Цыгане вера религия

Цыгане – один из самых загадочных народов нашей Родины. Какая религия у цыган? Есть ли православные цыганские батюшки? Кто принесёт Православие в табор?

Через полмира – в Россию

Почему цыганское племя покинуло свою историческую родину Индию, северо-западные земли Раджастана, Гуджарата и Кашмира – доподлинно неизвестно. Одна версия гласит, что виной этому Могольское завоевание, другая сообщает, что группу цыганских ювелиров и музыкантов подарили персидскому шаху и часть их потомков переселилась в Европу, третья полагает, что цыгане – потомки пленников, приведённых Македонским из Индии. Язык цыган на две трети состоит из слов санскрита, остановка в Византии добавила греческих слов, в остальном он зависит от страны проживания.

В дореволюционной Российской Империи мужчины-цыгане занимались куплей-продажей и обменом лошадей, кузнечным делом, плетением корзин, а женщины – ворожбой и гаданием, вышивкой. Цыганские песни и танцы издавна вызывали интерес у окружающих народов. Поэтому немало цыган ещё до революции вошли в российские хоровые коллективы или создали собственные, успешно выступающие на отечественной сцене и гастролирующие. Русские дворяне были без ума от цыганских песен и красавиц-цыганок.

После революции новая власть попыталась сделать цыган оседлыми, это во многом удалось. Тем не менее, цыгане любят надолго покидать дом и помнят кочевой быт.
В годы Великой Отечественной войны много молодых цыган ушли на фронт. После войны оседлый образ жизни приняли 90% кочевых семей. А сегодня кочует только один процент российских цыган. Профессии у них тоже, по большей части, обычные, но есть особая склонность к творчеству. Не только сценическому, но и литературному, художественному.

В наших краях цыганских посёлков нет, этот народ для нас экзотика. Порой по улицам райцентра снуёт машина с прицепом, цыгане-мужчины скупают железо. Металлолом сдают на переплавку. Или появляются цыганки с большими клетчатыми сумками, предлагающие местным жителям недорогие вещи. На Пасху в храм откуда-то приезжают цыганские семьи. Их куличи вызывают восторг у местных прихожан своими размерами – огромные, сразу на всю семью.

А в городе Балаково, который расположен недалеко от моей малой родины, цыган много и они принимают активное участие в жизни церковной общины.

Религия цыган

Все российские цыгане – христиане, большинство православные. Но есть свои особенности.

  1. Цыгане очень суеверны. Они, ворожа, сами пылко и наивно верят в ворожбу. Бранясь между собой, позже приходят в смятение от своих пожеланий. На форуме «Диаконник» священники делятся впечатлениями о своих прихожанах-цыганах. Оказывается, темпераментные гости из табора часто каются в проклятиях и клятвах, сказанных сгоряча: «Влетает плачущая цыганка “Вай-вай, батюшка, скорее прочитай молитву, опять я сноху прокляла!» А другая в обиде на мужа поклялась не готовить ему обед, в результате и дети остались без еды. Через три дня всей семьёй пришли в храм спасаться от непосильного обещания молитвой святого Василия Великого.
  2. Источник суеверия – необразованность. Часто цыгане, пышно отмечая христианские праздники, вовсе не знают Библии. У них нет чёткого представления о том, что Всевышний запрещает, а что дозволяет. В результате, например, на похоронах в могилу кладут предметы роскоши – вплоть до телевизоров, ковров, дорогих вин и ноутбуков. В то же время приглашают священника совершить отпевание, об этом есть рассказ протоиерея Александра Дьяченко.
  3. Необразованность – следствие ранних браков и закрытости от чужаков.
    Цыгане живут замкнуто, если их много, то собираются на одной улице или в одном посёлке. Общение с инородцами у них чисто деловое, а в личную жизнь, в дом пускают немногих близких людей. Прежде нужно заслужить их доверие.
    Общение только в своём кругу даёт мало нового в культурном плане. Миссионеры о цыганах почти не вспоминают. Молодёжь покидает школу в 12-14 лет, вступая в ранний брак. Как правило, в ЗАГСе пары не регистрируются, следовательно священник по закону не имеет права их венчать. В лучшую сторону от ближневосточных мусульманских свадеб эти действа отличаются тем, что почти нет, или вообще нет разницы в возрасте невесты и жениха. Здесь девушку не отдадут за старца. Брачуются симпатичные мальчик и девочка и вскоре начинают обзаводиться детьми, обеспечивать семью.

Семья цыган в православном храме в Вербное Воскресенье

Не религиозного, ни светского образования многие цыгане не получают.

Но, между нами говоря, на что тогда списать религиозную необразованность русских, которые являются клиентурой тех же гадалок и не знают Библии? Чем оправдать блуд нашей молодёжи?…

Проблемы цыганского племени – отражение проблем прочих россиян, но со своей национальной спецификой.

В посёлке Внуково, где я когда-то квартировала, живёт цыганка. Я познакомилась с этой весёлой женщиной лет шестидесяти на платформе, ожидая электричку. Цыганка поведала, что занимается ворожбой, в том числе снимает порчу. Считала, что делает это с Божьей помощью. Ездит молиться за своих клиентов к Матроне Московской. А гадает всего за 500 рублей. Цыганка пригласила меня в гости, предложила раскинуть карты. Соблазн был велик. Я едва удержалась от визита – каждому хочется узнать будущее. Но от недостатка клиентов добрая женщина и без меня не страдала. Многие русские обращались к ней за помощью постоянно.

Проповедь в цыганской среде

Конечно, цыганская вера, смешанная с народными суевериями, нуждается в коррекции. К тому же многим неизвестны точные моральные нормы Православия. О них надо говорить.
В цыганской среде есть основа для глубокой религиозности – почтение к традициям, семейные ценности.

По наблюдениям очевидцев, у цыган есть чему поучиться остальным россиян.

  • Уважению к пожилым людям, к слову старца.
  • Многодетности, любви к детям.
  • Общинности, взаимоподдержке.
  • Самоуправлению, решению проблем на сходе.

Моральная атмосфера в цыганском поселении, в клане, объединяющем семьи, зависит от старших родственников и авторитетных людей. Но у этой медали есть две стороны. Если лидеры настроены на честный бизнес, то и в таборе всё путём. Если нет – горе и своим, и чужим.

Цыгане на службе в православном храме в Свиблово, Москва

Раз на раз не приходится – где-то зарабатывают фото- и видеосъёмкой, строительством, торговлей, музыкальными выступлениями, а где-то преступлениями. Влияет и окружение – есть запрос на гадание, есть запрос на героин – найдутся и те, кто всё предоставит.
Меня удивляет позиция прессы: если некто торгует наркотиками, то его покупатели – невинные овечки, совращённые с пути истинного. Думаю, здесь вина обоюдная.

К сожалению, со стороны православных людей нет целенаправленного миссионерства в среде цыган, как и в среде многих других наций. Статьи не заменят реального диалога, когда люди встречаются лицом к лицу. В интернете много пишут о истории цыган, о культуре, о криминале. Но если искать видео на тему миссионерства, то, как правило, сняты они представителями других христианских конфессий и сект. Им есть что сказать о своих успехах, о деятельности в цыганской среде, которая длится более десятилетия. Многие цыгане вовлечены в их организации, восторженно свидетельствуют о Христе. А со стороны православных только батюшки поругивают гадалок, предостерегая паству.

Полдня я искала сколь-нибудь содержательное видео о цыганах и православии, но чаще натыкалась на ролики протестантов, евангелистов, баптистов…

Вот рассказ одной украинской проповедницы, христианки, но не православной, которая просвещала цыган Закарпатья. Оксана Сердюк: «Что было нелегко сделать – было трудно делиться вестью о Христе со взрослыми. Причина была в том, что они боялись нам довериться. Думали, что мы, как многие другие люди, хотим их высмеять, и еще раз напомнить какое положение в обществе они занимают. Но легко было доносить Радостную Весть детям, подросткам и молодежи. Они всегда были нам доступны и были с ними почти 24 часа в сутки на протяжении всего месяца. Это послужило тому, что многие из них отдали свои юношеские жизни Христу! До тех пор я никогда не думала, что “свяжусь” с цыганами. Это было так неожиданно и странно для меня. Но факт остается фактом, и я не смею ни о чем жалеть, наоборот, я очень полюбила их. Сейчас они частичка моего сердца. Служить цыганам – супер!»

Другой украинский проповедник, увидев табор, сначала оробел, он отошёл от него на три километра, но нашёл в себе силы вернуться к кострам, возле которых отдыхали цыгане. И служение его продолжается уже 16 лет. Теперь цыгане рассказывают о встрече с ним со слезами на глазах – они счастливы, что этот человек с Библией в руках когда-то стал их другом.

А сколько цыганских заблуждений нужно развеять.

Протоиерей Димитрий (г.Кинешма) делится в своём блоге: «Не раз слышал от русских цыган (русска рома) мысль, что по-цыгански молиться нельзя – Бог, мол, не слышит».

Протоиерей Михаил (Ростовская обл.) отмечает: «В цыганских семьях невестками жестко командует старшая свекровь. Были случаи, когда заплаканные цыганки возвращали в храм иконы и крестики, купленные без “благословения”, были и “уводы” со службы».

Дело священника – служба в храме, он не может объять необъятное – тысячи людей в таборах, почти не ведающих о Христе. Нужна иницитива со стороны верующих мирян.
Вот редкое, но отрадное явление. В Петербурге действует православный цыганский культурно-миссионерский центр. Подробности в видео.

Каждый народ рождает праведников. На православном форуме я увидела размышления одной девушки о её знакомой цыганке. Живёт она честно и горячо верит в Христа. Однажды в их краях был Крестный ход и у этой пожилой женщины, шедшей вместе со всеми, случился сердечный приступ. Недавно она перенесла инфаркт. Но несмотря на тяжёлое самочувствие, цыганка не покинула Крестный ход и вела себя стоически. «Мне до такого искреннего упования на Бога далеко!» – отмечает рассказчица.

Жизнь ставропольских цыган, включая крещение младенца и мнение священника о них в этом фильме.

Своими покровителями, любимыми святыми, цыгане считают Николая Угодника, Георгия Победоносца, Василия Великого. Конечно, Христа и Божью матерь.

От сердца – к сердцу

В одной из социальных сетей я заметила блог молодого человека, который возит цыганскую молодёжь в храм и проводит с ребятами религиозно-просветительскую работу. Я попросила его поделиться опытом. Это не просто волонтёр. Миссионер, пастор цыганского служения церкви “Слово Жизни”, бакалавр богословия Евгений Черняев.

Евгений Черняев

Корреспондент: «Здравствуйте, Евгений. Я автор православного издания «Елицы Медиа». Пожалуйста, расскажите нашим читателям о проблемах миссионерства в цыганской среде. Как Вы пришли к этой идее? Как всё начиналось? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе Вашей деятельности?»

Евгений Черняев, миссионер (г.Москва): «Я всегда мечтал быть молодежным пастором, и никогда не думал заниматься цыганами, был достаточно брезгливым человеком и не любил грязь. Однажды, во время моего обучения в семинарии, одна знакомая позвала меня сходить послужить в табор, засвидетельствовать, как я пришёл к Богу. Когда я туда пришёл, мне было не по себе. Кругом грязь, грязные дети, кричащие на непонятном языке, кидающие в тебя камни. Грязные стаканы, грязная посуда, я боялся даже попить воды. Но что меня поразило, это радость при видимой нищете. Я сказал, как они могут радоваться живя такой жизнью?..

Потом я пришёл ещё несколько раз в табор с этими миссионерами, а потом эти миссионеры пропали и я остался один, и в тот момент у меня произошёл перелом, я полюбил этот народ, такая любовь излилась в моё сердце к ним, что я понял: я не могу их оставить, и продолжил ходить один. Со временем Бог дал мне команду, мы стали еженедельно, помимо Богослужений в таборе, проводить уроки для детей, учить их читать и писать, привозить их по воскресеньям в церковь, делать медицинские осмотры, оказывать гуманитарную помощь, проводить лагеря для цыган, устраивать их в школу.

С какими трудностями пришлось столкнуться?

Достаточно тяжело стать своим для цыгана, если ты не цыган. Не один пуд соли пришлось съесть вместе с ними, прежде чем они хоть маленько начали доверять.

Они достаточно замкнуты и маргинализированы, не имеют и элементарного образования и навыков, много наркотиков и пьянства, отсутствие жилья и документов.

Евгений Черняев с цыганскими детьми

Когда я привёз детей первый раз в церковь, то церковь с подозрением смотрела на цыганят, а те на прихожан, понадобилось немало времени, чтобы примирить их. Отсутствие документов делает сложным процесс их перемещения по Москве. И нам постоянно надо арендовать транспорт. Люди часто не любят и бояться цыган, что в свою очередь даёт дефицит служителей и пожертвований. На сегодняшний день мы мечтаем о собственном микроавтобусе для служения, что значительно бы облегчило нашу жизнь.

Ещё одна значительная трудность, это культурная. Допустим, родители могут своему вполне взрослому сыну или дочери запретить ходить в церковь, или муж жене. Отсутствие образования и профессии делает сложным выбор для заработка, чаще всего это попрошайничество или музыканты в метро, электричках и переходах. Чему меня научило цыганское служение – это любить их и служить им, ничего не ожидая, потому что разочаруешься, надо много терпения и много труда.

Сегодня тебе кажется, что вот, уже пробуждение в таборе, а завтра приходишь и на служении сидят два-три человека. На мой взгляд, здесь даже больше подходит служение от сердца к сердцу».

Христианский миссионер Евгений Черняев с табором

Нужны священники-цыгане

Цыганский этнос нуждается в священниках, которые говорят на его языке, думают по-цыгански, знают цыганские обычаи и менталитет. Тогда влияние Православия на этот народ будет приносить больше добрых плодов.

Пока в России есть только один священник-цыган Элизбар Иванов. Юность будущего пастыря, тогда мальчика Эдуарда, прошла в неблагополучной криминальной среде, в семье атеистов. Интерес молодого человека к Православию сделал его гонимым родственниками. Поначалу семнадцатилетний паренёк был вынужден молиться, скрываясь на чердаке, а затем и вовсе в чистом поле. Впору вспомнить мучеников за веру. Юношу поддерживал только местный пожилой священник – отец Андрей Лазарев.
Наркоторговля в городе процветала, соплеменники Эдуарда распространяли наркотики, но и сами садились на иглу, умирали. Русские товарищи пили, спивались. Православие стало спасением для Эдуарда. Потом он повёл к этому спасению своих ближних, сумел изменить их взгляды. Всех окрестил. Сила воли плюс сила веры творят чудеса.

Слева отец Элизбар Иванов, справа отец Андрей Лазарев

В одном из интервью отец Элизбар рассказывает: «Я вспоминаю первые свои годы в храме. Надо мной все друзья, которые уже переженились, смеялись, маме доложили. Она начала пугать меня, что наложит на себя руки, если я не оставлю веру, что пойдет в церковь и переругается со всеми священнослужителями. Лучше бы мне отдать все книги церковные и обратно вернуться к цыганской жизни. Но я ей ответил: «Мама, я и так цыган, ты не беспокойся, но вот веру я никогда не оставлю. Потому что вера мне дала многое. Вера дала мне то, что я не стал наркоманом или пьяницей, вера позволила понять, что значит быть человеком и относиться по-человечески к каждому. Вера мне дала узнать, где находится душа, где находится любовь, а самое главное, что вера мне дала, – понимание, что Бог есть».

Посмотрите документальное видео о судьбе иерея Элизбара, послушайте самого героя и его наставника, отца Андрея.

Что я отметила в рассказах проповедников, священников о миссионерстве – прежде всего, нужна любовь к ближним. Не экономьте на любви. Она рождает заинтересованность и решимость войти в среду чужой нации. Она вызывает отклик в сердцах незнакомых людей и делает их единомышленниками, братьями и сёстрами во Христе.

Как полюбить незнакомых людей? Наверное, нужно больше думать о них, примерять на себя их проблемы, стараясь понять: почему они живут так, а не иначе? И как изменить их жизнь и мышление к лучшему?

Христианское миссионерство – дело любви, безотносительно конфессии.

Вспомнить только, как люди ехали проповедовать Христа в Африку, в Индию, в Японию, на крайний Север. Но цыганское служение не требует от нас отправляться на край света – этот народ живёт рядом с нами, понимает русский язык и нуждается в духовной помощи. Когда же появится массовое миссионерское движение православных, которые готовы нести Слово Божие другим народам?

За цыганской звездой кочевой

Цыгане – вечные скитальцы, народ без своего государства, многочисленный и разобщённый по всему миру. На территории Российской Федерации по переписи населения 2010 года их насчитывается около 220 тыс. человек. При этом среди цыган выделяют довольно много субэтносов, зачастую очень сильно отличающихся друг от друга. В России проживают так называемые «русские цыгане» (руска рома), цыгане молдавские, венгерские (мадьяры), среднеазиатские (мугаты или люли), котляры (кэлдэрары), а также представители других, не столь многочисленных субэтнических групп.

Около девяноста процентов цыган живет в Европейской части страны и на Урале. Есть цыгане в Сибири и на Дальнем Востоке, — это потомки ссыльных, называемые сибирска рома. Но в целом, «вольным людям» более интересен юг России: плотность их населения в Ростовской области, и Краснодарском крае выше средней по стране в четыре раза, а в Ставрополье – и вовсе в семь. Кочевой образ жизни сохраняют лишь люли, но и они периодически возвращаются домой для сбора урожая.

История появления цыган в России

Считается, что цыгане (сэрвы) в Российской империи появились в семнадцатом веке на территории Украины. Первое упоминание о них встречается в документе императрицы Анны Иоанновны о новых налогах в армии (1733г). Там говорится о том, что для содержания полков следует определить сборы с цыган, поскольку «цыганы в перепись не написаны». Следующее упоминание народа в официальных документах датируется тем же годом. Цыганам Ингерманландии разрешают торговать лошадьми, поскольку они «уже показали себя здешними уроженцами», иными словами, жили здесь уже несколько поколений.

Увеличение количества цыган в России шло прямо пропорционально присоединению к стране новых территорий. Вместе с частью польских земель к империи отошли польска рома, при вхождении в состав Бессарабии – молдавские цыгане, Крыма – крымские. Миграция различных этнических групп цыган происходила по-разному, поскольку рома никогда не были мононациональной общностью. К концу XIX века, после присоединения Кавказа и Средней Азии, в Российскую империю перекочевали люли, карачи и боша, а к началу двадцатого — из Австро-Венгрии и Румынии пришли ловари и колдэрары.

От крепостных крестьян до светских львов

Двадцать первого декабря 1783 года Екатерина II издала указ, согласно которому цыгане причислялись к крестьянскому сословию. Отныне с них взымались налоги. Однако, цыганам разрешалось причислиться и к любому другому сословию, кроме дворян. В некоторых губерниях они «вышли в купцы и мещане». Стали появляться и оседлые цыгане, которым зачастую удавалось выбиться в богачи. В частности, в Уфе проживал некий Санко Арбузов, успешно торговавший лошадьми и имевший собственный дом. Маша, дочь Санко, ходила в гимназию и учила французский язык. И Арбузов был лишь одним среди многих.

Многим пришлась по душе музыка цыган. Граф Орлов-Чесменский в 1774 году вызвал в Москву цыганскую капеллу. Позднее она превратилась в хор, с которого началось развитие профессионального цыганского исполнительства в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры получили свободу и начали активно работать в Москве и Петербурге. Экзотичные кочевые напевы привлекали столичную молодежь, а сами исполнители, а, особенно, исполнительницы, легко ассимилировались в среде русского дворянства: многие известные, благородные люди женились на цыганских красавицах.

Например, такой брак, естественно, по большой любви, заключил Федор Иванович Толстой-Американец, дядя знаменитого писателя Льва Толстого.

Рома участвовали и в военных конфликтах. В ходе войны 1812 года цыганские общины жертвовали на содержание армии приличные суммы, они же поставляли коней для кавалерии. Молодежь шла служить в уланские полки.

Цыганские верования и традиции

Большинство цыган – христиане или мусульмане, однако, среди них встречаются и представители иных конфессий.

Христиане крайне набожны. Большое внимание уделяют религиозным праздникам, с трепетом относятся к традициям. В повседневной жизни строго одеваются по рекомендациям Православной церкви, в домах хранят иконы (как и у русских, у цыган есть Красный угол). Венчанию придается куда большее значение, чем гражданскому браку, значимее его только так называемая «цыганская свадьба»: признание союза общиной. Обычно цыганскую свадьбу играют перед венчанием.

Покровители православных цыган – Никола Угодник и Святой Георгий, католиков – Блаженный Сеферино, официально утвержденный в данной роли Ватиканом. Также католики молятся Саре Кали, полумифической героине цыганского фольклора, первой цыганке-христианке, спасшей святых во время шторма.

Самые почитаемые религиозные праздники у цыган-христиан — Пасха и Рождество. Влахи, проживающие на территории России, также придают большое значение Радонице. В этот день женщины и дети приезжают на кладбища и просят милостыню. Считается, что таким образом они помогают людям сделать доброе дело. При этом на заработок Влахи не рассчитывают, они относятся к обычаю как к исполнению христианской обязанности, а поэтому не скрывают свой достаток от подающих.

Мусульманская часть цыган также глубоко религиозна.

Тем не менее, некоторые обычаи, принятые в исламе, ими не соблюдаются. К примеру, цыганки не закрывают лицо и волосы даже в тех регионах, где это принято у местных, у многих групп не принято обрезание и т.д.

Примечательно, что сохранить веру цыганам удалось даже в «безбожный» советский период, цыган-атеистов практически не встречается.

Интересные факты о цыганах

  • Пышные оборки на платьях цыганок – результат многолетней нищеты. Износившийся до лохмотьев подол юбки подрезали и вместо него нашивали полоски ткани от старых платьев.
  • Помимо коневодства и музыкального искусства, к традиционным занятиям цыган относятся торговля, изготовление кирпичей и котлов, лужение посуды, плетение корзин, ювелирное искусство и вышивка.
  • Не известно ни одного случая заболевания проказой среди цыган.
  • На момент революции 1917 года руска рома были самыми интегрированными и образованными среди цыган Российской Империи.
  • Национальный костюм руска рома появился только в девятнадцатом веке и был придуман танцорами и певцами для создания оригинального сценического образа.
  • Термин «цыганский барон» используется только последние несколько десятков лет и, в основном, для общения с нецыганами.
  • Для цыган имеет большое значение «культ детства», среди них очень распространена практика усыновления детей даже теми людьми, у которых уже есть свои. В семьи, где есть ребенок или дети, принято приносить небольшой подарок или угощение. В случае, если ребенку понравилась какая-то вещь в доме цыгана, принято предложить ее в подарок.
  • Короткие волосы у цыган – символ бесчестия, поскольку волосы отстригали изгнанным и изолированным.
  • Одно из самых необычных национальных блюд цыган – жареный или тушёный ёж.
  • Если цыган носит серьгу в одном ухе, это означает, что он единственный сын в семье.
  • После смерти человека его личные вещи считаются «нечистыми» и хоронятся вместе с почившим. Тоже самое делают с вещами женщины, которая только что родила. Считается, что подобные обычаи возникли из гигиенических соображений.
  • Вероятно, первопричиной знаменитой любви цыганок к золотым украшениям стала их попытка застраховаться от нищеты в случае развода. Если муж выгонит жену из дома и заберёт себе все накопления, она сможет прокормиться, продав серьги, кольца и браслеты.

Цыгане вера религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *