Сколько весит шпала деревянная

Содержание

Деревянная шпала, пропитанная по ГОСТ

Шпала деревянная, пропитанная по ГОСТ 20022.5-93

Деревянные шпалы как правило используются на подъездных путях предприятий и сортировочных станциях, а на магистральных путях их использование в настоящее время достаточно редко.

Изготавливаются по ГОСТ 78-2004 в основном из хвойных пород деревьев. Основное преимущество деревянных шпал — относительно невысокая цена, простой производственный цикл изготовления. Единственный недостаток — небольшой срок службы, около 10-15 лет.

ГОСТ 20022.5-93 регламентирует глубину пропитки шпал до 5 мм по всей поверхности. Шпалы пропитываются в автоклавах способом давление-давление-вакуум.

По желанию заказчика деревянные пропитанные шпалы могут комплектоваться торцевыми S-образными закрепителями или закрепителями типа «Ёжик».

Шпалы деревянные пропитанные делятся на две основные категории:

Шпалы I типа — для главных железнодорожных путей.

Габаритные размеры 180х250х2750мм.

Вес 1 шт = 85кг, норма загрузки на вагон — до 750шт, на автотранспорт — до 250 шт.

Шпалы II типа — для станционных и подъездных путей.

Габаритные размеры 160х230х2750мм.

Вес 1 шт = 80кг, норма загрузки на вагон — до 850шт, на автотранспорт — до 300 шт.


Вернуться в каталог шпал

Сколько весит деревянная ж/д шпала?

Деревянные ш п а л ы у нас -в основном сосновые, пропитанные масляным раствором, предохраняющим их от гниения. На шпалы расходуется много леса. Достаточно сказать, что из большой сосны возрастом 80-—100 лет можно вырезать только 2 полномерные шпалы для магистральной железнодорожной линии. Таких шпал на 1 км пути надо уложить 1600—1800 штук, значит, для этого придется срубить 800—900 больших сосен, целую рощу. Да и служит пропитанная маслом шпала в среднем лет 12—15.
Согласно ГОСТ 78-89 шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи делятся на три типа:
ТИП Назначение – Размер (мм)
I
Для главных путей МПС
180x250x2750
II
Для станционных путей МПС
160x230x2750
III
Для подъездных путей предприятий
150x230x2750

Пропитка ведется классическим способом применяемый шпалопропиточными предприятиями. При производстве деревянных пропитанных шпал и брусьев деревянных для железных дорог широкой колеи, мы руководствуемся ГОСТ 78-89 «Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи» , ГОСТ 8816-70 «Брусья деревянные для стрелочных переводов железных дорог широкой колеи» , ГОСТ 20022,0-93 «Защита древесины. Параметры защищенности» , ГОСТ 20022.2-80 «Защита древесины. Классификация» , ГОСТ 2770-74 «Масло каменноугольное для пропитки древесины» , ГОСТ 20022.5-93 «Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами» . Для пропитки древесины применяется автоклавная пропитка по способу : вакуум – давление – вакуум.
ГОСТ 20022.0-93 и ГОСТ 20022.2-80 регламентируют глубину пропитки при защите древесины от гниения. Так в соответствии с таблицей 2 ГОСТа 20022.0-93 глубина пропитки должна быть не менее 5 мм, причем в соответствии с пунктом 2.6 ГОСТа 20022.5-93: «глубину пропитки определяют по ширине окрашенной зоны как сплошной, так и слоистой пропитки, т. е. пропитки по поздней древесине годичных слоев» .
Масло каменноугольное для пропитки древесины представляет собой сложное вещество, состоящее из различных фракций (продуктов получающихся в процессе производства коксующихся углей) которые регламентируются таблицей ГОСТа 2770-74. Кроме того, в соответствии с ГОСТ 20022.5-93: «каменноугольное масло применяют так же в смеси с разрешенными органами санитарного надзора малотоксичными нефтяными разбавителями» . http://www.shpala.ru/index.shtml?sleeper.html
Исходя из перечисленного и зная удельный вес сосновой древесины, можно рассчитать и вес.

видео-инструкция по монтажу своими руками, чем пропитывают, какой вес, фото и цена

Все фото из статьи

Древесина и пиломатериалы применяются как в промышленном строительстве, так и при постройке индивидуальных домов своими руками. И это неудивительно, так как древесина имеет немало эксплуатационных преимуществ, в сочетании с одним существенных недостатком – пиломатериалы неустойчивы к воздействию атмосферных осадков.

Влажность и температурные перепады приводят к тому, что пиломатериалы гниют,трескаются и постепенно разрушаются. Чтобы исключить такое развитие событий,стройматериалы и готовые конструкции, возведенные с применением древесины, обрабатываются специальными пропитками.

Внешний вид железнодорожных путей

В этой статье мы рассмотрим в качестве примера, что собой представляют шпалы, прошедшие обработку по ГОСТу 78 2004.

Основные характеристики

Складирование готовых шпал

Железнодорожные деревянные шпалы применяются с давних пор. Постепенно,наряду с изделиями из пиломатериалов, стали использоваться изделия из металла и из железобетона (читайте также статью «Полировка дерева: выбор средств для финишной обработки. Технология»).

Тем неменее, деревянная шпала,прошедшая предварительную обработку,используется по своему прямому назначению и сегодня. Более того, по истечении ресурса эти изделия списываются и могут быть применены в строительстве в качестве балок для организации потолочных перекрытий. Такие балки за счет пропитки служат на порядок дольше, чем обычные балки, не подвергшиеся специальной обработке.

На фото измельчённые шпалы которые можно использовать в качестве топлива

Использование шпал, изготовленных из дерева и пропитанных специальными средствами, вместо железобетонных аналогов позволяет существенно снизить расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией железнодорожных путей. Например,шпалы, изготовленные и обработанные в соответствии с ГОСТ 78-2004,прослужат долгое время при том, что их цена на порядок ниже стоимости и бетонных аналогов.

Кроме того, деревянные изделия весят значительно меньше, чем железобетонные шпалы. В итоге существенно удешевляется доставка шпал непосредственно на строительный участок. Опять же, если для работы с железобетонными изделиями требуется подъёмная спецтехника, то деревянные изделия можно разгружать и устанавливать вручную.

Важно: Благодаря перечисленным преимуществам,себестоимость километра ж/д пути,изготовленного с применением пиломатериалов вдвое дешевле аналогичных конструкций,построенных на железобетонных шпалах.

На предприятиях, занятых промышленным изготовлением шпал, пропитанных автоклавным методом,изготавливаются следующие модификации:

Модификация Область применения Технические параметры
тип 1 обустройство главных путей
  • типоразмеры 180 мм*250 мм*2750 мм,
  • вес примерно 85 кг.
тип 2 обустройство подъездных и станционных путей
  • типоразмеры 160 мм*230 мм*2750 мм,
  • вес деревянной пропитанной шпалы тип 2 составляет 80кг.
тип 3 обустройство подъездных,редко используемых путей
  • типоразмеры 150 мм*230 мм*2750 мм,
  • вес примерно 80 кг.

Перечисленные модификации отличаются друг от друга конфигурацией и размерами, но полностью соответствуют требованиям,приведённым в ГОСТ 78-2004.

Для изготовления всех трех модификаций в настоящее время применяется высококачественная древесина хвойных пород. Для сравнения, раньше, в качестве производственных материалов, могла использоваться древесина разных пород, включая дуб.

Сейчас необходимость в применении особо твёрдых пород древесины отпала, так как качественная пропитка полностью предотвращает вероятность гниения и последующего разрушения.

Технология промышленной пропитки древесины

Пиломатериалы до обработки пропитками

Как и чем пропитывают деревянные шпалы, в результате чего их ресурс составляет десятилетия в крайне неблагополучных эксплуатационных условиях?

Деревянные шпалы упрочняются с применением специальных пропиток по автоклавной технологии «давление-давление-вакуум».

Автоклавная емкость с готовыми изделиями

Инструкция упрочнения древесины следующая:

  • Древесина,после предварительной распиловки,помещается в вакуумную камеру. В камере создается вакуум под воздействием которого из пор материала извлекается воздух.
  • Вакуумная камера с обрабатываемыми пиломатериалами заполняется защитными пропитывающими средствами. В качестве этих средств могут использоваться пропитки,изготовленные на основе каменноугольного масла или креозота.
  • Древесина выдерживается в пропиточном составе в течение определённого времени,которое рассчитывается в соответствии с породой и плотностью обрабатываемых пиломатериалов.
  • Остатки пропиточного состава откачиваются из камеры после чего упрочнённые пиломатериалы извлекаются.
  • Древесина направляется в сушильную камеру, где выдерживается определённое время,которое рассчитывается в соответствии с особенностями породы.

Результаты проведённой обработки

Замена старых деревянных шпал

  • По итогам выполненной пропитки деревянная шпала приобретает дополнительную прочность и долговечность.
  • Обработанная поверхность практически не имеет пор, в которые могла бы проникнуть влага.В результате, простояв под проливным дождем изделие останется сухим.
  • Еще одним преимуществом обработанных пропитками пиломатериалов является их повышенная прочность. Так как пропитка проникает в поры дерева на глубину свыше 2 см и остается там в течении всего эксплуатационного ресурса, древесина меньше деформируется при воздействии механических нагрузок.

Это качество особо актуально при использовании пиломатериалов в качестве железнодорожных шпал,когда на их поверхность давит рельс и вес локомотива с вагонами.

  • И наконец,содержание каменноугольного масла или креозота в порах делает пиломатериалы более устойчивыми к негативному воздействию химически агрессивных соединений. Масляные пропитки отталкивают от поверхности шпал различные кислотные и щелочные растворы.

Важно: Несмотря на то, что промышленная обработка древесины существенно продлевает ресурс эксплуатации железнодорожных шпал,опор линий электропередач и связи, срок их службы по государственным стандартам не превышает 20 лет. По прошествии двадцатилетнего срокам начинается процесс необратимого разрушения и изделие списывают.

Для сравнения ресурс железобетонных аналогов составляет 45 лет.

Вывод

Итак, мы рассказали о том, чем отличается деревянная пропитанная шпала тип 2 от аналогичных изделий другого типа. Кроме того, мы рассмотрели преимущества автоклавной пропитки древесины (см.также статью «Деревянные межэтажные перекрытия – особенности устройства»).

Остались какое-либо вопросы? Посмотрите видео в этой статье.

Деревянная шпала пропитанная (тип 2), размеры, вес

Деревянная шпала пропитанная (тип 2), размеры, вес

Деревянная шпала с пропиткой (тип 2)

Технические характеристики деревянной шпалы с пропиткой (тип 2):

Масса, кг……………………….. 80

Размер, мм……………………….. 2750x230x160

Ед. Измерения ………………………..шт.

Описание к деревянным шпалам с пропиткой (тип 2).

Деревянные шпалы, пропитанные антисептиком, изготавливаются согласно государственным стандартам за номером ГОСТ 78-2004 (ГОСТ 78-89). Кроме того данный стандарт говорит о том, что шпалы данного типа подразделяются на следующие подтипы: – обрезные; – необрезные; – полуобрезные.

При производстве шпал второго типа используются различные породы древесины, такие как сосна, лиственница, берёза, ель и пихта.

Сфера использования деревянной шпалы с пропиткой (тип 2).

Деревянная шпала с пропиткой второго типа используется при укладке главных путей третьего и четвёртого класса, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях и подъездных путей с интенсивной работой.

На нашем сайте Вы сможете приобрести деревянные шпалы с пропиткой (тип 2).

Заказ обратного звонка

Заполните эту форму — и мы перезвоним
Вам в самое ближайшее время!

ООО “ТехМет”

ул. Юбилейная, д. 56, оф. 1001
602263
г. Муром, Владимирская обл,

+7 (49234) 333-78,
+7 (49234) 218-67,
+7 (910) 778-23-77,

Шпалы

Шпала деревянная

Шпалы – опоры для рельсов в виде брусьев, укладываемых на балластный слой верхнего строения пути. Деревянные шпалы изготавливаются из сосны, ели, кедра, пихты, березы и других древесных пород и имеют широкое распространение при строительстве железных дорог. Причина такой популярности – сравнительно невысокая стоимость, упругость и простота в использовании и изготовлении, не проводят электрический ток. Однако деревянные шпалы имеют меньший срок службы в сравнении с железобетонными шпалами.

Для увеличения срока службы и износоустойчивости шпалы пропитываются специальными веществами – креозотом, маслами и антисептиками. Такая обработка уменьшает факторы воздействия окружающей среды и приводит к большей прочности изделия, поэтому пропитанные деревянные шпалы пользуются большой популярностью. Деревянные шпалы делятся на обрезные (отесанные с 4-х сторон), полуобрезные (отесанные с 4-х сторон) и необрезные (отесанные сверху и снизу).

Шпалы используются при строительстве, эксплуатации и ремонте пути железных дорог. Шпалы обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой.

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

Вес

Чертеж

I тип шпалы

(обрезные, полуобрезные, необрезные)

для главных путей

ГОСТ 78-2004

Вес одной шт. — ≈ 85 кг

Габаритные размеры (мм) 180x250x2750

II тип шпалы

(обрезные, полуобрезные, необрезные)

для станционных и подъездных путей

ГОСТ 78-2004

Вес одной шт. — ≈ 80 кг

Габаритные размеры (мм) 160x230x2750

III тип шпалы

(обрезные, полуобрезные, необрезные)

для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий

ГОСТ 78-2004

Вес одной шт. — ≈ 80 кг.

Габаритные размеры (мм) 150x230x2750

Брус для стрелочных переводов

Деревянный брус переводной служит для устройства стрелочных переводов. Он выполняет функцию анологичную функции шпал, но имеет другие геометрические размеры.

Толщина бруса переводного любого вида не должна быть меньше, чем 160 мм, ширина верхней пластины не может быть меньше 200 мм, а нижней – 230 мм. Длина бруса переводного колеблется от 3000 мм до 5500 мм. Градация идет через 250 мм и зависит от марки стрелочного перевода. Переводные брусья поставляются готовыми комплектами для определенной стрелки. Допускаются отклонения по длине для всех типов брусьев не более +- 20 мм.

Поскольку брус переводной, работает в условиях, способствующих гниению древесины, весь напиленный брус подвергается обязательной пропитке специальными масленичными антисептическими составами, которые делают брус устойчивым к гниению и продлевают срок его службы. Скачать ГОСТ 8816-2003.

Длина брусьев, м

Тип комплекта

А1

А2

А3

А4

Б1

Б2

Б3

Тип рельсов

Р65

Р65,Р50

Р65

Р65

Р50,Р43

Р50,Р43

Р50

Р65

Марка стрелочного перевода

Условный номер длины бруса

Количество брусьев в комплекте, шт.

3,00

3,25

3,50

3,75

4,00

4,25

4,50

4,75

5,00

5,25

5,50

всего

Объем тип II

24,87

19,73

11,73

9,52

10,97

8,92

8,24

6,28

6,01

Объем тип I

30,41

24,12

15,46

11,65

14,44

10,91

Шпала железобетонная

Железобетонные шпалы используются при строительстве железнодорожных путей в нашей стране еще с 60-х годов. Они отличаются невысокой стоимостью и большим сроком службы. По сравнению, например, с деревянными пропитанными шпалами, шпалы из железобетона не подвержены гниению, не боятся атмосферных воздействий и имеют большой запас прочности.

Шпала железобетонная представляет собой цельнобрусковую конструкцию из подготовленного железобетона напряженного, армированную высокопрочной проволокой, которая обязана удовлетворять требованиям ГОСТ 10629-88 и ТУ 5864-019-11337151-95.

Наименование

Назначение

ГОСТ, ТУ

Вес

Чертеж

Шпалы Ш 1-1

(угол наклона упорных кромок подрельсовых площадок в шпалах 55º)

применяется для раздельного клеммно – болтового скрепления КБ с болтовым прикреплением подкладки к шпале

ГОСТ 10629-88

Вес одной шт. — 270,0 кг

Норма загрузки в полувагон – 256 шт.

Шпалы Ш 1-2

(угол наклона упорных кромок подрельсовых площадок в шпалах 72º)

применяется для раздельного клеммно – болтового скрепления КБ с болтовым прикреплением подкладки к шпале

ГОСТ 10629-88

Шпалы Ш 2-1

применяется для нераздельного клеммно-болтового рельсового скрепления БПУ с болтовым прикреплением подкладки или рельса к шпале

ГОСТ 10629-88

Шпалы Ш 3

применяется для нераздельного клеммно-болтового скрепления ЖБР65 с болтовым прикреплением рельса к шпале

ГОСТ 10629-88

Шпалы ШС-АРС

применяется для анкерного рельсового скрепления

Information site: TIMBER, WOOD PRODUCTS, LUMBER

Размеры и вес шпал

На главнейших экспортных рынках наибольшим спросом пользуются шпалы
типа “А”, меньшим—типа “В”.

Тип “А”

Объем одной шпалы типа “А” = 0,1 куб. м
Вес одной шпалы типа “А” сосновой = 62 кг
из пичпайна =70 кг
Количество шпал в 1 куб. метре =10 шт

Тип “В”

Объем одной шпалы типа “В” = 0,0833 куб. м
Вес одной сосновой шпалы типа
“В”
= 52 кг
Количество шпал типа “В” в 1
куб. метре
=12 шт

На английском и голландском рынках пользуются спросом
сосновые шпалы следующих размеров:

Размеры в дюймах

Объем в куб. м

Вес в кг

Английский рынок

107х6х10

0,1052

58,9

107х6х9

0,0947

53,0

107х5х9

0,0789

44,2

107х4,5х9

0,071

39,8

102х6х10

0,1003

56,2

102х6х9

0,0903

50,6

102х5х9

0,0752

42,1

102х4,5х9

0,0677

37,9

Голландский рынок

270х16х26

0,1123

62,9

270х16х24

0,1037

58,1

270х15х25

0,1012

56,7

260х16х26

0,1082

60,6

260х16х24

0,0998

55,9

260х15х25

0,0975

54,6

Стандартные размеры деревянной жд шпалы

Железнодорожные шпалы, как и множество других стандартных изделий из древесины, имеют свои стандартные размеры, которые широко распространены и используются в разных странах. Эти стандарты необходимы для того, чтобы деревянные шпалы и размеры их соответствовали требованиям международного взаимодействия и правилам транспортного соединения.

Какие бывают шпалы

В ЖД транспорте сегодня использование деревянных конструкций не настолько хорошо развито, как использование железобетонных конструкций, но большинство временных железнодорожных путей составляют именно из древесины. Она подходит лучше всего благодаря легкости укладки, кроме того вес таких конструкций позволяет намного больше и быстрее транспортировать их к месту назначения для использования.

Каждая шпала имеет определенные параметры, которые соответствуют стандартам согласно ГОСТ 78-2004 — документу, принятому в Минске для всего СНГ.

Среди параметров этих деревянных конструкций главными являются следующие:

  • длина;
  • нижняя ширина;
  • верхняя ширина;
  • высота пропилов.

Кроме этих параметров также определяют типы и формы шпал. Согласно классификации и государственному стандарту определяют три типа этой деревоконструкции для ЖД. Есть также несколько особенностей, обусловливающих обработку шпал, о которых также будет описана ниже.

Типы, формы и стандарты

Из трех типов, которые используется сегодня в странах СНГ, известны следующие:

  • для основных путей железнодорожного движения (1 тип);
  • для установки на станциях и на подъездных участках (2 тип);
  • для использования на промышленных объектах и предприятиях (3 тип).

Стоит отметить, что все типы имеют одинаковую длину, которая составляет 2750 миллиметров.

Для первого типа, на котором размещают обычно основную железную дорогу, характерны следующие размеры. При толщине 180 миллиметров, нижняя и верхняя ширины соответственно составляют 250 и 210 миллиметров.

Второй тип, который используется на станционных участках или подъездах к ним, на 20 миллиметров уже и настолько же ниже для этого типа высота пропила. Соответственно толщина составила 160 миллиметров, а пропилы сделаны высотой 130 миллиметров. При этом показатели ширины снизу и сверху у этого типа составляет 230 и 195 миллиметров соответственно.

Шпалы третьего типа самые тонкие, толщина их составляет 150 миллиметров. При этом высота пропила — 105 миллиметров. Ширина снизу для 3 типа такая же, как и для 2, а сверху она на 5 миллиметров уже. Показатели ширины составляет соответственно 230 и 190 миллиметров.

Кроме указанных линейных размеров железнодорожные конструкции из дерева в странах СНГ также отличают по форме:

  • самой распространенной из всех форм считается обрезная, в основе сечение которой находится правильный квадрат;
  • существует также вид полуобрезной шпалы, для которой характерно отсутствие одного из углов;
  • необрезная шпала имеет особенность — ее противоположные грани прорезаются с обеих сторон; это характерно для шпалы б/у.

Зависимость веса от технологии производства

Чтобы определить вес деревянной шпалы нужно исходить из 2 параметров. Благодаря стандартным размерам толщины, ширины и длины обычно легко сосчитать объем этого деревянного элемента.

Таким образом первый тип шпалы имеет объем 123,7 дм³, а второй тип — 101,2 дм³.

Эти показатели объема приблизительные, поскольку для ширины нижней пласти шпалы допускаются отклонения до 5 миллиметров. Это же касается показателей толщины и длины, для которых при этом допустимые отклонения составляют 5 и 20 мм соответственно.

Важно знать, что структура древесины, а также ее плотностные и качественные характеристики должны сохраняться после обработки, которая обязательно проводится перед их использованием. Это обработка включает в себя антисептическую обработку и пропитку влагостойким составом.

Зная объем и породу дерева, из которого сделана шпала, можно определить приблизительно, сколько она должна весить. Для этого нужно определить плотность древесины после обработки.

На характер железнодорожной шпалы из древесины влияет вполне объяснимый фактор: из-за разного количества на различных территориях тех или иных пород дерева, в отдельных странах СНГ допускается использование для деревянного железнодорожного покрытия нескольких твердых пород.

Изготовление шпал

В изготовлении шпал используются абсолютно разные породы — от красного клена до дуба, от бука до эвкалипта, от сибирской лиственницы до хвойных пород. Поэтому вес деревянной конструкции однозначно определить тяжело, не зная породы дерева, из которой она состоит, поскольку стандартизированы только общие размеры.

Если по форме можно определить объем опоры, то плотность определяется именно породой дерева и характером обработки. Шпалы при этом не изменяют своих характеристик, поскольку их обрабатывают специальными методами.

В отдельной камере, заполненной креоазотом, а также продуктами нефтепереработки шпалы прокалывают и содержат так для того, чтобы они пропитались влагоотталкивающими веществами. Процесс осуществляется в вакуумной среде, благодаря чему после пропитки лишние составы удаляются.

Для того, чтобы завершить производство железнодорожной шпалы, используют просушку, которая дает в результате водно-дисперсную поверхность. Не исключено также использование в процессе изготовления и других пропиток.

Шпала деревянная пропитанная, тип 1

Описание:

Масса, кг: 85

Размер (д/ш/в), мм: 2750x250x180

Единица измерения: шт

Деревянные железнодорожные шпалы это классика железнодорожного строительства во всем мире, легкие и прочные, удобные в строительстве и ремонте железнодорожного пути всех классов.

Сегодня, как и сто лет назад, деревянные шпалы успешно используются на железнодорожных путях общего и специального назначения.

Шпалы деревянные (тип 1) имеют геометрические размеры и обработаны антисептическими материалами согласно ГОСТ 78-2004 (ГОСТ 78-89) и подразделяются на обрезные, полуобрезные и необрезные.

Данный тип шпал применяется на путях от первого до пятого класса включительно, а так же на подъездных путях.

Шпала деревянная изготавливается из следующих пород древесины: сосна, ель, пихта, лиственница, береза.

Технические характеристики:

Чертеж

ГОСТ 78-2004 (ГОСТ 78-89)

Пропитка

по ГОСТу 20022.5-93

Область применения:

Основной плюс деревянных шпал — это технологичность в процессе эксплуатации, особенно при смене шпал и перешивке пути, дерево упругий материал и прекрасно принимает нагрузку от подвижного состава, снижаая образование просадок пути в местах стыков.

Еще одним достоинством данного вида шпал является выполнение ремонтных работ по регулировке пути по шаблону, на дереве не требуются дополнительные материалы для ремонта, а само скрепление состоит из минимального количества элементов – двух подкладок и десяти костылей, а для производства ремонтных работ необходим минимальный набор путевого ручного инструмента.

К минусам деревянных шпал можно отнести маленький срок службы и возникновение дефектов в виде трещин. Поэтому наши шпалы пропитаны новейшими антисептиками с выдержкой глубины пропитки и имеют ремонтные пластины, набитые на шпалы, для предотвращения появления трещин и расслоений на шпале.

Шпала деревянная пропитанная креозотом с хранения, 1 и 2 тип ГОСТ 78-2004

Шпала деревянная пропитанная креозотом с хранения, 1 и 2 тип.

С торцевыми креплением типа «Ёж»

Место погрузки со станций Юго-Восточной ж.д.

В наличии 55 000 штук, 1250 р/шт

Деревянные пропитанные шпалы самый распространённый вид рельсовых опор как магистральных, так и подъездных ж.д путей. По сравнению с железобетонными деревянные пропитанные шпалы имеют много неоспоримых плюсов:

Шпала деревянная пропитанная не разрушаются при замораживании и оттаивании,

Дерево легче железобетона,

Деревянные пропитанные шпалы дешевле и удобнее железобетонных при транспортировке и укладке, в демонтаже и утилизации,

Дерево не проводит электрический ток,

Деревянные пропитанные шпалы проще обслуживать,

На крутых поворотах рельсовой колеи можно использовать только деревянные шпалы,

Дерево имеет сравнительно небольшой вес.

На предприятиях, занятых промышленным изготовлением шпал, пропитанных автоклавным методом,изготавливаются следующие модификации:

Модификация Область применения Технические параметры
тип 1 обустройство главных путей
  • типоразмеры 180 мм*250 мм*2750 мм,
  • вес примерно 85 кг.
тип 2 обустройство подъездных и станционных путей
  • типоразмеры 160 мм*230 мм*2750 мм,
  • вес деревянной пропитанной шпалы тип 2 составляет 80кг.

Технические условия

ГОСТ стандарт 78-2004 вступил в силу с 01.01.2006 года. Он распространяется на деревянные опоры, предназначенные для железных дорог с широкой колеей. Областью их применения могут служить строительство и ремонт железных дорог, где колеи имеют длину до 1,52 м, строительство зданий и сооружений. Средний вес составляет 80–90 кг.

Согласно ГОСТу 78-2004 шпалы из дерева бывают трех типов:

  1. предназначается для главных путей;
  2. для стационарных и объездных путей;
  3. для малоиспользуемых подъездных путей, находящихся на промышленной территории.

Формы и размеры поперечных сечений

Шпала

Железобетонные шпалыОдин из вариантов крепления рельсов к деревянным шпалам (КД) с помощью глухаря (путевого шурупа) У этого термина существуют и другие значения, см. Шпала (значения).

Шпа́ла (нидерл. spalk — подпорка) — опора для рельсов в виде брусьев или железобетонных изделий. В железнодорожном пути шпалы обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание (обычно — балластный слой, в метрополитене — бетонное основание).

При прокладке железной дороги Ливерпуль — Манчестер (англ. Liverpool and Manchester Railway) использовались каменные плиты, служившие основанием для укладки рельсов. Позже появились деревянные шпалы, а затем и другие типы шпал; причём именно дерево длительное время являлось наиболее распространённым материалом для шпал.

Деревянные шпалы

Бывшие в использовании деревянные шпалы

Порода древесины для шпал может быть разная (например, красный клён или эвкалипт), в некоторых странах предпочитают дуб, а в некоторых, в силу экономических причин, древесину хвойных пород, преимущественно сосну, хотя такие шпалы более подвержены износу. Для предотвращения гниения шпалы пропитывают антисептиками, чаще всего креозотом.

Деревянные шпалы обладают многими достоинствами: упругостью, лёгкостью обработки, высокими диэлектрическими свойствами, хорошим сцеплением с щебёночным балластом, малой чувствительностью к колебаниям температуры. Важнейшим свойством является возможность уширения рельсовой колеи в кривых радиусом менее 350 м.

Срок службы деревянных шпал (в зависимости от типа древесины, внешних условий и интенсивности эксплуатации) составляет от семи до сорока лет. Деревянные шпалы в России изготавливают преимущественно из сосны, а также из ели, пихты, сибирского кедра, хотя ранее проводились эксперименты по изготовлению шпал из дуба, лиственницы. Основная проблема деревянных шпал — тенденция их загнивания в местах крепления к ним рельсов, и проблема с дальнейшей их утилизацией.

Деревянные шпалы изготавливаются по ГОСТ 78-2004.

  • Шпала 1 типа, пропитанная — используется для главных путей
  • Шпала 2 типа, пропитанная — используется для подъездных и станционных путей

Шпалы из дерева подразделяются на три вида:

  1. обрезные (отёсанные со всех четырёх сторон)
  2. полуобрезные (отёсанные только с трёх сторон)
  3. необрезные (отёсанные только сверху и снизу)

Ранее для тёски шпал применялся топор-дексель (тесло).

Пропитка деревянных шпал

См. также: Шпалопропиточный завод

Пропитка шпал осуществляется каменноугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК для пропитки железнодорожных шпал. В настоящее время в России пропитка осуществляется методом «вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.

  • Шпалы до пропитки

  • Крышка автоклава

  • Пропитанные шпалы

  • Вагон, загруженный пропитанными шпалами

Для пропитки шпал производители используют комплекс оборудования: автоклавы, сушильные камеры, котлы-парообразователи и пр.

Пропитка древесины методом «вакуум-давление-вакуум» обеспечивает наиболее глубокое проникновение защитного средства и применяется для пропитки древесины, эксплуатируемых в тяжёлых условиях: шпал, опор ЛЭП связи, свай, мостов и др. Древесина должна быть сухой или подсушенной непосредственно перед пропиткой в том же автоклаве.

Железобетонные шпалы

Железобетонные шпалы после выемки из формы. В некоторых случаях вместо шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам, выполненные из железобетона или металла

С 1970-х в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.

Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а также отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются также костыльные и шурупные соединения). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры. Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым придаётся натяжение (в зависимости от назначения шпалы, обычно 180 атм.), форма заполняется бетоном и уплотняется вибрацией. Затем форма разбирается, отправляется в пропарочную камеру, где бетон затвердевает, после чего напряжение со струн передают на бетон и форма переворачивается (кантуется). Такой способ изготовления шпал придаёт им упругость и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.

Достоинства железобетонных шпал: практически неограниченный срок службы вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал, а также использования на грузонапряжённых участках пути. Недостатки: недостаточная жёсткость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона..

Для скрепления рельсы и железобетонной шпалы в последнее время все чаще используют анкерное соединение.

Стальные шпалы

Стальные шпалы

Стальные шпалы из гнутого стального профиля, являются относительно лёгкими по весу. Такие шпалы иногда используются для временных подъездных путей, ветках промышленных предприятий. Их преимущество в том, что они не подвержены гниению и атакам насекомых, хорошо сохраняют ширину колеи, но при этом большим недостатком является то, что они подвержены коррозии.

Стальные шпалы используются на железных дорогах Марокко, Алжира. Как известно, в этих странах очень сухой климат (даже на побережьях). В Саудовской Аравии, где стальные шпалы также имеют широкое применение, основной причиной их использования стало постоянное воровство деревянных шпал бедуинами для костров.

Металлические шпалы применяются также в доменном и сталеплавильном производстве на тех участках, где из-за высоких температур деревянные шпалы горят, а в железобетонных шпалах происходит расслоение бетона. Кроме того, металлические шпалы позволяют устраивать верхнее строение пути при повышенных нагрузках на ось подвижного состава — до 60 тонн (нагрузки на ось подвижного состава РЖД до 25 т)..

В России стальные шпалы на железнодорожной сети общего пользования применены только на некоторых участках Калининградской железной дороги.

> Шпалы из пластика

С 1990-х годов на некоторых скоростных железных дорогах Японии начали укладывать пластиковые шпалы.

Характеристика шпал, укладка шпал

Путь на деревянных шпалах

Длина шпал зависит от ширины колеи. В России применяют железобетонные шпалы длиной 270 сантиметров и деревянные длиной 275, 280 или 300 сантиметров. Под стрелочными переводами укладывают длинные разновидности шпал — стрелочные брусья, длина которых доходит до длины двух шпал.

В некоторых случаях взамен шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам, выполненные из железобетона или металла.

Количество шпал на один километр железнодорожного пути называется эпюрой укладки шпал. Это значение в разных странах колеблется от 1000 до 2200 шпал. Стандартные значения для России 2000, 1840, 1600 либо 1440 шпал/километр. В основном применяется эпюра 1840 шт/км (46 шпал на 25 метров) на прямых участках и 2000 шт/км в кривых. На деревянные шпалы расходуется очень много леса, но они, в отличие от железобетонных, лучше смягчают тряску; чаще всего применяются для трамвайных путей.

Шпалы в метрополитене

В Московском метрополитене на закрытых участках пути применяются брусковые шпалы из соснового дерева I и II типов, пропитанные креозотом. На открытых участках линий применяются железобетонные шпалы. Длина шпал 270 см, поперечное сечение — 16х25 сантиметров. На стрелочных переводах метро, применяются брусья длиной от 270 до 675 см. На станциях применяются так называемые «шпальные коротыши» длиной 90—100 см, для создания жёлоба безопасности.

В первой очереди метро на прямом участке пути укладывалось 1600 шпал, на кривом 1760, со второй по пятую очередь было увеличено количество шпал, составившее соответственно 1680 и 1840. При строительстве наземной части Филёвской линии число шпал было ещё увеличено и составило соответственно 1840 и 2000.

Примечания

  1. 1 2 Шпала — статья из Большой советской энциклопедии.
  2. 1 2 3 4 5 6 Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 559 с.: ил.
  3. 1 2 Hay 1982, pp. 437—438.
  4. Hay 1982, p. 477.
  5. Grant 2005, p. 145.
  6. Шпалы металлические http://metal4u.ru/articles/by_id/214
  7. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — железнодорожный узел. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (статья Железнодорожный путь)

> См. также

  • Глухарь

Ссылки

  • ГОСТ 78-2004 Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия (недоступная ссылка) — ссылка не работает
  • ГОСТ 78-2004 Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия
  • Живая история. Первые российские железнодорожные шпалы

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 7669188-3 · NDL: 00567422

Сколько весит шпала деревянная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *