустя (документальный)
2012 — Георгий Данелия. Между вымыслом и реальностью (документальный)
2012 — Виктория Токарева. Она написала себе роль (документальный)

Сценарии Виктории Токаревой:

1963-1967 — Фитиль (короткометражный)
1968 — Урок литературы
1971 — Джентльмены удачи
1973 — Совсем пропащий
1975 — Красный петух плимутрок
1975 — Василиса Микулишна (анимационный)
1976 — «Сто грамм» для храбрости (киноальманах)
1977 — Перед экзаменом
1977 — На короткой волне
1977 — Мимино
1977 — Между небом и землёй (фильм-спектакль)
1978 — Шла собака по роялю
1979 — Поговори на моем языке (короткометражный)
1979 — Дефицит на Мазаева (фильм-спектакль)
1980 — Зигзаг (короткометражный)
1980 — Гость (короткометражный)
1980 — Глубокие родственники (короткометражный)
1981 — Шляпа
1983 — Талисман
1984 — Маленькое одолжение
1985 — Тайна земли (короткометражный)
1986 — О том, чего не было
1986 — Кто войдет в последний вагон
1987 — Стечение обстоятельств (Apstākļu sakritība)
1993 — Ты есть…
1994 — Я люблю
2000 — Вместо меня
2001 — Лавина
2006 — Важнее, чем любовь

Библиография Виктории Токаревой:

1969 — О том, чего не было
1972 — Когда стало немножко теплее
1978 — Летающие качели
1983 — Ничего особенного
1991 — Сказать — не сказать…
1992 — Римские каникулы
1993 — Почем килограмм славы
1995 — Антон, надень ботинки!
1995 — Хэппи энд
1995 — Вместо меня
1996 — Лошади с крыльями
1997 — Можно и нельзя
1998 — Этот лучший из миров
2002 — Мужская верность
2004 — Птица счастья
2006 — Террор любовью
2009 — Дерево на крыше
2012 — Тихая музыка за стеной
2012 — Короткие гудки
2013 — Так плохо, как сегодня
2014 — Сволочей тоже жалко
2015 — Муля, кого ты привёз?
2015 — Мои мужчины
2016 — Немножко иностранка
2016 — Кругом один обман
2017 — Дома стоят дольше, чем люди
2018 — Дом за посёлком

Бабье лето звёзд — Виктория Токарева

«Бабье лето» — авторский проект Сергея Майорова, известного журналиста, многократного лауреата Российской национальной телевизионной премии Тэфи и фотохудожника Аслана Ахмадова. 20 потрясающих актрис и красивейших женщин отечественного кино, среди которых Людмила Гурченко, Вера Васильева, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Ирина Скобцева, Элина Быстрицкая, Ада Роговцева, Инна Макарова, Ольга Аросева, Римма Маркова, Зинаида Кириенко, Ирина Мирошниченко, Людмила Хитяева, Тамара Семина, Ирина Печерникова, Лариса Лужина, Татьяна Конюхова, Ольга Волкова, Наталья Варлей, Евгения Уралова, Татьяна Васильева, Светлана Светличная, Ирина Алферова расскажут о любви, личных драмах, закулисных интригах, об успехе и уходящей эпохе. Глядя на них, понимаешь, что время не властно над талантом — несмотря на возраст, эти актрисы так же прекрасны и интересны в пору «бабьего лета», как и в молодости. Бабье лето, если верить словарям, это период по-летнему теплой и сухой погоды в преддверии осени, наступает после значительного похолодания и сопровождается вторичным цветением. В культурах разных стран этот период называют по-разному: «цыганским летом» в Болгарии и Македонии, «летом Святого Мартина» в Италии, «летом Святого Дени» или «индийским летом» во Франции. А народные предания гласят, что название это связано с периодом в жизни женщины, когда она может отдохнуть от летних трудов и забот, расслабиться и насладиться последними ласковыми солнечными лучами. Есть такая пора и в жизни каждой женщины. Пора, когда уже не надо спешить, не надо бояться упустить что-то, а можно просто отдыхать и размышлять.
«Бабье лето» — истории кинобогинь. Их именами можно назвать целые эпохи. Они создали незабываемые яркие, полные трагизма и жизненной правды, юмора и света образы в кино и на сцене. Но, будучи великими актрисами, они стали и великими женщинами. Женщинами, готовыми пленять сердца мужчин, женщинами, способными дарить надежду, женщинами, познающими счастье материнства и боль утраты. Они блистали на публике как звезды и плакали в подушку как самые обычные женщины.
ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА
Началось всё с того, что я узнала интересную новость: новое произведение Виктории Токаревой, которое я ещё не успела прочитать «Дерево на крыше» — автобиографическое. То есть, о ней самой. Правда, в главной роли – её «соперница-разлучница», а сама она – Лена. И вот я зашла в Википедию ( это свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый, и сейчас в ней около 1 161 195 статей на русском языке), и ужаснулась. На меня смотрела толстая страшная Баба Яга. Пальцы как сардельки, два подбородка, щёки едва помещаются на фотографии, а взгляд безумный, жуткий, безжалостный, как у Фрекен Бок, когда она кричала, размахивая пылесосом. И мне, помню, подумалось тогда: «Вот это месть!» Я про фотографию.
С детства обожаю кино. Это обожание мне передалось по генам. Мама и папа слыли неисправимыми киноманами. Не пропускали ни одной новой киноленты в кинотеатре. А самый любимый кинотеатр «Аврора», стоял немного во дворах, за огромным зданием городского ЦУМа. Как сейчас помню, крик с улицы: «Све-та!» Мама высовывается в форточку или выскакивает на балкон и в ответ: «Что, Толик?» «Спускайся! Мы опаздываем!» Мама всё бросает, неважно насколько это важно: выключает утюг, останавливает стиральную машинку, если мыла пол – ведро так и стоит до вечера посредине зала, если жарила, варила – всё вырубается, и пока горит спичка (если её поджечь!) одевается. Пулей вылетает из квартиры. На ходу кричит мне, что сделать до её прихода. Пятый этаж. Нужно заметить, что в кино родители всегда опаздывали. Но возвращались довольные и счастливые. Как обкуренные. Хотя в нашей семье никто не пил и не курил. До третьего колена. Никто.
Когда мы всей семьёй смотрели какую-нибудь киноленту по телевизору, папа всегда спрашивал: «Кто это?» «Тихонов!» — отвечала я. «А это кто!» «Не знаю…» «Как тебе не стыдно! Это же Фрунзе Мкртчян. Правда, выговорить трудно, 5 согласных подряд, но знать надо».
Первый раз я смотрела фильм «Мимино» — меня держали семеро, а я смеялась. С повестью Токаревой «Неромантичный человек» я познакомилась быстрее, чем с фильмом «Шла собака по роялю». Соседи вешались, стуча нам в потолок. Три часа ночи, а я ржу как лошадь. В детстве я не знала, что сценарии к фильмам «Джентльмены удачи», «Сто грамм для храбрости», «Талисман», «Ты есть» написаны тоже Токаревой. Всего 14 сценариев. Я вообще не знала Токареву. Иногда она мне попадалась под руку, я проглатывала её драму в один присест, но имя Токаревой отложилось в памяти не сразу. Это были 80-ые годы, а мне – всего 10 лет.
Сегодня я увидела Викторию Токареву, что называется, вживую. Она давала интервью Сергею Майорову. Она поразила меня своим высказыванием: «Женщины, у которых не сложилась жизнь, все очень любят меня читать. А так как жизнь не сложилась у 99% женщин, даже те, которые замужем, и даже те, которые за олигархами, — у них тоже не сложилась. Поэтому меня читают все женщины». Я смотрела на неё и поражалась – где ты, моя самая необыкновенная женщина? Во что ты превратилась?
Виктория Самойловна Токарева родилась в 1937 году, в Ленинграде, в семье инженера. На самом деле «Токарева» — это фамилия мужа. Надо же! О своей девичьей фамилии она расскажет сама. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей: в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, и ей пришлось получать музыкальное образование, четыре года учась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище (окончила в 1958 году), а затем — в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Её рассказ «Сказать-не сказать» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Неделю я ходила как в тумане. Переживала.
После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу, позже работала редактором на киностудии «Мосфильм». В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году. Наверное, странно быть женщине сценаристом, как, впрочим, и режиссёром. Но женщины-космонавты ведь есть? И женщины-физики.
На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая гвардия»). В 1971 году её приняли в Союз писателей СССР. Я в этот год только родилась. А у неё началось самое интересное в жизни: признание таланта, поклонники, творческие встречи, командировки. Мы тогда выписывали журнвал «Юность» и «Новый мир», там я и натыкалась то на Токареву с драмой, то на Друнину с воспоминанями о войне. Благодаря журналу «Юность», а до 1991 года журнал являлся органом Союза писателей СССР, я знала творчество многих известных писателей и поэтов: Роберта Рождественского, к примеру, Беллы Ахмадулиной, Вознесенского, Окуджавы, Риммы Казаковой, Дины Рубиной, Александра Иванова, Кира Булычева и др. Главные редакторы журнала – достаточно известные фамилии – Катаев, Полевой, Дементьев. Сейчас (с 2007 года) – Валерий Дударев.
Виктория Токарева живёт и продолжает работать в Москве. Её работы переведены на английский, немецкий и датский языки. У Токаревой есть муж и дочь Наталья. Но об этом позже. Она сама расскажет. Или Сергей Майоров: «Муж Виктории Самойловны – бывший инженер, бывает в доме наездами и в дела супруги не вмешивается. Режим строгий – ни дня без строчки. Печатает на печатной машинке». Токарева саркастически улыбается (вероятно, оператору) и комментирует: «Между человеком и космосом не должно быть никакой железяки. Компьютер – магнитная железяка. Темя человека – канал, направленный на связь с космосом. У творцов этот канал никогда не закрывается. Анатолий Ким сказал, что последний роман он писал на компьютере, поэтому роман получился пресный, неинтересный. А те предыдущие – от руки. То есть писать на компьютере, это всё равно, что совокупляться с презервативом.
Теперь о фамилии, как я и обещала: «Виктория меняет свою девичью фамилию Зильберштейн на фамилию мужа – Токарева. Причины в общем-то ясны. Также в её жизни происходят другие серьёзные замены: она меняет вторую столицу на первую. А музыку – на литературу.
Виктория кокетничает, хотя мимикой не выдаёт себя: «Я была очень хорошенькой. Очень нравилась мальчикам. А они нравились мне. Я вообще без любви жить не могла ни одного дня. Но замуж вышла за Москвича в Лениграде. Он был стиляга. Такие глаза. Мы мало хороводились, месяца три. В Москве началась моя новая жизнь. Георгию Данелию было 36, мне 29. Мне кажется, что все люди в молодости – самые талантливые, потому что аккумулятор заряжен. В молодости я была очень талантлива. И я не преувеличиваю. Моя фраза «пошёл дождь, в луже вскипали водяные человечки» потрясла моего «мастера» не на шутку, и он так посмотрел. Знаете, это большее счастье, работать с большим талантом. Когда человек талантлив – он как театр. Он интересен каждую минуту…»
Сергей Майоров за кадром: «26 лет выживали под одной крышей два талантливых, но абсолютно не подходящие друг другу, человека: режиссёр Данелия и актриса Любовь Соколова. Жена старше мужа на 10 лет – приговор для гражданского брака. Они не сошлись во времени. Жили в параллельных мирах. Вопреки всем мыслимым законам эти миры пересеклись. Был общий сын. Соколова попала в книгу рекордов Гиннеса, как самая снимаемая актриса в мире. На её счету 389 фильмов. И только в трёх фильмах снялась она у своего мужа Данелия.
Токарева комментирует: «Если бы Данелия был водопроводчик, пришёл, починил кран и ушёл, я бы не обратила на него внимания. Но он был талант. Мы жили на одной вибрации. Для меня никогда нет никаких неожиданностей. Когда происходит успех, мне кажется, так и должно было быть».
Токарева показывает фотографию, где ей 40 лет, и она – с ним. Это единственное, что осталось в память о нём, где они вместе. Это единственное напоминание о том времени, когда-то она, в любовном порыве, была готова бросить свою семью. Любить сердцем, а поступать по разуму. За мужа выходила по страсти, а оказалась – по расчёту. «Ни один муж не стал бы меня терпеть, — говорит Токарева, — у меня нет приоритета в браке. Женщина должна восходить к мужу как к Божеству. Для меня же муж – не божество. Для меня профессия – божество. У меня есть дочь. Только для дочери мне нужен был муж. Мне кажется, вернее, я уверена, что отец или дедушка должен обязательно родной. Чужой не имеет права дать даже затрещину. Не имеет права воспитывать».
Токарева, известие о распаде брака дочери, встретила без истерик. Ей было 16, ему 19. 23 года не расставались. Любовью не поруководишь. Она приходит, а потом смотришь – она ушла. Обоим захотелось другой участи. Моя дочь – партизан.
Валерий Тодоровский от первого брака с Викторией Токаревой имеет сына и дочь Екатерину. Все получили харизму и породу. Токарева рассказывает: «Я посеяла сад или огород. Хочу, чтобы им досталось литературное наследство. Жванецкий сказал, как страшно умирать, когда ты ничего не оставляешь своим детям. И это один из смыслов жизни. Пусть прозаический. Очень трудно человеку начинать с нуля.
Брак и любовь – работа и задача. Любовь проходит. Брак остаётся. Вспоминаю. Есть выражение – служебный роман. Наш роман с Данелия не мог перерасти ни во что другое. Жёны алкоголиков, когда из обследовали, из ста – все 100 были больны. Бедная жена. Когда Данелия находился в запое, он был неузнаваем. Два разных человека. После «Осеннего марафона» Данелия чуть не погиб во время операции. Потом он расстался со своей женой Соколовой. Перестал соавторствовать с В. Токаревой, звонить ей, и женился на режиссере Галине Юрковой. Сын Данелии и Соколовой погибает. Соколова не дожила до 80 лет один месяц. В последнем интервью – ни слова о сопернице Виктории Токаревой. Но Токарева написала «Дерево на крыше», где Соколова – главная героиня, Вера. Токарева: «С годами всё портится, человек портится, характер портится, никакой красоты не приходит. Природа запрограммировала человека до 120 лет. Завязка, кульминация и развязка. И это надо понимать. А может там лучше в 100 раз? Это я сама себя часто спрашиваю. Старость – единственная альтернатива смерти. Либо постареть, либо умереть. Возраст – тормозной путь молодости. В детстве я мечтала стать врачом. Все болезни от нервов. Главное – выговориться и быть понятой. Я читаю медицинские учебники как художественную литературу. Это очень похоже. Что ещё сказать ко всему? Влюблённость – это лихорадка. Любовь – хроническое тяжёлое заболевание, продолжительное. Это всё».
9.11.2014, Мари Шансон

Новости

10 октября 2019

Судьба Виктории Токаревой. «Мой осенний марафон с Георгием Данелией»

«Это миф, что нельзя любить двоих одновременно. Очень даже можно, потому что любишь по-разному», – заявила однажды знаменитая писательница Виктория Токарева. Сама она больше 60 лет жила с одним-единственным мужем, но не скрывает, что у нее был роман с легендарным Георгием Данелией, который продлился 15 лет. Вместе с ним она написала сценарии к фильмам, которые вошли в золотой фонд отечественного кино – «Джентльмены удачи» и «Мимино». По словам Виктории, с Данелией у них был тандем любви и творчества, и, возможно, поэтому их фильмы получились такими живучими и очаровательными.

Ее отец умер в 1945 году, в возрасте 37 лет. Он был на войне и там, попав в окружение, получил мощный стресс, который спровоцировал рак пищевода. Мать осталась одна с двумя детьми, но смогла справиться со всеми трудностями. Первым делом она позаботилась об образовании дочерей и где-то раздобыла рояль. В результате Виктория окончила музыкальную школу и музыкальное училище при консерватории. А сестру мама выучила четырем языкам. «Я, конечно, вылитая мать. Начиная с внешности и заканчивая энергией, которая все пробьет», – говорит Виктория Самойловна. Но при этом она не скрывает, что побаивалась маму, которая была щедра на подзатыльники.

Когда юная Виктория уже сама работала в музыкальной школе, ей поручили позвать на встречу какого-нибудь поэта. Она позвонила Твардовскому, Светлову и Сергею Михалкову. Трезвым оказался только последний, и он согласился прийти на встречу с учениками. Так они познакомились. А когда в 22 года она поступала во ВГИК на сценарный факультет и провалилась, то позвонила именно ему – и зарыдала. Михалков помог юной знакомой – вскоре ее имя вписали в списки поступивших. Сергей Владимирович был уверен – так или иначе она своего все равно добьется: «Ты не девушка, а ледокол «Ермак», который прорежет все льды», – говорил он ей.

Сейчас Викторию Токареву считают создателем жанра современной женской прозы. Она известна не только в России – ее книги читают по всему миру. Возможно, потому, что никто другой не может описать так ярко и жизненно всю палитру женских чувств. Очень часто в романах писательницы прослеживается ее собственная судьба. Например, о том, как непросто складывались ее отношения с матерью, она написала в романе «Террор любовью». Чтобы поскорее вырваться из-под удушающей опеки мамы, она довольно рано вышла замуж, в 20 лет, и почти сразу переехала из Ленинграда в Москву.

28-летний москвич с синими глазами, стиляга в брюках-дудочках, показался при знакомстве юной Виктории прекрасным принцем и поразил ее в самое сердце. Она не думала и двух минут, когда он сделал предложение. «Мы с Виктором жили прекрасно! У него было развито редкое качество – чувство семьи», – вспоминает писательница. Муж Токаревой всегда оставался в тени своей знаменитой супруги. Но именно он стал отцом ее единственной дочери Натальи, и именно с ним она была рядом до самой его смерти: «Мы так проросли друг в друга, что стали глубокими родственниками. А родственников же не бросают. И это чувство гораздо важнее, чем любовь».

В 1968 году вышел первый фильм по ее рассказу – «Урок литературы». В одночасье она стала знаменитой и получила предложение от «Мосфильма» написать сценарий. Сценарии Виктория писать не умела, и к ней прикрепили помощника. Им оказался Георгий Данелия. «Когда он был пьяный, он все время делал мне предложение, – вспоминает Виктория Самойловна. – А потом трезвел и передумывал». Данелия был женат, хоть и неофициально, на актрисе Любови Сколовой. А та молодой, веселой, красивой Вике казалась невзрачной, как домработница с питанием и проживанием. Но Данелии мать не разрешала ничего менять, потому что у него был сын. Да и Виктория совсем не хотела бросать свою маленькую дочь и мужа… Сегодня, когда ей 81 год, она призывает женщин: что бы ни было – не разводиться! Терпеть своих мужей, если в них нет явных пороков. Сама она так и сделала.

Год назад с разницей в несколько месяцев два самых главных мужчины в судьбе Виктории Токаревой ушли из жизни. Но она не отчаивается и, храня о них светлую память, продолжает жить и радоваться. «Даже сейчас, когда мне 125 лет, мне нравится жить», – говорит Виктория Самойловна. И, глядя на ее улыбку, невозможно в это не поверить…

Чем сегодня наполнена жизнь известной писательницы? Почему ее любила мать Георгия Данелии? Какой недостаток знаменитого режиссера Токарева сочла неприемлемым? Как сложилась судьба ее дочери? Как родилась знаменитая фраза из «Джентльменов удачи» «плохой человек – редиска»? Ответы – в программе «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым.

Виктория токарева и данелия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *