Тургеневские барышни кто они

LiveInternetLiveInternet

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф. И. Тютчев

Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.

Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.

фотографии отсюда

ЖизньСлеза комсомолки:
Как возник главный женский архетип СССР

дмитрий куркин

На днях своё столетие отпраздновал ВЛКСМ, без преувеличения культовая организация, уникальный в своём роде гибрид субкультуры, нижнего пролёта партийной лестницы и витрины идеализированной советской молодости. Возродить и клонировать комсомол после распада Союза пытались не раз, но без особого успеха: контрафактные копии и близко не обладали мифогенным потенциалом оригинала, который, в числе прочего, привёл к появлению самого узнаваемого советского архетипа молодой женщины — комсомолки. Вспомним же, как появилась в массовой культуре, чем жила и о чём мечтала poster girl мирового пролетариата.

Образ устремлённой в будущее короткостриженой девушки в красной косынке оформился в середине двадцатых годов и к концу декады уже стал узнаваемым: для акварели «Объяснение» (1929) Кузьма Петров-Водкин, как предполагают искусствоведы, отчасти переписал свою же картину «Весна в деревне», заменив крестьянскую пару на двух комсомольцев. За визуальной формой подтянулась и идейная начинка.

Комсомолка — противоречивая фигура. Она политическая активистка, но при этом начисто лишена рефлексии. Она и официально утверждённый секс-символ (для страны, где о говорить о сексе не принято за пределами специальной литературы и, уже позднее, молодёжных журналов), сосредоточение красоты и здоровья, и женщина с почти монашеской непорочностью — которую она хранит не из соображений «греховности», а чтобы быть примером для окружающих. Соцсоревнование начинается уже на этой стадии, и в деле движения к светлому будущему нельзя было слишком отвлекаться на личную жизнь: семья — ячейка общества, но этот кирпичик предназначен для великого строительства.

Перечень «студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица» из «Кавказской пленницы» стал, наверное, самой известной формулой для описания эталона советской девушки, и взялся он, конечно, не с потолка. Гайдай и его соавторы любили иронизировать над языком пропаганды, а та, в свою очередь, как могла старалась срифмовать годы, проведённые в ВЛКСМ, с самыми яркими впечатлениями молодости. Другой хороший пример такого лингвопрограммирования — песня «Любовь, комсомол и весна». Вклинить комсомол в образный ряд было необходимо: приём в организацию начинался уже в подростковом возрасте (с четырнадцати лет), оставаться в ней можно было до двадцати восьми, и никакой другой траектории официальный курс не предлагал. Отсутствие рекомендации райкома ВЛКСМ закрывало многие двери: например, делало почти невозможным поступление в МГИМО, а значит, помимо других бонусов, и выезды за рубеж.

Возможно, по этой причине прошлого у комсомолки почти никогда нет — только настоящее и будущее. Зато есть драматическая глубина, заодно обозначавшая гендерную роль и миссию: комсомолка — это аватар Родины-матери, она должна вдохновлять на подвиги, вести разъяснительную работу, выводить на путь истины тех, кто с него свернул. Так, в комедии «Неподдающиеся» Надя Берестова в исполнении Надежды Румянцевой по поручению комсомольских товарищей берёт на поруки двух раздолбаев из рабочей бригады. Перевоспитывать сверстников в духе марксистско-ленинистской доктрины пытается и старшеклассница Искра Полякова из повести Бориса Васильева «Завтра была война» и одноимённого фильма Юрия Кары. Позднесоветская и потому уже намного менее картонная героиня не лишена противоречий. У неё есть любовный интерес, но интерес этот идёт рука об руку с желанием сделать человека из безнадёжного двоечника. Она ведёт непримиримую идейную борьбу, но не лишена чисто человеческой эмпатии, которая в критический момент берёт верх над партийными установками.

Противоречивая Искра появляется в тот момент, когда деконструкция идеального образа уже началась (не в последнюю очередь из-за того, что к концу семидесятых стало ясно, что комсомол перестал быть кузницей кадров для партийной элиты), а сама комсомолка потихоньку становится тайным мемом (в честь неё получает название один из ядрёных коктейлей в поэме «Москва — Петушки», «слеза комсомолки»). Активистка Катя, возглавляющая товарищеский суд над бывшим бойфрендом Мэлсом в «Стилягах» Валерия Тодоровского (для пущей инверсии — под аккомпанемент «Скованных одной цепью», в оригинале которой Илья Кормильцев бичевал в том числе и комсомольскую уравниловку), — это уже окончательный переход бравой девушки в красной косынке в разряд постсоветского кэмпа, одновременно хорошо узнаваемого и уже не вполне реалистичного.

При этом комсомолка парадоксальным образом пережила комсомол. Архетип женщины в российской политике, от Валентины Матвиенко до Ирины Яровой, во многом продолжение как раз таки вээлкаэсэмовского актива: подставьте трафарет — и почти любая кандидатка впишется в него без проблем. Да и нынешний государственный запрос к молодой женщине в целом похож на требования к комсомолке. Быть моральным образцом, вдохновлять и перевоспитывать.

Фотографии: Киностудия им. М. Горького, Мосфильм, Централ Партнершип

Симптомы «тургеневской девушки»

Благодаря творчеству И. С. Тургенева в русском языке появилось устойчивое выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня». Обобщенный образ тургеневских героинь так органично вписался в жизни русских интеллигентов XIX века, что это выражение используется и сегодня. Но в последнее время под этим подразумевают инфантильную сентиментальную барышню, которая ждет принца на белом коне и совершенно не способна к самостоятельной жизни. Это вовсе не соответствует первоначальному пониманию. Какая «тургеневская девушка» на самом деле?

Воспитание

Любимые героини Тургенева растут вдали от светского общества с его развращающим влиянием. Их воспитание проходит не в Москве и Петербурге, а в уединенном дворянском поместье. Из-за этого тургеневские девушки близки к природе и народу и чутко воспринимают красоту окружающего мира. Они очень образованны и начитанны.

Реклама

Как выглядит тургеневская девушка?

Девушки из романов Тургенева не отличаются той яркой внешностью, которая поражает всех мужчин на их пути. Героиня может быть изображена дурнушкой («Новь»). Однако она обладает той скрытой красотой, которую может заметить только настоящий ценитель прекрасного.

Какой характер у тургеневской барышни?

  • Она замкнута и мечтательна, тяжело сходится с людьми, но обладает богатым внутренним миром.
  • Способна на героический поступок и самопожертвование.
  • Верна своему сердцу.
  • Очень сильна, несмотря на внешнюю слабость.

Кто возлюбленный «тургеневской девушки»?

Из всех претендентов на ее руку героиня Тургенева выбирает не самую удачную партию («Рудин»). Против таких браков выступают и родители, и все светское общество, но девушка непоколебима в своем выборе и следует за любимым даже на войну («Накануне»).

Можно провести такую параллель: «тургеневская девушка» – это Россия, а ее мужчина – это самый яркий российский тип на тот момент. В романе «Рудин» выведен тип русского философа и интеллигента, который не способен к плодотворной деятельности. Именно этот тип был характерен для 1840-х, когда происходит действие романа.

К сожалению, ни в одном из романов Тургенева мы не находим благополучной развязки любовной линии. Даже если герои устроили личное счастье, оно оказывается разрушенным стихийными силами («Накануне»). Теперь вы знаете, кто такая настоящая «тургеневская девушка»!

Реклама

Тургеневские барышни кто они

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *