Пролог эпилог

Пролог, экспозиция, завязка

Кто неправильно застегнул первую пуговицу,
уже не застегнется как следует.
Гете
НАЧАЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Пролог, экспозиция, завязка
Содержание.
1. Пролог
2. Экспозиция
Функции экспозиции
Развернутая и стремительная экспозиции
Элементы экспозиции
Прямая и косвенная экспозиции
Введение главного героя
3. Завязка
Триггер
4. Первый абзац
Начало произведения часто уподобляют небольшому камешку, который, покатившись с горы, увлекает за собой другие и приводит к камнепаду.
Успех произведения зависит от того, насколько ловко автор запустит начальный камень.
Об этом и пойдет речь в данной статье.
***
В классическом варианте выделяют следующие части художественного произведения:
— пролог
— экспозиция
— завязка
— развитие
— кульминация
— эпилог
Данный список и порядок не являются обязательными. Пролог и эпилог могут не присутствовать в повествовании, а экспозиция может расположиться в любом месте и не обязательно целой частью.
Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).
Классическая схема больше подходит для основательных, медленно развивающихся сюжетов. Облегченная схема используется там, где необходимо стремительное развитие сюжета.
***
Начало есть более чем половина всего.
Аристотель
ПРОЛОГ
— вступительная (начальная) часть литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.
В повествовательных жанрах (роман, повесть, рассказ и т.д.) пролог всегда имеет художественно-эстетическое значение, становясь своеобразной предысторией сюжета, а в литературной критике, публицистике и других документальных жанрах может восприниматься в качестве предисловия.
Пролог
От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время.
<…>
Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, курили в котельной и устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в этом самим себе. Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле: я хочу понять. Ведь никто же не хотел умирать, правда?
А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила смерть. Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.
Как молоды мы были. (Б.Васильев. Завтра была война)
Через пролог автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.
Еще пример пролога – фильм «Покровские ворота», помните?
Режиссер Михаил Казаков беззаботно едет по Москве 70-х. Подъезжает к старому полуразрушенному дому, в котором прошла его юность. Закадровый текст и сам факт того, что дом разрушают, настраивает зрителя на ностальгическую ноту.
Таким образом, ФУНКЦИЯ ПРОЛОГА – передать события, подготавливающие основное действие.
Однако пролог – это НЕ первый эпизод повествования, насильственно от нее отрезанный.
События пролога не должны дублировать события начального эпизода, но должны порождать интригу именно в сочетании с ним.
Ошибкой является создание интригующего пролога, который не связан с началом ни временем, ни местом, ни героями, ни идеей. Связь между прологом и началом повествования может быть явная, может быть скрытая, но она должна быть обязательно.
ПРОЛОГ НУЖЕН, ЕСЛИ:
1. Автор хочет начать повествование неторопливо, а потом сделать резкий переход к динамике и драматизму. В этом случае в пролог вставляется несколько фраз, намекающих на кульминацию, но, разумеется, не раскрывающую ее.
Пример – та же повесть Васильева «А завтра была война»
2. Автор хочет развернуто описать предваряющие события – кто в каком году что сделал и что из этого вышло. Такой вид пролога позволяет вести неторопливое последовательное повествование с развернутой подачей экспозиции.
В этом случае допускается максимальный временной разрыв между прологом и основным повествованием, который выполняет функцию паузы, а экспозиция становится минимальной и обслуживает только те события, которые дают толчок к действию, а не весь роман.
Пример – сказка Волкова «Желтый туман», в прологе которой автор воспроизводит непрерывную преемственность повествования — историю Волшебной страны и сон колдуньи Арахны длиной в пять тысячелетий.
3. Настроить читателя на определенную эмоциональную волну.
В этом случае в прологе возможны аллюзии и аллегории.
Пример – роман Андрея Белого «Петербург»
ПРОЛОГ
Ваши превосходительства, высокородия, благородия, граждане!
Что есть Русская Империя наша?
Русская Империя наша есть географическое единство, что значит: часть
известной планеты. И Русская Империя заключает: во-первых — великую, малую, белую и червонную Русь; во-вторых — грузинское, польское, казанское и астраханское царство; в-третьих, она заключает… Но — прочая, прочая, прочая.
(в данной фразе Белый пародирует полный официальный титул русского императора, включавший около 60 названий подвластных ему земель («Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь астраханский, Царь Польский, Царь Херсониса Таврического» и т. д.) и кончавшийся словами: «и прочая, и прочая,и прочая»)
<…> И о нем распространяться не будем.
Распространимся более о Петербурге: есть — Петербург, или
Санкт-Петербург, или Питер (что — то же). На основании тех же суждений
Невский Проспект есть петербургский Проспект.
Невский Проспект обладает разительным свойством: он состоит из
пространства для циркуляции публики; нумерованные дома ограничивают его; нумерация идет в порядке домов — и поиски нужного дома весьма облегчаются.
<…>
Если же вы продолжаете утверждать нелепейшую легенду – существование полуторамиллионного московского населения — то придется сознаться, что столицей будет Москва, ибо только в столицах бывает полуторамиллионное население; а в городах же губернских никакого полуторамиллионного населения нет, не бывало, не будет. И согласно нелепой легенде окажется, что столица не Петербург.
Если же Петербург не столица, то — нет Петербурга. Это только кажется, что он существует
(Утверждая мотив «нереальности» Петербурга, Белый следует поэтической традиции изображения города в произведениях Гоголя (см. финал повести «Невский проспект») и Достоевского («Подросток», ч. I, гл. 8, I).
Как видим, уже в прологе автор задает тон произведения.
«Тема «Петербурга» Андрея Белого выросла из двухсотлетней мифологии Петербурга, начало создания которой относится ко времени закладки города. В самой острой форме «Петербург» Белого противостоит «Медному всаднику» Пушкина и одновременно как бы продолжает и развивает его идеи<…> Петербург в «Петербурге» Белого — не между Востоком и Западом, а Восток и Запад одновременно, т. е. весь мир» (с) Д. Лихачев
***
Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
Козьма Прутков
ЭКСПОЗИЦИЯ
— изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей развертывание фабульного действия.
ФУНКЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ:
— определить место и время описываемых событий,
— представить действующих лиц,
— показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.
Дидро писал: «Первый акт драмы, быть может, самая трудная ее часть: он должен открывать действие, развиваться, иногда излагать и всегда связывать».
Посмотрим на примере – как это «излагать» и «связывать»?
Сценарий к\ф «Служебный роман». Закадровый текст идет от имени главного героя – товарища Новосельцева Анатолия Ефремовича.
«Как всем известно, труд облагораживает человека.
И поэтому люди с удовольствием ходят на работу.
Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает.
Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем» (с) – место и время действия + самопрезентация героя=представление действующих лиц.
«Людмила Прокофьевна Калугина, директор нашего статистического учреждения.
Она знает дело, которым руководит. Такое тоже бывает.
Людмила Прокофьевна приходит на службу раньше всех, а уходит позже всех, из чего понятно, что она, увы, не замужем.
Мы называем ее «наша мымра».
Конечно, за глаза» (с) – представление действующих лиц, намек на конфликт.
«Каждое утро по дороге на службу я избавляюсь от своих шалопаев.
— Вот тебе 40 копеек, купишь два пакета молока. И не забудь!
— Ладно!
— И позавтракать не забудь, слышишь!»(с) – самопрезентация героя=представление действующих лиц
«Зовут меня Анатолием Ефремовичем, фамилия моя Новосельцев.
Я живу только на зарплату, то есть от получки до получки.
Одним словом, выкручиваюсь…
Одним словом, верчусь» (с)- самопрезентация героя=представление действующих лиц + намек на конфликт.
А это Ольга Петровна Рыжова…
Оля.
Оля — мой самый верный друг.
Мы подружились давно, еще в институте.
Больше всего я люблю в ней то, что она оптимистка — что бы ни стряслось!
А земной шар, как известно, вертят именно оптимисты» (с) – представление действующих лиц
Ну и т.д.
Как видим авторы кратко и емко поставили зрителя в известность, кто кем является и что можно ожидать от каждого из героев.
Равновесие и точность в определении персонажей и обстоятельств – вот в чем должно быть достоинство экспозиции.
ОБЪЕМ ЭКСПОЗИЦИИ
По классической схеме на экспозицию и завязку отводится около 20% общего объема произведения. Но на самом деле объем экспозиции целиком зависит от авторского замысла. Для произведений со стремительным сюжетом достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, для произведений с затянутым сюжетом вступление обычно делают побольше.
Пример развернутой экспозиции – пьеса Островского «Гроза»
Действие развивается медленно и тягуче, вступление зрителя в мир «темного царства» занимает весь 1-й акт и начало 2-го. Зритель имеет возможность внимательно рассмотреть окрестности захолустного купеческого городка Калинова, не торопясь ознакомиться с бытом и нравами его обитателей.
В данном случае задача драматурга — создать детальную картину, не вызывающую у зрителя никаких сомнений в достоверности происходящего на сцене.
Пример стремительной экспозиции – рассказ Конан Дойла «Союз рыжих».
«Это было осенью прошлого года. У Шерлока Холмса сидел какой-то пожилой джентльмен, очень полный, огненно-рыжий. Я хотел было войти, но увидел, что оба они увлечены разговором, и поспешил удалиться. Однако Холмс втащил меня в комнату и закрыл за мной дверь.
— Вы пришли как нельзя более кстати, мой дорогой Уотсон, — приветливо проговорил он» (с)
И далее идет уже завязка сюжета.
Кроме вкусов автора, объем экспозиции диктует и мода, как это ни прискорбно. Требование современных редакторов — экспозиция должна начинаться с динамичной и захватывающей сцены, в которой задействован основной персонаж.
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКСПОЗИЦИИ
Начало чего-либо издавна призвано соблазнять.
Эрнст Симон Блох
Содержание экспозиции напрямую связано с ее функциями (см.)
В том или ином виде должны присутствовать описания и характеристики места и времени.
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**» (Пушкин. Метель)
Читателю должны быть представлены основные действующие лица – причем с тем подробностями, которые впоследствии будут использованы в конфликте…
«Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.
Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне». (Пушкин. Метель)
… а также предпосылки конфликта
«Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.
Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялися друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны». (Пушкин. Метель)
Все элементы экспозиции – это «ружья», развешанные на стенах, которые должны выстрелить в нужный для автора момент.
ВИДЫ ЭКСПОЗИЦИИ
Способы экспонирования многообразны. Однако, в конечном счете, все они могут быть подразделены на два основных, принципиально различных вида — прямую и косвенную экспозицию.
В случае ПРЯМОЙ ЭКСПОЗИЦИИ введение читателя в курс дела происходит, что называется, в лоб и с полной откровенностью.
П е р в ы й ю н о ш а. А правда ли, что, полюбив, человек распрямляется, как цветок на свету?
Д е в у ш к а (задумчиво). И так бывает…
В т о р о й ю н о ш а (берет ее руку, смотрит на нее). А разве не может случиться, что сила моей любви переменит тебя неузнаваемо, и ты станешь такой прекрасной, что даже я сам не узнаю тебя?
Д е в у ш к а. Кто знает…
Х о р. Вот какая история случилась на реке Ангаре, недалеко от города Иркутска. В середине двадцатого века в тех местах строили мощную гидростанцию…
— И встретились там три человека.
— История, о которой пойдет речь, это…
В а л я. История моей жизни.
С е р г е й. И моей…
В и к т о р (грубовато). Моей тоже.
В а л я. Меня зовут Валя.
В и к т о р. Меня — Виктор.
С е р г е й (задумчиво). А меня звали Сергеем.
Л а р и с а (кладет руки на Валины плечи). Я дружу с ней, но рассказ этот не обо мне. Меня зовут Лариса… Очень жаль, но я пройду стороной.
С е р д ю к. Сердюк — моя фамилия. Мне уже за пятьдесят, вот что плохо. (Подумав.) В этой истории замешаны еще некоторые, но о них вы узнаете после.
Х о р. Вот конец этой истории. Весенний дождь. Вечереет. На деревянном мостике возле самой Ангары стоит Валя и думает, как ей жить дальше. (Арбузов. Иркутская история)
Яркий пример прямой экспозиции – монолог главного героя, с которого начинается произведение.
Я не люблю принимать приглашения задолго. Как поручиться, что в такой-то день через три недели или через месяц захочешь обедать у таких-то? Возможно, тем временем подвернется случай провести этот вечер приятнее, а когда приглашают так задолго, явно соберется многочисленное и церемонное общество. Ну, а как быть? День назначен давным-давно, званые гости вполне могли заранее освободить его, и нужен очень веский предлог для отказа, иначе оскорбишь хозяев неучтивостью. Принимаешь приглашение, и целый месяц это обязательство тяготит тебя и омрачает настроение. Оно нарушает дорогие твоему сердцу планы. Оно вносит беспорядок в твою жизнь. По сути, есть только один выход — увильнуть в самую последнюю минуту. Но на это у меня то ли не хватает мужества, то ли совесть не позволяет. (Моэм. Чувство приличия)
Еще одна специфическая форма прямой экспозиции — саморекомендация героев зрителю – как то, что сделал Новосельцев Анатолий Ефремович. Обычно такой прием используется для усиления лирического начала.
КОСВЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
формируется постепенно, слагаясь из множества накапливающихся сведений. Зритель получает их в завуалированном виде, они даются как бы случайно, непреднамеренно.
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды». (Булгаков. Мастер и Маргарита)
Какую экспозицию выбрать – решение автора, и оно зависит от конкретных идейно-эстетических задач и стилистических особенностей произведения.
Одна из задач экспозиции – подготовка появления главного героя (или героев).
В подавляющем большинстве случаев в первом эпизоде главного героя нет, и связано это вот с какими соображениями.
Дело в том, что с появлением ГГ напряженность повествования усиливается, оно становится более насыщенным, стремительным. Возможности для сколько-нибудь детального пояснения если не исчезают, то, во всяком случае, резко убывают. Именно это и вынуждает автора повременить с вводом главного героя.
Роман «Отцы и дети» начинается сценой, в которой Николай Петрович Кирсанов, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, только что окончившего университет. Первым делом в экспозицию Тургенев водит информацию не о главном герое – Базарове, а о Кирсанове, второстепенном персе.
Роман «Война и мир» начинается описанием салона Шерер. Не Пьера и не Болконского показывает нам Толстой, а второстепенных персонажей типа князя Василия.
Список можно продолжить. Объединяет эти произведения одинаковое стремление авторов – подготовить почву для появления героя.
Герой должен однозначно приковать к себе внимание читателя. И здесь самый надежный способ – ввести героя тогда, когда читатель успел уже заинтересоваться им по рассказам других персонажей и теперь жаждет узнать ближе.
Итак, экспозиция обрисовывает — только в общих чертах! — главного героя, намекает хороший он или плохой. Ни в коем случае автор не должен раскрывать его образ до конца.
Во-первых, много рассказывать о герое в самом начале – занудно и длинно. Читатель потонет в многостраничных описаниях совершенно пока неинтересного и неизвестного человека.
Во-вторых, нельзя терять главного козыря в общем сюжетном построении – постепенное развитие характера героя. Если персонаж полностью ясен, то его действия несложно будет предугадать. Предсказуемость сюжета – большой минус для произведения.
***
То, с чего начинают, должно иметь возможность расти.
Эрнст Симон Блох
Экспозиция действенно готовит завязку, завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и более или менее ощутимо развитые в экспозиции.
Экспозиция и завязка представляют собой неразрывно слитые элементы единого начального этапа произведения, образуют исток драматического действия.
ЗАВЯЗКА
— момент, с которого начинается движение сюжета.
В западном литературоведении есть понятие «триггер»= пусковой элемент романа. Он обозначает начало действия.
В большинстве случаев он срабатывает в конце экспозиции и после его включения течение прежней жизни героев делается невозможным.
Например, в «Детях капитана Гранта» триггером служит то, что в брюхе пойманной акулы герои романа находят бутылку, в которой запечатаны корабельные дневники капитана Гранта. Необходимость поиска и возможного спасения пропавшей экспедиции заставляют героев действовать, они отправляются в путь.
В «Ревизоре» триггер — это рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об инкогнито из столицы.
Различают действующий триггер и закадровый (триггер).
Закадровый как бы невидим читателю, но безусловно оказывает воздействие на героев. Например, в «Гамлете» триггер – это убийство отца Гамлета, которое было «за кадром», но определило весь ход событий и судьбы героев трагедии.
Другими словами, завязка – это важное событие, где перед героем ставится определенная задача, которую он должен\вынужден выполнить.
Что это будет за событие — зависит от жанра произведения. Это может быть обнаружение трупа, похищение героя, сообщение о том, что Земля вот-вот налетит на небесную ось и т.д.
В завязке автор преподносит ключевую идею, начинает развивать интригу.
Чаще всего завязка бывает банальна. Придумать что-то оригинальное очень и очень сложно — все сюжеты уже придумали до нас. В каждом жанре есть свои штампы и избитые приемы. Задача автора состоит не столько в том, чтобы, что называется, выпендриться в изобретении завязки, сколько в том, чтобы из стандартной ситуации сделать оригинальную интригу.
Завязок может быть несколько – столько, сколько автор настроил фабульных линий. Эти завязки могут быть разбросаны по всему тексту, но все они обязательно должны иметь развитие, а не повисать в воздухе.
ЗАКОН — все представленные завязки должны иметь продолжение и оканчиваться развязкой.
Например,
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше..
И что же дальше?
А дальше идет развитие действия, но об этом будет отдельный разговор.
***
ПЕРВЫЙ АБЗАЦ
Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце,
во втором – сдавить покрепче и держать его у стенки
до последней строки.
Пол О Нил. Американский писатель
Первый абзац, именуемый обычно журналистами «лидом» («развернутый подзаголовок» – от того же английского корня, что и «лидер») – самый важный абзац во всей статье. Он может возбудить в людях желание дочитать до конца, а может оттолкнуть, и тогда они поищут что-нибудь интереснее. Они не замедлят это сделать: газеты ведь обычно проглатывают очень быстро – у людей мало времени на чтение, и читают они при обстоятельствах, не располагающих к покою и созерцательности, – в автобусах, в метро, за завтраком, в офисе, на улице и так далее. Велика вероятность того, что если первые фразы не завладеют их временем, они вовсе не станут читать дальше.
О роли первого абзаца в газетной статье читайте Рэндалл Д. Универсальный журналист http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Rendall/10.php
Художественные произведения отличаются от публицистических, однако роль первого абзаца сохраняется.
«Первый абзац, который иногда называют вступлением, должен быть выстрелом в десятку. Он должен давать ясное представление о теме и настроении всей книги, в которой ты решил описать свою обдуманную и рассчитанную историю. Если ты придумаешь красивую стилистически фразу, будет еще лучше.
«Ребекка» Дафны дю Морье, например, начинается плавной естественной фразой:
«Той ночью мне снилось, что я снова была в Мендерли».
Это начало так гармонично соответствует книге, что трудно поверить, что еще бы чуть-чуть, и автор выбрала другое начало. В ее колебании, однако, есть определенное утешение для нас — если знаменитую первую строчку писательница придумала позже, значит, и мы не обязаны сразу доводить первое предложение до совершенства. У нас будет еще много времени, чтобы добиться нужного эффекта.
<…>
Вот пример начала нескольких повестей, новых и старых, которые попали мне в руки. Сначала Жорж Сименон, и Les Fantomes du chapelier, повесть, впервые опубликованная в 1949 году, выдержанная в незабываемом настроении:
«Было третье декабря, и по-прежнему лил дождь. Черная тройка, с немного оттопыренным животиком, выделялась на белизне календаря, прикрепленного к кассе, напротив перегородки из темного дуба, отделявшей витрину от самого магазина. Ровно двадцать дней назад, потому что случилось это 13 ноября — очередная пузатенькая тройка на календаре, — у церкви Спасителя, в нескольких шагах от канала, была убита первая старушка».
Как известно, Сименон был бельгийцем, который писал по-французски. Он всегда старался использовать обычный язык. Обрати внимание, какой простотой и красотой одновременно отличается язык этого фрагмента, какая в нем сила. Здесь нет надуманных фраз, которые только отвлекают внимание читателя, а лишь выдержанный в темных цветах, выразительный образ обычного предмета, после которого наступает шокирующее сообщение о многократном убийстве. Этими тремя предложениями Сименон передал беспокойное настроение всей повести». (Лесли Грант-Адамсон)
Далее читайте
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213092602051
рецензии
Рецензии
Написать рецензию
Ух! ( довольно потираю ручки) — вот по такому я соскучилась!
спасибо, говорю!
Элоиз Хьюм 26.09.2013 22:56
да, да, Элоиз, оставайся с нами — грядет Пятая школа
Конкурс Копирайта -К2 26.09.2013 23:14
Многое распределилось по полочкам. Я поняла так — нашло вдохновение, назрела потребность высказаться, сделал это. Потом взял свой опус в руки и, если необходимо, отредактировал по правилам литературной науки.
Александра Стрижёва 27.09.2013 11:41
Отточим нафиг вдохновение формой!
Юрий Камалетдинов 27.09.2013 12:35
А вот, кстати, задумалась я. Что же важнее? вдохновение или форма?(улыбаюсь)
Элоиз Хьюм 27.09.2013 17:50
Рискну предположить, что «огонь» без «сосуда» быстро погаснет под водой и ветром. А «сосуд» без «огня» — смысла не имеет.
Удав Юзик 27.09.2013 19:09
Что же это за огонь, который в сосуде? табуретовка?
Юрий Камалетдинов 27.09.2013 19:29

>Разница между прологом и эпилогом

Главное отличие — Пролог против Эпилога

Пролог и эпилог — это два отдельных раздела литературного произведения, такого как роман или драма. Они могут быть в форме короткой речи, стихотворения, повествования, элегии и т. Д. Это техника, используемая авторами для придания дополнительной детализации истории. Важно отметить, что не все книги содержат как пролог, так и эпилог; книги часто содержат одну или другую. главное отличие между прологом и эпилогом заключается в том, что пролог находится в начале истории в то время как эпилог находится в конце истории; Пролог предшествует истории, а эпилог идет после истории. Исходя из этого основного различия, между этими двумя разделами также можно отметить некоторые другие различия.

Что такое пролог

Пролог можно определить как отдельный вводный раздел литературного произведения. Он задает тон, устанавливает настройки и предоставляет подробности фона. Он, естественно, короче, чем фактическая глава, и может иметь длину только одну или две страницы. Часто это обеспечивает некоторую предысторию о событиях до романа. Пролог может представить персонажей истории и пролить свет на их роли. Ниже приведен классический пример пролога, взятый из произведения Шекспира. Ромео и Джульетта. Обратите внимание, как автор использует пролог для предоставления дополнительных сведений и установки параметров. Это также служит введением в игру.

«Два домохозяйства, оба одинаково достойно,

В прекрасной Вероне, где мы лежали,

От прорыва древней обиды до нового мятежа,

Где гражданская кровь делает гражданские руки нечистыми…

Что такое эпилог

Эпилог — это противоположность прологу. Он расположен в конце литературного произведения и служит завершением истории. Он предоставляет информацию о судьбах героев рассказа. Пролог может быть установлен далеко в будущем или через несколько дней. Иногда эпилог может быть использован, чтобы охватить незаметные концы истории; это может описать то, что случилось с проблемами, которые не были решены в самой истории. Это может также использоваться, чтобы дать некоторые подсказки о продолжении книги.

Иногда автор может использовать другую точку зрения или тон в эпилоге. Это может помочь отделить эпилог от остальной части истории.

Ниже приводится эпилог Шекспировских ромео и Джульетты.

«Мрачный мир этим утром приносит с собой;

Солнце от горя не покажет голову.

Иди отсюда, чтобы побольше поговорить об этих печальных вещах,

Некоторые будут помилованы, а некоторые наказаны,

Ибо никогда не было истории о большем горе

Чем это Джульетты и ее Ромео.

Разница между прологом и эпилогом

Определение

пролог это отдельный вводный раздел литературного произведения.

эпилог это короткий раздел в конце книги.

Позиция

пролог предшествует истории.

эпилог приходит после истории.

Введение против заключения

пролог служит введением.

эпилог служит выводом.

функция

пролог может вводить символы, устанавливать настройки и предоставлять дополнительные сведения.

эпилог может предоставить подробную информацию о судьбе персонажей и связать свободные концы, нерешенные в истории.

Что такое пролог и эпилог? Где это применяется?

Значения слов «пролог» и «эпилог» необходимо понимать, готовясь к ЕГЭ по русской и зарубежной литературе. К сожалению, школьникам не всегда удается получить необходимые знания на уроках или из учебника.

Мы постараемся объяснить содержание этих понятий в максимально простой и доступной форме.

Что означают слова «пролог» и «эпилог»?
Что такое пролог в литературе?
Зачем нужен эпилог в литературе?
Для чего применяется пролог в музыке?
Примеры использования эпилога в музыке

Что означают слова «пролог» и «эпилог»?

Пролог – это слово, заимствованное из греческого языка, где «prologos» обозначает «вступление». Так называется вводная часть литературного или музыкального произведения, в том числе театральной пьесы или музыкально-сценической постановки.

В прологе могут излагаться события, предшествующие основной сюжетной линии произведения, излагается художественное кредо писателя, мотивация написания им данного произведения и т.д. Музыкальный пролог предваряет основную часть пьесы и служит вступлением, предназначенным вызвать интерес слушателей.

Эпилог – слово, также заимствованное из греческого. «Еpilogos» означает «послесловие». Это завершающая часть произведения, которая отделена от основного текста и представляет собой краткое описание дальнейшей судьбы действующих лиц.

Литературоведы различают эпилог и собственно послесловие, которое может содержать отвлеченные рассуждения и обобщения автора, тогда как в эпилоге всего лишь окончательно завершаются сюжетные линии произведения.

Что такое пролог в литературе?

В структуре литературного произведения пролог занимает важное место, поскольку подготавливает читателя к восприятию основного содержания книги.

Пролог, в отличие от предисловия, пишется всегда самим автором, и его содержание может быть любым – от рассуждений на отвлеченные темы и исторических экскурсов до изложения предыстории событий, которые описаны в его произведении либо причин, по которым книга появилась на свет.

Пролог присутствовал еще в античных трагедиях и служил для пояснения фабулы произведения: излагал суть мифа или легенды, легшей в его основу. Литература девятнадцатого столетия значительно расширила функции пролога, а в дальнейшем развила его многочисленные формы. Это и мотивация содержания книги, и побудительные мотивы автора для ее написания, и историческая канва, на которой развивается сюжет.

В современных произведениях пролог нередко представляет собой отрывок, на первый взгляд, не связанный с основным действием и дающий предпосылки к возникновению завязки сюжета, либо вовсе играет концептуальную роль, излагая этические либо философские проблемы, легшие в основу сюжетной линии.

Кроме того, роль пролога сегодня заключается и в том, чтобы возбудить интерес читателя, заставив его приобрести книгу.

Зачем нужен эпилог в литературе?

Первоначально эпилог был заключительной частью древнегреческой трагедии. Он представлял собой монолог одного из героев, который объяснял зрителям суть произошедших событий и просил публику быть снисходительной к актерам и к поступкам действующих лиц.

С развитием жанров художественной литературы, в частности, романа, появилась необходимость в изложении краткого пересказа судьбы героев по окончании драматических событий, описанных в романе, жизни их потомков и второстепенных участников драмы.

Эпилог подводит точку под историей, рассказанной автором и удовлетворяет интерес читателей, у которых перипетии сюжета и судеб героев вызывают искренний эмоциональный отклик.

Эпилог не является обязательной частью любого произведения. От послесловия он отличается тем, что пишется обязательно автором книги и содержит только краткое изложение событий, без философских обобщений, морализаторства и прочих отвлеченных рассуждений.

Для чего применяется пролог в музыке?

Пролог в музыкальном произведении служит вступительной частью, подготавливающей слушателей и зрителей (если это опера, балет или оперетта) к восприятию основной части произведения.

Музыкальный пролог может исполняться солистом, оркестром или хором. Иногда с течением времени он может приобрести значение отдельного произведения и исполняться самостоятельно.

Примеры использования эпилога в музыке

Эпилог, или раздел, завершающий музыкальное произведение, характерен в основном для музыкально-сценических жанров – оперы, оперетты или балета.

Характерным примером является эпилог оперы «Иван Сусанин» М.Глинки, который представляет собой массовую сцену оплакивания гибели Сусанина, которое затем переходит в мощный величественный хор – знаменитое «Славься».

Пролог эпилог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *