Виды роспись посуды

Обзор видов посуды с орнаментом

Посуда с орнаментом всегда пользовалась спросом и привлекала к себе внимание. Ведь при помощи нее можно как накрыть праздничный стол, так и дополнить интерьер всей кухни.

Различные орнаменты, узоры, рисунки создают уютную домашнюю атмосферу и помогают создать стилистику кухни.

Посуда с орнаментом

Следует различать понятие орнамента, узора и рисунка для того, чтобы понимать, какой именно тип украшения хочется приобрести.

Орнамент — абстрактное обрамление в виде последовательно повторяющихся элементов. Чаще всего он имеет границы (иногда четкие, иногда размытые). Например, на тарелках и блюдцах орнамент может быть выполнен на кайме изделия.

Каемки с орнаментом

На посуде встречаются несколько видов орнамента:

  • Геометрический орнамент — как правило, данный вид имеет самые четкие границы, представляет собой сочетание различных геометрических фигур, линий, точек. Геометрический орнамент на посуде идеально подойдет для дополнения кухни в современных стилях: модерн, сканди — стиль, хай-тек. Очень часто яркие геометрические узоры используют для разбавления лаконичности спокойных оттенков помещения.

Геометрический орнамент

  • Растительный орнамент. Это может быть цветочный венок, нарисованный по окружности тарелки или мотивы или пейзаж на дне блюдца, заключенный в ограниченное обрамление;

Растительный орнамент

  • Животный орнамент. Исходя из названия не трудно догадаться, что центральной фигурой оформления является животное. В хохломе или гжели это лошади, птицы, в современной росписи — абсолютно любые животные.

Животный орнамент

Узор — это сочетание линий, красок, оттенков, выполненный абсолютно в любом стиле, не имеющий каких — либо закономерностей в расположении (это его главное отличие от орнамента). Также разделяется по тематике на геометрический, растительный и анималистический.

Классический рисунок дает более широкое поле для выражения художественных идей. Рисунки бывают сюжетные, абстрактные и комбинированный.

Современные технологи нанесения позволяют изобразить на посуде абсолютно любые изображения — от героев любимых мультфильмов до семейных фотографий и портретов.

Национальные виды росписи посуды

У каждого народа есть традиционный вид искусства, который передаются от потомков к потомкам и становится со временем целым направлением в искусстве. К таким масштабным стилям относятся:

  • Гжель. Один из самых популярных традиционно русско — украинских видов росписи. Синий, голубой и белый цвет — традиционные для этой техники. Чаще всего это цветочные мотивы, злаки, замысловатые завитушки. Помимо растительного принта в гжели могут быть выполнены и сюжетные рисунки.
  • Хохлома. Ее основой является черный фон, на котором изображены различные рисунки красного, золотого, зеленого цвета. Чаще всего это растительная тематика — ягоды, цветы, грибы. Зачастую на посуде, оформленной в технике хохломы присутствуют абстрактные птицы, собаки. Традиционно роспись выполняется на деревянной посуде, однако сейчас можно приобрести и керамическую посуду в этом стиле;

  • Прочие техники традиционной русской росписи. В России насчитывается более 20 видов художественной росписи. Все они возникли примерно в одно время в различных уголках нашей Родины. Мезенская роспись, Жостово, Федоскино — все они имеют свою характерную особенность в виде определенной цветовой гаммы, манеры написания и изображенных на них предметов.
  • Восточная роспись — китайский, японские мотивы обычно выполнены на контрастном фоне: ярко — красный, зеленый, черный, белый. На рисунках присутствуют разнообразные узоры, цветы или герой известных восточных сказаний — драконы, змеи. Особое внимание следует уделить восточным узорам — они имеют геометрическую основу, чаще всего симметричны и имеют сходство с орнаментом — циклично повторяющиеся предметы;

  • Традиционная узбекская роспись в своей основе кроет тайный смысл — виноградные лозы, деревья — символ плодородия. Сложные, переплетающиеся узоры — знаки цикличности и бесконечности.

Существует множество заводов по изготовлению посуды, которые занимаются в том числе и оформлением в вышеперечисленных популярных техниках росписи. Среди них Гжельский фарфоровый завод, Дулевский фарфоровый завод.

Нанесение рисунков на посуду стало возможно и не в таких крупных масштабах — практически в любом магазине фотопечати есть специальные станки для печати изображений на кружках, тарелках. Такая посуда — отличный сувенир и способ поздравить близкого человека.

Благодаря современной технике, можно самостоятельно создать проект узоров и орнаментов на при помощи специальных компьютерных программ, а уже после воплотить их в реальность.

  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература

Дьяченко Д.С. 1 Костюшко В.О. 1 1 МБОУ «СОШ №15», 2 «А» класс Котяева С.Ю. (, МБОУ «СОШ №15») 2208 KB 1. Ивановская В.И. Русские орнаменты / Изд-во «Стрекоза», 2014. 2. Лоренц В.И. Орнамент всех времен и стилей / Изд-во «Лабиринт», 2012. 3. Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты / Изд-во «Бичик», 2010. 4. Симаков Н.С. Русский орнамент / Изд-во «Москва», 2002. 5. Степанова Л.И. Рисуем всё, что угодно / Изд-во «Москва», 2000. 6. Юрова Е.С. Сокровища русского орнамента / Изд-во «Этерна», 2010.

Математика повсюду.

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь.

М. Борзаковский

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами и узорами. Раньше орнаментом украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь. Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Как правило, посуда красиво украшена различными узорами и орнаментами. Всё это создают мастера – умельцы, которые выполняют роспись, оформление посуды, приведение её в эстетический вид. Ребята нашего класса тоже захотели стать такими умельцами, узнать больше о способах оформления посуды узорами и орнаментами.

Поэтому, перед началом работы над проектом, мы решили узнать: почему люди стали использовать орнамент на посуде? Для чего это делалось?

Мы поставили перед собой следующие цели:

1. Исследовать историю возникновения и использования узоров и орнаментов на посуде, изучить их виды, типы, структуру.

2. Закрепить знания о геометрических фигурах, научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом.

3. Создать самим образцы посуды со своим узором.

4. Обобщить результаты исследований, оформить научно-исследовательский проект «Узоры и орнаменты на посуде»

5. Учиться пользоваться дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.

Объект проекта – роспись посуды.

Предмет проекта – орнаменты, узоры и элементы узоров.

Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно самим научиться создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.

На время работы над данным проектом ребята нашего класса стали исследователями, художниками, дизайнерами, «гончарами», фотографами. Каждый ученик выбрал свой маршрут работы над проектом.

Объектом работы исследователей стали литература и иллюстративный материал по данной теме, образцы росписи посуды, имеющейся у нас дома, у родных, знакомых, в магазине посуды. Ребята изучили весь исторический путь от изготовления первой самой примитивной посуды до украшения посуды лазерной гравировкой в наши дни.

Художники, изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что существует четыре основных вида орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. Встречаются и комбинации видов орнаментов. Существует также два типа орнаментов: орнамент в полосе и замкнутый орнамент. Художники попробовали создать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды, оформили свои работы в альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды

Фотографы изготовили фотоальбом «Способы украшения посуды». В этот альбом они поместили собственные фотографии оригинальной посуды.

Основная часть

Определение узора и орнамента

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Геометрический узор – это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур.

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира.

История происхождения посуды, использование узоров и орнаментов на посуде

Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры, дерева, лозы. Но та посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, хранить жидкости.

И только в районе седьмого тысячелетия до нашей эры был изобретен первый искусственный материал – огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина.

Древние люди стремились делать посуду не только удобной, но и красивой. На неё стали наносить разнообразные рисунки.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Виды орнаментов

Ребята нашего класса выяснили, что существует четыре основных вида орнаментов:

Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д. Например, гжель, хохлома.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует стилизованные фигуры или части тела человека.

В смешанном орнаменте используются различные элементы.

Типы орнаментов

Орнаменты бывают двух типов:

1. Орнамент в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива

2. Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге.

Нам больше всего понравился геометрический орнамент. Его легче рисовать, но всё равно он выглядит очень нарядно. В геометрическом орнаменте используются следующие формы: точки и линии, круги и овалы, ромбы и квадраты, ломаные линии – зигзаги, меандр. Меандр – (от греческого – «круговорот» – это когда образуется ломаная линия под прямым углом либо по спиральным завиткам).

Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками – продленными сторонами, с крючочками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами и т.п.

Очень часто встречаются фигуры треугольников, которые могут быть частью ромбического орнамента и самостоятельным узором: соединяются вершинами, накладываются один на другой и т.п.

Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональные соотношения его частей. В основном элементы орнамента располагаются по всему периметру посуды, иногда располагаются по центру предмета посуды.

Термин «орнамент» связан с термином «декор», который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т.д., от простых до сложных. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа. Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов.

Заключение

Всему ребятам нашего класса было очень интересно работать над проектом «Узоры и орнаменты на посуде». Каждый из нас внёс собственный вклад в общее дело. Мы считаем, что достигли поставленных целей.

Во-первых, работа над проектом научила нас лучше понимать одноклассников, уважать чужую точку зрения, вместе приходить к правильному решению. Мы работали дружно, организованно. Нам было очень интересно самостоятельно добывать новые знания, впечатления и делиться ими с друзьями.

Во-вторых, мы узнали о многообразии орнаментов и видов узоров, которые люди используют для украшения посуды. Попробовали изготовить и расписать из солёного теста посуду, как мастера (Приложение 1). Закрепили знания о геометрических фигурах, научились видеть красоту различных орнаментов, рисовать орнамент и украшать посуду из картона (Приложение 2).

В-третьих, мы оформили выставку альбомов, в которых собрали эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды, разместили фотографии наиболее понравившихся нам узоров, которые встретились нам в разных местах и почерпнули из разных источников (Приложение 3).

Мы надеемся, что приобретённые в процессе работы над проектом знания помогут нам и в дальнейшем видеть и создавать красоту вокруг себя.

Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.

Приложение 1

Изготовление и роспись посуды из солёного теста

Работая над проектом «Узоры и орнаменты на посуде», Костюшко Варвара выступила в роли дизайнера и художника. Создала свою посуду и доказала связь математики и искусства.

Свою чашечку она сделала из соленого теста. Сама его замесила и вылепила.

А вот какая кружка получилась у Вари

Приложение 2

Украшение посуды из картона

Эти изделия выполнила Дьяченко Дарья

Приложение 3

Выставка альбомов

Библиографическая ссылка

Дьяченко Д.С., Костюшко В.О. УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ НА ПОСУДЕ // Старт в науке. – 2019. – № 2-1. – С. 94-98;

Самые известные виды художественной росписи российских мастеров, сохранившиеся до 21 века


Металлический поднос с жостовской росписью.

Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

Жостово


Жостовский металлический поднос.

Цветочный букет — характерный мотив для жостовской росписи.

Истоки жостовской росписи восходят к началу 19 века. В то время в нескольких соседних деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникали ремесленные мастерские, которые занимались изготовлением расписных декоративных изделий из папье-маше, покрытых лаком. Художники расписывали шкатулки, портсигары, сахарницы и металлические подносы. Постепенно количество производимых подносов увеличивалось, тем самым вытесняя прочие изделия.
Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. В начале 20 века с приходом советской власти деревни объединили в артель «Металлоподнос», а мастерам пришлось туго, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, диктуемые тогдашними тенденциями реализма. Однако художникам удалось сохранить свою самобытность, а жостовские подносы перешли их разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.

Хохлома


Посуда, расписанная хохломой.


Традиционные хохломские мотивы росписи.

Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.

Гжель


Посуда, расписанная гжелью.

Посуда, расписанная гжелью.

Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка), на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» — это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила.

Федоскино


Федоскинская миниатюра.


Лаковая роспись по дереву.

Росписью лаками славится деревня Федоскино (Московская область). В 18 веке рядом с деревней находилась Лукутинская фабрика по производству лаковых козырьков для головных уборов. Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих занялись росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Удивительного свечения и блеска шкатулок и прочих миниатюр добивались путем «письма по сквозному». Так называлась техника, когда перед непосредственно самим рисованием на поверхность наносили тонкий слой сусального золота, перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.

Мезенская роспись


Мезенская роспись по дереву.


Мезенская роспись по дереву.

Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила свое название от местности, в которой развивалась – в этом случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными промыслами, привнося при этом нечто свое. Так художница из Ижевска расписала в традиционных художественных техниках… черепа.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

LiveInternetLiveInternet

Синей росписью по керамике обычно называет белую керамику и фарфор, расписанный подглазурно синим
пигментом, чаще всего окисью кобальта. Такие изделия, как правило,
расписываются вручную, иногда — по трафарету, или рисунок может
переноситься с помощью пе

чати на посуде или других предметах. Пигменты
кобальтовой сини были обнаружены в центральном Иране в 9-м веке, и
затем экспортировались как сырье в Китай. С Китая, собственно, и началась история сине-белой керамики и фарфора.


Китай

Династия Юань (1271-1368) является
ключевым периодом для развития cине-белого фарфора в Китае. Его

уникальные особенности были основаны на экспериментах с росписью фарфора
во время правления прежних династий. А с момента установления
правления династии Мин (1368-1644) сине-белый фарфор стал главным
продуктом фарфоровой промышленности Китая. Главным производителем
сине-белого фарфора во времена династии Юань был город Цзиньдэчжэнь.
Предметы из этого города отличались большими размерами и толстыми
стенками. Производство фарфора в Цзиньдэчжене продолжается и по сей
день. Кстати, в 2006 на Нью-йоркском аукционе Сотби китайская фарфоровая
ваза середины XIV века была продана за 4,72 миллиона долларов.

Китайский и японский старинный фарфор




Япония

В Японии нас, в первую очередь,
заинтересует фарфор Имари. Фарфором Имари европейские коллекционеры
называют японский фарфор, произведенный в городе Арита и
экспортировавшийся из порта Имари специально для европейского рынка. В
Японии этот фарфор известен под названием Арита-яки. Развитию
производства фарфора в Японии в значительной степени помогла
политическая суматоха в конце правления Династии Мин(1368-1644) в Китае.
Почему печи для производства фарфора поставили именно в Арита? Потому
что здесь в 1616 году корейский иммигрант-гончар И Сам-Пиеонг нашел
каолин, соответственно вокруг этого месторождения и стала формироваться
фарфоровая промышленность. До 1650 года фарфор Имари был украшен только
подглазурной синей росписью, этот ранний фарфор стал известен как
Шоки-имари. Первый фарфор, сделанный в Арита, был подражанием китайскому
сине-белому фарфору и также широко экспортировался в Европу через
голландскую Восточно-Индийскую Компанию.

Искусство ИМАРИ










Вьетнам

Использование подглазурной кобальтовой
росписи на фарфоре началось во Вьетнаме в 14 в., в то же время, что и в
Китае. Китайская аннексия Вьетнама между 1407 и 1428 года, привнесла с
собой во Вьетнам и некоторые китайские технологии, в том числе и «синюю
роспись» по фарфору. Формы и художественное оформление раннего
вьетнамского синего-белого фарфора очень походили на китайские образцы.
В течение пятнадцатого века одной из отличительных особенностей
вьетнамской техники росписи являлось использование в
рисунке «карандашных линий», которые служили и как штриховка, и как
средство изображения прожилок на листках и цветочных лепестках рисунка.
Учитывая, что основная часть белого фарфора, декорированного кобальтом
экспортировалось, не удивительно, что некоторые из лучших сохранившихся
вьетнамских образцов были обнаружены за границей. Один из самых
прекрасных примеров находится во дворце Топкапи в Стамбуле: это ваза,
украшенная пионом и причудливыми завитками, датированная 1450 годом.


Европа

К началу 17-ого века сине-белый фарфор
экспортировался непосредственно в Европу. Его чрезвычайно ценили в
Европе и Америке, его коллекционировали короли и принцы, иногда
дополнительно украшая это фарфор серебрянной и золотой росписью.
Европейское производство фарфора началось в Мейсене в Германии в 1707.
Разумеется, первые образцы европейского сине-белого фарфора были
произведены под большим впечатлением от китайского фарфора и под
влиянием восточного фарфора вообще. Одним из ранних мотивов, которым
расписывали мейсенский фарфор, была так называемая «синяя луковица»,
которая до сих пор используется в дизайнах росписи мейсенского фарфора.
Начальная стадия производства французского и английского фарфора
также находилась под влиянием китайских образцов.

Англия

Первоначально в Англии «синяя роспись»
по фарфору применялась в Стаффордшире примерно с 1820 года. Продаваемый,
главным образом, на американском рынке, синий-белый фарфор был подобен
традиционному фаянсу с подглазурной кобальтовой росписью, за исключением
того, что синий цвет был преднамеренно «запятнан» — этот эффект
достигался путем добавления при глазуровке в печь извести или аммиака.
Английскими производителями сине-белого фарфора были и Веджвуд, и братья
Джонсон, и Минтон. В основном подобного рода роспись применялась при
изготовлении различных кувшинов и заварных чайников, тарелок и
подносов, ваз и цветочных горшков.










Голландия

Во время голландского Золотого Века
голландская Восточнщ-Индийская Компания вела оживленную торговлю с
Востоком и в начале 1600-х гг. импортировала миллионы образцов
китайского фарфора. Китайское мастерство и внимание к деталям на многих
покупателей производили сильное впечатление. Хотя голландские мастера и
не начали немедленно подражать китайскому фарфору, им все-таки пришлось
это сделать после смерти китайского Императора Ванли в 1620 году, когда
поставка китайского фарфора в Европу была прекращена. Самый
ранний дельфтский фарфор на самом деле был фаянсом — тяжелой,
коричневой керамикой с непрозрачной белой глазурью и многоцветной
росписью. Но уже в 17 веке в Дельфте появились первые имитации
китайского и японского фарфора. Период расцвета производста фарфора в
Нидерландах наступил с 1640 года и продолжался примерно сто лет. С
этого же времени дельфтские мастера начали использовать личные
маркировки и монограммы, а также отличительные фабричные марки. В
Дельфте производилось огромное количество декоративных тарелок,
которые содержали иллюстрации с религиозными мотивами,
голландские пейзажи с ветряными мельницами и рыбацкими лодками, сцены
охоты, морские пейзажи. Дельфтский фарфор остается известным и
популярным и в наши дни.














Россия

Петр I, побывав в Дельфте, повелел
построить такое же производство и в России. Собственно, с этого
повеления и начали развиваться гжельские промыслы. Гжель — это около
тридцати деревень и поселков неподалеку от Москвы, известных своей
особенной фаянсовой и фарфоровой посудой с синей росписью. Гжель,
видимо, в старину было названием одной из этих деревень. Эти места

всегда были центром народной глиняной посуды и играли важную роль в
истории и развитии российских керамических искусств. История
российской керамики начинается с майолики Гжель 18-го века, которое
сопровождалось в девятнадцатом веке полуфаянсом, фарфором и тонким
фаянсом. Каждый предмет, создававшийся мастерами Гжели — это создание
мастера, который часто был простым, неграмотным крестьянином; но это не
мешало создавать настоящие шедевры ручной росписи по фарфору и керамике.










Sources:

http://en.wikipedia. org/

http://oldtreasure.net/

http://hi.baidu.com/

http://www.arita.jp/

http://www.metmuseum.org/

http://www.oldandsold.com/

http://www.imari.com/

http://www.blueandwhiteamerica.com/

http://russian-crafts.com/crafts-history/gzel-history.html Серия сообщений «фарфор»:
Часть 1 — Китайский фарфор и китайские вазы
Часть 2 — Китайский фарфор
Часть 3 — Синяя роспись по керамике и фарфору в разных странах
Часть 4 — Всем, кого интересует лепка из холодного фарфора!!!
Часть 5 — Орхидея из холодного фарфора

Часть 13 — Французские антикварные куклы
Часть 14 — Создадим сами структурные пасты для объёмного декора
Часть 15 — самый волшебный холодный фарфор
Серия сообщений «мое хобби»:
Часть 1 — Китайский фарфор и китайские вазы
Часть 2 — Китайский фарфор
Часть 3 — Синяя роспись по керамике и фарфору в разных странах
Часть 4 — Мое хобби — синяя посуда!
Часть 5 — моя коллекция куколок.

Синяя роспись по фарфору и керамике в разных странах

К синей росписи по керамике относят подглазурную роспись в синих тонах (как правило, используется окись кобальта) на белом черепке. Обычно такие предметы расписывают вручную, реже при помощи трафарета или посредством печати рисунка. Кобальтовая синь была обнаружена в центре Ирана в IX веке и в виде сырья перевозилась в Китай. Именно Китай стал прародителем сине-белого фарфора и керамики.

Китай

Поворотным периодом в становлении синей подглазурной росписи в Китае стал период правления династии Юань (1271-1368). Поиск новых техник росписи в предыдущие периоды правления подготовил почву для появления сине-белой фарфоровой посуды, главным поставщиком которой стал город Цзиньдэчжэнь. Изделиям мастеров из Цзиньдэчжэня были характерны утолщённые стенки и большие размеры. Постепенно сине-белый фарфор стала занимать всё более значимое положение в фарфоровой промышленности Китая, и в эпоху династии Мин (1368-1644) достигла своего расцвета. Город Цзиньдэчжэнь выпускает фарфоровые изделия до сих пор.

Япония

Сине-белый японский фарфор представлен фарфором Имари — такое название в Европе дали японскому фарфору родом из города Арита, вывозимого через порт Имари на европейские рынки. Сами японцы называют этот фарфор Арита-яки. Политические распри в Китае в конце правления минской династии во многом способствовали развитию японского фарфорового производства. Каолиновые месторождения были найдены близ городка Арита корейским иммигрантом-гончаром И Сам-Пиеонгом в 1616 году, поэтому первые фарфоровые мастерские были построены именно здесь. Первые образцы фарфора Арита-яки во многом копировали китайские сине-белые фарфоровые изделия, вплоть до середины XVII века фарфоровая посуда Имари декорировалась исключительно синей подглазурной росписью и получила название Шоки-имари. Фарфор Арита-яки в больших количествах вывозился в европейские страны голландской Вест-Индской Компанией.

Европа

Прямой экспорт сине-белого фарфора в страны Европы начался с XVII века, он высоко ценился не только европейцами, но и американцами. Среди коронованные особ и их приближенных была особая страсть к коллекционированию этих изделий. Европейские мастера даже дополнительно украшали их росписью золотом и серебром. Германский город Мейсен стал родиной европейского фарфорового производства, начавшегося в 1707 году. Естественно, на европейских керамистов огромное влияние оказал сине-белый фарфор восточного, китайского в частности, происхождения, поэтому неудивительно, что первые их изделия во многом копировали мотивы росписи китайских мастеров. Например, так называемый мотив «синяя луковица» заимствованный ещё в то время, и по сей день используется в росписи мейсенского фарфора. На первых этапах становления французского и английского фарфорового искусства тоже ощущается влияние восточных техник росписи.

Англия

Синяя подглазурная роспись появилась в Англии около 1820 года, в Стаффордшире. Английский фарфор поставлялся в основном на американский рынок. Сине-белый фарфор походил на фаянс с той лишь разницей, что синяя роспись была специально «запятнана». Такой эффект получался при добавлении в печь аммиака или извести при глазуровке. Фарфоровая посуда с синей подглазурной росписью производился английскими фирмами Веджвуд, Минтон, Братьев Джонсон. Наиболее часто с этой технике расписывали разнообразную столовый фарфор: чайная или кофейная пара, набор тарелок, кувшин, поднос, а так же интерьерный фарфор, например, цветочные горшки и вазы.

Россия

После поездки в Дельфт Пётр I приказал открыть фарфоровое производство в России, с чего началось развитие гжельского фарфорового искусства. Недалеко от Москвы находился регион Гжель, состоявший примерно из тридцати поселений, одно из которых, скорее всего, и называлось Гжель. Фаянсовая и фарфоровая посуда родом из этих мест безошибочно узнаётся по синей подглазурной росписи с характерными узорами. Эта местность издревле славилась глиняной посудой и имела большое значение в становлении российской керамики, первыми образцами которой считают майолику и гжель. Позже было налажено производство полуфаянса, затем тонкого фаянса и, наконец, фарфора. Любой интерьерный или столовый фарфор, выходящий из рук гжельских мастеров, которые нередко были обыкновенными неграмотными крестьянами, являлся, тем не менее, настоящим шедевром ручной росписи по керамике и фарфору.

Виды роспись посуды

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *