Секс в древней Руси

Российские историки не торопятся защищать докторские диссертации по теме блуда на Руси — в первые же десятилетия правления династии Романовых по ряду политических причин были уничтожены бесценные свитки и летописи древнейших времен. Вот и приходится многое из истории и традиций славянских народов (в том числе — развитие интимных отношений) восстанавливать по «косвенным уликам» — свидетельствам чужестранцев.
Сексуальность долгое время (вплоть до XII века) ассоциировалась у наших предков с праздником, смехом, песнопениями и неким музыкальным сопровождением. Так, один из такого рода праздников древних славян — в честь бога женитвы Лада — позднее стал днем Ивана Купалы. Трудно даже вообразить сексуальное раздолье в честь бога Лада, если вспомнить, что о куда более пристойном празднике Ивана Купала в XVII веке православные монахи писали: «Тут же есть мужам и отрокам великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же».
«Фирменным» знаком древнеславянских интимных отношений было отсутствие традиций скотоложства и гомосексуализма, а также категорическое нежелание мужчин выносить свои победы над дамами на всеобщее обсуждение. Бахвальство же успехами у дам практиковали и древнеиндийские герои, и западноевропейские рыцари.
Основателем борьбы «за моральные устои» на Руси следует, вероятно, считать… княгиню Ольгу. В 953 году она издала первый известный нам указ на сексуально-свадебную тему — о денежной или вещевой компенсации за бездевственность. Однако волхвам запретил заниматься дефлорацией лишь князь Святослав в 967 году, провозгласив, что отныне лишение девственности — прямая обязанность мужа и его достоинство. Святослав попытался запретить и танцы «в непотребное время», то есть в дни, когда всерусских праздников не отмечалось. Дело в том, что танцы у многих народов мира, в том числе и у славян, считались забавой эротической — во время прыжков и подскоков оголялись интимные места, в обычное время прикрытые юбкой, хламидой (накидкой) или кофтой. Но это было явным перебором сексуальных реформаторов — народ начал бунтовать. Пришлось указ отменить.
Главную же лепту в обуздание «сатанинских страстей» на Руси внесла православная церковь, начавшая реально утверждаться на Руси в XII веке.
Как класс, были ликвидированы волхвы. Акушерок-знахарок объявили «бабами богомерзкими», подлежащими полному изничтожению. Даже защита от зачатия путем приема трав считалась «убивством тяжким».
Татаро-монгольское иго не помешало православию начать борьбу с такими видами мылен (бань), как девичья (за день до свадьбы) и брачная (совместная баня супругов сразу после бракосочетания). Их подменили обязательным раздельным омовением супругов после «греха соития». Секс даже между супругами стали считать греховным, исключение составляло только соитие ради зачатия.
Церковь запрещала женщинам «возводить брови и краситися, дабы не прельстити человекы во погыбель сласти телесныя». Многочисленные посты и постные дни (среда и пятница) оставляли супругам зазор лишь в 50 сексуальных дней в году. Причем в каждый из тех дней, хотя бы и свадебный (!) — не более одного акта.
Ввели запрет на позицию «стоя» — забеременеть в ней трудно, а значит она «не чадородия для, а токмо слабости ради», то есть во имя удовольствия. Тех, кто совершал половые акты в воде объявляли колдунами и ведьмами. Нормы христианства предписывали женщине во время соития лишь одну позицию — лицом к лицу, неподвижно лежа снизу. Возбранялись поцелуи тела. «Доброй женой» считалась асексуальная супруга, испытывающая отвращение к половой жизни.
Во время исповеди каждый должен был отчитаться об интимных делах своих. Попам предписывалось задать мирянам массу вопросов на эту тему, в том числе и такой: «Не влагали ль вы уста и перста свои ближним своим в места непотребные и куда ненадобно?»
Русский народ, однако, подозрительно вяло реагировал на поповские проповеди. Как самое доступное средство выражения эмоций в нечеловеческих условиях жизни, креп и развивался матерный сленг. Причем из всего-то шести-семи неоднокоренных слов грязно-сексуального характера было насочинено такое количество вариаций, что по сей день не приснится всем языкам мира, вместе взятым. Из них слагались частушки, потешки, пословицы, поговорки. Ими пользовались и в лихих ссорах, и в шутейных разборах, и в бытовых разговорах.
Что же до церковных запретов на сексуальные радости, то уже к XVIII веку бытовала поговорка: грех — когда ноги вверх, а опустил — Господь простил.
Примечательна, в частности, и реакция народа на «роль груди на Руси». Церковь во все времена высмеивала и охаивала большую женскую грудь, вплоть до того, что блудниц на иконах писали с лицами страшными и грудями огромными. Люди же на подобное реагировали одинаково — старались брать в жены девок дородных, с бюстом размера седьмого-восьмого.
Рискну предположить, что в XVI веке следует искать и истоки странных отношений между зятем и тещей. В ту пору отцы стремились выдать дочерей замуж как можно раньше, девственницами — в 12 — 13 лет. Сердобольные же мамаши, дабы обезопасить своих девочек от фатальных исходов, в первую же брачную ночь сами ложились под зятьев. И затем, продолжая бережно охранять здоровье юных дочек, года 2 — 3 делили ложе и с мужем, и с зятем.
По мнению этнографа Николая Гальковского, «сексуального пика» наша страна достигла в XVI веке — «простой народ погряз в разврате, а вельможи изощрялись в противоестественных формах этого греха при попустительстве, а то и двойственной позиции церкви».
Совокуплениями занимались не только в кабаках, но порой и на улице. Главными же борделями стали бани, общие в то время для мужчин и женщин. Свадьбы имели обыкновение отмечать два-три дня, причем уже во второй день невозможно было найти ни одного трезвого и совсем немногие гости к этому времени не имели половых связей с тремя-четырьмя представителями противоположного пола.
Еще круче кутили богачи. Их свадьбы длились неделю. И тон, как правило, задавали опричники — главные виновники проникновения на Русь содомского греха (гомосексуализм). Число извращенцев росло и в монастырях. Дело дошло до того, что замечен был в скотоложстве глава русской церкви митрополит Зосима (еще в XV веке).

Содержание

Скакания, яровухи, «нестыдная любовь» дворян и епитимья за поцелуи. Хроники русской сексуальной культуры с древности до 1900-х

Изменчивый эрос

С сексуальной культурой народов связано множество заблуждений. Все мы слышали от старших о том, что сейчас, мол, происходит очевидное падение нравов, а раньше-то и слова такого — «секс» — до совершеннолетия не знали, и вообще вели себя гораздо приличнее.

Сексуальность, как показал Мишель Фуко, является историческим конструктом и зависит от состояния общества. Но при этом изменения сексуальной культуры не всегда представляли собой однонаправленный поток от высокой морали к свободным отношениям.

Мы сами наблюдали, как после долгого советского табу в 90-е в России произошла сексуальная революция, а совсем недавно значительная часть сограждан, не без усилий церкви и властей, если не ударилась в неопуританство, то молчаливо одобрила его. Подобные перемены происходили и раньше, при этом сексуальная культура одного слоя общества могла разительно отличаться от привычек другого слоя.

Славяне: секс как стимулятор сельского хозяйства

Сексуальная культура древних славян до принятия христианства была связана с культами плодородия. Знакомые нам со школы кривичи и поляне, по всей видимости, не особо отличались от других языческих земледельческих народов. В традиционном обществе многие обычаи и правила продолжают сохраняться как пережитки на протяжение столетий, и благодаря этнографам, запечатлевшим их, мы можем рассуждать даже о таком отдаленном периоде.

Еще в XIX веке горожанин, попавший в деревню, мог увидеть странные картины — идущего за плугом мужичка без штанов, катающуюся по мягкой весенней земле обнаженную пару или бегающую в неглиже по огороду женщину.

Эти странные действия, по мнению антропологов Т. Агапкиной и А. Топорковой, проводились из-за того, что обнаженное дело в тогдашнем сельском обществе наделяли продуцирующей символикой, оно должно было принести земле плодородие.

Пережитки языческой сексуальной культуры находят и в празднованиях на Ивана Купалу и на Масленицу, и в святочных гуляниях. Порой их описывают как массовые оргии, хотя в действительности они были ближе к карнавалу. На Святки и на Масленицу люди обряжались в костюмы животных или обменивались одеждой с противоположным полом. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп так объяснял распространение звериных масок:

«Люди маскировались животными, иногда водили животных с собой. Из этих животных прежде всего обращает на себя внимание коза. <…> Козлу, начиная с античности, в земледельческих религиях приписывалась особая плодовитость и соответствующая ей сила. Здесь достаточно вспомнить козлоногих фавнов, покровителей лесов, полей и стад, и посвященные им разгульные праздники римских луперкалий, которые совершались 5 декабря. Плодовитость и силу животных стараются передать земле…»

Известно, что для пробуждения спящей природы, которая в античной мифологии ассоциировалась с тоскующей по дочери богиней плодородия Деметрой, древнегреческие земледельцы тоже заголялись на пашнях, сквернословили, распевали песни. Эротика в таких ритуалах тесно переплеталась со смехом .

Секс для древних славян не был запретным, но и не имел такой богатой культуры, как в античной или индийской цивилизации. На эту почву в X веке приходит восточное христианство, еще до раскола церквей отличавшееся особой строгостью.

Крещеная Русь: коитус по кодексу от местного священника

Крещение Руси поначалу не влияет на жизнь большинства населения. До XIV века христианство не выходит за пределы городских стен. С другой стороны, Россию точно так же не затрагивает Ренессанс. В Европе в эпоху Возрождения коренным образом пересматривают отношение к человеку и его телу, в России же к XV веку православный гендерный порядок лишь окончательно утверждается.

Вплоть до обмирщения в XVII веке русская культура остается тесно связанной с православием и его аскетичными нормами. В изобразительном искусстве Древней Руси и Московского царства мы не найдем и намека на телесность; в литературе того времени нет намеков на чувственную любовь; и даже женский костюм меняется таким образом, что скрывает очертания женского тела и волосы.

На еще одно отличие нашей истории от европейской указали знаменитые историки культуры Юрий Лотман и Борис Успенский в статье «Новые аспекты изучения культуры Древней Руси».

Карнавальная культура, служащая мостом между элитой и низами, в Московском царстве была представлена значительно уже по сравнению с Европой.

Если на Западе в Средние века и аристократия, и простые люди с радостью принимают участие в народных праздниках, то в России знатные бояре удивляются тому, что в Европе на празднике не только пляшут скоморохи, но и с увлечением танцует знать.

При этом ни у церкви, ни у государства нет возможностей для того, чтобы отследить интимную жизнь у каждого крестьянина. Единственным инструментом остается «страх Божий». Благодаря ему нам и известна интимная жизнь наших предков. Американская исследовательница Ева Левина в своей работе «Секс и общество в мире православных славян, 900–1700» подчеркивает: «Основная масса дошедших до нас средневековых документов по сексуальности — церковные».

За каждый грех полагается определенное церковное наказание — епитимья, заключающаяся в постах и длительных молитвах. Рядовой священник не имеет возможности обратиться сразу ко всему массиву церковного права. Взамен этого он пользуется краткими сводами вопросов для исповеди. При составлении таких небольших трудов священник «…делал упор на прегрешения, которые ожидал найти среди своих прихожан, и избирал нормы и правила, соответствующие его личным представлениям о благопристойности. Несмотря на широчайшие вариации, тексты отражают преднамеренную целенаправленность. В каждой из версий большинство вопросов ориентировано на грехи сексуального характера».

Согласно церковным правилам, половая жизнь строго регламентирована и возможна только в браке.

Для отсутствия порицаний следовало заниматься сексом только в миссионерской позе, только для зачатия ребенка и только в определенные дни.

Ранние каноны запрещали интимные отношения во время праздников. Позже секс ограничивают на период поста. Самые жесткие правила исключают половую жизнь во время всех четырех постов и по субботам. Такого консервативного подхода придерживаются далеко не все. К примеру, новгородский епископ Нифонт не считал сексуальные прегрешения серьезным проступком, заявляя: «Если они молоды и не могут , в том нет никакого несчастья; в собственной жене нет греха».

Правила, связанные с «неправильными» позами, строже. Не одобряется (впрочем, как и в средневековой Европе) положение женщины сверху. Для религиозного мировоззрения того времени это оценивается как нарушение естественной иерархии — подчинения жены мужу. За такой грех для супругов полагается епимитья от трех до десяти лет. Секс в «задних» позах рассматривается как скотский.

Отрицается петтинг, ласки и даже глубокие поцелуи. При этом исследовательница отмечает практически полное отсутствие осуждений орального секса.

Наказания за «неправильный» секс различаются. За ласку назначают несколько недель поста. За соитие сзади могли наложить от шестисот земных поклонов до трехлетнего поста. Встречаются и более суровые кары вплоть до исключения из церковной общины на несколько десятков лет.

Секс как преступление и наказание

Интим вне брака определяется либо как блуд — развратное поведение, либо как прелюбодеяние — измена. Неверность оценивается как более тяжкий грех. В патриархальной культуре отношение к измене женщины и мужчины неодинаково.

Мужчина становится прелюбодеем лишь при измене с другой замужней женщиной, в остальных случаях он блудит. Но изменившая женщина ввергает в грех и мужа.

Левина отмечает: «В одном из сборников нравоучительных загадок была, в частности, такая: „Если замужняя женщина грешит с другим мужчиной, грешен ли ее муж?“ Отгадка была весьма туманной: „Женщина эта уподобляется Еве, уведшей Адама из рая“, — однако намек был на то, что злонравная женщина якобы способна свести своего мужа с пути истинного независимо от того, как он сам ведет себя». Женщина может оправдаться только в случае совершенного над ней насилия.

Принуждение к сексу считалось тягчайшим преступлением. Крещеные славяне того времени воспринимали сексуальность как зло, следовательно, изнасилование для них было двойным грехом.

Надругательство над женщиной каралось обычно и церковным, и светским судом. Подобная практика встречается даже в Церковном уставе Ярослава, относящемся к XII веку. Согласно ему, насильник платит пеню вне зависимости от происхождения жертвы, а также возмещает жертве, без разницы в ее происхождении, 5 гривен серебра за сором (для сравнения: по «Русской правде», штраф за поездку на чужом коне без спроса равняется 3 гривнам, за избиение — 3 гривны, за убийство гридина (дружинника) — 40 гривен, а за смерда (крестьянина) — 5 гривен).

Сочувствие и поддержку встречают также жены и дочери, обесчещенные на войне или побывавшие в плену. Но женщина, чья семья подверглась опале и осуждению, была беззащитна. Английский дипломат Джером Горсей, живший при дворе Ивана Грозного, описал трагическую судьбу матери казненного князя Тулупова:

«И вот она, добродетельная мужняя жена, в знак неудовольствия выдана была сотне пушкарей, и те бесчестили ее один за другим до самой ее смерти: …император же, глядя на все это, заявил: „Так я одариваю тех, кого чту, и так я поступаю с теми, кто оказывается предателем“».

До свадьбы секса нет — или?..

Добрачный секс в официальной культуре считался блудом и, хотя он не был таким тяжким, как измена, общество все равно его осуждало. Ответственность в патриархальном и закрытом мире за сохранение невинности возлагалась на родителей. Для мужчины секс до брака также являлся постыдным, особенно если он был совершен с замужней женщиной. Но для девушки потеря девственности до свадьбы — величайший позор. Невесту за такое могли отправить на несколько лет в монастырь или наложить епитимью до десяти лет. Она лишалась поддержки со стороны семьи.

В работе сексолога Игоря Кона «Клубничка на березке» приводится описание итальянским дипломатом Барберини свадебного ритуала, связанного с девственностью:

«Молодой объявлял родственникам супруги, как он нашел жену — невинною или нет. Выходит он из спальни с полным кубком вина, а в донышке кубка просверлено отверстие. Если полагает он, что нашел жену невинною, то залепляет отверстие воском. В противном же случае молодой отнимает вдруг палец и проливает оттуда вино».

Быт высших слоев общества позволяет ограждать девушек и замужних женщин от соблазнов. С течением времени семейная жизнь становится более замкнутой и закрытой.

К XVII веку знатные женщины, боярыни и дворянки, живут в теремах, на особой, «женской» половине дома. Весь круг общения для них — это родня и слуги. Несмотря на схожесть с восточными гаремами, богатой сексуальной культуры там не возникло.

Более вольные нравы царили в среде крестьян. Об этом говорят и сохранившееся языческие ритуалы с эротическим подтекстом, и записки путешественников — к примеру, Адама Олеария шокировали у московитов совместные бани. Уходят корнями в древность и некоторые виды развлечений молодежи, описанные позже этнографами.

Для молодых крестьян считалось нормальным в минуты свободного времени собраться «на вписку». Интим на них не был редкостью. Игорь Кон прямо указывает на древность подобных забав.

Еще Стоглавый собор осудил «скакания» и «яровухи». И было за что:

«„Скакания“ (от глагола „скакать“) происходили накануне венчания в доме жениха, куда молодежь, включая невесту, приходила „вина пить“, после чего все становились в круг, обхватив друг друга за плечи, и скакали, высоко вскидывая ноги, задирая подолы юбок и распевая песни откровенно эротического содержания. Заканчивалось это групповое веселье сном вповалку».

«„Яровуха“ (по имени языческого божества плодородия Ярилы) состояла в том, что после вечеринки в доме невесты вся молодежь оставалась там спать вповалку, причем допускалась большая вольность обращения, за исключением последней интимной близости. С точки зрения церкви это был типичный „свальный грех“, форма группового секса. Впрочем, некоторые авторы считают, что „срамные“ игры только выглядели беспорядочной оргией, а фактически их эротический компонент имел подчиненное значение, выполняя „прежде всего инициационную, регулятивную и нормирующую функции“».

Гомосексуальность в допетровской России в теории считается тяжелым грехом. Но на практике на протяжении нескольких веков, начиная от Крещения Руси и кончая XVIII веком, однополые отношения наказываются исключительно постами и молитвами.

Англичанин Сэмюэл Коллинз, проживший в России девять лет, писал, что к гомосексуальным отношениям, несмотря на официальное осуждение, здесь относятся терпимее, чем в Англии.

Критика содомии в основном связывается с нарушением гендерных стереотипов и вызывающим поведением. Так, митрополит Даниил, живший в XVI веке, осуждает московских модников, бреющих бороду и использующих косметику, за их подражание женщинам.

Петровская сексуальная революция

В конце XVII — начале XVIII века культура верхов русского общества меняется из-за петровских реформ. Первый русский император, рубивший бороды топором и устраивавший шумные пирушки, сам по себе личность примечательная и дававшая поводы сочинителям скабрезных легенд. Но главная его заслуга — это толчок к эмансипации дворянского сословия.

Интимная сфера освобождается от многочисленных церковных запретов и сталкивается с ограничениями, уже исходящими от государства.

Екатерина II издает указ, запрещающий венчать мальчиков младше пятнадцати и девочек младше тринадцати лет. Священника, нарушившего этот запрет, ждало лишение сана. Добирается закон и до гомосексуализма. Петр Первый вводит наказание за однополые отношения в военный устав, по-видимому, ориентируясь на германские образцы. Мужеложство карается смертью, но затем заменяется на битье кнутом.

Получает право на жизнь чувственная любовь, да и вообще понятие личной жизни. Мы можем узнать об интимной сфере уже не из церковных правил, а из писем, воспоминаний и литературы. Пишут робко: так, в мемуарах Анны Лабзиной есть только намеки на сексуальную затейливость ее мужа, в работе Щербатова «О повреждении нравов в России» мы видим риторику, поразительно схожую с рассуждениями современных консерваторов о «бездуховном Западе», а в русской литературе эротика тесно переплетается с юмором и гротеском, отчего произведения такого рода, начиная с Ивана Баркова, распространяются в самиздате.

Надо понимать, что между культурой верхов и культурой низов после начала XVIII века существует пропасть. Светская культура, введенная Петром, поначалу принадлежит лишь дворянам, и лишь со временем ее элементы проникают в среду купцов и мещан и крестьян, где действуют свои нормы и правила.

Культура низов, того самого безмолвствующего большинства, развивается самостоятельно. В области, связанной с сексуальностью, она не уступает дворянской. В первую очередь, это богатый эротический фольклор. Помимо матерных поговорок и загадок с подвохом, от того времени сохранились эротические сказки, собранные Афанасьевым.

Секс и сословия

В аристократической среде перемены происходят стремительно. Мир дворянских усадеб спустя несколько десятилетий совсем не похож на мир теремов допетровской эпохи. Русские дворяне воспринимают европейскую культуру, а вместе с ней приходят нормы Галантного века, с его культом наслаждения, моды и развлечений.

В мире балов перестает считаться запретным адюльтер. Если раньше право на измену было только у мужчины, то теперь нет ничего страшного в романах на стороне и для дворянки.

Более того, иметь метрессу или любовника на стороне считается модным. Такие свободные отношения красочно описал князь Щербатов, правда, оценив их как одно из проявлений общего упадка нравов:

«Не токмо государь , угождая своему любострастию, тако благородных женщин для удовольствия себе употреблял, но и весь двор в такое пришел состояние, что каждый почти имел незакрытую любовницу, а жены, не скрываясь ни от мужа, ни от родсвенников, любовников себе искали. <…> И тако разврат в женских нравах, угождение государю, всякого роду роскошь и пьянство составляло отличные умоначертания двора, и оттуда они уже некоторые разлились и на другие состояния людей в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а другие разливатся начинали, когда супруга сего Петра Третьего, рожденная принцесса Ангальт-Цербская, Екатерина Алексеевна, взошла с низвержением его на российский престол»

Отношение к сексу вне брака у мещан и купцов остается более консервативным. Долгое время в этой среде действуют допетровские нормы.

А вот рабочие люди и крестьяне, приехавшие в город на заработки, живут практически без каких-либо запретов. Их бытовые условия — скученность и теснота бараков — приводят к разврату, по сравнению с которым деревенская жизнь представляется навсегда утраченной идиллией.

Из этих слоев происходит большинство проституток, чье занятие в середине XIX века легализуется Николаем I.

Социальная мобильность подрывает и слабые семейные устои в деревне. Долгое отсутствие мужчин, уехавших на заработки, снимает с крестьянок обязательство хранить им верность. Особое место на селе занимают жены солдат — срок службы после введения рекрутской повинности составляет не один десяток лет, — и за солдатками закрепляется слава легкодоступных женщин. Но и повседневная жизнь в деревне разбавлялась изменами. Это отражает, пусть и с юмором, фольклор.

К примеру, в сборнике Афанасьева есть сказка «Хитрая баба». В ней рассказывается о затеянной крестьянской семьей шутке над любвеобильным сельским священником. Женщина пригласила в гости попа, заявив, что ее муж уехал на работу. Когда крестьянин застучал в дверь, то жена, притворившись испуганной, велела священнику лезть в короб с сажей. Вскоре аналогичным способом туда был загнан весь сельский причт — дьячок, дьяк и звонарь. Затем хитрый крестьянин выручил пятьсот рублей с местного барина, предложив ему за деньги посмотреть на пойманных в короб чертей.

Интересный парадокс — вольность в отношениях после брака совмещается с ограниченным сексуальным воспитанием. В дворянских семьях строго запрещены разговоры на сексуальные темы, а порой к вопросам пола прививают отвращение.

И если многие дворяне-мужчины готовятся к супружеской жизни за счет крестьянских девушек, то для благородных девиц замужество оборачивается тяжелой психологической травмой. Так до нас дошло письмо молодого ученого-дворянина Карамышева к своей юной жене, Анне Лабзиной: «Выкинь из головы предрассудки глупые, которые тебе вкоренены глупыми твоими наставниками. Нет греха в том, чтоб в жизни веселиться! Я тебя уверяю, что ты называешь грехом то, что только есть наслаждение натуральное». Но супруга твердо отрицала плотские отношения: «Я не знаю скотской любви, и Боже меня спаси знать ее, а я хочу любить чистой и нестыдной любовью».

В крестьянской среде отношение к добрачному сексу различалось в зависимости от региона. Кое-где действовали очень вольные нравы, кое-где устои совпадали с православными нормами.

В книге Беловинского «Изба и хоромы: из истории русской повседневности» подчеркивается разница между северными регионами, где виновнице мазали ворота дегтем, «помечая» девушку легкого поведения и южными, где «Чей бы бычок не вскочил, а телятко наше».

С течением времени в деревне отношение к сексу до брака становилось все более лояльным, о чем свидетельствуют такие знатоки крестьянской жизни, как Андрей Заблоцкий-Десятовский:

«Целомудрие не имеет большой цены в глазах нашего народа до такой степени, что во многих губерниях, как, например, в Калужской, уже уничтожился старинный обычай вскрывать постель молодых. Отец и мать говорят жениху: какая есть, такую и бери, а чего не найдешь, того после не ищи».

Гомосексуализм в пушкинскую эпоху

Продолжает существовать, несмотря на осуждение, и гомосексуализм. В дворянской среде его прибежищем становятся закрытые заведения вроде Пажеского корпуса. Общество относится к любви мужчин лояльно, хотя и высмеивает ее. В адрес Михаила Дондукова-Корсакова, которому злые языки приписывали связь с графом Уваровым, разразился эпиграммой сам Пушкин: «В Академии наук / Заседает князь Дундук. / Говорят, не подобает / Дундуку такая честь; / Отчего ж он заседает? / Оттого что жопа есть».

Нейтральность общества к геям не мешает Николаю I запретить однополые отношения, введя в качестве наказания ссылку в Сибирь на пять лет и лишение прав состояния, однако закон работает «со скрипом».

Местом, объединяющих всех гомосексуалистов, были бани. Банщики, которых набирали из мигрировавших в город крестьян, не только парили клиентов, но и обслуживали состоятельных господ.

Мужская проституция собирала из разных сословий, преимущественно это были мещане. В книге Константина Ротикова «Другой Петербург» приводится дошедшее до наших дней описание молоденьких геев: «Все это были прехорошенькие собою форейторы… кантонистики, певчие различных хоров, ремесленные ученики опрятных мастерств, преимущественно парикмахерского, обойного, портного, а также лавочные мальчики без мест, молоденькие писарьки военного и морского министерств, наконец даже вицмундирные канцелярские чиновники разных департаментов». В Петербурге такие юноши даже смогли составить конкуренцию женщинам-проституткам.

К началу XX века в России формируется субкультура гомосексуалистов. У них был особый внешний вид — причудливые костюмы, свои знаки, свои закрытые компании.

Существовали мужские бордели, гомосексуализм находит отражение и в литературе — в 1906 году выходит скандальная повесть Михаила Кузьмина «Крылья».

***

В Российской империи сложилось несколько сексуальных культур. Чинные и строгие купцы руководствовались настолько жесткими предписаниями, что им удивился бы и английский пуританин. В дворянских усадьбах размышляли над каждым своим шагом «тургеневские девушки». Параллельно с этим на дне жизни обитали проститутки, бродяги и рабочий люд, для которых свободные сексуальные отношения были такой же частью реальности, как алкоголь и болезни.

Эта картина при всей своей противоречивости не была каким-то исключением — нечто подобное в то время можно было обнаружить в Великобритании, где викторианская мораль уживалась с гомосексуализмом в закрытых заведениях для мальчиков, а осуждение и ограничение эротики — с распространением борделей, способных удовлетворить любое желание джентльменов с деньгами.

Путь к такой картине был долгим и отличался от европейского. Однако какой бы консервативной и загадочной ни казалась русская сексуальная культура, сколько бы ни размышляли над русским эросом философы, к началу XX века она мало чем отличалась от культуры европейских стран. Страной, где нет секса, мы станем позже, но это будет уже страна с другим обществом и с другими нормами.

10 сексуальных традиций Древнего мира, которые приведут в шок современного человека

Случайные связи в храме Афродиты

9. Храм Афродиты в Куклии

Философ Геродот, рассказывая о ритуалах ассирийцев, упоминал о проституции. Это занятие, по его словам, было в Древней Ассирии не только легальным, но и обязательным для всех незамужних женщин. Дело в том, что у ассирийцев был очень популярен культ Афродиты, или, как они ее еще называли, Милитты, Иштар. Поэтому они считали, что для того, чтобы женщина получила милость богини, она должна заниматься сексом с незнакомцами в храме Афродиты. Каждая женщина в ассирийской империи, от особ царственных кровей до нищенок, должна была хотя бы один раз в жизни поучаствовать в этом священном обряде в храме Афродиты.

Скотоложство как развлечение и священный обряд

10. Фрагмент статуи со сценой скотоложства (около 470 г. до н. э.)

Практика занятий сексом с животными такая же древняя, как само человечество. На костяных стержнях, которым около 25 000 лет, можно увидеть сцены, на которых львица вылизывает половые органы женщин и мужчин. Изображения, датируемые седьмым веком до нашей эры, на которых человек занимается сексом с ослом, были найдены на стене пещеры в Италии. И даже в Библии есть прямые отсылы к скотоложству.

Доподлинно известно, что богатые женщины в Древнем Риме для сексуальных утех держали змей, а мужчины насиловали животных в Колизее.

В отличие от древних римлян, которые практиковали секс с животными для удовольствия или развлечения, древние греки были замечены в зоофилии по религиозным причинам. Они превратили этот акт в центральный обряд во время вакханалий и сделали частью церемонии в храме Афродиты.

Смотрите также: Норвежское правительство умоляет старшеклассников перестать заниматься сексом на дорогах

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: история • народы • секс Теги: 18+ • древний мир • сексуальность • традиции • цивилизация

Прыжки через костёр

Разумеется, мы предлагаем вашему вниманию не все известные купальские обряды, а только те, что можно без проблем провести в нашем цивилизованном XXI веке. Так что с порога отметаем человеческие жертвоприношения (по некоторым данным, предки-язычники топили красавиц в омуте по случаю праздника). Поиски целебных трав — это скучно, а что касается цветка папоротника — ещё и бессмысленно. А пускать венки по воде — надоевшая «попса». Впрочем, если очень хочется, можно добавить веночек-другой в нашу купальскую программу. Мы составили её так, чтобы она заняла целый вечер, а то и всю ночь. Обряды можно менять местами, чередовать и пропускать — Купала не обидится. В любом случае, такой отдых на берегу/даче/турбазе будет гораздо интереснее привычной рыбалки либо шашлыков с пивом.

Развлечение в меру опасное, доступное и не требующее особой подготовки. Этот обряд был широко распространён в те далёкие времена, когда на русской земле ещё не было ОМОНа. Но и сейчас, когда представителей власти поблизости нет, многие вспоминают про «очищение огнём». Правда, россияне XXI века скачут над костром просто потому, что это весело, этакий «экстрим-лайт». А вот у предков были причины посерьёзнее: они верили, что чем выше огонь, через который нужно проскочить, тем выше уродятся хлеба. А некоторые даже прогоняли через пламя домашнюю скотину – чтобы была плодовитее. У прыжков через костёр имеется и романтическая функция: хватаете за руку свою девушку – и летите через пламя вместе. Сумели приземлиться, не размыкая рук – ваша любовь становится крепкой, как булатный богатырский меч.

Но не забывайте о простых правилах безопасности. Земля вокруг костра должна быть твёрдой и утоптанной. А на прыгунах не должно быть никаких легковоспламеняющихся тканей. Картины, на которых древнерусские красавицы пролетают над огнём в сарафанах – это не аргумент. Даже голышом будет безопаснее. Но оптимальный вариант — джинсы и плотная обувь.

Расправа над ведьмой

Такую забаву в наше время затеять сложно. В первую очередь, потому что будут проблемы с инвентарём. Вам необходимо деревянное колесо. Как заявила преподаватель кафедры музееведения КемГУКИ Полина Глушкова, в день Ивана Купала в такие колёса превращаются ведьмы (не спрашивайте, зачем они это делают, просто поверьте опыту предков). А с ведьмами нужно бороться огнём. Колесо обкладывают соломой, поджигают, а затем катают по всей округе с помощью длинной палки или багра. А когда запылает уже вовсю, подкатываете колесо к обрыву и отправляете вниз. Если докатилось до воды – ведьма побеждена. Если не докатилось… Докатите, традиция позволяет. Затем можно приступать к водным процедурам.

Правила безопасности всё те же: приложите максимум усилий, чтобы не сгореть вместе с ведьмой. Да, и обрыв нужно выбирать очень тщательно, чтобы горящая ведьма не вкатилась к кому-нибудь во двор.

Изгнание Марины

За Уралом её называли Марена или Морана, но сибиряки почему-то окрестили Мариной. Речь идёт о злой русалке, которая стережёт вас под водой и не даёт начаться купальному сезону.

«Русалку на Купалу изгоняли: сооружали чучело из соломы, называли Мариной, а потом шли чучело топить. Это должно было выпроводить русалку вон из воды. Брали с собой литовки и ножи, и пока шли к реке, стучали ножами по лезвиям литовок, а также пели, плясали, громко кричали – пугали нечисть. А как Марину топили, разрешалось купаться»,
— разъясняет суть действа Полина Глушкова.

Есть и более фееричный вариант изгнания Марины: поставить её на плот, поджечь и отправить вниз по течению. Будет очень красиво. А потом все участники бросаются в воду – купаться. Теперь из водоёмов можно не вылезать до самого Ильина дня (2 августа). Минус этого обряда в том, что он самый трудоёмкий: сделать соломенную куклу сложнее, чем кажется. Но зато он и самый приятный, потому что заканчивается массовым купанием в воде. Можно нырять в тёплую июльскую воду и любоваться на пляшущие по поверхности воды огненные блики. А догорающая Марина в это время уплывает всё дальше и дальше по течению, чтобы под утро перепугать какого-нибудь рыбака.

«Растащиха»

А вот это уже экстремальный вариант Купальской ночи. Смысл «растащихи» — в мелких, но обидных пакостях. Не надо забывать, что Купала – это ещё и «чёртова ночь». Молодые парни с удовольствием изображали чертей: дожидались темноты, ходили по деревне и беспредельничали. Ломали заборы, разбирали поленницы, уносили ворота за околицу либо подпирали их жердью и затаскивали сани и телеги на крыши сараев. Но запомните: серьёзного ущерба пакостники не наносили и уж тем более никого не били.

Вам, конечно, виднее, но в XXI веке затевать «растащиху» очень рискованно, так как все её пункты попадают под статью «хулиганство». А в полиции народные традиции совсем не уважают – им подавай закон и порядок. Но если уж сильно хочется соблюсти обрядовость, можно самим заранее подготовить объекты для разрушения.

«Свальный грех»

Вот к этому мы вас точно не призываем. Но всё равно ознакомьтесь. По словам Полины Глушковой, ряд исследователей русской культуры подтверждают, что на Иван Купала в некоторых поселениях практиковали этот варварский обычай. Всё начиналось после прыжков через костёр. Те, кто не расцепил руки, уединялись и «творили любовь».

Это не была оргия в прямом смысле слова. Пары действительно старались уйти подальше от посторонних глаз. Но вся соль в том, что обряд можно было повторять сколько угодно раз, с разными партнёрами. Родители праздничный блуд не осуждали, а беременность считалась за благо. Даже в том случае, если определить отца не было никакой возможности. Всё просто: отец по умолчанию — Купала. А значит — знатная невеста, и жениться на такой — почёт! Признайтесь, вам стало интересно? Всё таки есть какое-то особое очарование у этих старинных обычаев… Ответственно заявляем: этот обряд студенты КемГУКИ не реконструировали!

Как женщины в возрасте относятся к сексу с молодыми парнями?


Совсем не секрет, что к женщинам, вступающим в какие-либо отношения с мужчиной моложе себя, окружающие зачастую относятся негативно. Даже если сексуальный мотив таких отношений не выступает в главной роле. К неопытным молодым юношам, как правило, тянутся женщины, стремящиеся доминировать над партнером, не удовлетворенные партнерами своего возраста, женщины пытающиеся построить равноправные отношения (с мужчинами, которые старше — это довольно сложно и не всегда получается со сверстниками) или женщины, которые ищут новые сексуальные ощущения. Так все-таки, как женщины в возрасте относятся к сексу с молодыми парнями?
<!— Оригинал статьи —>
Чаще всего инициатором таких неравных отношений становятся юноши. Женщины в виду своей психологии намного реже вступают в такой союз. Нередко молодой человек относится к взрослой женщине и как к любовнице, и как к другу, и как к матери. Такая женщина выступает для юноши огромным источником притяжения. Чаще всего парни выбирают женщин, которые их старше, в случае, когда у них не хватает сексуального опыта или тогда, когда им просто не хватало материнского тепла. А женщина в свою очередь чувствует себя намного моложе своих лет, находясь рядом с молодым юношей. Что касается сексуальных отношений между партнерами разных возрастных категорий, то стоит отметить тот факт, что пик сексуальной активности у мужчин наступает в 20-25 лет, а у женщин — на 10-15 лет позже. Именно поэтому сексуальная идиллия в таких отношениях сохраняется достаточно долго. Еще один значимый факт заключается в том, что воплотить свои сексуальные мечты в реальность намного легче с молодым парнем, чем с ровесником. Ведь мужчины одного возраста или старше, могут этого просто не понять. Что же касается парня, то для него это тоже довольно очевидный плюс, который основывается на том, что, опытная женщина доставит ему намного больше удовольствия, чем девушка одного возраста или младше. Для женщины, молодой партнер в сексе это очень позитивный показатель. Ведь именно с ним она как будто возвращается назад в свою юность. Романтика отношений прогулки под луной, поцелуи — это все может дать только молодой парень, ведь мужчина в возрасте относится к жизни более строго и воспринимают ее намного реалистичней. Прелюдии, выражение чувств, страсть — это то, что видит женщина в таком сексе и как не странно она всегда это получает. Так что именно в сексе с молодым парнем женщина чувствует всю свою молодость. Еще в отсутствие комплексов и запретов, чего опять же не дождешься от ровесника, дает женщине возможность ощутить все-то новое и непознанное раньше в интимной жизни. Так, что секс с парнем, который моложе имеет, очень много плюсов при ответе на вопрос, как женщины в возрасте относятся к сексу с молодыми парнями.

Молодые парни, как правило, в этом деле не знают усталости, что немаловажно для женщины. За одну ночь женщина может заняться сексом с таким партнером даже несколько раз. И все эти разы парень выложится на все сто. Так как он, учитывая опыт своей партнерши, в этом деле сделает все возможное, что бы доставить ей максимум удовольствия и не оплошать в ее глазах. Так же такой партнер никогда не откажет, а еще с ним можно попробовать экстремальный секс в любом месте. Например, на том же пляже, в лесу. Чего опять же женщина не сможет себе позволить с мужчиной в возрасте. Кстати, молодому партнеру намного легче завести зрелую женщину, ведь вся его смекалка и талант в этом деле производят на женщину, вполне, заметное влияние. Они более страстные, зажигательные, и из-за этого в этом деле ведут себя очень раскованно. Одним словом, любое желание для него закон. Женщина с ним не боится экспериментов в любовных сексуальных играх, полностью раскрепощается, совсем не забивая себе голову тем, что он ее осудит или неправильно поймет ее желание. Иногда, женщина, занимаясь постоянно сексом со своими ровесниками, не совсем не получает того, чего она может получить от одной ночи любви с молодым. Кстати, его еще «не постаревшая фантазия» способна довести женщину не до одного оргазма.
Так что, беря во внимание все выше сказанное можно с полной уверенностью сказать, что женщины в возрасте вполне позитивно и адекватно относятся к сексу с молодыми парнями. Именно с таким партнером она себя может почувствовать счастливой и удовлетворенной во всех жизненных аспектах. Это тот, кем она гордится и всегда готова говорить часами, какой он изысканный любовник. Она всегда весела, жизнерадостна — женщина черпает силы от своего молодого бой-френда. Ведь в хорошем полноценном сексе нуждаются не только мужчины.
Женщина в возрасте — это не недостаток, а достоинство, которое может оценить не каждый. Большинство юношей, которые не нашли себя в отношениях со своими ровесницами, смогли достойно принять и высоко оценить отношения со зрелой женщиной, а в первую очередь впустить в свой мир их страстность и чувственную «доспевшую» сексуальность. Зрелые дамы обаятельны и очаровательны в сексе. Они ценят партнера и никогда в долгу не останутся. Но всегда стоит помнить и тот факт, что женщина в возрасте это не только партнер для секса, также как и ее молодой партнер. И вполне возможно, что их гармонические отношения могут перерасти в брак. Кстати, такие браки достаточно крепкие. Рядом с молодым мужем молодеет и его жена. Она чувствует себя более сексуальной, более желанной, более страстной — она как бы окунается во времена своей молодости. А парень соответственно ощущает себя уверенным, востребованным и просто любимым. А еще стоит не забывать, что любви все возрасты покорны. И что бы там не говорили окружающие, все их намеки и осуждения, все это совсем не стоит брать во внимание. Потому что испытывать счастье никто не вправе запретить. Хочется с сумасшествием, окунуться в мир страсти и любви, так почему бы это не сделать именно сейчас. Ведь не попробуешь — не узнаешь. Также, стоит помнить, что в любых отношениях, имеет значение, вкусы, интересы, отношения, предпочтения, симпатия, любовь, а возраст — это побочное.
Кашевар Анна

Секс в древней Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *