Развитие слабовидящих детей

Слабовидящий ученик в классе консультация на тему

Слабовидящий ученик в классе

Слабовидящие — дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка. Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.

Так как зрение у этих детей остается ведущим анализатором, возникающее утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Темп работы слабовидящего ребёнка быстро отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребёнка. Поэтому обязательным условием работы с детьми данной категории является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств (совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять компенсацию выраженных нарушений функций органа зрения и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде: лупа, очки, трость тактильная (белого цвета), специальные устройства для чтения «говорящей книги», для оптической коррекции слабовидения, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; собаки-проводники с комплектом снаряжения), а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии. Очень важны порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал. Введите определенную структуру.

Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.

Не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми. Старайтесь, как можно меньше стоять против света.

Разрешайте ему вставать со своего места, чтобы лучше Вас понять или лучше видеть доску. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных.

Задавая вопросы и делая замечания, называйте учеников по имени.

Не забывайте о том, что слабовидящий ученик не видит выражения лица. Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу).

Спокойно употребляйте выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.

Старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь.

Важно правильно расположить школьную доску. Введите структуру написанному на доске. Следите за почерком. Доска должна быть чистой. Используйте мягкий мел (сильнее нажимайте на мел).

Всегда произносите вслух то, что пишете на доске.

Больше материала излагайте на бумаге. Применяйте соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).

Уделяйте особое внимание материалу для чтения. Учитывайте то, какая контрастность лучше всего подойдет слабовидящему ученику.

По возможности дайте ему учебное пособие, откуда Вы взяли урок, или задания, вместо того чтобы все переписывать на доске.

Ребенок с нарушением зрения всегда будет медленнее остальных учеников. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал. Давайте ему возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, истории, географии.

Снизьте требования к письму. Не ждите, что слабовидящий ученик будет писать так же, как остальные ученики. Сложности может также вызывать расположение текста на страницах.

С другой стороны, не преувеличивайте визуальные возможности ученика, исходя из его почерка. Многие слабовидящие ученики могут писать красиво и аккуратно.

Не делайте замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к странице, тем труднее обозрение.

Мотивируйте слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для его самостоятельности. Научите его также ориентироваться в классе и в здании школы. Важны как систематические упражнения, так и поддержка навыков.

Как можно больше привлекайте его к спортивным и игровым мероприятиям.

Дети с нарушением зрения иногда имеют различные формы тика. Стремитесь к тому, чтобы они избавились от этого. Поддерживайте правильное поведение.

Вместе пробуйте различный материал и проверяйте, правильно ли его воспринимает ученик. Учитывайте ограниченность технических вспомогательных средств.

Тщательно нумеруйте страницы (например, как в словарях, где выделена начальная буква слов). Используйте закладки или скрепки, чтобы проще находить нужные страницы или главы.

На парте у ученика должно быть дополнительное место для лампы, лупы и других тифлоприборов.

Желтый мел рекомендуется к использованию на уроке.

Учитель начальной школы обязательно должен использовать шаблон при чтении. Это окошечко, куда помещаются два-три слова или две-три строчки.

Печатный текст набирается через два интервала.

В целях лучшей ориентировки при работе с карточками на листе срезается нижний правый угол. Это ориентир: верх — низ, право — лево.

Поступающие в помещение прямые солнечные лучи могут создавать блики, которые ухудшают условия зрительной работы. Для защиты глаз от прямого слепящего действия солнечных лучей в учебных кабинетах рекомендованы к применению подъемно-поворотные жалюзи на окнах.

Согласно существующим нормам в школах для слабовидящих детей уровень освещенности на рабочих местах (поверхность стола, парты) должен быть не ниже 500 люксов (лк). Оптимальный же уровень освещенности для этих школ— 1000—1500 лк (В. И. Белецкая). В актовых и спортивных залах, столовых, буфетах— 400 лк. В рекреациях, коридорах, изоляторах—300 лк, в спальных комнатах интернатов, вестибюлях, гардеробах, на лестницах—200 лк, в санузлах— 100 лк.

Методическая разработка программы для работы

с детьми с нарушениями зрения

Цель: создание условий для развития и социальной адаптации детей с нарушениями зрения.

Метод: интеллектуальное развитие через эстетическое восприятие.

Содержание программы:

1. Релаксация (расслабление) выработка положительного настроя — 10 мин.

Лежа на полу, руки вдоль туловища. Полностью расслабляются с помощью определенных формул (расслабление идет снизу вверх):

«Пальцы ног расслаблены, ступни расслаблены, икры расслаблены, бедра расслаблены». «Ноги расслаблены, теплые, тяжелые». Проверить ноги: бедра, колени, икры, ступни, пальцы расслаблены.

«Поясница, спина, грудь расслаблены».

«Сердце бьется спокойно и ровно. Печень расслаблена, мочевой пузырь расслаблен, селезенка расслаблена». Проверить: селезенка, мочевой пузырь, печень расслаблены.

Руки: «Пальцы расслаблены, кисти расслаблены, предплечья расслаблены, плечи расслаблены». «Руки расслаблены, теплые, тяжелые».

«Шея расслаблена».

«Лицо расслаблено, челюсть отвисает, глаза расслаблены». «Я — чайка, небо голубое, голубое. Я парю один в небе». Длительность выполнения до 10—15 мин.

Терапевтический эффект. Благоприятно дейсвует на нервную систему, сердце, систему кровообращения; идеальный отдых для всех систем организма.

2. Зарядка, разминка для глаз 15 мин.

Упражнение№ 1. Сесть или лечь. Расслабиться. Скосить глаза на кончик носа (глаза открыты). Делаем полный вдох, а затем полный выдох.

Поначалу ставить указательный палец правой руки на кончик носа.

Упражнение №2. Поставить указательный палец на лоб в области третьего глаза. Скосить глаза на кончик этого пальца. Сделать одно полное дыхание.

Упражнение № 3. Указательный палец — на кончик носа. На полном вдохе отводим палец от кончика носа как можно дальше продолжая смотреть на него. На полном выдохе подводим палец к кончику носа, продолжая смотреть на него (на кончик носа).

Упражнение № 4. Указательный палец — на лоб в области третьего глаза. На вдохе отводим палец как можно дальше, продолжая смотреть на область третьего глаза, на выдохе подводим палец ко лбу, продолжая смотреть на область третьего глаза.

Упражнение № 5. Голову откинуть как можно дальше назад. Смотреть на кончик носа. Сделать полное дыхание.

Упражнение № 6. Голову откинуть как можно дальше. Сделать полное дыхание. Смотреть на область третьего глаза.

3. Работа с образами 15 мин.

Закрываем глаза, мыслей нет никаких, дыхание свободное, легкое. Теперь появляется белый луч, мы направляем этот луч к нашим глазам, чувствуем как тепло подходит к глазам и они расслабляются, представляем цветок (розу) и концентрируемся на этом изображении. Наше видение улучшается, изображение становится все чётче, яснее.

4. Применение метафоры для развития самосознания слабовидящих детей 20 мин.

Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов человек развивает воображение, интуицию, мышление, учится получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретает представление о нормах поведения и нравственных ценностях.

Свойства метафоры усиливаются, если она облечена в форму сказки: сказочная метафора обладает «свойством преломления» в восприятии мира. Она позволяет не только увидеть измененные формы и размеры, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах.

Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Рыбак и рыбешка

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее — ведь она так мала, — а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

Звездочет

Один звездочет имел обыкновение каждый вечер выходить из дому и смотреть на звезды. И вот, прогуливаясь однажды по окраине и всеми мыслями устремившись в небеса, он нечаянно провалился в колодец. Тут он поднял крик и плач; и какой-то человек, заслыша эти вопли, подошел, догодался, что случилось, и сказал ему: «Эх ты! хочешь рассмотреть, что делается в небе, а что на земле, того не видишь?»

Эту басню можно применить к таким людям, которые хвастаются чудесами, а сами не в силах сделать и того, что может всякий.

Хозяйка и служанки

У одной рачительной вдовы были служанки, и она каждую ночь, едва запоет петух, будила их на работу. Измученные работой без передышки, решили служанки задушить домашнего петуха; в нем вся беда, думали они, потому что это он будит по ночам хозяйку. Но когда они это сделали, пришлось им еще хуже: хозяйка теперь не знала ночного времени и будила их не с петухами, а еще того раньше.

Как помочь слабовидящему ребенку почувствовать себя комфортно в вашем классе?

Стр 1 из 5

Второе Издание

Айрис Торрес и Энн Л. Корн
Предисловие — Кэтлин Мэри Хубнер

Американский
Фонд Слепых,
Нью-Йорк

Часть I Слабовидящий Ребенок в Классе 7

Как помочь слабовидящему ребенку почувствовать себя комфортно в вашем классе? 7

Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе? 10

Какие специальные устройства должен использовать слабовидящий ребенок? 12

Как слабовидящий ребенок будет работать с печатными материалами? 21

Как слабовидящий ребенок должен вести себя вне классной комнаты? 26

Какие материалы, помощь или дополнительное обучение навыкам получает слабовидящий ребенок от постоянного или приходящего преподавателя? 28

Часть II Связь разделов по интересам 33

Какие дополнительные услуги может обеспечить постоянный или приходящий преподаватель в школе? 33

На что надо обращать внимание, чтобы определить имеют ли дети проблемы со зрением? 34

Каковы некоторые наиболее распространенные ошибочные представления о зрении? 35

А. Какие специалисты работают со слабовидящими людьми? 36

Введение

В вашем классе появляется ребенок, который имеет проблемы со зрением, и вы задаетесь естественным вопросом, насколько его или ее потребности отличаются от потребностей других ваших учеников. Эта брошюра была написана для того, чтобы ответить на интересующие вас вопросы и проблемы, касающиеся подобного нового опыта при обучении.

Когда в обычном классе появляется слабовидящий ребенок, надо осторожно понаблюдать и убедиться в том, что он или она сможет конкурировать как в учебном, так и в социальном смысле со своими “нормально видящими” сверстниками. Хотя ребенку, возможно, придется пережить учебное и эмоциональное напряжение, с которым нормальные дети обычно не сталкиваются, он в скором времени должен стать полноценным членом класса.

Для того, чтобы слабовидящий ребенок имел возможность полностью раскрыть свой учебный потенциал, он или она вместе с вами должны получать дополнительные услуги квалифицированного преподавателя для слабовидящих учеников. Совместно с таким специальным преподавателем вы получите возможность соответствующим образом планировать образовательные действия и заранее подготовить обстановку классной комнаты.

Одним из типов преподавателей для слабовидящих учеников является постоянный преподаватель. Он или она прикреплен к вашей школе на постоянной основе, и в течение учебного дня доступен для консультаций и специализированных инструкций, а также может обеспечить материалы, специально адаптированные для слабовидящих школьников. Специальный кабинет такого преподавателя имеет сходство с библиотекой, где школьник проводит один-два часа в день и получает инструкции о поведении в маленьком коллективе и необходимые адаптивные материалы. К другому типу специальных преподавателей относится приходящий преподаватель. Это преподаватель, который также является образовательным консультантом по зрению или педагогом для слабовидящих, но он ходит из школы в школу и дает уроки согласно расписанию. Вам и слабовидящему ребенку необходимо проводить с преподавателями обоих типов определенное время.

Являясь постоянным классным руководителем слабовидящего ребенка, вы очень скоро научитесь распознавать и чувствовать индивидуальные потребности вашего ученика. (Чем старше ребенок, тем лучше он или она смогут рассказать вам о своих способностях и недостатках.) При поддержке и понимании хороших педагогов, слабовидящий школьник обретет уверенность в себе и независимость.

Вообще считается, что ребенок имеет право на специальные услуги постоянного или приходящего преподавателя, если при измерении его остроты зрения относительное расстояние составляет 20/70 или меньше для глаза, который видит лучше, при наличии корректирующих линз. Другими словами, то, что ребенок может увидеть на расстоянии в 20 футов (6 м), человек с нормальным зрением видит на расстоянии в 70 футов (21 м). Дети, которые имеют остроту зрения 20/200 или меньше для лучшего скорректированного глаза, или которые имеют поле зрения не больше 20 градусов, с юридической точки зрения считаются слепыми («юридически слепой» — это термин, первоначально созданный для определения права на получение общественной помощи). Однако, многие из таких детей действительно могут учиться при помощи своего зрения, а некоторые хорошо пользуются обычными печатными материалами. Поэтому, по сравнению с критерием измеренной остроты зрения, степень, с которой зрительная проблема ребенка влияет на его способность учиться в нормальном классе, является более важным критерием.

Некоторые дети могут иметь дополнительные проблемы со зрением, включая отсутствие бокового зрения, высокую или низкую чувствительность к уровню нормального света, затруднения при различии цветов или контраста, или комбинации нескольких таких состояний. Дети, которые не являются полностью слепыми, но у которых наблюдаются ухудшения зрения, достаточно серьезные для того, чтобы им потребовались услуги специального обучения, считаются детьми со слабым зрением или слабовидящими детьми — термин, используемый для обозначения функциональных ограничений при выполнении повседневных задач, что является результатом ухудшения зрения. Функциональное зрение – это зрение, имеющееся у человека для выполнения основных повседневных задач, и это определяет, как ребенок использует свое ослабленное зрение.

Важно осознавать, что слабовидящие дети отличаются друг от друга способностью использовать свое зрение. Два ребенка могут иметь одинаковые остроту и поле зрение, а также и другие клинические параметры, но один из них может полагаться на другие чувства восприятия, чтобы исполнять те же самые задачи, которые второй ребенок выполняет при помощи зрения. Эти индивидуальные различия необходимо принимать во внимание.

С другой стороны, необходимо принимать во внимание и тип ухудшения зрения, который также является главным фактором в функционировании зрения ребенка. При небольших зрительных расстройствах зрение фактически может колебаться, и даже на стабильное состояние зрения могут временно влиять такие факторы, как освещение, усталость и эмоции. Вы можете обсудить определенные потребности или ограничения своего ученика, которые связаны с ухудшением его зрения с постоянным или приходящим преподавателем.

С начала XX века слабовидящие дети были “включены” в общеобразовательные программы во всех основных городах Соединенных Штатов. Акт о равенстве образования для всех детей, P.L. 94-142, принявший силу закона после подписания 29 ноября 1975 года, и поправки к акту, P.L. 99-457, от 1986 года, гарантируют всем детям-инвалидам, включая инвалидов по зрению, получение “свободного соответствующего образования с наименьшими ограничениями окружающей среды”. Наименее ограниченная окружающая среда у разных учеников различна, и она меняется согласно способностям ученика и навыкам, приобретенным им в течение периода школьного обучения. Для некоторых учеников наименее ограниченной окружающей средой может быть соседняя школа, в которой имеется квалифицированный преподаватель для слабовидящих, регулярно посещающий ребенка на дому. Другие ученики могут сами посещать школу, где они ежедневно получают уроки у специального преподавателя в классах для слабовидящих детей. Третьи ученики могут посещать школу-интернат для слепых и слабовидящих детей на постоянной или периодической основе в период школьного обучения.

Решение поместить ребенка в образовательное учреждение, которое является наименее ограниченной окружающей средой для его конкретного случая, принимается совместно на основе оценки особых потребностей ребенка. В комиссии по принятию решения участвуют родитель или опекун, член экзаменационной комиссии, представитель местного образовательного агентства, преподаватель или преподаватели ребенка и, если необходимо, ученик с дефектом зрения. Как только для ученика сделан выбор соответствующего образовательного учреждения, тот же самый комитет или группа разрабатывает Индивидуальную Программу Образования (ИПО). Они подробно расписывают ежегодные или долгосрочные цели, которые используются в качестве руководства или инструкций для преподавателя для слабовидящих учеников. Совместно с преподавателем вы можете разработать краткосрочные цели для достижения ежегодных целей.

Поскольку детей с плохим зрением и полностью слепых детей часто помещают в обычные классы, то данная публикация предлагает советы, применимые для обеих этих групп. Информация была собрана с помощью преподавателей для детей с дефектами зрения, родителей, преподавателей обычных классов и самих слабовидящих учеников. Не все из предложенного здесь применимо ко всем детям с плохим зрением, потому что потребности этих детей меняются. Используя свой педагогический опыт, вы, конечно, найдете решения, которые так или иначе применимы в ситуации с вашим классом, как и представленные здесь рекомендации. Совместно со специальным преподавателем вы можете улучшить методику обучения, которая пойдет на пользу не только слабовидящему ученику, но и всему классу.

Многие слабовидящие дети имеют более одного дефекта. Такие дети должны получать услуги от специальных преподавателей на основе экспертизы их потребностей. Они могут учиться в основном потоке вашего класса, но посещать уроки согласно индивидуальному расписанию. Хотя образовательные стратегии для детей с множеством дефектов не являются главным предметом данной публикации, большинство представленных предложений реально применимы к слабовидящим детям с дополнительными дефектами.

Вообще, педагоги и профессионалы чаще используют термины «зрительное нарушение” и “зрительное расстройство”, а не “зрительное затруднение” и “трудности зрения”. Однако, многие из законов о специальном образовании предусматривают, что ребенок должен испытывать затруднения при нарушении зрения, чтобы иметь право на получение услуг. Поэтому, в данной публикации мы воспользуемся термином “зрительные затруднения”, охватывающим все степени потери зрения, включая полную слепоту, которые влияют на способность человека выполнять задачи повседневной жизни.

Часть I
Слабовидящий Ребенок в Классе

Как помочь слабовидящему ребенку почувствовать себя комфортно в вашем классе?

1. Помните, что слабовидящий ребенок является таким же учеником вашего класса, как и все остальные, и каждый из них имеет свой индивидуальный характер и потребности. Преподаватель для слабовидящих детей поможет вам, помимо обычного обучения, обратиться к особым учебным потребностям ребенка.

2. Не бойтесь использовать слова типа «посмотрите» и «взгляните». Эти слова должны быть в обиходе у слабовидящих детей так же, как у всех нормальных ребят. Слабовидящие дети используют их для обозначения своих собственных способов, при помощи которых они «видят» предмет, например, прикасаются или рассматривают его с очень близкого расстояния, а также в повседневных разговорах, например, в таких выражениях как “Скоро увидимся”.

3. Представьте слабовидящего ребенка обществу таким же образом, как бы вы представили любого другого ученика. Если другие дети или взрослые начнут задавать ему вопросы, скажите слабовидящему ребенку, чтобы он не стеснялся отвечать на них. О своих проблемах со зрением надо говорить честно и открыто. Многие дети чувствуют себя лучше, если их сверстники понимают, что они имеют зрительные недостатки. Однако, здесь нужно проявлять чувствительностью и осторожность, потому что некоторые дети пытаются «скрыть», либо отрицают свои зрительные недостатки, а другие не могут обсуждать свои проблемы со зрением публично.

4. Включите слабовидящего ученика во всевозможные виды деятельности — физкультуру, домашнюю экономику, компьютерное программирование, промышленный дизайн и так далее. Постоянный или приходящий преподаватель помогут внести предложения о методах и специальном оборудовании или устройствах, которые были бы полезны при выполнении некоторых действий.

5. Время от времени, все дети любят оказаться в центре внимания (например, стать капитаном команды или ведущим программы). Поощряйте слабовидящего ребенка в таких начинаниях, чтобы он мог конкурировать со сверстниками или занимать позицию лидера так же, как это делают другие дети.

6. В рамках похвалы и дисциплины, к слабовидящему ребенку нужно применять те же самые дисциплинарные правила, которые относятся и к остальной части класса. Однако, слабовидящий ученик не всегда способен заметить улыбку одобрения или поддержки, поэтому вместо этого можно использовать жесты рукой, похлопывание по плечу или устные реплики.

7. Разрешайте слабовидящему ученику передвигаться по классу, чтобы он мог иметь доступ к материалам или получать визуальную информацию. Ребенок знает свои потребности, поэтому его компенсирующие методы обучения скоро станут частью обычной жизни класса.

8. Дети с плохим зрением могут не осознавать событий, которые происходят на расстоянии, а следовательно могут не интересоваться ими. Они могут, например, не заметить выражения лица, поклона или движения руки преподавателя, подзывающего ученика к себе или предлагающего ответить на вопрос. Поэтому необходимо использовать устные реплики, например, произнесение вслух имени ученика.

9. Обеспечьте слабовидящему ученику дополнительное рабочее место, стол или место в шкафчике, где можно разместить специальные материалы (большой шрифт Брайля или книги с крупной печатью, оптические устройства, стенды для чтения и т.п.).

10. В результате появления одноклассника с плохим зрением, другие ученики в классе могут заинтересоваться темами, связанными со зрением и его ухудшением. Возможно, вы захотите включить эти темы в свои классные уроки. Например: в науке темой для обсуждения могут стать свет и оптика; в медицине — отношение к инвалидности; в социальных исследованиях — информация об агентствах по оказанию услуг в обществе и дискриминация против людей инвалидов; в литературе — книги, авторы которых имели проблемы со зрением. Если слабовидящий ребенок не стесняется говорить об этом, то может быть он захочет поучаствовать в проведении такого урока. С другой стороны, слишком большое внимание к слабовидящему ребенку может подчеркнуть различия между ним и нормальными людьми.

11. Все дети чувствительно относятся к критике со стороны своих сверстников. Если вы правильно примите слабовидящего ребенка, то это послужит положительным примером для всего класса.

12. Слабовидящий ученик может принести с собой в класс адаптивные устройства. Разрешайте ученику использовать их по мере необходимости и отвечать на любые вопросы об этих устройствах, которые могут задавать другие ученики.

13. Поскольку некоторые слабовидящие дети предпочитают не привлекать внимания к своему недостатку, то они могут использовать специальные устройства и принимать помощь от других только в том случае, когда им это необходимо. В целом, вы должны уважать желания ребенка, но если вы подозреваете, что на самом деле ему требуется гораздо большая помощь, или что появилась какая-то другая проблема, то вы можете обсудить свои подозрения с постоянным или приходящим преподавателем.

14. Когда вы подходите к слепому ученику, особенно если он знает вас еще не совсем хорошо, всегда называйте свое имя, и попросите других детей и взрослых в школе делать то же самое. По голосу не всегда легко узнать человека, особенно в толпе или в напряженных ситуациях. Постарайтесь избегать таких игр, в которых дети или взрослые просят угадать себя, например: “Угадай, кто я?” или “Ты ведь помнишь мой голос, правда?”

15. Полностью слепые дети или дети с серьезными зрительными нарушениями могут проявлять некоторые особенности, например, засовывать пальцы в глаза (чаще говорят «тыкать пальцами в глаза»), раскачиваться, производить дополнительные или ритмичные движения, наклонять голову и производить неуместные звуки. Постарайтесь объяснить ребенку, как надо себя хорошо вести, и проконсультируйтесь с постоянным или приходящим преподавателем что делать, чтобы справиться с плохим поведением. Нужно поощрять ребенка к тому, чтобы он при разговоре стоял лицом к собеседнику.

16. Как ожидается, слабовидящие ученики должны проделывать ту же самую работу, что и их зрячие одноклассники, хотя для первых может потребоваться адаптация средств или сокращение рабочей нагрузки из-за ограничений времени. По мере того, как слабовидящие ученики развивают зрительные или адаптивные навыки, их рабочая нагрузка, временные рамки и учебные задачи постепенно должны приравниваться к аналогичной деятельности других учеников класса, согласно вашим ожиданиям.

17. Чтобы развивать самостоятельность, разрешайте слабовидящему ребенку самому делать что-то для себя по мере возможности. Ребенок также должен научиться просить и принимать помощь от других при выполнении некоторых задач. Кроме того, чтобы развивать хорошие взаимоотношения среди сверстников и воспитывать чувство самооценки, ребенка надо приучить предлагать и оказывать взаимную помощь другим.

18. Слабовидящий ребенок гораздо более схож с другими детьми вашего класса, чем отличается от них. Поэтому, обращайтесь с таким ребенком так же, как и с другими учениками.

В июне 2012 года Указом Президента России была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Стратегия поставила ряд задач в отношении детей-инвалидов и детей, находящиеся в социально опасном положении, в том числе задачи:

— законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

— внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Нашли свое отражение эти задачи и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в том же 2012 году. Закон, в частности, указывает, что обучающимся в образовательных учреждениях предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

Таким образом, сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме.

Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?

Частичный ответ на этот вопрос дают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Так ФГОС общего образования позволяет заложить в основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении, все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. Но все же, эти меры не разъясняют, как быть конкретному учителю в его конкретной ситуации.

В официальных документах решение проблем, возникающих с приходом в массовые образовательные организации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), видится в развитии интегрированного (иногда пишут «интегративного») или инклюзивного обучения. Эти два понятия часто путают, хотя между ними есть существенные различия. Интегрированным называется обучение, когда ребенка с ОВЗ помещают в обычный общеобразовательный класс и стараются помочь ему освоить массовую образовательную программу (организуют дополнительные занятия, индивидуальную психолого-педагогическую помощь и др.). Инклюзивным называется такое обучение, когда изменяют саму систему образования в учреждении таким образом, чтобы она позволяла обучаться с равным успехом и обычным, и «особенным» детям. Достигается это за счет изменений в образовательной среде (специальное оборудование классов, выделение в них разных зон — для индивидуальной работы, групповой работы, отдыха, использование цветового оформления помещений, специальных дидактических материалов), изменений в образовательной программе (наряду с общеобразовательной используются адаптированные программы, реализуются индивидуальные программы реабилитации «особых» детей, а также программы, направленные на развитие толерантности у основной группы детей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, и др.). Инклюзивное обучение, в отличие от интегрированного, не подразумевает обязательного освоения детьми с ОВЗ массовой образовательной программы (о чем не догадываются многие родители и даже некоторые учителя). Законом предусмотрено наличие у ребенка помощника (тьютора), который назначается, как правило, если в классе ребенок фактически учится по программе, отличающейся от массовой, или если ребенку в процессе учебы обязательно требуется какая-то помощь (необходимость для ребенка тьютора, как и, вообще, необходимость особых образовательных условий определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)).

Удачной можно считать ситуацию, когда в образовательной организации создана целостная система работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, или особые образовательные потребности. Например, в многопрофильном образовательном комплексе «Марьино» (Школа № 2110 г. Москвы) разработана интересная модель управления образовательным процессом на основе мониторинга данных психофизиологических возможностей учащихся. Суть ее в том, что ежегодно проводится мониторинг психофизиологических возможностей учащихся (по наиболее общим «параметрам» — успеваемость, тревожность, внимание, саморегуляция и др.), по результатам которого выделяются: 1) «группы риска» детей по индивидуальным психофизиологическим возможностям (с ними индивидуально и в небольших группах будут работать психологи и дефектологи школы); 2) специфика учебных классов (если эта «специфика» оказывается проблемной, то с этими классами в проектном режиме работают учителя-предметники, организуется комплекс дополнительного образования, организуется целенаправленная методическая работа по преодолению конкретных выявленных проблем) и 3) возрастные проблемы в учебных параллелях (в этом случае корректируются программа развития и ресурсная политика всего учреждения, вносятся корректировки в основную образовательную программу — в разделы «Программа развития универсальных учебных действий», «Программа воспитания и социализации учащихся, «Программа коррекционной работы»).

Как видим, общая идея состоит в организации работы на трех уровнях — общешкольном, групповом (на уровне класса) и индивидуальном. При таком «раскладе» работа более-менее равномерно делится на весь педагогический коллектив, и не создает много сложностей каждому отдельному учителю.

Специалисты сходятся в том, что при наличии в классе ребенка или детей с особыми образовательными потребностями (я имею в виду и детей с нарушениями в развитии, и детей с нарушенным здоровьем, и обычных детей, испытывающих временные трудности в освоении образовательной программы), потребуется дифференцированное обучение, то есть предполагающее разный подход к разным детям. Это, безусловно, добавит хлопот и учителю, и администрации учреждения, но позволит относительно успешно решать возникающие задачи. Обычно отмечают, что дифференцировать обучение можно по содержанию (чему учить?), по методам (как учить?) и по результатам (как дети могут продемонстрировать то, чему научились?). В этом случае учителя могут ставить цели, соответствующие уровню развития их учеников, предоставлять ученикам доступ к учебным материалам в разных модальностях (слуховой, зрительной, осязательной) и позволить ученикам демонстрировать, чему они научились, разными способами (устно, письменно, в виде тестов, с использованием систем альтернативной коммуникации — жестового языка, карточек PECS — и др.).

Дети с сохранным интеллектом (но слабовидящие, слабослышащие, имеющие ограничения двигательной активности) доставляют учителям не слишком много дополнительных хлопот, поскольку значительную часть их проблем, возникающих в ходе учебы, можно решить применением специального оборудования и технических средств.

Сложнее, если в массовом классе оказываются дети с нарушениями интеллекта (задержкой психического развития, умственной отсталостью) и дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом случае, потребуется разработка адаптированных образовательных программ и еще целый ряд дополнительных мер.

Позволю себе дать несколько рекомендаций учителям, в классе которых есть дети с нарушениями в интеллектуальной сфере или с расстройствами аутистического спектра, поскольку именно такие ситуации представляются мне наиболее сложными.

Если у вас в классе есть дети с такими нарушениями, будет очень хорошо, если их будет сопровождать тьютор. Учителя часто опасаются присутствия на уроках постороннего человека, однако сохранение сил и здоровья, благодаря помощи тьютора, должны перевешивать всякие опасения. С тьютором есть смысл заранее обговорить, что и как вы и он будете делать на уроке, чтобы урок прошел без проблем и принес пользу всем детям. Конечно, нужно стараться, чтобы действия тьютора не отвлекали от урока самого ребенка и остальной класс. Если у ребенка расстройство аутистического спектра, он может, вследствие сенсорной перегрузки на уроке, начать демонстрировать нежелательное поведение: крик, плач, истерику, сбрасывание учебников с парты и т. п. Нужно заранее договориться с тьютором, чтобы он в таких случаях спокойно забирал ребенка и уводил в какую-то отдельную комнату, где ребенок мог бы успокоиться и, возможно, «довыполнять» материал урока индивидуально с тьютором. О наличии такой «комнаты отдыха» тоже стоит позаботиться заранее.

Помните, что нежелательное поведение ребенка происходит не потому, что он дурно воспитан или хочет сделать что-то вам назло. Это особенность его нарушения, и он сам ничего не может с этим поделать!

Важное значение имеет режим обучения и, вообще, распорядок дня. Непредсказуемость событий, изменения в повседневной рутине могут вызывать сильный стресс у «особенных» детей и серьезные поведенческие проблемы, поэтому таких изменений лучше избегать. Согласитесь, и нам, взрослым, неприятно, когда случаются неожиданности, и нам приходится менять свои планы. Составляйте визуальное расписание, которое будет представлять собой ряд картинок, выставленных на доску, и последовательно демонстрирующих расписание уроков, а может быть даже последовательность дел на каждом уроке (можно использовать картинки из Интернета или просто сфотографировать класс на разных уроках на телефон и распечатать эти фотографии). Придерживайтесь этого расписания. Если необходимо внести в расписание изменения, и при этом у вас в классе есть ребенок с РАС, то он должен узнать о предстоящих изменениях задолго до их начала и прежде, чем о них будет объявлено всему классу.

Постарайтесь добиться большей вовлеченности всех детей в деятельность на уроке. Для этого можно использовать следующие способы (подробнее можно узнать в книге Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» — М.: Оперант, 2015).

— Убедитесь, что поставленные вами учебные цели соответствуют уровню развития детей.

— Ходите по классу и предоставляйте обратную связь/подкрепление тем детям, которые выполняют ваши указания.

— Задавайте больше вопросов.

— Поддерживайте энергичный темп объяснений.

— Увязывайте материал с повседневной жизнью.

— Иллюстрируйте материал короткими историями.

— Иногда просите детей отвечать хором.

— Организуйте деятельность, которая вызывает любопытство.

— Вдохновляйте и увлекайте.

— Чаще напоминайте, какого поведения вы ждете от учеников.

— Иногда делите класс на пары: пусть ученики дают один ответ на двоих.

— Используйте похвалу значительно чаще, чем критику. Причем, похвала должна быть конкретной (должно быть ясно, кого и за что именно вы хвалите), незамедлительной (сразу же после желательного поведения), частой (не менее одного раза за урок для каждого ученика) и др.

При планировании учебной работы с детьми, важно опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать (нам, обычно, проще выявить и зафиксировать то, что они не в состоянии делать, однако для успешного обучения эта информация имеет мало практического значения и только сбивает с толку, а то и вгоняет в депрессию). Оценить сильные стороны и увлечения нетрудно, если расспросить самого ученика, его родителей, других учителей, а также непосредственно наблюдая ученика в классе.

Далее, у родителей можно спросить: «Исходя из того, что ваш ребенок в состоянии делать сейчас, чему бы вы хотели научить своего ребенка в первую очередь?» Аналогичный вопрос можно задать и себе: «Чему следует научить ребенка в первую очередь, если основываться на том, что он умеет сейчас, а также на том, какие навыки необходимы ему для успешного включения в работу всего класса?»

Наиболее важными для оценки можно считать следующие сферы: общение и общественное взаимодействие, поведение, академические навыки, самостоятельность и самообслуживание. Соответственно, в этих сферах и ставятся педагогические цели. Они могут звучать примерно так:

— цель из сферы развития академических навыков — «учащийся будет решать примеры на сложение натуральных чисел бегло и со стопроцентной точностью»;

— цель из сферы развития поведенческих навыков — «учащийся будет участвовать в групповых учебных занятиях, выполняя необходимые записи и верно отвечая по меньшей мере на два вопроса за урок»;

— цель из сферы общения — «ученик будет отвечать на простые вопросы о текущей деятельности с 80%-ной точностью»;

— цель из сферы самостоятельности — «ученик будет ежедневно самостоятельно выполнять всю последовательность действий для получения обеда».

Важно, чтобы цели были функциональными, то есть были значимы для ребенка и приемлемы для обучения в классе и школе; соответствовали уровню развития ребенка; их можно было бы наблюдать и измерять; они бы подразумевали какие-то критерии, позволяющие определить, достиг ли ученик цели; наконец, они должны быть сформулированы позитивно, то есть, что ученик должен научиться делать, а не что он должен не делать (научить можно только какому-то поведению, а не его отсутствию).

Конечно, тема особенных детей в массовом классе слишком велика и сложна для одной статьи. Позднее мы, вероятно, будем возвращаться к ней еще не раз. Пока лишь хотелось обратить внимание на наиболее важные моменты, которые помогут учителю сориентироваться и сделать первые шаги в верном направлении.

Желаю вам успехов!

  • Автор — Савченко Игорь Анатольевич
  • 01.10.2015
  • Все консультации автора

Неразвитость свойств

Здравствуйте, Руслан!
Все дело в том, что развитие свойств останавливаются в пубертате, и после человек уже не развивается, а реализует в обществе то, что развилось. Вы, наверное, замечали, что в детстве ребенок вбирает в себя все, что ему предлагает мир. Ему многое интересно. Он учится, всему, чему хочет. А чему не хочет, не учится и то, что он обошел стороной не развилось. Например, ребенка с кожным вектором приучают к дисциплине, он соблюдает распорядок дня, регулярно ходит в спортивную секцию, учится конкурировать, выигрывать и проигрывать. И когда все ребята гуляют, он идет на тренировку и упорно занимается. Так развиваются организаторские способности. Если кожного ребенка ни в чем в детстве не ограничивают или еще к тому же физически наказывают, то развитие может остановиться. www.yburlan.ru/biblioteka/kompleks-neudachnika
В таком случае сознательное стремление к удаче ничего не дает, человек бессознательно стремится к неудаче. Управляют нами бессознательные желания.
До какой степени свойства вектора развились, такие и желания ощущает человек. Кожнику, развитому до уровня спортсмена, не стать инженером, нет такого желания. А если нет желания, то и страданий по этому поводу человек не чувствует. А вот получать удовольствие и реализовать себя в спорте он способен и чувствует себя тогда вполне счастливым. Он не страдает от того, что не стал инженером или юристом, например.
Проблема возникает, когда человек не может реализовать то, что развито. На это есть причины. Мешать реализации могут детские травмы, ложные установки, лень и другие причины.
Не понятно, какие неразвитые и развитые свойства вы имели в виду, когда задавали свой вопрос. Приведите пример, и мы дадим более точный ответ на ваш вопрос.

Развитие слабовидящих детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *