Ткань саржа

Содержание

Обзор саржевых тканей: виды, особенности, применение

Саржей называют определённый вид ткани, но правильнее будет именовать так целую группу материй с характерным способом переплетения нитей. Саржевый тип входит в группу базовых и является вторым по распространённости после полотняного.

Такие ткани универсальны: их ткут практически из любого сырья и применяют для пошива множества видов изделий. Основная отличительная черта саржи — узор из диагональных линий, который образуется из-за частого смещения перекрытия основных и уточных нитей.

Внешний вид

Саржевое переплетение ткани имеет одну узнаваемую черту — это диагональный рисунок из параллельных полос. Иногда такой способ создания полотен называют диагональным или каперным. Рубчик тянется по ширине полотна слева направо наверх, реже наоборот. Рисунок образуется из-за постоянного смещения уточных нитей относительно основы. Так и получается характерный диагональный рельеф. В этой схеме и заключено основное отличие саржи от полотняного типа переплетения, в котором всё построено по шахматному принципу.

Саржевые полотна бывают как с гладкой, так и с мелкоузорчатой изнанкой. Ткани выпускаются гладкокрашеные, набивные, встречается и отбеленная саржа. Возможно сочетание нитей двух цветов, как, например, в ткани деним.

Разновидности переплетения

Разнообразие нитяных узоров определяется разновидностями саржевого переплетения нитей:

  1. Классический тип. Угол рубчика на правую сторону, линии одинаковы по ширине.
  2. Обратный — наклон рубчика влево.
  3. Сложная разновидность — различимы несколько рельефных полос разной ширины. Прочность и другие свойства полотна от этого не меняются.
  4. Ломаная сетка позволяет сделать рисунок из разных направлений уголков. Таким является узор «ёлочка». Ломаным способом в основном ткут материи из шерсти, кашемировых, реже хлопчатобумажных волокон.
  5. Усиленное плетение позволяет получить широкие диагонали.

Ткани различаются по остроте угла рубчика. Если основные и уточные нити равны, то получается стандартный угол в 45 градусов. Когда основа превышает уток, угол будет шире, и наоборот, когда уток больше основы, угол получается острее. Саржевый эффект зависит и от свойств самой пряжи. Если она толстая и кручёная, рисунок выходит более рельефным, а материя грубой.

Чем хороша саржа

Распространение саржевого переплетения объясняется рядом положительных свойств материй. Любое полотно, тканое таким способом, независимо от исходного сырья, имеет ряд преимуществ:

  1. Обладает высочайшей прочностью и устойчиво к разрыву.
  2. Не покрывается катышками и прослужит долго благодаря износостойкости.
  3. Это практически несминаемая материя.
  4. Хорошо воспринимает различные усиливающие пропитки: водоотталкивающие и другие. Это отличное свойство для тканей, идущих на пошив спецодежды.
  5. Материя получается более мягкой и гладкой, чем при полотняном переплетении.
  6. Гигроскопичность — способность впитывать и отдавать влагу — также присуща сарже.
  7. Полотно немного растягивается по диагонали, оно довольно эластичное, не сковывает движений при носке.
  8. Двусторонние материи приятны на ощупь, в такой одежде комфортно находиться.
  9. Саржа отлично драпируется.
  10. Проста в уходе: легко стирается и быстро сохнет.
  11. Ткани на натуральной основе экологичны, гипоаллергенны.
  12. Не имеет свойства электризоваться.
  13. Обладает отличной терморегуляцией: сохраняет тепло, но пропускает воздух, обеспечивает необходимый комфорт.
  14. Саржа доступна по цене и выпускается с большим выбором мелких узоров, цветов ткани.

Совет! Из-за лёгкого растяжения требуется аккуратность при раскрое изделия, чтобы его не перекосило.

Обзор материй

Нити, использованные для саржевого плетения, оказывают равнозначное влияние на свойства готового полотна. Универсальность саржи заключается в использовании как натуральных волокон — хлопок, лён, — так и искусственных и синтетических.

Шерстяная саржа

Обычно это очень плотные и тёплые материи. Шерсть саржевого плетения идёт на пошив тёплой зимней и верхней одежды.

Примеры:

  1. Габардин — ткань из шерсти мериноса. Из неё шьют куртки, пальто, костюмы. В мебельной промышленности габардин используется как обивочный материал. Такая мебель выглядит изящно. Особенность габардина — наклон рубчика на лицевой стороне в 60 градусов и гладкая изнанка.
  2. Твид — шерстяная материя для пошива тёплых вещей, элегантных костюмов, пальто, головных уборов, сумок. Изготавливается из овечьей шерсти. Свойства твида: сохраняет тепло, не мнётся, имеет эстетичный вид.

Полушерстяная

Для саржевого переплетения используются смеси волокон. Хорошо зарекомендовали себя полушерстяные материи. Для основы используется хлопчатобумажная нить, шерстяные волокна выступают в роли утка.

Полушерстяная саржа хороша для пошива одежды. Популярная разновидность — шотландка: ткань с рисунком в крупную клетку.

Хлопковая

100%-е хлопчатобумажные полотна — самые плотные. Такую саржу называют суровой.

Одной из наиболее широко используемых и красивых материй с саржевым рисунком является деним, более известный как джинс. Для основы в саржевом переплетении используются окрашенные нити, для утка — неокрашенные.

Из хлопчатобумажной саржи шьётся и обивка матрасов. Такими тканями обтягивают мягкую мебель. Ещё хлопок широко используется для пошива домашнего текстиля.

Из грубых 100% хлопковых материй изготавливают рабочую одежду, брюки для старателей, крепёжные пояса, мешки, рукавицы и другие хозяйственные принадлежности.

К хлопку могут добавляться искусственные и синтетические волокна для улучшения его эластичных свойств. Обычно доля хлопка в смесовых тканях составляет не меньше 70 %. Так, ткань с добавлением эластана называется стрейч. Из неё шьётся женская одежда.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых материй создаются мягкие и приятные к телу постельные комплекты. Для полушёлковых полотен используется шёлковая основа и хлопковый уток.

Вискозная

Вискозная пряжа добывается из целлюлозы. Тонкие вискозные материи саржевого плетения широко используются для подклада верхней одежды и головных уборов. Из ткани шьются многие элементы женского гардероба.

Как ухаживать за изделиями

Несмотря на прочность такого переплетения, следует бережнее относиться к текстилю. Правила ухода зависят от состава ткани. Если в ней есть волокна шерсти, кашемира или шёлка, то стирка, сушка и глажка проводятся строго по рекомендациям на ярлычке. Так, температура не должна превышать 40 градусов, хлорсодержащие вещества, отбеливатели, отжим на высоких оборотах запрещены.

В остальных случаях допускается стирка при температуре не выше 60 градусов на средних оборотах. Саржа не даёт усадку, в крайнем случае немного садится после первой стирки. Только самые грубые и прочные материи можно отжимать на максимальных оборотах и подвергать воздействию высоких температур. Так как ткань практически не мнётся, она легко отглаживается тёплым утюгом с изнаночной стороны.

Нет человека, который не сталкивался бы в жизни с саржевой группой тканей. Такие полотна используются очень широко. Сложно представить современный гардероб без курток и штанов из денима. Спецодежда также получается крепкой и долговечной. Независимо от исходного сырья, саржа — это удобный и практичный материал.

Саржа — особенности и характеристики материала

Саржей называют ткань, полученную диагональным плетением нитей. В ее основе могут быть как натуральные, так и искусственные волокна.

Саржевое полотно широко применяется во многих областях легкой промышленности.

История и современность

Материал появился много веков назад, предположительно в 300-е годы во французском городке Ним.

В середине XIX века американский предприниматель Леви Страусс перенял технологию создания полотна для пошива джинсов из парусины и создал бренд «Деним», что дословно означает «из Нима». Так саржевое переплетение приобрело мировую популярность.

Сегодня существует большое разнообразие видов данного материала. На этикетках изделий из саржи можно увидеть ее общепринятые обозначения. Одни из самых популярных: с-38 юд и СТ-6. Они применяются для создания одежды широкого назначения.

Особенности плетения

Если сырье для создания ткани варьируется, то способ производства неизменен. Он и наделяет материал рядом преимущественных характеристик.

Метод плетения называют саржевым. Также он известен как каперный или диагональный. Суть в следующем: в процессе ведения нити утка она смещается по отношению к основе. Получается рельеф с характерным наклоном.

Диагональный узор представлен крупными или мелкими рубчиками, «идущими» направо или налево под разным углом. Частности зависят от толщины нити, текстуры и количество шагов отступа утка.

Видовое разнообразие

Саржа классифицируется по нескольким параметрам.

По окраске она бывает:

  • Набивной, то есть иметь рисунок. Популярно камуфлированное полотно.
  • Гладкокрашеной, однотонной.
  • Отбеленной.

По типу плетения (тонкости и наклону нити) выделяется саржа:

  • Классическая. Наклон идет на правую сторону, линии имеют одинаковую ширину.
  • Ломаная, или обратная. Наклон влево. Получается рисунок в мелкий рубчик.
  • Сложная. Ткань характеризуется диагоналями разной ширины.
  • Усиленная. Волокно отличается рельефными широкими диагоналями.
  • Зигзагообразная. Направление наклона утка носит попеременный характер.

По составу выделяется саржа:

  • Хлопчатобумажная, или суровая. Это самый плотный материал. В его составе — 100% хлопок.
  • Шелковая. Отличительные особенности: гладкость, приятный блеск.
  • Шерстяная.
  • Полиэстеровая.
  • Вискозная.
  • Стрейч (с добавлением эластана).

Вариантов состава много: натуральные и искусственные волокна сочетаются между собой в различных пропорциях. Но в основе — хлопок, чаще его доля — от 70%.

Отличительные свойства: преимущества

Все изделия из данной ткани имеют ряд плюсов. А именно:

  • Прочность и износостойкость. Это основное преимущество обеспечивается, благодаря плотности полотна: она составляет 220-360 грамм на кв. метр.
  • Хорошая воздухопроницаемость, терморегуляция. Одежда дает телу «дышать». И при этом в холодное время она греет.
  • Гигроскопичность (способность впитывать влагу).
  • Неэлектризуемость. Материал не «искрит» — статическое электричество не накапливается. Поэтому полотно подходит для пошива спецодежды для работников химических предприятий и т. п.
  • Гипоаллергенность. Безопасность для человека объясняется преобладающей долей хлопковых нитей в волокне.
  • Стойкость к воде и загрязнениям (в том случае, если вещь обработали специальной пропиткой).
  • Практичность. Саржевые изделия легко отстирываются, быстро сохнут, не линяют и не мнутся, не впитывают запахи.

Недостатки

Минусов у ткани не много.

Основная слабая сторона заключается в том, что саржа может садиться после первой стирки. Особенно часто усадка грозит хлопчатобумажной разновидности, которая, к тому же, практически не тянется.

Область применения

Подобное полотно получил признание производителей предметов гардероба для повседневной и «профессиональной» носки. Из него шьют:

  • униформу и специальную одежду для рабочих и служащих предприятий и заводов (поваров, продавцов, медиков, нефтедобытчиков и пр.);
  • мешки, ремни, крепежные элементы и прочие предметы технического назначения;
  • мебельные ткани;
  • матрасы и домашний текстиль (шторы, скатерти, подушки и т. д.);
  • постельное белье;
  • подкладочные ткани;
  • летние платья, блузки, юбки, легкие халаты, кимоно;
  • верхнюю одежду, плащи, куртки;
  • брюки, костюмы, кофты, комбинезоны для детей и взрослых;
  • головные уборы: легкие кепки и теплые шапки.

Особенности ухода

Учитывая вариативность состава, рекомендации к эксплуатации вещей из саржи могут разниться. Поэтому следует изучать инструкции на ярлычках изделий.

Но есть общий перечень пожеланий по уходу за саржевыми предметами гардероба. Они заключаются в следующем:

  • стирать чистый хлопок допускается при максимальной температуре;
  • одежу с добавлением синтетики, шелка или шерсти — до 40 градусов;
  • интенсивный отжим разрешается только для суровой саржи;
  • если возникла необходимость в глажке, это рекомендуется делать с изнанки, используя щадящий режим утюга.

Отзывы покупателей

Саржа часто получает высокие оценки. Они, в основном, касаются ее практичности: прочности и простоты в эксплуатации.

Негативных сторон у материала практически не замечено. Единственное замечание: изделия с синтетическими нитями в составе могут давать катышку.

Саржевое переплетение полотна: виды, свойства ассортимент

Время чтения: 10 минут

Вторым по распространённости видом ткацких переплетений после полотняного является саржевое переплетение, которое прежде всего отличается меньшим количеством пересечений основы и утка. Основные и уточные нити перекрывают больше, чем одну противоположную, пересечение нитей происходит со сдвигом (1 через 2 или 3), поэтому на поверхности образуется диагональный узор из рубчиков (бугорков). Саржевое переплетение обозначают дробью, в числителе которой — количество основный перекрытий, а в знаменателе — уточных.

Саржа — это тип текстильного плетения с рисунком из диагональных параллельных ребер. Его можно определить по наличию выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани. Оно имеет высокую устойчивость к разрыву, потому что имеет меньше переплетения пряжи на область, следовательно, большую степень внутренней мобильности. Кроме того, при натяжении ткани, нагрузка падает на две нити сразу.

Введение

Читайте про: флок и флокирование: понимание процесса.

Саржевое переплетение имеет широкое применение. Оно может быть создано различными способами. Главной особенностью, отличающей его от других типов, является наличие выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани.

Основные характеристики:

  • Оно образует диагональные линии от одной стороны к другой.
  • Больше нитей на единицу площади, чем в обычной ткани.
  • Меньше переплетающихся точек, чем в обычной ткани.
  • Лучшее покрытие, чем в обычном переплетении.
  • Больше толщины и массы ткани на единицу площади.

Классификация

Саржевые переплетения производятся в самых разных формах. Однако в широком смысле они разделяются на такие категории:

  • Обычные или непрерывные;
  • Зигзагообразные, заостренные или волнистые;
  • Производные саржи, такие как атласные/сатиновые плетения и косой репс;
  • Комбинированное;
  • Плетение «елочка»;
  • Фигурные и другие родственные.

Вышеупомянутые типы далее подразделяются на:

  • Основную саржу;
  • Уточно-настилочную;
  • Основную и уточно-настилочную;
  • Непрерывную.

  • Основное саржевое плетение. В этих типах основная нить проходит по нескольким уточным нитям подряд, за исключением одной. Минимальный требуемый размер повторения составляет 3. Примеры основного плетения — 2/1, 3/1, 4/1, 5/1 и т. д.
  • Уточно-настилочное. Эта саржа является противоположной предыдущей. В этих переплетениях уток проходит над основной несколько раз подряд, кроме одной. Примеры — 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.
  • Равновесная и неравновесная саржа. В этих типах основные и уточные нити могут быть равными или неравными. Другими словами, саржа может быть одно- или двухсторонней. Соответственно этому, ее называют равновесным и неравновесным. Примеры: 2/2, 3/3, 4/4, 5/5 и т. д. Примеры неравновесных: 2/3, 4/2, 5/3 и т. д.

Существует две группы саржи:

  • Разносторонняя, когда лицевая и изнаночная стороны различаются. Происходит это из-за того, что уточные или основные нити образуют длинные перекрытия с одной стороны, а с другой стороны видна только одна противоположная нить.
  • Равносторонняя, когда обе стороны полотна одинаковы. В таком полотне нет уточного или основного эффекта, сверху и снизу перекрытия равны.

Диагональный рубчик обычно идёт по направлению вверх и слева направо. Когда направление рубчика сверху вниз и справа налево, переплетение называют обратным саржевым.

Саржа основная: а) – рисунок и б) — схема саржи 3/1

  • Основная и уточная нити. В этих саржах нити основы и утка могут быть равными или неравными, а также один из типов может преобладать. Некоторые примеры показаны на рис. 4.4 A, B и C соответственно.
  • Угол саржи. Это угол между диагональной саржевой линией и воображаемой горизонтальной линией или осью, параллельной утку. Этот угол зависит от соотношения между основой и утком в ткани. Когда основа равна утку, угол будет составлять 45°. Когда основа превышает уток, угол будет тупым, т.е. >45°. Когда уток превышает основу, угол саржи будет острый, т.е. <45°.
  • Применение. Саржевое переплетение имеет широкий спектр применений, таких как тиковая ткань, хаки, джинсовая ткань, одеяла, рубашки, занавески и мягкая мебель.
  • Саржа уточная: а) – рисунок и б) – схема саржи 1/2

  • Рельеф. Важным фактором, влияющим на рельефность саржи, является направление поворотов пряжи. Когда направление скручивания пряжи совпадает с направлением саржи, рельефность уменьшается, а когда направление скручивания пряжи противоположно направлению, рельефность увеличивается. Другими словами, Z-образное скручивание с Z-образной саржей позволят создать меньшую рельефность.

Факторы, определяющие рельефность. Следующие факторы определяют относительную рельефность

  • Характер пряжи;
  • Характер переплетения;
  • Нити основы и утка;
  • Относительное направление кручения пряжи.
  • Характер пряжи. Тонкость пряжи и количество кручений, придаваемых ей, влияют на прочность. Грубая пряжа более низкого кручения дает больший эффект саржи по сравнению с тонкой с более высоким кручением. С другой стороны, двойные или слоистые нити оказывают более сильное влияние на саржу по сравнению с одиночными.

Усиленная и сложная или многорубчатая саржа

  • Характер плетения. Саржа с более длинными протягиваниями будет более заметной по сравнению с той, что будет иметь короткие протягивания. Например, саржа 3/1 будет более заметной по сравнению с 2/2. Следует отметить, что увеличение длины протягивания должно быть сбалансировано пропорциональным увеличением соответствующих нитей основы/утка.
  • Основа и уток. Рельефность пряжи пропорционально увеличивается с увеличением нитей основы и утка.
  • Относительная жесткость. Твердость плетения зависит от количества пересечений. Чем больше количество пересечений, тем сильнее жесткость. С другой стороны, чем меньше их количество, тем больше будет заполнение ткани. Это связано с увеличением протягивания нитей. Увеличение числа пересечений ограничивает плотность потока и наоборот.

На рисунке показаны три случая, в которых выбрано 8 нитей повторения саржевого переплетения.

  1. показан на A, выбирается 4/4.
  2. на B, выбрана комбинация 3/2 и 1/2.
  3. на С, выбрана комбинация 3/1, 1/1 и 1/1.

Соответствующие пересечения показаны на D, E и F. Расстояние между пунктирными линиями представляет собой расстояние, равное диаметру одной нити. Можно видеть,

  • что дизайн A занимает пространство из десяти нитей (D),
  • дизайн B из двенадцати (E),
  • а дизайн C из четырнадцати (F).

Можно видеть, что расстояние между 10 нитями в G более заполнено, по сравнению с интервалом в 14 в F.

Можно сделать следующий вывод о трех типах. Ткань в выше указанных случаях будет иметь:

  1. минимальный уровень жесткости и максимальное заполнение.
  2. среднюю прочность и заполнение.
  3. максимальную жесткость и минимальное заполнение.

Свойства полотен с саржевым переплетением

Основой может служить как натуральное, так и синтетическое сырьё, и свойства полотна в основном определяет именно состав волокон. Как правило, саржевые ткани получаются плотными, износостойкими, очень прочными на разрыв и мало мнутся.

Такой тип плетения полотна является базовым, а уже на его основе создаются новые, придающие тканям дополнительные свойства.

Ассортимент и применение

Читайте про: нетканые ткани: все плюсы и минусы применения. Самыми популярными тканями саржевого переплетения являются твид, деним, габардин, карбон (углеволокно).

Твид

Плотный немнущийся материал из шерстяных некрученых волокон. Может применяться также полотняное переплетение. Обычный цвет для твидовых тканей — все оттенки сухой травы, серый, чёрный, коричневый, болотный (хаки) с вкраплениями синего и красного. Рисунок может быть рубчик, клетка, «ёлочка», «гусиная лапка».

Производят твид из шерсти шотландских овец на ручных станках. Сначала ткань получается достаточно жёсткой, для придания мягкости её замачивают в мыльном растворе, а затем отбивают. Также в пряжу для твида добавляют натуральные и синтетические волокна.

Ткань является универсальной, из неё производят мужские и женские пальто, пиджаки, жакеты, костюмы, головные уборы и даже обувь и сумки.

Деним

Наиболее популярная ткань для производства джинсов. Производится саржевым переплетением разных по цвету ниток: уточные неокрашенные, а основные окрашенные.

Основное сырьё — хлопок. Название ткани также происходит от французского «serge de Nimes» — «саржа из Нима», так как сначала её поставляли в США из французского города Ним.
Деним бывает разной плотности и толщины, от чего также зависит его цена.

  • Есть очень тонкий дешёвый деним под названием Джин (Jean), изготовленный из некрученых нитей, малой плотности.
  • Джинс (Jeans) — уже более плотная и качественная ткань, уточные нитки скручены.
  • Сейчас в деним часто добавляют эластан для придания ему большей степени растяжимости. Это Стрейч (Stretch).
  • Также существует утеплённый деним, с термо-тканью с изнаночной стороны в качестве подкладки.
  • Деним с плетением «елочкой» называют Ломаной саржей (Serge). Из такого были изготовлены первые джинсы Wrangler.
  • Самым прочными и дорогими являются Деним (Denim) и Селвидж (Selvedge).

Из денима шьют джинсы, костюмы, куртки и все виды защитной одежды.

Карбон

Сверхпрочный углепластик, производится из графитовых и резиновых нитей методом саржевого переплетеия. По весу в несколько раз легче стали, по прочности не уступает металлам.

Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, устойчив к коррозии. Используется в различных отраслях промышленности.

Габардин

Классическим сырьём являются тонкие нити шерсти мериноса. Саржевое переплетение даёт мелкий диагональный рубчик под углом 60-70 градусов.

Ткань получается мягкой, тонкой, очень прочной и стойкой к сминанию. Из габардина изготавливают верхнюю одежду: мужские и женские куртки, пальто, тренчи. Для защиты от внешнего воздействия габардин пропитывают специальными влагостойкими составами.

Также для производства габардина может использоваться шёлк, хлопок и синтетические волокна.

При покупке саржи необходимо тщательно изучать состав сырья, которое использовали при производстве, так как от этого будут зависеть многие характеристики материала и готового изделия.
Все саржевые ткани обладают хорошими эксплуатационными свойствами и имеют привлекательный внешний вид.

Саржа ткань — что это такое за материал, расскажем в статье, предоставим описание с фото, раскроем характеристики и состав саржевого шерстяного текстиля.

История

Бывает так, что ткани из абсолютно разного сырья объединяет одно название. Саржа – как раз такой случай. Саржевые ткани называются так, благодаря характерному переплетению, а вот их состав может кардинально отличаться.

Итак, ткань саржа – что это такое? Так называют материю с характерным диагональным переплетением нитей. Здесь расположение основы и утка сдвигается на один шаг. Название материала происходит от латинского «Sericus», что означает «шелковый». Безусловно, шелк присутствует в составе некоторых разновидностей, но напомним, что сырье, которое используют для производства, может быть абсолютно разным.

Исторически, появление этой материи связывают с французским городом Ним (De Nim). Широкое распространение материя получила после того, как ее прекрасные качества разглядел американец Леви Штраус и начал производить из этого материала брюки, которые стали в итоге современными джинсами.

Цена за погонный метр – от 160 рублей.

Описание

Давайте разбираться, что за ткань – саржа, и как она выглядит. А разобраться в этом нам поможет описание и фото ткани саржа.

Все саржевые ткани имеют специфический рельеф на поверхности. Обычно это мелкие либо крупные косые полоски, которые могут быть направлены как вправо, так и влево. Хотя направление полосок влево встречается гораздо реже. Для чего делается такое переплетение? Именно благодаря ему материал отличается необычайной плотностью.

Наш эксперт подскажет как удалить пятно от подсолнечного масла.

Состав

Как мы уже говорили, состав может быть абсолютно разным, используются как натуральные, так и синтетические волокна. Можно встретить:

  • Шерстяную саржу
  • Шелковую
  • Льняную
  • Хлопковую

Очень ценится ткань саржа, состоящая на 100% из хлопка, но для придания материи долговечности, в состав добавляют искусственные волокна, например, полиэстер. Впрочем, встречаются варианты саржи, полностью состоящие из искусственных материалов, обычно они используются, как подкладочная ткань. Еще читайте о подкладочном материале таффета – можно подробно узнать о его применении.

Характеристики

Какие характеристики можно дать ткани саржа? В первую очередь – необычайная плотность, прочность и износостойкость. Какими еще характеристиками обладает материал:

  • Одновременно с прочностью, эта ткань очень легкая
  • Прекрасная терморегуляция: в жару – охлаждает, в холод – согревает
  • Саржа из хлопка и другого натурального сырья гипоаллергенна и не вызывает раздражения. Еще один экологичный материал поплин в мелкий рубчик – подробно описан в следующей статье.
  • Не мнется, не выгорает и не выцветает
  • Интересно смотрится
  • Не мнется и не накапливает статическое электричество

Считается, что материал саржа – это ткань для производства спецодежды. В этом случае материя обрабатывается пропитками, что придает ей дополнительные свойства.

Виды

  • Саржа суровая – это полотно из 100% хлопка повышенной плотности, с четырехниточным переплетением
  • Саржа ломаная – также ее называют елочкой. Для этой материи характерен узор и плетение со сдвигом по диагонали
  • Хлопчатобумажная – более тонкое, но при этом, на 100% натуральное хлопковое полотно.
  • Усиленная – вариант с рельефными широкими диагоналями
  • Стеганая или сложная – имеет диагонали разной ширины, что придает изделию вид стеганого
  • Саржа на изнанке – изготавливается с добавлением вискозы, полиэстера. Как правило, такой материал более мягкий и приятный к телу

Применение

  • Из самой прочной материи шьют спецодежду для рабочих, включая шахтеров и золотоискателей
  • Хлопчатобумажный вариант применяется для пошива медицинских халатов, спецодежды для работников пищевой и химической промышленности, а также для работников торговли
  • Материал с водоотталкивающей пропиткой используется в качестве мебельной обивки
  • Самый крепкий и грубый материал идет на крепежные ремни и абразивно-шлифовальные материалы
  • Самая тонкая ткань с добавлением полиэстера или вискозы идет на подкладку
  • Шерстяные полотна с саржевым переплетением подходят для изготовления костюмов, пиджаков, юбок, жакетов
  • Если к хлопку добавить эластан, материал можно использовать для пошива женских платьев и кофточек. Прочитайте на нашем сайте рассказ об еще одной материи для дамских нарядов – кашкорсе.

Уход

  • Режим и температура стирки зависит от состава ткани. Внимательно читайте рекомендации на ярлычке изделия. Кроме этого, покупайте ткань от производителя. Очень легко нарваться на подделку и получить товар, где в составе будет совсем не то сырье, которое ожидалось
  • 100% хлопок можно стирать при температуре 60 градусов
  • Медицинские халаты можно стирать при высокой температуре, главное, установить щадящий режим
  • Если в составе шелк, шерсть или синтетика – температура воды при стирке не более 40 градусов
  • Гладятся изделия с изнанки, горячим утюгом

Отзывы

Максим, 32 года «Я работаю автомехаником. В моем случае, костюм из этой материи – вещь незаменимая. К большим плюсам можно отнести, что при высоких физических нагрузках в такой одежде не возникает так называемого «парникового эффекта». Кроме того, работа достаточно грязная, и спецодежду приходится часто стирать – а делать это очень просто, к тому же, можно не гладить».

Татьяна, 40 лет «Мой сын учится на медицинском факультете, а все будущие медики, как известно, носят белые халаты. Очень хочется, чтобы ребенок выглядел аккуратно каждый день, и чтобы ему было удобно. Саржевые халаты – самый лучший вариант, который убивает двух зайцев. В них летом прохладно, зимой тепло, кожа дышит. И стирать такие вещи просто.»

Хотите постоянно узнавать новые и интересные факты? Советуем добавить наш сайт в закладки. Узнайте через сколько надо менять постельное белье по правилам.

Ткацкие переплетения и их виды

Общие положения.

Данный краткий обзор не претендует на глубину и полноту. Он предназначен для тех, кто прочитав на этикетке или ярлыке название ткани, из которой изготовлено швейное изделие, хотел бы представлять в общих чертах как эта ткань изготовлена и почему она имеет ту или иную фактуру.
Как известно, ткань — это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными (нить основы), другие поперек полотна и называются уточными (нить утка). Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.

То, как переплетены нити определяет внешний вид лицевой и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщину, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор вида текстильного изделия, которое будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса:

  1. Простые.
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Вверх

Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.

К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые и сатиновые (в т.ч. атласные).

Полотняное переплетение.

Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.

Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны:
Состав ткани, из которой изготовлено то или иное швейное изделие, указывается на специальной тканевой этикетке — «составнике», которая обычно вшивается в один из швов с изнаночной стороны.

Саржевое переплетение.

Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.

Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью — шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток — саржа), а также кашемир, габардин и др.

Сатиновое и атласное ткацкие переплетения.

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.

Если лицевая сторона ткани образована из основных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.

Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)
Вверх

Мелкоузорчатые переплетения.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)

Репсовое переплетение.

Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика.

Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые.
При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.

Переплетение рогожка.

Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении.

Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные ткани для костюмов и жакетов.

Усиленная саржа.

Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали.

Свойства тканей, выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.

Сложная саржа.

Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины.

Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений.
Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.

Ломаная саржа.

Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки.

Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.

Обратная саржа.

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.

Усиленный сатин (усиленный атлас).

Усиленный сатин (усиленный атлас) — это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани.
Вверх

Комбинированные переплетения (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.).

Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.

Креповое переплетение.

Креповое переплетение — это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко.

Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.
Вверх

Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).

Двухлицевые переплетения.

Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.

Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.
Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.

Двухслойные переплетения.

Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.

Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.
С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.

Ворсовые переплетения.

Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон.
При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.
Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.
Вверх

Крупноузорчатые (жаккардовые) — простые и сложные крупноузорчатые.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.
Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.
Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.
Услуга: жаккардовые этикетки на заказ по ценам ниже общепринятых!

Уход за текстильными изделиями

Долговечность любого швейного изделия решающим образом зависит от соблюдения правил по уходу за ним. Такие правила печатаются как на навесных картонных ярлыках, так и на вшивных тканевых этикетках, сопровождающих изделие. Правила могут быть представлены как в текстовом формате, так и в виде специальных международных символов, регламентирующих стирку, сушку, глажку и химчистку одежды, белья и декоративных изделий.

  1. Уход за кашемиром.
  2. (Продолжение следует).

Вверх
По материалам сайта «Блог Миллы Сидельниковой».

Ткань саржа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *