Смирение и терпение

Чем смирение отличается от терпения?

Прекрасная тема для того, чтобы ответить на вопрос — как писать итоговое сочинение ЕГЭ 2020 «Гордость и смирение». Все, что идет вразрез с гордыней и будет смирением, это противоположное ей понятие. Что это значит? В душе у человека, который достигает истинного смирения, всегда, и это не зависит от условий и обстоятельств, только мир и любовь по отношению, как к Творцу, так и к самому себе и ближним. Человек просто не может возноситься, а вместе с тем и в гордыню впадать, поскольку знает, что сам он ничего сделать не может, хоть доброго, а хоть злого, он всего-лишь сосуд для действующей силы — духа, который может быть нечистивым (злые поступки) или Святым (добрые поступки). Единственно, что может человек — решить, а на чьей стороне он, кого он предпочтет, кому будет служить. Терпение же вовсе не предусматривает выбора, человек просто переживает так временные препятствия по жизни. Это похвально, конечно, но не получится ли так, как в рассказе об одном монахе, рассказанном Осиповым, популярном сейчас богослове: «Этот монах безропотно сносил насмешки членов братии и никогда им не перечил. И что он ответил на вопрос изумленного послушника о том, как он смирения такого достиг? Он с презрением сказал, что не пристало ему унижаться перед ними!». Вот так, казалось бы — терпение, а ведь гордыня то копилась, лучше бы и не терпел вовсе.

Значение слова &laquoсмириться»

  • СМИРИ́ТЬСЯ, -рю́сь, -ри́шься; сов. (несов. смиряться).

    1. Книжн. устар. Проникнуться смирением (в 1 знач.), стать смиренным. Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Достоевский, Пушкин. || Прост. Стать покорным, послушным. Теперь ты наш: ага, дрожишь! Смирись, покорствуй русской силе! Пушкин, Руслан и Людмила. — Какой я дуралей? — воскликнул Миша сердито, но под взглядом матери смирился. А. Н. Толстой, Сватовство.

    2. Перестать упорствовать в чем-л., покориться обстоятельствам. Я долго не хотел смириться, долго упорствовал, но я должен был отказаться, наконец, от надежды настигнуть их. Тургенев, Ася. знала, когда в ссоре можно упорствовать, а когда надо смириться и отступить. Шолохов, Тихий Дон.

    3. Уняться, улечься, успокоиться. Но наконец неистовых коней Смирился пыл. Тютчев, Едва мы вышли из Трезенских врат.

    4. с чем. Привыкнув, примириться с чем-л. Смириться с мыслью о смерти. □ Он слишком полюбил море —, чтобы смириться со спокойной сухопутной жизнью. Первенцев, Валька с торпедной «девятки». — Простить тебя я не могу, понимаешь, не могу, как не могу смириться с грубостью, самоуверенностью. Изюмский, Призвание.

Терпение – качество очень полезное и нужное. Сегодня, в XXI век – век спешки, технологического прогресса и стремительного развития событий быть терпеливым крайне важно. Особенно необходимо терпение тем, кто часто попадает в конфликтные ситуации, подвержен влиянию стресса, является чрезмерно раздражительным и беспокойным человеком. Ведь без должной степени спокойствия, умиротворения и выдержки счастливым и нравственно здоровым человеком быть просто невозможно.

Люди не зря придумали поговорку: «терпение и труд – все перетрут». Эта, казалось бы, избитая и давно забытая многими поговорка, весьма актуальна для нынешнего времени. Ведь если поставить цель, а после — упорно и усиленно трудиться над ее достижением на протяжении длительного срока, то рано или поздно вы неизбежно получите так долгожданный результат.

Характеристика терпения требуется и в момент социального взаимодействия с людьми. Ни для кого не секрет, что коммуникабельный человек является спокойным и уравновешенным, а вот с раздражительными и нервными субъектами общаться неприятно и сложнее. Тот, кто кроток, умеет сдержать гнев и недовольство, является намного более привлекательным в общении.

На работе. Очень помогает рассматриваемое качество характера руководителям различных должностей. Внимательный руководитель всегда ценит сотрудника, в первую очередь, за его опыт, знания и профессиональные способности, а не за личные черты. Он не злоупотребляет критикой, старается понять человека и по возможности, принять его со всеми недостатками и достоинствами. Хороший начальник должен понимать, что чем меньше он критикует своего сотрудника за возможные ошибки (которые, кстати, совершаем мы все без исключения) и чем больше места оставляет для похвалы и поощрений, тем больше шансов на то, что специалист достойно справится с работой.

Терпение нужно и самим работникам. Особенно тем, кто занят интеллектуальным, творческим трудом или работает в офисе. Холодные звонки, общение в социальных сетях или по электронной почте, когда нужно дождаться ответа от потенциального клиента, создание сайта с визуально привлекательным дизайном, написание книги – все эти задачи требуют терпения.

В личной жизни. Ну и конечно, спокойствие и выдержка играет весомую роль для укрепления семейных отношений. Как достоверно известно, людей без недостатков не бывает. Поэтому лучше лишний раз не гневаться, не злиться и не раздражаться, а поискать более конструктивные способы решения возникающих проблем.

Как стать терпеливым?

1

Задача приобретения нужного уровня терпения решается легко, но только в том случае, когда у вас есть хорошая мотивация по достижению данной цели. Неплохо было бы четко осознать возможные выгоды последовательного, спокойного поведения, которое позволяет добиваться целей, легко справляться со стрессом, избегать конфликтов, обрести счастье и здоровье.

2

Второе правило – необходимо принять тот факт, что многие вещи в этой жизни мы не в силах изменить и лучше не пытаться это сделать. Например, мы не в силах изменить погоду, наличие больших очередей, автомобильных пробок, хамов и грубиянов на улицах современных городов. Мы также не в силах изменить других людей. Поэтому намного разумнее принять все это, смириться с неизбежным и начать с себя.

3

Если говорить о достижении целей, важны также такие качества как целеустремленность и последовательность. Поставьте действительно важную для вас цель – например, выучить английский или язык HTML. Во время изучения не отвлекайтесь на другие цели, будьте последовательны и даже в самые худшие моменты двигайтесь вперед, помня о том, насколько это значимо для вас. Тогда со временем, терпение непременно окупится вам сторицей.

4

Живите «здесь и сейчас». Реальность – сейчас, в настоящем, а ваши негативные мысли, обычно связаны с прошлым или с будущим. Подумайте: какой смысл раздражаться по поводу того, что уже все равно прошло или еще не наступило и возможно, не наступит?

5

Если вам скучно и нужно подождать, займитесь чем-нибудь. В больнице, в ожидании своей очереди, можно почитать газету, или книгу. В момент рабочего перерыва – поболтать с коллегами, потренировать коммуникабельность. Во время приготовления пищи дома – прибраться на кухне, сделать упражнения на укрепление памяти, разгадать кроссворд и т.д.

6

Укрепляйте нервную систему. Самые доступные способы укрепления нервной системы – это медитация и релаксация. Простейшим вариантом медитации является медитативное дыхание. Сядьте в удобной позе, закройте глаза и наблюдайте за дыханием в течение 5-10 минут — и вы тут же почувствуете спокойствие, ясность ума и умиротворение. Это упражнение можно делать не только дома, но и при возникновении раздражения на улице, после конфликтов, допустим, с продавцами или в транспорте. Информацию о технике релаксации можно найти на многих сайтах в Интернете.

7

Ведите дневник, в котором ежедневно записывайте, в каких ситуациях вы оказались не слишком терпеливы и что предприняли для того, чтобы снять раздражение и обрести душевное спокойствие. В дальнейшем, по мере просмотра записей и закрепления новых навыков поведения, вы непременно заметите, насколько сильно увеличился ваш персональный уровень терпения.

8

Выбирайте окружение. Если есть возможность, старайтесь избегать общения с неприятными людьми. Каждый из нас должен иметь свой круг общения и вам нужно найти свой. Больше общайтесь с теми, кто принимает вас, ценит и уважает вас как личность.

9

Не растрачивайте свою жизнь на пустяки. Это ценный совет из книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Акцентируйте внимание только на важных целях и задачах, поскольку ошибки допускают все. Не стоит тратить нервы, время и силы на случайно оброненное кем-то слово на улице в свой адрес, неудачные реплики продавцов в продуктовых магазинах и прочие повседневные мелочи.

Желаем вам удачи!

Виталий Лебедев

Ключевые слова:1Психорегуляция

Смиренность (смирение) как качество личности – способность перебороть в себе любые проявления эгоизма и гордыни, проявлять равнодушие к почестям.

Скромность, как отсутствие стремления к почестям, – родная сестра смиренности. Она понимает, что смиренность – мать всех добродетелей, главное качество святой личности – и, поэтому, скромно находится в ее тени. У скромности прекрасные изначальные возможности, но ее можно разгневать, раздразнить, вывести из себя. Смиренный человек – победитель гнева. Его разгневать не удастся никому, он всегда побеждает в себе гнев, не давая ложному Эго воспламениться никаких шансов. Когда смиренному человеку что-то кричат в гневе, он не обижается, а внимательно слушает и старается понять, есть ли в этом доля правды. Отыскав эту долю правды, он даже благодарен гневающемуся человеку. Не смиренные люди ничего не улавливают в словах другого, кроме самого гнева и его квадратных глаз.

Смиренность проявляется в действии. Как ни старайся, человек в действиях высвечивает свою гордыню и тем самым говорит о своей не смиренности. Склонность проявлять гордыню – это отсутствие смиренности. Смиренный человек считает себя не выше, а ниже других. Если он, по своему мнению, ведет себя неправильно, то тут же просит прощения.

Может сложиться впечатление, что смиренность себя не уважает. Это заблуждение. Она уважает других людей больше, чем себя. Но чтобы уважать другого человека, надо знать за что. Смиренность уважает свою духовную природу, она видит, в отличие от эгоистов, в других людях то, за что их можно уважать и не придает значения тому, за что их нельзя уважать. Смиренность по своей природе не может думать о человеке в негативном ключе, ее тут же загрызет совесть. Она будет думать: «Раз я плохо о нем думаю, значит, считаю себя лучше. Если я плохо думаю о людях, стало быть, я уже плохая. Как я могу считать себя хорошей, если вижу в людях недостатки?» Смиренность фокусируется на достоинствах личности, потому что уважает в себе духовную природу, то есть стремление жить не для себя, а ради других людей. Когда человек осознает, что он не тело, а душа, его невозможно вывести из состояния равновесия тем, что к нему относятся неуважительно.

Огромная положительная роль смиренности проявляется в умении слушать. Эта ее способность позволяет личности прогрессировать всегда и во всем. Человек, не обладающий смиренностью, не способен слушать и не способен разумом воспринять и принять входящую информацию, так необходимую ему для дальнейшего роста. Смиренный человек будет внимательно слушать, пока не поймет, что в этой информации отсутствует новое знание. Не смиренный – отказывается слушать заранее, он даже не хочет начать слушать, поэтому не в состоянии понять, есть там новые идеи и мысли или нет. Он проявляет глупость, невежество и не смиренность.

Если хочешь чему-то научиться, проявляй смиренность. Ученик – это послушник, то есть тот, кто способен слушать. Не способный стать в приобретении знаний послушником, так и останется невеждой. Глупец отличается от умного, прежде всего, своим нежеланием никого слушать. В детстве он непослушный, а в мире взрослых – глупец. Непослушный ребенок пропитан эгоизмом, отсюда и все напасти. Умный человек с детства послушный, в нем мало или вообще отсутствует эгоизм, поэтому он и проявляет разумность.

Смиренность, живя для других, становится приятной и желанной для окружающих. Когда человек живет ради других, какие у него могут быть проблемы? Проблемы возникают у тех, кто живет только для себя. Он тянет одеяло на себя, а внешнему миру это не нравится, он начинает сопротивляться. У эгоиста возникают проблемы в семье, его стараются поставить на место, переделать, переломать, а он изо всех сил борется с окружающими. А когда жена или муж уважают друг друга, живут друг для друга, как можно от них отказаться? Кто будет отказываться от счастья? Поэтому несчастливы те семьи, где отсутствует смиренность.

Многие, желая почестей, славы и известности, играют в смиренность, но окружающие не испытывают от их ложных поз никакого счастья. Истинное смирение не желает почестей, оно не требует от своих детей уважения исступленными криками: «Как ты можешь так разговаривать со своей матерью?» Смиренность, сама добросовестно выполняя материнские обязанности, просто хочет, чтобы и дети выполняли свои обязанности. Будучи учителем, она не хочет от учеников уважения к нему, как к учителю, а желает сделать их них умных и порядочных людей. Не требовать к себе уважения и почестей – это и есть смиренность.

Уважение дорогого стоит, оно приходит, когда другой человек увидит в тебе смиренность. Например, муж с женой спорят по какому-то житейскому вопросу. На самом деле спорят два ложных Эго, которые уважают только себя. Допустим, муж уступает и говорит: «Я согласен с тобой, дорогая. Ты во всем права, наверное, я ошибся». В этот момент происходит удивительная вещь – у жены сразу же возникает ощущение уважения, доверия и симпатии к мужу. Проявив смиренность, человек получает жирный плюс уважения от детей, мужа, жены, учеников, коллег по работе.

Смиренность не имеет ничего общего с малодушием, которое уступает другим людям под давлением. Например, малодушный учитель говорит ученикам: «Делайте что хотите, только присутствуйте на уроках». Чем позиция смиренности отличается от малодушия? Смиренность добросовестно выполняет свои обязанности, уважает окружающих и не требует от них к себе уважения, похвал и почестей. В отличие от малодушия, ученикам она скажет: «Я вас уважаю, но не могу позволить безделье и лень. Мое служение людям состоит в том, чтобы сделать вас специалистами по моему предмету». Такого учителя будут по-настоящему уважать.

В смиренности нет эгоизма, который мешает передавать ученикам истинное знание. Как неумелый повар либо пересолит и переперчит суп, либо недосолит и забудет про перец, эгоист всегда разбавит полученное им знание своим эгоизмом, добавит, как сплетник, что-то от себя, и знание, испорченное его эгоистичными потугами, станет ложным. Во всех высших учебных заведениях и школах знания, особенно по гуманитарным дисциплинам, должны передавать только смиренные люди, иначе они учат детей и студентов не тому, что надо.

По мнению доктора О. Г. Торсунова, «истинное знание можно получить только по цепи ученической преемственности». Человеку может открыться новое знание через сердце, он может многое узнать без посторонней помощи, но передавать знания другим людям он имеет право, если полученное знание подтверждается цепью ученической преемственности. Искаженное эгоизмом знание не приносит счастья.

Смиренность, зачастую, спасает человека в самых экстремальных ситуациях. Преступнику тоже надо как-то оправдаться перед собой. Поэтому он провоцирует у жертвы проявление к нему ненависти, страха, злобы или презрения. Смиренный человек не дает повода себя убить, ведь он уважает преступника, в нем нет гнева, осуждения, презрения, обвинения и пренебрежения. Какой интерес убивать человека, который тебя уважает, видит в тебе только достоинства и не боится тебя? Бандит, пытаясь вырвать у него осуждающие слова или уловить страх в глазах, кричит: «Прощайся с жизнью!» В жизни очень важно научиться смиряться с ситуациями, которые не можешь изменить. «Переноси с достоинством то, что изменить не можешь», – говорил Сенека. Смиренный человек говорит в ответ: «Судьбе угодно – умереть мне или остаться живым, главное, я должен в момент смерти пожелать всем людям счастья и подумать о Боге».

Смиренность верит в судьбу и поэтому понимает, что если ее убьют, она ничего не теряет. Если согласно судьбе жизнь его закончилась, значит, у него ее нет. Потерять можно только то, что имеешь. А если судьба уготовала ему жизнь, веди себя как обычно смиренно. Смиренный человек, подобно доблестному воину, не испытывает ненависти и презрения к нападавшему. В спокойном состоянии ума, из чувства долга он активно защищается, может даже поколотить преступника, испытывая при этом сострадание к нему. У бандита при противоборстве с духовной силой свои силы стремительно тают.

Доблестный человек «блестит» добром, смиренный – миром. Но пусть не заблуждается тот, кто думает, что смиренный человек – безропотное, трусливое, малодушное существо, скрывающееся от жизненных проблем и регулярно подставляющее, то одну, то другую щеку для удара. Смиренный воин – прекрасный дисциплинированный солдат, хладнокровно расправляющийся с врагом. Эмоции ненависти, злобы, мести на самом деле мешают воину спокойно и расчетливо вести бой, проявлять расчетливость и смекалку. Смиренный боец уважает врага и поэтому не проявляет самонадеянных и опрометчивых действий, заканчивающихся большой кровью. Смиренные солдаты часто становятся героями.

Смиренность непобедима, ее невозможно побороть. Ф.М. Достоевский писал: «Смирись, гордый человек… Победишь себя, и усмиришь себя, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя».

Как научиться смирению?

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби — не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала «Православие и мир» — беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

— Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

Ведь мы в молитве Ефрема Сирина каждый день именно об этом просим Великим постом, а потом удивляемся, почему с нами Великим постом случаются искушения.

– О смирении мы слышим тогда, когда получаем совет: «А ты смирись!»

— Так и хорошо бы смириться, так и надо. Правильно.

– Смирение – принятие воли Божией?

— Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

— Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

— Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

— Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему Заповеди блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

— Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

— Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние уныния, с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

— Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

— Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал архиепископ Иоанн Шаховской: «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны простить, преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

— Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

— Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Священник Георгий Чистяков пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Смирение и терпение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *