Синдром отличницы

Прыгнуть выше головы, сделать работу еще лучше, чем в прошлый раз, получить максимальный результат и признание. Если вы узнаете в этом описании себя – значит, у вас синдром отличника. Еще его называют перфекционизмом.

Пожизненные отличники уверены, что у них нет права на ошибку и на посредственный результат. Только на самый лучший. Если не получается – перфекционист тут же начинает заниматься самобичеванием, жесткой самокритикой и может впадать в депрессию. Стремясь к придуманному идеалу, такие люди зацикливаются на результатах, тяжело переживают неудачи, критику и несовершенство других. Перфекционисты часто достигают успеха, но этот успех обходится им слишком дорого.

Что делать? Помогла разобраться в причинах синдрома отличника и рассказала, как с ним бороться, наш эксперт – психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко.

Откуда ноги растут

По словам нашего эксперта, самых главных источников синдрома – два.

Первый – семейные причины. Если родители с самого детства говорят своему ребенку, что он должен быть лучшим, постоянно приносить только самые высокие оценки, чтобы им гордились, и обесценивают просто хорошие результаты – это прямой путь к синдрому отличника.

Второй источник перфекционизма – личностные причины. На формирование синдрома отличника влияет не только семья, но и окружение ребенка вне семьи. Так, в возрасте 7-12 лет он пытается установить баланс между тем, чтобы быть лучшим и что при этом оставаться членом определенной группы, например, класса. И если, к примеру, классный руководитель чересчур выделяет достижения отличников, обесценивает результаты других школьников и в классе есть аутсайдеры, к которым тоже сознательно формируется негативное отношение, – в таком классе будет развиваться нездоровая конкуренция и нездоровое отношение к достижениям.

Отличники полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд.

Также многое зависит и от тех детей, которые являются лидерами определенной группы. То, как они реагируют на конкурентов (спокойно, начинают их «давить» или же предлагают им свою помощь), – тоже во многом определяет, как будут развиваться другие дети в их окружении. Например, будет ли стремление к результату затмевать у них ценности, отношения и т.д.

Как с этим бороться?

Следуйте нашим советам, и вы точно сможете постепенно ослабить влияние синдрома отличника на свою работу и жизнь.

1. Замечайте внутреннего врага

Если вы хотите избавиться от перфекционизма, то один из первых и главных советов – начать замечать (!), когда ваш внутренний отличник вмешивается в вашу работу и жизнь и начинает мешать вам. Начните пристально следить за ним. Можете даже придумать ему имя, например, Ботан, Делательник, Результативщик и т.д.

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» (к примеру, когда вы вдруг начинаете считать, что сделали все плохо, хотя объективно это не так), делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

В таком достаточно простом упражнении есть несколько плюсов. Во-первых, так вы начнете отделять внутреннего отличника от вашей личности, показываете самому себе, что хотите измениться. Во-вторых, определенный комизм таких внутренних диалогов заставит вас задуматься над тем, что вы действительно перегибаете палку и со стороны можете выглядеть в чем-то смешно. И, в-третьих, вовремя остановив себя и не поддавшись влиянию отличника, вы хотя бы будете стараться каждый раз объективно оценивать ситуацию.

2. Результат – это не весь вы

Одна из самых больших проблем отличников – они полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд. Отличники забывают, что конкретное достижение или неудача – это только маленькая часть их личности, всего лишь одна грань.

В борьбе с синдромом отличника очень важно изменить собственные психологические установки, поэтому поначалу вам придется регулярно вести диалоги с собой. Каждый раз, когда вы будете начинать то или иное задание, у вас появится страх не выполнить его идеально, или же вы уже не справились – говорите себе, что результат – это не весь вы.

Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни.

Промежуточный результат не стоит того, чтобы перечеркивать все остальные свои достижения, положительные качества, навыки и любые достойные проявления в других сферах вашей жизни, кроме работы. Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни. Так вы сможете прийти в себя в сложные моменты.

3. Станьте идеальным бездельником

У всех отличников – чересчур завышенные требования к себе. Более того, они свято уверены, что другие ожидают от них именно того же.

Например, перфекционисты могут весь день ничего не есть и даже не выходить из офиса, якобы потому что успеют выполнить больше задач, если не будут отвлекаться на такие «пустяки». Если же они дают слабину, например, отвлекаются и болтают с коллегой 20 минут, – они могут еще долго винить себя за это.

Важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

Приучить отличника чередовать работу и отдых – будет очень сложно. Но не нужно сразу ждать от себя слишком многого. Начните хотя бы с 5 минут в день. Сознательно отвлекитесь и постарайтесь не делать ничего в течение пяти минут. Обязательно понаблюдайте за другими людьми. Например, посмотрите на своего начальника и коллег. Они смотрят на вас с упреком? Нет. Пять минут отдыха действительно так сильно вредят вашей работе? Нет. Другие коллеги тоже иногда отвлекаются, но все равно со всем справляются? Да. Тогда что вам мешает делать так же?

Делайте похожие вещи и в других сферах жизни. В этом деле важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

4. Полюбите процесс

Отличники – это люди, которые зациклены на результате, а процесс считают неважным. Чтобы снизить важность результата, советуем перфекционистам чаще находить и обращать внимание на те «кусочки» процесса, которые доставляют удовольствие(как в работе, так и в личной жизни).

Просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

Например, вашу работу, по вашему мнению, недостаточно убедительно похвалили. Но вам ведь было интересно выполнять определенные задачи? Более того, вы справились с ними. Тогда радуйтесь этому и получайте удовольствие. Или, к примеру, пробежка. Если только вы не спортсмен, то вам, скорее всего, все равно, за какое время вы пробежите то или иное количество километров. Поэтому просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

5. Смотрите дальше своего носа

Как мы уже сказали, перфекционисты живут результатом, ставя его во главу угла. При этом для них важен каждый результат, независимо от того, идет речь о составлении рядового документа или же о презентации проекта.

Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером.

Именно поэтому отличникам так важно видеть картинку целиком (например, свою жизнь на год или на три-пять лет вперед), понимать, что идет дальше за определенным результатом, за очередной достигнутой целью. Для этого визуализируйте свои желания, рисуйте схемы, пишите планы, ведите дневник – в общем, все, что угодно, только чтобы не упускать из виду общую картинку. Постоянные напоминания позволят видеть задачи и цели поважнее и не дадут вам зацикливаться на чем-то одном.

6. Не сравнивайте себя с другими

Это еще одна проблема отличников – сравнивать себя с другими и впадать в депрессию из-за того, что кто-то достиг большего. Как с этим бороться? Тот же принцип, что и в предыдущих советах. Как только заметили, что скатываетесь в негатив и начинаете заниматься самобичеванием, – тут же меняйте фокус и концентрируйтесь на себе. Сравните себя прошлого и настоящего: где вы были год назад, и где сейчас, чего не умели раньше, и что умеете сейчас и т.д. Мы уверены, вам есть, чем гордиться.

7. Больше работайте в группе

Перфекционисты – не самые лучшие командные игроки. Как мы уже сказали, они достаточно нетерпимо относятся к недостаткам других. К тому же, они уверены, что лучше, чем они, работу не сделает никто, поэтому мнение других можно особо не учитывать («никто, кроме меня, не предусмотрит все детали!»).

Командные спортивные игры, танцевальные кружки – отличнику подойдут все активности, где результат зависит не только от его усилий.

Именно поэтому отличникам так важно развивать в себе навык группового взаимодействия. Для этого чаще участвуйте в коллективных обсуждениях, учитесь слушать и слышать других. Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером, и не сможете не учитывать мнение других, так сами мало во всем разбираетесь. Командные спортивные игры, танцевальные кружки – в общем, вам подойдут все активности, где результат зависит не только от ваших усилий.

8. Развивайте гибкость

Перфекционисты достаточно категоричны и видят многое в черно-белом цвете: что-то либо правильно, либо – нет. Чтобы развить в себе гибкость, нужно больше работать в группе (см. совет выше), а также начать выполнять соответствующие физические упражнения. То, что происходит с нашим телом, напрямую влияет и на наш внутренний мир.

Комплекс отличницы (отличника): что это и как избавиться

Синдром отличника (комплекс отличницы) возникает еще в детстве, хотя считается, что у взрослых он проявляется чаще. Ребенок, имеющий комплекс отличника, удобен для родителей своим послушанием и старанием соответствовать их требованиям. У взрослого же человека проявления этого синдрома приводят ко многим трудностям в жизни.

Комплекс (синдром) отличника — это не только желание все делать идеально. Это навязчивая потребность получать признание от окружающих, высокие оценки своих действий с их стороны. Плюс, быть успешным в любой сфере и во всем быть первым.

Причины появления синдрома отличника

Если учесть, что истоки комплекса отличника у взрослых идут из детства, необходимо выявить причины его появления. В процессе социализации на ребенка значительное влияние оказывает окружение, родители — в большей степени. Синдром отличника у детей может формироваться из-за неправильного воспитания. Когда их родители опираются на ошибочный опыт своих воспитателей и имеют недостаточные знания в области детской психологии.
Основные причины синдрома отличника:

  1. Ребенок получает похвалу от родителей и воспитателей только за отличные результаты своих действий. При этом его личные особенности, способности, склонности не учитываются. Постепенно ребенка перестают хвалить за высококачественное выполнение задания. Такая исполнительность становится нормой. У ребенка формируется убеждение, что он все должен делать наилучшим образом, по-другому и быть не может.
  2. Взрослые часто совершают ошибку, сравнивая своего ребенка с другими детьми, которые, на их взгляд, более успешны в чем-либо. Казалось бы, это делается из лучших побуждений: вызвать у сына или дочери желание развиваться, стать лучше других. Последствия такого воспитания двоякие: либо у ребенка развивается комплекс неполноценности, либо быть первым и лучше других становится самоцелью, ребенок перестает наслаждаться процессом выполнения заданий. Его цель — заслужить одобрение любой ценой. В результате налицо синдром отличника.
  3. Если в семье есть твердая установка, что любовь заслуживают только хорошими поступками, то ребенок видит ее проявления только тогда, когда ведет себя хорошо. Возникает убеждение: чем он более «правильный», тем больше его любят. Девочка или мальчик пытаются соответствовать представлениям «правильности» родителей, при этом отходя от своей индивидуальности и вырабатывая у себя комплекс отличницы (отличника).
  4. Взрослые регулярно ругают и наказывают ребенка за ошибки по принципу: «если бы ты лучше старался, все бы получилось». Постепенно это вырабатывает у него завышенную самокритичность и синдром отличника. Став взрослым, человек постоянно стремится к совершенству, остро переживая свои неудачи и ошибки.
  5. Безразличие со стороны взрослых вызывает у ребенка ощущение одиночества, неуверенность в себе. Он пытается привлечь внимание родителей хорошими отметками и поступками, старается все делать идеально, чтобы, наконец, получить нужное внимание и признание.

Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Человек в этом состоянии тяжело переживает свои ошибки и поражения. При таком внутреннем напряжении даже повседневные препятствия спустя время могут казаться непреодолимыми.

Синдром отличницы чаще отмечают у женщин, которых в детстве приучали к мысли, что надо быть послушной девочкой, примерной, разносторонне развитой ученицей. Правда, среди мужчин этот комплекс также не является редкостью.

Симптомы заболевания

Симптомы синдрома отличника очень яркие и остро переживаемые. В некоторых ситуациях этот комплекс может перерастать в патологию, становясь сродни заболеванию, но такое случается редко.

Однако даже умеренно выраженные признаки синдрома отличницы осложняют жизнь, ограничивают возможности человека, провоцируют сложности в межличностных отношениях. Степень выраженности синдрома отличника может быть различной, его отличительными признаками являются:

  • завышенное чувство ответственности, особенно у женщин: они должны быть идеальными мамами, женами, женщинами. Успевать выполнять домашние дела, воспитывать детей, планировать семейный досуг, строить карьеру, а еще поддерживать безупречный внешний вид;
  • потребность все делать идеально — перфекционизм. Человек сам себе ставит высокую планку, которой должно соответствовать все, что он делает. Если же такого соответствия нет, он ощущает себя разбитым, опустошенным, никчемным. К сожалению, в реальности не все зависит от человека, потому достижение идеала нередко становится невозможным;
  • острое реагирование на критику, даже объективную. Критика вызывает у личности с синдромом отличника не желание меняться, работать над собой, а комплекс неполноценности и депрессивное состояние;
  • острая потребность в одобрении окружающих. Человек жаждет получать одобрение и похвалу за каждое свое действие и достижение. Он не принимает себя таким, какой есть, потому что внутренне убежден, что без идеального выполнения задания он не достоин любви и уважения;
  • «победители во всем» — мужчины и женщины с синдромом отличника не умеют проигрывать, они в любой ситуации должны быть лучше других. Болезненно воспринимают победы и успех тех, кто оказывается лучше их;
  • страх рисковать — человек с синдромом отличника редко открывает свой бизнес, боится начинать все с нуля, резко менять профессию, переезжать в другой город и т.п. Все эти страхи проистекают от опасения неудачи, страха сделать «что-то не то».

Самое интересное: люди, которые стремятся быть совершенством, успешными во всех сферах жизни, редко добиваются значительных успехов. Часто их ровесники, которые проще смотрят на жизнь и время от времени позволяют ей течь самой по себе, меньше переживают из-за неудач, добиваются больших результатов.

Портрет отличника: тревожные симптомы

Есть несколько признаков, по которым можно отличить человека с синдромом отличника:

  • желание быть всегда и во всем первым;
  • острое, затяжное переживание любой, даже незначительной неудачи;
  • личность с синдромом отличника остро реагирует на критику и замечания;
  • страх неудач, приводящий к отказу от деятельности;
  • постоянное сравнение себя с окружающими, ревнивое отношение к похвале другого человека, а не его;
  • самооценка, зависящая от взглядов и мнений других людей;
  • настойчивое стремление всегда соответствовать ожиданиям окружающих;
  • человеку с синдромом отличника свойственно негативное отношение к успехам других, плохо скрываемое ликование по поводу их неудач;
  • излишняя самоуверенность, резко снижающая после критики;
  • неумение радоваться жизни, с юмором относиться к самому себе.

Эти симптомы комплекса отличника могут проявляться как у детей, так и у взрослых. Проблема здесь в том, что человека с этим синдромом волнует не столько цель, итог своей деятельности, сколько оценка этой деятельности и ее результата окружающими людьми.

Диагностика синдрома

В некоторых случаях при серьезной эмоциональной нестабильности, чтобы определить либо исключить синдром отличника (отличницы) может потребоваться консультация психиатра. Он сможет определить, чем вызвано состояние человека: здоровым стремлением к самореализации либо патологическим желанием, которое требует серьезной коррекции.
С этой целью в психиатрии применяются тесты перфекционизма, состоящие из 24 либо 45 вопросов. Откровенные ответы испытуемого помогут определить его психологическое состояние.

Стоит ли лечить недуг

Ничего нет плохого в том, что ребенок или взрослый стремятся добиться поставленных целей, улучшить свою жизнь. Другое дело, когда эти стремления перерастают в навязчивые состояния, превращаются в патологию. Это способно подорвать эмоциональное здоровье человека, вызвав серьезные нарушения психики. В таком случае необходимо искать способы как избавиться от комплекса отличника (отличницы). Иначе последствия могут быть разрушительными для личности.

Как синдром мешает во взрослой жизни

Зацикливание на мелочах, зависимость от мнения окружающих, стремление соответствовать их ожиданиям, острое реагирование на критику — все эти проявления синдрома отличника осложняют жизнь человека, провоцируя проблемы в различных сферах:

  • На работе личность с синдромом отличника с трудом переносит успехи коллег, пытается их превозмочь во всем, что обостряет отношения в коллективе. Начальник может ставить такого исполнительного сотрудника в пример другим, тем самым вызывая к нему негативное отношение. Сотрудники недолюбливают таких «выскочек», нередко обсуждают их за спиной.

Личности с синдромом отличника не способны на креатив, творчество. Им проще выполнять однообразные задачи в установленных рамках — все ради одобрения со стороны начальства. Они способны жертвовать своим личным временем, задерживаясь на работе дольше всех, однако это делается не столько ради реализации цели, сколько ради поощрения и признания.

  • В личной жизни комплекс отличницы чаще проявляется у женщин. Они уверены, что сногсшибательный внешний вид, умение вкусно готовить, удовлетворять мужчину в постели, содержать дом в идеальном порядке и зарабатывать больше мужа — только эти качества делают их лучшими женами, достойными любви.

Когда мужчина не замечает стараний такой «идеальной» жены, вспыхивают скандалы. Женщина начинает обвинять мужа в том, что «он ее не любит и не ценит», «она ради него старается изо всех сил, а он не замечает этого» и все в таком же духе. Часто подобное заканчивается разводом и полным разрывом отношений. После чего мужчина находит себе женщину, не страдающую синдромом отличницы.

  • Воспитывая детей, родители с комплексом отличника слишком многого требуют от своих отпрысков. Здесь есть все: сравнение их с ровесниками; выбор и навязывание «подходящей» компании с «правильными» детьми; наказания за малейшие ошибки, неудачи, плохие отметки; проявления любви исключительно за хорошее поведение и прочее.

Такие родители записывают ребенка сразу в несколько секций — ведь он должен быть самым успешным из всех, самым умным, сильным, ловким, талантливым. В результате из ребенка вырастает либо бунтарь, который делает все наперекор родителям, либо еще одна личность с таким же, как у родителей синдромом отличника.

  • Отношения с друзьями и знакомыми строятся непросто. Личностям с комплексом отличника трудно заводить друзей, поддерживать дружбу. Все из-за стремления казаться лучше, чем они есть на самом деле и желания доказать, что они во всем превосходят всех. А еще конкурентного сознания, постоянной критики тех, кто не соответствует их представлениям и идеалам.

С незнакомыми людьми женщины и мужчины с синдромом отличника могут вести себя вызывающе, рассказывая о своих успехах и достижениях (нередко преувеличенных). Если же в ответ получают замечание или недостаточное признание их заслуг, болезненно реагируют на это. Такая ситуация создает напряженную атмосферу в любой компании.

Вполне можно качественно общаться с окружающими, научиться строить гармоничные, продуктивные отношения с близкими людьми, если немного подкорректировать восприятие себя и окружающего мира.

Способы избавиться от синдрома

Если вы ощущаете, что ваша жизнь зашла в тупик, а отношения имеют только негативную окраску, можно все исправить и избавиться от синдрома отличника (отличницы). Что для этого надо делать? Определиться, нужна ли вам помощь специалиста или вы сможете справиться самостоятельно. Возможно, достаточно будет посетить психолога. Если же проблема более глубокая, может потребоваться консультация психотерапевта.
Борьба с комплексом отличника включает в себя такие варианты:

  1. Общение с психологом поможет правильно расставить приоритеты. Человек начнет осознавать, что стремление быть во всем совершенством портит жизнь, а не улучшает ее. В процессе общения можно научиться повышать самооценку, избавиться от зависимости от одобрения окружающих и освободиться от синдрома отличника.
  2. Разрешить себе ошибаться, не быть совершенством во всех жизненных ситуациях. Научитесь делать некоторые вещи не до конца идеальными: не домыть всю посуду, кое-что оставив на потом. Раскладывая на столе или полкам все предметы по своим местам, «забудьте» что-то: небрежно оставьте листок бумаги посреди стола или положите футболку к нижнему белью.

Подобный «беспорядок» поможет вам ослабить хватку перфекционизма и комплекса отличника. Вы заметите, что при этом в вашей жизни ничего не ухудшилось: отношение людей к вам не поменялось, не нарушился распорядок дня, ваши способности и навыки не претерпели катастрофических изменений. Постепенно от мелких «нарушений порядка» вы можете переходить к более крупным. Это сделает вас более независимыми от мнения окружающих, придаст ощущение свободы от внутренних ограничений и избавит от синдрома отличника.

  1. Не сравнивать себя с другими людьми. Никто не повторит вашего пути, у каждого свой опыт, окружение, воспитание, способности, склонности. Не существует абсолютно одинаковых людей, потому сравнение себя с кем-либо, кроме себя самого неоправданно и бессмысленно.
  2. Осознать, что никто не ждет от вас, что вы будете идеальными. Не приписывать людям то, чего они не думают на самом деле. Исходя из этого, не стоит ждать постоянного одобрения своих поступков от окружающих.
  3. Попросить своих близких о помощи: ввести в семье полезную привычку часто обнимать друг друга без причины, хвалить без привязки к каким-либо поступкам. То есть, давать понять, что вы (и вас) любите друг друга просто так, а не за какие-то особые заслуги. Этот способ очень хорошо помогает в борьбе с синдромом отличника.
  4. Хотя бы 1 раз в неделю делать что-то экстраординарное в своих глазах, чтобы освободить настоящие эмоции. Регулярно выделять время для отдыха: полностью отрешиться от всех забот, заняв свое время развлечениями: походом в кино, общением с друзьями или родственниками, посещением аквапарка и других развлекательных заведений.
  5. Сталкиваясь с критикой своих поступков, необходимо помнить, что это мнение отдельно взятого человека. Постараться посмотреть на критику со стороны, насколько она объективна, и если да, какую пользу вы можете вынести из нее. Не воспринимать критику как попытку унизить или оскорбить ваше достоинство или способности. Такое неправильное восприятие проистекает от комплекса отличника.
  6. Придумать себе хобби или заняться новым делом. Причем не ждать поощрения результатов своего труда окружающими. Делать то, что хочется ради самого процесса. Получать удовольствие не от результата, а от самого «делания». Пусть не все будет получаться и не выглядеть идеальным, цель ведь не в победе над другими, не в первенстве и комплексе отличника, а в получении удовольствия.
  7. Позволять жизни идти своим чередом: влиять на то, на что вы можете повлиять, и отпускать ситуацию, на которую вы повлиять не можете.

Не старайтесь применять все эти методы сразу. Внедряйте их постепенно в вашу жизнь и со временем вы сможете побороть в себе синдром отличника.

Важно! Избавиться от комплекса отличницы (отличника), став взрослыми, непросто. Однако регулярная, упорная работа над собой поможет его преодолеть.

Прогноз и профилактика

Всегда ли комплекс отличника — это плохо? Прежде всего нужно понимать, насколько стремление к лидерству и нарабатывание навыка «успешности» во всех сферах преобладают над здравым смыслом. Если не доходит до болезненности, такие устремления могут придавать сил, мотивировать, быть толчком к большим достижениям.

Если же человек живет только этими устремлениями, с маниакальной потребностью быть лучшим во всем и всех превозмочь, стоит срочно заняться проблемой комплекса отличника. Так как в данной ситуации жизнь и личность человека находятся в разрушительной стадии. Он перестает ощущать себя нужным, погружается в глубокую депрессию. В итоге все может закончиться очень плохо: сведением счетов с жизнью.
Самая лучшая профилактика проблемы — это полное ее отсутствие. Родителям нужно задуматься о методах воспитания ребенка, своих ожиданиях по отношению к нему, последствиях своих поступков. Синдром отличника может подспудно зреть в ребенке, от которого ожидают безупречности и совершенства.

У взрослого человека профилактикой комплекса отличника может быть постоянное напоминание себе, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, даже если победы не всегда достижимы и совершаются ошибки. А еще отличным способами избавиться от синдрома отличника будут: выработка способности посмеяться над собой и доверие к жизни через способность пускать дела на самотек время от времени.

Советы психологов

Бороться с синдромом отличника нужно в том случае, когда он мешает жить, строить межличностные отношения, создавать семью или воспитывать детей. Главное, чтобы и в данном случае все делать без фанатизма.

Есть и положительные стороны в синдроме отличницы (комплексе отличника) — его можно использовать для достижения целей. Не чьих-то, а ваших. Когда вы добьетесь того, к чему стремитесь, не оценка и одобрение окружающих должны быть важны для вас, а то, кем вы стали в процессе достижения и какие вершины смогли покорить.

Как побороть синдром отличницы и изменить всё

Почти каждый школьник слышал фразу «Надо хорошо учиться». Для кого-то «хорошо учиться» значит быть отличником, а для кого-то — участвовать в профильных олимпиадах и ездить на сборы и слёты. Наш блогер Даша Деденко рассказывает, как она поборола комплекс отличницы и как профильные лагеря помогли ей узнать больше о мире.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В любом классе каждой школы можно найти на первых партах ребят, которые всегда отвечают на вопросы учителя, стараются делать всё идеально и ни в коем случае не пропускают школьные занятия! Если вы не нашли такого человека в классе, значит, скорее всего, этот человек — вы.

Отличники — люди ответственные, организованные и исполнительные, имеют высокую успеваемость, предпочитают делать всё идеально. Их превосходным оценкам завидуют многие в классе, ну и, конечно, хотят оказаться на их месте.

На протяжении всей начальной и средней школы я сама стремилась стать отличницей. Получить похвальный лист за отличную учёбу на заключительной линейке по итогам года было заветной мечтой. С первого класса мне говорили, что я могу и должна быть «идеальной ученицей», но на протяжении всех девяти лет обучения мне не хватало до заветной цели совсем чуть-чуть. В начальной школе досадным недоразумением была четвёрка по математике, а в средней школе «идеальную картинку» испортили четвёрки по физике с химией.

Вспоминаю свои ощущения и понимаю, что я чувствовала постоянное напряжение и недовольство собой. Как будто я участвую в каких-то бесконечных олимпийских играх и постоянно занимаю обидное четвёртое место.

В тот момент я боялась пропускать школу: вдруг что-то упущу и не смогу догнать потом по программе? Что подумают родители?! Они ведь так хотят видеть золотую медаль «за успехи в обучении» у меня на груди. Хотела ли этого по-настоящему я сама? В девятом классе я поняла, что красный аттестат так и останется для меня недостижимой мечтой, а в 11-м и золотой медали мне не видать.

Признаюсь честно, я сдалась. По большей части из-за новых условий для получения золотой медали «за успехи в обучении»

Теперь её могут получить только те, кто сдают профильную математику на ЕГЭ! Эх, ладно если бы просто сдать, но нужно ведь на 75 баллов! Реально оценив свои силы, я приняла решение не сдавать профильную математику, а значит, и мечта о медали так и останется нереализованной.

Раньше я мечтала видеть в табеле исключительно высшие баллы, из-за этого панически боялась заболеть и пропустить школу. Можно сказать, что первый шаг по пути к избавлению от «синдрома отличника» был сделан в конце седьмого класса. Я приняла участие в конкурсном отборе на участие в смене во Всероссийском детском центре «Орлёнок», смена начиналась в конце мая, а выезжать нужно было ещё раньше. Даты выезда совпадали с датами итоговых годовых контрольных работ. Попереживав, я пошла сдавать все работы раньше намеченного срока. Внезапно оказалось, что в этом нет ничего страшного.

После первой поездки во всероссийский детский лагерь я подумала, что у меня осталось совсем немного времени до момента, когда мне исполнится восемнадцать, когда я уже не смогу поехать ни в любимый «Орлёнок», ни в «Артек». У меня возникло ощущение, что что-то важное и крайне интересное я просто могу пропустить, пока учу ненавистные мне химические формулы и изо всех сил пытаюсь получить пять по предмету, содержание которого вряд ли вспомню спустя год после окончания школы. Раз так, значит, надо бы изменить подход к обучению.

Я сконцентрировала свои силы только на предметах, экзамены по которым буду сдавать по окончании школы

Ещё включила в свой план участие в олимпиадах по этим предметам, чтобы чувствовать себя увереннее. Что ещё я изменила? Сейчас я активно участвую в конкурсах на участие в профильных сменах во всероссийских детских центрах независимо от того, в каком месяце проводится смена. При выборе смены расставляю приоритеты в пользу направленности профильной смены, а не времени её проведения. Мне совсем не страшно уезжать посередине учебного года, потому что возвращаюсь я с ощущением, что мне всё по силам. Не избавься я от синдрома отличника, ни за что бы о таком и не подумала.

Уезжать в лагерь, пока все учатся, конечно, непросто! Уезжаешь ты с предчувствием больших долгов по программе и под пренебрежительные взгляды и комментарии одноклассников, ведь они будут усердно учиться в школе, а ты будешь учиться, по их мнению, чему-то непонятному где-то на Чёрном море, нежась под лучами солнца. Но месяц, проведённый за пределами родной школы, очень полезен! Потом приезжаешь домой, идёшь в школу и, несмотря на необъятную по величине гору работы, чувствуешь в себе невероятные силы!

Отлучаясь из родной школы во время учебной поры, я научилась гораздо большему, чем если бы провела это время на уроках. Да, возможно, я не знаю досконально, как устроены некоторые растения, не умею идеально решать задачи по химии, а может, где-то упустила возможность обрести навык программирования, но зато я приобрела намного большее, чем просто рутинные школьные знания. Мне, например, удалось поработать волонтёром в центре добровольчества в ВДЦ «Смена» на фестивале для глухонемых детей. До этого момента у меня просто никогда не было возможности увидеть детей, которых природа не наградила отменным здоровьем.

Я только чуть-чуть прикоснулась к их ощущению жизни и уже поняла, насколько это непросто

Видимо, теперь я волонтёр навсегда, ведь я просто не могу перестать помогать тем, кто в этом нуждается. Я научилась уважать чувства других людей, самостоятельно находить выход из сложных ситуаций и общаться в незнакомом мне кругу людей — это бесценный жизненный опыт. Новые знания, впечатления, знакомство с ребятами со всей страны меняли меня по чуть-чуть так, как, наверное, это не могла бы сделать привычная обстановка школы за тот же отрезок времени. Я ничуть не жалею, что уже второй год пропускаю ежегодную линейку 1 сентября во дворе школы, так как вновь буду встречать новый учебный год на «Артек-арене».

Да, мне пришлось отказаться от мечты учиться только на отлично, но взамен я обрела уверенность, что могу делать ошибки и это нормально. В то же время, стремясь наполнить достижениями своё портфолио, чтобы вновь и вновь получить возможность поехать во всероссийский детский лагерь, я ненамеренно дважды стала лауреатом ежегодной премии главы города Перми «Золотой резерв» в номинации «Интеллект». Это не было самоцелью, но оказалось, что всё возможно, даже если ты не круглый отличник. Может быть, разрешив себе в какой-то момент отказаться от давней детской мечты, ты освобождаешь место для чего-то более значимого?

Всё-таки я хочу, чтобы ребята не боялись выходить за рамки повседневных действий и зоны комфорта! Отличные оценки — это хорошо, но разве общение с новыми удивительными людьми или новые потрясающие впечатления — это не прекрасно?! Чтобы чувствовать себя успешным, не обязательно по всем предметам учиться на отлично! Живите сейчас, успевайте понять: мир вокруг удивителен! Он вовсе не ограничивается пределами школы, он гораздо шире, сложнее и глубже, чем нам, подросткам, кажется из-за школьной парты.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет комплекс отличника. Вам станет известно, по каким причинам он возникает, и как этому противостоять. Вы узнаете, каких последствий можно ожидать при запущенном состоянии в детском возрасте.

Что собой представляет

Синдром отличника являет собой стремление быть самым лучшим, с обязательным присутствием похвалы. Чаще всего наблюдается у лиц женского пола, которые отлично учились в школе, участвовали в конкурсах или соревнованиях. Что касается мужчин, то такой синдром чаще всего развивается на подсознательном уровне, и продиктован мнением, что он будет достоин любви и похвалы только тогда, когда сможет со всем идеально справиться.

Основные проявления

Критика нередко приводит к развитию депрессии

  1. Такой человек будет сильно расстраиваться, если не успевает справиться с элементарной задачей.
  2. Характерна излишняя ответственность. Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком.
  3. Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо.
  4. Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков.
  5. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это.
  6. Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации.
  7. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни.
  8. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии.
  9. Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое.

Возможные причины

Первопричины родом из детства

Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование. Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины.

  1. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии.
  2. Похвала без надобности.
  3. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним. Тем самым вызовут желание становиться все лучше.
  4. Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать.
  5. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей.

Последствия во взрослом возрасте

Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти.

  1. На рабочем месте. Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника. Ради этого он перестанет спать, отдыхать — все ради «красного словца». А когда это случится и его начнут превозносить над сотрудниками, то коллеги будут остро реагировать, станут обсуждать за спиной и, мягко говоря, ненавидеть. Такие люди чаще всего способны выполнять однообразную работу по заданному алгоритму, а не креативные и творческие задания.
  2. На личном поприще. В этом вопросе синдром особенно остро проявляется у женщин. Девушка будет стараться стать идеальной, захочет научиться готовить лучше мамы парня, будет вымывать квартиру по нескольку раз на день, чтоб любимый увидел, какая она хозяйка. Но, когда молодой человек все это воспринимает, как должное, не хвалит девушку, то неизбежен скандал. Ведь, она так старалась, все для того, чтоб он выразил свое восхищение. Естественно, что далеко не каждый парень станет терпеть такое отношение к своей персоне, и чаще всего просто разорвет напряженные отношения, а девушка останется одна со своим синдромом.
  3. Воспитание малышей. Такие родители крайне требовательно относятся к своим отпрыскам. Они хотят, чтоб их ребенок был идеальным, самым умным, сильным и красивым. Папа или мама с синдромом записывают ребенка сразу на несколько кружков, на занятия по изучению языка, в спортивные секции, ведь малыш должен во всем преуспевать. Родители крайне остро реагируют на плохую успеваемость отпрыска, и совершенно не прислушиваются ко мнению ребенка, если тот не хочет посещать тот или иной кружок. Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку. Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше – устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям. Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром.
  4. Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением.

При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность. А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду.

Способы избавления

Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника

В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы.

  1. Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить. Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света.
  2. Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание.
  3. Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства. Но не за победы, которые достались тяжелым трудом.
  4. Ввести семейные правила, обязующие ежедневное обнимание и похвалу без учета каких-нибудь достижений. Очень важно донести до человека с данным синдромом то, что он и так лучший, его сильно любят.
  5. Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк.
  6. Нужно заняться новым делом. Определиться с хобби. Будьте готовы к определенным неудачам. Ведь все мы люди и этого не избежать. Важно переждать этот момент и понять, что нет ничего страшного в совершении ошибок и отсутствии превосходства над другими людьми.
  7. Обратить внимание на творческое саморазвитие. Особенно это касается рисования. Благодаря творчеству сможете расслабиться, начнете проявлять свои эмоции при помощи кисти.
  8. Не бояться совершать ошибки, пробовать идти против правил.
  9. Если вы видите, что «отличник» начинает тревожиться, сильно переживает, то в такие минуты необходимо его поддержать.
  10. Пробовать полностью измениться внешне. Это могут быть изменения в прическе, в цвете волос у женщин, в модной одежде.
  11. Общение с психологом. Специалист объяснит, что более важно, как планировать свой день, расставлять приоритеты. Расскажет, насколько человек с синдромом усугубляет свою жизнь, осложняя ее. Доктор научит, как избавляться от страха общения с окружающими. На сеансы можно ходить, как индивидуально, так и с семьей.

Теперь вы знаете, что никто не застрахован получить синдром отличницы или отличника. Вы должны понимать, что взрослой жизни предшествовало подобное поведение в детском возрасте. Если у вас самих маленький ребенок, сделайте все, чтоб не допустить развитие подобного комплекса.

Синдром отличницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *