Вестибулярный аппарат у детей

Приветствую всех родителей, которые интересуются улучшением физического развития своих детей. Конечно каждый из нас задумывается над этой темой. Особенно когда ребенок болен, слаб. Но тема постоянного закаливания кажется такой сложной, что многие забывают о своих мотивах как только ребенок выздоравливает. Есть и другие аспекты физического развития, которые кажутся не такими важными. Обычно это происходит из-за неимения родителями достаточной информации. Сегодня дорогие читатели, я открою новую серию статей в которой постараюсь мотивировать вас на занятия физкультурой дома. И начнем мы с того как тренировать вестибулярный аппарат и зачем это нужно.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. Моя предыстория
  2. Где находится этот орган
  3. Как его развить у детей
  4. Видео с практической тренировкой

Содержание

Как тренировать вестибулярный аппарат

Объясню немного почему я, как мама, задалась этим вопросом. Дело в том, что лет до 15 у меня был слабый вестибулярный аппарат. В чем это выражалось:

  • Я не могла ездить на заднем сиденье автомобиля, легче переносила поездки сидя рядом с шофером и видя пространство впереди себя. Об автобусах не было и речи.
  • При всем моем желании прокатиться на качелях-каруселях, дело заканчивалось тошнотой. Особенно меня укачивали “лодочки”.
  • Двухчасовой полет в самолете, в возрасте 5-и лет, чуть не закончился для меня больницей. Так как на протяжении всего полета помимо рвоты меня сопровождало сильно понизившееся артериальное давление.

Именно после этого перелета на сомолете моя бабушка решила серьезно отнестись к данной проблеме. Но по рекомендациям докторов того времени, она пошла немного однобоким путем – укреплением моего организма. Конечно это, как и в любой другой проблеме со здоровьем, является одним из главных факторов. А конкретно в случае тренировки вестибулярного аппарата нужно выполнять определенные упражнения. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Где находится вестибулярный аппарат

Начнем с теории. И хотя я не имею медицинского образования, рискну объяснить вам, дорогие родители, основную суть расположения этого органа.

фото увеличивается при клике

Вестибулярный аппарат – это небольшой орган, который находится во внутреннем ухе. Эллиптический мешочек тесно связан с ушной улиткой, которая отвечает за слуховую часть. Этот самый мешочек разветвляется на полукружные потоки. Всего три протока и они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Сам мешочек и полукружные потоки заполнены эндолимфой (жидкостью). В которой, на картинке мы видим, вестибулярный нерв и раздражающие волоски. Во время наших движений, жидкость переливается раздражая тем самым волоски. После чего вестибулярный нерв передает сигналы в мозг.

Думаю, что для нас родителей, информации о том где находится вестибулярный аппарат достаточно. Что более важно знать нам, так это то, что развитие данного органа заканчивается в возрасте 7-10-12 лет. И вот здесь начинается самое интересное, оказывается медицина не смогла изучить его досконально, поэтому данные варьируются. Я как мама предпочитаю взять наименьшую цифру за точку отсчета. Таким образом стараясь усиленно тренировать вестибулярный аппарат моего ребенка до 7 лет.

Если у вас все еще остался вопрос: за что отвечает данный орган и зачем его развивать? Объясняю:

  • Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие. И хотя у человека есть для этого помощники – глаза, тактильная чувствительность кожи, тем не менее исключать один из этих органов нерационально.
  • Если данный орган не развит, человек испытывает при нагрузках на него головокружение, тошноту и рвоту, похолодание ног и рук, бледность лица, появление холодного пота, понижение давления. Ну скажите, неужели этого мы желаем нашим деткам?

Как развить вестибулярный аппарат у детей

Тренировать вестибулярный аппарат у детей необходимо с раннего возраста, ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и вообще двигаться прямо, в нужном направлении.

По теме: Когда и как учить грудничка переворачиваться

Лично я стала целенаправленно заниматься с Александром, когда ему было две недели отроду:

  1. Легкие покачивания из стороны в стону на руках у мамы, как если бы мы укачивали малыша, только чуть интенсивней.
  2. Кружения в вальсе, сначала медленные, со временем быстрее.
  3. Как только мой мальчик научился держать голову, мы начали “летать” по комнатам. Одной рукой я держала ножки ребенка, другая рука под грудью, Александр выгибал свою шейку как парусник и отправлялся в полет.
  4. С 4-ех месяцев занимались на спортивном надувном мяче, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая время. Чтобы малыш не прилипал к мячу, можно постелить под его тельце пеленку. Итак, кладем ребенка на хорошо надутый мяч, слегка разводим его коленки в стороны и начинаем качать мячик вправо-влево, вперед-назад, можно покрутить вокруг оси. Александр категорически отказывался лежать на спине, поэтому мы делали упражнения лежа на животе и конечно я держала спинку ребенка рукой направляя мяч (см. фото выше).
  5. С 6-и месяцев мы стали практиковать вис вниз головой. Я брала ребенка за щиколотки над диваном или кроватью и поднимала несколько раз. У нашего папы сердце уходило в пятки, когда он наблюдал за этим.

Конечно же я не экспериментировала с моим любимым сыночком, все упражнения и массаж, о котором я напишу в следующих статьях, были взяты мною из прекрасной книги Беби-йога и массаж для самых маленьких Евгении Шиловой. В ней даются подробные рекомендации с картинками по массажу, йоге и аква йоге для детей до года. Выполнить их просто каждому родителю, следуя инструкциям. Приобретайте в Лабиринте.

Тренировка вестибулярного аппарата: видео

Теперь мы немного углубимся, и я покажу и расскажу о нашей тренировке вестибулярного аппарата в возрасте 2 года 3 месяца. Мы живем в квартире с террасой и я предпочитаю делать упражнения на свежем воздухе. Если у вас нет такой возможности, не расстраивайтесь, на видео вы увидите, что места нужно немного. Для подобных упражнений подойдет любая комната, главное хорошо проветрить ее. Съемка видео пришлась на январь – зимний месяц. В Доминиканской республике в 17 часов зимой уже темнеет, поэтому извиняюсь за небольшое затемнение на видео.

Упражнения с малышами нужно делать вместе, для того, чтобы подать пример, поддержать, где это нужно, и показать как правильно выполняется то или иное упражнение. Конечно каждая мама найдет в этом свои плюсы: совместное времяпровождение с малышом и поддержание своей физической формы. Начнем?

  • Как все занятия физкультурой, начинаем с разминки. Лучше поставить посередине стул, вокруг которого будет проходить пробежка. В случае тренировки вестибулярного аппарата, нам нужно бегать по кругу. Смените направление через несколько кругов, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  • Подготовьте заранее прочную доску, которую вы положите на два стула. Ребенок учится держать равновесие, это упражнение сходно с гулянием по бордюрам. Мой малыш очень любил делать “тук-тук-тук”, поэтому поддерживая его интерес я просила постучать по стульчику. Проход по доске прямо и затем приставным шагом.
  • Положите на пол два предмета на расстоянии, которые заинтересуют вашего малыша. Берем ребенка за ноги и мотивируем его дойти на руках до одного из этих предметов. В нашем случае это были мячики. Затем разворачиваемся и доходим тем же способом до другого предмета.
  • Кружение в одну сторону, затем в другую сторону – это самое лучшее упражнение для развития данного органа.
  • Полеты в космос. Люди с плохо развитым вестибулярным аппаратом, имеют проблемы поднимаясь на скоростных лифтах, эскалаторах или при других перемещениях отличающихся от горизонтальной поверхности. Наш маленький космонавт вел отсчет от 5 до 0 и отправлялся в полет! Подбрасываем ребенка от 10 до 30 раз.
  • Продолжаем подготовку в космонавты, берем малыша за правую руку и правую ногу, раскручиваем в одну сторону. Останавливаемся. Теперь берем левую руку и левую ногу, раскручиваем в противоположную сторону.
  • Подъем по лестнице и спрыгивание вниз. Сами прыжки – это тряска нашего организма. Если вестибулярный аппарат плохо развит, то даже такие действия могут вызвать неприятные ощущения. Если у вас есть вертикальная спортивная лестница, то подъем и спуск по ней также тренирует данный орган.
  • Ходьба с переступанием препятствий. В нашем случае это были обычные кубики, которые я выстроила рядами. Вы можете положить несколько палок, например. Когда малыш научится переступать препятствия обычным шагом, можно менять его на приставные шаги (боком).
  • Попадание мячом в корзинку. Как я писала выше, за равновесие отвечают также и глаза, поэтому нужно тренировать вестибулярный аппарат вместе с глазомером. Для более старших детей подойдет баскетбол, ну а малыши могут обойтись даже детским ведерком.
  • Кувырки вперед и назад. Желательно научить малыша кувыркаться без остановки 10-15-25 кувырков. Но не всегда получается найти место в квартире, где ковер занимает такую длину. В нашем случае именно по этой причине Александр так и не научился кувыркаться более трех раз без остановки.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать. Предлагаю посмотреть наше видео с данными упражнениями.

Конечно это не все упражнения помогающие развить функции мозга, которые отвечают за равновесие. Такие простые вещи как перекатывание на полу, катание на качелях, прыжки со скакалкой, раскачивание на канате, прыжки на батуте – все это поможет тренировке вестибулярного аппарата.

В завершении хочу сказать, что многое в ребенке должно быть развито в первые годы его жизни, то есть до школы. Уважаемые родители, не стоит полагаться, что детям достаточно просто выйти на детскую площадку. Или что в школе они нагонят на уроке физкультуры. Если мы хотим видеть их здоровыми, то стоит уделить внимание каждому аспекту с раннего возраста. Сегодня я рассказала вам как тренировать вестибулярный аппарат, в следующей статье поговорим об утренней зарядке. Мне будет очень приятно, если вы поделитесь моей статьей в соц. сетях, для этого воспользуйтесь кнопками ниже.

Вам также будет интересно:

Невесомость на качелях – в рамках игр по астрономии
Как научить малышей ориентироваться в пространстве
Подготовка в космонавты в домашних условиях

Развитие координации и вестибулярного аппарата у ребенка. Обобщение

Добрый день, дорогие родители!

«Компания «Пилсан» приветствует Вас в своем блоге. Мы, как производитель развивающих игрушек и товаров для детей, считаем своей главной целью помочь детям по всему миру расти здоровыми и счастливыми. Наши игрушки, товары для детей и игровые комплексы абсолютно безопасны для здоровья детей, способствуют правильному физическому развитию и приносят настоящее детское счастье.»

Это первая статья из цикла материалов по развитию таких функций детского организма, как координация и вестибулярный аппарат. От поздних сроков беременности и до поступления в 1 класс школы. В ней мы рассмотрим ключевые аспекты развития чувства координации, развитие мозжечка, расскажем об упражнениях, помогающих развивать координацию и вестибулярный аппарат, а также порекомендуем игрушки, которые помогут Вашему малышу правильно развиваться.

Физиологический процесс развития мозжечка

Становление физиологического механизма координации ребёнка начинается еще в утробе матери и продолжается вплоть до того возраста, пока скелет человека не перестаёт расти, а это примерно до 18-20 лет. В этом процессе важнейшую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно расти примерно с 6 месяцев от рождения. В возрасте 1 год и 3 месяца активное развитие мозжечка начинает постепенно ослабевать. Полное развитие мозжечка ребенка заканчивается примерно к 5-ти годам.

Мозжечок – это сегмент человеческого мозга, располагающийся в затылочной области черепа. Мозжечок состоит из двух отделов — древнего отдела или «червя», и эволюционно более позднего, более нового отдела. Древний отдел отвечает за обработку сигналов вестибулярной системы, поддерживающей равновесие и координацию движений. Новый отдел отвечает за связь с большими полушариями головного мозга. Интенсивный рост древнего отдела мозжечка происходит на поздних сроках беременности. Поэтому важно избегать преждевременных родов.

Процесс развития мозжечка после рождения прямо отражается в физических умениях малыша. Период активного развития можно условно разделить по внешним признакам на пять стадий:

  • возраст 5-6 месяцев — ребенок начинает садиться;
  • возраст 8-9 месяцев — ребёнок ползает;
  • возраст 9-10 месяцев – ребёнок уже встает на ножки;
  • возраст 11-12 месяцев – ребёнок делает свои первые шаги;
  • к возрасту полутора лет ребёнок уже уверенно ходит, а иногда даже бегает.

Важно помнить, что бывают случаи индивидуального графика развития мозжечка – в таких случаях ребёнок может немного задерживаться или наоборот опережать обычные сроки. Кроме того, бывают случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. В целом, к полутора-двум годам мозжечок ребенка успешно справляется со всеми базовыми функциями.

Развитие мозжечка в возрасте от 3 до 6 лет переходит на качественно новый этап, ребенок уже владеет всеми основными моторными функциями и начинает их качественно совершенствовать. Именно с этого возраста ребёнку становятся доступными выполнение принципиально новых задач и ускоряется процесс обучения.

Параллельно с развитием мозжечка у ребенка в возрасте от 6 месяцев развивается и вестибулярный аппарат — основа человеческого прямохождения. Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе, состоит из двух перепончатых мешочков (круглого и овального), трех полукружных каналов. Развитие именно данного органа позволяет ребенку делать свои первые в жизни шаги. Нарушения же в развитии вестибулярного аппарата приводят к задержкам в развитии, «пьяной походке», а недоразвитие мозжечка – к гиперактивности и другим нежелательным для ребенка последствиям и синдромам.

Игры и упражнения для развития детской координации

Все виды упражнений и игр на развитие координации у ребенка являются активными физическими. Игры можно условно разделить на два вида – статичные и динамичные. Статичные игры направлены на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, а динамичные наоборот – на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.

В первую очередь рассмотрим самые простые упражнения на развитие координации. Это очень простые, но в то же время очень результативные упражнения:

  • Простое удержание баланса. Предложите ребенку пройтись по длинной палке или веточке, лежащей на земле, не касаясь подошвой земли. Также в качестве «спортивного снаряда» отлично подойдёт бордюр или поребрик вдоль тротуара у подъезда Вашего дома. Ежедневное использования этого простого приёма на прогулке с ребёнком отлично разовьет ровную походку, способность держать равновесие и управлять центром тяжести тела в более сложных упражнениях.
  • Удержание баланса на движущейся поверхности. Смысл и механика упражнения такие же, как и в упражнении на простое удержание баланса с одним существенным отличием – вместо дощечки или бордюра необходимо использовать качающуюся или движущуюся поверхность. Отлично подойдет лежащее бревно или толстая труба, которая немного поперечно покачивается из стороны в сторону. В усложненном варианте бревно или труба могут быть подвешены на небольшую высоту и покачиваются не только поперечно, но и продольно. Возможно на ближайшей детской площадке есть нечто похожее или небольшой подвесной мостик, который тоже отлично подойдет для тренировки координации.
  • Упражнение с большим мячом «Фитболом». Упражнения с большим мячом очень хорошо развивают координацию. На нем можно лежать на спине или животе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Можно попытаться на нем усидеть, не касаясь ножками пола. Такие упражнения существенно влияют на улучшение координации и физической ловкости.
  • Прыжки на батуте – великолепное упражнение для продвинутой тренировки координации и вестибулярного аппарата как для детей, так и для подростков. Ритмичные прыжки с плавным ускорением и приземлением способствуют развитию органов внутреннего уха и мозжечка. Кроме того, прыжки на батуте тренируют центральную нервную систему, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
  • Качели и горки – ключевой и важнейший и древнейший способ тренировки детской координации. Первые качели для ребенка начинаются сразу после рождения – это его покачивающаяся кроватка. Затем качающаяся коляска. Когда Ваш ребёнок еще не начал ходить, вы уже можете усадить его в специальные детские качели или прокатить его с детской горки. Эти упражнения, привитые с детства, уберегут ребенка от боязни высоты, приучат к частой смене положения тела, заложат важные основы развития координации и вестибулярного аппарата.

Вы можете приобрести качели, горки, а также полноценные игровые комплексы в интернет-магазине Пилсан, установить у себя на лужайке, на даче или даже в игровой комнате в городской квартире и будьте уверены в правильном развитии координации и вестибулярного аппарата Ваших детей.

После базовых упражнений мы бы хотели вкратце рассказать о развивающих координацию и вестибулярный аппарат физических играх. Такие игры можно разделить на два типа – статичные и динамичные.

Статичные игры предназначены в первую очередь для тренировки замираний, балансирования и удержания тела в равновесии в самых различных позах. К таким играм относятся: «Музыка стоп», «Море волнуется», «Статуи», «Штанлер-стоп», «Выбивной» и другие.

Динамичные игры напротив предназначены для тренировки вестибулярного аппарата в условиях постоянной смены положения тела. Эти игры как правило коллективные, для большого количества детей. В таких играх происходит нормальное правильное развитие координации ребенка. К динамичным играм можно отнести: «Мыши водят хоровод», «Солнышко и дождик», «Ручеёк», «Найди себе пару» и многие другие.

Большое количество игр для физического развития мы подробно рассмотрим в отдельной статье.

Игрушки для развития координации ребёнка

Для полноценного развития координации необходимо обеспечить ребенка игрушками, способствующими его развитию. Минимальный набор игрушек для развития координации включает в себя качалку и толокар или любую другую каталку. Рекомендованный набор состоит целого набора игрушек и принадлежностей для разного возраста:

  • Ходунки и прыгунки – подходят для малышей возрастом от 6 месяцев до года. Ходунки помогают быстрее ставить ножки на пол, ускоряют переход от ползания к стоянию и хождению. Прыгунки ускоряют развитие вестибулярного аппарата. Ритмичные плавные вертикальные движения способствуют правильному развитию мозжечка.
  • Качалки и качалки-каталки – необходимы для детей от 1-го года. Как только Ваш малыш научился держать спинку ровно и сидеть, смело сажайте его на качалку-лошадку. Ежедневные ритмичные покачивания ускорят развитие древней части мозжечка и вестибулярного аппарата.
  • Спортивный инвентарь – для детей от 2-х лет. Как только малыш начал бегать – смело закупайтесь разнообразным спортивным инвентарём. Принадлежности для футбола, баскетбола, боулинга, игра в кольца и любые другие спортивные принадлежности.
  • Сухой бассейн – для детей от 2-х лет. Игры в сухом бассейне значительно ускоряют развитие ориентации в пространстве.
  • Толокары (каталки) – необходимы для детей от 2-х лет. Первый собственный транспорт для Вашего малыша. Помогает развивать координацию и опорно-двигательный аппарат.
  • Веломобили – для детей от 3-х лет. Универсальный педальный детский транспорт, способствующий комплексному физическому развитию ребенка.
  • Качели и игровые комплексы – для детей от 3-х лет. Способствуют не только физическому, но и психологическому развитию, так как идеально подходят для сюжетно-ролевых игр.

Широкий ассортимент игрушек и товаров для детей от компании «Пилсан» способен полностью снять вопрос полноценного развития координации и вестибулярного аппарата ребенка с момента рождения и до поступления в школу.

Как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка в домашних условиях

Здоровье и бодрость ребенка – постоянный предмет заботы родителей. К сожалению, многие сталкиваются с неожиданными проблемами. Внезапно выясняется, что малыша укачивает в транспорте. Недолгая поездка в автомобиле оборачивается приступом тошноты и головокружения, вплоть до рвоты. Качели и карусели, любимое детское развлечение, становятся недоступными, вызывая ухудшение самочувствия. Причина кроется в слабом развитии вестибулярного аппарата. Именно вестибулярный аппарат в ответе за реакции организма на изменение положения тела. Чтобы найти выход, нужно подробнее разобраться со строением и функциями этого органа.

Вестибулярный аппарат – какой он?

Вестибулярный аппарат относится к анализирующим органам. Являясь частью внутреннего уха, он находится внутри височной кости. Вестибулярная система регулирует:

  • чувство равновесия;
  • способность ориентироваться, определяя положение организма;
  • распределение веса при ходьбе, других движениях;
  • ощущения при вращении, переворотах;
  • зрительные реакции.

Координация и удержание равновесия включают постоянный контроль положения головы и тела. Анализирующие рецепторы взаимодействуют со зрительной и двигательной системами организма. Учитываются сведения о движении, ускорении, остановке. При нахождении тела в состоянии покоя рецепторы не раздражаются, сигналы не передаются. Все полученные данные преобразуются в нервные импульсы. Дальнейшая работа происходит в вестибулярном центре мозга. Импульсы идут в различные отделы нервной системы. Сигналы, описывающие изменения состояния тела, вызывают рефлекторное сокращение (расслабление) мышц. В результате тело сохраняет мышечный тонус, поддерживая равновесие.

Различные живые организмы имеют органы аналогичного действия, отличающиеся строением и степенью совершенства.

Проявления слабости аппарата

Перегрузка системы координации движений вызывается длительным вращением тела, многочисленными качками и переворотами. Результатом становятся реакции: снижение давления крови, замедление пульса. Присутствуют бледность, тошнота, холодный пот, нарушения зрения. Перечисленные явления – следствие повышенной нагрузки. Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела.

Проявления плохой работы органа координации:

  • Пользование наземным (водным) транспортом вызывает тошноту, рвоту, головокружение.
  • Наблюдение за быстро движущимися объектами приводит к ощущению слабости, потере ориентации.
  • Резкие движения тела вызывают неприятные физические ощущения.
  • Слабость системы равновесия можно принять за проявление серьезного заболевания. Причина состояния – отсутствие регулярной адекватной нагрузки. Организм можно сделать более устойчивым.

Тренировки «будущих космонавтов»

Цель тренировок

Уменьшить негативное влияние факторов движения возможно. Достаточно регулярно применять комплекс несложных упражнений. Оптимальное начало тренировок – ранний возраст. Развитый вестибулярный аппарат помогает малышам раньше начать ходить. Маленькие спортсмены проявляют ловкость, высокую координацию движений. Эти качества продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Взрослого человека тренированный вестибулярный аппарат делает подвижным, активным. Развитие системы равновесия является залогом хорошего самочувствия. Специалисты дают советы, как улучшить вестибулярный аппарат у детей поэтапно:

Развитие до 1 года: подготовка к первым шагам

Основы движений закладываются до рождения, во время беременности. Амниотическая жидкость смягчает колебания тела мамы, помогая малышу делать первые повороты. Создается эффект плавного покачивания, включая передачу сигналов движения. Этот процесс можно считать начальными тренировками, которые покажут, как развить вестибулярный аппарат. Правила их проведения следующие:

  • Первые месяцы жизни малыши проводят, тесно контактируя с родителями. Занятия проходят на маминых руках.
  • Самочувствие маленького спортсмена нужно контролировать.
  • Продолжительность первых занятий – не более 15 секунд, постепенно время увеличивается до 45 секунд.
  • Плач – признак недовольства, сигнал прекратить упражнение.

Мягкое покачивание

Ребенок находится в горизонтальном или вертикальном положении. Производятся плавные качающие движения слева направо, сверху вниз.

Движение по кругу

Один из родителей ходит по часовой стрелке и в обратном направлении, держа младенца на руках.

Имитация полета

Малыш лежит животиком вниз на маминой руке. На весу производятся движения вперед – назад.

Занятия с фитболом

Ребенка, уложив на мяч, мягко качают в разных направлениях. Положение тела можно менять.

Уверенно сидящему и стоящему при поддержке малышу подойдут дополнительные упражнения: покачивания на фитболе сидя, прыжки с поддержкой. Можно качать малыша на коленях сидя.

Плавание

Занятия в воде можно начинать до года. Ориентироваться следует на самочувствие малыша. Детям нравится вода. Благодаря ощущению легкости своего тела, можно производить самые разные движения, получая необычные ощущения. «Заплывы» крошек проходят в ванне. Удобно использовать надувные подушки, безопасно охватывающие тело. Существует мнение, что младенцы, свободно двигаясь в воде, вспоминают внутриутробный период. Дети постарше могут посещать специальные группы бассейна.

Развитие от 1 до 2 лет: ходим и бегаем

Промежуток от 1 до 2 лет – время активного движения. Дети начинают уверенно ходить, бегать, прыгать. Появляется возможность включить новые упражнения для тренировки.

Аттракционы

Качели, карусели – любимое развлечение, которое влияет на развитие вестибулярного аппарата у детей. Родителям стоит поощрять игру, контролируя интенсивность раскачивания и безопасность ребенка. Не следует оставлять малыша одного, помня о возможности травмы.

Игры с мячом

Пригодится маленький тряпичный мячик. Простые движения хорошо развивают координацию и скорость реакций. Можно не только подбрасывать мяч, но и катать ножкой; наклонившись низко, поднимать с земли.

Управление движущимися предметами

Недавно научившиеся ходить, крохи любят управляемые и заводные игрушки. Бабочки, машинки, жуки на длинной ручке – помощники в развитии координации и вестибулярного аппарата. Ведя игрушку на колесах или отслеживая движущийся предмет, приходится прослеживать глазами разнообразные действия. Наличие препятствий требует неотложных маневров, изменения траектории движения.

Висы

В качестве упражнения для тренировки можно использовать турники, гимнастические кольца, руки родителей. Детям нравится висеть. Безопасность требует страховки взрослыми. На гимнастических снарядах выполняются простые упражнения: раскачивание, подъем ног, подтягивание с поддержкой взрослого. Занятия не должны быть излишне длительными.

Велосипед

Натренировать вестибулярный аппарат поможет катание на велосипеде. Первые велопрогулки полностью зависят от родителей. Велосипеды для малышей напоминают коляску, отличаясь большей возможностью обзора. По мере развития навыка конструкция велосипеда меняется.

От 2 до 3 лет: прыжки и кувырки

Небольшая регулярная зарядка

На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает утренняя зарядка. Привычка начинать день физической активностью закладывается в детстве. Ребенок делает простые упражнения вместе с родителями. Пусть это станет семейной традицией.

Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка.

Движение под музыку

Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата в домашних условиях. Мама показывает, малыш повторяет простые движения:

  • повороты головы;
  • туловища;
  • наклоны;
  • прыжки.

Существуют программы музыкального сопровождения детской гимнастики. Забавные песенки подсказывают упражнения. Музыка дополнительно развивает чувство ритма.

Жмурки

Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы, показывая направление движения. Упражнение-игра увлекает детей.

Обход препятствий

На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Малышу предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать.

Ходьба по линии

Дети обожают ходить по бордюру. Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Понадобится помощь родителей. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно начертить рисунок на асфальте мелом или положить веревочку.

Кувырки

Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Наверняка, оно станет любимым. Кувырки можно выполнять вперед и назад.

Ходьба на руках

Необычное вдвойне интересно. Родители могут предложить ребенку пройтись … вниз головой. Удерживая малыша за ноги, ему помогают сделать несколько шагов на руках. Постепенно задания усложняются. Увеличивается заданное расстояние. Можно предложить ребенку приподнимать одной рукой разложенные предметы, проходить между ними. Упражнение не должно быть затянутым.

3-4 года: путь к спорту

Подрастая, дети нуждаются в увеличении физической нагрузки. Тренировки вестибулярного аппарата продолжаются. Упражнения должны быть разными, обязательно – интересными.

Домашние занятия спортом

Хорошим выходом станет оборудование дома спортивного уголка. В него могут входить:

  • кольца;
  • турник;
  • лесенки;
  • канат.

Обязательным является мягкое покрытие пола.

Занятия следует начинать с разминки, разогревающей мышцы. Рекомендованы такие упражнения:

  • наклоны головы, повороты в сторону;
  • махи руками;
  • повороты корпуса;
  • приседания;
  • наклоны вперед и в сторону;
  • бег на месте.

После подготовки начинаются занятия на спортивных снарядах. Первые упражнения для тренировки будут совсем простыми, напоминая игру. По мере взросления малыша комплекс усложняется, давая необходимую нагрузку. Кольца и турник позволяют выполнять висы, подъемы ног. Лесенки и канат дают возможность лазать, карабкаться. Ребенок меняет положение тела, выбирая наиболее удобные варианты.

Бассейн

Специалисты считают, что занятия плаванием — ответ на вопрос, как улучшить вестибулярный аппарат. Тренер помогает детям держаться на поверхности, выполняя новые движения. Самостоятельное плавание, ныряние приносит удовольствие и пользу. Иное действие силы тяжести дает возможность учиться управлять телом и координацией движений.

4-5 лет: время состязаний

Средний и старший дошкольный возраст — период, когда ребятишки всецело отдаются игре. Вестибулярный аппарат хорошо развивается в классических подвижных играх.

Классики

Асфальт размечается нумерованными клетками, указывающими, куда наступать, прыгая. Меловые линии – запрет. Можно толкать носком камешек-битку. Прыжки чередуются – на одной ноге и на обеих. Усложненный вариант – прыжки, закрыв глаза.

Море волнуется…

Ведущий произносит: «Море волнуется, раз!». Эти слова повторяются со счетом «два» и «три». Следует продолжение: «Морская фигура, на месте замри!». Дети, раньше свободно игравшие, замирают. Неподвижность разрушается прикосновением главного игрока. Теперь нужно воспроизвести задуманное движение. Как вариант, можно предложить старшим дошколятам повторить фигуру, изображенную ведущим. Ведущий — взрослый выполняет замысловатые фигуры, позволяющие тренировать координацию движений: стоять на одной ножке, вытянув руки в стороны; наклонившись вниз, достать руками до земли; повернувшись вправо-влево, одну руку поднять вверх, другую — опустить вниз.

Петушиный бой

Два игрока — «петухи»- стоят внутри нарисованного мелом круга. Они складывают руки на груди. Прыгая на одной ноге, нужно вытолкнуть противника за линию без помощи рук.

Повторяй за мной

Дети повторяют движения ведущего. Внезапно он замирает в неожиданной позе. Другие игроки – тоже. Двигаться можно после команды (обычно считают до 10). Проигрывает изменивший положение раньше.

«Заморозка»

Игра проводится, как вариант салочек. Ведущий ловит остальных игроков. Дотронувшись до убегающего, он его «замораживает» – заставляет замереть. Нужно сохранять неподвижность, пока не «заморозят» следующего.

Упражнения с обручем

Обруч используется в командных состязаниях. Детям предлагается пролезть через удерживаемое взрослым кольцо. Усложненный вариант – кувырок через обруч.

Хорошее упражнение – вращение обруча на запястье или талии.

Работа со скакалкой

Начало обучения – предложение перепрыгнуть лежащую на земле ленту. Ребенку объясняется принцип вращения скакалки, важно правильное движение рук. Прыжки выполняются вперед и назад. Более сложный вариант — перепрыгнуть через раскачивающуюся скакалку.

Снова мяч

Хорошо развивают координацию движений командные игры. Пример – игра «выбивала»: ребятам приходится ловить мяч, уклоняться от чужих бросков.

Хорошая тренировка – броски мяча в кольцо.

Бадминтон, теннис

Поскольку работа зрительных рецепторов влияет на чувство равновесия, полезны игры, требующие слежения за предметом.
Бадминтон, теннис, пинг-понг, мяч, скакалка требуют зрительного контроля, совмещенного с четкими движениями. Игры развивают ловкость, внимание.

Велосипед, самокат

К 5 годам дети уверенно пользуются своим маленьким транспортом. Езда на велосипеде, самокате требует четкого контроля двигательных функций. Катание на роликовых и обычных коньках развивает чувство равновесия, помогает правильно распределять вес тела.

Как правильно заниматься дома

Развивать вестибулярный аппарат – делать ребенка сильным, ловким, здоровым. Упражнения не отличаются сложностью, больше напоминая игры. Вот как, например, в любимом всеми малышами мультике

Правила домашних занятий

  1. Следует руководствоваться состоянием ребенка при тренировке вестибулярного аппарата. При наличии неприятных ощущений выполнение упражнения нужно отложить.
  2. Задания на равновесие и координацию не выполняют после еды. Кувырки, перевороты, прыжки способны нарушить процесс пищеварения. После приема пищи должен пройти час.
  3. Первые задачи будут несложными, постепенно меняясь. Длительность упражнений сначала мала, затем увеличивается.
  4. Неправильно выполняемые упражнения могут стать причиной детской травмы. Необходим контроль со стороны родителей.
  5. Развитый вестибулярный аппарат полезен в повседневной жизни. В экстренной ситуации владение собственным телом и координация оказываются незаменимыми.

Тренируем вестибулярный аппарат: 10 упражнений от укачивания

Укачивание связано с повышенной чувствительностью вестибулярного аппарата, ответственного за сохранение равновесия. Наш вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе и имеет непростое строение. Благодаря ему мы можем ориентироваться в пространстве, удерживать позу, сохранять равновесие тела. От многочисленных нервных окончаний – рецепторов, которые находятся в мышцах, связках, сухожилиях, суставах, коже – в вестибулярный аппарат поступает информация о направлении и скорости движения, которые мы совершаем.

Эти несложные упражнения, снижающие возбудимость и повышающие устойчивость вестибулярного аппарата к нагрузкам, вы можете включить в комплекс утренней зарядки или выполнять в течение дня. Регулярная тренировка вестибулярного аппарата поможет избавиться от неприятных ощущений, способных омрачить любое путешествие.

Инфографика: АиФ

Подробное описание упражнений

Исходное положение: лежа на животе. Медленно отведите голову назад. Перевернитесь на спину, медленно наклоните голову вперед, попытайтесь подбородком коснуться груди.

Повторите упражнение 4–5 раз.

И. п.: лежа на спине. Расслабьтесь и, не напрягая мышцы шеи, покачайте головой то вправо, то влево в течение 2–3 минут.

И. п.: сидя на стуле. Зафиксируйте взгляд на какой-либо точке перед собой, затем максимально отведите глаза вправо, влево, вверх и вниз.

Повторите упражнение 5–6 раз.

И. п.: сидя на стуле. Держите голову неподвижно, вращайте глазами сначала по часовой стрелке (5–6 раз), а затем столько же раз против часовой стрелки.

Повторите упражнение 2–3 раза.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Медленно наклоняйте голову вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь, а затем делайте наклон назад, насколько это возможно.

Выполните 6–10 раз.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Медленно поворачивайте голову вправо‑влево, по 5–10 раз в каждую сторону. Совершайте медленные круговые движения головой вправо, потом влево.

Повторите 4–5 раз.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Быстро наклоните туловище вперед примерно на 30 градусов, резко «затормозите». Затем так же быстро отклонитесь назад.

Повторите упражнение 5 раз в каждую сторону.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты над головой. Сделайте вдох, затем выдох и, задержав дыхание, наклоните туловище вперед и возвратитесь в исходное положение. Затем спокойно походите, не задерживая дыхания.

Бег на месте с изменением положения головы. Мышцы максимально расслаблены, руки чуть согнуты в локтях и свободно опущены, ступни лишь слегка отрываются от пола. Голову сначала держите прямо, потом наклоните вперед, назад, вправо, влево.

Выполняйте в течение 2–3 минут.

На заметку

Симптомы укачивания значительно усиливаются в период менструации. Поэтому в критические дни постарайтесь по возможности избегать длительных переездов и перелетов, особенно если они связаны со сменой часовых поясов и климата.

Не наедайтесь и не отправляйтесь в путь на голодный желудок. Старайтесь поесть примерно за 1,5–2 часа до отъезда: ваша трапеза должна быть легкой, но калорийной. Откажитесь от жирной и копченой пищи, молочных продуктов, сильногазированных напитков.

Не пользуйтесь духами, одеколоном, сильно пахнущими дезодорантами: они могут спровоцировать приступ тошноты и головной боли, особенно в жаркую погоду.

Упражнения для тренировки вестибулярного аппарата детей

Маленьких детей зачастую в транспорте сильно укачивает, что беспокоит их родителей. В таких случаях даже непродолжительная поездка на машине превращается в проблему и создает множество неудобств. Связано это обычно с недостаточно развитым вестибулярным аппаратом.

Данную статью мы подготовили для того, чтобы рассказать вам об упражнениях для вестибулярного аппарата у малышей. Начинать занятия можно почти с самого рождения и продолжать примерно до 7 лет.

  • В общих чертах о вестибулярном аппарате детей
  • Когда начинать тренировки вестибулярного аппарата детям?
  • Упражнения до двух лет
  • Упражнения от двух до пяти лет

В общих чертах о вестибулярном аппарате

Начав выполнять с ребенком специальные упражнения, вы разовьете ловкость, выносливость и физическую активность своего чада. Сам вестибулярный центр представляет собой орган, который воспринимает изменение положения тела в пространстве, а находится он в внутри уха и окончательно формируется лишь к 10 или 12 годам.

Когда начинать тренировки вестибулярного аппарата детям?

По мере развития вестибулярного аппарата ребенок начинает переворачиваться, садиться, ползать. Затем он встает, падает и начинает делать первые шаги, после чего осваивает бег и прыжки. Со стороны может показаться, что все эти навыки даются малышу без особого труда, но тренировки вестибулярного аппарата у малышей могут поспособствовать более гармоничному развитию активности.

Начинать упражнения для вестибулярного аппарата для детей можно с самого рождения. При этом вы можете использовать люльку, шезлонг или помогать малышу руками. Отметим, что любые тренировки нужно устраивать через час после приема пищи, а также желательно, чтобы малыш был в хорошем настроении.

Упражнения до двух лет

Сначала рассмотрим упражнения для вестибулярного аппарата у деток возрастом до одного годика:

Качание

Взяв маленького ребенка на руки, разворачивайте свое туловище в разные стороны. Начинайте с нескольких поворотов и плавных движений, постепенно повышая продолжительность упражнения и скорость движений.

Упражнение с мячом

Вам понадобится фитбол, на который нужно положить малыша на животик или спину, придерживая его. Далее начинаем плавно раскачивать ребенка в стороны и вперед-назад, по-разному чередуя эти движения.

Когда малышу исполнится 7-8 месяцев, можете ставить его на мяч на ножки, придерживая за руки или за туловище подмышками. Сделайте так, чтобы с вашей поддержкой малыш немного попрыгал.

Полеты на руках

Возьмите малыша на руки лицом вниз, согнув конечности в локтях. Начните играть в самолетик, двигаясь с малышом по квартире – он будет летать на руках. Меняйте скорость полетов и выполняйте движения вниз-вверх.

Качели

Тренировка вестибулярного аппарата для детей может включать упражнение под названием «качели», которое можно делать, когда малыш научится держать головку. Сядьте на диван, вытяните ноги и положите сверху малыша. Придерживайте ребенка за руки и начните плавно поднимать-опускать свои конечности, сгибая их в коленях. Все маленькие детки любят подобные качели.

По кочкам

Подходит упражнение детям после трех месяцев. Посадите малыша на свои колени и начните игру, приговаривая: «По кочкам и по кочкам, да по ровной дорожке, а затем в ямку бух». Перемешайте кроху вниз и вверх, смещая в стороны и позволяя проваливаться в вымышленные ямки. Всем крохам нравятся подобные веселья, но вы должны надежно держать свое чадо, не позволяя ему свалиться на пол.

Упражнения от годика до двух

Примерно с годовалого возраста малыши начинают стоять на ножках и неуверенно ходить. Заметив, как ваше чадо пытается начать это делать, старайтесь быть рядом и контролируйте его намерения, не позволяя малышу получить травму.

Весело шагаем

Деткам нравится ходить между двумя родителями, которые держат их за обе ручки. Периодически малыши повисают, поджимая ножки – это неплохая тренировка вестибулярного аппарата у детей. Не противьтесь этому детскому развлечению, а поддерживайте малыша.

Ныряем

Решив научить своего малыша нырять и плавать, вы сможете хорошо потренировать вестибулярный аппарат крохи. В воде детки, как и все люди, становятся легче, а вестибулярный аппарат переносит несколько иные воздействия, по сравнению с сушей. Все это дает малышу возможность улавливать восприятие своего тела в пространстве.

Танцы

Для тренировки вестибулярного аппарата у детей от 1 до 2 лет включайте музыку и устраивайте танцы с ребенком, показывая крохе, как кружиться, подпрыгивать и выполнять другие танцевальные движения. Поддерживайте ребенка, чтобы он не упал и не ударился.

Отправляйте своего малыша играть на детских площадках, так как катание с горки, качание на качелях и прочие детские веселья отлично тренируют вестибулярный аппарат у детей.

Упражнения от двух до пяти лет

Ориентировочно с двухлетнего возраста детки учатся и начинают активно прыгать, делая это обычно на домашнем диване. Существуют и другие упражнения на развитие вестибулярного аппарата у детей старше двухлетнего возраста.

Увлекательная гимнастика

Каждый малыш постепенно научится кувыркаться и делать мостик, стоять на ножке и даже ходить на руках, если вы будете ему помогать. Можете даже отправить малыша на гимнастику, где его всему обучит опытный тренер.

Море волнуется раз

Все помнят об этой увлекательной игре. Она хорошо тренирует вестибулярный аппарат малыша, поэтому можете поиграть в нее с ребенком. Игра помогает деткам учиться поддерживать равновесие, находясь в неудобных позах.

Юла

Развить вестибулярный аппарат ребенка помогает это незамысловатое упражнение. Слегка раскрутите малыша с закрытыми глазами на месте. После их открывания малышу покажется, что окружающие его стены и пол начали плыть. Вестибулярный аппарат малыша начинает активно работать, приводя восприятие в норму.

Классики

Эта игра, знакомая многим, является неплохим упражнением для вестибулярного аппарата для детей 5-6 лет. Как вы помните, в ней необходимо прыгать на одной ноге по начерченной схеме. Вестибулярный аппарат, поддерживающий равновесие и обеспечивающий координацию движений, отлично тренируется.

Что касается упражнений для развития вестибулярного аппарата у детей 7 лет и старше, к ним относятся всевозможные игры в мяч, догонялки с друзьями и прочие активные времяпрепровождения.
В случае тяжелого нарушения вестибулярного аппарата у детей рекомендуем незамедлительно обращаться к врачу и следовать его рекомендациям. К какому врачу обратиться при нарушениях вестибулярного аппарата, узнайте из другой нашей статьи.

>Упражнения и тренировки для развития вестибулярного аппарата у детей >Наши детки. Все о детях и для детей

наши дети — наше зеркало

Вестибулярный аппарат у детей

Как тренировать вестибулярный аппарат у детей?

Около пяти процентов населения Земли страдают от «болезни движения», причиной которой является слабый вестибулярный аппарат.

Вестибулярный аппарат, который расположен во внутреннем ухе, это крошечная часть, очень сложной системы, позволяющей человеку удерживать равновесие, поддерживать вертикальное положение тела,

Кроху укачивает в транспорте? Кружится голова на карусели? Подташнивает после качелей? Его вестибулярному аппарату необходима тренировка! Наши простые и веселые упражнения помогут справиться с проблемой! Если вдруг ребенок заупрямится, то вы говорите, что это программа подготовки космонавтов, и все космонавты так готовятся к полетам в космос! Конечно, подготовка космонавтов несколько более сложна, но, отчасти, это правда!

Как тренировать вестибулярный аппарат?

Тренировать вестибулярный аппарат у детей можно, начиная с первых месяцев жизни. Танцуйте с малышом, положив его голову на свое плечо, качайте на руках из стороны в сторону, вверх-вниз, кружите малыша на вытянутых руках, но будьте осторожны, не уроните кроху.

Большой мяч для фитнесса очень пригодится для упражнений с малюткой. Кладите малыша на мяч и легонько покачивайте вперед — назад, вправо — влево, делайте это и на спинке, и на животике. На мячике можно попрыгать, попытаться постоять на нем, конечно при надежной маминой поддержке. Эти упражнения не только тренируют слабый вестибулярный аппарат, но и укрепляют все мышцы тела крохи.

С деткой более старшего возраста диапазон выполняемых упражнений несколько шире. Его можно перекатывать по подушке или по кровати (как тесто), невысоко легонько подбрасывать, качать вниз головой, держа за ножки (малыш должен быть развернут к вам лицом, чтобы вы могли видеть его реакцию на происходящее), совершать движения из стороны в сторону за руку и ногу (правые и левые). Эти занятия должны нравиться детке, но не пугать. Это предварительная подготовка для крохи.

С года можно приступать к более серьезным упражнениям активной программы. Они очень разнообразны, вот некоторые из них:

— Танцы вместе с малышом. Вальсируйте вместе с крохой сначала в одну сторону, потом – в другую. Достаточно 2-3 оборотов в каждую сторону, причем не быстро. Постепенно увеличивайте темп и количество вращений.

— Воспользуйтесь вращающимся кругом типа «Грация», на нем многие мамочки доводят до совершенства свою талию. Поставьте на него ребенка, и, держа за руку, покрутите малыша сначала в одну сторону, потом в другую. Принцип тот же – скорость и число оборотов наращивать понемногу, чтобы у малыша не закружилась голова.

— Почаще играйте в жмурки – это отличная тренировка для вестибулярного аппарата. Когда зрительный контроль отсутствует, сохранить равновесие трудно, но если ребенок этому научится, проблема укачиваний отпадет сама.

— Научите малыша кувыркаться и ходить по бревну, только поначалу подстраховывайте: маленьким деткам трудно даются навыки равновесия. Можно начать тренироваться дома с ходьбы по разложенной вдоль комнаты веревочке. Пусть кроха старается ставить ножки след в след – поначалу это не просто, но очень действенно укрепляет вестибулярный аппарат у детей.

— Отличное занятие – прыжки на батуте! Можно летом сходить с крохой в парк, где летом обычно строят надувные конструкции в виде замков и крепостей или купить небольшой батут на дачу: они бывают совсем небольшие, рассчитанные на одного.

— Не игнорируйте качели. Если ребенок проявил интерес, то покатайте его, сначала чуть-чуть, потом выше, с каждым разом понемногу увеличивайте высоту, но при этом нужно страховать малыша, чтобы он не упал. Это отлично тренирует слабый вестибулярный аппарат.

— Не останавливайте ребенка, когда он самостоятельно начинает кружиться, даже если вам кажется, что у него закружится голова. Это самостоятельная попытка тренировки вестибулярного аппарата, причем детки инстинктивно знают, когда нужно остановиться.

— Лазанье по веревочной лестнице, канату, деревьям, прыжки через скакалку, на одной ноге, на двух, бег с препятствиями все это не проходит бесследно и тренирует вестибулярный аппарат у детей.

— Регулярно выполняйте упражнения утренней гимнастики вместе с малышом, включайте в ежедневный комплекс повороты и наклоны головы и туловища. Не упускайте возможности вместе с деткой погонять мячик, поплавать, покататься на коньках, на велосипеде. Это будет полезно не только для вестибулярного аппарата и не только для малыша!

Развитие вестибулярного аппарата у детей заканчивается к 12-15 годам. У девочек «болезнь движения» обычно более выражена, чем у мальчиков в силу гормональных особенностей. Во время укачивания у девочек повышается уровень вазопрессина – гормона стресса, в результате чего повышается кровяное давление. А недавние исследования зоологов вообще удивляют: оказывается, проблема укачивания знакома всем животным и даже рыбам! Как быть, если ребенка укачивает в транспорте, читайте ЗДЕСЬ .

Надеемся, наши советы, как тренировать вестибулярный аппарат, будут полезны для малыша.

Желаем вам успехов в подготовке юного космонавта!

Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!

Развиваем вестибулярный аппарат у детей

Многие мамы жалуются, что детей укачивает в транспорте. Даже самая обычная поездка может превратиться в настоящую проблему. Этому есть объяснение – скорее всего, у ребенка слабый вестибулярный аппарат.
Специально для вас мы составили несложную программу тренировок, подходящую малышам от рождения до 5 лет.
Попробуйте начать заниматься с ребенком, это поможет развить у него ловкость, физическую активность и выносливость.

От рождения до года Тренироваться можно начинать с рождения. На первом этапе подойдут детские шезлонги, люльки, а также заботливые руки мамы, укачивающие младенца перед сном.
Все это поможет вестибулярному аппарату малыша развиваться естественно. Но и некоторые полезные упражнения будут не лишними.
Помните, что все упражнения нужно выполнять с ребенком не менее чем за час до и после еды и только в хорошем настроении.

В положении с малышом на руках поворачивайте торс вправо и влево. Начните с 3-4 поворотов, двигайтесь плавно. Постепенно увеличивайте скорость и количество поворотов.

Упражнение проводится на фитболе. Положите ребенка на спинку или животик, и, аккуратно придерживая, начните плавно раскачивать кроху вперед-назад или вправо-влево, чередуя движения.
С 7-8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или под мышки. Также можно разрешить ему попрыгать на мяче при вашей поддержке.
«Самолетик»

Полеты у мамы или у папы на руках — это весело и полезно. Положите малыша на согнутые в локтях руки, лицом вниз и поиграйте в «самолетик» передвигаясь с малюткой по квартире. Можно добавить в игру «воздушные ямы» и изменять скорость полетов.

Упражнение можно выполнять, как только кроха начнет держать голову. Сидя на диване или на стуле, положите малыша себе на вытянутые ноги. Придерживая кроху за руки, плавно приподнимайте и опускайте ноги, сгибая в коленях. Такие своеобразные «качельки» очень нравятся деткам.

Упражнение для детей старше 3 месяцев. Посадите кроху себе на колени, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровной дорожке, в ямку — бух». Дети обожают такие веселые игры. Перемещайте малютку вверх-вниз, иногда смещая его в сторону или позволяя свалиться в «ямку». Обязательно надежно держите ребенка, не позволяйте ему действительно упасть с ваших колен!

С 1 года до 2 лет В год дети, как правило, начинают уверенно стоять и ходить. Как только вы заметите, что ребенок пробует сделать что-то сам, будьте рядом, следите за его желаниями и намерениями, не позволяйте малышу нанести себе вред.

Малыши любят ходить между взрослыми, взяв их за руки и периодически «повисать» поджав ноги. Это отличная тренировка! Не протестуйте против такого детского развлечения.

Если вы решили научить своего кроху плавать и нырять, это пойдет ему на пользу. В воде мы становимся как будто бы легче, и воздействия на вестибулярный аппарат происходит иным образом, чем на суше. Все это позволяет ребенку улавливать нюансы восприятия собственного тела в пространстве.

Устраивайте танцы! Включайте музыку, показывайте малышу, как можно кружиться, приседать, подпрыгивать и танцевать. Возьмите кроху на руки и потанцуйте вместе таким образом. Научите его прыгать на левой и правой ножке попеременно.

Не избегайте игр на детской площадке. Пусть малыш катается с горки, качается на качелях. Приобретите для него маленький самокат или беговел. Все это отлично развивает двигательную активность.

От 2 до 5 лет «Батут»

Примерно с двух лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване, но можно придумать и другие варианты.
В парках на весенне-летний период устанавливают батуты и даже надувные города.
Следите за тем, чтобы количество детей на аттракционе не превышало допустимое, а их возраст был примерно одинаковым.

Ребенок способен быстро научиться кувыркаться, делать «мостик», удерживать равновесие на одной ножке, ходить на руках, когда кто-то поддерживает его за ноги. Направьте ребенка в секцию гимнастики для малышей или обучите этим нехитрым упражнениям сами.

«Море волнуется раз»

Играйте с крохой в игру «Замри!» Водящий громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее название любого животного) на месте замри!» Игроки должны от плавных движений перейти к неподвижной позе того животного, которого обозначил ведущий.
Игра развивает у детей способность удерживать равновесие даже в очень неудобной позе.

Вы слегка раскручиваете ребенка на месте с закрытыми глазами. Когда ребенок откроет глаза, ему будет казаться, что стены, пол и потолок потеряли устойчивость. Для возвращения всей комнаты обратно требуются усилия со стороны вестибулярного аппарата. Так малыш тренируется уверенно держать равновесие и контролировать координацию движений.

Пропрыгать классики от 1 до 10 на одной ножке — задача не самая простая, зато какая увлекательная!
Вестибулярный аппарат, отвечающий за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве развивается и укрепляется от подобных подвижных игр со сверстниками.

Помните, что дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, растут здоровыми и физически более развитыми.

Как тренировать вестибулярный аппарат ребенка дома

29.04.2016 Viktoria Soldatova Воспитание детей

Из статьи о том как тренировать вестибулярный аппарат вы узнаете

  1. Где находится этот орган
  2. Как его развить у детей
  3. Видео с практической тренировкой

Объясню немного почему я, как мама, задалась этим вопросом. Дело в том, что лет до 15 у меня был слабый вестибулярный аппарат. В чем это выражалось:

  • Я не могла ездить на заднем сиденье автомобиля, легче переносила поездки сидя рядом с шофером и видя пространство впереди себя. Об автобусах не было и речи.
  • При всем моем желании прокатиться на качелях-каруселях, дело заканчивалось тошнотой. Особенно меня укачивали “лодочки”.
  • Двухчасовой полет в самолете, в возрасте 5-и лет, чуть не закончился для меня больницей. Так как на протяжении всего полета помимо рвоты меня сопровождало сильно понизившееся артериальное давление.

Именно после этого полета моя бабушка решила серьезно отнестись к данной проблеме, но по рекомендациям докторов того времени, она пошла немного однобоким путем – укреплением моего организма. Конечно это, как и в любой другой проблеме со здоровьем, является одним из главных факторов. Но в случае тренировки вестибулярного аппарата нужно выполнять определенные упражнения. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Начнем с теории и хотя я не имею медицинского образования, рискну объяснить вам дорогие родители, основную суть расположения этого органа.

фото увеличивается при клике

Думаю, что для нас родителей, информации о том где находится вестибулярный аппарат достаточно . Что более важно знать нам, так это то, что развитие данного органа заканчивается в возрасте 7-10-12 лет. И вот здесь начинается самое интересное, оказывается медицина не смогла изучить его досконально, поэтому данные варьируются. Я как мама предпочитаю взять наименьшую цифру за точку отсчета. Таким образом стараясь усиленно тренировать вестибулярный аппарат моего ребенка до 7 лет.

Если у вас все еще остался вопрос: за что отвечает данный орган и зачем его развивать, объясняю:

  • Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие. И хотя у человека есть для этого помощники – глаза, тактильная чувствительность кожи, тем не менее исключать один из этих органов нерационально.
  • Если данный орган не развит, человек испытывает при нагрузках на него головокружение, тошноту и рвоту, похолодание ног и рук, бледность лица, появление холодного пота, понижение давления. Ну скажите, неужели этого мы желаем нашим деткам?

Тренировать вестибулярный аппарат у детей необходимо с раннего возраста, ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и вообще двигаться прямо, в нужном направлении.

Лично я стала целенаправленно заниматься с Александром, когда ему было две недели отроду:

  1. Легкие покачивания из стороны в стону на руках у мамы, как если бы мы укачивали малыша, только чуть интенсивней.
  2. Кружения в вальсе, сначала медленные, со временем быстрее.
  3. Как только мой мальчик научился держать голову, мы начали “летать” по комнатам. Одной рукой я держала ножки ребенка, другая рука под грудью, Александр выгибал свою шейку как парусник и отправлялся в полет.
  4. С 4-ех месяцев занимались на спортивном надувном мяче, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая время. Чтобы малыш не прилипал к мячу, можно постелить под его тельце пеленку. Итак, кладем ребенка на хорошо надутый мяч, слегка разводим его коленки в стороны и начинаем качать мячик вправо-влево, вперед-назад, можно покрутить вокруг оси. Александр категорически отказывался лежать на спине, поэтому мы делали упражнения лежа на животе и конечно я держала спинку ребенка рукой направляя мяч (см. фото выше).
  5. С 6-и месяцев мы стали практиковать вис вниз головой. Я брала ребенка за щиколотки над диваном или кроватью и поднимала несколько раз. У нашего папы сердце уходило в пятки, когда он наблюдал за этим .

Конечно же я не экспериментировала с моим любимым сыночком, все упражнения и массаж, о котором я напишу в следующих статьях, были взяты мною из прекрасной книги Беби-йога и массаж для самых маленьких Евгении Шиловой. В ней даются подробные рекомендации с картинками по массажу, йоге и аква йоге для детей до года. Выполнить их просто каждому родителю, следуя инструкциям. Приобретайте в Лабиринте .

Упражнения с малышами нужно делать вместе, для того, чтобы подать пример, поддержать, где это нужно, и показать как правильно выполняется то или иное упражнение. Конечно каждая мама найдет в этом свои плюсы: совместное времяпровождение с малышом и поддержание своей физической формы. Начнем?

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать . Предлагаю посмотреть наше видео с данными упражнениями.

Конечно это не все упражнения помогающие развить функции мозга, которые отвечают за равновесие. Такие простые вещи как перекатывание на полу, катание на качелях, прыжки со скакалкой, раскачивание на канате, прыжки на батуте – все это поможет тренировке вестибулярного аппарата.

Вам также будет интересно:

Развитие вестибулярного аппарата у детей

  • Главная
  • /
  • Статьи
  • /
  • Развитие вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярный аппарат – это орган равновесия, который находится во внутреннем ухе, а именно – височной кости. Его необходимо тренировать у детей с раннего возраста, потому что именно он позволяет координировать движения. Без правильного формирования вестибулярного аппарата невозможно нормальное развитие двигательной активности.

Вестибулярная система регулирует:

— чувство равновесия;

— распределение веса при ходьбе и других движениях;

— способность ориентироваться;

— ощущения при переворотах;

— зрительные реакции.

Тренировка вестибулярного аппарата у детей

Развить вестибулярный аппарат у детей в раннем возрасте поможет комплекс несложных, специальных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Отличная тренировка вестибулярного аппарата у детей постарше происходит при занятиях гимнасти­кой, плаванием, боксом, качании на качелях и прыжках в воду. Также одновременно про­исходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувстви­тельности в больших полушариях, что приводит к образованию и укреплению условно рефлекторных связей между этими зонами. Это имеет решающее значение для точного ориен­тирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудо­вых и спортивных движений.

У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вы­зываются при значительно более сильных раздражениях вестибу­лярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлек­торные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают.

Тренировки для развития вестибулярного аппарата у детей с ДЦП

В медицинском центре «Кия» занимаются реабилитацией и абилитацией детей с ДЦП. Специалисты работают по индивидуальному плану с каждым малышом. Главная задача включить в работу весь вестибулярный аппарат. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в пространстве.

Для улучшения работы вестибулярного аппарата у детей с ДЦП применяют специальные упражнения на тренажере Гросса, аэродинамическую гимнастику (полеты в аэродинамической трубе) и тренировки на иппотренажере. Эти современные технологии помогают малышу совершать передвижения по всему пространству и даже вращения вокруг своей оси. Также дети с ДЦП учатся удерживать свое равновесие на надувных матрасах и мячах, чувствовать и контролировать свое тело, привыкать к новому вертикальному положению.

Вестибулярный аппарат у детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *