Рождество в России когда

Одним из самых светлых и радостных православных праздников считается Рождество Христово. День, в который по традиции отмечается появление на свет младенца Иисуса.

Празднику предшествует длительный сорокадневный пост, на протяжении которого православные христиане не едят скоромного, проводят время в смирении и молитве. А некоторые девушки, мечтающие узнать судьбу, в гаданиях.

Отмечается Рождество в ночь с 6 на 7 января ежегодно, без переноса из года в год. Рождество Христово – это праздник, который ассоциируется у православных людей с радостью, торжеством, обновлением, началом новой жизни.

Кроме того, именно от данного события ведется наше летоисчисление. В 2021 году праздник припадает в ночь со среды на черверг.

Православные христиане не отмечают Новый год, поскольку этот праздник приходится на самый пик Рождественского строгого поста. Как раз за неделю до окончания которого, постящиеся переходят на особо строгий режим воздержания от скоромных продуктов и веселых гуляний. Поэтому в церкви Рождество отмечается как собственный Новый год.

Любой из календарей ведет начало от Рождества Христова. Таким образом, с момента появления Иисуса на свет прошло уже более двух тысяч лет.

Содержание

Рождество Христово — история праздника

В этот день дома и храмы украшаются хвойными деревьями, сосновыми и еловыми ветвями, возводится вертеп – тот самый хлев, в котором родился младенец Иисус, проводятся торжественные богослужения.

Верующие разговляются, готовят богатый стол со всевозможными продуктами, напитками. Этот день проводится в кругу близких людей, семьи, пожилых родственников или же в храме.

Служба идет без остановки весь день 6 января, плавно перетекая в ночную и утреннюю. Прямо в церкви накрывается большой стол, за которым собираются верующие после службы, вместе разговляются, кормят бедных и стариков и поздравляют друг друга с великим торжеством.

Любой православный христианин знает эту историю. Непорочная дева Мария явила миру истинного бога Иисуса Христа, во хлеву, среди животных.

По неудачному стечению обстоятельств, а именно из-за переписи населения, беременная женщина и ее земной муж – Иосиф были вынуждены идти в Вифлием.

Но поскольку все дома были битком набиты людьми, несчастной паре не нашлось другого места для ночлега, кроме хлева животных. Именно здесь, под светом Вифлиемской звезды родился Иисус Христос.

Богу пришли поклониться волхвы, которые нашли пристанище Марии и Иосифа по свету той самой звезды. И именно с появлением небесного светила на небосклоне принято начинать праздновать великое событие.

Во всех храмах начинается торжественная служба, православный мир встречает Бога хвалебными песнопениями и ликованием.

Как празднуют Рождество в России (кратко для детей и взрослых)

В предшествующий Рождеству день 6 января лучше всего находиться в храме, где служат Всенощное бдение. Служба посвящена таинству Рождения Христа, на ней читаются проповеди и пророчества, связанные с данным праздником.

Всенощное бдение переходит в Великое повечерие, вслед за которым идет утреня, около полуночи. Именно в этот великий праздник в церкви можно услышать торжественный и прекрасный канон «Христос Рождается».

Многие христиане праздную Рождество дома. Это событие лучше всего отмечать в кругу семьи, с детьми, чтобы приобщить малышей к традициям, которым насчитывается несколько сотен лет.

Первую половину дня лучше провести в молитве и смирении, а после начать готовить стол, за которым вся семья соберется после появления вифлиемской звезды.

Во главе стола ставится традиционное блюдо кутья, приготавливаемое из крупы.

Традиции и обычаи на Рождество Христово

Существует большое количество обрядов, традиций и обычаев на Рождество. Большинство из них касается праздничного стола:

  1. На столе должно стоять ровным счетом двенадцать блюд.
  2. Главным блюдом принято делать кутью, кашу из крупы с фруктами или курагой.
  3. По завершении поста можно есть любую «скоромную» пищу, поэтому на рождество принято готовить сложные мясные блюда. Такие как свинья в яблоках, утка в овощах и т.п.
  4. Кутью и другие блюда со стола принято преподносить бедным и старикам.
  5. Стол должен стоять до утра неприбранным, чтобы могли поесть также усопшие родственники.
  6. Иногда за столом вспоминают все, что произошло в ушедшем году, поскольку Рождество – это для православных настоящий Новый год.

Дом к Рождеству украшают еловыми ветвями или живой елью, сосной. А также устраивают тематический вертеп с животными, девой Марией и младенцем Иисусом, чтобы выделить данный праздник среди другим и напомнить о его истинном значении.

Перед Рождеством все обитатели дома должны помыться, а лучше сходить в баню, сменить все постельное белье, убрать атрибуты поста и украсить дом.

Именно с рождеством связана традиция колядовать. Дети и взрослые наряжаются в шубы, платки, красивую одежду, разукрашивают лицо, румянят щеки и начинают петь веселые песни, ходить в гости к соседям, плясать, играть на музыкальных инструментах, и, разумеется, собирать дань в виде конфет и сладостей.

К колядующим испокон веков относились с почтением и юмором. Ведь они всегда приходят с радостными поздравлениями и добрыми напутствиями.

Что такое рождественский сочельник

В канун Рождества Христова или по-другому «сочельник», православные христиане начинают готовиться к великому событию. Это слово происходит от славянского «сочево», которое означает крупу, ячмень, из которой приготавливается традиционное рождественское блюдо кутья.

Именно каша с сухофруктами или сладостями возглавляет праздничный стол, неизменно в соответствии древнему обычаю.

В сочельник лучше всего находиться в храме, воздержаться от еды и молиться, раскаиваясь во всех своих прегрешениях. И именно в этот день начинается празднование Рождества Христова, когда в небе начинает сиять яркая и величественная вифлиемская звезда.

Тогда православные христиане собираются со столом и с радостью, торжественностью разговляются, отмечая великое событие.

Почему на стол ставят сочиво или кутью (что это такое)

Сочиво или кутья – это традиционное Рождественское блюдо, изготавливаемое из пшена или риса. Раньше использовались и другие крупы, но в современном мире сложно представить себе просяную или полбяную кашу.

Почему именно кутья, доподлинно неизвестно. Но скорее всего данная традиция связана с сытностью и дешевизной блюда, чтобы можно было накормить большое количество людей.

А также с тем, что сочиво предназначалось преимущественно для того, чтобы накормить бедных и уважить стариков. А кашу легко прожевать и переварить как детям, так и взрослым.

У каждой хозяйки свой рецепт кутьи. Но самым простым способом приготовления является замачивание крупы на ночь. Наутро в готовую кашу добавляют фрукты, цукаты, сладости, изюм или курагу по вкусу. Как правило, кутья готовится без использования соли и сахара.

Приметы на Рождество

Рождество окутано целым ворохом примет, пришедших к нам от наших предков. Так, считается что в сочельник необходимо устраивать гадания, загадывать желания и делать простые и безобидные обряды.

Наши предки верили, что все запрошенное в канун Рождества непременно сбудется, а все гадания будут верными и прозорливыми. Существуют приметы, связанные с загадыванием желаний, которые известны на протяжении нескольких сотен лет:

  • Чтобы желание непременно сбылось, нужно попросить на Рождество то, чего хочешь ровным счетом 77 раз.
  • Ровно в три часа ночи, то что попросишь у Иисуса Христа, то обязательно исполнится.

Также существуют приметы, связанные с гостями на Рождество:

  • Если первым в дом зайдет пьяница, то весь год хозяев ждут ссоры и распри.
  • Мальчик, который первый перешагнет порог дома на Рождество, принесет с собой благополучие на все 12 месяцев.
  • А старик или старушка – верное свидетельство, что хозяев ждет долгая жизнь.
  • Если в гости первой пожалует женщина, значит год хозяева проведут в сплетнях и интригах.
  • Нищий принесет с собой нужду.
  • А если заявится большая компания – это верный признак скорого богатства.

Животные в Рождественскую ночь также имеют сакральное значение:

  • Если птица стучит в окно в священный праздник – это верный признак скорого счастья и добрых вестей.
  • Кот, сидящий рядом с хозяевами на протяжении торжества – отгоняет смерть.

Помимо всех вышеперечисленных примет, главной является почтение к старикам. В этот день необходимо позвать за свой стол всех дедушек и бабушек, а также других пожилых родственников.

Если такой возможности нет, обязательно нужно нанести визит старикам, захватить с собой кутью и вкусности со стола, чтобы уважить самых старых членов семьи. Рождество – семейный праздник.

И почтение к пожилым людям соблюдается в этот день с особым трепетом. Тот, кто проявил уважение к старикам в Рождество, будет жить счастливо и не будет ни в чем нуждаться. Тот, кто проигнорирует данную традицию, обречен на нищету и лишения.

Какие блюда приготовить и подать в рождественский вечер

Главным блюдом на праздник является кутья, готовится она из риса, пшена, гречки, пшеницы, и прочих круп, заправляем сладкой водой или узваром, по вкусу можно добавить сухофрукты и орехи.

Кушать можно начиная с кутьи, ее не обязательно есть до конца, достаточно съесть 1 чайную ложечку, а затем начинать основную трапезу. Традиционную кашу разделяют на богатую и бедную. Богатая сдобрена медом, орехами и сухофруктами, в отличие от бедной. Считается, чем богаче она будет, тем весь год семья не будет знать нужды ни в чем. Вот почему все стараются приготовить ее повкуснее.

В рождественский сочельник лучше всего подавать блюда из мяса или птицы. Традиционными для рождественского стола являются утка или индейка. Также, вы можете приготовить и подать на стол кролика, вот , можно посмотреть разные рецепты приготовления.

Мясо разрешается кушать 7 января, так как 6 постный день, и должно быть на столе 12 постных блюд. Но эта традиция для тех кто соблюдал пост, если вы не постились, и до этого если мясо, вы его можете кушать и 6.

Можно приготовить блюда с использованием овощей, фруктов, специй, а также, поставить на стол нарезки и бутерброды.

На рождественском столе должно быть 12 блюд. Считается, что должно быть 12 постных блюд. Считается что это соответствует числу апостолов, а также, количеству месяцев в году.

Также в Рождество принято подавать пироги с различной начинкой, блины с творогом, мясом или пустые, вареники с кислой капустой.

Из напитков традиционным для данного праздника является узвар из сухофруктов.

Итак, теперь можно перечислить то, что вы можете подать и приготовить в домашних условиях, это можно взять за идеи.

1. Сочиво (кутья или каша с медом, орехами и сухофруктами).

2. Борщ или капустняк.

3. Голубцы с грибами.

4. Вареники с кислой капустой.

5. Блины со сладкой или несладкой начинкой.

6. Винегрет и прочие постные салаты.

7. Квашеные соления и грибы.

8. Постный пирог и пирожки.

9. Рыба, считается, что ее можно подавать в святой вечер.

10. Картофель с луком и морковью.

11. Десерт.

12. Узвар (готовится из сушенных яблок, груш, слив и пр.) Считается традиционным напитком, им заливают рождественскую кашу.

Почему нельзя кушать до первой звезды

До появления первой звезды пост считается незавершенным. Это время лучше всего посвятить молитве и при возможности, вообще не употреблять пищу.

6 января необходимо вернуться мысленно к тому великому дню, который предстоит отпраздновать православным христианам, почитать библию, почувствовать каково пришлось деве Марии беременной скитаться по неприветливому чужому городу, помолиться об отпущении грехов.

Перед Рождеством православные христиане добровольно соглашаются на 40 дней поста, лишая себя плотской радости, скоромной пищи и веселья.

Чтобы очиститься и подготовиться к великому торжеству. После долгого смирения и воздержания, праздник станет еще радостнее и величественнее.

А в последний день, 6 января, следует и вовсе не принимать пищу, за исключением просфоры и святой воды, как положено истинному православному человеку.

Что нельзя делать на праздники

Существует несколько народных примет и поверий, которые воздерживают православных от определенных действий в праздник Рождества:

  1. Нельзя пить простой воды
  2. Нельзя работать руками, за исключением приготовления еды
  3. Нельзя стричь волосы или шить
  4. Нельзя стирать грязную одежду
  5. Нельзя надевать вещи черного цвета

Церковь также рекомендует православным христианам не есть до появления вифлиемской звезды, находиться в сочельник в храме и не думать о греховном, проводя время в молитве и покаянии.

Рождество 2019: почему отмечают в разное время, традиции и запреты, рождественские гадания

Рождество Христово — праздник, который отмечают все христиане, но в разное время. Праздник посвящен евангельскому преданию о рождении Иисуса Христа девой Марией в городе Вифлееме. Католики, протестанты, а также часть православных церквей отмечают праздник по-европейски — 25 декабря. Канун праздника — 24 декабря — это Рождественский сочельник.

Таким образом, Новый год в западных странах отмечается после Рождества.

Однако есть церкви, которые придерживаются так называемого старого стиля — юлианского календаря (православных церквей, в том числе Русская православная церковь — РПЦ, афонские монастыри, а также некоторые католические и протестантские общины). Для них Рождество Христово наступает позже — 7 января, соответственно, Сочельник и окончание православного Рождественского поста приходится на вечер 6 января. Таким образом, бурная новогодняя ночь для верующих (в том числе в России) приходится на строгое время поста. Впрочем, есть еще традиция после Рождества отмечать так называемый Старый новый год, но этот неофициальный праздник является абсолютно светским.

Итак, 24—25 декабря наступает западное Рождество, которое иногда для простоты называют католическим, а 6—7 праздник отмечают православные, в том числе в России, где это выходной день.

Почему Рождество отмечается дважды

Папа Григорий XIII ввел григорианский календарь в 1582 году, который заменил прежний — юлианский, введенный еще Юлием Цезарем, и в котором не учитывались високосные годы, из-за чего накапливалось отставание. Постепенно большинство стран перешло на григорианский календарь с некоторыми коррективами, процесс перехода завершился только в XX веке.

Российская империя пришла к революции 1917 года еще со старым календарем, и советская власть сразу это исправила. Григорианский календарь был введен в нашей стране декретом от 26 января 1918 года. РПЦ перехода не признала и осталась верна «старому стилю», хотя в 1923 году значительная часть православных церквей приняла так называемый новоюлианский календарь, в настоящее время совпадающий с григорианским. Таким образом, большинство православных конфессий также стали отмечать Рождество Христово 24—25 декабря (например, попытки внедрить празднование православного Рождество вместе с Европой предпринимаются на Украине).

Верными старому стилю сегодня остались только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также монастыри Афона. В России Рождество принято отмечать в соответствии с церковным календарем, то есть 6—7 января.

Как празднуют Рождество в Европе и в России

Решение о праздновании Рождества Христова 24—25 декабря было принято в Европе в V веке, на Третьем вселенском соборе. На Руси Рождество стали отмечать после принятия христианства, примерно с X века.

Отметим: Рождество приходится на время зимнего солнцестояния, также в это время отмечается иудейский праздник Ханука, когда принято зажигать огни (эта традиция есть и в христианстве).

В преддверии католического Рождества, которое в западной традиции считается самым главным и уж точно самым любимым церковным праздником, по всей Европе начинают работать рождественские ярмарки, это время радости и развлечений. Среди атрибутов праздника — свечи, верки, гирлянды, елки, а также рождественские вертепы: композиции, представляющие события Рождества, как их трактует Евангелие.

На Рождество принято колядовать (эта традиция есть и в России) — ходить по улицам и домам с праздничными песнопениями, получая в награду лакомства и деньги.

У католиков предрождественское время называется Адвент, оно не предполагает строгих ограничений в еде, но предусматривает молитвы, благотворительность и духовное очищение.

В России для предпраздничного очищения существует Рождественский пост, время строгих ограничений в еде: запрещено молочное и мясное, а также яйца. Кроме того, на Руси пост предусматривал запрет всех развлечений, вплоть до наступления Рождества.

Подарки на католическое Рождество, как известно, приносит Санта-Клаус, прообразом которого является святой Николай, который, согласно легенде, щедро одаривал неимущих и детей. В России его аналогом является Дед Мороз, из которого в советское время постарались изгнать религиозное содержание.

Рождественские гадания

На Руси Сочельник перед Рождеством считался одним из самых подходящих моментов для различных гаданий, хотя этот обычай церковь не просто не одобряет, но и прямо запрещает. В основном в это время гадают девушки — на замужество и на счастливую жизнь.

Федеральное агентство новостей напоминает самые популярные рождественские девичьи гадания. Гадание на предметах — что вытащишь вслепую из мешочка, то и ждет (колечко — к замужеству, монетка — к богатству, платочек — к слезам и так далее). Гадание на зеркалах — нужно постараться увидеть ночью в зеркале при свечах образ суженого. На обуви — девушка, мечтающая о замужестве, бросала от дверей сапожок: куда будет повернут носок, оттуда и суженый придет. Подробнее о рождественских и святочных гаданиях ФАН расскажет в преддверии православного Рождества.

От Спиридона-солноворота до самого рождественского сочельника (24-го декабря) готовится не только посельская-попольная, но и погородная Русь ко встрече великого праздника. Канун Рождества Христова должен застать православный люд уже вполне готовым к восприятию благостной вести о рождении Спаса-Христа, несущего на темную землю светлое благоволение. Твердо памятует простой русский человек притчу, гласящую о том, что не след приходить на пир в печальной одежде. Потому-то и спешит он, потому-то и старается всеми силами сбросить со своих плеч черную тяготу потовых забот и, запасшись всем, что Бог даст к празднику, ждет — с благоговейной тишиною в душе — появления на небе первой звезды вечерней, веруя, что это загорается та самая звезда, которая около двух тысячелетий тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском. Целый день постятся — не принимают никакой пищи в рождественский сочельник («до звезды») благочестивые люди, памятующие о преданиях отцов и дедов, чтобы, по завещанному теми уставу-обычаю, встретить грядущего в мире Спасителя мира.

Наступает вечер; тьма ложится наземь, покрывает своими тяжкими тенями белые-пушистые снега. И вот, вспыхивает на востоке ярким трепетным светом вифлеемская звезда… На нее устремлены взоры всей православной Руси, всех единоверных русскому пахарю народов, как близких ему по крови, так и далеких. «Христос рождается!» — раздается радостное песнопение по всем храмам Божиим, и плывет вместе со звоном колокольным от многолюдных городов и сел через долы и горы, по полям и дорогам, по всему неоглядному простору светлорусскому.

Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев русские люди не нарушают поста: по уставу церковному разрешается вкушать в это время только «сочиво» (взвар рисовый или ячменный — с медом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, «оладьи» медовые да постные пироги. Розговенье — утром, после ранней обедни; а до утра все еще стоят на Руси Филипповки, идущие с 15-го ноября вплоть до веселых-радостных Святок. А живут Святки от Рождества до Крещенья (с 25-го декабря по 6-е января). «Пост — поста, праздник — празднуй!» — говорят в народе, подобно тому, как говорят и «делу — время, потехе — час!» От Филипповок — рукой подать до Святок: «Сочельник — к Святкам с Филипповок мост!», «По сочельникову мосту идет Коляда из Новагорода!» — повторяет сельщина-деревенщина, вспоминая об этом времени, и добавляет: «Уродилась Коляда накануне Рождества, на Коляду прибыло дню на куриную ступню»… и т. д.

«Коляда» («коледа») — загадочное слово, неоднократно ставившее в тупик исследователей нашего народного быта и приводившее их к самым противоречивым заключениям. Не только бытописатели, но и сам народ приурочивает к этому слову различные понятия. Так, на севере называют колядою рождественский сочельник, колядованием — обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою.

В Новгородской губернии за коляду слывут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных полосах зовут этим именем самый праздник Рождества и даже все Святки. «Колядовать» на белорусском наречии означает «Христа славить». Если же этим словом обмолвится смоленский мужик, то оно имеет в его устах иное значение — побираться, просить милостыню, — утрачивая таким образом даже свой настоящий смысл. В старину «колядовали» накануне Рождества по всей Руси. Теперь же этот обычай сохранился во всей полноте только в Малороссии да среди белорусов. Он состоит в том, что деревенская молодежь, парни и девушки, отстояв всенощную или заутреню, идут веселой гурьбою по подоконью, останавливаясь особенно долго там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих «кольцами» колбасы, оладьями, орехами или деньгами.

В Киевской и Волынской губерниях половина собранных денег еще недавно отдавалась на церковь; в других же местах всегда все деньги шли на устраиваемую на Святках пирушку. Песни-«колядки», которыми величают новорожденного Христа в Малороссии, отличаются большим разнообразием и зачастую свидетельствуют о глубокой древности своего происхождения. В одной их них, например, поется о том, как «Божья Мата в полозе лежит, Сынойка родить; Сына вродила, в море скупала…» Другая гласит совсем об ином:

«На сивом море
Карабел на воды,
В том кораблейку
Трое воротцы;
В перших воротейках
Месячок светитчи,
В других воротейках
Солнечько сходит,
В третьих воротейках
Сам Господь ходит, —
Ключи примая,
Рай вотмикая»…

В тех из чисто великорусских губерний, где сохранился обычай колядования, он стал исключительным достоянием деревенской детворы, с увлечением выполняющей его за старших. И теперь еще можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, один из которых несет на палке зажженный фонарь в виде звезды, а все другие бегут за ним на каждый двор, куда только их пускают хозяева.

«Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова двора;
Петров-то двор — железной тын,
Середи двора три терема стоят:
Во первом терему — светел месяц,
В другом терему — красно солнце,
А в третьем терему — часты звезды…»

«Колядка» продолжается прославлением хозяина, которому придается прозвище «светел месяц», хозяюшка является в устах колядующих «красным солнцем», дети их — «частыми звездами», и, наконец, детвора возглашает в заключение песни:

«Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,
На долгие веки, на многая лета!».

Иногда этот конец заменяется более выразительным, вроде: «Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое…» А затем «звездоносец» кланяется и уже не песней, а обыкновенной речью поздравляет хозяев с наступившим праздником.

В некоторых местностях припевом к «колядкам» служат слова «Виноградье красно-зеленье мое!», или «Таусинь, таусинь («Ай, ов-сень!»)!» В песенном собрании П. В. Шейна есть следующая своеобразная колядная песня, записанная в Псковской губернии:

«Ходили, гуляли колядовщики,
Сочили-искали боярского двора:
Наш боярский двор на семи верстах,
На семидесяти столбах.
Как поехал государь на Судимую гору —
Суд судить по сто рублей,
Ряды рядить по тысячи.
Как едет государь со Судимой со горы,
Везет своей жене кунью шубу,
Своим сыновьям по добру коню,
Своим невестушкам по кокошничку,
Своим дочушкам по ленточки,
Своим служенькам по сапоженькам.
Подарите, не знобите колядовщиков:
Наша коляда ни мала, ни велика,
Ни в рубль, ни в полтину,
Ни в четыре алтына.
Подарите, не знобите колядовщиков!
Либо из печи пирогом,
Либо из клети осьмаком,
Либо кружечка пивца,
Либо чарочка винца.
Хозяин — ясен месяц.
Хозяюшка — красно солнышко в дому!»…

Подобие обычая «колядованья» уцелело на Руси повсеместно — как в селах, так и в городах, не исключая столиц; но там не слышно уже этих наивных в своей неподкрашенной простоте песенок-колядок. Они заменились тем же самым «славлением», с которым ходит на первый день праздника церковный причт по домам.

В Малороссии наиболее, чем где бы то ни было, сохранились обычаи, которыми ознаменовалась в древней Руси встреча Рождества Христова. Там и в настоящее время «святой вечер» (как называют канун великого праздника) проводится точно так же, как проводился многие годы тому назад.

При первом блеске вифлеемской звезды вносится старейшим в дом связка сена в хату и стелется в красном — переднем — углу на лавке: эту последнюю накрывают поверх сена чистой скатертью, а затем ставят на нее под божницею необмолоченный сноп ржи или пшеницы. По бокам снопа помещается кутья — каша из ячменя или рису с изюмом и взвар из сушеных груш, слив и других плодов. И каша, и взвар покрываются кнышами (пшеничными хлебами). Начинается ужин — «вечеря». У образов теплится зажженная хозяином лампада, вокруг стола, усыпанного сеном и накрытого белым столешником, садятся все домашние. Подаются галушки, вареники, жаркое и после всего каша-кутья и взвар. За вечерей гадают об урожае. Для этого вытаскивают из-под столешника стебельки сена, по длине которых и судят о будущем росте хлебов. Выдергивают также из снопа, стоящего под божницею, соломинки: если выдернется с полным колосом — ждать надо урожая, с тощим — недорода. Когда все повечеряют и хозяйка начнет убирать со стола, опять начинается гаданье, — на этот раз по осыпавшимся семенам трав: если осыпется больше черных — хороша будет гречиха-дикуша, а больше желтых и красных — можно рассчитывать на овсы, на просо да на пшеницу. Сноп остается в углу до самого Нового года. Со «святого» вечера вплоть до 1-го января не выметает ни одна хозяйка в Малороссии сор из хаты, чтобы затем весь его, собранный в кучу, сжечь во дворе. Этим охраняется, по народному поверью, урожай сада и огорода от гусениц, червей и других врагов плодоносящей растительности.

По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои неоценимые сокровища, все свои неизъяснимые тайны. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них Солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои щедрые-богатые дары. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет, — все исполнится-сбудется, как по писаному, — говорит народ.

У сербов и лужичан существует обычай — выходить рождественской полночью в поле, на перекресток дорог и смотреть на небо. По словам стариков, перед взорами угодных Богу людей открываются неизреченные небесные красоты. И видят они, как из райских садов зоря-зоряница выводит красное солнце, как она, ясная, усыпает его путь золотом и розами. И видят они, как бьют в муравчатых берегах ключи живой воды, как расцветают духовитые цветы, как золотятся-наливаются сочные плоды на серебряных деревьях с бумажными листочками… Многое еще видят достойные видений люди, да все меньше таких становится на земле, затемненной нераскаянными грехами. А как ни смотри на небо грешная душа — ничего, кроме синевы небесной да звезд, — и то если они не укрыты темным пологом туч, — не высмотреть ей и в эту ночь откровений.

У юго-западных славянских народов, там, где быт их еще не изменил единокровной с русским народом старины (например, у тех же сербов, а также далматинцев, кроатов и некоторых других), канун Рождества Христова, называющийся в честь пробуждающегося и выезжающего на летнюю дорогу солнца «бадним днем» (от слова будити, бдети и т. д.), проводится и бедными, и богатыми людьми одинаково, по установленному предками обряду-обычаю. Утром вырубается в ближнем лесу толстая дубовая колода и привозится на двор. Как только начнет смеркаться, домохозяин-большак вносит ее в хату и, входя, приветствует всех домашних пожеланием провести счастливо «бадний день». Колоду обмазывают медом, посыпают хлебными зернами, затем кладут в печь на уголья. Когда колода («бадняк») разгорится, семья собирается близ очага за накрытым праздничным столом и начинает разговляться. По улицам горят в это время смоляные костры, молодежь у околицы палит из ружей. В каждой семье ждут гостей на вечерю. Первый гость зовется «положайником», и с появлением его в хате связываются потом все беды и радости, случающиеся в году с семьей. Твердо будучи убежденными в непреложности этого поверья, хозяева стараются приглашать на рождественскую вечерю к себе только тех людей, которые могут, по-видимому, принести счастье.

Входя в хату, положайник берет из кадки, стоящей в сенях у двери, горсть зерен и, бросая их к хозяевам, произносит: «Христос ся роди!» Большак-хозяин отвечает: «Ва истину роди!» и приглашает положайника сесть на почетное место, остававшееся до тех пор не занятым. Но гость медлит отозваться на приглашение: он идет к очагу и начинает бить кочергою по горящей дубовой колоде так, что искры летят из нее во все стороны; бьет, а сам приговаривает пожелание, чтобы сколько вылетит искр, столько уродилось бы копен жита, сколько искр — столько бы и приплода на скотном дворе, сколько искр — столько мер овощей на огороде и т. д. Затем все присутствующие берут в руки по зажженной восковой свече, молятся на иконы и целуют друг друга со словами: «Мир Божий! Христос ся роди, ва истину роди, покланяемо се — Христу и Христову рождеству!» После этого свечи передаются хозяину, который ставит их в чашку, наполненную зернами, а немного времени спустя гасит их, опуская зажженными концами в зерна. Все принимаются за еду.

На рождественской трапезе необходимыми кушаньями являются здесь мед и «чесница» (пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетою). Большак-хозяин разламывает чесницу и разделяет между трапезующими; кому достанется кусок с монетою, того ожидает счастье. Бадняк-колода, по мнению старых сведущих людей, наделяется свыше целебною силою. Уголья и зола, остающиеся после него в очаге, считаются лекарством против болезней рогатого скота и лошадей; если дымом его тлеющей головни окурить на пасеке улья, то это помогает дружному роенью пчел и т. д. Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя-положайника, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устилается на «бадний день» полхаты, выносят на ниву и разбрасывают по ней, думая, что от этого будет лучший урожай по весне. Во многих местностях огонь «бадняка» поддерживается не только в день великого праздника, но и во все Святки — вплоть до Нового Года.

Стародавняя старина, уцелевшая до сих пор от всесокрушающей руки беспощадного времени, никогда не проявляется в народном быту так ярко, как во дни, окружающие великий праздник Рождества Христова.

Запеваются первые святочные песни, зачинаются затейные игрища. На Святки — простор-приволье широкому размаху живучей родной старины. Это время, для которого словно и создавало богатое народное воображение пестроцветную вязь поверий, гаданий, игр и обычаев. «Русская Русь», заслоненная суровым обиходом трудовой жизни простолюдина, словно просыпается от своей дремы и смелой поступью идет в святочные дни и вечера по всему светлорусскому раздолью. Она нашептывает народу-пахарю о забытых преданиях былого-минувшего, вызывает его на утешливую потеху, пробуждает в стихийной душе миллионоголового правнука Микулы Селяниновича память обо всем, чем было живо богатырское веселье пращуров современных землепашцев, крепко держащихся за землю-кормилицу.

Празднование Рождества Христова в царских палатах XVI-XVII века начиналось еще накануне, рано утром. Царь делал тайный выход. Благочестивые государи московские и «всеа Руссии» любили ознаменовывать все великие праздники делами благотворения. Так было и в этом случае. В сочельник, когда вся Москва — и первый богач, и последний бедняк — готовилась, каждый по своему достатку, к празднику, московская голь-нищета переполняла, еще до утреннего света, все площади, в надежде, что царь не захочет, чтобы кто-нибудь из его людей и людишек оставался голодным в предстоящие великие дни. О тайном выходе знали все, кому о том надлежало знать. Неожиданно совершенное впервые превратилось в обычай; последний — в освященный годами обряд царского обихода. Если не сам государь, то кто-либо из ближних бояр его должен был исполнять положенное. Но только болезнь могла прибегнуть к замене царя приспешником, удостоивавшимся представлять собою священную особу государя. Обыкновенно же этот выход совершался самим царем.

Ранним утром, сопровождаемый малым отрядом стрельцов и несколькими подъячими так называемого Тайного приказа, венценосный богомолец выходил из палат. Он был облечен в «смирныя» одежды простого боярина и в то же время был «смирен духом». Шествие направлялось к тюрьмам и богадельням. В первых растворялись к царскому посещению казематы «сидельцев за малыя вины» и полонянников; во вторых — ждали «светлаго лицезрения государева» увечные, расслабленные, убогие. По улицам и площадям, облегавшим путь, по которым надлежало шествовать участникам тайного выхода, теснился бедный люд, жаждавший получить милостыню из государевых рук. Одновременно с этим по всем стогнам Белокаменной стрелецкие полковники и пользующиеся доверием царевые подъячие раздавали «от щедрот государевых» нищим, калекам и сирым праздничное подаяние. Земский Двор, Лобное Место и Красная Площадь собирали вокруг себя особенно много бедноты, памятовавшей слова указа государева о том, чтобы ни один бедный человек на Москве не остался в этот день без царской милостыни.

За четыре часа до рассвета самодержец выходил на благочестивый подвиг. Темень зимней ночи черным пологом лежала над одетою снегами Москвой. Впереди государя несли фонарь, обок следовали подъячие Тайного Приказа, поодаль — стрельцы. Встречные на пути оделялись деньгами. Прежде всех «узилищ» посещался Большой тюремный двор. Богомольный гость заключенных обходил каждую избу, выслушивая жалобы колодников: одних освобождая по своему царскому милостивому изволению и скорому суду, другим облегчая узы, третьим выдавая по рублю и по полтине на праздник. Всем «сидельцам тюремным» по приказанию государя назначался на великие дни праздничный харч. С Большого тюремного двора государь шествовал на «Аглинской». На этом дворе царева милость изливалась на полонянников. Шествуя отсюда, в Белом и Китай-городе государь оделял из своих рук всякого встречного бедняка. Возвратившись с описанного выхода в палаты, царь шел в покои на отдых. Отдохнув и переодевшись, он выходил в Столовую избу, или Золотую палату, или же в какую-либо из дворцовых («комнатных») церквей. Царские часы венценосный богомолец слушал, окруженный сонмом бояр, думных дьяков и ближних чинов.

В навечерии великого праздника царь в белой, шелком крытой шубе, отороченной кованым золоченым кружевом и золотной нашивкою, шел в Успенский собор, где стоял за вечернею и слушал действо многолетия, «кликанное» архидиаконом. После этого патриарх, по описанию Забелина, «со властьми и со всем собором здравствовал государю»… Произносилось «титло». Государь обменивался поздравлениями с патриархом и всеми присутствовавшими; затем, приняв патриаршее благословение, шествовал в палаты.

В сумерки, при трепетном мерцании первой вечерней звезды, являлось во дворец «славить Христа» соборное духовенство с хорами государевых певчих; к последним иногда присоединялись «станицы» патриарших, митрополичьих и других певческих хоров. Славельщики входили в Столовую избу или в Переднюю палату. Государь принимал гостей по уставу, по обычаю, жалуя их белым и красным медом, который золотыми и серебряными ковшами обносили специальные подносчики. Кроме царского угощения, христославы получали и «славленое» (от 8 алтын с 3-мя деньгами до 12 рублей, смотря по положению того, от кого был хор). Русские цари очень любили церковное пение, а потому жаловали «воспевак», обладавших выдающимся искусством в нем, и наособицу.

Наставал самый праздник Рождества Христова. Царь шел к заутрене в Золотую палату. В 10-ом часу утра расплывался над Москвою первый гулкий удар красного благовеста к обедне, подхватываемый колокольнями сорока-сороков московских. В это время государь был уже в Столовой палате, убранной «большим нарядом». Он сидел на своем царском месте, рядом с которым стояло патриаршее кресло. Бояре и думные дьяки сидели по лавкам, застланным «бархатами»; другие ближние люди, младших разрядов, стояли поодаль. По прошествии некоторого времени в палату вступал патриарх, предшествуемый соборными ключарями с крестом и со святою водою. Святителя сопровождал сонм митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов. Государь вставал навстречу архипастырю, шедшему славить Христа. После пения положенных по уставу молитв, «стихер» и многолетия, патриарх поздравлял царственного хозяина Земли Русской и, по его приглашению, садился рядом с ним. Затем, немного спустя, благословив государя, иерарх Православной Церкви, со всеми духовными властьми, шел в царицыны покои, в государынину Золотую палату. После царицы патриарх посещал всех членов царского семейства.

Государь между тем собирался к обедне в Успенский собор. Выход в собор совершался по Красному крыльцу, в предшествии и сопровождении бояр. Государь был одет в царское платно (порфиру), становой кафтан и корону; на груди его были возложены царские бармы; в руке он держал царский жезл. Под руки держали царственного богомольца двое стольников в золотых праздничных ферязях. Люди меньшего чина начинали шествие, вельможи большего чина следовали за царем.

Отслушав литургию, государь в одном из приделов собора переменял царское платно на «походное» и возвращался во дворец. Там в это время приготовлялся уже праздничный стол — на патриарха, властей и бояр. Но, верный своему благочестивому обычаю, московский самодержец не садился за стол, не узнав, что все исполнено по его изволению.

А «изволил» государь приказывать еще с утра: «строить столы» для бедных и сирых. В Передней палате или в одних из теплых государевых сеней к этому времени уже были другие гости: собиралось-скликалось по Москве до ста и более нищих и убогих. Столы уставлялись пирогами и перепечами, ставились жбаны квасу и сыченого меда. По данному ближним боярином знаку, присенники впускали царских гостей, занимавших места за столами. Входили подносчики и оделяли всех обедавших от царского имени калачами и деньгами (по полтине). Следом за ними палатою проходил ближний боярин, изображавший собою государева заместителя, и всех «опрашивал о довольстве». И только после того, как этот боярин приносил царю весть, что его убогие гости сыты, пожалованы «жалованьем» и отпущены с милостивым словом, государь садился в Столовой палате за столы, «браные на патриарха и властей». Иногда в то же самое время столы для убогих и сирых «строились» и в царицыных покоях, в ее Золотой палате, где также беднякам щедрою рукою раздавалось царское жалованье. Утром, перед обеднею, к царице съезжались старшие боярыни, вместе с которыми она и слушала славление патриарха.

Встретив праздник делами благотворения обойденным судьбою несчастным и приняв «здравствование» духовных и светских властей ближних людей своих, государь отдавал себя семье. На другой день он слушал утреню и обедню в одной из своих комнатных церквей, после чего принимал приезжих из других городов христославов «духовнаго и светскаго чина». К царице в это же время собирались, по «нарочитому зову», приезжие боярыни. Родственники государя и государыни оставались в царицыных палатах — к «столу»; все же другие гостьи уезжали, так как им, по уставу, не предоставлялось права обедать за царскими столами.

На третий день великого праздника государь «шел саньми» на богомолье в один из наиболее чтимых, прославленных своими святынями московских монастырей. На раззолоченных, испещренных хитрым узорочьем санях, по сторонам царского места, крытого персидскими коврами, стояли два ближних боярина и два стольника. За государевыми санями ехала царская свита: бояре, окольничие, боярские дети. Поезд оберегался ото всякого лиха отрядом стрельцов во сто человек. Несметные толпы народа окружали царский путь, бежали и скакали на конях за поезжанами, приветствуя «батюшку-царя» радостными кликами. Посетив московские святыни, на обратном пути с богомолья государь заезжал поклониться праху родителей и возвращался в свои палаты.

Вечер этого дня царь, в кругу своей семьи, проводил в особой Потешной палате. В ней — гусельники, домрачеи, скрипочники, органисты и цимбальники услаждали слух государя. Скоморохи с карлами и карлицами забавляли царское семейство песнями, плясками и всякими другими «действами». Представали здесь иногда перед царскими взорами и «заморские искусники комедийнаго дела». С этого вечера в царицыных покоях и в царевых теремах начиналось время святочных забав.

«Уж я золото хороню, хороню,
Чисто серебро хороню, хороню,
Я у батюшки в терему, в терему,
Я у матушки в высоком, в высоком…»

Звенела, переливалась переливами голосистыми старинная «подблюдная» песня, и в наши дни общая всем святочным игрищам-беседам:

«Пал, пал перстень
В калину, в малину,
В черную смородину…
Гадай-гадай, девица,
Отгадывай, красная,
Через поле идучи,
Русу косу плетучи,
Шелком первиваючи,
Златом персыпаючи»…

А на Белокаменной Москве и по всей Русской Земле были уже в полном разгаре веселые рождественские Святки.

Одним из главных праздников в православии считается Рождество Христово (по-церковнославянски правильно говорить Рожество). В этот день отмечается рождение Иисуса Христа от Девы Марии. Торжественные богослужения длятся всю ночь и утром, а в течение дня 7 января христиане празднуют великую дату.

История праздника

Рождество Христово в православии является вторым по важности праздником после Светлой Пасхи. 7 января – это примерная дата рождения Христа, точный день никому не известен. Первые празднования упоминаются в I веке. Вплоть до IV века Рождество отмечалось в один день с Крещением — 6 января. Этот знаменательный день называли Богоявлением.

Первый раз отмечать отдельный праздник Рождества начали в начале IV века в Римской церкви. На востоке разделение Крещения и Рождества произошло на полвека позднее. Православные верующие долгое время не могли назначить точную дату празднования. Первые христиане вообще никак не отмечали Рождество. Дело в том, что это, как правило, были евреи, а они отождествляли рождение младенца с болью и муками. Праздник Рождества появился, когда греки примкнули к христианству.

На Руси массовые празднования начались в конце X века, после крещения князя Владимира. В начале XIII века на праздничные гуляния 7 января из Польши приезжал вертепный театр, в точности воспроизводящий историю появления младенца Иисуса на свет и преследование его царем Иродом. Такая традиция продержалась целых шесть веков, вплоть до Октябрьской революции. В конце XIX века неотъемлемым атрибутом праздника стала рождественская елка, которая ставилась не только в городских домах, но и в деревенских. В начале XX века на манер Запада появился Дед Мороз.

В 20-х годах XX века в стране началась антирелигиозная пропаганда, и празднования Рождества прекратились. Но, не смотря на это, вплоть до 1929 года день 7 января в календарях помечался как праздник и был выходным. В 1929 году Рождество Христово стало под запретом. Рождественскую елку обозвали «поповским обычаем». Русские люди, для которых январская ель в доме стала традицией, стали украшать ей жилище на Новый год.

Возрождение праздника Рождества Христова произошло в 1991 году. Накануне Нового 1990 года правительство объявило 7 января нерабочим днем.

История рождения Иисуса Христа

В то время, когда Мария носила во чреве дитя и до появления младенца на свет оставались считанные дни, было дано объявление о переписи населения. Все люди должны были находиться в месте своего постоянного проживания. Мария вместе с мужем Иосифом были вынуждены отправиться в Вифлеем. На пятый день к вечеру они добрались до города и стали искать ночлег. Подходящего места не нашлось и им пришлось заночевать в пещере, куда пастухи в непогоду загоняли скот. Именно в эту ночь Спаситель появился на свет. Мария запеленала новорожденного Христа и положила в ясли, наполненные сеном. В момент рождения Христа на небе над пещерой засияла новая звезда, названная Вифлеемской.

Первыми о рождении Божьего сына узнали пастухи, находившиеся неподалеку от пещеры. Темноту ночи неожиданно озарил яркий свет и с небес явился ангел, оповещающий о свершении долгожданного события. Затем по сияющей дороге спустилось божественное войско и радостной торжественной песнью приветствовало маленького Христа. Когда ночная темнота опять окутала землю, пастухи увидели свет, исходящий из одной пещеры. Войдя туда, они увидели Иосифа, Марию и младенца в яслях.

Царь Иудеи Ирод Великий узнал о рождении Сына Божьего и решил, что он может занять его место на престоле. Сначала он пытался узнать местонахождение младенца у волхвов, но те не сказали, так как предполагали злой замысел. Тогда Ирод пошел на жестокие варварские меры. Он приказал убивать всех младенцев младше двух лет. Во время кошмарного бедствия погибло 14000 детей. Иисуса спас ангел, явившийся к Марии и посоветовавший искать убежища в Египте. В этой стране семья проживала до тех пор, пока не скончался царь Иудеи.

Когда отмечают Рождество в России

Рождество Христово в России отмечается православным народом 7 января. Этот день с 1991 года считается государственным праздником и официальным выходным. В ночь перед Рождеством во всех православных храмах России проходят торжественные богослужения. 7 января граждане страны собирают богатые столы и отъедаются после длительного поста.

Как в России отмечают Рождество Христово

По православным законам Русской Церкви Рождеству предшествует рождественский пост. Накануне Рождества идет особая суббота, заканчивающая рождественским сочельником. Ночью в церкви проводятся всенощные бдения, в начале праздничного дня устраиваются торжественные богослужения и чтится память Христа и Божьей Матери. Когда наступает великий праздник, христиане по обычаю обмениваются словами: «Христос родился!». В ответ нужно сказать «Славим его!».

После посещения церкви на Руси начинались гуляния. Народ проводил время весело: устраивались колядки, рядились, пели и танцевали. Строились вертепы, и разыгрывалась сцена рождения Христа. Детям полагалось отнести своим крестным родителям вечерю. Те в ответ угощали ребят и одаривали подарками.

По старому русскому обычаю на Рождество запекается гусь, и вся семья собирается к столу. На святки устраиваются вечерние гадания.

Святки-колядки

После празднования Рождества наступает святочная неделя, заканчивающаяся накануне Крещения. Во время святок на Руси устраивались катания на санках, общественные и семейные гуляния, забавы и театрализованные представления. В народе из уст в уста переходили святочные истории, повествующие о добрых чудесах, происходящих в эти дни. На Руси среди молодежи было популярным устраивать святочные гадания. Незамужние девушки пытались таким образом узнать, когда они выйдут замуж и кто станет их суженым. Православная церковь всегда противилась этому обычаю и считала его не только кощунственным, но и опасным.

На святочную неделю в народе было принято колядовать. Молодые юноши и девушки, а также дети наряжались в разные костюмы, скрывающие их личность, и обходили дома. Когда хозяева открывали дверь, ряженые должны были спеть песню, называемую колядкой. За это их угощали сладостями. Колядовщиков всегда ждали и приветливо встречали. Отказать ряженым в приеме и угощении – значит накликать беду в дом.

На Руси на рождественский праздник существовали свои приметы, которым народ свято верил и в связи с этим придерживался определенных правил.

  • Если на Рождество в гости первой заходит женщина – это не к добру: женщины в семье будут хворыми весь год.
  • Если в рождественский день в избе будет убрано, на столе чистая скатерть, хозяева одеты в новую одежду – жди хорошего урожая.
  • За утренней трапезой не полагалось пить чистую воду, считалось, что человек, испивший воды в рождественское утро, целое лето будет страдать от жажды.
  • Чтобы домашний скот не убегал из стада, на Рождество нужно было спутать веревками ножки стола.
  • Недоеденную за вечерним столом еду выносили за околицу и отдавали «волкам». Таким образом крестьяне пытались прикормить диких зверей, чтобы они не воровали домашний скот.
  • Теплый день на Рождество предвещает весну. Если верить другой примете, то это к густому хлебу.
  • Множество звезд на небе предвещает обильный урожай ягод.

Современные традиции празднования

Празднование Рождества в России было разрешено сравнительно недавно, поэтому, в отличие от западных стран, в нашей стране нет устоявшихся обычаев и традиций для этого праздника. Основные религиозные мероприятия проходят в православных соборах и церквях, а российский народ праздно отдыхает на новогодних каникулах. Основные гуляния еще с 1929 года перенесены на Новый год, поэтому Рождество проходит тихо и спокойно. Но все-таки приверженцы старых традиций пытаются возобновить прежние игрища и гуляния на Рождество. В некоторых городах нашей страны местные власти устраивают для горожан праздник на центральной площади.

Русская церковь торжественно отмечает праздник Рождества Христова. В сочельник православные храмы наполняются множеством христиан, многие из которых проводят там всю ночь. Общественное телевидение в прямом эфире транслирует всенощные бдения и утреннюю литургию по центральным каналам.

Что нельзя делать на Рождество

  • На Рождество Христово христиане стараются не работать.
  • Под особенным запретом находится рукоделие: шитье, вязание, плетение, вышивание. Ручная работа в этот день привлекает в дом беды и напасти.
  • В этот день нельзя надевать старую или черную одежду.
  • Накануне Рождества запрещено гадать.
  • До старого Нового года нельзя убираться. 14 января нужно вымести весь мусор и сжечь во дворе.
  • Накануне праздника нельзя ходить в баню и мыться.
  • На святочной неделе охота запрещается. Считается, что души умерших в эти дни вселяются в животных.

Особенности и традиции празднования Рождества в православных и католических странах

Светлый праздник Рождество Христово отмечается людьми по всему миру. Он имеет ключевое значение как для католиков, так и для христиан.

Его история, смысл и значение гораздо глубже и значительней, чем у Нового года. Рождение Спасителя ознаменовало новую эру в истории человечества. Важность данного события подчёркивает тот факт, что именно от этой даты началось новое летоисчисление.

Какого числа отмечают Рождество в 2019 году

Рождество Господне, согласно традиции, в России отмечается в ночь с 6 на 7 января 2019 года.

Кажется, что ответ на этот вопрос очевиден. Рождество Господне, согласно традиции, в России отмечается в ночь с 6 на 7 января 2019 года. Но если обратиться к традициям других конфессий и стран, то можно увидеть, что некоторые из них отмечают Рождество Христово 25 декабря.

Споры о том, какую дату считать истинной, длятся уже не первое столетие. Здесь важно понимать, почему же возникло данное разногласие.

Всё дело в том, что сегодня действует григорианский календарь, и по нему, священный праздник наступает именно 7 января. Но ряд православных церквей отмечают эту дату по новоюлианскому календарю. Отличается он от действующего тем, что даты смещены на 2 недели назад. Таким образом, дата 7 января приходится именно на 25 декабря.

Это общепризнанные даты. Но если копнуть глубже и узнать всё же точную дату рождения Иисуса, то здесь можно столкнуться с проблемой. Разные источники и исследования сходятся во мнении, что это событие произошло в первых годах нашей эры (или за пару лет до н. э.). Но назвать точный год, а тем более уж дату ни один из источников не берётся.

История праздника Рождества Христова

Праздник имеет однозначное значение и смысл для всех верующих – это день, когда на свет появился Спаситель.

История Рождества давно превратилась в некую легенду, окутанную мистикой и волшебством.

Для детей её пересказывают в форме доброй сказки, которая гласит следующее.

Жил некогда на свете император Октавиан Август. Чтобы пересчитать всех своих подданных, живущих на его земле, издал он указ о проведении переписи. Для этого все поданные должны были вернуться в родные города. И вот Иосифу вместе со своей женой Марией пришлось отправиться в родной Вифлеем.

Мария была на последних сроках беременности, и дорога в пять дней ей далась нелегко. Прибыв в город, Иосиф и Мария не нашли там свободных мест в постоялых дворах или другого подходящего ночлега, так как город был полон такими же странниками. Им ничего не оставалось, кроме как обустроиться на ночь в одной из пещер. В неё же пастухи загоняли скот для ночлега. Именно в эту ночь и родился Иисус. Мария спеленала младенца и уложила в люльку, наполненную сеном.

Первыми о рождении Христа узнали вифлеемские пастухи, которые пасли стада неподалеку.

Первыми о великом событии узнали пастухи. Об этом им рассказал яркий свет Вифлеемской звезды. Она же указала место рождения миссии. Они тот час отправились в путь, чтобы поприветствовать и воздать почести сыну Божьему. С далёкого востока пришли и мудрецы-волхвы, принесшие с собой дары. Ими были золото, ладан и смирна.

О рождении Иисуса стало известно и царю Иудею Ироду Великому. Он расценил это событие как покушение на его престол. Поэтому приказал убить всех младенцев, которым ещё не исполнилось двух лет.

В это страшное время было убито около 14 тысяч младенцев. Но Иисусу чудом удалось спастись. Святое семейство, получившее знамение от ангела, уезжать в Египет, отправилось в долгий путь и спаслось благодаря этому.

Такова краткая история Рождества Христова. Верить или нет в правдивость данной легенды, каждый решает сам. Но если обратиться к фактам, то можно найти довольно много совпадений с событиями тех лет.

Как отмечали Рождество раньше?

Праздновать Рождество, история и традиции которого дошли и до наших дней, принято в ночь с 6 на 7 января. Но все ли знают о том, как это делалось раньше? Какие традиции и ритуалы соблюдались в обязательном порядке?

Несмотря на разногласия в дате проведения самого праздника, стиль празднования во все времена был похож во всех странах.

Начиналось всё со священного вечера. Вся семья собиралась за столом, чтобы воздать хвалу Всевышнему. Но стол не изобиловал яствами, так как это был последний день поста. В обязательном порядке на стол ставили кутью. Это блюдо готовилось из особых продуктов – зерна, мёда, мака. Каждый из них носит сакральное значение.

Зерно издревле считалось символом жизни, мёд же означал сладкую жизнь и здоровье. Последний ингредиент мак, зёрнами которого сдабривалось блюдо, означал достаток. Кутьёй праздничный стол не ограничивался. Для начала подавались закуски из рыбы, далее шли грибные и рыбные супы или борщ. Не обходилось и без десерта – рулеты с маком, медовики, кисель, компот и сухофрукты.

Что касается праздничных гуляний, то все дети с нетерпением ждали восхождения первой звезды. И хоть она не была той самой Вифлеемской звездой, которую увидели пастухи, для верующих это был прямой символ великого чуда. С её восхождением принято было дарить подарки, давать наставления подрастающему поколению и рассказывать о Рождестве. Делал это, как и сегодня, ряженый Дед Мороз.

Колядовали ли вы? ДаНет Ещё одной неизменной традицией были колядки. Это было шумное празднество с песнями и танцами. Дети ходили по дворам, распевая рождественские песни – колядки и выпрашивая сладости. Хозяева же, к которым зашла шумная детвора, не имели права отказать им в этом.

На сам же праздник накрывался богатый стол, и вся семья собиралась за ним. Готовить и угощать близких можно было разнообразными блюдами, так как в этот день пост уже заканчивался.

Как отмечают праздник Рождества в католических странах?

Трудно представить, но сегодня многие уже многие не понимают, почему на ёлку вешаются звезда и украшения. Рассказывать про Рождество детям следует родителям. Тем более что данная история уже давно обрела форму сказки. А какой ребёнок не любит красивых сказок? Зная о значении символики, наряжать ёлку и готовиться к этому празднику будет вдвойне приятней. Но в странах с разными религиозными течениями сегодня празднование приобрело уникальные особенности.

Праздник Рождества в России в 2018 году был 7 января. В этот же день он будет и в 2019, и в 2020 году. Поэтому самое время рассказать подрастающему поколению обо всех интересных и даже мистических особенностях праздника.

Традиции празднования

Подготовительный период называется Адвент. Готовиться к Рождеству католики начинают за 4 недели. Этот период и носит название Адвент. В это время верующие соблюдают пост. Сам же праздник приходится на 25 декабря.

Символы Рождества у католиков во многом схожи с теми, которые имеются у христиан. Но есть и свои уникальные атрибуты. К таким относится рождественский венок. В него устанавливают 4 свечи. В каждое воскресенье Адвента зажигается по одной из них. Это символизирует приближения самого главного праздника.

Вертеп. Данную инсталляцию сегодня можно встретить не только в церквях и храмах, но и в условиях обычных городских квартир. Она в точности повторяет сцену из библейских писаний. Из еловых веток делается своеобразная пещера, в которой устанавливаются фигуры Девы Марии, Иосифа, волхвов и младенца Иисуса в яслях с сеном.

Раньше они изготавливались из подручных материалов и одевались в скромные одежды. Сегодня же можно встретить вертепы, претендующие на звание настоящих произведений искусства. Волхвов и святое семейство тоже стали одевать не в поношенные рваные одежды, а в весьма дорогие и шикарные наряды.

Обычаи Рождества

День 24 декабря у католиков носит название Рождественский сочельник или Вигилия.

Сочельник. Он наступает в канун самого праздника, 24 декабря. В этот день принято ходить в церковь на богослужение, исповедь и причащаться. Так как это последний день поста, то праздничное застолье начинается глубоким вечером. В этот же вечер устанавливается вертеп и наряжается рождественская ёлка.

Колядки. В европейских странах дети ждут Рождества и ещё по одной причине. Это отличный повод повеселиться от души. Заранее готовятся карнавальные костюмы, в которых они и ходят по дворам соседей, распевая рождественские песни и гимны. Маленьким непоседам в забавных костюмах принято давать угощения и сладости.

Празднование. Святое Рождество – светлый праздник, которого с нетерпением ждут и взрослые, и дети. После мессы, которая начинается в полночь, взрослые и дети обмениваются подарками. Накрывается шикарный стол с различными блюдами и угощениями.

Празднование продолжается всю неделю, вплоть до 1 января. В это время проходят различные концерты и представления. Но общей их тематикой являются библейские сюжеты.

Как отмечают рождество в православных странах?

Традиции на Рождество в православных странах немного разнятся с теми, что можно увидеть у католиков. Праздник до сих пор относят больше к религиозным, чем к народным или государственным.

Традиции

Рождество в православных странах приходится на 7 января. Но в разных странах его празднуют по-своему. К примеру, в Армении и Рождество Христово и Крещение приходятся на 6 число.

Любите ли вы Рождество? ДаНет Основные черты рождества в России описаны ниже. Но интересно узнать и о тех уникальных традициях, которые существуют в православных странах-соседях.

Украина. Канун праздника и стол не особо отличались от того, что можно было встретить в России. Но на сам праздник не принято было ходить в гости. Исключением являлись дети, которые обзавелись собственными семьями. Супруги приходили в дом родителей на праздничный обед.

Белоруссия. В этой стране Рождество относится к государственным праздникам. Принято праздновать и Сочельник. Своё название он получил из-за особого блюда, которое непременно должно быть на столе в этот день – сочиво. Это размоченное зерно или горох и бобовые, сдобренные мёдом.

Армения. Как уже говорилось, Рождество здесь отмечается параллельно с праздником Крещения. Подготовка начинается 5 января. В этот день верующие идут в церковь и зажигают свечку. Её следует не оставлять там, а непременно принести домой и осветить дом.

Грузия. Отличительной традицией этой страны является крестный ход, называемый «Алило». Участники одеты в белые одежды и несут с собой благую весть о рождении Спасителя. В руках у них традиционно белые флаги с красными крестами.

Обычаи

Рождественский пост. Готовиться к празднику православные, так же, как и католики, начинают задолго до его приближения. Рождественский, или как его ещё называют – Филипповский пост, начинается 28 ноября, т. е. за сорок дней. Он не настолько суров, но его смысл заключается в том, чтобы душа очистилась при помощи молитв, а умеренность в пище поспособствовала очищению тела.

Сочельник. Этот день накануне праздника по обычаям Рождества старых лет народ отмечал богатым застольем. Но начиналось оно не ранее полуночи, так как 6 января являлся последним днём поста, причём одним из самых строгих. Многие вообще предпочитали не есть никакой пищи. После же богослужения в церкви семьи усаживались за стол, на котором было много яств и угощений.

Говорить о том, что данные обычаи в полной мере сохранились до сегодняшних дней, не приходится. Причиной же является намеренное занижение значимости праздника в период правления советской власти.

Так как он был ей неугоден, то и широко праздновать его запрещалось. С годами и традиции празднования ушли в историю. На сегодняшний день для россиян главным событием года остаётся Новый год, а не Рождество.

Святки. Они пришли к нам из язычества. Проводились они и в России, и в Белоруссии, и на Украине. Длились святочные гуляния вплоть до праздника Крещение, то есть до 19 января. В этот период на улицах можно было встретить ряженых, распевающих песни. Народ веселился, разыгрывал сценки и проводил различные игры.

Символика рождества

Рождество Христово имеет свои обычаи и символы. Без них трудно представить традиционное празднование главного события для католических стран.

Рождественская ель

А Вы знали когда появилась традиция наряжать ёлки на Руси? ДаНет Если обратиться к истории, то традиция украшать деревья пришла из язычества. Но делалось это в начале зимы. Интересен тот факт, что украшались практически все деревья, кроме ели. Таким образом, наши предки задабривали духов в надежде на богатый урожай. Ель же считалась деревом смерти, и украшать её запрещалось.

Традиция ставить ель в доме появилась, по одной из версий, примерно в 7–8 веке. Святой Бонифаций был проповедником. Дабы показать язычникам, что их духи бессильны, он срубил дуб. В языческой культуре он символизировал одного из духов. Дерево упало и повалило ещё несколько более мелких деревьев. Но ель, стоящая на пути, осталась невредимой. Тогда-то он и назвал её деревом Христа.

Ель стали ставить в домах на священный праздник Рождества. Украшать же стали гораздо позднее. Первым нарядом для ели была пятиконечная звезда – символ той самой Вифлеемской звезды, ознаменовавшей рождение Спасителя.

В России традиция ставить ёлку то появлялась, то предавалась забвению по приказу властей. Советской власти этот символ был неугоден как напоминание о царской России. Но позже, в 1935 году, к ней всё-таки вернулись вновь. С тех пор она остаётся главным символом празднования Нового года и Рождества.

Рождественский венок

Данный атрибут является традиционным для западных стран. Он представляет собой круг, на который прикреплены еловые ветки, ленты, шишки и другие украшения. Обычно он вешается на входную дверь, являясь своеобразным символом того, что в этом доме рады святому празднику.

Традиция украшать дом такими венками на Рождество Христово появилась в Гамбурге.

Некий Иоган Вихерн, взявший к себе на воспитание детей из бедных семей, таким способом помог им посчитать, сколько же дней осталось до праздника. Он поместил на венок 4 больших и 24 маленьких свечи. Каждый день зажигалась одна маленькая, а в воскресенье большая. Так дети могли наглядно увидеть приближение праздника, и даже те, кто не умел считать, примерно представляли, сколько дней до него осталось.

Есть в этом венке со свечами и другой смысл. У лютеран и католиков подготовка к празднику начинается за 4 недели. Это соответствует Рождественскому посту у христиан. Зажигание по одной свечи в день означает всё более возрастающее чувство любви и благоговения перед этим великим событием.

Не так давно это красивое украшение появилось и в квартирах россиян. Их можно приобрести в магазинах и на предновогодних ярмарках, но можно сделать и самим. Приобщение к изготовлению венка детей усиливает приятное чувство приближения Рождества.

Вифлеемская звезда

Вифлеемскую звезду традиционно устанавливают на вершину рождественской ели.

Традиционно её устанавливают на вершину рождественской ели. Она подчёркивает смысл Рождества Христова. Ведь именно звезда возвестила о рождении миссии. Историки, кстати, склонны предполагать, что это было не что иное, как комета. Потому как обычная звезда не имеет такого яркого света и светящегося «хвоста».

Сегодня о значении данного атрибута немного забыли, и вершину ели могут украшать и игрушки абсолютно другой формы, не имеющей ничего общего со звездой.

Игрушки на ёлке

Ранее было принято украшать ёлку съедобными игрушками. Это были конфеты, пряники. Детки во время празднования могли сорвать их с дерева. В этом тоже был свой смысл. Украшения символизировали собой дары, которые волхвы принесли младенцу Иисусу.

Изначально же дома украшали простыми еловыми ветками или устанавливали рождественскую красавицу без игрушек и других нарядных предметов.

В России их принято дарить не на Рождество, а на Новый год. Такая подмена произошла во времена советской власти. Чтобы преуменьшить значимость Рождества, именно Новый год был объявлен главным событием года. Таким образом, они сместили акцент в пользу гражданского события. Рождество же приобрело значение лишь церковного праздника с второстепенным значением.

Подарки на Рождество – это символ тех даров, которые приносили младенцу Иисусу волхвы с востока.

Смысл же подарков остаётся прежним, хотя и о нём уже не все знают. Всё это благодаря той пропаганде, которая активно продвигалась и навязывалась в советский период.

Дед Мороз

Сейчас уже трудно представить Новый год без этого волшебного персонажа. Но стоит понимать, что Новый год и Рождество – это два разных праздника. И их смысл совершенно различен. Образ некого старика, одаривающего детей подарками, идёт от личности Николая Чудотворца. Он помогал беднякам и нуждающимся. Праздник в его честь отмечается 19 декабря.

Сегодня нет ничего удивительного в том, что Дед Мороз появляется не только на Новый год, но и на Рождество. Отношение церкви же к данному персонажу весьма неоднозначно. По своей сути – это языческая фигура, олицетворяющая силы природы. Но на сегодняшний день любовь в нему настолько велика, что ни одна конфессия не отважится запретить или оклеветать его.

Традиции празднования Рождества в картинках.

Рождественский стол

Как и прежде, 6 января является последним днём поста. В католических семьях богатые застолья проводятся после вечернего богослужения. Стол изобилует мясными блюдами, салатами и другими вкусностями.

В западных странах на Рождество обязательно запекается гусь, индейка или утка. Причём птица должна быть запечена целиком. Ей уделяется центральное место на праздничном столе.

Особенно можно выделить выпечку под названием Агнец. В России это блюдо не особо известно. Представляет оно собой что-то средне между кексом и куличом. Выпекается в форме ягнёнка. Такой выбор не случаен. В библейских писаниях Иисус не раз называется «Агнецом Божьим». Само слово агнец и означает ягненок.

Итог

Рождество – это радостный светлый праздник, возвещающий о великом событии, появлении на свет Иисуса Христа. Несмотря на различие в традициях и обычаях его проведения, смысл его остается неизменным вот уже много столетий.

В России какие-то обычаи его проведения уже канули в лету, а какие-то только зарождаются. Но для всех этот день наполнен особым смыслом и настроением. Люди по всему миру чтят традиции праздника и уже готовятся отмечать Рождество в 2019 году.

Рождество в России когда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *