Шизофрения в 11 лет

Шизофрения довольно редко встречается у детей. Один заболевший ребенок на 50000 здоровых.

Шизофрения – заболевание психики, при котором страдает познавательная и эмоциональная сферы. Это проявляется уходом в себя и избеганием общения, снижением активности, оскудением эмоций, приступами однообразного возбуждения. Пациенты страдают от бредовых состояний, галлюцинаций зрительных и слуховых.

Полезная реклама. Рекомендуем обратить внимание на страховку от коронавируса COVID-19. Стоимость полиса от 1690 рублей, есть тарифы для всей семьи. Совместно с Zetta Страхование.

Для шизофрении характерно нарушения психической деятельности (речь, эмоции, поведение).

Причины и признаки

Точные причины шизофрении у детей не установлены. Но к факторам риска можно отнести следующие:

  • наследственность (заболевание может передаваться по наследству),
  • длительный стресс (регулярное насилие в семье, в том числе и насилие по отношению к ребенку),
  • внутриутробные инфекции и вирусы,
  • поздняя беременность,
  • прием психотропных средств в подростковом возрасте.

Как правило, шизофрения дает о себе знать ближе к семи годам. Часто заболевание проявляется в подростковом возрасте. Но в некоторых случаях признаки шизофрении можно распознать чуть ли не с рождения.

Признаки шизофрении у детей до 7 лет

В особо тяжелых случаях проблемы психического развития заметны у младенцев и детей первых лет жизни. Не характерный для грудных детей сфокусированный взгляд, оставляющий ощущение, что ребенок смотрит на нечто, не видимое взрослым. Иногда младенец не реагирует и не следит взглядом за перемещаемой перед его лицом погремушкой или другой вещью. Такие дети спят плохо, у них повышена реакция на громкие звуки или яркий свет, они вялы и часто плачут.

Дети, страдающие шизофренией с раннего возраста, имеют задержки в развитии речи и мелкой моторики. В 75% случаев у детей с шизофренией, диагностированной уже в семилетнем возрасте, наблюдались задержки развития в раннем детстве.

У детей одним из признаков шизофрении в раннем детстве является не правильное формирование игровой деятельности.

Ребенок предпочитает однообразную игру, от которой создается впечатление одержимости одним или несколькими объектами, или действиями.

Шизофрения у детей проявляется нарушением межличностных отношений, отсутствием привязанности к родителям или другим значимым взрослым.

Отличительной чертой детей страдающих шизофренией является агрессия, проявляющаяся с первых лет жизни. Такие дети медлительны и неловки, но при этом легковозбудимы склоны к крикам и истерикам. Все эти признаки нарастают с возрастом и уже к трем или четырем годам шизофрения развивается до такой стадии, что видны ее характерные симптомы.

Стоит заметить, что шизофрения, начавшаяся в раннем детстве или младенчестве, всегда протекает в тяжелых формах, и приводит к существенным дефектам в интеллектуальной сфере. Это связано с нарушением познавательной деятельности, которая только формируется в раннем детстве.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Первые признаки шизофрении у детей – это отстраненность от коллективной, да и обычной жизни. У ребенка меняются интересы и мировоззрение, его отношение к миру, другим людям. Это связано с тем, что заболевание приводит к разрушению личности, которая теряет единство и связь с окружающим.

Школьник, страдающий от шизофрении, начинает плохо учиться, ему кажется, что он хуже других и все плохо к нему относятся. Это приводит к замкнутости и мрачности. Ребенок теряет контакт с другими людьми: одноклассниками, родителями, кажется что все и все ему неприятны. Привычные интересы уходят из жизни ребенка, их могут сменить навязчивые маниакальные увлечения.

Больной шизофренией стремится к одиночеству.

Еще одним из признаков шизофрении у детей является нарушение восприятия. Ребенку сложно объединять элементы в целое или выделять значимое из целого. Больные зацикливаются на деталях, при этом им сложно отделить сон от реальности. Ребенок не может понять, где сон, а где реальность, это связано со странными и фантазийными снами, с навязчивыми необычными, яркими идеями и мыслями в реальности.

Признаком шизофрении является ощущение, что ребенок лишился внутреннего стержня, утратил стремления, он отрешен от внешнего мира и погружен в себя. Поведение начинает характеризоваться некой утонченностью, ребенку сложно общаться с посторонними, круг общения сужается.

Со временем все эти проявления нарастают, и шизофрения проявляется первым психозом (галлюцинации, бред, навязчивее идеи, приступы агрессии).

Ребенок в состоянии острого проявления болезни не может нормально воспринимать реальность, его восприятие фрагментарно, в некоторой степени случайно.

Симптоматика

Детская шизофрения в своем проявлении может отличаться от симптоматики взрослых больных. В раннем возрасте ее трудно диагностировать. Особенно остро шизофрения проявляется в период возрастных кризисов (трех, семи и тринадцати лет).

Симптомы заболевания разнообразны и зависят от возраста ребенка и формы заболевания. Но общим можно назвать проявление кататонических состояний.

Симптомы кататонического состояния

Кататонические состояния могут проявляться, не зависимо от формы заболевания.

Это состояние отличается повышенным возбуждением, импульсивностью действий. Приступ может длиться несколько часов.
Основными симптомами кататонического состояния являются:

  • бесцельный бег или топтание на месте, резкие прерывистые движения без определенной цели,
  • хаотичное хождение, часто по кругу, с «пустым» взглядом. Походка может быть страной с неравномерным ритмом. Ребенок не устает от длительного хождения,
  • возбуждение, резко сменяющееся вялостью. Ребенок может резко остановиться и улечься в страной позе,
  • часто ребенок может проснуться среди ночи, и мучатся бессонницей,
  • при тяжелом течении болезни случаются приступы агрессии. Ребенок буквально крушит все, что его окружает, пытается укусить или удушить себя, может выкрикивать бессвязные слова.

Как проявляется болезнь в зависимости от возраста ребенка?

В раннем детстве заболевание проявляется следующими симптомами:

  • уход от реальности, погружение в себя,
  • гиперактивность,
  • двигательные расстройства (стереотипные движения, регресс ходьбы),
  • бедность эмоций,
  • застывание в необычных позах,
  • бессвязная речь,
  • беспричинные слезы или смех,
  • бессмысленные выкрики.

Для детей шести лет и старше характерным симптомом шизофрении является расстройство мышления. Так же к проявлениям заболевания относят:

  • фантазии, в которые ребенок полностью уходит от реальности,
  • усиление тревожных состояний и страхов,
  • чрезмерная мнительность,
  • вялость и пассивность,
  • навязчивые движения,
  • частые перепады настроения,
  • жалобы на скуку.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.

Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.

Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.
Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.
Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Общими проявлениями заболевания можно назвать следующие особенности:

  • амбиволентность,
  • проблемы коммуникации,
  • неуверенность в действиях или суждениях,
  • расстройства мышления,
  • расстройства речи (речь может быть как быстрой и отрывистой, так и замедленной с заиканиями),
  • выдумывание новых слов,
  • снижение интеллекта,
  • не способность к ассоциативному мышлению,
  • утрата интересов и увлечений, но при этом может быть маниакальная одержимость неким объектом,
  • бедность и невыразительность эмоций,
  • трудности в ответах на прямые вопросы,
  • навязчивое повторение мыслей,
  • незавершенность высказываний,
  • эгоцентризм,
  • вычурные и сложные высказывания.

Особенности диагностики

Выявить шизофрению у детей в раннем детстве довольно тяжело из-за особенностей развития – томография или ЭЭГ не всегда могут помочь в диагностики. Поэтому выявить форму шизофрении сложно, так как для ее установления очень важно опросить пациента о его галлюцинациях и ощущениях. Из-за этого диагнозы ребенка могут меняться от депрессивного состояния до расстройств аутичного спектра. Часто в раннем возрасте вместо шизофрении диагностируется аутизм.

Проще диагностировать заболевание в подростковом возрасте. Диагноз ставится на основе беседы с психиатром и при явных симптомах шизофрении (оскудение эмоциональной сферы, апатия, расстройства личности). В этом возрасте для уточнения диагноза врач может назначить следующие дополнительные обследования:

  • ЭЭГ (электроэнуцифлографиию) позволяющую отследить активность мозга и увидеть аномалии в его работе;
  • Обследование сосудов;
  • МРТ, благодаря которому выявляются типичные для шизофрении поражения структур головного мозга;
  • Анализы на вирус Эпштейн-Барра или тесты на наличие следов наркотических средств.

Особое место в выявлении шизофрении занимает анализ рисунков больного. Поставить диагноз на основе творчества не возможно, но помочь в установлении формы заболевания оно может. Рисунки больного необычны их отличает стереотипность, неестественное сочетание цветов, необычность форм.

Лечение

Для лечения шизофрении у детей применяют медикаменты и психотерапию.

Маленьким детям назначают нейролептики, при необходимости ноотропы.

Важно поддерживать контакт родителей и лечащего врача, сообщать ему о малейших изменениях в состоянии ребенка.

Родителям не стоит отказываться от госпитализации ребенка, так как без нее невозможно добиться ремиссии заболевания.

Также важно помнить, что диагноз шизофрения не всегда ставит крест на будущем, своевременное и полноценное лечение позволяет ребенку оставаться частью общества. Дети с данным заболеванием могут посещать общеобразовательные школы, домашнее обучение назначается в случае, если сильно выражены аутичные симптомы шизофрении.

Советы родителям

Воспитание и совместная жизнь с ребенком больным шизофрений довольно сложные задачи и требуют большой силы воли и терпения. Самое главное, что нужно родителям сделать, это принять диагноз сына или дочери и верит в успех терапии.

Вот несколько советов специалистов:

  • не нужно спорить с ребенком о его галлюцинациях. Для детей с диагнозом шизофрения их видения часть реальности;
  • постараться создать комфортный режим и обстановку, чтобы ребенок не испытывал лишние эмоциональные перегрузки;
  • стараться обезопасить ребенка от самого себя во время психоза.

Важно вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. От этого во многом зависит дальнейшее будущее ребенка. Поэтому, заметив повторяющиеся странности в поведении ребенка, стоит обратиться к врачу, не дожидаясь первых манифестаций заболевания.

Шизофрения – это одно из частых психических заболеваний взрослых, у детей шизофрения встречается редко, её выраженные проявления возникают чаще всего в пубертатном (или препубертатном) возрасте.

Термин «шизофрения» происходит от греческих слов «схизо» – расщепляю, «френ» – ум. Расщепление личности, нарушение её единства проявляется в расстройстве внутренней связи психических процессов, в одновременном существовании противоположных чувств и стремлений. Поэтому реакции больного на окружающее непонятны, неестественны, поведение его кажется странным, чудаковатым. Нарушение единства отмечается и в мыслительной деятельности, нет последовательности в логических процессах. Характерным признаком шизофрении является также отрыв от реальности, тенденция к уходу в свой внутренний мир – аутизм.

Общепризнанным критерием дифференциации шизофрении является ведущий психопатологический синдром. Выделяют четыре формы шизофрении:

1) Простую, характеризующуюся нарастающим эмоциональным опустошением, расстройством мышления, аутизмом (нарушение контакта с внешним миром);

2) Гебефреническую – с разорванностью мышления, вычурностью, манерностью, дурашливостью, эйфорией;

3) Кататоническую, при которой основное место в клинической картине принадлежит кататоническим явлениям (ступор и возбуждение);

4) Параноидную – с преобладанием бредовых идей.

Для правильного понимания клинической формы шизофрении очень важно учесть не только симптоматику, но и тип течения болезни. В соответствии с типом течения могут быть выделены следующие варианты:

1) Медленно текущие с постепенным началом болезни и дальнейшим непрерывным течением процесса с небольшими обострениями, без острых приступов и без ясно очерченных ремиссий;

2) Приступообразно протекающие в виде отдельных остро (или подостро) начинающихся приступов с ремиттирующим и интермиттирующим течением;

3) Смешанные по течению формы.

Внутри каждой из этих трёх групп проводится дальнейшая дифференциация по психопатологическим синдромам.

Причины возникновения

В этиологии шизофрении у детей играет немаловажную роль генетическая предрасположенность, жизненные условия раннего детства, психологические и социальные взаимодействия, нейробиологические нарушения, однако единая органическая причина пока не установлена.

Клиническими фактами устанавливается, что часто возникновению у ребёнка шизофрении предшествует ряд внешних вредностей в форме инфекций, интоксикаций, психических травм. Не все инфекционные и токсические агенты играют одинаковую роль в возникновении шизофрении. Развитию данного заболевания относительно чаще способствуют инфекции, протекающие с небольшой интенсивностью, но длительно (такие инфекционно-аллергические заболевания, как ревматизм, из острых инфекций – повторные ангины, грипп и др.).

Патологическая анатомия

При макроскопическом исследовании характерных изменений головного мозга обычно не обнаруживается. Нередко отмечаются гипоплазии и аномалии строения различных внутренних органов и эндокринных желез (половых, щитовидной, гипофиза, надпочечника).

Данные микроскопического исследования более характерны для шизофрении, но они видоизменяются в зависимости от типа течения. Когда речь идет о медленно начинающейся форме болезни, с непрерывным течением, обычно устанавливают в нервных элементах наличие дегенеративных процессов, ведущих к гибели клеток. Такие поражения локализуются преимущественно в третьем и пятом слоях коры лобных, височных и нижнетеменных долей головного мозга. Подкорковые узлы вовлекаются в процесс относительно редко. Пролиферации мезоглии не отмечается.

В том случае, когда больные погибают в острой стадии болезни, в патологоанатомической картине отмечаются явления острого набухания периваскулярного отёка, тигролиза нервных клеток. Однако эти изменения нетипичны только для шизофрении. Они могут быть отнесены и к изменениям, возникающим в агональном периоде.

Симптомы

Клинические проявления шизофрении у детей и подростков зависят от возраста больного. Различие между детской и пубертатной шизофренией значительно больше, чем между шизофренией у подростков и взрослых.

Клиническая картина шизофрении у детей младшего возраста элементарна. Выраженные психотические проявления – галлюцинаторные и бредовые синдромы – встречаются сравнительно редко, однако основные признаки шизофрении наблюдаются и у детей. Начало данного заболевания иногда бывает острым (или подострым). Возникают состояния немотивированного, беспредметного страха, сопровождающиеся обычно зрительными галлюцинациями. Вскоре после этого ребёнок перестаёт общаться с окружающими, не играет с детьми, нередко совершенно перестает говорить (мутизм) или говорит очень мало.

В дальнейшем у некоторой части больных отмечаются более или менее выраженные кататонические явления (кратковременные застывания, негативизм, манерность, стереотипия поз и движений).

Характерны для детей, страдающих шизофренией, расстройства речи (изменение темпа, ритма, модулированности, появление аграмматизмов), утрата навыков самообслуживания и опрятности.

В начальном периоде болезни иногда наблюдаются также навязчивые состояния и ритуалы, которые первоначально имеют аффективное содержание, а в дальнейшем превращаются в двигательные стереотипы. Постепенно становится более отчетливым расстройство мышления и нарастающее эмоциональное опустошение. Бледнеет аффект, ничто не радует и не печалит больного. Нередко теряется привязанность к близким.

Гораздо чаще шизофрения у детей начинается постепенно и протекает медленно, без острых приступов. В таких случаях точно установить начало заболевания бывает достаточно трудно. Ранним симптомом чаще всего является снижение жизнерадостности, детской непосредственности и активности; наблюдаются спонтанные колебания настроения, во время которых ребёнок становится ещё более пассивным, жалуется на скуку, временами появляется тоскливость, состояние немотивированного беспокойства с двигательной ажитацией.

На фоне нарастающей вялости, безучастности, бездеятельности, часто возникают беспредметные страхи, нелепые поступки, причудливые шалости, немотивированная агрессия. Наблюдаются также расстройства со стороны двигательной сферы: движения становятся замедленными, неловкими, походка и мимика изменяются. Несколько позже обнаруживаются изменения мышления, его непоследовательность, нелогичность, часто склонность к бесплодному мудрствованию.

Дети постарше, способные к самонаблюдению и самоотчёту, жалуются на нарушение течения мыслительных процессов – «задержки», «наплывы», раздвоение мысли. Своеобразно изменяются и интересы больных детей. Вместо характерной для здорового ребёнка активной пытливости, направленной на познание конкретных явлений окружающего мира, появляются странные, оторванные от реальной жизни, чуждые данному возрасту интересы, вопросы: «что такое время», «когда всё кончится» и т. п. Излюбленным занятием становится чтение словарей, заучивание календаря, составление ненужных планов и схем географических карт. Наряду с этим обнаруживается склонность к патологическому фантазированию, часто отражающему опасения или желания больного, его патологически изменённое отношение к окружающим людям.

Особенно отчётливо выявляются все эти изменения в играх больного ребёнка, которые утрачивают живость, подвижность, творческую фантазию и становятся всё более однообразными, причудливыми по содержанию и, что особенно характерно, играми в одиночку, без участия сверстников.

По мере развития болезненного процесса, на первый план всё больше выступает эмоциональное опустошение и потеря активности, утрата аффективных связей и нарастание холодности, отчуждённости, эмоционального притупления.

Таким образом, в клинической картине шизофрении у детей достаточно выражены основные признаки болезни: нарастающий аутизм и утрата единства психики. Но у детей проявления этих нарушений более однообразны: аутизм выражается больше в своеобразных фантазиях, а расщепление психики – в автоматизмах и ритуалах.

Наряду с основными признаками, в клинической картине шизофрении есть и ряд других симптомов, которые называют «дополнительными», так как они встречаются не только при шизофрении, но и при многих других психических заболеваниях. К ним относятся:

1) Кататонические синдромы – состояния ступора и возбуждения;

2) Галлюцинации и псевдогаллюцинации;

3) Бредовые идеи;

4) Гебефренические проявления (манерность, дурашливость, нелепость поступков, разлаженность мышления);

5) Депрессивные и маниакальные картины.

Однако в клинической картине шизофрении у детей в допубертатном возрасте дополнительные симптомы не занимают такого большого места, как при шизофрении у взрослых. Из отдельных клинических синдромов, у детей относительно чаще наблюдаются кататонические явления. Из галлюцинаций чаще встречаются зрительные, реже – слуховые. Бред отмечается главным образом в рудиментарной форме (в форме бредовой настроенности) и сопровождается диффузной тревогой и страхом. По содержанию это чаще бред преследования, отношения; более сложные формы встречаются редко.

Клинические формы шизофрении, начинающейся в пубертатном возрасте, отличаются от детских:

1) Большей частотой возникновения;

2) Склонностью к приступообразному типу течения;

3) Более сложной клинической картиной.

У подростков, так же как у взрослых, наблюдаются разнообразные синдромы: галлюцинаторные, бредовые, депрессивные, кататонические, гебефренные и др.

Заболевание часто начинается остро: появляется тревожность, растерянность, восприятие окружающего изменяется; больной испытывает страх, галлюцинации, высказывает бредовые идеи. Характерны наблюдающиеся в это время нарушения сна (бессонница), соматические и вегетативно-сосудистые расстройства. Такие эпизодические психотические вспышки возникают иногда задолго до начала длительного приступа психоза, носят кратковременный характер. Типичными продромальными симптомами шизофрении у подростков являются нарастающая апатия, отгороженность от окружающего, снижение работоспособности, отдельные неожиданные и нелепые поступки.

В острой стадии возникает двигательное и речевое возбуждение с импульсивностью и агрессивностью, манерностью, стереотипией, негативизмом. Мышление разорвано, непоследовательно, речь бессвязна, иногда представляет только набор слов. Часто кататоническое возбуждение сменяется ступором. Иногда оба этих состояния несколько раз чередуются в течение одного приступа.

Бредовые переживания имеют разнообразное содержание: чаще всего наблюдается бред воздействия и преследования, реже – самообвинения, ещё реже – величия. Настроение изменчиво: то повышенное с оттенком весёлого, то подавленное, депрессивное, часто преобладают раздражительность и злобность. Больные недоступны контакту, негативистичны. На высоте приступа иногда отмечаются явления спутанности и нарушения ориентировки в окружающем; восприятия неотчетливы, больные не знают, где находятся, кто их окружает, не ориентируются во времени. Однако эти нарушения сознания очень кратковременны и нестойки.

В этот период болезни подростки имеют вид соматических больных: голос хриплый, лицо красное, иногда сальное, запекшиеся губы, обложенный язык. Отмечаются потливость ладоней и стоп, запах изо рта, резкий дермографизм, тремор, фибриллярные подергивания мышц лица, иногда сыпи, субфебрильная температура.

Течение болезни

Шизофрения является прогредиентным заболеванием с тенденцией к неблагоприятному исходу. Однако такая тенденция к неблагоприятному исходу отнюдь не всегда реализуется. Наблюдаются и более благоприятные формы течения с такими глубокими и длительными ремиссиями, которые можно расценить как практическое выздоровление.

Остро начавшаяся шизофрения в раннем детском возрасте протекает менее благоприятно, чем в пубертатном, в связи с тем, что шизофренический процесс поражает несформировавшийся мозг. В картине дефектного состояния у детей раннего возраста большое место занимают симптомы нарушенного развития (больные не по возрасту инфантильны), нередко отмечается и более или менее выраженная умственная отсталость. Однако нередко интенсивный рост и развитие, присущие детскому возрасту, могут оказывать и положительное влияние на течение болезни и повышать компенсаторные возможности больного. В том случае, когда процесс малоинтенсивен и течёт более медленно, ребёнок, заболевший шизофренией, продолжает развиваться и даже неплохо успевает в школьных занятиях.

Необходимо подчеркнуть, что современная терапия и благоприятные условия жизни, правильное воспитание, учитывающее патологические особенности ребёнка, могут существенным образом повысить восстановительные процессы и компенсаторные функции организма и стимулировать его дальнейшее развитие. Таким образом, может быть не только достигнута определенная компенсация причинённого болезнью ущерба, но и осуществлена профилактика дальнейших обострений шизофренического процесса.

Шизофрения, остро начавшаяся в пубертатном возрасте, нередко протекает приступообразно с хорошими ремиссиями. Длительность приступа психоза от 2-3 недель до 2-3 месяцев и больше. По окончании острой фазы больные в течение нескольких дней или недель остаются подавленными, ипохондричными, малодоступными, астеничными, неработоспособными. Иногда они бывают расторможены, грубы, несколько эйфоричны и дурашливы. Постепенно состояние больного улучшается, наступает ремиссия, которая может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Глубина ремиссии и её качество могут быть различными. При хорошем качестве ремиссии работоспособность больного более или менее быстро восстанавливается и поведение его становится упорядоченным. Относительно часто отмечается снижение работоспособности и недостаточная устойчивость поведения. Большое значение для устойчивости ремиссии имеют условия, в которых живет больной, отношение к нему родных, организация его лечения в домашних условиях (поддерживающая терапия). Для некоторых больных трудоустройство или организация трудового режима является основным фактором, способствующим хорошей компенсации дефекта.

Лечение

Для лечения больных шизофренией детей применяется ряд лечебных мероприятий, а именно:

• Инсулинотерапия. В зависимости от стадии болезни и преобладающих синдромов можно ограничиться только гипогликемическими дозами, не вызывающими шоков, или применять большие дозы, вызывающие гипогликемическую кому. Курс инсулиношоковой терапии не менее 2 месяцев. Этому виду лечения лучше поддаются больные шизофрений с малой давностью болезненного процесса.

• Нейролептические препараты. Курс лечения длительный, в течение нескольких месяцев (а иногда и лет). Выбор того или иного препарата зависит от преобладающих клинических синдромов и степени их выраженности, а также давности заболевания.

• При некоторых медленно и вяло протекающих формах шизофрении с отсутствием грубых психотических проявлений применяются различные стимулирующие и успокаивающие средства в комбинации с транквилизаторами и нейролептическими веществами. Лечение детей проводится амбулаторно в условиях психоневрологического диспансера.

Большое значение для закрепления ремиссии и предупреждения рецидивов имеет поддерживающая терапия различными лечебными средствами, которая проводится в амбулаторных условиях. При всех формах шизофрении большую роль играет и психотерапия, помогающая больному найти занятие, соответствующее его интересам и возможностям.

Рекомендуем посмотреть видео о детской шизофрении

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребенка данного заболевания, обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Шизофрения у детей: симптомы, диагностика

Особые трудности в диагностике и лечении вызывает ранняя форма шизофренического процесса — шизофрения у детей. Симптомы и признаки болезни в разные периоды детства отличаются и трудно поддаются описанию и систематизации. Подтверждением диагноза и подбором терапии должен заниматься грамотный врач-психиатр, который имеет многолетний опыт работы с детьми шизофрениками.

Ставить диагноз и назначать лечение ребенку с диагнозом «шизофрения» должен опытный врач-психиатр.

Детская шизофрения начинается в раннем возрасте, когда психика только начинает развиваться. Это порождает три особенности:

  • стертость клинической картины — симптомы болезни не достигают уровня взрослой шизофрении. Например, признаками шизофрении у детей до года являются неадекватная реакция на дискомфорт, равнодушие к матери и близким. Сами по себе они кажутся ничтожными, но умелый психиатр может уже в столь малом возрасте выявить ребенка из группы риска;
  • детская специфика — заболевший ребенок много и странно фантазирует, рассуждает на философские темы; может стремится к асоциальности, бродяжничеству, употреблению алкоголя и наркотических веществ;
  • неравномерность развития — периоды опережения нормы чередуются с задержками. Например, ребенок поздно встал и научился ходить, но рано заговорил целыми фразами.

Эти особенности позволяют лучше понять, как проявляется шизофрения у детей в зависимости от возраста начала болезни.

Как проявляется шизофрения у детей

В два года у ребенка появляется собственная речь. До этого момента основные признаки — это нарушения эмоциональной связи с матерью и обусловленное галлюцинациями поведение. Ребенок видит или слышит реальное лишь для него и ведет себя соответственно. Самое частое проявление: иррациональные страхи — например, страх белого цвета.

Поступление в садик — начало активной социальной жизни. И здесь проявляются отстраненность или навязчивость, беспомощность или агрессивность, опережающее или отстающее развитие. Если у малыша наблюдаются необычные симптомы, нужно показаться детскому психиатру, который знает, как определить шизофрению у ребенка.

Важно

Диагноз нельзя поставить по одному или даже нескольким симптомам. Шизофрения — коварное заболевание, которое может быть похоже и на невроз, и на депрессию, и на слабоумие. Объективная диагностика возможна — например, с помощью Нейротеста.

До начала полового созревания у девочек и мальчиков болезнь протекает одинаково. Психотические симптомы развиваются из детской картины мира. Действующими персонажами бреда и галлюцинаций становятся игрушки, фольклорные персонажи, вымышленные герои.

Половое созревание добавляет внешность и сексуальность к возможным болезненным переживаниям. Развитие психики и багаж знаний подростков приближается к уровню молодых взрослых. Поэтому и признаки у детей шизофреников от 12 лет и старше (в зависимости от скорости созревания) приближаются к классическим — неадекватные идеи, на которых ребенок зацикливается, «голоса», непонятные ощущения или «видения». Наблюдается чрезмерное внимание к внешнему виду (похудение вплоть до анорексии, стремление исправить несуществующие физические недостатки), бред чужих родителей, навязчивые мысли и действия, неадекватное поведение с агрессией, расторможением влечений, уходами из дома.

При отсутствии лечения и реабилитации начало заболевания искажает дальнейшее развитие личности и интеллекта. В некоторых случаях оно не только останавливается, но и регрессирует. Это может случиться и в 17, и 5 лет.

Как распознать шизофрению у ребенка

Даже во взрослой практике не существует симптома, который однозначно подскажет, болен человек шизофренией или нет. Специалист всегда ориентируется на совокупность симптомов, их развитие на протяжении времени и порядок появления. На фоне неразвитой детской психики это особенно важно.

Детская шизофрения симптомами и признаками разделяется на:

  • простую — бред и галлюцинации отсутствуют, ведущие симптомы — угнетение воли, мотивации и уплощение, обеднение эмоций. Дети с такой формой весьма восприимчивы к лечению;
  • гебефренную — на первый план выходит вычурное кривляние, протестность, импульсивность, агрессия к себе и окружающим. Без лечения такие дети практически не поддаются обучению, опасны для себя и окружающих.
  • кататоническую — дети сохраняют вычурные позы, которые им придают, размахивают руками или раскачиваются, однообразно выкрикивают или тараторят, наотрез отказываются разговаривать, повторяют за окружающими слова, мимику, движения.

Ранняя диагностика шизофрении у детей проводится детским психиатром. Беседа с врачом — важный этап процесса, который определяет дальнейшую тактику. По одним только симптомам диагноз поставить сложно, но на помощь приходят современные методы диагностики — Нейротест.

Нейротест — это исследование небольшой пробы крови из пальца. Если уровень исследуемых веществ повышен, то диагноз «шизофрения» подтвержден.

Доказано, что даже если клиническая картина (проявления болезни) размыта и не поддается четкому описанию, по повышению уровня провоспалительных биологических веществ в крови можно подтвердить, есть ли у ребенка шизофренического заболевание и насколько остро оно протекает. Нейротест можно проводить и в 4 года, и в 15 лет.

Первые признаки шизофрении у детей может выявить клинический психолог. Он выполняет патопсихологическое исследование — тестирует когнитивные процессы ребенка. Определенные отклонения от нормы показывают нарушения мышления уже на ранних стадиях.

В сложных случаях хорошая клиника может быстро организовать прием научного консультанта, узкого специалиста или консилиум.

Признаки шизофрении у детей: поведение и сигналы в разном возрасте

Поведение и игра крайне важны для уточнения психического здоровья. Ведь даже овладев речью, дети еще долго учатся выражать словами внутренний мир. А в игре они неосознанно проецируют свои представления и переживания.

Внимательного родителя может беспокоить игра с перевоплощениями. Ребенок стремится быть только отрицательным персонажем, имитирует социально неодобряемые действия. Из такого воплощения он выходит с трудом. Всё это может быть признаками шизофрении у детей 7 лет и младше.

Важно

Организм ребенка гораздо более восприимчив к лекарствам, поэтому препараты и их дозировки должен подбирать опытный специалист.

Подросткам чаще присущ гебоидный синдром, с грубо утрированными патологическими влечениями, половой расторможенностью, снижением эмоциональной привязанности и морально-этических качеств. Раннее выявление и начало лечения позволяют минимизировать или избежать гебоидное поведение вовсе.

Лечением шизофрении у ребенка занимается грамотный детский психиатр. Адекватная комбинация медикаментов и регулярное наблюдение у лечащего врача помогут ребенку адаптироваться к окружающему миру. .

Шизофрения в 11 лет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *