Ребенок со страхами

Содержание

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни

5 душевных травм из детства, которые мешают нам во взрослой жизни — это предательство, унижение, недоверие, одиночество и несправедливость. Их описывает в своей книге «5 душевных травм, которые мешают тебе быть собой» Лиз Бурбо.

Душевные травмы — это последствия болезненных детских впечатлений, которые определяют нашу личность, когда мы становимся взрослыми, влияют на то, кем мы являемся, и определяют нашу способность преодолевать невзгоды.

Мы должны признаться себе в наличии душевых травм и перестать маскировать их. Чем дольше мы ждем выздоровления, тем более глубокими они становятся. Страх снова пережить страдания, которые с нами приключились, мешает нам двигаться вперед.

К сожалению, достаточно часто наше эмоциональное и психическое здоровье разрушается еще в детстве. Уже став взрослыми, мы не осознаем, что нас блокирует. Мы не понимаем, что наличие душевных травм, которые мы получили при первом знакомстве с миром, мешает нам идти вперед.

1. Страх быть покинутым

Беспомощность — это худший враг человека, которого бросили в детстве. Представь себе, как болезненно для беззащитного ребенка испытывать страх одиночества, остаться одному в незнакомом ему мире.

Впоследствии, когда беспомощный ребенок становится взрослым, он пытается предотвратить ситуации, при которой он снова останется один. Таким образом, любой человек, которого бросили в детстве, будет все быстрее отдаляться от своих партнеров. Это связано со страхом снова испытать душевную боль.

Часто эти люди думают и говорят примерно так: «Я брошу тебя до того, как ты бросишь меня», «Никто меня не поддерживает, я не могу этого вынести», «Если ты уйдешь, можешь больше не возвращаться».

Такие люди должны работать над своим страхом одиночества. Это страх быть покинутыми и боязнь физических контактов (объятий, поцелуев, сексуальных отношений). Вы поможете себе, если заглушите страх одиночества позитивными мыслями.

2. Страх быть отвергнутым

Эта травма не позволяет нам открывать свои чувства, мысли и переживания. Появление такого страха в детстве связано с отказом, полученным от родителей, семьи или друзей. Боль вследствие этого ведет к неправильной самооценке и излишнему самолюбованию.

Этот страх провоцирует мысли о том, что тебя отвергнут, ты нежеланный член семьи/друг и поэтому ты плохой человек.

Отвергнутый ребенок не чувствует себя достойным любви и понимания. Он изолируется, чтобы вновь не столкнуться со страданием.

Скорее всего взрослый человек, которого отвергли в детстве, станет беглецом. Именно поэтому ему нужно работать над своим внутренними страхами, которые провоцируют панику.

Если это ваш случай, попробуйте научиться самостоятельно принимать взвешенные решения. Так вы перестанете беспокоиться, что люди от вас отдаляются. Вы перестанете принимать то, что кто-то забыл о вас на некоторое время, на свой личный счет. Для того чтобы жить, вам нужна только вы сами.

Узнайте: Любовь и тип личности: как создать гармоничную пару

3. Унижение — одна из душевных травм родом из детства

Эта рана возникает, когда мы чувствуем, что другие люди не принимают нас и критикуют. Можно сильно ранить ребенка, говоря ему, что он глупый, плохой или не умеет себя вести, и сравнивая его с другими. К сожалению, это встречается очень часто. Это разрушает детскую самооценку и мешает детям научиться любить себя.

Этот тип личности часто превращается в зависимую личность. Некоторые люди, испытавшие унижение в детстве, становятся тиранами и эгоистами. Они начинают унижать других — это их защитный механизм.

Если с вами случалось что-то подобное, нужно работать над своей свободой и независимостью.

4. Страх довериться другому человеку после предательства

Этот страх развивается после того, как близкие ребенку люди не выполняют свои обещания. В результате он чувствует себя преданным и обманутым. В нем развивается недоверие, которое может трансформироваться в зависть или другие негативные чувства. Например, ребенок чувствует себя недостойным обещанных вещей или тех вещей, которые есть у других.

Из таких детей вырастают перфекционисты и любители все контролировать. Эти люди любят все перепроверять, не оставляя ничего воле случая.

Если вы столкнулись с подобными проблемами в детстве, очень вероятно, что вы чувствуете потребность контролировать других людей. Это часто оправдывают наличием сильного характера. Однако это всего лишь защитный механизм против еще одного возможного обмана.

Эти люди часто повторяют свои ошибки, подтверждая чужие предубеждения. Им нужно вырабатывать в себе терпение, толерантность к другим людям, умение спокойно жить и распределять полномочия.

5. Несправедливость

Чувство несправедливости часто развивается в детях холодных и авторитарных родителей. Это порождает ощущение бессилия и собственной никчемности и в детстве, и во взрослой жизни.

Альберт Эйнштейн отлично выразил эту идею в своем знаменитом высказывании: «Мы все гении. Но если мы будем судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь будет думать, что глупа».

Вследствие этого дети, пострадавшие от равнодушия и холодности, вырастая, превращаются в жестких людей. Они не терпят полумер ни в какой из сфер своей жизни. Кроме того, они чувствуют себя очень важными и могущественными.

Эти перфекционисты фанатично относятся к порядку. Часто такие люди доводят свои идеи до абсурда, поэтому им тяжело принимать взвешенные решения.

Откройте для себя: Как воспитывать подростка: 3 принципа

Для решения этих проблем нужно избавиться от подозрительности и эмоциональной жестокости, чтобы научиться доверять другим.

Теперь вы знаете все пять самых распространенных душевных травм, которые могут отрицательно влиять на вашу жизнь, здоровье и блокировать ваше развитие. Узнав о них, намного проще начать психически выздоравливать.

Первый обязательный шаг: признаться себе в том, что у вас есть одна из этих душевных травм, позволить рассердиться на себя и дать себе время, чтобы преодолеть ее.

Источник идеи: Бурбо Л. (2003) Пять душевных ран, которые мешают тебе быть собой. OB Stare

Детские страхи

1. Страх непонятных персонажей
— Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов — тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?
— Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку… И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!
Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо… подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.
Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него — целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода…
Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» — спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». — «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит… У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.
2. Страх темноты
— Очень распространенный страх. Но откуда он берется?
— Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти — скажем, в кино — и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом — например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота — это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.
Как бороться. Играйте в темноте — в жмурки, в поиски клада с фонариком, — чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!
3. Ночные кошмары
— В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?
— Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок…» Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый!.. Другая причина — пережитые травмирующие ситуации — то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает…
Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет — поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.

Причины

Семья

Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.

Когда виноваты родственники (родители, семья):

  1. Родственники сильно и постоянно чего-то боятся.
  2. Постоянные напоминания ребёнку о том, как он чего-то испугался, насмешки над этой ситуацией.
  3. Чересчур властное, авторитарное поведение родителей.
  4. Отсутствие разговоров по душам.
  5. Постоянное присутствие пугающего фактора.
  6. Одиночество: единственный ребёнок в семье, друзей нет, родители постоянно на работе.
  7. Наказание за любую эмоцию (нельзя кричать, громко смеяться, плакать).
  8. Непонимание со стороны родителей.
  9. Гиперопека.
  10. Неполная, неблагополучная, замкнутая семья.

В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.

Психотравмы

Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:

  • внезапный громкий крик;
  • паника кого-то из взрослых;
  • разговоры на повышенных тонах в семье;
  • укус животного или насекомого;
  • падение с высоты;
  • тяжёлая физическая травма;
  • авария;
  • смерть и похороны кого-то из близких;
  • стихийное бедствие.

Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.

Физиология

К причинам возникновения детских страхов относятся также:

  • младший возраст: чем меньше лет — тем их больше;
  • пол: девочки боятся чаще, чем мальчики;
  • возраст родителей: чем старше — тем пугливее;
  • внутриутробный испуг, если мама во время беременности пережила психотравмирующую ситуацию;
  • органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы, которые могут оказать патологическое влияние на фантазию;
  • чрезмерно чувствительный тип нервной системы;
  • недостаток физической активности;
  • наследственность.

Механизм развития страхов под влиянием физиологии наименее изучен и строится в основном на гипотезах. Например, никто из специалистов на сегодняшний день не может объяснить, почему у ребёнка, родившегося у родителей, которым ещё нет 30 лет, гораздо меньше фобий и тревожных состояний, чем у того, что появился на свет, когда мама и папа перешагнули этот возрастной рубеж. Однако это научно подтверждённый факт.

Или, к примеру, наследственный фактор. Генетики пока не могут дать ответ, почему некоторые фобии передаются по наследству. Малыш, который никогда в жизни не видел пауков и не знает, опасны они или нет, кричит в ужасе, если один из родителей страдает арахнофобией. Почему так происходит — ещё только предстоит выяснить.

Другие причины

Чрезмерная фантазия

Увлечение фантастическими мультфильмами и книгами, ужастиками может порождать в сознании ребёнка существование потустороннего мира, параллельной реальности. На фоне богатой фантазии это чревато бессонницей и элементарной бытовой трусостью. Боязнь спать без света, идти одному в другую комнату, заглянуть в чулан или подвал становятся настоящими психотравмирующими ситуациями. Любая тень на стене воспринимается как монстр, любой шорох — как присутствие привидений.

Социальная дезадаптация

Любой межличностный конфликт вне дома может превратиться для ребёнка в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств. Причиной может стать самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово, публичное высмеивание, грубое замечание со стороны воспитателя или учителя. В дальнейшем это будет проявляться в скованности и аутизме.

Постоянное напряжение

Причина может присутствовать как в семье, так и в социальном окружении вне дома (в детском саду, школе, дворовой компании). Если ребёнок постоянно слышит о каком-то конкретном ужасном случае (убийстве, смерти, пожаре), у него вырабатывается к нему устойчивая боязнь. Дошкольники, например, часто придумывают себе монстров и стараются облегчить свою ношу, напугав ими других. Известен феномен цепной реакции, когда в группе детсада малыши боялись одного и того же чудовища, которое оказалось плодом воображения одной из девочек. Такие ситуации — далеко не редкость.

Психические расстройства

Страхи свойственны детям, страдающим различными заболеваниями нервной системы и психики. Если они вовремя не были распознаны взрослыми, то могут перерасти в серьёзные патологии. Чаще всего причиной становятся неврозы.

Копирование реакции

Психотерапевты считают, что в насаждении детских страхов чаще всего виновато общество, окружающее ребёнка. При столкновении с чрезвычайной ситуацией он смотрит на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых. В зависимости от того, какая она — испуг или спокойствие — у него формируется устойчивый паттерн поведения. В следующий раз он отреагирует на неё так же.

Это доказывает исследование, проводившееся в одном из детских садов. Участники были старшего дошкольного возраста. В зоопарк этого города завезли редкое животное необычного вида — трубкозуба (экзотическую земляную свинью). В первой группе на занятиях воспитатели показывали фотографии этого зверька и, умиляясь, рассказывали, какой он симпатичный, добрый и общительный. Второй при этом говорили совершенно противоположное — насколько он опасный, агрессивный и неуправляемый хищник, который нападает на человека.

После 2 недель подобной работы детей отвели в зоопарк. Как и следовало ожидать, малыши первой группы умилялись на необычное животное, подобно воспитателям, хотели его погладить и не испытывали никакого страха. Дошкольники второй группы даже не подходили к его клетке, жались к взрослым, а некоторые девочки визжали, когда зверёк пытался приблизиться.

Виды

Существует большое количество классификаций детских страхов.

Природные и социальные

Природные (основанные на инстинкте самосохранения):

Социальные:

  • одиночества;
  • наказания;
  • осуждения;
  • быть не собой;
  • опоздания;
  • насмешек.

Сверхценные, навязчивые, бредовые

  • Сверхценные / воображаемые

Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.

  • Навязчивые / реальные

Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.

  • Бредовые

Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.

Ситуативные и личностные

Ситуативные:

  • обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
  • становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
  • легко перерастают в фобии.

Личностные:

  • обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
  • причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
  • проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
  • со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
  • взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.

Острые и хронические

Острые:

  • возникают в определённой ситуации;
  • часто имеют кратковременный характер;
  • при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.

Хронические:

  • развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
  • могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
  • требуют психотерапевтического вмешательства;
  • являются фобиями.

Фобии

Чаще всего у детей диагностируются страхи:

  • аблютофобия — умывания и купания;
  • агорафобия — открытого пространства;
  • акрофобия — высоты;
  • акустикофобия — громких звуков;
  • алгофобия — боли;
  • арахнофобия — пауков;
  • ахлуофобия — темноты;
  • бронтофобия — грома;
  • гемофобия — крови;
  • гипнофобия — сна;
  • кераунофобия — молний;
  • кинофобия — собак;
  • клаустрофобия — замкнутого пространства;
  • пирофобия — огня;
  • рабдофобия — наказания;
  • ятрофобия — врачей и многие другие.

Ночные страхи

Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:

  • ночных кошмаров;
  • снохождений;
  • сноговорения;
  • сонного паралича;
  • бруксизма.

Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:

  • пробуждение от собственных движений и криков во сне;
  • учащённое сердцебиение;
  • сбитое дыхание;
  • гиперемия, гипергидроз;
  • расширение зрачков;
  • крик, плач;
  • отсутствие реакции на окружающих.

Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:

  • наследственность;
  • отсутствие режима сна;
  • новая обстановка (в гостях, при переезде);
  • приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
  • черепно-мозговая травма;
  • лихорадка;
  • перевозбуждение перед сном;
  • стрессовая ситуация днём;
  • полный мочевой пузырь;
  • психическое и/или физическое переутомление.

Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.

Возрастные страхи

Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.

Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.

Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»

Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.

Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Таблица показывает и возрастные кризисы:

  • 3-4 года — общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек — увеличивается;
  • 6-7 лет;
  • 11-12 лет.

Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.

Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»

Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»

Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»

Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:

  1. «Быть не собой».
  2. Провала, осуждения, наказания.
  3. Физического уродства.
  4. Одиночества.
  5. Бесперспективности и невозможности самореализации.

На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.

Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.

Что делать

Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.

Помогут справиться со страхами такие простые действия:

  • пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука);
  • рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые;
  • использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов);
  • вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты;
  • устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными;
  • просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним;
  • объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.

В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.

Что придётся изменить в семье:

  • уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам;
  • обеспечить комфортную атмосферу в дома;
  • ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени;
  • говорить о своей любви;
  • убедить его в полной защищённости;
  • нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину;
  • записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.

Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:

  • снизить нагрузки в школе и по дому;
  • увеличить дозировку положительных эмоций;
  • нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам;
  • обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон;
  • увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам;
  • устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости;
  • приобщать к спорту, увеличить двигательную активность;
  • перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.

9 категорических «нельзя» для родителей:

  1. Не наказывать за трусость.
  2. Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.
  3. Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.
  4. Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.
  5. Не стыдить и не высмеивать.
  6. Не называть трусом.
  7. Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).
  8. Не акцентировать внимание на страхах.
  9. Не наказывать слишком жестоко.

Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Борьба с ночными страхами

Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.

  1. Не будить, чтобы не напугать ещё больше. Задача родителей, пока всё не закончится, — уберечь от нечаянного травмирования.
  2. По окончании приступа разбудить, иначе резкий возврат в глубокую фазу сна может возобновить кошмар.
  3. Сказать несколько ободряющих слов. Добиться осознанного ответа, чтобы убедиться в полном пробуждении.
  4. Сводить в туалет.
  5. Не спрашивать, что ему приснилось. Не рассказывать, как он себя вёл.
  6. Посидеть рядом, дождаться, пока он полностью не заснёт снова.

Если приступы повторяются постоянно, необходимо:

  • вести дневник, фиксируя время приступов, — чаще всего они повторяются в одни и те же часы;
  • выяснив время кошмаров, будить ребёнка за 10 минут до предполагаемого момента приступа, затем снова укладывать;
  • организовать чёткий режим сна: ложиться и вставать в одно и то же время;
  • исключить дневное переутомление и излишнюю возбудимость за 2-3 часа до сна;
  • привить сонные традиции: рассказать сказку перед сном, включить белый шум и ночник, положить рядом любимую игрушку, поцеловать — делать так каждый день;
  • исключить стрессовые факторы.

Когда требуется помощь со стороны:

  • приступы повторяются несколько раз за ночь;
  • сохраняются даже после 12 лет;
  • ребёнок помнит о своих ночных кошмарах, постоянно рассказывает о них днём, превращая страхи в навязчивые фобии;
  • возникают трудности с засыпанием.

Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.

Диагностика

На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.

Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.

«Домики»

Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.

«Силуэт человека»

Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.

«Рисунок семьи»

Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.

Используются также диагностические опросники:

  • П. Бейкера и М. Алворда;
  • Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.

Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:

  • частая смена настроения;
  • мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
  • чрезмерная возбудимость, нервозность;
  • плаксивость, капризность;
  • отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • трудности в концентрации внимания.

Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.

Терапия и коррекция

Со страхами у малышей может справиться обычный педагог-психолог в детском саду. Психология располагает богатым выбором техник, методов и приёмов. Чаще всего их коррекция производится посредством арт-терапии. Она позволяет:

  • избавиться от негативных эмоций, напряжения, агрессии;
  • разрешить неосознаваемые внутренние конфликты посредством зрительных образов;
  • невербально проявить мысли и чувства;
  • развивать чувство внутреннего контроля, чтобы самостоятельно бороться со своими фобиями.

В зависимости от возраста, способностей и личных предпочтений для коррекции используются не только рисование, музыкотерапия, лепка, пескотерапия и танцы. Сюда относится бисероплетение, шитьё, резьба по дереву, мозаика, оригами и многие другие проявления творческого начала. Выплёскивая свои переживания, боязнь наружу, ребёнок освобождается от них.

Сказкотерапия, психодрама и ролевые игры — ещё одни эффективные методы коррекции, но их уже чаще всего используют психотерапевты. Здесь нужно правильно подобрать материал, распределить роли, скорректировать межличностные отношения. Ребёнок, боясь какую-то конкретную ситуацию, понимает, что это сиюминутная эмоция, с которой можно справиться и больше не возвращаться к ней.

Коррекция подростковых панических эмоций чаще всего ведётся в группах. Это позволяет избавиться им от тех социальных фобий, которые присущи данному возрасту. Разговоры по душам и ролевые игры помогают раскрепоститься и приобрести уверенность в себе. В качестве домашних заданий выступают различные упражнения-адапторы к стрессам и аутотренинги (посредством аффирмаций).

Если фобия у ребёнка оказалась запущенной и её причина не выявляется, возможно, помогут последователи Зигмунда Фрейда. Его книга «Психоанализ детских страхов» в своё время вызвала бурю протестов. В ней содержатся шокирующие реальные истории, с которыми сталкивался в своей практике знаменитый австрийский психолог. Он акцентирует внимание на сексуальных составляющих подсознания даже у малышей, что могут принять далеко не все родители. Поэтому данное направление в коррекции детских страхов используется крайне редко.

Постоянная работа со страхами у детей со стороны родителей и с привлечением профильных специалистов даёт достаточно быстрые и эффективные результаты. Главное — не упустить тот момент, когда они перерастают в нечто большее и могут сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.

Читайте также: Школьная дезадаптация

Страхи детей 4-5 лет и их преодоление

Консультация для родителей детского сада. Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.Шароварина Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ МО «Детский сад №113», г.Краснодар.
Описание материала: Предлагаю вам конспект консультации для родителей на тему: «Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.» Данный материал будет полезен как воспитателям, так и родителям, у которых дети 4-5 лет. Консультация о том, с какими страхами борятся дети в этом возрасте и какими методами можно побороть эти страхи.

Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно развиваться, начинает открывать для себя окружающий мир с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности — самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок начинает активно копировать поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно то поведение, которое вызывает интерес у окружающих.
Так же этот возраст характерен тем, что у ребенка отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов.
Страх считается естественным состоянием человека — защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. Все дети чего-нибудь боятся. Как ни странно, многие страхи детям необходимы, это естественный фактор развития. Но если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети — не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию. Тема детских страхов и методов борьбы гораздо серьезнее, чем кажется взрослым. Мы говорим: «Ты же уже большой мальчик, ну как тебе не стыдно бояться такой маленькой собачки (воды, машин, строгой соседки и т. п.)?» — часто говорим мы, отмахиваясь от «пустяковых» страхов ребенка. То ли дело наши страхи: здоровье близких, безденежье, грозный шеф, невыполненный квартальный план…
Но от того, как ребенок переживает свои детские страхи и методы борьбы в детстве, во многом зависит, насколько счастливым и уверенным он вырастет. И в родительских силах ему помочь.
И сегодня мы рассмотрим наиболее характерные страхи для этого возраста:

1. Страх темноты:
Один из важных детских страхов — боязнь темноты. Бурная фантазия малыша развивается бурно, и придумывает чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать. монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Лично я в детстве жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно.
Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного». Нужно убедить ребенка в том, что он находится в полной безопасности. Для этого можно оставлять дверь в его комнату открытой, можно купить красивый детский ночник, также можно нарисовать или слепить того, кого он боится, затем придать герою комический вид и вместе посмеяться над ним. А еще можно придумать сказку с этим чудовищем, где он занимает роль положительного персонажа и концовка в сказке будет позитивная.
Еще один из методов борьбы со страхом темноты – игра «эмоциональные качели». Вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха.
2. Клоутрофобия (страх замкнутого пространства).
Чаще всего этим страхом страдают дети, у которых нет пока ни братьев, ни сестер, которые имеют ограничения в общении со сверстникамии еще страдают ею дети, которые получают чрезмерную порцию ласки и любви.
Самое главное, нельзя ругать за это ребенка и нельзя идти от противного, т.е.закрывать в комнате одного. В детской комнате необходимо оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.
Специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».
Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть — они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.
3. Ребенок боится спать один.
Психологи объясняют, что вероятнее всего не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции,родители допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток внимания. Для того, чтобы преодолеть этот страх можно сделать ремонт в комнате ребенка по его желанию, т.е. он может выбрать себе кровать, пастельное белье, также можно повесить на стену постеры с изображением его любимых героев, предложить брать ему с собой любимую игрушку. Уделяйте больше внимания своей крохе. Каждый день, перед сном, читайте вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.
4. Страх перед человеком, в белом халате.
Мы все прекрасно понимаем, что этот страх зарождается ребенком, после сделанного укола, человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами, который надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызывемой процедурой.
Чтобы снизить эту боязнь можно рассказать малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.
Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно — ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.
Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.
5. Страх наказания
Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся». Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на детской площадке или играть с новой игрушкой.
Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.
Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.
Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка — это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца — со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные.
Для преодоления страха наказания — разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение — показаны подвижные игры. (Н-р: Пятнашки, Жмурки).
Игра: «Сердитый утенок» Очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. . Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.).
Давайте теперь подведем итоги. Мы уже с вами поняли, что с любыми детскими страхами можно справиться используя различные методы, самые популярные из них это Игротерапия и Арт-терапия.
Игротерапия:
способ борьбы со страхами с помощью игры, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)
Арт-терапия:
(это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина). Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.
И в самом конце я хочу напмнить, что ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.

Рекомендуем посмотреть:

Маршрут выходного дня для родителей с ребенком средней группы по теме: Весна Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми Проект по изучению сказочной героини Баба Яга Консультация для родителей в средней группе по трудовому воспитанию

Проблема детских страхов знакома многим родителям. Маленькие дети боятся Бабы-Яги, школьники – отвечать у доски, подростков страшит быть непривлекательным для противоположного пола.

Большинство страхов связаны с возрастом ребёнка и со временем проходят. Однако если страх сохраняется долгое время и приносит беспокойство не только ребенку, но и родителям, – это повод серьезно задуматься.

В этой статье вы узнаете, какие бывают дневные и ночные страхи у детей, с чем они связаны и как помочь ребенку одержать победу в борьбе с собственным страхом.

  • Чего боятся дети в разном возрасте?
      Во время беременности мамы
  • В первые месяцы жизни
  • С 1 года до 3 лет
  • С 4 до 5 лет
  • С 6 до 7 лет
  • С 8 до 11 лет
  • С 11 до 16 лет
  • Причины страхов у ребенка
  • Как распознать детский страх?
  • Как помочь ребенку справиться со своими страхами?
      Психотерапевтические техники
  • Как победить ночные страхи?
  • Рекомендации родителям
  • Возрастные фобии и виды

    Для каждого возраста присущи фобии определенного характера.

    Возраст ребенка Что вызывает страх
    1 год
    • неожиданные и громкие звуки;
    • незнакомые люди;
    • раздевание и одевание;
    • смена обстановки.
    2 года
    • разлука с родными;
    • засыпание в темноте;
    • боль;
    • смена обстановки.
    4 года
    • страх темноты;
    • одиночество;
    • замкнутое пространство;
    • врачи, уколы;
    • страшные сказочные герои.
    5 лет
    • привидения, монстры;
    • животные;
    • ночные кошмары;
    • больница.
    6 лет
    • детский страх смерти;
    • агрессивное окружение, угроза нападения и наказания;
    • новые знакомства;
    • высота, глубина;
    • война;
    • кровь, боль.
    7 лет
    • страх смерти;
    • война;
    • нападения, насилие, наказания;
    • гнев, неодобрение родителей;
    • насмешки сверстников;
    • необходимость посещения школы и ответов на уроках;
    • боязнь опоздания, страх что-то сделать неправильно;
    • стихийные бедствия;
    • одиночество;
    • кровь, получение травмы.
    Подростковый возраст
    • стать другим;
    • наказание;
    • физическое несовершенство;
    • одиночество;
    • бессмысленность и бесперспективность жизни.

    Виды страхов

    Все многообразие страхов у детей можно разделить на две группы: дневные и ночные.

    Дневные страхи

    Дневные страхи у детей бывают:

    1. Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.
    2. Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.
    3. Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).
    4. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
    5. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
    6. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

    Ночные страхи у детей могут проявляться в виде кошмарных сновидений, снохождения и сноговорения. Страшные сны могут повторяться и преследовать ребенка почти каждую ночь. Процесс появления таких сновидений связан с работой мозга, который продолжает работать ночью и перерабатывает информацию, полученную днем.

    Исследования показали, что ночными страхами страдают примерно 3% всех детей на планете до 14 лет.

    Причины ночных страхов у детей:

    • чувствительность, тревожность и мнительность детей, а также их родителей;
    • перенесенный стресс;
    • смена привычной обстановки;
    • болезненное состояние, лихорадка;
    • несчастные случаи, испуг;
    • неблагоприятные семейные ситуации (ссоры отца и матери, развод);
    • эмоциональная отчужденность родителей;
    • повышенные требования к ребенку, частые физические наказания.

    Чаще всего кошмарные сновидения преследуют детей с 5 до 12 лет.

    Ребенок начинает бояться засыпать один, просит оставить включенным свет или лечь с кем-то из родителей. Спит беспокойно, ворочается, иногда даже вскрикивает. Утром чувствует себя вялым, разбитым, подавленным, начинает капризничать. Родители тоже начинают нервничать, раздражаться, срываются на ребенке. Вечером повторяется все заново – беспокойство, нарастающая тревога, нежелание ребенка идти спать.

    Чтобы ситуация не стала критической, а ночные страхи ребенка не переросли в патологию, необходима помощь невропатолога или психотерапевта. Родителям же следует выполнять рекомендации, о которых будет сказано позднее.

    Чего боятся дети в разном возрасте?

    Во время беременности мамы

    Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.

    В первые месяцы жизни

    Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.

    С 1 года до 3 лет

    Ребенок растет, а вместе с ним растет его двигательная активность и стремление к познанию мира. И вдруг ласковая и добрая мама начинает ему что-то запрещать, ограничивать его свободу, повышать голос. Естественно, ребенок в этой ситуации начинает испытывать тревогу и беспокойство.

    Если взрослые соблюдают баланс между тем, что можно и тем, что нельзя, ребенок растет спокойным и уверенным в себе. Он получает первый опыт знакомства с опасностями окружающего мира (огонь жжется, лед холодный, если прищемишь палец дверью – будет больно) и учится их избегать.

    Если же в жизни ребенка существуют только одни ограничения и запреты, в семье царит гиперопека, тогда ребенок растет тревожным и несамостоятельным, боящимся собственной тени.

    Малыши также испытывают сильный страх перед болью. Отсюда капризы и истерики перед походом к врачу, боязнь уколов и прочих хирургических вмешательств.

    С 4 до 5 лет

    К 4 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины. Кощей Бессмертный – грубый, скупой, бессердечный. Волк – агрессивный, несущий в себе опасность.

    Также дети боятся темноты, боятся засыпать и оставаться дома одни. Это связано с тем, что ребенок, оставшись без родителей, чувствует, что не может самостоятельно защититься от окружающих его опасностей.

    С 6 до 7 лет

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.

    Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.

    С 8 до 11 лет

    К тому времени, как ребенок идет в школу, количество его страхов уменьшается.

    Но появляются так называемые «школьные» страхи: опоздать в школу, неправильно ответить у доски, боязнь строгого учителя и одноклассников.

    Существует даже термин «школьная фобия» – навязчивый страх перед посещением школы. Зачастую этот страх связан с тем, что чрезмерно опекаемый ребенок переживает разлуку с родителями, находясь в школе, и сомневается в своей возможности справиться со всеми школьными задачами.

    Родители также могут неосознанно способствовать развитию «школьной фобии», постоянно контролируя выполнение домашних заданий ребенком и ругая его за плохие оценки.

    Также младшие школьники боятся не соответствовать социальным требованиям: быть плохим учеником, ненадежным товарищем, нелюбимым сыном или дочкой.

    Кроме «школьных» страхов дети в этом возрасте боятся стихийных бедствий: урагана, смерча, землетрясения, а также мертвых и призраков.

    Установите приложение “Где мои дети” прямо сейчас

    Узнайте, чего ваш ребёнок боится в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками

    С 11 до 16 лет

    В подростковом возрасте у детей идет активное половое созревание, меняется фигура, голос, увеличивается или уменьшается масса тела. Поэтому многие начинают испытывать страх изменения, страх быть некрасивым, уродливым, непривлекательным для противоположного пола.

    Страх смерти достигает своего пика именно в этом возрасте. Дети боятся войны, тяжелой болезни, террористического акта.

    Также достигают своего пика «социальные» страхи: боязнь насмешек, осуждения, неприятия коллективом сверстников и даже травли.

    Девочки оказываются больше подвержены страхам, чем мальчики, в силу своей впечатлительности и эмоциональной ранимости.

    В подростковом возрасте, как и в дошкольном: чем строже и нетерпимее относятся родители к своему ребенку, тем большее количество страхов у него бывает.

    Страхи способствуют появлению у подростка неуверенности в себе, замкнутости, повышенной тревожности и депрессивных мыслей.

    Медикаментозное и психологическое лечение

    Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение. Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь. С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие.

    Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом. Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста. Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.

    Причины страхов у ребенка

    1. Гиперопека в сочетании с повышенной тревожностью родителей.

    Беспокойные родители, переживающие по любому поводу, неосознанно дают ребенку установку: «Этот мир полон опасностей. Ты не сможешь справиться с ними самостоятельно. Будь всегда с нами, и мы защитим тебя».

    Особенно страдают в этом плане единственные дети в семье.

    Возраст родителей тоже играет не последнюю роль. Чем старше родители, тем сильнее они проявляют беспокойство за жизнь и здоровье ребенка.

    2. Конфликты между родителями, частые физические наказания, особенно со стороны отца.

    Ребенок в такой атмосфере вырастает пугливым и неуверенным в себе.

    3. Эмоциональная «холодность» родителей.

    У ребенка не формируется базовое доверие к миру, чувство защищенности и безопасности.

    4. Психотравмирующая ситуация в прошлом, испуг.

    Любой пережитый негативный опыт может закрепиться и вызывать чувство страха и в дальнейшем. Например, если ребенка в детстве укусила собака, во взрослом возрасте он будет избегать и бояться даже маленьких собачек.

    5. Фильмы, видео, компьютерные игры с пугающими персонажами.

    Мышление ребенка еще не обладает критичностью, и многие начинают бояться монстров из фильмов уже в реальном мире.

    6. Психические расстройства.

    Детям с нарушениями психики также свойственны многочисленные страхи. Особенно этим страдают дети с расстройством аутистического спектра.

    Как распознать детский страх?

    У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

    Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.

    Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.

    В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.

    Установите программу “Где мои дети”

    Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами

    Почему проблема распространена?

    Выше уже упоминалось о материнском инстинкте. Масла в огонь подливают криминальные сводки по телевизору: там показывают сюжеты о маньяках-педофилах, о людях, занимающихся киднеппингом. Также не радуют социальные сети. Часто постят картинки и предупреждения о преступных гражданах, орудующих в том или ином районе. Конечно, все родители, переварив подобную информацию, все чаще про себя твердят – боюсь за своих детей.

    Нужно понимать, что социальные сети – мощный психологический инструмент. И большинство заметок делаются не для предупреждения мам и пап, а для накручивания лайков и привлечения внимания к какому-нибудь товару или услуге. Например, на страничке с предупреждением размещается классическое объявление.

    Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

    Психотерапевтические техники

    В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

    Рисование

    Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

    Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

    Игра

    В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

    Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

    В детских учреждениях популярна игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Дети «превращаются» в страшного персонажа (Кощей Бессмертный, дракон и т.д.), которого называет водящий, и замирают. Водящий выбирает ребенка, у которого лучше всех получился данный персонаж, и тот становится водящим.

    Сказкотерапия

    Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

    Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

    Как победить ночные страхи?

    Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.

    1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он капризничает и не хочет спать один. Посидите с ним рядом, успокойте, погладьте по голове, дождитесь, пока он уснет.
    2. Днем ребенку необходима двигательная активность на свежем воздухе, подвижные игры.
    3. За 2-3 часа до сна у ребенка не должно быть:
        компьютерных игр;
    4. мультфильмов и сказок с пугающими персонажами;
    5. ссор и выяснения отношений в семье;
    6. тяжелой пищи;
    7. духоты в комнате;
    8. тесной, неудобной одежды для сна.
    9. Время засыпания должно быть одним и тем же, независимо будний это или выходной день.
    10. Пробуждение ребенка не должно быть резким. Лучше использовать не будильник, а мамины прикосновения и поглаживания.
    11. Укрепляйте организм ребенка. Занятия спортом и здоровый образ жизни станут лучшей профилактикой ночных страхов.

    Рекомендации родителям

    Помочь ребенку справиться со своими страхами – это значит понять его чувства, услышать его собственное «Я» и укрепить веру в себя.

    • Справиться с детскими страхами помогает совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками: прогулки, игры, посещение кукольного театра, цирка, спортивные мероприятия. Чем больше интересов у детей и разнообразнее их жизнь, тем меньше они будут фиксироваться на своих страхах, опасениях и тревогах.
    • Принимайте активное участие в жизни ребенка, но не пытайтесь все контролировать. Ребенок должен вам доверять, делиться с вами сокровенным.
    • Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.
    • Ни в коем случае не пугайте ребенка в целях дисциплины сказочными персонажами («Будешь себя плохо вести – заберет Баба-Яга, утащит дракон» и прочее).
    • Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.
    • Приучайте ребенка к четкому распорядку дня и следуйте ему даже в выходные и праздничные дни.
    • Сократите количество времени ребенка, проведенное за гаджетами.
    • Не высмеивайте страх ребенка, не пытайтесь объяснить ему, что бояться нечего. Лучше скажите «Я с тобой, я понимаю, что тебе страшно».
    • Будьте терпеливы. Большинство страхов с возрастом проходят сами. Главное – не дать им отравить жизнь ребенка и перерасти в патологию.
    • Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.
    • Не игнорируйте страхи ребенка. Если не знаете, что делать и как помочь своему ребенку, обратитесь за советом к психологу.

    Относитесь к детским страхам как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего беспокойства, осуждения и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

    Боязнь темноты и замкнутого пространства

    В возрасте 3-5 лет дети боятся темноты и замкнутого пространства. Еще один детский страх –сказочных персонажей, кто-то боится клоунов, кто-то Деда Мороза, а кто-то больших ходячих мультяшных фигур. Постепенно неприятные чувства проходят, но их место занимают другие, более серьезные и опасные, которые могут привести к ослаблению детской нервной системы. Одним из серьезных детских страхов является страх смерти, смерти кого-то из близких и родных.

    Читайте также: Искусственный или натуральных мех для детских вещей?

    Ребенок со страхами

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *