Смертники в Японии

Камикадзе

У этого термина существуют и другие значения, см. Камикадзе (значения). Пилот-камикадзе Киёси Огава, который атаковал американский авианосец «Банкер-Хилл» Лёгкий крейсер «Колумбия» атакован камикадзе в заливе Лингаен; 6 января 1945 года Взрыв после попадания камикадзе в «Колумбию»

Камика́дзе (яп. 神風 камикадзэ, симпу:, ками — «божество», кадзэ — «ветер») — «божественный ветер», название тайфуна, который дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии.

В середине XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся на заключительном этапе войны в Тихом океане. «Камикадзе» — часть более широкого японского термина токкотай, которым обозначали всех добровольцев-смертников (не только лётчиков).

Японцы называли подобные действия токубэцу ко: гэки тай (яп. 特別攻撃隊) — «ударные отряды специальных атак» или аббревиатурой токко: тай (яп. 特攻隊). Подразделения лётчиков-самоубийц назывались симпу токубэцу ко: гэки тай (яп. 神風特別攻撃隊) — «специальные ударные отряды „Божественный ветер“». В английском языке термин «камикадзе» (кунное чтение иероглифов 神風) закрепился с подачи переводчиков из числа японцев-эмигрантов, служивших в американской армии. Вскоре войска союзников начали использовать слово «камикадзе» для всех видов самоубийственных атак, применяемых японцами. В наши дни чтение иероглифов 神風 как «камикадзе» вернулось в Японию и допускается в качестве названия пилотов-смертников.

Отличительными чертами в форме лётчиков-камикадзе были белый шарф и флаг красного солнца.

Предыстория

После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. В течение 1943—1944 годов союзные войска, подкреплённые индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам.

К этому времени японские самолёты, особенно истребители, серьёзно уступали в качественном отношении новым американским моделям, таким как F6F «Хеллкэт», P-51 «Мустанг», F4U «Корсар». Из-за больших боевых потерь ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, из-за недостатка запасных частей и топлива проведение любой крупной авиационной операции превращалось для Японии в проблему.

15 июля 1944 года войсками США были захвачены базы японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ею источниками нефти в юго-восточной Азии.

Предсказание сбылось 17 октября 1944 года, когда американцы высадились на небольшом островке Лейте, начав крупнейшую в истории современности морскую битву в заливе Лейте. Первому воздушному флоту военно-морских сил Японии, базировавшемуся в Маниле, было приказано осуществлять поддержку японским кораблям, которые будут пытаться уничтожить силы союзников в заливе. Первый воздушный флот к этому моменту имел в распоряжении лишь 41 самолёт: 34 палубных A6M Zero, 3 торпедоносца Nakajima B6N, 2 бомбардировщика Yokosuka P1Y, один Mitsubishi G4M и один лёгкий разведывательный самолёт. Задача, стоявшая перед японской авиацией, была практически невыполнимой. Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси, фанатичный боец Ямато, принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец». Ониси стал известен как «отец камикадзе».

Первые камикадзе

Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, врезался в надстройки «Австралии», разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло, и бомба не взорвалась. По крайней мере, 30 человек погибло, включая командира корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945 года, а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

Существует точка зрения, что первыми камикадзе стали лейтенант Такеси Косаи и неизвестный сержант, которые, подвесив к своим «зеро» по две 100-килограммовых бомбы, вылетели 13 сентября 1944 с острова Негрос (Филиппины) с целью таранить американские корабли. Оба не вернулись, но американцы не сообщали о повреждениях своих кораблей в этот день в этом районе.

Кроме того, 15 октября 1944 контр-адмирал Масафуми Арима, возглавивший воздушную атаку на американское морское соединение в районе между Тайванем и Окинавой, перед вылетом на своём бомбардировщике Мицубиси G4M снял опознавательные знаки и заявил, что не вернётся из боя, что и случилось. В ходе боя авианосец «Франклин» получил повреждения, но нет свидетельств о самоубийственной атаке.

Битва за Филиппины

Самолёт-снаряд «Yokosuka MXY7 Ohka» в американском пособии

25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Юкио Сэки, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтэн» и небольшие быстроходные катера, начинённые взрывчаткой.

Пилотируемые снаряды «Йоко́сука MXY7 О́ка» представляли собой деревянный планёр с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Сам по себе разогнавшийся ракетный снаряд был малоуязвим для зениток и истребителей. Заряд боеголовки составлял 1,2 тонны аммонала, что было достаточно для уверенного поражения морских целей. Однако, в связи с высокой степенью уязвимости бомбардировщика-носителя, боевая эффективность самолётов MXY7 оказалась ниже всякой критики, за что американцы прозвали их «Бака» (дурак). По другой версии, название «Бака» было введено американской пропагандой, чтобы вселить уверенность в американских военнослужащих и матросов, так как, в соответствии с постулатом психологического воздействия: «высмеиваемый враг не страшен». Во всяком случае, в американских пособиях эти самолёты-снаряды именовались только «Бака».

29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», ещё 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани Бей» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния».

Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

Дальнейшие действия по массированному применению камикадзе развернулись во время битвы за Иводзиму. 21 февраля в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец «Бисмарк Си» (318 человек погибло), также повреждён авианосец «Тикондерога», его потери составили 140 человек.

Особо уязвимыми перед камикадзе оказывались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка».

Битва за Окинаву

Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, вид с полётной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года

Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1465 самолётов.

3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека.

До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено.

К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев. Тем не менее, предпринятые американцами меры по защите от камикадзе дали результат — 90 % японских самолётов было сбито в воздухе.

Вскоре, в связи с уменьшением у японцев количества самолётов, был разработан специальный тип летательного аппарата для действий камикадзе. Накадзима Ки-115 «Цуруги» представлял собой простой в постройке самолёт, в котором могли быть использованы устаревшие двигатели 1920-х и 1930-х годов. Шасси не убирались, а сбрасывались сразу после взлёта, что позволяло использовать их повторно. Было произведено около ста этих самолётов, каждый из которых мог нести 800-килограммовую бомбу, но ни один из них так и не успели использовать.

Итоги

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, значение имел и психологический эффект, производимый на американских моряков.

Авианалёты камикадзе были самой результативной по количеству пострадавших формой применения сил и средств стран Оси против кораблей и судов противника, так, по статистике ВМС США, 68 % случаев боевого травматизма различной степени тяжести среди личного состава флота (не считая погибших) приходилось на последствия атак камикадзе, 32 % составляли все остальные причины (торпедирование, бомбардировка, артобстрел, мины). При этом, следует отметить, что даже в тех случаях, когда атака камикадзе не заканчивалась потоплением корабля противника, полученные повреждения не позволяли ему продолжать выполнять прежнюю задачу, он был выведен из строя в абсолютном большинстве случаев. В 60 % случаев успешной атаки даже одного лётчика-камикадзе на американский авианосец, корабль, если он не был потоплен в результате налёта, был вынужден возвращаться на базу для капитального ремонта. Оставшиеся 40 % как правило имели затруднения с организацией нормального процесса взлёта-посадки палубных самолётов ввиду повреждений соответствующего оборудования. В случае более одного попадания в цель, значение процентного показателя кораблей возвратившихся на базу для ремонта составляло 100 %. Таким образом, силы надводного флота противника лишались указанных кораблей на весьма длительное время. Даже разработанные в послевоенное время противокорабельные ракеты не обеспечивали такой эффективности, — для выведения из строя американского авианосца в 1970-е годы по расчётам американских стратегов требовалось не менее четырёх-пяти попаданий советских ПКР или самонаводящихся торпед с гидроакустическим наведением (при этом, как ракеты, так и торпеды имеют различную помехоустойчивость и могут отклониться от цели благодаря мероприятиям пассивной защиты противника, в то время как помехоустойчивость лётчиков-камикадзе является абсолютной).

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.

Известные камикадзе

  • Матомэ Угаки — вице-адмирал, командующий 5-м Воздушным Флотом ВМФ Японии. Совершил боевой вылет в район Окинавы с миссией «камикадзе» 15 августа 1945 года в составе группы из 7 самолётов, принадлежащих 701-й авиагруппе. Погиб.
  • Сэки, Юкио — лейтенант, выпускник Военно-морской академии. Не разделяя взгляды командования на тактику «камикадзе», подчинился приказу и возглавил первый специальный ударный отряд. Совершил боевой вылет с авиабазы Мабалакат в залив Лейте с миссией «камикадзе» 25 октября 1944 года, лидируя в группе из 5 самолётов, принадлежащих 201-му воздушному корпусу. Тараном уничтожил авианосец «Сент-Ло». Погиб. Другими участниками группы был выведен из строя авианосец «Калинин Бей», ещё два повреждены. Первая результативная атака камикадзе.

Выжившие камикадзе

Несмотря на изначальную установку погибнуть, выполняя задание, зафиксированы случаи возвращения лётчиков-смертников на базу или подобранных в море. В большинстве случаев это происходило по причине неисправности самолётов и двигателей. В случае необнаружения цели или по иной причине срыва атаки камикадзе прямо предписывалось возвращаться.

Однако унтер-офицеру Ямамура «повезло» больше. Он трижды оставался жив после взлёта. Первый раз он был сбит вместе с экипажем бомбардировщика-носителя и был подобран рыбаками. Почти через 2 месяца бомбардировщик-носитель с подвешенным самолётом-снарядом и Ямамурой на борту, поднявшись в небо, попал в дождь и вследствие плохой видимости вернулся на базу. Третий раз, из-за неисправности механизма подвески самолёта-снаряда, Ямамура не смог отцепиться. Более вылетов не было, и он пережил окончание войны.

Адаптация японского опыта за рубежом

Учитывая не превзойдённую никем результативность камикадзе (по соотношению «количество самолётовылетов = потери противника в кораблях и матросах»), руководством других стран также предпринимались попытки организации подразделений аналогичного типа в своих национальных вооружённых силах на базе местных религиозных или идеологических учений. Среди прочих:

  • в Иране на завершающем этапе Второй мировой войны (в ходе которой это государство формально соблюдало нейтралитет, будучи оккупированным советскими и британскими войсками, но влиятельная часть руководства страны и духовенства подспудно тяготела к союзу с Германией) предпринимались попытки подготовки пилотов-смертников для организации атак на американские корабли и суда в восточной части Средиземноморья и в Индийском океане, а также наземные объекты союзников в Ближневосточном регионе, но из-за разгрома Рейха окончить подготовку и задействовать подготовленные кадры не успели. Позже, после победы Исламской революции и прихода к власти исламских фундаменталистов во главе с аятоллой Хомейни, указанные попытки были возобновлены в 1980—1985 гг. при содействии руководства Сирийской Арабской Республики и Организации освобождения Палестины для подготовки мобилизационного резерва на случай американо-иранской войны для нанесения превентивного удара по 6-му флоту США. Ограничительным фактором, существенно менявшим положение дел в отличие от японской ситуации, стало отсутствие подготовленного лётно-инструкторского состава, способного обучить требуемое количество курсантов (поэтому подготовка пилотов велась в основной своей массе за рубежом) и собственной авиастроительной промышленности, диктовавшая необходимость закупки самолётов за рубежом для последующего переоборудования их в пилотируемые воздушные торпеды. Иранская пропаганда традиционно чествовала пилотов указанных формирований «революционными пасдаранами» (что было почётным званием и его надо было заслужить), американская пропаганда называла их «шиитскими террористами». Фактически, наличие у Ирана указанных формирований использовалось как сдерживающий фактор для угроз США и странам-сателлитам, было одним из аргументов против вступления США в ирано-иракскую войну на стороне Ирака и вообще военных акций против Ирана (иначе «аятолла спустит с цепи своих фанатиков»).

В искусстве

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 5 сентября 2017 года.

Список произведений кинематографа, литературы и музыки, в которых затрагивается тема камикадзе

  • Кинематограф
  • Дневники камикадзе (1967).
  • (1982) — в фильме показана погоня за отрядом смертников-камикадзе.
  • За тех, кого мы любим (2007).
  • Не сдавайся (2011) — другом главного героя является призрак лётчика-камикадзе.
  • Вечный Ноль (2013).
  • Художественная литература
  • В романе Дэвида Митчелла «Сон № 9» (англ. David Mitchell. «number9dream») одна из сюжетных линий посвящена истории погибшего пилота-камикадзе, записанной в его дневнике, найденном в поднятой после войны неразорвавшейся торпеде-кайтэн.
  • Мисима в романе «Исповедь маски» описывает завод по производству штурмовиков «Зеро».
  • Ёкота Ютака книга Субмарины-самоубийцы.
  • Музыка
  • В начале 1990-х в Санкт-Петербурге существовала группа «Камикадзе» с песнями «Любовь камикадзе» и «Камикадзе Girl».
  • «Камикадзе» — второй альбом (2006) группы .
  • У Александра Розенбаума есть песня «Камикадзе», в которой от первого лица рассказывается, что мог чувствовать лётчик-смертник в последние мгновения своей жизни.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Алиса.
  • Песня «Kamikaze» есть у певицы PJ Harvey.
  • Песня «Камикадзе» есть у Андрея Земскова.
  • Песня «Kamikaze» есть у Owl City.
  • Песня «Камикадзе» есть у рэпера Lee Kei.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы ВИА-Гра.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Инь-Ян.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Звери.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы D’espairsRay.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Kagrra.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы Stigmata.
  • Песня «Камикадзе» есть у группы NoGoD.
  • Песня «Kamikaze» есть у певицы MØ.
  • В альбоме «Снежный лев» группы Аквариум есть песня «Центр циклона», в которой упоминаются камикадзе и их клич — Банзай.
  • Песня «Страж Империи» группы Ария посвящена камикадзе.
  • Камикадзе посвящена песня «Карлсоны» Олега Медведева
  • Камикадзе посвящена песня «Камикадзе » Андрея Викинга
  • У группы Mordor есть песня «Банзай!»
  • У группы Hackmesser есть песня «Таран»
  • Певица Мара исполняет песню «Самолеты», с сюжетной линией о камикадзе.
  • Песня «Божественный ветер» группы План Ломоносова.
  • Тема камикадзе поэтически разрабатывается в песне «Вперёд и вверх! (Для тех, кто видит сны)» из альбома «Для тех, кто видит сны. Vol.1» группы «Оргия Праведников».
  • George Lynch имеет 4 подписные модели гитар ESP, названные, соответственно: Kamikaze 1, Kamikaze 2, Kamikaze 3, Kamikaze 4 — различающиеся, преимущественно, накладкой на гриф и расцветкой.
  • Компьютерные и видеоигры
  • Call of Duty 5 — в одной из миссий нужно защитить американский флот от массированной атаки камикадзе.
  • Worms — является одним из видов оружия.

См. также

Статуя солдата Вьетминя с противотанковым оружием (Музей Армии в Ханое). В конце Второй мировой войны японцы использовали смертников-камикадзе, вооружённых кумулятивной гранатой на шесте в качестве оружия против американских танков. После этого аналогичное оружие также использовалось вьетнамцами в ходе Вьетнамской войны.

  • Тэйсинтай
  • Огненный таран
  • Шахид
  • Пояс шахида
  • Кайтэн
  • Террористические акты 11 сентября 2001 года
  • Yokosuka MXY7 Ohka
  • «Уми юкаба» — военно-патриотическая песня, ассоциировавшаяся с камикадзе
  • Торихама, Томэ — «Матушка камикадзе»
  • Зельбстопфер — эскадрилья германских лётчиков-смертников

Примечания

  1. Таран – последний довод или смелый манёвр? // 24.02.2016
  2. Gauker, Eleanor D. ; Blood, Christopher G. Severity of Battle Injuries Occurring Aboard U.S. Navy Warships. — San Diego, CA: Naval Health Research Center, 1992. — P. 8 — 13 p.
  3. Kuzmack, Arnold M. Where does the Navy go from here? // Military Review. — February 1972. — Vol. 52 — No. 2 — P. 41-42 — ISSN 0026-4148.
  4. Журко С., Булах А., Цветков С. Бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» G4M «Бетти». — (История авиации, спецвыпуск № 1).
  5. Anderson, Jack ; Van Atta, Dale. Iran Training Kamikaze Pilots. Washington Post. — 27 January 1986. — B13.

Литература

  • Шерман Ф. «Война на тихом Океане. Авианосцы в бою».
  • Ёкота Ю. «Субмарины-самоубийцы»
  • Рикихэй Иногути, Тадаси Накадзима. «Божественный ветер». ACT, 2000. С. 653.
  • Кувахара Я., Оллред Г. Т. «Камикадзе».
  • Иванов Ю. Г. Камикадзе: пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане. — Смоленск: Русич, 2001. — 528 с. — (Мир в войнах). — 11 000 экз. — ISBN ISBN 5-8138-0311-4.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Камикадзе
  • «Камикадзе. Семь жизней за императора.»
  • Образы камикадзе в японском и американском восприятии
  • Персональный сайт о камикадзе
  • Голоса моря. Прощальные письма пилотов-камикадзе
  • Первые камикадзе // Текст статьи, опубликованной на портале «Русская планета» 10 декабря 2014 г.

Умереть за императора. Эскадрильи цветка сакуры

Многочисленные рассказы о героях, что пожертвовали жизнью во имя Родины или торжества справедливости, можно найти в истории многих стран и народов. Величайшая в истории и неслыханная по кровопролитности и количеству принесенных жертв, II мировая война не стала исключением из правил. Более того, именно она явила миру множество документально зафиксированных случаев неподдельного героизма солдат противоборствующих армий. В СССР только за один день, 22 июня 1941 г., совершили воздушные тараны 18 летчиков. Первым из них стал лейтенант Д.В. Кокорев, совершивший свой подвиг в 5.15 минут этого трагического дня (этот таран подтверждается и немецкими документами). Дмитрий Кокорев выжил и успел совершить еще 100 боевых вылетов, сбив не менее 3-х самолетов противника, пока не погиб 12 октября 1941 г.


Советские летчики перед вылетом. Лейтенант Кокорев на фото второй слева. Фотография сделана в октябре 1941 г.
Точное число таранов, совершенных советскими пилотами, неизвестно (предполагают, что их могло быть около 600), наибольшее их количество зафиксировано в первые два годы войны. Около 500 экипажей других самолетов направили свои машины на вражеские объекты на земле. Широко известна судьба А.П. Маресьева, однако, кроме него, еще 15 советских летчиков продолжили воевать после ампутаций нижних конечностей.
В Сербии же в это время партизаны говорили: «Надо ударить дубинкой по танку. Не важно, что танк раздавит тебя – народ будет слагать о герое песни».
Однако и на этом фоне Япония удивила весь мир, поставив на поток массовую подготовку солдат-смертников.

Сразу скажем, что в данной статье мы не будем касаться доказанных Токийским международным судом военных преступлений, совершенных японской армией, флотом и императорским домом. Мы попытаемся рассказать о безнадежной попытке 1036 молодых японцев, иные из которых были почти мальчишками, выиграть уже проигранную войну ценой своей жизни. Примечательно, что армейские и флотские летчики, единственные из военнослужащих Японии, не были включены в число военных преступников Токийским трибуналом.

Тэйсинтай. Уникальные воинские подразделения Японии

До появления в японской армии подразделений тэйсинтай смертников целенаправленно пытались готовить лишь Старцы ассасинов на Ближнем Востоке. Но различий между ассасинами и членами японских соединений тэйсинтай (в число которых входили и эскадрильи камикадзе) гораздо больше, чем сходства. Во-первых, организация ассасинов не являлась государственной и носила откровенно террористический характер. Во-вторых, фанатичных боевиков-федаинов абсолютно не интересовали ни личность жертв, ни политическая обстановка в окружающем мире. Они всего лишь желали как можно быстрее оказаться в райском саду, обещанном очередным Старцем горы. В-третьих, «старцы» чрезвычайно дорожили своей личной безопасностью и материальным благополучием, и на встречу с гуриями не торопились. В Японии же, впервые в истории человечества, подготовка смертников велась на государственном уровне, более того, они были выделены в особый род войск. Другое отличие – нетипичное поведение многих командиров подразделений камикадзе. Некоторые из них разделили судьбу своих подчиненных, поднявшись в воздух для последней, абсолютно безнадежной и самоубийственной атаки. Например, общепризнанный лидер и командир японских смертников, командующий 5-м Воздушным Флотом вице-адмирал Матомэ Угаки. Случилось это в день капитуляции Японии – 15 августа 1945 г. В своей последней радиограмме он сообщил:
«Я один виноват в том, что мы не смогли спасти Отечество и разбить самонадеянного врага. Все героические усилия офицеров и солдат, находившихся под моим командованием, будут оценены по заслугам. Я собираюсь выполнить свой последний долг на Окинаве, где героически погибли мои воины, падая с небес, как лепестки вишни. Там я направлю свой самолёт на высокомерного врага в истинном духе бусидо».

Вице-адмирал Матомэ Угаки
Вместе с ним погибли 7 последних пилотов его корпуса. Другие командиры предпочли совершить ритуальное самоубийство, например, вице-адмирал Такидзиро Ониси, которого называли «отцом камикадзе». Он совершил харакири после капитуляции Японии. При этом он отказался от традиционной помощи «ассистента» (который должен был избавить его от страданий, сразу же отрубив голову) и умер лишь через 12 часов непрерывных мучений. В предсмертной записке он написал о желании искупить свою часть вины за поражение Японии и извинялся перед душами погибших пилотов.

Вопреки распространенному мнению, камикадзе в подавляющем большинстве своем не были ни одураченными милитаристской или религиозной пропагандой фанатиками, ни бездушными роботами. Многочисленные рассказы современников свидетельствуют, что, отправляясь в свой последний полет, молодые японцы испытывали не восторг и не эйфорию, но вполне понятные чувства тоски, обреченности и даже страха. Об этом же говорят и стихи, помещенные ниже:
«В атаку эскадрильи Цветка Сакуры!
Наша база осталась внизу на далекой земле.
И сквозь марево слез, переполнивших наши сердца,
Видим мы, как товарищи машут нам вслед на прощанье!»
(Гимн корпуса камикадзе «Боги грома».)
«И упадем мы,
И обратимся в пепел,
Не успев расцвести,
Подобно цветам черной сакуры».
(Масафуми Орима.)

Масафуми Орима, контр-адмирал, командир 26-й воздушной флотилии – первый камикадзе Японии
Многие пилоты, согласно обычаю, сочиняли предсмертные стихотворения. В Японии такие стихи называются «дзисэй» – «песня смерти». По традиции, дзисэй писались на кусочке белого шелка, затем их помещали в собственноручно сделанную деревянную шкатулку («бако») – вместе с прядью волос и какой-нибудь личной вещью. В шкатулках самых молодых камикадзе лежали… молочные зубы (!). После гибели пилота, эти шкатулки передавались родственникам.
Вот последние стихи Ироси Мураками, который погиб 21 февраля 1945 г. в возрасте 24 лет:
«Глядя в небо, сулящее скорую весну,
Я спрашиваю себя – как мама управляется по хозяйству
С ее обмороженными хрупкими руками».
А вот какую запись в своём дневнике оставил Хаяши Ишизо (погиб 12 апреля 1945 г.):
«О смерти легко рассуждать, сидя в безопасности и слушая изречения мудрецов. Но когда она оказывается близко, тебя сковывает такой страх, что ты не знаешь, сможешь ли преодолеть его. Даже если ты прожил короткую жизнь, у тебя есть достаточно хороших воспоминаний, которые удерживают тебя в этом мире. Но я смог пересилить себя и переступить черту. Я не могу сказать, что желание умереть за императора исходит от моего сердца. Однако я сделал выбор, и пути назад уже нет».
Итак, японские пилоты-камикадзе не были ни суперменами, ни «железными людьми», ни даже оболваненными нацистской пропагандой зверьками из «Гитлерюгенда». И всё же страх не помешал им выполнить свой долг перед Родиной – в единственной доступной, как им казалось, форме. И, мне кажется, что это заслуживает уважения.

Японские пилоты-камикадзе 72-й эскадрильи «Синбу», аэродром Бансей. Самому старшему из них – 18 лет, остальным – по 17

Традиции «гири» и «бусидо»

Но почему же именно в Японии стала возможной массовая подготовка этих необычных солдат-смертников? Чтобы понять это, придется вспомнить об особенностях национального характера японцев, важнейшей частью которого является понятие долга чести («гири»). Эта уникальная, веками культивировавшаяся в Японии моральная установка, заставляет человека совершать поступки вопреки выгоде и часто даже вопреки собственному желанию. Еще первых европейских путешественников, посетивших Японию в XVII веке, чрезвычайно удивило, что «долг чести» в Японии был обязательным для всех жителей этой страны – не только для привилегированных сословий.
«Полагаю, что в мире нет народа, который относился бы к собственной чести более щепетильно, чем японцы. Они не терпят ни малейшего оскорбления, даже грубо сказанного слова. Так что вы обращаетесь (и поистине должны обращаться) со всей учтивостью даже к мусорщику или землекопу. Ибо иначе они тут же бросят работу, ни на секунду не задумываясь, какие потери им это сулит, а то и совершат что-нибудь похуже», –
писал о японцах итальянский путешественник Алессандро Валиньяво.
Католический миссионер Франсуа Ксавье (генерал ордена Иезуитов, святой покровитель Австралии, Борнео, Китая, Индии, Гоа, Японии, Новой Зеландии) согласен с итальянцем:
«Честностью и добродетелью они (японцы) превосходят все другие народы, открытые на сей день. У них приятный характер, нет коварства, и превыше всего они ставят честь».

Гробница Франциска Ксавьера, базилика Иисуса милосердного, Старый Гоа
Другим удивительным открытием, которое сделали европейцы в Японии, стала констатация невероятного факта: если для европейца высшей ценностью является жизнь, то для японца – «правильная» смерть. Самурайский кодекс чести бусидо разрешал (и даже требовал) человеку, который по какой-то причине не хочет жить либо считает дальнейшую жизнь бесчестьем, выбрать себя смерть – в любое время, которое он сочтет подходящим, удобным. Самоубийство не считалось грехом, самураи даже называли себя «влюбленными в смерть». Еще больше поразил европейцев обычай ритуального самоубийства «вослед» – дзюнси, когда вассалы совершали харакири после смерти своего сюзерена. Причем сила традиции была такова, что многие самураи проигнорировали приказ сёгуна Токугавы, который в 1663 г. запретил дзюнси, угрожая ослушникам казнью родственников и конфискацией имущества. Даже в ХХ веке дзюнси был не редкостью. Например, после смерти императора Мутсихито (1912 г.) «самоубийство вослед» совершил национальный герой Японии генерал М. Ноги – тот самый, что командовал армией, осаждавшей Порт-Артур.
Однако во времена правления сёгунов сословие самураев было замкнутым и привилегированным. Именно самураи могли (и должны) были быть воинами. Прочим жителям Японии было запрещено брать в руки оружие. И, естественно, даже и речи не могло быть о ритуальных самоубийствах. Но революция Мэйдзи, в результате которой было упразднено сословие самураев, привела к неожиданному и парадоксальному результату. Дело в том, что в 1872 г. в Японии была введена всеобщая воинская повинность. А воинская служба, как мы помним, в Японии всегда была привилегией элиты. И потому среди простых японцев – детей купцов, ремесленников, крестьян, она стала чрезвычайно престижной. Естественно, у новоявленных солдат появилось желание подражать «истинным» воинам, причем воинам не настоящим, о которых они, на самом деле, мало что знали, а идеальным – из средневековых поэм и повестей. И потому идеалы бусидо не ушли в прошлое, а, напротив, вдруг широко распространились в той среде, где о них раньше и не помышляли.
Согласно древней самурайской традиции, воспринятой теперь и другими японцами, подвиг, совершенный во благо товарищей по оружию либо во благо клана становился достоянием всей семьи, которая гордилась героем и сохраняла память о нем на протяжении столетий. А во время войны с внешним противником этот подвиг совершался уже во благо всего народа. Таков был общественный императив, достигший своего апогея в годы II Мировой войны. Об особой «любви» японцев к смерти в Европе и США узнали ещё во время Русско-Японской войны. Особое впечатление на публику произвел рассказ о том, как японские солдаты и офицеры перед штурмом Порт-Артура, отстаивая свое право на почетную смерть, прилагали отрубленный палец к письменной просьбе определить их в первую колонну.

После капитуляции Японии в 1945 г. американцы по схеме, опробованной в нацистской Германии, первым делом конфисковали японские военные фильмы – и с огромным удивлением говорили потом, что никогда до тех пор не видели столь явной и жесткой антивоенной пропаганды. Оказалось, что о боевых подвигах в этих фильмах рассказывается вскользь, словно между делом. Зато много и подробно – об испытываемых героями физических и моральных страданиях, связанных с болью от ран, неустроенностью быта, смертью родных и друзей. Именно такие фильмы считались в то время в Японии патриотическими. Оказалось, что при их просмотре японцы испытывали не страх, а сочувствие к страдающим и жертвующими собой героям, и даже желание разделить с ними все невзгоды и тяготы военной жизни. И, когда в Японии стали формироваться первые соединения камикадзе, добровольцев оказалось в три раза больше, чем самолётов. Только вначале в полеты с миссией камикадзе отправлялись профессиональные пилоты, потом в эти соединения пришли вчерашние школьники и студенты первых курсов, младшие сыновья в роду (старших сыновей в смертники не брали – они должны были унаследовать фамильное имя и традиции). В связи с большим количеством желающих, брали самых лучших, поэтому многие среди этих ребят были отличниками. Но не будем забегать вперед.

Эскадрильи специальных атак «божественного ветра»

Уже к лету 1944 г. всем стало ясно, что благодаря огромному промышленному потенциалу США получили подавляющее преимущество на Тихоокеанском театре военных действий. Сначала каждый японский самолет встречали в небе по 2-3 вражеских истребителя, затем соотношение сил стало еще более трагичным. Лучшие военные летчики Японии, начавшие войну еще с Перл-Харбора, терпели поражение и погибали, сражаясь против многочисленных «Мустангов» и «Аэрокобр» противника, которые к тому же превосходили их самолеты в техническом отношении.

Японский истребитель «Зеро» имел более 15 различных модификаций и был изготовлен в количестве более 11000 экземпляров

Сбитый японский истребитель Nakajima Ki-43

Bell P-39 Airacobra – очень «живучий» истребитель, который называли «машиной асов». 48 из 59 своих побед А.И. Покрышкин одержал на «Аэрокобре»

P-51 Mustang – идеальный истребитель сопровождения, очень комфортный для экипажа, пилоты называли его «летающим кадиллаком»
В этих условиях многие японские пилоты, тяжело переживая свою беспомощность, чтобы нанести хоть какой-то урон противнику, начинали сознательно жертвовать собой. Еще во время нападения на Перл-Харбор (7 декабря 1941 г.) как минимум четыре японских летчика направили свои подбитые бомбардировщики и истребители на американские корабли и батареи зенитной артиллерии. Теперь же в последнюю самоубийственную атаку японцам приходилось направлять неповрежденные самолеты. Американскими историками подсчитано, что еще до «эры камикадзе» 100 японских пилотов предприняли попытки таранов.
Таким образом, идея создания отрядов пилотов-смертников буквально витала в воздухе. Первым, кто официально озвучил её, стал уже упоминавшийся нами вице-адмирал Такидзиро Ониси. 19 октября 1944 г. он, понимая невозможность противостоять противнику в обычных боях, не приказал, а предложил своим подчиненным пожертвовать собой во имя спасения японских кораблей на Филиппинах. Данное предложение нашло широкую поддержку среди военных летчиков. В результате, через несколько дней на острове Лусон была создана первая «Эскадрилья специальных атак Божественного ветра» – «Камикадзе Токубецу Когекитай». Возможно, многим это название покажется чрезвычайно напыщенным и претенциозным, но в Японии оно никого не удивило. Каждый школьник в стране знал хрестоматийную историю неудачной попытки монголов завоевать Японию. В 1274 г. китайские инженеры и рабочие построили для монгольского хана Хубилая (внук Чингисхана) около 900 кораблей, на которых отправилась в Японию сорокатысячная армия вторжения. Монголы имели большой боевой опыт, отличались хорошей выучкой и дисциплиной, но японцы сопротивлялись отчаянно и быстрой победы у Хубилая не получилось. Но потери в японской армии росли с каждым днем. Особенно досаждала им ранее неизвестная монгольская тактика стрельбы из лука, которые, не целясь, просто засыпали противника огромным количеством стрел. Кроме того, монголы, по мнению японцев, воевали нечестно: сжигали и разоряли деревни, убивали мирных жителей (которые, не имея оружия, не могли защищаться), и по несколько человек нападали на одного воина. Долго держаться японцы не могли, но мощный тайфун разбросал и потопил китайско-монгольский флот. Оставшись без поддержки с материка, монгольская армия потерпела поражение и была уничтожена. Через 7 лет, когда Хубилай повторил попытку вторжения в Японию, новый тайфун потопил его ещё более мощный флот и более многочисленную армию. Именно эти тайфуны японцы и называли «божественным ветром». Самолеты, которые, «упав с неба», должны были потопить флот новых «варваров», вызывали прямую ассоциацию с событиями XIII века.
Следует сказать, что, известное всем слово «камикадзе» в самой Японии никогда не употреблялось и не употребляется. Японцами эта фраза произносится так: «Симпу токубэцу ко:гэки тай». Дело в том, что служившие в американской армии японцы прочитали это словосочетание в другой транскрипции. Другим случаем такого рода является прочтение иероглифов «жи-бэнь» как «я-пон», а не «нип-пон». Но, чтобы не запутать читателей, в этой статье, всё же, будет употребляться слово «камикадзе», как более знакомый и привычный всем термин.
В школах пилотов-смертников изолированные от окружающего мира новобранцы не только знакомились с устройством самолетов, но и упражнялись в фехтовании на мечах и единоборствах. Эти дисциплины должны были символизировать преемственность древних боевых традиций Японии. Вызывают удивление жестокие порядки в этих школах, где, готовых добровольно пожертвовать собой вчерашних детей, регулярно избивали и унижали – с целью «повышения их боевого духа». Каждый из курсантов получал повязку-хашимаки, которая служила обручем для волос и защитой от капающего со лба пота. Для них она стала символом священного самопожертвования. Перед вылетом проводились специальная церемонии с ритуальной чашечкой саке и, как главная реликвия, вручался короткий меч в парчовых ножнах, который следовало держать в руках во время последней атаки. В наставлении своим пилотам-смертникам Ониши Такидзиро писал:
«Вы должны последний раз в своей жизни напрячь все свои силы. Сделайте все, на что вы способны. Прямо перед столкновением принципиально важно не закрывать глаза ни на секунду, чтобы не промахнуться мимо цели… В 30 метрах от цели вы почувствуете, что ваша скорость неожиданно и резко возросла… В трех или двух метрах от цели вы отчетливо видите дульные срезы неприятельских пушек. Неожиданно вы чувствуете, что плывете по воздуху. В этот момент вы видите лицо своей матери. Она не улыбается и не плачет. Вы почувствуете, что улыбаетесь в этот последний момент. Потом вас больше не будет».
После гибели пилота-смертника (независимо от результата его атаки) ему автоматически присваивался самурайский титул, а члены его семьи с этого времени официально именовались «сверхуважаемыми».
Обратите внимание на подписи на этой фотографии: такие снимки пилоты делали перед последним вылетом
С миссией камикадзе японские пилоты чаще всего вылетали группами, в которых три самолета (иногда — больше) вели плохо обученные смертники, два – опытные летчики, которые прикрывали их, в случае необходимости – даже ценой своей жизни.

Тэйсинтай: не только камикадзе

Следует сказать, что соединения пилотов-камикадзе были частным случаем явления, которое обозначается термином «тэйсинтай» и объединяет всех добровольцев-смертников. Помимо пилотов, так называли, например, парашютистов, которых сбрасывали на аэродромы противника для уничтожения самолетов и резервуаров с керосином (например, созданный в конце 1944 г. отряд Гирэцу Кутэйтай).
Десантники отряда Гирэцу Кутэйтай, май 1945 г., остров Кюсю
В число морских соединений «тэйсинтай» входили «суйдзе токкотай» – эскадры легких катеров-брандеров, и «суйте токкотай» – карликовые подводные лодки «каирю» и «корю», управляемые торпеды Кайтен («изменяющие судьбу»), отряды водолазов «фукурю» («драконы подводного грота»).

Военный музей «Юсюкан»: «изменяющая судьбу» управляемая торпеда «Кайтен»
В наземных частях смертники должны были уничтожать танки, артиллерийские орудия и офицеров противника. Многочисленные отряды «тэйсинтай» в 1945 г. были и в составе Квантунской армии: отдельная бригада смертников плюс батальоны добровольцев в каждой дивизии. Более того, в стиле «тэйсентай» часто действовали и обычные граждане. Например, на острове Иэ (близ Окинавы) смертницами порой становились молодые женщины (с младенцами на спине!), вооруженные гранатами и взрывчаткой.
Надо сказать, что, помимо материального ущерба, действия «тэйсинтай» имели и другой «побочный», но весьма неприятный для противоборствующей стороны психологический эффект. Наиболее впечатляющими, разумеется, были именно удары камикадзе. Рассказы очевидцев порой носили настолько панический характер, что американская военная цензура в то время вычеркивала из писем любые упоминания о пилотах-смертниках – «во имя сохранения морального духа народа США». Один из моряков, которому довелось пережить налёт камикадзе, вспоминал:
«Около полудня колокола громкого боя возвестили о воздушной тревоге. Истребители-перехватчики взмыли вверх. Томительное ожидание – и вот они. Семь японских истребителей с разных сторон заходят на авианосец «Тикондерога». Несмотря на атаки наших перехватчиков и шквальный огонь зенитной артиллерии, они с бешеным упорством идут к цели. Проходит еще несколько секунд – и шесть японских самолётов сбиты. Седьмой же врезается в палубу авианосца, взрыв надолго выводит корабль из строя. Более 100 человек убиты, почти 200 ранены, остальные еще долго не могут унять нервную дрожь».
Страх перед атаками камикадзе был таким, что матросы эсминцев и других небольших кораблей, увидев приближающиеся японские самолеты, рисовали на палубах большие белые стрелы с надписями: «Авианосцы (гораздо более желанная для камикадзе цель) в той стороне».
Первым кораблем, атакованным пилотом-камикадзе, стал флагман австралийского флота – линейный крейсер «Австралия». 21 октября 1944 года несущий 200-килограммовую бомбу самолёт врезался в надстройки корабля. К счастью для моряков, эта бомба не взорвалась, но и удара самого истребителя оказалось достаточно, чтобы на крейсере погибло 30 человек, в числе которых был и капитан корабля.
Линейный крейсер «Австралия»
25 октября того же года состоялась первая массированная атака целой эскадрильи камикадзе, которые напали на группу американских кораблей в заливе Лейте. Для американских моряков новая тактика японцев стала полной неожиданностью, организовать адекватный отпор они не смогли, в результате был потоплен эскортный авианосец «Сен-Ло», еще 6 авианосцев получили повреждения. Потери японской стороны составили 17 самолетов.
Эскортный авианосец «Сен-Ло»
Лейтенант Юкио Секи – пилот, нанесший роковой удар по авианосцу Сен-Ло, погиб в возрасте 23-х лет. Первый камикадзе, потопивший корабль противника
В ходе этой атаки были поражены ещё несколько американских кораблей, которые остались на плаву, но получили серьезные повреждения. В их числе оказался и уже знакомый нам крейсер «Австралия»: теперь он был выведен из строя на несколько месяцев. До конца войны этот корабль был атакован камикадзе еще 4 раза, став своеобразным рекордсменом, но утопить его японцам так и не удалось. Всего в ходе битвы за Филиппины камикадзе потопили 2 авианосца, 6 эсминцев, 11 транспортов. Кроме того, в результате их атак повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца. Этот успех привел к формированию новых соединений камикадзе – «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». К концу II мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В их распоряжении была почти половина всех оставшихся у Японии самолетов.
Японские пилоты у самолета
Подготовленный для миссии «камикадзе» самолет обычно до отказа заполнялся взрывчаткой, но мог нести и обычные торпеды и бомбы: после их сбрасывания летчик шел на таран, пикируя на цель с работающим двигателем. Другой, специально созданный самолет камикадзе (MXY-7 «Ока» – «Цветок вишни») доставлялся к цели двухмоторным бомбардировщиком и отделялся от него при обнаружении объекта атаки на расстоянии 170 кабельтовых. На этом самолете были установлены реактивные двигатели, которые разгоняли его до скорости 1000 км/ч. Однако такие самолеты, как и самолеты-носители, были весьма уязвимы для истребителей, к тому же, эффективность их была невелика. Американцы называли эти самолеты «бака-бомб» («дура-бомба») или «придурками»: маневренность их была чрезвычайно низкой, при малейшей ошибке в прицеливании, они падали в море и взрывались при ударе о воду. За все время их использования (в боях за остров Окинава) зафиксировано только четыре успешных попаданий «Цветка вишни» в корабли. Один из них буквально «прошил» американский эсминец «Стэнли», пролетев насквозь – только это спасло его от затопления.
А произведено было 755 таких самолетов.
«Цветок вишни», он же «придурок». Yokosuka mxy7-11 Ohka
Широко распространен миф о том, что самолеты камикадзе после взлета отбрасывали шасси, лишая пилота возможности вернуться обратно. Однако подобные самолёты – Накадзима Ки-115 «Цуруги», были сконструированы «от бедности» и лишь в самом конце войны. На них использовались устаревшие двигатели 1920-х и 1930-х годов, всего, до капитуляции Японии было произведено около ста таких самолётов, причем ни один из них не был использован по назначению. Что вполне понятно: целью любого камикадзе было не самоубийство, а нанесение максимального урона противнику. Поэтому, если пилоту не удавалось найти достойную цель для атаки, он возвращался на базу, и, после нескольких дней отдыха, отправлялся в новый полёт. Во время боев на Филиппинах при первом вылете атаковали противника лишь около 60% поднявшихся в небо самолётом камикадзе.
21 февраля 1945 года два японских самолета атаковали американский авианосец «Бисмарк Си». После удара первого из них начался пожар, который удалось потушить. Но удар второго стал роковым, так повредил противопожарную систему. Капитан был вынужден отдать приказ оставить горящий корабль.
Во время сражения за остров Окинаву (1 апреля – 23 июня 1945 г., операция «Айсберг») эскадрильи камикадзе провели собственную операцию с поэтическим названием «Кикусуй» («хризантема, плавающая на воде»). В её рамках было совершено десять массированных налетов на военные суда противника: более 1500 атак камикадзе и почти столько же попыток таранов, предпринятых летчиками других соединений. Но к этому времени американцы уже научились эффективно защищать свои корабли, и порядка 90 % японских самолётов было сбито в воздухе. Но и удары оставшихся нанесли противнику тяжелые потери: были потоплены 24 корабля (из 34, потерянных американцами) и повреждены 164 (из 168). Авианосец «Банкер-Хилл» остался на плаву, но при пожаре на его борту сгорели 80 самолетов.

Авианосец Банкер-Хилл после удара камикадзе – 11 мая 1945 г., Окинава
Последним военным кораблем США, уничтоженным в ходе налета камикадзе, стал эсминец «Каллаген», потопленный 28 июля 1945 г. За всю свою историю американский флот не терял столько кораблей.
А каковы же были общие потери флота США от ударов камикадзе? Японцы утверждают, что им удалось потопить 81 корабль и повредить 195. Американцы оспаривают эти цифры, по их данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей, что, впрочем, тоже совсем не мало.
Всего же в ходе атак камикадзе погибли 1036 японских пилотов. Успешными были только 14% их атак.

Память о камикадзе в современной Японии

Самоубийственные атаки камикадзе не могли и не смогли переломить ход войны. Япония потерпела поражение и подверглась унизительной процедуре демилитаризации. Император был вынужден публично заявить об отречении от своего божественного происхождения. Тысячи солдат и офицеров совершили ритуальное самоубийство после капитуляции, но оставшиеся в живых японцы сумели перестроить свою жизнь на новый лад и построить новое развитое высокотехнологическое общество, в очередной раз, удивив мир своим экономическим «чудом». Однако, согласно древним народным традициям, подвиг камикадзе не забыт. На полуострове Сацума, где находилась одна из школ, построен мемориал камикадзе. В основании статуи пилота у входа – 1036 табличек с именами пилотов и датой их смерти. Рядом находится небольшой буддийский храм, посвященный богине милосердия Каннон.
Памятник пилоту-камикадзе в мемориальном комплексе города Чиран
Памятники пилотам-камикадзе стоят также в Токио и Киото.
Памятник пилоту-камикадзе, Токио
Памятник пилотам-камикадзе в Киото
Но и за пределами Японии тоже имеется похожий памятник. Он находится в филиппинском городе Мабалакате, с аэродрома которого поднялись в воздух самолёты первых камикадзе.
Памятник камикадзе. Мабалакат, Филиппины
Памятник был открыт в 2005 году и служит своеобразным символом примирения между этими странами.

Герои или глупцы? Как японцы относятся к летчикам-камикадзе

Правообладатель иллюстрации Osamu Yamada Image caption Осаму Ямада со своими соратниками, большинство из которых погибли при выполнении задания во время Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны тысячи японских летчиков становились камикадзе, добровольно разбиваясь насмерть во славу императора. Спустя 70 лет корреспондент Би-би-си Марико Ои задалась вопросом: что герои-камикадзе прошлых лет значат для сегодняшней японской молодежи?

Иррациональные, героические и глупые — так трое молодых людей в Токио ответили на вопрос о своем отношении к камикадзе.

«Героические? — переспросил Сянпэй, услышав ответ своего младшего брата Сё. — Я и не знал, что у тебя настолько правые взгляды».

  • Япония: сколько раз можно извиняться за войну?
  • Япония: почему в школах не учат истории Второй мировой?
  • 65 лет казни Тодзё: забыла ли Япония военного премьера?
  • Женщины для утех в Корее все еще ждут покаяния от Японии

Эти цифры трудно подтвердить, но считается, что три-четыре тысячи японских пилотов намеренно разбили свои самолеты, атакуя противника.

Считалось, что только 10% подобных атак увенчались успехом, но все же в результате действий камикадзе удалось потопить около 50 кораблей противника.

Сегодня, спустя десятилетия после окончания войны, единого мнения о камикадзе нет, в том числе потому, что история пилотов-смертников неоднократно использовалась в политических целях.

«В течение семи лет оккупации Японии союзническими войсками, репутация камикадзе была одной из основных вещей, с которыми они боролись», — поясняет профессор Мордекай Шефталл из университета Сидзуока.

Тактику летчиков-смертников выставляли безумной.

Однако после ухода союзников в 1952 году уже правые националисты предприняли все усилия, чтобы восстановить свой собственный взгляд на историю, говорит профессор.

«Даже в 1970-1980-е годы большая часть японцев считала, что камикадзе — это что-то стыдное, это преступление, совершенное государством против их родных. Однако в 1990-е националисты начали запускать пробные шары, чтобы проверить, смогут ли они начать называть камикадзе «героями». Они не получили отпора и становились все смелее и смелее», — поясняет профессор Шефталл.

Будете ли вы сражаться за свою страну?

Опрос, проведенный в нескольких странах в 2015 году Win/Gallup, обнаружил, что только 11% японцев готовы воевать за свою страну.

  • Пакистан: 89%
  • Индия: 75%
  • Турция: 73%
  • Китай: 71%
  • Россия: 59%
  • США: 44%
  • Соединенное Королевство: 27%
  • Япония: 11%

В 2000-е годы вышли такие фильмы, как «За тех, кого мы любим» и «Вечный ноль», в которых камикадзе были представлены настоящими героями.

Но даже подросток Сё, который назвал камикадзе «героическими», признал, что его мнение сложилось под влиянием кино. Если бы Япония завтра начала воевать, он не был бы готов умереть за свою страну, признает он.

«Именно потому, что я не могу этого сделать, я нахожу их героическими и отважными», — говорит юноша.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В последние годы сразу в нескольких фильмах камикадзе были представлены героями

На самом деле только 11% японских граждан готовы сражаться за свою страну, следует из исследования WIN/Gallup International. Япония оказалась на последнем, восьмом, месте в списке.

Этот результат вряд ли удивителен, учитывая, что послевоенные поколения в Японии росли при пацифистской конституции, запрещающей стране иметь вооруженные силы.

«Я не хотел умирать»

Но правда ли то, что все камикадзе, которым было от 17 до 24 лет, были готовы погибнуть за свою страну?

Когда я поговорила с двумя чудом выжившими пилотами-смертниками, которым теперь больше 90 лет, ответ оказался отрицательным.

«Я бы сказал, что 60-70% из нас были готовы принести себя в жертву ради императора, но остальные, вероятнее всего, задавались вопросом, почему это необходимо», — сказал мне 94-летний житель Нагои Осама Ямада. Он не успел выполнить свою миссию — война закончилась.

«Тогда я был одинок, и меня ничто не удерживало, была одна только мысль — я должен пожертвовать собой ради Японии. Но у тех, кто имел семьи, могли быть совсем другие мысли», — рассуждает Ямада.

91-летний Кэити Кувахара как раз из тех, кто постоянно думал о своих близких. Он помнит момент, когда его включили в отряд пилотов-камикадзе. Ему тогда было 17 лет.

«Я почувствовал, как у меня кровь отхлынула от лица. Я был напуган. Я не хотел умирать. Я потерял отца за год до этого, так что зарабатывали на семью только моя мать и старшая сестра. Я посылал им деньги из зарплаты. Я подумал: а что произойдет, если я умру? Как моя семья выживет?»

Поэтому, когда у его самолета забарахлил мотор и он вынужден был вернуться на базу, то вздохнул с облегчением.

Впрочем, на бумаге считалось, что Кувахара вызвался добровольцем.

«Меня заставили или я сам вызвался? На этот вопрос непросто ответить, если вы не понимаете сути армии «, — отвечает он.

Профессор Шефталл объясняет, что пилотов, собранных в большую группу, просили поднять руку в том случае, если они не хотят быть добровольцами. Под давлением окружающих практически никто не мог сказать «нет».

Правообладатель иллюстрации Keiichi Kuwahara Image caption Кэити Кувахаре было 17 лет, когда ему предложили войти в отряд камикадзе

«Божественный ветер»

В наше время камикадзе часто сравнивают с террористами-смертниками, однако Кувахара не согласен с такой трактовкой.

«Я считаю, что это совсем не одно и то же. Атаки камикадзе происходили только потому, что было военное время. А нападения «Исламского государства» непредсказуемы», — полагает Кувахара.

Осама Ямада полагает, что слово «камикадзе», означающее «божественный ветер», неверно трактуется и используется в английском — без учета исторической ситуации, в которой тогда оказалась Япония.

«Мне больно, поскольку камикадзе — это моя юность. На самом деле это было что-то чистое. А теперь все обсуждают, как будто нас заставили», — говорит Ямада.

После войны Кувахара, который не хотел выполнять эту миссию, почувствовал себя освобожденным и задумался о восстановлении своей страны.

А Ямаде не сразу удалось привыкнуть к мирной жизни.

«Я был дезориентирован, я чувствовал себя беспомощным; потерял себя, как будто из меня душу вытянули, — вспоминает он. — Как летчики-камикадзе мы все были готовы умереть, поэтому когда я услышал о поражении, то почувствовал, что земля ушла из-под ног».

Справиться с этим ему помогла борьба за выживание в послевоенной Японии — нужно было где-то работать, добывать пропитание.

А тот самый человек, ради которого он был готов умереть, император Хирохито, в конце концов помог Ямаде оставить войну позади собственным примером — пожав руки американцам.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Император Хирохито в 1942 году

«Император, его величество, был сердцем Японии. Я думаю, что присутствие императора Хирохито помогло японцам восстановиться после войны», — считает бывший камикадзе.

Для послевоенных поколений Японии опыт бывших пилотов-камикадзе невообразим, даже если речь идет о членах их собственной семьи.

«Когда я думаю о его жизни, я понимаю, что моя жизнь принадлежит не мне одной, — говорит внучка Ямады Йосико Хасэгава. — Я должна жить за тех детей и внуков, которые могли бы родиться у солдат, погибших во время войны».

А внук Кувахары не представляет себе, через что пришлось пройти его деду в 17-летнем возрасте, когда тот только учился быть пилотом.

«Но именно такую мирную Японию я и хотел построить», — улыбается Кувахара. Для него неведение внука служит доказательством того, что страна оставила тяжелое прошлое позади.

Смертники в Японии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *