Учителя говорят что я не сдам ЕГЭ

Как складывается жизнь учеников, заваливших ЕГЭ

Провал на ЕГЭ – страшный сон любого (даже самого усердного) ученика. Выпускников со всех сторон пугают итоговой аттестацией. Уверяют, что от нее зависит их дальнейшая карьера, да что уж там – судьба. Причем в дело включаются и родители, и репетиторы, и учителя. Находясь под таким прессингом, сложно не задаться вопросом: неужели фиаско на экзамене – это конец? Рассказываем, как сложилась жизнь пятерых учеников, которые завалили итоговую аттестацию. Спойлер: это не конец, а только начало.

«Учительница говорила, что баллов 50 смогу набрать»

Софья, выпускница 2019 года, Москва

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Я завалила ЕГЭ по биологии. В девятом классе на ОГЭ очень успешно сдала английский язык и обществознание. Но так как с детства профессионально занимаюсь спортом, мой тренер сказал, что на ЕГЭ нужно будет сдавать биологию для поступления в спортивный университет.

Я стала готовиться в начале 11 класса, но из-за постоянных тренировок и сборов много времени уделять учебе не получалось. А в феврале все-таки решила «поднажать» и серьезно отнестись к подготовке. В принципе, было достаточно перейти порог, чтобы поступить, тем более у меня звание мастера спорта (а это дает большие преимущества и льготы в спортивном университете).

Русский язык и математику сдала нормально (русский – 70 баллов, математика – четверка). Школьная учительница по биологии с уверенностью говорила, что баллов 50 я точно смогу набрать. Она помогала мне в подготовке. За несколько дней до ЕГЭ я решила огромное количество пробных вариантов. И увидев свой на самом экзамене, сильно напряглась.

Задания были значительно сложнее и непонятнее, такого я совсем не ожидала! Выйдя из аудитории, сразу поняла: «Завалила…» В итоге мой результат – 27 баллов, а порог – 36. Конечно же, я расстроилась, начала плакать.
Софья выпускница 2019 года

Позвонив маме, услышала следующее: «Вот так несерьезно ты к этому подошла. Поэтому и такой результат, нечему удивляться». Но спустя какое-то время мама начала относиться к этому спокойнее. Учительница в школе подбодрила, мол, пересдашь в следующем году, ничего страшного в этом нет, со всеми случается.

Сейчас я решила, что в следующем году буду сдавать те предметы, которые всегда и хотела учить – английский язык и обществознание. Моя цель теперь – факультет рекламы и связей с общественностью.

Мне кажется, я завалила биологию не столько из-за плохой подготовки, сколько из самого нежелания поступать в спортивный вуз. В первые недели после ЕГЭ сильно расстроилась и постоянно думала: «Ну все, теперь я бомж».
Софья выпускница 2019 года

А сейчас все изменилось: я успокоилась и поняла, что смогу сдать другие предметы и уже поступить в университет. Осознала, что все, что происходит, только к лучшему. Единственное, что расстраивает, это потеря целого года. Но ведь очень часто ребята после школы берут перерыв на год перед поступлением в высшее учебное заведение. Поэтому, думаю, это совсем не страшно.

«Девочка, завалившая ЕГЭ»

Ксения, выпускница 2019 года, Нижний Новгород

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

В начале 11 класса я решила сдавать ЕГЭ по химии и биологии. Надо сказать, к большому удивлению учителей и одноклассников, так как школа у нас гуманитарная, и научные предметы мы глубоко не изучали. Учителя сразу сказали: «Мы тебя готовить не будем, нанимай репетиторов». Это я и сделала. Но, как оказалось, женщина, с которой я занималась, никогда не готовила к ЕГЭ, только к ОГЭ, поэтому львиную долю тем мне приходилось разбирать самостоятельно.

Я надеялась на хороший результат по биологии, так как за год успела влюбиться в этот предмет и пробники решала на твердые пятерки. С химией дела обстояли намного хуже, но мне достаточно было набрать 50 баллов, чтобы преодолеть порог в педиатрический вуз.

И вот день икс настал. 31 мая я единственная из школы пошла сдавать экзамен по химии. Вариант мне попался не из легких. Но это не лишило меня уверенности, что смогу набрать проходной балл. Так что спустя два часа я со спокойной душой вышла из аудитории с наполовину решенным вариантом.

Биологию мы писали 13 июня, в этот же день должны были прийти результаты химии. Я с самого утра машинально обновляла сайт в надежде увидеть желаемый балл. Но когда результат наконец появился на экране, у меня случился шок: 28 баллов… Звучало как приговор, ведь минимальный порог для сдачи экзамена – 36.

У меня случилась истерика: я сразу же позвонила родителям, рыдала в трубку и не могла остановить слезы. В тот момент винила абсолютно всех в своей неудаче: и учителей, категорично отказавшихся от занятий, и неопытного репетитора, и сложный вариант.
Ксения выпускница 2019 года

Естественно, экзамен по биологии прошел как в тумане: подсознание подсказывало, что с такими баллами по химии я могу и не мечтать о поступлении в университет, поэтому и не старалась решать задания правильно. У меня просто опустились руки. Результат был ожидаем – 59 баллов. Что удивительно, родители ни разу не упрекнули меня и полностью поддержали: «Видимо, так все должно было сложиться», – сказали они.

Но так как мы живем в небольшом городе, где все друг друга знают, очень скоро я стала известна как «девочка, завалившая ЕГЭ» – это несмотря на выигранные мной региональные этапы олимпиад и аттестат с шестью четверками.
Ксения выпускница 2019 года

С учителями я не общалась, потому что устала от вечных расспросов из разряда «и что ты теперь будешь делать?». Близких друзей в школе у меня тоже не было, поэтому после объявления всех результатов ЕГЭ я решила поступать в медицинский колледж в Питере. Просто хочется уехать туда, где никто не знает обо мне и не пристает с настойчивыми расспросами.

Я планирую отучиться в колледже год и заново сдать ЕГЭ. Но теперь меня тянет не к медицине, а на биологический факультет, ведь с этой наукой у меня случилась настоящая любовь. Сейчас я уже не жалею о произошедшем, наоборот, эта ситуация сплотила нашу семью и помогла мне выбрать верное направление. ЕГЭ – это ступень, которую нужно преодолеть каждому, просто у меня получилось не с первого раза. И жизнь на этом не заканчивается, поверьте на слово.

«Больше всего было жалко родителей»

Алексей, выпускник 2017 года, Москва

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Два года назад я завалил ЕГЭ по истории. Сам не понял, как так вышло, потому что готовился достаточно долго. После девятого класса я твердо решил: буду поступать на юридический. Сдавать на юрфак нужно историю и обществознание, с которыми у меня в принципе никогда не было проблем. И уже в 10 классе я потихоньку начал листать учебники, решать пробные варианты ЕГЭ. Возможности нанимать репетиторов у моих родителей не было, и я это прекрасно понимал. Они верили, что я сам смогу подготовиться на хороший балл и поступить на бюджет. А я очень не хотел их подвести.

Но результат меня ужасно огорчил, я совсем не ожидал 45 баллов. Это даже меньше половины! Да, по ощущениям я понаделал ошибок в заданиях, но чтобы настолько… Не расстраиваясь раньше времени, пошел на апелляцию. А вдруг часть ответов не засчитали по ошибке? Короче говоря, паниковать сразу не стал. Оказалось, что компьютер засчитал все правильно, только ответы мои были неправильные. Удалось отвоевать парочку баллов, но сильно это не помогло. Я понимал, что не прохожу на бюджет.

Больше всего было жалко родителей, которые так в меня верили. Смирившись с ситуацией, мама сказала: «Сынок, давай на платное. Мы с отцом готовы оплатить твое обучение. Ну а потом попробуешь перевестись на бюджет». Но я не хотел, чтобы родители платили. Совсем не хотел.
Алексей выпускник 2017 года

И тогда решил: пойду работать, а в следующем году пересдам историю и поступлю. Баллы по остальным экзаменам у меня были высокие, подвел только этот предмет. Так я устроился в не очень известную компанию курьером. Платили неплохо, деньги я откладывал. Спустя какое-то время заинтересовался пиаром, и работодатель предложил мне попробовать себя в этом. Он устроил меня в пиар-отдел без образования. И тут все началось!

Сказать, что мне нравилось – ничего не сказать. Это было безумно интересно, я стал изучать книги по связям с общественностью, придумывал различные кейсы и новые проекты. В общем, понял, что это мое. Прошло полгода, меня официально трудоустроили в пиар-отдел, предложив хорошую зарплату. Сейчас я продолжаю там работать. ЕГЭ так и не пересдал, да и зачем?

Я нашел свое призвание, занимаюсь делом, которое мне нравится, и зарабатываю себе на жизнь.
Алексей выпускник 2017 года

Ко мне пришло осознание, что ЕГЭ не решает твою судьбу. Даже несмотря на провал на экзамене, можно кардинально изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому не стоит отчаиваться, все только впереди. Это не конец.

«Сердце бешено колотилось, в ушах стоял звон»

Мария, выпускница 2012 года, Москва

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

ЕГЭ я сдавала в 2012 году. Училась всегда так себе, звезд с неба не хватала. Вот и решила пойти на менеджера, как и большинство одноклассников. Сдавать нужно было английский и обществознание. И если с первым предметом проблем не возникло (у меня папа учитель английского), то ко второму я отнеслась пренебрежительно: все говорили, что экзамен легкий. Поэтому за учебный год открывала сборник вариантов от силы раза три.

Экзамены в то время отличались от современных – не было таких суровых досмотров. Естественно, мы заготавливали километры шпор.
Мария выпускница 2012 года

Обществознание сдавала последним, как сейчас помню, 13 июня. Накануне экзамена слили якобы ответы, так что я была спокойна. Пройдя металлоискатели, уверенно вошла в аудиторию и села на свое место. Даже не пыталась что-либо повторить, мыслями была уже на посиделках с друзьями тем же вечером. Раздали варианты. «Вроде совпадает», – пронеслось в голове. Я списала тест и написала эссе за два часа, пару раз выходила в туалет подглядеть в шпорах ответы. Оставалось дождаться результатов.

Через две недели пошла в свою школу узнавать баллы – тогда еще не было личных кабинетов. Наша классная руководительница рассадила всех за парты и по алфавиту озвучивала результаты. Назвав мою фамилию, учительница тяжело вздохнула и сказала, что давно ее так не позорили. Оказалось, я набрала всего 37 баллов! В 2011 году минимальный балл составлял 36, но я не знала, что порог повысили до 39. Учительница еще долго причитала, так что мне не оставалось ничего, кроме как выбежать из класса.

Сердце бешено колотилось, в ушах стоял звон. Не помню, как дошла до дома, как рассказала родителям, как они отреагировали. Наверное, расстроились, но я их понимаю.
Мария выпускница 2012 года

О поступлении я уже не думала, поняла, что бессмысленно подавать документы куда-либо, а в колледж идти не хотелось.

Пошла работать администратором в банк – там брали без опыта. Через пару месяцев освоилась, в декабре получила повышение. А через год познакомилась со своим будущим мужем на корпоративе – он работал в другом отделе. Мы женаты почти пять лет, растим дочку, раз в год ездим отдыхать на море, в общем, обычное семейное счастье. Именно благодаря работе я поняла, что ЕГЭ не решает абсолютно ничего, а высшее образование нужно далеко не всем. Так что мой совет всем новоиспеченным выпускникам – не бойтесь ничего и не делайте из экзаменов трагедию – оно того абсолютно точно не стоит.

«Сейчас я снимаю собственный фильм»

Илья, выпускник 2017 года, Подольск

Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

Я завалил ЕГЭ в 2017 году. Поначалу чувствовал себя частью какого-то анонимного клуба или братства неудачников. Но теперь, спустя почти два года, могу трезво оценить то время и понять, что все в нашей жизни происходит не напрасно.

Сколько себя помню, всегда хотел пойти в режиссуру. В школе постоянно участвовал во всех огоньках и праздниках, ставил спектакли. Именно поэтому вопрос о выборе экзаменов не стоял – мне в любом случае надо было сдавать ненавистную литературу. До старших классов я не читал ничего, кроме обожаемого мной Диккенса, а с нашими классиками вообще не сложилось – ну не мог я понять, почему Пьер Безухов – настоящий герой, а Обломову нужно сострадать. Да и с учительницей отношения были всегда натянутые, так что мама наняла мне репетиторов еще в десятом классе.

К концу школы я благополучно освоил перипетии «Преступления и наказания» и выучил имена всех князей из «Слова о полку Игореве». Экзамен не казался мне катастрофой, но шпоры для перестраховки я все равно сделал.

Илья выпускник 2017 года

Вариант был довольно простым – «Недоросль», Окуджава и большое сочинение по Салтыкову-Щедрину. Я благополучно решил тест и принялся за короткие сочинения, как тут ко мне подошел наблюдатель и попросил встать. Я не успел понять, в чем дело, как меня в лоб спросили: «У вас есть шпоры?» Я ответил отрицательно, но вторая женщина-проверяющая с пеной у рта доказывала, что у меня есть шпаргалки в джинсах. И тут я вспомнил о непонадобившейся шпоре. Руки сразу вспотели, и я в ступоре стоял посреди аудитории.

Надо сказать, что та учительница сильно давила на меня, вынуждала признаться в том, что я списывал, в общем, вела себя очень некрасиво. В итоге я был вынужден достать шпору – меня удалили с экзамена с возможностью пересдать в следующем году.

Я был в прострации еще где-то полчаса, до конца не понимал, что произошло. В голове маячила только одна мысль: «Ты облажался, забудь о ВГИКе». Казалось, жизнь закончилась. Мама тоже подлила масла в огонь: закатила истерику, сказала, что в жизни не даст мне больше ни копейки и теперь я сам по себе.
Илья выпускник 2017 года

Месяц забивал на все, гулял с друзьями, зависал в клубах. Я даже не пошел на выпускной, потому что уехал в Нижний Новгород на фестиваль. Так продолжалось полгода. Работа курьером и пиво по субботам стали для меня привычной рутиной. О ЕГЭ я забыл как о страшном сне и даже не думал пересдавать его в июне. Мама совсем перестала со мной общаться, и я переехал к отцу – родители развелись, когда мне было восемь. Папа – охранник, часто работает в ночные смены, так что мы редко разговаривали.

В ноябре я увидел объявление о наборе на курсы киношколы Александра Митты и, ни на что не надеясь, заполнил заявку. Курсы стоили недешево, но я откладывал деньги с лета, поговорил с отцом, и он добавил.

Два месяца пролетели незаметно. Главное – я снова загорелся мыслью о поступлении на режиссерский, поэтому в июне пришел на экзамен, уже без единой шпоры. Результат – 87 баллов и поступление во ВГИК на курс Александра Прошкина. Сейчас я снимаю собственный документальный фильм и коплю деньги на режиссерские курсы в Лос-Анджелесе, куда хочу поехать после окончания института. Надеюсь, все получится.

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко дал эксклюзивное интервью «Комсомольской правде» и ответил на все самые острые вопросы об экзаменах и учебе с период карантина и самоизоляции. Запись трансляции доступна на сайте «KP.RU» и на канале «Комсомольской правды» в TikTok. А мы публикуем самые актуальные ответы!

Что будет с ОГЭ, ЕГЭ и ВПР?

Главное изменение касается выпускных экзаменов в 9-ом классе. Их число сократили – теперь выпускникам надо будет только два обязательных предмета (русский и математику). А вот предметы по выбору на ОГЭ в этом году сдавать не надо.

— Мы не можем отменить ОГЭ совсем, потому что эти экзамены нужны для поступления в колледжи и техникумы, — объяснил Дмитрий Глушко. – Для тех учеников, кто уходит в систему СПО, эти экзамены – часть подготовки к получению профессии и выходу на рынок труда. Кроме того, мы отложили старт ОГЭ на две недели, чтобы у выпускников было больше времени на подготовку.

Про отмену ЕГЭ речь тоже не идет, по той же самой причине – без объективного экзамена дети не смогут получить равный доступ к вузам.

— Нельзя отбирать у детей шанс на поступление в университет, — уверен Дмитрий Глушко. – Другой вопрос, как дать ученикам возможность качественно подготовиться к экзаменам. Не секрет, что многие дети и раньше обращались к репетиторам, и сейчас просто занимаются с ними же дистанционно. Но чтобы все ученики могли подготовиться самостоятельно и сдать ЕГЭ на хорошие баллы, мы запускаем серию видеоуроков по подготовке к экзаменам от лучших учителей страны. Эти занятия будут доступны уже в ближайшие дни на платформе «Моя школа в online», а также будут доступны в сетке телевещания.

Всероссийские проверочные работы школьники смогут написать прямо у себя дома. Школы уже получили задания, причем, для каждой организации составлены уникальные комплекты вопросов.

— Не надо бояться ВПР, это обычная проверочная работа, она не влияет на итоговую оценку, — говорит чиновник. – Учителям тоже не надо бояться ВПР, что их будут оценивать по этим результатам. Напротив, эти проверочные нужны педагогу, чтоб он лучше понимал, что его класс усвоил материал.

Придется ли учиться летом, если не успеешь освоить программу?

Для 9-классников и 11-классников учебный год, фактически, и так вырос на две недели из-за переноса сроков ЕГЭ. А вот для всех остальных учеников Минпросвещения старается оставить прежнее расписание:

— Первая неделя дистанционной учебы пришлась на каникулы, и только 15 процентов школ подключились к такому формату, — уточняет Дмитрий Глушко. – Сейчас на дистанте уже 94 процента школ. Затем, были нерабочие дни, программа тоже сместилась. Поэтому нам и пришлось сдвинуть сроки ОГЭ и ЕГЭ. Наша задача – сделать так, чтобы учебный год не растягивался дальше на лето.

Чтобы не мучить родителей и учеников, учебный год могут завершить досрочно. Но тогда всю программу придется проходить осенью

00:00 00:00

Понятно, что далеко не все предметы и темы можно качественно выдать в онлайн-формате. Поэтому Минпросвещения порекомендовало школам пересмотреть учебные планы и перенести часть программы на следующий учебный год.

— Не надо делать имитацию и симулировать обучение – лучше перенести часть материала на то время, когда мы сможем качественно его дать ученикам, — объясняет замминистра. – Это касается, например, некоторых занятий по музыке, которые невозможны без инструмента дома, или командных видов спорта – хотя и там есть упражнения, которые можно отрабатывать дома самостоятельно. Но если учитель или школа не могут сейчас качественно сделать уро в дистанционном формате, надо перераспределить это время. А чтобы учитель не сидел без работы, он может посвятить это время методической работе и продумывать, как действовать в новом формате.

Некоторые ученики и педагоги уже сейчас смогут вернуться к привычной жизни. Например, в Якутии, где много малокомплектных школ, которые находятся вдалеке от основных населенных пунктов. В таких ситуациях школы могут вернуться в традиционный формат, но каждое такое решение глава региона должен принимать индивидуально и согласовывать это в Правительстве.

Всероссийские проверочные работы школьники смогут написать прямо у себя дома.Фото: Мария ЛЕНЦ

Что делать с техническими проблемами при дистанционном обучении?

В нашей стране несколько десятков миллионов школьников, а также их мам, пап, бабушек и дедушек. И вся эта аудитория сейчас пытается работать с Российской электронной школой (РЭШ) и другими крупными образовательными онлайн-ресурсами. Неудивительно, что сервисы просто не тянут такую нагрузку!

— Важно понимать, что дистанционное обучение – это не только онлайн-урок в прямом эфире, — говорит Дмитрий Глушко. – Я сам пользуюсь РЭШ и вижу, что порой заполнение тестов растягивается надолго. Я понимаю, как раздражает необходимость бегать из приложения в приложение. Но учителя сейчас и сами ищут разные формы дистанционной работы. И я уверен, что наши педагоги сейчас, наряду с медиками, ведут просто героическую работу! Нам всем надо быть терпимее и к ним, и к возникающим сложностям, потому что такие проблемы сейчас есть во всем мире. Даже в технически развитой Японии университеты ушли на каникулы на три недели, потому что не смогли моментально перейти в онлайн.

Отчасти, поэтому же школьники жалуются на выросшую нагрузку – учителя вынуждены давать больше самостоятельной работы, чтобы дети могли освоить программу в удобное им время и без привязки к стабильному интернет-трафику. А в помощь педагогам Минпросвещения дает рекомендации и показывает примеры других педагогов, как выстроить онлайн-обучение, не нарушая СанПиНы по экранному времени и не увеличивая нагрузку.

— Все ресурсы, которые мы рекомендуем, абсолютно бесплатны и открыты, — уточняет замминистра. – Это не только интернет-компании, но и издательства, которые открыли бесплатный доступ к электронным учебникам. В случаях, когда учителя или директора настаивают на каких-то платных онлайн-курсах или материалах, нужно обязательно позвонить нам на горячую линию по телефону 8 800 200 91 85 и сообщить об этом. Мы возьмем эту ситуацию под контроль.

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко дал эксклюзивное интервью «Комсомольской правде».Фото: Андрей Минаев

Как быть студентам колледжей, которым надо осваивать профессию на практике?

Сложнее всего придется тем, кто заканчивает учебу в этом году – им предстоит не просто освоить практические навыки, но и продемонстрировать их на выпускном экзамене.

— Сейчас мы при поддержке Worldskills отрабатываем с колледжами технологию, которая поможет максимально отработать навыки и провести какие-то экзамены дистанционно, — рассказывает Дмитрий Глушко. – Мы отлаживаем механизм, при котором студент мог бы прийти в колледж, потренироваться на оборудовании, поработать с расходными материалами. Те студенты, кто ещё не заканчивают учебу, тоже смогут перераспределить учебные планы, и отложить очное обучение с мастером на более позднее время.

Об отмене экзаменов речь и в этом случае не идет. Однако, в некоторых случаях выпускники могут перейти на ускоренную траекторию, чтобы быстрее пройти аттестацию и получить диплом. Это касается, например, студентов-медиков, которые хотят побыстрее войти в профессию и помогать коллегам в больницах.

— Мы не можем просто выдать дипломы всем медикам и отправить их в больницы – Минздрав проводит первичную профессиональную аккредитацию выпускников медколледжа, это их допуск в профессию, — объясняет чиновник. – Выпускники должны подтвердить, что их можно допустить к людям. Однако, нормативные акты позволяют ускоренное обучение по этим специальностям – для этого нужно написать заявление в колледж и оперативно подготовиться к аккредитации. Затем, если выпускник хочет, он может пройти практику в больницах для коронавирусных пациентов, чтобы помочь коллегам-врачам.

Что можно сделать, чтобы помочь себе и близким пережить этот непростой период?

— Важно заниматься спортом и физическими нагрузками, соблюдая условия самоизоляции, — говорит Дмитрий Глушко. – Я сам бегаю ультрадлинные дистанции, но в нынешнем режиме не могу себе этого позволить. Поэтому я принес в кабинет велосипед и установил для него стойку, и кручу педали вечерами после работы. Ещё я скачал себе приложение, где тренер регулярно присылает мне видеоинструкции с упражнениями для бегунов. И я призываю всех находить свои формы физической активности, которые помогут вам сохранять форму дома.

Также замминистра призвал учеников и их родителей быть более терпимыми в этой ситуации и не выливать агрессию своих близких и учителей:

— Педагоги работают от души, они пришли в эту профессию по призванию, — уверен Дмитрий Глушко. – Учителя пытаются дать детям лучшее, вне зависимости от проблем с гаджетами и интернетом. И мы видим, что дети уже сейчас соскучились по школе, по своим одноклассникам и учителям, да даже просто по стенам своего кабинета. И я убежден, что сейчас люди как никогда понимают ценность живого общения, и что, когда мы вернемся к обычной жизни, мы гораздо меньше времени будем проводить в гаджетах и соцсетях.

Проблемы учащихся при сдаче ОГЭ и пути их решения

Проблемы учащихся при сдаче ОГЭ и пути их решения.

Учитель математики

МКОУ Скляевской СОШ

Селюнина Нина Алексеевна

Проблемы при подготовке к ОГЭ

  • низкий уровень знаний учащихся;
  • негативное отношение к предмету у некоторых учащихся;
  • психологическая подготовка учащихся;
  • учащиеся не умеют применять знания на практике;
  • проблема общения ученик – учитель. Учащимся трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за их индивидуальных особенностей;
  • возрастающая сложность и насыщенность школьной программы и неспособность большинства учащихся освоить весь объём предлагаемых ему знаний, информации и сведений.

Вопросы перед учителем

  • Для решения этих насущных проблем учитель должен ставить перед собой вопросы:

«Как?» и постараться найти ответы на них:

  • — Как повысить мотивацию?
  • — Как вызвать интерес к учёбе?
  • — Как вызвать интерес к своему предмету?
  • — Как добиться осознанного освоения знаний?
  • — Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

Принципы подготовки к ОГЭ:

  • Тематический(от простых типовых заданий до заданий второй части);
  • Логический(учиться использовать запас знаний для получения ответа более простым способом, применяя различные хитрости в решении.);
  • Тренировочный(необходимость отрабатывать навыки и умения решения задач.);
  • Индивидуальный(работа с каждым по коррекции знаний.);
  • Временной(все тесты следует проводить с жестким ограничением времени.);
  • Контролирующий(постоянный контроль, анализ результатов.)

При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:

формировать у учащихся навыки самоконтроля;

формировать умения проверять ответ на правдоподобие;

систематически отрабатывать вычислительные навыки;

формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;

учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;

учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;

учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.

Приемы подготовки учащихся к ОГЭ

Устные вычисления и правила быстрого счёта — важные приёмы при подготовке учащихся к ОГЭ по математике .

Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ.

Особое внимание геометрии. .

Использование в домашних заданиях материалов КИМов .

Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля .

Проведение тематического повторения в течении года.

Повторения теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий.

Систематическая работа по заполнению бланков.

Решение большого числа тестов.

Повторения теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий.

Психологические рекомендации для учителей при подготовке к ОГЭ:

  • Спокойно относитесь к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ОГЭ.
  • Обменивайтесь положительным опытом с коллегами по подготовке ваших учащихся к ОГЭ.
  • Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ОГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы.
  • Помогайте подростку поверить в себя и в свои способности.
  • Учите детей правильно распределять своё время в процессе подготовки к ОГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребёнка.
  • Приложите усилия, чтобы родители ознакомились с правилами для выпускников и оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку

Психологические рекомендации для учителей при подготовке к ОГЭ:

  • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена психологические и физиологические особенности выпускников.
  • Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт.
  • Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ОГЭ. Следует обратить внимание на составление карточек по наиболее сложным темам, которые могут содержать определения, схемы, таблицы, ключевые моменты теоретических положений.
  • Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками можно пользоваться с целью подготовки и успешной сдачи ОГЭ.
  • Деловое обсуждение вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ОГЭ.

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ в 9 классе.

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ в 9 классе.

Крамчанинова Н. Е.

ГБОУ СОШ № 347 с углубленным изучением английского языка Санкт – Петербурга.

Основными проблемами этапа подготовки экзамена по математике в формате ОГЭ являются:

  1. Сложность самой математики как науки. Математика – один из предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся.

  2. Психофизиологические возрастные особенности учащихся 9-ых классов. Особенность девятого класса заключается в пересечении возрастных черт – подростковых и юношеских.

Структура контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике за последние два года существенно изменилась. Начиная с 2014 года к модулю “алгебра”, добавились модуль “геометрия” и модуль” реальная математика”. Изменился характер проведения экзамена. От экзамена в формате ГИА по “желанию”, он превратился в обязательный экзамен для всех учащихся девятых классов. Возросло количество заданий. В части “В” – 20 заданий с кратким ответом и в части “С” – 6 заданий с развернутым ответом.

Соответственно, значительно возрос объем повторяемого материала, включающего математику 5 – 6 классов, алгебру и геометрию, изменились требования к сдаче экзамена, возросли интеллектуальные и психологические нагрузки учащихся.

Мои ученики сдавали экзамен по математике в формате ОГЭ в 2014 г.,2015г.

Средний балл учащихся, сдавших экзамен на 4 и 5 соответственно – 75% и 80%. Следует отметить колоссальное умственное и психическое напряжение, ярко выраженную мотивацию, ответственность за результат и серьезность при подготовке к экзамену. Причем, это проявлялось не только у успешных девятиклассников, собирающихся продолжить образование, но и у другой группы учеников, которые к началу 9 класса окончательно потеряли всякую ориентацию в алгебре и геометрии, давно уже не понимающие о чем говорят и чего отних требует учитель.

Я обратила внимание на возросший интерес к математике, желание разобрать непонятное задание, готовность выполнять домашние задания, включая самостоятельную подготовку с применением интернет – сайтов: “сдам ГИА, Ларин. Нет”, посещение консультаций и дополнительных уроков по подготовке к ОГЭ.

Однако были причины, мешающие подготовке к экзамену:

— неуверенность;

— нежелание учиться;

— заниженная самооценка;

— низкий уровень вычислительных навыков;

— слабая развитость понятий и определений, знание формул;

— наличие пробелов.

Каждый раз после экзамена анализирую эти причины. Пытаюсь понять, что же помешало моим ученикам более успешно сдать экзамен.

И понимаю, что причины эти появились не в выпускном 9 – ом классе, а гораздо раньше и повлияли на школьную успеваемость в целом, а не в данном конкретном случае. Закономерен вопрос: — Что же предпринять?

Как же справиться с неуверенностью, заниженной самооценкой и нежеланием учиться? Ведь все это держится на низком уровне знания предмета и его составляющих: правил, определений, алгоритмов и формул. Получается замкнутый круг и изменить ситуацию за один учебный год в ряде случаев не представляется возможным.

Особенности учебной деятельности каждого ученика связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией.

Начиная с начальной школы, в каждом классе существует группа учеников с нормальным интеллектуальным развитием, не справляющихся с учебными задачами. Они имеют сниженный уровень активности, не умеют или не желают понять и осмыслить учебный материал, самостоятельно восполнить пробелы в знаниях. Не умея справиться с задачами, такие ученики находят другие пути его выполнения (списать, воспользоваться подсказкой, угадать, подогнать задачу под ответ) или ждут помощи от учителя, тем самым игнорируя активную мыслительную деятельность. Например, решая задачу по математике, они комбинируют цифровые данные, не задумываясь о соответствии действий условиям, а результата – реальности. В итоге в задачах на движение по течению и против течения у них получается собственная скорость лодки меньше скорости течения, а количество деталей может быть выражено дробью. Как правило, заучивают учебный материал такие ученики механически, формально, не вдумываясь и не осмысливая, при этом многие из них проявляют старательность и затрачивают массу времени на приготовление уроков. По мере усложнения материала увеличивается степень непонимания, отсутствие интеллектуальных действий становиться все более заметным и постепенно приводит к негативному отношению к математике и учебной деятельности в целом. Как следствие, появляется неуверенность в своих силах. Такие ученики очень неохотно работают у доски и, даже правильно выполнив задания, сомневаются в ответе. Естественно, если не предпринимать мер по устранению данной проблемы, неуспеваемость только будет прогрессировать и сдать экзамен в формате ОГЭ таким детям крайне сложно.

Поэтому, крайне важно вовремя выявлять таких учеников и с помощью индивидуального подхода, индивидуальной работы с каждым учеником активировать недостающие интеллектуальные действия. Очень важно составлять алгоритм с полным составом операций, а также обязательное внешнее проговаривание всех операций. Это позволит определить недостающие знания для выполнения той или иной операции, выявить пробелы и направить педагогические усилия на конкретную проблему.

Другая группа учеников, среди которых много прилежных и ответственных, с ярко выраженной мотивацией овладевает программными знаниями по математике формально. Что значит формально?
Если посмотреть значение слова” формально” в словаре русского языка, то синонимами этого слова являются слова: казенно, для порядка, по установленной форме, для вида, для отвода глаз, не всерьез.

Проблема состоит в том, что такие ученики заучивают учебный материал без достаточного понимания и не умеют использовать полученные знания для объяснения явлений окружающей действительности. При этом они абсолютно равнодушны к тому, что изучают, у них отсутствует интерес к теоретическому содержанию математики, выполнению тех или иных задач. Такие ученики быстро забывают выученный материал, путают алгоритмы, способы решения задач и даже не пытаются вникнуть и приложить определенные умственные усилия. Такое обучение ничего не меняет ни в их мышлении, ни в восприятии окружающей действительности. И отношение к экзамену по математике в формате ОГЭ у таких учащихся чисто – формальное. Главное, сдать экзамен для порядка, для оценки, для родителей.

Для такой группы учеников, особенно в первые годы школьного обучения крайне важно сформировать виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета математики, что приведет к правильному, неформальному усвоению основ данного предмета и позволит перестроить все познавательные процессы. Формирование нового мышления, тренировка логической памяти, упор на нестандартные задания позволят, в свою очередь, поменять отношение учеников к учебному процессу и отношению к окружающей действительности.

Как бы мы не делили учащихся на разные группы, залог успеха любого экзамена — любовь к предмету. Моя главная задача, как учителя математики, научить детей любить математику.

Математика – наука интересная и сложная, это дверь и ключ к другим наукам, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.

Возрастание роли математики в современной жизни привело к необходимости быть математически грамотным человеком:

— распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

— Формулировать эти проблемы на языке математики;

— решать эти проблемы. Используя математические знания и методы;

— интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

— формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

“Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного”. Аристотель.

Моя задача — показать учащимся внутреннюю гармонию математики, увлечь, привить интерес, сформировать понимание красоты и изящества математических рассуждений.

А самое главное – сделать надлежащие выводы и не допускать повторения ошибок.

Начиная с 5-ого класса развивать логическое мышление, формировать умения обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивать математическую интуицию, раскрывать механизмы логических построений и формировать вычислительный навык учащихся.

И тогда, я надеюсь, следующее поколение девятиклассников придет к экзамену по математике более подготовленным, более позитивным и более успешным по всем показателям.

Анализ проблем неуспешности на ЕГЭ по математике

Анализ проблем неуспешности на ЕГЭ и пути выхода.

Мои ученики сдавали ЕГЭ в 2011, 2012, 2013, 2014 годах. Из восьмидесяти трёх выпускников за эти годы только один ученик в 2013 году не прошёл пороговый балл. Повторный экзамен он сдал в 2015 году. Результаты по всем показателям выше, чем в среднем по району. В настоящее время они продолжают учёбу и получают профессиональное образование.

Можно выделить следующие причины неуспешности на ЕГЭ по математике:

наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету; отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях;

обучающийся может выполнять отдельные задания базового уровня; слабая способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена;

непонимание логической связи в заданиях, отсутствие умения концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами;

тревожность ребенка, не помогает уделять больше внимания решению задач и принятию решений; неумение концентрироваться на задаче при отсутствии умения четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.

Одной из самых распространённых школьных проблем, связанных с тревожностью, является проблема перегрузки. Переутомление ведёт к неудачам, а опыт неудач, накапливаясь, рождает страх, неуверенность, эмоциональную нестабильность и новые неудачи. К таким проблемам относится и сдача ЕГЭ. При рассмотрении проблемы подготовке к ЕГЭ необходимо напомнить о важности психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов. Вопросы, связанные с психологической подготовкой старшеклассников, продолжают оставаться актуальными, а помощь соответствующих специалистов, чрезвычайно востребованной. Поэтому представляется необходимым искать возможные пути поддержки выпускников. Важнейшими задачами, стоящими перед старшеклассниками, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения. Мотивация успеха, несомненно, способствует получению высокого результата на любом экзамене. Однако в полной мере это происходит при средней сложности задания и при адекватной оценке своих возможностей. В ситуации заданий повышенной сложности (что вполне естественно для экзамена, тем более ЕГЭ) у учащихся может происходить явление перемотивации, связанное с чрезмерным сосредоточением и желанием достичь успеха в любом случае, что может повлечь за собой снижение результата деятельности, т.к. происходит сдвиг с процесса деятельности на ее итог, это влечет за собой различные ошибки.

Требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня обучающиеся с низкой самооценкой. Заниженная самооценка влечет за собой обесценивание результата деятельности («У меня все равно ничего не получится!»). Учащиеся с соревновательной самооценкой (быть самым лучшим не смотря ни на что) рискуют снизить результаты деятельности вследствие перемотивации. Учащиеся с конфликтной самооценкой (низкая самооценка при высоком уровне притязаний) на недостаточно высоком уровне реализуют свои возможности, т.к. не верят в свои силы и достижения.

К любому тестированию нужно готовиться. Комплексы упражнений, которые выполняет учащийся в процессе подготовки к экзамену и сопровождаемые пояснениями их психологического смысла, создадут условия готовности учащегося к тестированию, укрепят его уверенность в собственных силах, подготовят его к напряженным ситуациям тестирования. Необходимо научить выпускника работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене.

Зачастую на успешность сдачи ЕГЭ старшеклассниками влияют тревожность, страх, стресс. Психическое состояние тревожности в процессе обучения человека характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства тревоги, озабоченности, нервозности, которые сопровождаются различными вегетативными реакциями и возникают в сложных, стрессовых ситуациях, таких, например, как экзамены. Среди психических функций, играющих важную роль в преодолении этих трудностей, выделяются высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Успешность сдачи экзамена повышается, если выпускник

знает, какая процедура его ожидает;

внимателен;

умеет логически мыслить;

умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы;

рассчитывает только на свои силы;

умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. он уверен в себе, своих способностях;

выбирает верные стратегии планирования времени.

Успешность сдачи экзамена обучающимися повышается, если учитель

повышает познавательную активность обучающихся;

отрабатывает с обучающимися задания базового уровня;

регулярно проводит проверочные работы и анализирует результаты;

обращает внимание на обучающихся с низкой самооценкой, ориентирует их на успех, проводит с ними дополнительные занятия;

знакомит обучающихся с процедурой проведения экзамена и правилами заполнения бланков;

постоянно повышает свой профессиональный уровень.

При выполнении этих условий обучающиеся успешно сдают экзамены.

Учителя говорят что я не сдам ЕГЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *