Ребенок не начинает говорить

Содержание

Во сколько ребенок заговорит?

Наверняка, каждую молодую маму волнует вопрос «Во сколько дети начинают выговаривать первые слова?». Родители с нетерпением ждут такого желанного «Мама» и «Папа», и начинают волноваться, если ребенок упорно молчит или произносит только бессвязные звуки. У каждого отдельного малыша речь формируется по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Хотите узнать, в каком возрасте малыш должен обязательно начать разговаривать? О чем может свидетельствовать длительное отсутствие связной речи? Тогда читайте эту статью до конца. Здесь вы найдете множество полезных советов и практических рекомендаций от опытных педиатров и логопедов.

Основные этапы формирования речевого аппарата

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.
Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?

Хотите получить ответ на вопрос «Во сколько лет дети начинают разговаривать?» и удостовериться в том, что с малышом все в порядке? Тогда обязательно внимательно ознакомьтесь с информацией соответствия возраста ребенка его речевым навыкам.

  • 1-3 месяца — Ребенок умеет кричать, громко плакать, постепенно учится повторять простые односложные звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву» и т.д.
  • 4-5 месяцев — Малыш смеется, визжит, «поет» — издает протяжные звуки с разными интонациями, и эмоциями.
  • 6 месяцев — Ребенок узнает знакомый голос мамы и папы. Начинает лепетать, получаются звуки, немного похожие на «ма», «па».
  • 7-8 месяцев — Ребенок понимает слова и простые просьбы (дай, возьми и пр). Уже умеет подражать лаю собак или звукам, произносимым другими животными, знает как называется тот или иной предмет, но еще не называет его.
  • 9-11 месяцев — Малыш учится произносить первые простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В запасе не более 10 слов.
  • 1-1,5 года — Ребенок умеет составлять словосочетания, знает как выглядят те или иные животные, люди, сказочные персонажи, может легко показать их на картинке.
  • 2-3 года — Малыш понимает и учится задавать вопросы, знает разные понятия, выполняет сложные просьбы, составляет предложения, разучивает и рассказывает сказки и стишки.
  • 3-4 года — Малыш уже активно общается не только со своими родителями, но и со всеми окружающими, ровесниками, составляет сложные фразы и предложения.

Эта информация содержит общепринятые показатели, которые считаются нормой. Если ребенок должен начать говорить, но не может четко произнести слово, лучше посетите логопеда, невролога или психолога. Медик обследует вашего малыша и оценит его речевое и психическое развитие.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Чем раньше доктор определит точную причину таких отклонений, тем быстрее можно будет от них избавиться, без каких-либо последствий. Правильное лечение позволит вашему чаду быстро наверстать упущенное и научиться связно разговаривать. В школе он уже ничем не будет отличаться от одноклассников.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Даже внимательная и любящая мама может пропустить тот момент, когда ребенок начинает говорить. Все дело в том, что первые слова крохи лишь слегка напоминают привычные нам. Например, «бабушка» — это «ба», каша – «ка», упал – «бах». Возможно, для вас это кажется недостаточным, но логопеды в один голос утверждают, что для ребенка – это нормальные слова, которые свидетельствуют о полноценном развитии речи.

К 1-му году жизни кроха обязательно должен знать 10-20 слов, включая простые слоги, подражания животным. Первое слово от вашего чада можно ждать уже в 7-8 месяцев. Чаще всего это «мама» или «папа». Такие односложные слова состоят из простых звуков и малыш очень быстро их запоминает.

Чтобы понять, что ребенок называет определенные предметы или действия, а не произносит случайные звуки, обратите внимание на его поведение. Он будет повторять одни и те же «слова» в одних и тех же обстоятельствах. Пока малыш говорит невнятно, но вы можете его научить правильному произношению, постоянно озвучивая правильные названия предметов.

Если ребенок говорит на собаку «Ав-ав», подтвердите что это «Собака», а затем спросите у него «Где собака?». Если кроха укажет на животное, значит он понимает вашу речь. На ваш вопрос «Кто это?» ребенок уже захочет ответить не «Ав-ав», а «собака».

Если ваш малыш активно развивается, опережая своих сверстников, первые слова он может произнести уже в 4-5 месяцев. Мама – это очень простое для произношения слово, поэтому сначала ваше чадо может называть им всех взрослых. Однако уже через несколько месяцев он поймет, что у каждого человека есть свое собственное имя.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов. К этому времени у крохи уже сформирован довольно обширный словарный запас – 250-300 слов. Ребенок начинает говорить глаголы и предлоги, и это новое умение позволяет ему составлять правильные словосочетания.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется. В возрасте 4-5 лет чадо начнет задавать вам огромное количество вопросов, и вы должны стараться отвечать на них максимально полно и развернуто. Так ребенок максимально быстро сформирует большой словарный запас и в дальнейшем не будет испытывать неудобства во время общения.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Каждая мама должна знать во сколько ребенок начинает выговаривать первые слова. Если вашему чаду уже более 2,5 лет, а он еще не научился составлять из отдельных слов простые фразы и короткие предложения, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Специалист сможет оценить уровень развития речи у ребенка, и при необходимости назначит эффективные развивающие упражнения. Если вовремя не обратить внимания на проблему, в дальнейшем крохе будет очень сложно общаться со сверстниками, малыш будет чувствовать себя неуверенно, у него начнут развиваться комплексы.

Вы хотите помочь своему ребенку? Тогда выполняйте следующие рекомендации:

  • Старайтесь во время разговора заинтересовать кроху. Он должен стремиться узнать как можно больше, а для этого ему придется задавать разные вопросы, тем самым развивая свой речевой аппарат.
  • Никогда не сюсюкайтесь с ребенком, не повторяйте за ним неправильные слова, которые он произносит. Разговаривать с маленьким человечком нужно четко и плавно, чтобы он быстрее запоминал слова.
  • Запаситесь несколькими интересными детскими книжками, и каждый вечер перед сном читайте их вслух. Обязательно подбирайте литературу, соответствующую возрасту ребенка.
  • Если жизнь малыша будет наполнена новыми эмоциями и впечатлениями, он обязательно захочет поделиться ими с окружающими. Чаще играйте с ним, проводите различные конкурсы, уделяйте больше внимания.
  • Для правильного развития речи очень важно, чтобы ребенок постоянно общался со сверстниками, которые уже умеют правильно выговаривать слова. Он на подсознательном уровне будет стремиться повторять их, и очень скоро избавится от дефектов.
  • Ритмичные движения, танцы и пение не только веселят кроху, но и способствуют развитию умственных способностей. Чаще устраивайте дома настоящие детские концерты для родных и близких.

Начало формирования речи у ребенка – это очень важный этап в жизни маленького человека. Родители должны со всей ответственностью отнестись к первым словам и фразам малыша. Если есть какие-либо опасения или тревоги, лучше проконсультироваться с дефектологом или врачом-логопедом.

Почему ребенок не говорит, или как разговорить молчуна

Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности), и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может. В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.

Возрастные нормы развития речи до трех лет

Под задержкой детского развития речи понимается отставание от возрастных стандартов речевого развития у малышей в возрасте до четырех лет. При диагностированной задержке дети осваивают все этапы становления речи со сдвинутыми временными и возрастными рамками.

Данные нормы довольно условны и зависят от того, в какой среде проживает ребенок, от его общего развития и состояния здоровья. Однако существуют стандарты, согласно которым можно оценить, насколько гармонично и своевременно происходит формирование речи у малыша.

Развитие речи до года

В этом периоде происходит речевая эволюция от спонтанного умения агукать и лепетать до осмысленного воспроизведения звуков и простых слов. Ближе к концу первого года жизни дети начинают все больше понимать взрослых, в их активном лексиконе может быть до пятидесяти слов, хотя под одним словом может иметься ввиду несколько значений, предметов, событий или действий. Например слово «катá» в зависимости от ситуации может означать катание на качелях, на машине, на ручках или намерение малыша покатать коляску или тележку в магазине и т. д.

Развитие речи до двух лет

На этом этапе словарный запас существенно увеличивается. Характерно, что примерно до полутора лет речь носит «телеграфный» характер — в одном слове может заключаться целая фраза. А уже ближе к двум годам ребенок может соотносить известные ему слова с изображением на картинках, узнавать и называть знакомые предметы в мультфильмах, на улице. При этом все ярче проявляются различные интонации. Кроме существительных, которых в детском словаре преобладающее количество, в лексиконе постепенно закрепляются глаголы, прилагательные. Появляется способность употреблять слова не только в настоящем, но и в прошедшем времени.

Развитие речи до трех лет

В этом периоде речь становится более связной и еще более осмысленной: малышня болтает без умолку, комментируя свои действия, «общаясь» с игрушками, напевая им одним понятные песенки, что со стороны кажется бессмысленным набором букв и звуков. Несмотря на «повышенную» болтливость, остаются проблемы с произношением многих «сложных» звуков, которые заменяются другими, более простыми для произношения, либо вовсе исключаются из речи, например: молоко — мако, машина — масина, мороженое — маонино.

Дети начинают пользоваться сложными предложениями и все чаще задают вопросы. Пополнение словаря происходит стремительными темпами и, в соответствии со средними показателями, к концу третьего года жизни словарный запас малыша может превышать полторы тысячи слов. Многие детишки в этом возрасте уже делают попытки запомнить и воспроизвести простые рифмы, песни, простенькие сказки, а также вполне сносно могут рассказать взрослым о событиях дня, своих чувствах, желаниях или намерениях.

Задержка речевого развития у детей характеризуется следующими симптомами:

  • заметно ограниченный словарный запас малыша;
  • искаженная артикуляция;
  • очевидные сложности при построении фразы и/или при понимании услышанного;
  • нарушение слуховой дифференциации.

Причины молчания

Специалисты выделяют довольно большое количество причин, по которым тормозятся или резко замедляются процессы своевременного развития речи.

Внутриутробные патологии

В первом триместре беременности чаще всего возможны повреждения в центральной нервной системе плода, в т.ч. повреждения речевых зон коры головного мозга эмбриона.

К внутриутробным патологиям, оказывающим влияние на ЗРР, относят:

  • гипоксию, или кислородное голодание. Оно является причиной скудного кровоснабжения головного мозга плода. Оснований для гипоксии множество: токсикоз или гестоз; угрозы выкидыша, патологии плаценты, повышенное АД, общие заболевания беременной женщины (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.);
  • различные инфекционные заболевания, которыми переболела беременная женщина;
  • травмы, полученные женщиной во время вынашивания;
  • несовместимость группы крови беременной женщины и плода;
  • курение, употребление алкоголя и/или наркотиков женщиной в период вынашивания;
  • прием тех или иных лекарственных препаратов, самолечение;
  • работа беременной на вредном производстве;
  • сильные стрессы, переживаемые женщиной в период вынашивания ребенка.

Неблагополучные роды и их последствия

Причиной в отставания от установленных норм развития речи могут быть неблагополучные роды и их последствия. А именно:

  • преждевременное, длительное или, наоборот, стремительное родоразрешение;
  • продолжительное нахождение ребенка в утробе матери после излияния вод;
  • всевозможные родовые травмы;
  • асфиксия (удушье) плода.

Все это может тем или иным образом оказать негативное влияние на речевые участки головного мозга новорожденного.

Детские болезни и поражение слуха

До трехлетнего возраста толчком к появлению проблем, связанных со становлением речи, могут стать тяжело протекающие детские болезни, а также травмы (особенно черепно-мозговые). Так, к поражению слуха могут привести:

  • инфекционные, нейроинфекционные и вирусные заболевания;
  • длительные простуды, отиты, которые могут привести к снижению слуха и, как следствие, всевозможным расстройствам в речевом развитии;
  • прием некоторых антибиотиков;
  • травмы и ушибы, особенно тяжелые их формы, могут значительно ухудшить речь малыша. В некоторых случаях ребенок может вовсе перестать разговаривать.

Для таких заболеваний, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности всевозможные задержки в развитии речи являются характерными.

Наследственный фактор

Специалисты не исключают наследственный фактор в ЗРР, а это значит, что в наследство от родителей малыш может получить индивидуальные особенности строения речевого аппарата, редкие и уникальные свойства речевых зон в головном мозге, заикание. Если кто-то из родителей заговорил довольно поздно, то с высокой вероятностью аналогичный сценарий повторится и в жизни малыша.

Связь с психомоторным развитием

Одной из причин нарушений становления речи малыша может являться задержка в психомоторном развитии. Признаками, сигнализирующими о том, что в дальнейшем возможны проблемы с развитием речи, являются отставания от установленных норм в общем развитии ребенка: по сравнению с другими детьми, ребенок начинает позже держать голову, самостоятельно сидеть и ходить. Детки с очевидными психомоторными нарушениями выглядят неловкими, слишком часто падают, натыкаются на препятствия и предметы, травмируются. Типичной приметой сложностей с психомоторикой являются «проблемы» с горшком — когда к пяти годам ребенок так и не научился пользоваться им по назначению.

Отсутствие мотивации у ребенка

«А до сих пор все устраивало» — фраза из известного анекдота о том, что ребенок до шести лет не проронил ни звука. Как ни странно, к реальной жизни это тоже имеет отношение, особенно в тех случаях, когда стремление малыша к вербальному общению не только не поощряется, но и напротив, всячески пресекается. Такая модель взаимоотношений с ребенком характерна для семей, где с ребенком не принято общаться с помощью слов и звуков (например, семья глухонемых родителей) или в случае, когда все капризы и пожелания малыша исполняются мгновенно, как только ребенок изобразил свое желание при помощи мимики или жестов.

Другие причины

Задержки в речевом развитии у маленьких детей могут быть вызваны такими причинами, как:

  • проживание малыша в двуязычной семье;
  • пережитые малышом стрессовые ситуации: сильный испуг, эмоциональные переживания, конфликты в семье, переезд или расставание с любимым родственником;
  • недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей, отсутствие постоянного вербального общения и тактильного контакта, минимальное количество совместного времяпрепровождения, отсутствие совместных игр, развлечений.

Неговорящие дети в детском саду

Отказать в плановом приеме в детский сад здоровому, но неговорящему ребенку администрация сада не может. К тому же, существует распространенное мнение, что как только молчащий кроха начинает ходить в детский сад, то положительная динамика в становлении речи малыша не заставит себя ждать. Считается, что, находясь в коллективе большую часть времени, полностью здоровый малыш рано или поздно будет вынужден вступить в речевую коммуникацию с другими детьми и педагогами. В этом утверждении есть доля истины, и такая тактика «разговорить» ребенка не лишена смысла. Но, к сожалению, этот, казалось бы, беспроигрышный план срабатывает не всегда.

Действительно, родители могут заметить, что после нескольких недель посещения детского сада словарный запас крохи понемногу увеличился, но при этом ребенок по-прежнему «мычит», и четкого произношения звуков не наблюдается. В таком случае, возможно, потребуется обратиться за помощью к специалистам, которые проведут обследования, выяснят, почему ребенок молчит и в случае необходимости назначат лечение. Кстати, такие специалисты могут работать не только в клиниках, но и в штате некоторых детских садов.

Вместо того чтобы бить тревогу и паниковать, можно попробовать устроить ребенка в сад компенсирующего типа. Учреждения такого профиля специализируются на работе с неговорящими или плохо говорящими детьми. Несмотря на то что попасть в такой детский сад значительно сложнее, чем в обычный (необходим целый комплекс дополнительных процедур и согласований), польза от посещения компенсирующего дошкольного учреждения намного ощутимее: с детьми постоянно занимаются узкопрофильные специалисты (логопеды, психологи), проводится коррекционно-диагностическая работа и практикуется физио, арт- и музыкотерапия. При достижении нормальных показателей в речевом развитии многие дети возвращаются в обычные дошкольные учреждения.

Домашняя работа

Помимо специализированных детских садов не менее успешно коррекционную работу с плохо говорящими детьми можно проводить своими силами. Все домашние занятия коррекционного типа проводятся в форме различных игр, способствующих развитию и становлению речи.

Игры и занятия для развития мелкой моторики

Давно научно доказано, что существует прямая взаимосвязь между мелкой моторикой ребенка и его способностью разговаривать. Чем лучше развита двигательная активность пальчиков, тем «болтливее» малыш.

Для развития моторики рекомендуется проводить массажи и самомассажи ручек (растирание ладошек друг о друга), а также практиковать застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование веревочек, перебирание крупы, нанизывание бусин, завязывание и развязывание бантов и узелков, лепку мелких деталей из пластилина, разрезание и разрывание бумаги, рисование мелками, сбор пазлов и игры с разного рода конструкторами и т. д. Одним словом, подойдут любые занятия, где малыш будет вынужден задействовать пальцы рук.

Специальные коррекционные мероприятия

  1. Стимуляция речевой активности у детей осуществляется за счет того, что взрослые делают вид, что не понимают того, что пытается изобразить жестами или мимикой малыш. Конечно, на первых порах без скандалов не обойтись, но проявленная родительская твердость очень скоро даст свои плоды: ребенок начнет пытаться проговаривать то, что раньше охотно изображал.
  2. Игры-«подражалки» предназначены для отработки «сложных» для произношения букв и звуков. Они удобны тем, что играть в них можно в любое время: на прогулке, во время поездки в машине, в очереди к врачу и т. д. Суть игры заключается в том, что родители проговаривают, а потом просят малыша воспроизвести различные звуки, слоги, короткие слова. Например, «чух-чух-чух» — едет паровоз, «тр-тр-тр» — заводится трактор, «шшшш» — шумит морская волна, «муууу» — мычит корова и т. д.
  3. Игры на развитие внимания и памяти: «Повторяй за мной», «Найди, что пропало», «Спрячь предмет, у которого….» и т.д.

Дуть или свистеть?

Недостаточная развитость лицевых мышц может стать причиной для ЗРР. Для интенсивной тренировки лицевой мускулатуры рекомендуется:

  1. Артикуляционная гимнастика. Существует огромное количество упражнений, в которых необходимо задействовать мышцы языка, щечек, губ, нижней челюсти. Проведение занятий в игровой форме, например, в виде инсценировки сказки будет не только хорошей тренировкой, но и веселым времяпрепровождением.
  2. Научить малыша дуть или свистеть. Это не менее веселые, увлекательные, а, главное, полезные упражнения для хорошей артикуляции, а, следовательно, и для чистой и понятной речи. В ход может пойти все что угодно: надувание шаров и «сдувание» пылинок или снежинок; игра на дудке или губной гармошке; звонкий свист из спортивного свистка или переливистые трели из фольклорных свистулек; «буря» в стакане воды через соломинку или выдувание мыльных пузырей.

Запрещенные приемы

В случае если родители заметили отклонения в речевом развитии малыша, не рекомендуется:

  1. Пускать разрешение проблемы на самотек. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трехлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии малыша.
  2. Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное ее разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.
  3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребенок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников — не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков.

К кому бежать за помощью?

Когда ребенок долго не начинает говорить или явно прослеживаются симптомы, характерные для ЗРР, за оказанием профессиональной помощи родителям следует обратиться в специализированные психоневрологические дошкольные учреждения. Если такая возможность отсутствует, стоит показать малыша логопеду, психологу, возможно, неврологу. Оказать профессиональную помощь в становлении и развитии речи у маленьких детей могут специалисты по физио-, арт- и музыкотерапии.

Развитие детской речи требует максимально серьезного отношения, ведь от этого зависит дальнейшее развитие крохи, к которому уже сейчас предъявляются довольно серьезные требования. Сегодня уже недостаточно, чтобы к шести годам ребенок умел просто разговаривать и худо-бедно излагать свои мысли. Современные требования таковы, что еще до момента поступления в первый класс ребенок должен быть «владельцем» богатого словарного запаса, а также уметь читать, разбирать слова на буквы и звуки, писать. Поэтому занятиям с детьми необходимо уделять значительное количество времени, особенно в том случае, если у малыша диагностировано отставание речевого развития. Чем раньше родители обратят на это внимание и приступят к коррекционным занятиям, тем лучших результатов можно добиться.

Почему важно с первых дней разговаривать с ребёнком

В последние время всё больше специалистов говорит о том, что общение с ребёнком имеет неоценимое значение для его развития и социализации. Малыш слышит окружающие его голоса ещё находясь в животе у мамы, а после появления на свет с удвоенной силой впитать себя всё, что говорят мама, папа, а позже и другие находящиеся рядом люди.

Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем статьям наших экспертов в приложении «ПрограммаМама»

Родителям очень важно говорить со своим ребёнком, начиная с самых первых дней его жизни, поскольку новорождённый прекрасно слышит всё, что происходит вокруг него. И звук маминого и папиного голоса станет отличным успокаивающим средством.

Интересно, что мужской тембр голоса новорождённый зачастую воспринимает лучше и активнее реагирует на него.

Читайте в нашем блоге: «На что обращать внимание в развитии ребёнка»

Многочисленные исследования показали, что спокойная, положительно окрашенная речь, направленная на ребёнка, облегчает боль и способствует нормализации сна.

Общение с малышом вносит огромный вклад в развитие речи, которая формируется с самых первых дней жизни. Присущая ребёнку манера подражания примерно к двухмесячному возрасту приводит к появлению первых звуков, «гуления» малыша. Таким образом, ребёнок старается вступить в диалог с миром, самыми важными представителями которого для крохи являются папа и мама.

Непринуждённый разговор с малышом способствует также лучшему пониманию своих эмоций и эмоций других людей, что, в свою очередь, стимулирует развитие головного мозга.

Конечно же, ребёнок первых месяцев жизни не в состоянии понять смысл того, что вы ему говорите, однако не стоит забывать о том, что малыши способны считывать эмоции вашего тела и улавливать малейшие изменения мимики любимого лица.

Именно поэтому зачастую мамы сталкиваются с беспокойным поведением крохи без каких-либо видимых причин. Но такая реакция может быть вызвана тем, что мама, сильно взволнованная или обеспокоенная чем-то, продолжает улыбаться своему малышу и говорить тёплые слова, полагая, что она оберегает кроху от проблем. Но ребёнок видит другое: мама с ним, но ей грустно, она расстроена. Внутренне состояние мамы очень быстро перенимается ребёнком, в результате чего малыш, не способный анализировать окружающую обстановку, начинает капризничать.

Именно поэтому так важно рассказывать даже самому маленькому ребёнку, что вас тревожит. Пусть малыш не поймёт суть, но поймёт настроение. В результате ситуация перестанет быть напряжённой и для мамы, и для малыша. Возможно, не стоит рассказывать ребёнку обо всех своих проблемах, но о тех, которые касаются его, надо обязательно.

Как разговаривать с ребёнком

  1. Разговаривайте открыто и честно. Проговаривайте всё, что важно для вас и малыша в настоящее время. Тогда, повзрослев, ребёнок ответит вам тем же.
  2. Говорите о простых вещах. Вряд ли ребёнок, которому нет ещё и 6 месяцев, поймёт разницу между марками проезжающих мимо автомобилей. Помните, что начинать познавать мир надо с простых вещей.
  3. Не бойтесь использовать «детский» язык. Это, конечно же, не означает, что нужно вводить в лексикон «бибики» и другие не употребляемые взрослыми людьми слова. Детский язык – это подражание первым звукам малыша, использование ласкательных выражений («Ты моё счастье!») и длительных пауз между слогами – «Ма-ма, па-па, ба-ба».
  4. Придумайте собственный способ общения. Многим родителям разговоры с маленькими детьми даются очень нелегко. Тогда ищите то, что будет по душе вам обоим – песни и стихи малыши тоже очень любят.
  5. Разделите «мы» на «ты» и «я». В первые месяцы жизни малышу жизненно необходимо чувствовать неразрывную связь с мамой. Это не только дарит ему ощущение безопасности, но и формирует доверие к миру, которое он пронесёт через всю свою жизнь.
    Однако к возрасту 11-12 месяцев такая тесная связь с мамой начинает сдерживать развитие малыша. В этом возрасте ребёнок хочет больше свободы, которую необходимо ему предоставить.

Много вопросов о здоровье и развитии новорождённого? Наши эксперты ответят на все вопросы мам в видеокурсах «Программы Мамы»

uCrazy.ru


В роддоме N1 города Норильска родился младенец,который произносит осмысленные слова!
Обычно новорожденные дети до месяца еще даже не гулят!
А этот необычный ребенок не успев родиться, неожиданно отчетливо произнес: «Папа!»
Как сообщает газета «Жизнь», в России родился говорящий младенец. Родители новорожденного Степана – жители Норильска Родион и Лиза Бажеевы – потрясены необычайными способностями своего ребенка.
Сразу после появления на свет младенец, открыв глазенки, неожиданно отчетливо произнес: «Папа!»
— Я была поражена! То, что едва родившийся младенец заговорил, я слышала собственными ушами! – рассказала «Жизни» психолог-акушер муниципального больничного учреждения здравоохранения «Родильный дом» Норильска, принимавшая роды, Марина Панова. – Такого в Норильске, а я работаю в городе много лет (с 1986 года), никогда не было. Но это абсолютно реально!
Этот чрезвычайный случай с заговорившим после появления на свет мальчиком поставил в тупик врачей.
— Такие сложные слоги новорожденные не могут произнести, дети до месяца еще даже не гулят! — поражается Марина Панова. — Тем не менее это случилось. Я никогда об этом не забуду!
Через несколько минут после первого Степа произнес новое слово: «Мама!» А на следующий день его 17-летняя мама Лиза, ласково объяснявшая сыночку, что скоро придет папа, неожиданно услышала ответ: «Кто? Папа?»
Родители Степушки к беременности отнеслись со всей ответственностью: читали специальную литературу, слушали музыку, посещали курсы практики духовных родов.

Почему ребенок молчит или мало разговаривает

Первое сказанное ребенком слово – настоящий праздник для всей семьи. Однако случается, что ребенок произносит его достаточно поздно, а после – мало разговаривает, предпочитая показывать родителям, чего он хочет. Причины, из-за которых ребенок молчит или мало разговаривает, могут быть разными. Часто родители подозревают самое страшное – проблемы с общим развитием, болезнь. Однако далеко не всегда детская молчаливость – это признак настолько серьёзных проблем.
estet-portal.com расскажет о том, почему дети поздно начинают говорить – и что делать в этом случае.

  • Ребенок молчит: ищем настоящую причину
  • Ребенок молчит: что делать родителям

Ребенок молчит: ищем настоящую причину

Когда ребенок уже достаточно взрослый, но или не говорит вовсе, или произносит мало слов, родители начинают бить тревогу, подозревая пугающие диагнозы, например, задержку развития. Однако подобная ситуация не всегда является признаком серьезных проблем. Чтобы точно узнать, что происходит с вашим малышом, нужно посетить нескольких специалистов. В результате вы получите определенную схему действий, которая поможет вашему ребенку заговорить.
Читайте также: Как детские паззлы влияют на развитие ребенка

Какими могут быть причины, если ребенок молчит:
1. Индивидуальный темп развития – у каждого ребенка он свой. Кто-то идет раньше, кто-то позже сверстников. Кто-то сразу начинает говорить, кто-то – постепенно осваивает этот процесс.
2. Отсутствие необходимости говорить. Если вы выполняете любую просьбу ребенка, буквально предугадывая ее, то ему нет смыла озвучивать свои желания. Малыш просто не имеет мотивации для того, чтобы называть предметы или говорить то, что он хочет попросить у вас.
3. Педагогическая запущенность. Если с ребенком мало говорят, мало уделяют ему внимание, а обеспечивают только базовые потребности – еда, уход – то развитие речи невозможно. Такой ребенок не имеет пассивного словарного запаса, поэтому и говорить не начинает.
4. Двуязычная семья. Дети в таком окружении начинают говорить позже потому, что им требуется время, чтобы буквально «отделить» один язык от другого.
5. Стрессы. Если в семье постоянные конфликты, отсутствует психологический комфорт, это негативно влияет на ребенка. Сильные переживания ведут к задержке речи, появлению заикания.
6. Нарушение слуха – если ребенок плохо слышит, то формирование речи будет затруднено, появятся проблемы с произношением слов и фраз.
7. Проблемы с артикуляционной системой – ее неправильное строение также влияет на задержку речи.
8. Алалия или недоразвитие речевых центров.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook!
Чтобы ребенок заговорил, важно точно определить проблему – и систематически решать ее. Нужно будет заручиться поддержкой всех членов семьи, чтобы создать благоприятные условия для малыша.
Читайте также: Метод Томатис: звуковая терапия для детей и взрослых

Ребенок молчит: что делать родителям

Прежде всего, стоит найти причину молчания. То есть, нужно обратиться к ряду специалистов, чтобы исключить возможные проблемы со здоровьем. Вам понадобятся невропатолог, отоларинголог, логопед, психоневролог, дефектолог, психолог. Если же проблема заключается в особенностях воспитания, недостатке общения, то все зависит только от родителей и их усилий.

Если ребенок молчит, специалисты рекомендуют следующее:
1. Больше разговаривайте с ребенком, читайте ему книжки.
2. Создавайте ситуации, когда ребенку нужно сказать, что он хочет. То есть, если малыш молча показывает на нужный ему предмет, попросите назвать его, делая вид, что вы не понимаете, что он хочет. Конечно, важно учитывать возраст ребенка и то, сумеет ли он произнести это слово.
3. Купите специальные карточки с изображением предметов, животных, транспорта. Показывайте и рассказывайте, что изображено на каждой карточке. Постепенно начинайте спрашивать: «Что это?» или «Как лает собака?». Поначалу показывайте, как правильно отвечать на вопросы. Со временем ребенок усвоит сказанное – и сам будет повторять за вами.
4. Хвалите ребенка за его успехи. Важно делать это перед другими членами семьи. Детей это воодушевляет, они стремятся получить одобрение важных для него взрослых.
5. Разговаривайте с ним, как с взрослым – не сюсюкайте. Так ребенок будет слышать правильное произношение слов, а не искаженное.
6. Почаще гуляйте с ним на детской площадке, чтобы он контактировал с другими детьми. Если круг общения ребенка ограничен, то ему и стимула разговаривать для него нет, ведь близкие понимают его и без слов. Конечно, не стоит насильно вести его на площадку, если малыш не хочет.

Как видим, если ребенок молчит, это не всегда означает серьезные проблемы с развитием или наличие болезни. Часто такая проблема наблюдается потому, что родители попросту слишком заняты и мало разговаривают со своим чадом. Или вовсе – дают ему в руки смартфон с мультиками, чтобы ребенок чем-то себя занял и не плакал. Но речь развивается только в общении ребенка, когда он слышит ее, когда с ним разговаривают. Поэтому больше уделяйте ему внимания, вовлекайте во взрослое общение, поощряйте общение со сверстниками.

Речевые проблемы ребёнка и как их решить

Смотрите нас на YouTube:

Ребенок не начинает говорить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *