Родители леонардо да винчи фото

Леонардо да Винчи — биография, личная жизнь, творчество художника

Имя: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
Дата рождения: 15 апреля 1452 года
Место рождения: близ Винчи, Флорентийская республика
Дата смерти: 2 мая 1519 года
Место смерти: замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, герцогство Турень, Флорентийская республика
Возраст: 67 лет
Леонардо да Винчи — биография
Леонардо да Винчи назвали «универсальным человеком», то есть личностью, чья деятельность и достижения не ограничивалась единственной сферой. Он был художником, музыкантом, писателем, самым ярким представителем искусства эпохи Возрождения. Но частная, личная жизнь гения покрыта тайнами и загадками. Возможно, это объясняется недостатком сведений, а, может, все дело в таинственной фигуре итальянского мастера.
Леонардо да Винчи — детские годы
Леонардо да Винчи, чья биография вызывает повышенный интерес у поклонников этого величайшего художника родился 15 апреля 1452 года недалеко от города, имя которого сегодня ассоциируется, прежде всего, с именами великих живописцев.
Будущий художник появился на свет вблизи Флоренции, в середине XV века. Отец его был нотариусом, а мать крестьянкой. Такой мезальянс не мог существовать, и вскоре отец Леонардо нашел себе более подходящую жену – девушку из знатного семейства. До трех лет ребенок жил с матерью, а после отец забрал его в свою семью. Все последующие годы живописец пытался на холсте воссоздать образ матери.
Некоторое время отец яростно стремился привить Леонардо любовь к семейному делу. Но усилия его оказались безрезультатны: сына не интересовали законы общества.
В четырнадцатилетнем возрасте Леонардо отправился во Флоренцию и устроился подмастерьем к скульптору и живописцу Андреа дель Верроккьо. В те времена Флоренция была интеллектуальным центром Италии, что позволяло юноше совмещать работу с учебой. Он постигал основы черчения и химии. Но более всего его интересовали рисование, скульптура и моделирование.
Главная особенность шедевров эпохи Возрождения – возвращение к идеалам Античности. В эту эпоху древнегреческие каноны получили новую жизнь. Студенты и видавшие виды мастера рассуждали и спорили о революционных событиях в культуре и искусстве. Леонардо в этих спорах не принимал участия. Он все больше работал, пропадая сутками в мастерской.
Было бы несправедливо пропустить один из немаловажных фактов в биографии Леонардо да Винчи. Однажды его учитель получил заказ. Предстояло написать картину «Крещение Христа». Два фрагмента по традициям того времени он доверил своему юному ученику. Леонардо было поручено изобразить ангелов.
Когда картина была готова, Верроккьо взглянул на полотно и швырнул в сердцах кисть. Некоторые фрагменты явственно говорили о том, что ученик в своем мастерстве существенно перерос учителя. С тех пор и до последнего часа своей жизни Андреа дель Верроккьо к живописи не возвращался.
В XV веке в Италии действовало объединение художников под названием «Гильдия Святого Луки». Членство в этой гильдии позволяло местным представителям искусства открывать собственные мастерские и продавать свои произведения на официальном рынке. Кроме того, всем членам объединения оказывалась финансовая и социальная поддержка. Как правило, это были опытные и зрелые художники, скульпторы и печатники. Леонардо да Винчи вступил в гильдию в возрасте двадцати лет.

Леонардо да Винчи — личная жизнь
О личной жизни титанической фигуры эпохи Возрождения известно немного. Существуют источники, в которых говорится об обвинении в содомии, то есть – в девиантном сексуальном поведении. Обвинение было основано на анонимном доносе. Но в те времена во Флоренции доносительство и клевета процветали с буйной силой. Художника арестовали, продержали в тюрьме и выпустили спустя два месяца за неимением свидетельских показаний.
Во Флоренции во времена да Винчи действовала организация, именуемая «Офицерами Ночи». Служители этой организации рьяно следили за моральным обликом горожан и активно боролись с содомистами. Некоторое время живописец находился под наблюдением этих борцов за нравственность. Но это по одной версии.
А согласно другой – да Винчи и вовсе ни в чем подобном не обвиняли, а на суде он присутствовал исключительно в качестве свидетеля. Есть и третья версия, приверженцы которой утверждают, что сексуальные предпочтения великого мастера были далеки от общепринятой нормы, сила и влияние отца позволили ему избежать заключения.
Но как бы то ни было, нет никаких сведений в биографии об отношениях живописца с женщинами. Согласно воспоминаниям современников он длительное время проживал с молодыми людьми. Зигмунд Фрейд тоже не остался в стороне спорах о половой жизни гения и провел свое расследование. Знаменитый психотерапевт был уверен в гомосексуальности да Винчи.
Почти тридцать лет в мастерской маэстро проживал Джан Джакомо Капротти, более известный сегодня под именем Салаи. Когда Леонардо да Винчи был уже вполне состоявшимся мастером, в его доме появился отрок ангельской красоты. Его образ присутствует во многих шедеврах. Но он не был всего лишь натурщиком. Официально его считают учеником. Картины Салаи не получили широкой известности.
Но согласно записям в дневнике да Винчи, начинающий художник не отличался честностью и, порою, вел себя как последний прохвост. Что заставляло великого живописца держать рядом с собой этого человека – не известно. Но вряд ли это были отцовские чувства или преклонение пред юным талантом. Ничего великого ученик да Винчи не написал, да и сиротой он не был. Остаются лишь догадки.
Из мастерской Леонардо да Винчи вышел не один живописец. Много времени мастер посвящал, прежде всего, обучению молодых людей. Согласно его методике начинающий художник должен был сначала изучить формы предметов, научиться копировать произведения мастера, исследовать творения прочих опытных авторов и только потом приступать к созданию своего произведения.
Какие отношения складывались у гения со своими последователями в свободное от учений время – не столь важно. Важно то, что уроки мастера не прошли впустую, и им впоследствии удалось создать новый образ мужского тела, чувственности и любви.
Конец жизни Леонардо Да Винчи
Леонардо Да Вичнчи ушел из жизни 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет отроду. Его тело было предано земле в местечке близ Амбаузе. Все свои рисунки и инструменты перешли его любимому ученику Франческо Мельци. Все картины унаследовал другой его ученик — Салаи.

О творчестве и научных изысканиях великого представителя эпохи Возрождения в биографии Леонардо да Винчи написано немало трудов. Над его феноменом долгие столетия бились и учёные, и историки, и искусствоведы. Долгое время учёные интересовались исключительно его достоянием как художника, скульптора, изобретателя, анатома. В общем-то, сфер, в которых Леонардо да Винчи проявил себя не только как знаток, но и как первооткрыватель, очень много. В связи с этим очень мало свидетельств в его биографии, относящихся к личной жизни Леонардо да Винчи, которую, надо признать Маэстро очень тщательно скрывал. Все его дневники написаны специально созданным для этого шифрованным письмом, над которым до сих пор бьются учёные.

Тем не менее, на сегодняшний день учёные пришли к некоторым выводам о том, каким был великий художник своего времени. По их мнению, Леонардо да Винчи был незаконнорожденным ребёнком знатного сеньора, что, впрочем, не лишило его ни богатства, ни почестей, сопутствующих людям знатного происхождения. Бытует мнение, что знаменитая Мона Лиза — это портрет матери художника Катерины, с которой он был разлучён в возрасте пяти лет. Достоверно известно, что Леонардо да Винчи не был связан любовными узами ни с одной из барышень современниц. Поэтому учёные подозревают, что художник был человеком с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Возможно, к этому мнению они пришли по аналогии с другими художниками — яркими представителями своего времени, которые предпочитали мужчин женщинам. Для нас это признаки нетрадиционной ориентации, а в то время среди знати и творческих личностей это было более чем обычным явлением. Хотя церковные каноники уже и начали войну с такими отношениями, но, как известно, явление это было очень распространено.

На фото — одна из картин, на которой изображён Салаино

Что же касается самого да Винчи, то его пристрастие к мужскому полу подтверждает и то, что всю жизнь он неизменно был окружён красивыми юношами, которые становились его учениками и натурщиками. Среди них наиболее выделяются Салаино (это прозвище, которое дал ученику сам изобретатель, означающее Дьяволёнок), который был спутником Леонардо да Винчи долгие 30 лет, и Франческо Мельци, который был с Маэстро до самой смерти и унаследовал практически всё достояние последнего. Учитывая явное отвращение Леонардо да Винчи к половым отношениям, высказанное в его дневнике, многие склоняются к мнению, что художника с его любимыми учениками связывали не физические, а платонические отношения.

На фото — портрет Франческо Мельци

Что бы там ни говорили или писали о личной жизни Леонардо да Винчи, нам, современникам, конечно, более ценно его творчество, картины, вышедшие из-под его пера. Тем более, что все сведения, дошедшие до нас из работ историков и учёных, нельзя считать полностью достоверными, ведь почерпнуты они из записей, которые до сих пор до конца расшифровать никому не удаётся. К тому же и записи не сохранились до наших дней полностью. Поэтому всё, что нам известно — это личное мнение и оценка исследователей, которые вполне могут отличаться от реальной картины.

Леонардо да Винчи — яркий представитель Высокого Возрождения. Считается настоящим гением в самых разных областях. Являлся художником, скульптором, архитектором, учёным, изобретателем, писателем, музыкантом. Особенно прославился, как художник, подаривший миру шедевры живописи мирового значения.

Как художника, Леонардо да Винчи знают даже те, кто не особо увлекается живописью. В большей мере его знают по трём самым знаменитым произведениям: «Мона Лиза (Джоконда)», «Тайная вечеря» и «Витрувианский человек». «Мона Лиза» — стала настоящим символом мировой живописи, «Тайная вечеря» — одним из самых лучших произведений христианской тематики всех времён и народов, «Витрувианский человек» стал символом человека, человеческого тела.

Леонардо да Винчи биография

Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкино, около городка Винчи, Италия. Его отцом был нотариус Пьеро, мать — крестьянка Катерина. На протяжении трёх лет жил с матерью, но потом перешёл на воспитание к отцу.

Существует легенда, согласно которой, отец Леонардо получил просьбу от крестьянина расписать щит. Вместо того, чтобы найти художника для росписи, он отдал щит сыну. Будущий художник подошёл к делу с фантазией и решил изобразить на щите горгону Медузу. Чтобы сделать её по-настоящему пугающей, он срисовывал различные части ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, летучих мышей и других животных. В итоге получилось жуткое создание, которое испугало самого отца. Тому самому крестьянину он отдал другой щит, купленный у старьёвщика, а щит, расписанный сыном, продал за сто дукатов. Однако на этом легенда не заканчивается.

Правда это или неправда — достоверно неизвестно, но, согласно легенде, тот самый щит попал к семье Медичи. Долгое время он хранил семью, а когда был утерян, восставший народ изгнал Медичи из города. Спустя годы, итальянский кардинал Франческо Дель Монте заказал такой же щит у художника Караваджо. Данная картина сохранилась, однако неизвестно, является ли она копией щита да Винчи.

Мадонна Литта

В 1466 году Леонардо поступает подмастерьем в мастерскую скульптора и живописца эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо. Он стал первым учителем прославленного художника. Также среди учеников Верроккьо — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло. Тогда же Леонардо стал изучать различные науки — химию, металлургию, черчение и др. Одновременно занимался рисованием, скульптурой, моделированием, постижением наук. В 1473-м стал мастером объединения художников Гильдии Святого Луки.

Леонардо да Винчи был трудолюбивым художником. В конце концов он превзошёл своего учителя. Произошло это так. Верроккьо получил заказ на создание картины «Крещение Христа». На картине должны были располагаться два ангела. Одного ангела Верроккьо написал сам, а написание второго поручил своему ученику. Какого же было его недоумение, когда он понял, что ангел да Винчи нарисован более профессионально. После этого, как гласит история, Верроккьо больше не возвращался к живописи.

Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе, Франция. Великому мастеру, который оставил о себе бессмертную память и великое наследие, было 67 лет. Могила гения находится в замке Амбуаз

Леонардо да Винчи интересные факты

У Леонардо не было фамилии. «да Винчи» — это указание, что он родом из городка «Винчи». Полное имя звучит: Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи, что в переводе означает — Леонардо сын господина Пьеро из Винчи.

Великий художник никогда не был женат. Никаких достоверных сведений о его любовных романах нет. Существует версия, что у него была связь с Чечилией Галлерани, которая позировала художнику для картины «Дама с горностаем». По другим предположениям, у него никогда не было романов и любовных похождений, так как всё, что его интересовало, — это искусство и наука.

Дама с горностаем

Леонардо да Винчи был вегетарианцем. По некоторым сведениям, он отказался от употребления мяса ещё в детстве, считая, что человек не должен истреблять других животных.

Есть сомнения в том, что известный автопортрет Леонардо действительно является автопортретом. По предположениям искусствоведов, на том самом портрете изображена голова апостола для «Тайной вечери», и на самом деле он так и не создал ни одного изображения самого себя.

Леонардо да Винчи был признанным кулинаром и мастером сервировки. Свои фирменные блюда он представлял на придворных пирах на протяжении 13-ти лет. Чтобы сделать труд поваров легче, он даже придумал ряд специальных приспособлений.

Изобретения по подводным погружениям, подводным приборам и дыхательным аппаратам для плавания под водой легли в основу современного подводного снаряжения и аппаратов.

Леонардо да Винчи был амбидекстром, то есть не был правшой или левшой — одинаково хорошо работал обеими руками.

Самые известные картины Леонардо да Винчи

Мона Лиза

Тайная вечеряВитрувианский человек

Леонардо да Винчи картины с названиями

БлаговещениеБогоматерь с Младенцем и святой АннойБогоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем Голова девушки Женский портрет в профиль Иоанн Креститель Крещение Мадонна Бенуа Мадонна в скалах Мадонна с гвоздикой Поклонение волхвов Портрет Джиневры де Бенчи Портрет музыканта Прекрасная Ферроньера Святой Иероним Спаситель мира Туринский автопортрет

Коллекция Секретные истории. Леонардо да Винчи. Му

Леонардо да Винчи. Что мы знаем об этом человеке Эпохи Ренессанса. Кажется, нам ведомо о нем почти все из того, что лежит на поверхности. Для своего века и века ХХI он был и остается тайной, человеком непонятым, почти мистическим. Его обвиняли в связи с дьяволом. Сторонились, страшась странных, небожественных, как думали его современники, проявлений: маэстро спал по пятнадцать минут каждые четыре часа, не ел мяса, писал левой рукой, причем справа налево зеркальным способом. Не боялся мертвецов, поражая окружающих невозмутимо равнодушным отношением к смерти. В «черные дни», когда на главной площади города свершались казни, он приходил после окончания столь печального ритуала и, ничем не выказывая душевного неудобства, зарисовывал положение тел висельников.
Прошли века. Многие причуды маэстро обрели в наших глазах научную ценность, превратившись в открытия и предвидения, не лишенные смысла. Сегодня мы поражаемся широте его познаний, научной разносторонности, гениальности. Хотя для большинства Леонардо из деревеньки да Винчи известен более как гениальный художник. Тем не менее, чтобы правильно «читать» его полотна, стоит, пожалуй, сделать попытку понять его самого. А, как известно, ярче всего человек проявляется в Любви. К женщине, мужчине или….в любви к самому себе…
«Только одиночество дает необходимую свободу»
(Леонардо да Винчи)
Одиночество способно вскормить истинного гения. О том, что такое одиночество незаконнорожденный сын служанки Катарины и нотариуса Пьеро ди Антонио узнал рано. 15 апреля 1452 года в деревеньке да Винчи между Флоренцией и Эмполи начался его богатый на события, но одинокий путь. В год его рождения отец оставил мать и женился на знатной донне Альбиера. Леонардо остался с матерью. И только через пять лет по причине бездетности своей жены отец забрал сына в дом. Но пять лет, прожитые рядом со своей одинокой матерью, оказали на подсознание и характер Леонардо сильное влияние.
Мальчик рос довольно замкнутым и обособленным. И только случайность выявила в нем талант художника. Отец увидел его эскизы и вскоре отдал сына в ученики знаменитому тогда тосканскому живописцу Андреа Вероккио. Это произошло в 1468 году, а спустя четыре года Леонардо получает свой первый заказ. В этот период он почти не отвлекается на любовные истории, коими изобилует жизнь юных тосканских художников. Уже тогда Леонардо поражает окружающих своим душевным аскетизмом. Вот как художника в его раннюю пору описывает Зигмунд Фрэйд: «Он был крепким и соответственно рослым человеком, с лицом совершенной красоты, наделенным необыкновенной физической силой, очаровывающим формами своего обхождения, блестящим собеседником, веселым и любезным со всеми; он любил красоту и в окружавших его вещах, с удовольствием носил роскошные наряды и ценил любой комфорт». Одним словом – вырисовывается воистину притягательный облик, предполагающий склонность к плотским утехам и успеху в женской среде. Но нет. Он незамечен в сердечной смуте, интрижках с придворными дамами или юными белошвейками. Современникам он запомнился как абсолютно свободный человек, не имевший близких друзей, почти не общавшийся с родственниками…
9 апреля 1476 года против Леонардо и группы его друзей выдвигается анонимное обвинение в содомии, которое не находит подтверждения. В июне этого же года обвинение было выдвинуто вновь, но опять же бездоказательно. Скорее всего, тогда подобные слухи были основаны на следующем факте: в мастерской Леонардо да Винчи и его друзьям позировал молодой человек с сомнительной репутацией. Но, увы, с тех пор склонность художника к содомии (то есть, гомосексуализму) очень часто муссировалась современниками. Более того, эта идея преодолела века и ныне окончательно закрепилась в сознании наших современников.
Между тем, Зигмунд Фрэйд в одном из своих трактатов, посвященных да Винчи, опровергает наличие сексуального аспекта в отношениях художника с его подмастерьями: «…следует считать весьма вероятным, что сердечные отношения Леонардо с молодыми людьми, жившими по тогдашней методе обучения вместе с ним, не выливались в половые действия». В качестве обоснования сей мысли Фрэйд приводит следующее высказывание: «В период, как известно, борьбы необузданной чувственности с суровой аскезой Леонардо был примером умеренного неприятия сексуального, вроде бы неожиданного у художника и певца женской красоты». Далее цитирует самого да Винчи: «Совокупление и все с ним связанное настолько отвратительны, что люди скоро вымерли бы, если бы это не было давним обычаем, если бы к тому же не существовало прелестных лиц и чувственных предрасположений». При этом Фрэйд не преминул указать на странное свойство живописца как мужчины: «Сомнительно, обнимал ли хоть раз Леонардо страстно женщину; ничего неизвестно и о его интимной душевной связи с какой-либо женщиной».
Как сексолог, Фрэйд не может оставить без внимания столь любопытную с медицинской и психологической точки зрения сексуальную аномалию. Потому выдвигает собственную теорию на этот счет: «В жизни Леонардо не был бесстрастен… Его страсти были обузданы, подчинены жажде исследования… Он только превращал страсть в жажду знания, ведь предавался исследованию с той настойчивостью, постоянством, основательностью, которые производны от страсти…». И резюмировал: «…Поэтому, быть может, жизнь Леонардо была много беднее любовью, чем жизнь других великих людей и других художников. Бурные страсти возвышенной и испепеляющей природы, в которых другие переживали свои лучшие минуты, как будто не затронули его…».
Теория Фрэйда относительно сексуальности Леонардо да Винчи не лишена своей логики. Странная холодность по отношению к Женщине в жизни повседневной граничила с восхищением женской сущностью, когда дело касается отвлеченных материй. В одном из манускриптов Леонардо да Винчи обнаруживает преклонение перед Природой, которая, начиная с античности, символизирует материнское порождающее начало и совершенно явно ассоциируется с Женщиной. В другом манускрипте он рассуждает о превосходстве живописи над остальными искусствами. Называет ее «наглядно-чувственным выражением философии природы, бесподобным по оригинальности». Более того, он почти обожествляет живопись, обнаруживая между ней и природой-матерью родственную связь: «…живопись есть наука и законная дочь природы, ибо она порождена природою. Но, говоря точнее, нужно назвать ее внучкою природы, потому что все видимые вещи рождены природою, а от них родилась живопись. Итак, мы будем именовать ее внучкою природы и родственницей Бога».
Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что по отношению к женской природе Леонардо да Винчи не испытывал неприязни. Но его абсолютно отталкивало все, что не имело отношения к возвышенному Духу. Да Винчи смело спорил с Сократом, боготворившим людей. Словно бунтуя против всего плотского, он с презрением отзывается о человеческом теле, сопоставляя эту тленную оболочку с мощью и красотой огненного светила – Солнца. Может именно по причине своей неприязни ко всему плотскому во многих своих живописных полотнах да Винчи практически стер грань между мужским и женским началом. Не в угоду существующим на тот момент канонам человеческой красоты, воспевающим утонченность и нарочитую бисексуальность. Но в подтверждение собственных чувствований и ощущений. Он отверг принадлежность своих картинных персонажей к определенному полу. Мужское и женское в его исполнении практически перетекает друг в друга, сливается в одно целое, сводя противоположные черты к общности.
Читатель спросит: почему мы столь пристально рассматриваем данный аспект в жизни итальянского художника. Дело в том, что эта особенность Леонардо да Винчи (обозначим ее как душевная бисексуальность), несомненно, наложила отпечаток на его живописный авторский стиль. Более того, она способствовала рождению множественных мифов в отношении его таких картин как «Монна Лиза» и «Тайная вечеря». И позднее мы приведем обоснование подобного утверждения.
«Кто не любит жизни, тот не достоин ее»
(Леонардо да Винчи)
Известно, что если человеческая энергия не находит реализации в чувствах (то есть любви), то она направляется в русло карьеры и всего, что с ней связано. Яркий тому пример – наш герой. Да Винчи не находил понимания у своих современников. Их отталкивали его нестандартное мировоззрение, безумные опыты, диковинные привычки и необычный образ жизни. Совсем иначе дело обстояло в живописи. Благодаря дружбе с Боттичелли, да Винчи обзавелся влиятельными покровителями. Позднее его под свое крыло взял Лодовико Сфорца, близкий друг Рене Анжуйского. Именно от этих людей или через них он получал выгодные заказы. Его манера письма очень быстро стала авторской и узнаваемой. Но одной живописи для самовыражения Леонардо мало. Пройдя сложный период осознания самого себя, он сознательно выбирает путь человека, одержимого познанием. Ему тесно в рамках одной только живописи, он словно призрачный дух, населяет собой все тайные миры, объединенные под знаком благословенного Божественного Познания. С необыкновенной легкостью он овладевает тайнами, за прикосновение к которым самые мудрые придворные ученые отдали бы свои жизни. В определенной точке этого опасного пути он прикасается к алхимии и, кажется, достигает заветной цели – Превращение состоялось, но итог этого эксперимента от нас сокрыт.
Воздушная перспектива, Гибралтар, Дон, Белый цвет, зеркала, рождение звезд, перспектива цвета, строение человека, золотое сечение… Все это и многое другое стало объектом пристального изучения Леонардо да Винчи. Во всем, что окружало его, он искал совершенство. Гидравлика, физика, оптика, градостроение, военное дело, астрономия, ботаника, медицина, психология, — казалось, все существующие науки были объяты гениальным умом этого человека. Он попробовал себя во всем. Абсолютный эмпирик, он ничего не принимал на веру, не испытывая при этом священного трепета перед учеными древности. Составляя задачники, испещренные формулами, измерениями и вычислениями, он обнаруживал маниакальную страсть к идеальности. Эти маленькие книжечки оказались математически-выверенными схемами чувственного мира самого Леонардо. Без тени благоговения, с дерзостью строптивого ученика он шел наперекор античным ученым, продолжая эмпирические опыты Коперника.
С этого момента да Винчи стал для современников притчей во языцех. Его трудолюбие граничило с садомазохистским аскетизмом. Прилежность в изучении наук странным образом соседствовала с фантастической необязательностью. Душевная чувствительность и восторженность пребывали в странном союзе с равнодушием и цинизмом. Его воображение пленяли образы, но стоило этим образам воплотиться в форму, как Леонардо тут же терял к ним интерес. Парадоксальность его натуры до сих пор не поддается пониманию. Прилежно выписывая спряжение латинских глаголов, он на полях своих учебных тетрадей мог бегло набросать строение Вселенной.
Его влекло ко всему стихийному, порожденному природой и космосом. Во всем, что окружало его, он искал божественные пропорции и геометрическое соотношение, уверяя, что Природа – самый гениальный чертежник и инженер. Чертежи военных укреплений и схемы орудий соседствовали с восторженными эссе о городском фонтане или прибое пенящихся волн в Пиомбино. И во всех его опытах, бурной научной деятельности, страстном, почти болезненном любопытстве проявилась та самая душа, которая так явственно глядит на нас через прорези глаз Джиоконды. Душа самого живописца, мятущаяся, восторженная, рано состарившаяся, великая и незавершенная.
Незавершенность – основной мотив жизни и творчества да Винчи. Как сознательная черта его характера, неоднократно подчеркнутая и выделенная современниками и потомками, она внесла в его облик ощущение беглости божественного штриха. Известно, что Леонардо не довел до конца работу практически над всеми своими полотнами. Его необязательность была источником многих его проблем. Помимо неумения доводить дело до конца, Леонардо отличался частой переменой интересов. Он брался за тысячу дел сразу, потом бросал их и принимался за тысячу первое. И так до бесконечности. Но в этой бесконечной незавершенности помимо отсутствия дисциплины проглядывало свойство, присущее лишь настоящим гениям. Величие существа космического порядка, лишенного земных теней и плотских форм, одержимого жаждой постижения Священных Тайн.
ХРАНИТЕЛЬ ТАЙН
Все тайное в жизни Леонардо да Винчи начинается с создания двух его картин – «Тайной вечери» (1498) и «Джиоконды» (1503-1506). Но мы начнем с «Джиоконды», также известной как «Мона Лиза». В марте 1500 года Леонардо да Винчи приехал в монастырь Братства служителей Девы Марии Сантиссима Аннунциата. Здесь он начал работу над «Джиокондой». Служители монастыря не раз замечали, что в студию художника часто приходила известная флорентийская красавица Джоконда Лиза Герардини. Она-то и занимает первое в списке возможных «моделей» «Джиоконды». Жена богатого купца Франческо дель Джокондо – Лиза не была писаной красавицей. Но именно ее несовершенные черты лица стали символом загадочности и великого гения да Винчи. Основной целью Леонардо было нарисовать, в первую очередь, душу Лизы, а не ее тело, при этом он нарочито использовал сложный способ «сфумато», который и подчеркнул тайну всей работы: «погружающий вещи в свет должен погрузить их в бесконечность». Через «сфумато» Леонардо выразил индивидуальность своей модели, при этом Мона Лиза не была идеалом женской красоты для Леонардо, тем не менее, ради нее он пожертвовал многими дорогими заказами.
Самой притягательной и загадочной чертой «Моны Лизы» был ее взгляд, сопряженный с чуть заметной полуулыбкой. Взгляд печальный и загадочный одновременно. Ученые из университета Огайо и искусствоведы Лондонской национальной галереи после долгих исследований пришли к следующему выводу: главной причиной завораживающего взгляда знаменитой «Моны Лизы» является то, что он всегда направлен на зрителя, под каким бы углом к картине он ни находился. Более того, этот взгляд обладает определенным гипнотическим влиянием. У человека, который долго смотрит на картину, возникает ощущение, будто Мона Лиза проникает в самые потаенные уголки его души.
С момента рождения «Моны Лизы» прошло более 500 лет. Но до сих пор загадка этой женщины будоражит умы – исследователей, ученых, писателей. В мире возникла настоящая мания, связанная с этим полотном Леонардо да Винчи. Нелепые домыслы, сумасшедшие версии, эксплуатирующие славу «Джиоконды», до настоящего времени распространяются по миру. Американский журналист, писатель и масон – Дэн Браун использовал «Мону Лизу», а также «Тайную вечерю» в своей скандальной книге – «Код да Винчи». С момента своего выхода «Код да Винчи» снискал дурную славу. Сегодня он считается скандальным бестселлером, пропагандирующим неканоническую версию событий, связанных с именем Христа, а также Марии Магдалины. Автор романа Дэн Браун фактически посягает на сложившуюся в течение двух тысячелетий историю христианства. На первый взгляд, роман изобилует сенсациями. Одна из них, двойственная природа «Джиоконды», напрямую позаимствована Брауном у русского искусствоведа, старшего научного сотрудника Эрмитажа Михаила Александровича Аникина.
В 1987 году Михаил Аникин после долгих исследований «Моны Лизы» обнародовал свое открытие: знаменитая картина является аллегорическим символом христианства. Этот вывод Аникин сделал на основании своего наблюдения, — он считает, что лицо Моны Лизы состоит как бы из двух лиц – мужского и женского. Мужское принадлежит Иисусу Христу, женское – его материи Марии. Выходит, что, создавая Мону Лизу, Леонардо да Винчи остался верен самой главной идее своей жизни, которая в свою очередь всегда являлась основным законом природы – союзу мужского и женского начала. Этот союз можно понимать и как бисексуальность божественного свойства, если не относиться к нему с сугубо сексуально-плотской точки зрения. В таком случае и сама «Мона Лиза» — по природе своей бисексуальна в хорошем смысле этого слова.
Еще одна сенсация, опубликованная в книге Брауна, заключается в том, что на другой картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1498 г.) рядом с Иисусом Христом изображен не апостол Джон, а Мария Магдалина, являющаяся женой Иисуса Христа. Мы не будем комментировать данное предположение – это предмет отдельной статьи. Тем не менее, нечистоплотность Дэна Брауна как писателя не вызывает сомнений, если вспомнить, что в 2003 году писатель Льюис Пэрдью уже пытался отсудить у Брауна $150 млн. за то, что он использовал в собственных целях его романы «Дочь Бога» и «Наследие да Винчи», однако ему это не удалось. Позже в плагиате Брауна обвинили также историки Майкл Бейджент и Ричард Ли, авторы книги «Святая Кровь и святой Грааль», изданной в 1982 году. Теперь и наш русский ученый Михаил Аникин обвиняет Брауна в воровстве. Основным доказательством является тот факт, что книга, в которой Аникин раскрыл сущность Джоконды, вышла в 2003 году, за три года до «Кода да Винчи». «Браун ловко использовал несколько книг, хорошо известных в мире, превратил их в продукты для своей стряпни, – сказал Михаил Александрович.
Несколько лет назад на телеканале «Дискавери» состоялась премьера документального фильма «Рассекреченный Код да Винчи», в котором эксперты из самых разных областей науки и искусства доказательно опровергают многие «сенсации» Брауна. В то же время создатели фильма не оказывают на зрителя давления своей категоричностью. Они приводят достаточное количество любопытных версий и выстраивают их так, что зритель волен сам выбирать, какую из них принять на веру.
И, наконец, в судьбе Леонардо да Винчи есть еще одна тайна. Тайна, о которой так любят говорить сегодня. Принадлежность великого итальянского гения к тайному ордену Приорату Сиона. Бытует мнение, что Леонардо на протяжении девяти лет был одним из «навигаторов» этого закрытого общества, что довольно сомнительно в силу его фантастической неорганизованности и плохой дисциплины. Хотя есть и доводы в пользу этой точки зрения. Известно, что тайные организации привлекают в свои ряды людей не только состоятельных, но и талантливых, наделенных незаурядными способностями. А Леонардо да Винчи помимо живописного дара, обладал склонностью к познанию оккультных и магических наук. То есть, он был примерным кандидатом на роль обладателя Тайного Знания.
Подытоживая все вышесказанное, хочется сказать следующее. Главная загадка Леонардо да Винчи состоит не в его принадлежности или непринадлежности к Приорату Сиона, не в его фантастических способностях как живописца и ученого. Главная загадка гениального итальянского художника в особенности его душевного склада. Он воспринимал окружающий мир на свой манер, отвергая все плотское и тленное. Абсолютно иначе, нежели его современники он относился к тому, что сегодня принято называть интимными отношениями. По многочисленным запискам, дневникам и манускриптам маэстро в наши дни был сделан вывод о его безусловной гомосексуальности. Опровержением подобной точки зрения стала его живопись, в которой чувственность, сопряженная с божественной отстраненностью, доказывает нам нестандартность этого человека. Человека, который сумел подняться над сиюминутностью, над ментальной ограниченностью той эпохи. Для него не существовало черного и белого, добра и зла, мужчин и женщин. Символом совершенства для него был СОЮЗ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО. В природе, отношениях, искусстве…

Леонардо да Винчи

Великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Биография

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).

Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Любите Италию? Приглашаем подписаться на наш Instagram, а также скачать лучшее приложение для телефона с советами перед поездкой в Италию. Ждём вас в стране солнца и вина, Артур и Яна.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)

Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины

  • Два изображения Святой Девы работы Леонардо, «Мадонна Бенуа» (Madonna Benois) и «Мадонна Литта» (Madonna Litta), написанные с интервалом в 10 лет, находятся в Государственном Эрмитаже.
  • Рисунок «Витрувианский человек» (Homo vitruviano), изображающий мужчину «идеальных пропорций», хранится в коллекции Галереи Академии (Gallerie dell’Accademia) в Венеции.
  • Фреска «Тайная вечеря», изображающая последнюю трапезу Христа, начала разрушаться еще при жизни автора. Франциск I желал перевезти стену монастырской трапезной во Францию для спасения шедевра.
  • «Джоконда» – самая обсуждаемая работа Леонардо. Главная загадка – кто позировал художнику? Называют Лизу дель Джокондо (Lisa del Giocondo), жену знатного пополана, Констанцу д’Авалос (Costanza d’Avalos), любовницу Джулиано Медичи…
    Самые нетривиальные версии гласят, что «Джоконда» — это сам да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женский наряд. Домыслов много, копий картины еще больше, но бессмертная «Мона Лиза» продолжает покорять своей неповторимой улыбкой.

Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.

Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

Интересные факты

  • В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии. Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
  • Маэстро был вегетарианцем. Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами».
  • Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
  • Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
  • Телевизионный мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду «Золотой глобус».
  • Римский аэропорт Фьюмичино назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Родители леонардо да винчи фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *