Устав мономаха

Устав Владимира Всеволодовича

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой души.

Устав Владимира Всеволодовича — один из разделов древнерусского свода законов, Русской Правды. Он был составлен в начале правления киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 годы) с целью изменения части экономических, уголовных и социальных норм. Статьи Устава регулировали разрешение имущественных конфликтов, улучшали положение низших сословий, ограничивали влияние феодалов и ростовщиков.

Причины создания Устава

Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.

Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.

Структура документа

Самый ранний источник, содержащий новые законы Мономаха — Троицкий список Пространной Правды, датированный 14 веком. Текст оригинала не разбит на статьи, поэтому началом раздела принято считать красный заголовок «Устав Владимира Всеволодовича». Свод содержит следующие документы:

  • Устав о резах (долговых процентах);
  • Закон о долгах и банкротстве купцов;
  • Устав о закупах (разорившихся крестьянах, отрабатывавших долг феодалу).

Многие историки предполагают, что непосредственно к Уставу Мономаха относятся 53-66 статьи. Ряд исследователей утверждает, что вся вторая часть Пространной Правды, до 121 статьи составлена в правление Владимира Всеволодовича.

Содержание Устава Владимира Всеволодовича

Первые статьи, принятые Мономахом, регулировали выплаты процентов по долгам. Кредитор, взявший третные проценты дважды в год, имел право получить только начальную сумму долга. Должник, уплативший третные проценты трижды за год, освобождался от возвращения самого капитала.

Новые законы определяли права закупов — людей, оказавшихся в зависимости у феодалов из-за неуплаты долга. «Закупы в деньгах» сохраняли право на свободу личности и не могли быть проданы. «Ролейные закупы» получали от заимодавца землю, которую обрабатывали в уплату за долг, а также скот и инвентарь. Они не могли уйти, не вернув хозяину имущество. Полномочия землевладельцев ограничивались — не разрешалось без вины наказывать закупа, отдавать его в залог или продавать в рабство.

В уставе Владимира Всеволодовича определялись ситуации, в которых свободный смерд мог стать холопом (рабом):

  • брак с холопкой без договора;
  • продажа себя или своего ребёнка в холопы;
  • побег закупа от хозяина;
  • служба в качестве тиуна без договора о свободе.

Вторая и третья части Устава дополняют нормы Русской Правды об имуществе и защите личной чести. Четвёртый раздел уточняет полномочия свидетелей в суде и размеры судебных пошлин.

Значение Устава Мономаха

Законы, принятые Владимиром Всеволодовичем, помогли устранить социально-политическую напряжённость в стране. Определение прав закупов, смердов и холопов защищало их от произвола феодалов. Урегулирование финансово-кредитных вопросов стабилизировало экономику Руси. Устав Владимира Всеволодовича применялся в юридической практике древней Руси вплоть до утверждения татаро-монгольского ига.

Смотреть что такое «Устав Владимира Всеволодовича» в других словарях:

  • Русские княжества — История России … Википедия

  • ВЛАДИМИР МОНОМАХ — Князь* смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Владимир Всеволодович Мономах родился в 1053 г., внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода I и дочери византийского императора… … Лингвострановедческий словарь

  • 1113. — Восстание зависимых (кабальных) людей против княжеской власти и купцов ростовщиков. Устав Владимира Всеволодовича … Хронология всемирной истории: словарь

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия

  • Черниговские князья — О времени основания Чернигова мы нигде не находим известий. В первый раз он упоминается в летописях под 907 м годом, где говорится о мирном договоре Олега с греками и где Чернигов поставлен первым после Киева в числе городов, на которые Олег… … Большая биографическая энциклопедия

  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ — Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ)Мономах (1053/54 19.05.1125, Киев), блгв. кн. (пам. в Неделю 2 ю по Пятидесятнице в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), один из… … Православная энциклопедия

  • СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

  • СССР. Хронология — Хронология исторических событий 9 1 века до н. э. 9 6 вв. до н. э. Государство Урарту. 7 3 вв. до н. э. Господство скифов в причерноморских степях. 6 5 вв. до н. э. Возникновение греческих колоний на… … Большая советская энциклопедия

  • Древняя Русь конца IX — начала XII в. — Объединение восточнославянских земель в составе Древнерусского государства в конце IX и в X в. Во второй половине IX в. новгородский князь Олег (по видимому, варяг по происхождению) объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это… … Всемирная история. Энциклопедия

  • Иоанн IV Васильевич Грозный — — царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия ??? Иоанновича и второй супруги его Елены Васильевны, урожденной княжны Глинской, род. 25 августа 1530 г., вступил на великокняжеский престол 4 декабря 1533 г., венчан на… … Большая биографическая энциклопедия

Устав Владимира Всеволодовича (др.-рус. Уставъ Володимѣрь Всеволодича) — древнерусский свод законов Владимира Мономаха, вошедший в Пространную редакцию Русской Правды. Составлял вторую часть Пространной Правды и включал 69 статей (ст. 53—121 Пространной Правды). Предположительно был создан в ответ на Киевское восстание 1113 года, возникшее в качестве реакции на обострение социального неравенства в Древней Руси.

А. А. Зимин считал, что заглавие с именем Владимира Всеволодовича первоначально относилось непосредственно к ст. 53. Только позднее составители юридических сборников отнесли его ко всей второй половине Пространной Правды, поэтому она помещается в виде самостоятельной главы в Кормчих и Мерила Праведного (таким образом, Русская Правда во многих сборниках представлена в виде двух отдельных глав).

Состав

Если заголовок «Уставъ Володимѣрь Всеволодича» распространялся на всю вторую половину Пространной Правды, то данный устав включал новеллу Владимира Мономаха (ст. 53) в Устав о резах (ссудных процентах), постановление о банкротстве купца и о долге (ст. 54—55), Устав о закупах (ст. 56—66), дополнительные статьи и статьи из законов Ярослава и его сыновей, не вошедшие в первую половину Пространной Правды (ст. 67—89), раздел о наследстве (ст. 90—109), в том числе отдельные «уроки» княжеским чиновникам (ст. 96, 97, 107—109) и Устав о холопах (ст. ст. 110—121).

В соответствии с Уставом изменились долговые расчёты. Запрещено было брать более 20 % годовых за предоставленный долг. Эти положения «Устава» ограничили произвол ростовщиков. «Устав» содержал новые положения об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Так, четко определялись источники холопства: самопродажа в холопство, переход в статус холопа человека, женившегося без соответствующего договора на холопке, а также поступление на службу к господину в качестве тиуна без особо оговоренной в этом случае свободы. Холопом становился и сбежавший от господина закуп. В случае если он уходил в поисках денег, необходимых для возвращения долга, его нельзя было делать холопом. Во всех остальных случаях попытки закабаления свободных людей пресекались, что свидетельствовало о развитии социального строя. Запрещалось обращать в холопа человека, получившего в долг хлеб или иную другую «дачу». Запрещалось без вины бить закупа. Закуп теперь не отвечал за пропажу имущества хозяина, если в том не было его вины. Но с другой стороны, именно хозяин определял степень его вины.

Значение

Положения Устава временно снизили социальное напряжение в обществе. Считается, что Устав Владимира Мономаха был прямой реакцией на восстание 1113 года. Данный свод законов позволил сгладить наиболее явные противоречия складывающегося социального строя, поскольку ограничение ростовщичества и власти землевладельцев были уступками городским низам.

Примечания

  1. 1 2 3 Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X–XII вв. / под ред. С. В. Юшкова; сост. А. А. Зимин. С. 161—189.
  2. Зимин А. А. Правда русская. М.: Древлехранилище, 1999. Глава третья. Пространная Правда и реформы Владимира Мономаха.
  • Goetz L. K. Das Russische Recht (Russkaja Pravda). — Stuttgart : Enke, 1910—1913.—
    • Bd. III. Die dritte Redaktion des Russischen Rechtes. — 1912. — 488 s.
    • Bd. IV. Die dritte Redaktion des Russischen Rechtes, als literarisches Denkmal und als Rechtsurkunde. — 1913. — 239 s.
  • Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1940—1963. —
    • Т. I: Тексты / Подгот. к печати В. П. Любимов и др. – 1940. – 505 с.
    • Т. III: Факсимильное воспроизведение текстов. – 1963. – 471 с.
  • Русская Правда (Пространная редакция) / Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. — Т. 4: XII век.

Литература

  • Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1940—1963. —
    • Т. II: Комментарии / Сост. Б. В. Александров и др. – 1947. – 862, с.
  • Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. — М. — Л, 1941.
  • Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X–XII вв. / под ред. С. В. Юшкова; сост. А. А. Зимин.
  • Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда. — Сборник «Древнерусское государство и его международное значение». — Москва: АН СССР, 1965. — 477 с.
  • Зимин А. А. Правда русская. М. : Древлехранилище, 1999. Глава третья. Пространная Правда и реформы Владимира Мономаха.
  • Довідник з історії України / Под ред. И. Пидковы и Р. Шуста. — Киев: Генеза, 1993.
  • Гайдай Л. Історія України в особах, термінах, назвах і поняттях. — Луцк: Вежа, 2000.

См. также

  • Русское право
  • Русская Правда
  • Устав о резах

Устав о резах входит в состав Пространной правды, являясь её 53-й статьёй. История его возникновения такова: финансовая политика князя Святополка Изяславича (1097—1113), в частности введение им соляного налога, вызвала массовое недовольство киевлян. Волнения в городе были спровоцированы также засильем ростовщиков, которые брали непомерно высокие проценты.

Почтовая марка 1978 года с изображением берестяной грамоты XII века. С помощью таких грамот новгородцы вели личную и деловую переписку, заключали договоры, вели учёт своих доходов и расходов

В ходе восстания 1113 года толпа разграбила двор ближайшего сподвижника князя Святополка, тысяцкого Путяты Вышатича, и дворы княжеских сотских. Разгрому и разграблению подвергся еврейский квартал. Напуганные бояре сочли за благо (в нарушение лествичного порядка наследования) пригласить на великокняжеский престол переяславльского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прославившегося своими победами над половцами.

Владимир Мономах, не теряя времени, созвал в подгородном селе Берестове совещание, на котором совместно с приближёнными выработал новые правила, регламентирующие размеры, период и общую процедуру взимания процентов. Именно этот документ и получил наименование «Устав о резах».

Резы — это древнерусское обозначение ссудных процентов. Вероятнее всего, его происхождение ведётся от глагола «прирезать», поскольку в начале XII веке денежный оборот наряду с серебряными слитками и весовыми единицами мог обслуживаться меховыми шкурками.

При истолковании Устава о резах наибольшую трудность вызывает норма брать «резы» в «треть куны», то есть брать денежные проценты «в треть». По всей видимости, она означают следующее: законодатель знает из опыта, что возврат долга в сумме более 150% от первоначальной его величины означает разорение должника. Поэтому брать можно ежегодно не более трети суммы, в полтора раза превышающей долг. То есть превышение не может быть больше 50%. Теперь понятен текст Устава о резах, который в переводе звучит примерно так: постановили брать проценты только до третьего платежа («установили до третьего раза»), если кредитор берёт деньги «в треть», то есть 50% годовых («оже емлет в треть куны»); если кто возьмёт с должника два реза «в треть», то может взыскать и основную сумму долга («аже кто возмет два раза, то ему исто»); а кто возьмёт три таких же ряда, тот не должен требовать назад тело долга («каки ли возметь три резы, то иста ему не взятии»).

Итак, если ростовщик даёт в долг, скажем, ремесленнику 10 гривен, то в первый год он может взять проценты величиной в 5 гривен — и так же во второй и третий годы. Всего он может получить с должника 15 гривен за три года. Суть Устава о резах в том, что на этом выплата долга должна прекратиться. И этим устав Мономаха отличается от прежних норм, когда огромные проценты можно было взыскивать без ограничения срока. В итоге ежегодная норма процента снижалась более чем втрое (до нормы сложных процентов, чуть меньшей 15% годовых).

Правда, из этого общего правила есть два исключения. Первое содержится в уже процитированной норме устава: если заимодавец сам ограничил платёжный период двумя годами, он получает назад также «исто», то есть само тело долга. Тогда общий платёж за два года составит 5 + 5 + 10 = 20 гривен, а ростовщический процент по формуле сложных процентов достигнет почти 42% в год. Это, кстати сказать, наиболее выгодный вариант поведения для ростовщика по закону 1113 года.

Второе исключение сформулировано как дополнение к общей норме: «Аже кто емлет по 10 кун от лета за гривну, то того не отметати». Поскольку в начале XII века гривна была эквивалентна 50 кунам, эту дополнительную норму следует переводить так: «Если заимодавец взыскивает с должника ежегодно 10 кун с гривны (20% годовых), то в этом году запрета нет».

Пятнадцать, двадцать и особенно сорок с лишним процентов — это очень высокий уровень для древнерусских «резов». Устав был первой в истории России попыткой ограничить аппетиты ростовщиков, поставить препоны на пути превращения «мелкого люда» (ремесленников, мелких «торговых людей») в неоплатных, вечных должников.

Выводы (исторический и финансовый)

Устав о резах появился для ограничения деятельности ростовщиков

Устав о резах стал первой в истории России попыткой упорядочить выдачу кредитов населению

>
Устав Владимира Мономаха

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Устав Владимира Мономаха

Устав Владимира Мономаха, составленный им в 1113 году, — это свод юридических постановлений, продолживших Русскую правду Я.Мудрого и Правду Ярославичей. Включён в Пространную правду.

Причины принятия Устава

  • Рост социальных противоречий в связи с формированием в обществе феодальных отношений и появлением зависимых людей.

  • В.Мономах был приглашён на княжение в Киев после восстания 1113 года, вызванного беспределом местной администрации и ростовщичеством. Устав имел целью успокоить людей, смягчить классовые противоречия.

Принятие Устава

Устав был принят на совещании в селе Берестове под Киевом, на котором присутствовали тысяцкие Киева, Белгорода, Переяславля и др.

Основное содержание Устава ( Устав о резах и закупах)

  • Был определён порядок возвращения денежной ссуды. Определены размеры резов — процентов. Если проценты были в полтора раза больше, чем сумма ссуды, то проценты автоматически погашались.

  • Сумма процента стала чётко ограниченной: она не должна была превышать 20 %. Данное положение Устава освобождало от долгового рабства многих людей.

  • Запрещалось превращать в раба купца, который лишился возможности вернуть ссуду в результате военных действий, пожара или стихийных бедствий.

  • Положения закупов. Были сформулированы их права и обязанности, и несколько ограничивался произвол их владельцев.

  • Положение холопов. Были определены причины попадания в холопство: самостоятельная продажа в холопство, женитьба на холопке, поступление на службу тиуном без договора о последующей свободе. Холопом становился и сбежавший от господина закуп, кроме случая, когда он уходил для поисков денег, чтобы вернуть ссуду. Нельзя было превращать в холопа, взявшего в долг не деньги, а еду, например, хлеб и пр.( » дачу»)

Значение Устава Вадимира Мономаха

  • Это была первая попытка юридически ограничить произвол ростовщиков, что приводило к сокращению долгового рабства.

  • Принятие Устава привело к стабилизации в обществе, силе меча Мономах предпочёл силу уступок. Народ принял политику Мономаха, поддерживал его. Правление Владимира Мономаха — одна из ярких страниц в истории Руси.

Подведём итоги

Существовали следующие редакции Русской правды:

  1. Краткая правда = Правда Ярослава (1016)и Правда Ярославичей (1072г.)

  2. Пространная правда = Краткая правда + Устав Мономаха(1113). Просуществовала до 14-15 веков, включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ила.

  3. Сокращённая правда связана с реформаторской деятельностью ИванаIII во 2-ой половине 15 века. Получила своё название потому, что из неё были убраны положения, ставшие неактуальными для того периода.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

УСТАВ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Введение

Устав Владимира Мономаха (Устав о резах) является составной частью сборника древнерусских правовых норм – так называемой «Русской Правды (Пространной редакции)».

Первая ее часть, Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, была основана на устном законе и правовых обычаях. Она содержала всего 18 статей, в которых предусматривались наказания за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и проч., подтверждалось право родственников на кровную месть за убийство (она могла быть заменена денежным штрафом). Правда Ярослава была прежде всего судебником новгородским и киевским: Ярослав Мудрый писал ее «для себя». Ее создание относят к 1016–1036 годам.

Однако жизнь меняется стремительно – это справедливо не только для XXI, но и для XI века. Прошло всего несколько десятилетий – и ряд юридических норм вышел из употребления или устарел. Кроме того, правовое поле далеко не охватывало всего многообразия экономических, торгово-финансовых, социальных, криминальных и прочих отношений, которые пронизывали все общество сверху донизу, непрерывно видоизменяясь и усложняясь. Общественная жизнь развивалась – и старая «Правда» уже не отвечала изменившейся общественной ситуации. В 1068–1072 годах сыновья Ярослава Мудрого – участники «триумвирата Ярославичей» – Изяслав, Святослав и отец Владимира Мономаха Всеволод – разработали новое законодательство, которое вошло в историю под названием «Правды Ярославичей». Она упорядочивала наказания за покушения на имущество и личность подданных князя, право кровной мести в ней уже не упоминалось (ее заменили штрафы), и в целом новая «Правда» более соответствовала требованиям времени.

А через тридцать лет занявший великокняжеский престол Владимир Мономах внес свой вклад в этот монументальный труд, сформулировав целый ряд новых статей, что явилось ответом на изменившиеся к тому времени правовые, экономические, финансовые, уголовные и имущественные реалии повседневной общественной жизни.

Различая понятия причины и повода, мы можем констатировать, что причиной создания Устава Владимира Мономаха явилась острая потребность исправить те перекосы в финансовой и социальной политике, которые накопились во время княжения его отца Всеволода Ярославича и особенно усилились в период правления его двоюродного брата и предшественника на киевском престоле – великого князя Святополка (Михаила) Изяславича. Непосредственным же поводом к исправлению законодательства стало последовавшее за смертью Святополка Киевское восстание 1113 года.

В Уставе Владимира Мономаха была предпринята попытка регламентации (собственно говоря – смягчения) имущественно-собственнических конфликтов. Главным предметом рассмотрения и урегулирования сделались вопросы долговых обязательств и кабальных отношений. Поэтому Устав посвящен прежде всего порядку возвращения денежных ссуд (например, если ссуда давалась в рост под 50 % годовых, то максимум, на который мог рассчитывать кредитор, не мог превышать 200 %,– сумма хотя и весьма значительная, но далеко не безграничная). В Уставе также рассматривалось положение закупов и холопов (были сформулированы их права и обязанности и несколько ограничен произвол их владельцев). Запрещалось продавать в рабство купца, лишившегося ссуды в результате войны, пожара и т. д.

Оформившийся таким образом свод законов стал важной составной частью юридической практики на целое столетие – вплоть до прихода на Русь монголов; простиралось его влияние и далее: «отголоски» многих положений Русской Правды (и ее составляющей – Устава Владимира Мономаха) можно проследить в правовых документах отдаленных от времени ее составления веков.

* * *

При подготовке настоящего издания мы столкнулись с дилеммой: публиковать интересующие нас фрагменты летописи (то есть подлинные тексты самого Владимира Мономаха) в оригинальном виде – или ограничиться их переводами на современный русский язык? Конечно, чтение аутентичного текста, пусть даже модернизированного в орфографическом отношении, для неспециалиста представляет немалые сложности. С другой стороны, нам хотелось предложить вниманию читателей не просто изложение того, что написал 900 лет назад Владимир Всеволодович Мономах, а сами его писания. Вот почему было принято единственно возможное решение: печатая «Поучение», автобиографический рассказ и письмо к князю Олегу Черниговскому, мы древнерусский комментированный текст сопроводили переводом. Тем самым достоверность и ценность первоисточника сохранялись, а его трудности практически устранялись.

Так же мы поступаем и при публикации Устава Мономахова («Устава о резах», как его еще называют). Более того: для максимального облегчения восприятия текста мы даем перевод не после всего Устава, а после каждой его статьи. В результате читатель получает возможность ознакомиться с первоначальным текстом, с необходимыми к нему пояснениями и с переводом на современный русский язык в наиболее компактном и удобном виде, что несомненно облегчит чтение и понимание этого важного юридического памятника Древней Руси. Тексты статей Устава даются по изд.: Правда Русская. Т. 1–2 (М.; Л., 1947); оттуда же взяты переводы И. В. Платонова и В. Н. Сторожева и комментарии. Печатается с сокращениями; примечания редакции, а также исправления, дополнения и сокращения примечаний издания 1947 г., за отдельными исключениями, не оговариваются.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Устав мономаха

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *