Проблема современных отцов конференция

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Тарасенко Д.Н. 1 Лекаца А.Н. 1 1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» 349 KB 1. Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М.: 2001. – 295 с. 2. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко.–М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 536 с.

Тема проблемы «отцов и детей» актуальна и по сей день. Во многих семьях всего мира встречается данная проблема. Однако в разные периоды развития человеческой истории она проявлялась с различной степенью остроты. Например, во время существования традиционного и индустриального типов общества, молодые люди, как правило, не могли беспрепятственно выражать свои мысли и поступать в какой-либо ситуации, как считают нужным. При переходе в постиндустриальное общество меняются и внутрисемейные отношения. В настоящее время конфликты между двумя поколениями случаются намного чаще.

Такая проблема возникает, потому что все поколения живут в свое время и у каждого есть своя система принципов и ценностей, очень важная для него, и эту систему каждое поколение готово отстаивать. Взгляды на жизнь старшего поколения когда-то считались основой человеческого бытия. Достаточно часто дети, перенимая жизненный опыт своей семьи, в то же время стремятся освободиться от давления взрослых, отринуть все, что было до них, думая, что свою жизнь они устроят по-другому.

Советский и российский социолог В.Т. Лисовский в своей статье «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях» описывает проведенные им социологические исследования на примере советского и российского общества, рассматривая проблему диалога отношений между «отцами» и «детьми». По данным его исследований 80% общества считают, что данная тема актуальна и должна быть рассмотрена. Также в статье описана причина конфликта: «Суть проблемы — в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом.». По мнению В. Т. Лисовского, решение проблемы лежит в воспитании и нравственности молодого поколения. В вопросах воспитания основное внимание должно уделяться, в первую очередь, формированию самостоятельности, способности осознанно принимать решения и отвечать за них, развитию стремления к познанию мира и самопознанию. Особого внимания заслуживают вопросы нравственного просвещения, решение которых должно способствовать преодолению широко распространившегося невежества в молодежной среде, а, следовательно, повышению уровня культуры всего общества и страны. К сожалению, в настоящее время у нового поколения совершенно иные представления о ценностях жизни, а поэтому решение должно занимать и социальную сферу. К примеру, вступающее во взрослую жизнь молодое поколение, неизбежно сталкивается с современными проблемами общества, такими как, коррупция, социальная справедливостъ, упадок культурно-нравственного развития.

Но помимо так называемого «разрыва эпох» существует еще несколько причин проблемы «отцов» и «детей», и они стоят скорее на психологическом уровне. Данные причины будут существовать во все времена вне зависимости от смены исторических эпох, развития социальных сфер и общества. Эти причины- «раннее взросление» молодых людей и конфликт интересов между детьми и родителями. Молодые люди считают себя достаточно взрослыми, чтобы решать какие-либо проблемы самостоятельно, но для родителей их дети будут всегда оставаться маленькими неопытными детьми, которых как прежде нужно защищать от дурного влияния, существующего в обществе. Для естественной защиты присущей родителям, они проводят различного рода беседы, которые нередко преподносятся как наставлений, и дети обычно отвергают данное решение конфликта, так как они считают, что уже достаточно взрослые. Молодые люди желают сами решать проблемы самостоятельно и нести за них ответственность. Конечно, они могут принять неверное решение, но необходимо понимать, что во многом благодаря ошибкам молодые люди приобретают жизненный опыт. Поэтому решение проблемы на психологическом уровне должно исходить от обоих поколений. По-моему мнению, родители должны изменить форму беседы и своё отношение к своему ребенку, показать, что они не намерены преграждать ему путь в его делах, а наоборот готовы поддержать, помочь в чем-либо. А со стороны ребенка должно прийти понимание того, что родители в первую очередь заботятся о его благополучии, а не так уж и нарушают его личное пространство.

Как писал французский писатель и член Французской Академии А. Моруа: «Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным».

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема «отцов» и «детей» всегда рождала не только массу споров и противоречий, но и множество способов ее решения. Тема внутрисемейных отношений была, остается и будет актуальной во все времена.

Библиографическая ссылка

Тарасенко Д.Н., Лекаца А.Н. ПРОБЛЕМА «ОТЦОВ» И «ДЕТЕЙ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 962-963;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9540 (дата обращения: 20.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

В чем суть проблемы отцов и детей?

Проблема отцов и детей — это не только отношения между взрослыми родителями и их детьми-подростками. Мне почти 40, но проблема с мамой имеет место быть. Но тут, мы поменялись ролями, я стала взрослой, мудрой теткой, способной принимать самостоятельные решения, жить в угоду своим мечтам и желаниям, не оглядываясь на мамино мнение. Мне проще в современном мире, я лучше понимаю его законы. А у мамы произошел разрыв шаблона — она не понимает, почему потеряла контроль надо мной, почему в этой жизни я добилась большего, чем она. Почему она перестала быть авторитетом, она не может давать советы, ведь я делаю все по-своему и доказываю, что у меня все получается лучше, чем у нее.

В итоге, мама не справилась, начала завидовать, обижаться и унижать меня. Мои достоинства она обращала в недостатки, стала меня травить, поливать ядом, хамить. Я как-то пыталась сгладить углы, но когда поняла, что каждый мой разговор с мамой заканчивается слезами и испорченным на несколько дней настроением, я заставила себя перестать с ней общаться. Зачем мне лишний негатив? Если хочет, пусть первая звонит, приходит, я прощу, но сама на контакт не пойду, так как знаю, что меня опять обольют грязью и я опять буду оправдываться (чувствовать себя виноватой за собственное счастье) и реветь.

На вопрос так и не ответила: суть проблемы отцов и детей в том, что кто-то всегда сильнее. Сначала сильнее родители, потом — выросшие дети. В первом случае родители упиваются своей властью и считают свое мнение единственно верным, во втором — не понимают, что произошло, почему дети выросли и стали мудрее?

Конференция отцов материал по теме

Конференция отцов.

«Один отец значит больше, чем сто учителей»

Подготовка к конференции.

  1. Написать плакаты:

«Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» Дж. Родари

«Учи жену без детей, а детей без людей» Русская пословица

«Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно» Вильгельм Буш

«Легче отцу иметь детей, чем детям – отца» Папа Иоан 23

  1. Оформить приглашение отцам (Один отец значит больше, чем сто учителей)
  2. Провести анкетирование отцов.
  3. Оформить выставку рисунков «Мой папа».
  4. Провести сочинение о папе.

Ход собрания.

(песня «Папа может все»)

«Один отец значит больше, чем сто учителей» — гласит пословица. Учитывая огромную роль отцов в воспитании детей, мы решили провести собрание, на которое вынесли вечные вопросы отцов и детей, и конечно же поздравить Вас с наступающим праздником.

В прекрасном имени Мужчина

Сложились мужество и стать,

Уменье думать и мечтать,

Быть вдохновенным без причины.

Уметь любить, уметь дарить.

Желаем вам здоровья и удачи.

Пусть рядом будут радость и мечта.

И пусть из всех мужских моральных качеств

Сильнейшим остается доброта.

Но наше собрание не возможно без знакомства. Перед вами сегодня выступит психолого-социально-логопедическая служба: социальный педагог Андрюхина А.А, педагог-психолог Будник И.Б., педагоги-логопеды Скубриева С.В., Михайлова А.Т.

Семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении!

Проведя анкетирование учащихся, выяснилось, что воспитанием ребенка зачастую занимается мать, (она ходит на собрания, берет больничный лист, проводит с детьми больше времени), а папа занят работой и материальным благополучием семьи. Не надо забывать и о других функциях семьи:

  • Функция любви — между родителями и ребенком должна быть любовь, она предполагает принятие ребенка таким, какой он есть, принятие всех его интересов.
  • Репродуктивная функция – появление ребенка приносит радость в семью, преобразуя чуть ли не каждый день в праздник: Улыбнулся! Заговорил! Научился ходить! Нарисовал! Прочитал! Пошел в школу!… Дети всегда поселяют гордость в душе отца и матери.
  • Хозяйственная функция – семья ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, обеспечивает себя материальными средствами жизни. В семье с низким материальным достатком, как правило, родители находятся весь день на роботе, ребенок предоставлен самому себе, часто такие дети имеют трудности в учебе или вообще не учатся, т.к. озабочены получением материальных благ. Через, чур, большое внимание семьи на финансовое обеспечение порождает культ денег. Ребенок может быть жадным, иметь своеобразный комплекс неполноценности из-за того, что у него нет благ, которые есть у его сверстников. Такая семья мало времени проводит вместе, им не хватает общения друг с другом, возникают конфликты на почве материальных затруднений.
  • Функция общения – первый опыт общения, навыки речи ребенок получает именно в семье. Семейное общение самое эмоциональное, самое доверительное общение.
  • Функция досуга и отдыха — Нигде ребенок не может, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу. Для школьника семья является организатором его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, к здоровому образу жизни, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяйственному труду. Семья дает человеку чувство защищенности от жизненных неурядиц. А если семья не является центром отдыха для ребенка, если он приходит домой после школы, а его начинают ругать за плохие отметки, тогда приходится сталкиваться с высокой утомляемостью ребенка, с его рассеянностью, не внимательностью. Они начинают «расслабляться» на улице, в компании, состоящих из таких же детей.
  • Воспитательная функция – в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитательная функция имеет три аспекта. Протекает формирование личности ребенка, развитие его способностей, интересов, освоение накопленного опыта, выработка мировоззрения, физическое совершенствование.

Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему.

Действительно, в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.

Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, «рыцарство» способен сформировать у мальчика именно отец, своим примером, поступком.

Например: «Сын, ведь мы с тобой мужчины», — тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик по примеру отца моментально встает с сиденья.

Велика роль отца к подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашнюю заботу, сделать семейную жизнь более интересней, счастливей – все это переходит на детей. Мальчиков он учит быть настоящими мужчинами и в последствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования, а сейчас я предлагаю посмотреть номер в исполнении подрастающих мужчин. (УШУ)

В результате анкетирования отцов, на вопрос: сколько времени вы проводите со своим ребенком и чем занимаетесь в свободное время? Большинство отцов ответили, что уделяют ребенку мало времени, основными занятиями являются:

Играем в шашки, шахматы, морской бой, собираем пазлы – 26 чел. – 36%

Гуляем – 19 чел. – 26%

Играем на компьютере – 7 чел. – 10%

Занимаемся спортом – 7 чел. – 10%

Делаем уроки – 7 чел. – 10%

Общаемся – 7 чел. – 10%

Смотрим фильмы – 7 чел. – 10%

Рисуем – 6 чел. – 8%

Читаем – 6 чел. – 8%

Почти все отцы считают, себя авторитетом перед детьми.

Очень часто дети просят поиграть пап с ними, рассказать о чем-либо, но не всегда это получается, вы стараетесь объяснить причину вашего невнимания, уделяете время ребенку, отправляете к маме или просто отмалчиваетесь. Но, не смотря на это, почти все папы ответили, что у всех есть общие интересы и занятия с ребенком, дети вас слушаются, добиваетесь вы этого объяснениями, убеждениями, а некоторые и наказанием. Но встречаются и такие семьи, где контакта между отцом и ребенком нет.

Поэтому главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку, то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим.

На всех жизненных поворотах ребенка поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Пока воспитание детей протекает, по видимости спокойно Вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые, бывают, обнаруживаются в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен – отцу все интересно в его жизни, а не только оценки и поведение, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечения детей, будь то марки, выпиливание, рисование и т.д. И этот процесс протекает крайне болезненно в семьях, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: «папа меня не понимает». А таких примеров в жизни немало. Это происходит по разным причинам, одну из них вы сейчас услышите в стихотворении Иванова «Почему».

Сын пришел к отцу с вопросом:

— Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется пшено?

Почему сосед – новатор?

Что такое экскаватор?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

  • Да отстань же ты,

Отстань же

С почемуканьем своим!

  • Папа! – сын вернулся вскоре. –

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в Донское море

Могут, думаешь, киты?

Почему с усами жито?

Папа, что такое «грань»?

Поглядел отец сердито:

— После! Некогда! Отстань!

Исследования показывают, что время общения родителей со своими детьми, сократилось до 3-4 часов в неделю. Совместный воскресный отдых практикует не более чем в 1/3 семей, имеющих детей. Все это ведет к нарушению детьми режима дня, крайне неблагоприятно сказывается на здоровье детей и в конечном итоге выливается в безнадзорность. Ведь за последние 5 лет ухудшилось и здоровье детей. Одной из причин ухудшения здоровья является алкоголизм родителей и пивной алкоголизм учащихся. За последние 7 лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов в 17,5 раза. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из обеспеченных. Распространение наркомании приводит к росту ВИЧ инфицированных.

Сегодня многие родители, чтобы обеспечить свою семью, вынуждены работать на 2 – 3 работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания своих детей. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. В России появились дети, не умеющие читать и писать.

Во многом от Вас дорогие родители – папы зависит, каким станет ваш ребенок. Ведь известно, что дорогу осилит идущий. Возвращаясь к анкетированию отцов, приятно отметить, на вопрос курите ли вы в комнате где находится ваш ребенок — 29% опрошенных пап отметили, что они вообще не курят, остальные не курят в комнате, где находится ребенок и уделяют большое внимание состоянию здоровья своего ребенка.

Папа заботиться о здоровье ребенка, но не думает о своем, часто курит. Хочется еще раз папам напомнить:

  • курение оказывает неблагоприятное влияние на органы дыхания,
  • грозным осложнением курения является рак,
  • курение осложняет и обостряет течение многих заболеваний,
  • табак является аллергеном,
  • продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6 – 8 лет,
  • курящий наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих.

О том, к какому выводу пришли отец и сын по вопросам курения вы узнаете из следующей сценки.

Кроха-сын пришел к отцу, и спросила кроха:

«Если я курить начну – это очень плохо?»

Видимо врасплох застал сын отца вопросом.

Папа быстро с кресла встал, бросил папиросу,

И сказал отец тогда, глядя сыну в очи:

«Да, сынок, курить табак – это плохо очень».

Сын, услышав, сей ответ, снова вопрошает:

«Ты ведь куришь много лет и не умираешь?»

«Да, курю я много лет, отдыха не зная.

Я не ведал страшных бед, а вся глава – седая.

Закурил я с юных лет, чтоб казаться взрослым,

Ну, а стал от сигарет меньше нормы ростом.

Я уже не побегу за тобой вприпрыжку,

Бегать быстро не могу, мучает одышка.

Прошлым летом иль, забыл, что со мною было?

Я в больницу угодил, сердце прихватило.

Целый месяц пробыл там. Ели откачали.

Да, спасибо докторам – умереть не дали.

Сердце, легкие больны, в этом нет сомненья.

Я здоровьем заплатил за свое куренье.

Никотин – опасный яд сердце поражает,

А смола от сигарет в бронхах оседает.

А угарный газ СО, попадая с дымом,

Он в крови вступить готов в связь с гемоглобином.

Ведь курильщика всегда гипоксия мучит

Под глазами синева почернее тучи».

«Ну и ну!» – воскликнул сын, — как ты много знаешь

Про смолу и никотин, гипоксию, гемоглобин…

А курить, однако ж, не бросаешь».

«Дорогой, сыночек мой, я б тебе слукавил,

Но признаюсь, лишь с тобой факты сопоставил.

Я бросал курить раз 5, может быть и боле,

Да беда курю опять – не хватает воли».

«Нет, ты сильный, мой отец, волевой и смело

Завершишь ты, наконец, начатое дело.

Я хочу, чтоб ты курить бросил эту гадость,

Некурящим начал жить всем родным на радость.

Знаю, что курить бросать никогда не поздно.

Трудно снова не начать. Трудно, но возможно.

Ты мой папа, я – твой сын, справимся с бедою.

Ты бросал курить один, а теперь нас двое.

Я и мама не хотим мы курить пассивно.

К нам ведь тоже никотин попадает с дымом.

И семейный наш бюджет станет побогаче.

Купим мне велосипед, чтоб гонял на даче».

«Ну и кроха! Вот так сын – хитроват ужасный.

Все проблемы враз решил, ладно. Я согласный.

Но условия скорей тоже выдвигаю –

Ты и пробовать не смей. А я курить бросаю».

И решили впредь еще и отец и кроха:

«Будем делать хорошо и не будем плохо!»

Завоевание доверия ребенка не означает выпытывания, у него каких то признаний. Ребенок должен сам заговорить о себе, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если Вы сами пойдете ему на встречу, и сможете ответить на поставленный им вопрос, сможете говорить с ним обо всем: о планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном мачте. Не думайте, что Ваш ребенок мал и ничего не поймет. Поймет, но, конечно, по своему. Главное – он почувствует, что вы откровенны, относитесь к нему, как к взрослому, а он вас ведь любит. Предлагаем Вам послушать отрывки из сочинений детей.

отрывки из сочинений детей

Безусловно дети вас любят, но им все-таки не хватает вашего внимания, поэтому чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь у тебя хороший друг? Почему? Как бы ты поступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Не спешите навязывать ребенку свои умозаключения и выводы.

Больше говорите с детьми, и вы убедитесь, что постепенно инициативу красноречивого рассказчика возьмет на себя ребенок. Он увлеченно заговорит о своих ребячьих делах. Считайте, что ваш контакт состоялся – ребенок поверил в ваш интерес к нему. Теперь нужно закрепить достигнутый успех.

Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, превращаясь в лошадку, Бармалея, удивляться совместным открытиям в природе. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить в его детский мир, принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, не думаете, что этого легко добиться. Главное – не опоздать!

Дорогие папы! Прошу Вас задуматься над тем, чтобы Ваши дела и Ваши слова не противоречили друг другу. Если у вас доброе сердце и порой Вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если Ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким хочет стать, то он без особых усилий может воспринять вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот, давайте воспитывать наших детей не только словами, сколько примером, достойным всякого подражания.

Знайте: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку взлететь до полной высоты. Запомните: «Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно». Мы вам желаем, чтобы вы были настоящими отцами для своих детей.

А я стихотворение мужчинам подарю!

Мы счастливы с вами гулять,

Мы рады с вами играть,

Так хочется, чтоб вы обняли,

Погладили нас, приласкали.

Вы сильные, умные,

Вы добрые и строгие,

Но часто очень заняты

И нас не замечаете.

А вообще-то, мы вас очень любим.

На минуту не забудем!

Расставаться нам нельзя,

Мы ведь – лучшие друзья!

Еще раз поздравляем Вас дорогие папы с праздником, желаем, чтобы ваши дети стали вашей гордостью, а вы гордостью своих детей. За активное участие в жизни класса хотелось бы отметить следующих пап:

(вручение благодарственных писем)

Гимн школы

Проблема отцов и детей в наше время

По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Всем известно, что Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались… Этот отрывок из Библии как нельзя лучше свидетельствует о том, что проблема «отцов и детей» была и будет актуальна всегда. Конечно, дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так в нас заложено. Каждый из нас индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Вот это, например моя.

Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними это выбрать тот же путь в жизни, что и наши они. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их предки, а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений базаров.

Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не большого ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

В романе «Отцы и дети» мы наблюдаем редкую картину для литературы XVII века — конфронтация мнений разных поколений. «Старики» более консервативны, а молодые- приверженцы прогресса. Следовательно, существует точка преткновения.

В романе отцы отстаивают аристократизм, уважение к авторитетам, русский народ и любовь. Но, говоря о многом, они часто забывают о мелочах.

Дети же отстаивают свои интересы и точку зрения, причем делают это неплохо. Но в их мировоззрении нет того, что должно быть в каждом человеке — сострадания и романтизма. Дело не в том, что они лишили себя страстных чувств внутри, долгих ожиданий любимой на свидание, и мучительной разлуки с ней. Все это пришло к ним, но к кому-то рано, например, к Аркадию, а к кому-то поздно к Базарову. Аркадий, возможно, вкусит радости жизни с Катей, а вот Базарову не суждено было очнуться от той комы, в которой он жил все это время до того, как заболел.

Кроме разногласий между поколениями есть еще то прекрасное чувство, без которого мир — могила и это чувство — любовь. В романе «дети» очень любят своих родителей, но каждый выражает это по-своему: одни кидаются на шею, другие спокойно протягивают руку для рукопожатия.

На свете есть «Отец и дети», отношения между которыми можно охарактеризовать как самые теплые. Отец — Бог, а Сыновья — люди, в этой семье невозможны разногласия: дети благодарны ему за то, что он подарил им жизнь и земные радости, Отец же в свою очередь любит своих детей и не требует ничего взамен. В принципе проблема «Отцов и детей» решаема, но не до конца. Самое главное — это уважать друг друга, ведь на уважении основывается любовь и понимание, то есть то, чего нам так не хватает в жизни.

Родительские советы, по сути своей — это диктат, принуждение. По мере взросления человек все меньше и меньше желает подчиняться. Если же родители не осознают этого во время и не переключатся на другой, нейтральный, способ подачи информации — конфликтов не избежать.

С детства родители привыкают давать ребенку часть информации, не обращая внимания на слова ребенка. Родители обижаются на детей за черствость, а дети на родителей за не уважение их мнения. Постоянно давая советы и читая нотации детям, родители забывают о том, что у ребенка может быть собственное мнение. Все это придёт к ним, но позже, когда они научатся чувствовать это, пройдут через многие испытания. Хотя этому могли бы научить их родители, но они с головой заняты рабочими проблемами, многим приходится целыми днями засиживаться на работе, следовательно, на детей у них просто нет времени.

Вместо того чтобы осуждать своего ребёнка, родители должны попытаться понять его, почему он поступил именно так, а не иначе. Это намного полезнее и увлекательнее, нежели заниматься критикой. Это воспитывает в человеке сострадание и терпимость к близким людям. «Всё понять означает все простить» не помню, где я это слышал.

Самое трудное в родительской судьбе — это принять своего ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями, научиться прощать обиды, неверные шаги, ошибки, смириться с мыслью, что твое дитя когда-нибудь уйдет во взрослую жизнь, у него появятся свои заботы и своя жизнь…

Многие люди, принадлежащие к поколению «отцов» на вопрос: «Ваше отношение к современной молодежи?»- отвечают, что дети — это наше будущее, новая судьба для всего общества. Взрослые пытаются их понимать, только не всегда это получается…

Я считаю, эту проблему очень актуальной для всех поколений. В каждом поколении она возникает в какой-то момент, а потом исчезает, чтобы появиться вновь. Как мне кажется, в наше время, а особенно в нашей стране, она наиболее ярко выражена. Наверное, каждый из нас не раз видел по телевизору, да и сталкивался лично с тем, что люди, проведшие большую часть жизни в коммунистической реальности, не могут понять того, что вдруг возникло вокруг них. Все мы слышали фразу: «А вот при коммунизме было…». И это не потому, что они являются приверженцами этой идеологии, просто они привыкли так жить. И переубедить этих людей, на демократическую точку зрения уже почти невозможно.

Наверное, во многом виноваты те, кто устроил перестройку. На самом деле это очень долгий процесс, должно смениться хотя бы одно поколение, чтобы прийти к нормальному демократическому обществу. Думаю, что эту проблему не решить никакими реформами или государственными переворотами. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе, строит отношение со своими близкими, основываясь на уважении, любви, принятия свободы другого человека…

Проблема отцов и детей

1. Проблема отцов и детей в литературе
Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом:
“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).
У И.С. Тургенева эта проблема остро выражена в романе “Отцы и дети”. Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений обусловлено изменяющимся духом времени. По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом стоит желание молодежи заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями. Из неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Это не категорическое отрицание, а желание разобраться. Мне кажется, что в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение, к этим идеям и стремлениям И.С. Тургенев относится со своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях.
В романе Тургенева Базаров — представитель молодого поколения, который поступает только так, как ему хочется, или как ему кажется выгодным и удобным. Он презирает стихи, музыку, искусство. Он все это считает ерундой и признает только то, что можно потрогать и ощутить. С точки зрения Базарова Кирсановы — чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Они не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.
Люди, по представлениям Базарова , стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить».
Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».
Не лучше он относится и к любви. «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё вздор».
Такой делает вывод Базаров, когда его чувство не вызывает ответного чувства.
Проблема “отцов и детей” — это наша большая жизненная и острая проблема. В наше время она остро стоит перед нами. Взаимоотношение между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.
Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.
Разногласия “отцов” и “детей” показаны в идейных спорах. В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Как я уже написала выше, непонимание — это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.
2. В чем корень проблемы отцов и детей?
В чем корень проблемы отцов и детей? — вот один из главных вопросов 21 века.
А вот и варианты ответов на него:
• в элементарном неуважении друг к другу;
• в страхе потери влияния;
• в эгоизме обеих сторон;
• в отсутствии любви;
• в нежелании понять друг друга;
• в непонимании родителей смысла жизни и ее продолжения.
А решения всех этих вопросов мы найдём в семье. В том, какой уклад существует в семье, каковы взаимоотношения её членов?
В настоящее время в семьях существует два явления, две крайности взаимоотношений. И касаются они отнюдь не отцов и детей, а скорее взаимоотношений мужчины и женщины. Отца и матери. То есть получается, что проблема отцов и детей сводиться к родителям.
3. Амазонщина как явление
Посмотрим на современную женщину.
Женщина-мать — для всех нас святыня. Так было и так будет всегда. Вот почему неимоверно трудно, зато и необходимо — высветить теневые стороны прекрасного ореола. Злоупотребления авторитетом и привилегиями материнства — это уже не «досадные исключения», не отдельные «вывихи», а серьезный социальный фактор, который не может не вызвать тревогу и озабоченность.
Амазонки — легендарное племя древних времен, но не редкость и теперь — встретить прямую наследницу духа и традиций этого племени: женщину, чья независимость возведена в самоцель, а материнский инстинкт переродился в инстинкт собственности (в широком смысле этого слова, то есть обретения власти как над вещами, так и над людьми). Муж, дети, да и все прочее — словно бы принадлежат ей. Она одержима комплексом полноценности: в запале самоутверждения ее прельщает не равенство с мужским полом, а главенство над ним. Этот комплекс она привносит, в первую очередь, в атмосферу семьи. Ей необходимо единовластие в доме — она одна знает что нужно и не нужно детям, чему и как их учить; твердо знает, что полезно и что вредно мужу, как отвадить его от «бесполезных» друзей, побочных влияний, интересов, привычек, как привить ему единственно необходимую привычку — быть второстепенным, заштатным существом, с полным правом молчаливого согласия и послушания.
Амазонщина как явление связана с глобальной системой «Мужчина — Женщина». Все то, чем ознаменован уходящий двадцатый век: взлет и взрывное развитие науки и техники, ломка чуть ли не всех структур, укладов, процессов — все это как бы вырвало названную систему из ее насиженного гнезда, вывернуло наизнанку. Статус мужчины и статус женщины претерпели такие метаморфозы, что потребуется еще не одно десятилетие, прежде чем системе удастся обрести новое равновесие, приемлемые ориентиры. Наиболее резкие перегрузки и потрясения пришлось испытать женщине — на нее обрушился целый каскад небывалых возможностей, задач, требований. Вознесенная на качественно непривычный социальный уровень, она должна теперь совмещать новые для нее обязанности со своим исконным назначением — быть женой и матерью. Ее сегодняшняя роль в обществе важна и почетна, но в то же время невыразимо трудна, сложна ответственна. Нет ничего удивительного в том, что отнюдь не всем женщинам — в их самосознании, психологии, морали — удается здраво воспринять и усвоить пестрый узор зигзагов, изломов «шального века».
Так описывает синдром амазонщины. Россош Г. Г., в своей статье «Амазонщина: дети без отцов, отцы без детей»
Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору. Женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью — уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах («мужская решительность», «мужская прямота», «мужское великодушие» и прочее), может быть мужественнее многих мужчин…
Одного не может женщина — быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не Бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков…
4. Призвание отца
А что же мужчины?
Почему вдруг начал развиваться этот злополучный синдром? Одна ли женщина виновата? Конечно, нет. С нашими мужчинами тоже порой не всё в порядке. Общество изменилось. Появились богатые и бедные. И часто выбор быть ли богатым или бедным мы делаем сами. Можно сидеть и ждать, когда упадёт с неба. Вот именно с такими мужчинами рядом и развивается синдром амазонщины. А у женщины просто не остается выбора. Коли муж сидит и ждёт, крутиться приходится ей. А дальше … теряется уважение к мужчине. И пошло и поехало.
А рядом дети, которые оказываются между этими папами и мамами. Которые не понимают своих родителей, которые не хотят быть на них похожими. И возникает проблема Отцов и детей.
Можно сколь угодно много ругать богатых за то, что они богаты, но…. Я не говорю о миллионерах. Я о них ничего не знаю. Не знаю, как они зарабатывает деньги.
Я говорю о простых, в общем-то, людях, которые своим большим трудом зарабатывают деньги. А заработав их, они считают, что вся власть в семье должна быть в их руках. И… пошёл перекос в другую сторону. Так же старуха с корытом, только то мужского рода, то женского.
Так проблема отцов и детей уперлась в проблему родителей. Я глубоко убеждена, что все проблемы с детьми кроятся в родителях. Если в семье царит взаимная любовь, и не только любовь , но и уважение. Заметьте, взаимное уважение. Родителей детьми, а детей родителями. Если эти условия выполняются, проблема отцов и детей не возникнет. Она не возникнет в семье, следовательно, не возникнет и в обществе.
Мы пришли опять к тому же о чём, я говорю постоянно. К любви. С неё всё начинается и ею всё заканчивается.
5. Любовь к другим, любовь к себе.
Любовь к другим, любовь к себе. В чем она выражается и как научиться любить?
Как часто мы слышим о важности проявления любви и уважения к другим людям и при этом игнорируем любовь к себе, приравнивая это чувство к эгоизму. Но возможна ли истинная любовь к другим, если человек не любит и не принимает себя? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит разобраться, какая она, настоящая любовь к себе? В чем ее отличие от эгоизма, и как она связана с любовью к окружающим нас людям?
Прежде всего, любовь к себе выражается в нашем принятии себя такими, какие мы есть. Человек, любящий себя, берет на себя ответственность за свои поступки, дает себе право на ошибку и право на ее исправление. Он перестает требовать от других исполнения своих желаний и сам делает шаги к их осуществлению. Он дарит свою любовь с радостью, ничего не ожидая в ответ.
Любить себя – значит, жить полной жизнью. Дать себе право быть человеком, то есть переживать опыт, иметь страхи, убеждения, заблуждения, недостатки, желания и надежды. Очень важно жить осознанно в настоящий момент времени, без оценок и сравнений. И если что-то не устраивает, то не ругать себя и весь мир за это, а найти в себе смелость изменить ситуацию. Ведь в осуждении себя нет никакого смысла, обливая себя грязью сложно стать чистым. Любая ситуация – лишь повод задуматься над тем, что было сделано не так и как можно это исправить.
Какая же связь между любовью к себе и другим? Мы редко задумываемся, что наши чувства к людям проходят сквозь призму отношения к себе. Если мы с уважением относимся к своим желаниям и потребностям, то значимыми для нас становятся и желания других. Чем больше мы уделяем внимания себе, своим устремлениям, тем более полной жизнью начинаем жить, открывая в себе все новые и новые грани, которыми хочется поделиться с другими. Стоит только помнить, что и другие люди имеют право на любовь к себе. Это и есть избавление от собственного эгоизма. Так из настоящей любви к себе рождается любовь к другим.
Мы живем в мире, где всё взаимосвязано, и все же другие люди никогда не будут частью нас полностью. У каждого человека есть свой собственный мир и своя собственная жизнь. Каждый человек уникален, и всё, что есть у нас в этом мире – это мы сами. Любить себя – значит, давать себе жить полной жизнью, а любить других людей – значит, дать им свободу самостоятельно распоряжаться их собственной жизнью.
Чтобы любить других, необходимо найти любовь в себе, вырастить ее. Ведь мы можем дать людям только то, что имеем сами. И если в нас много страхов, недоверия, ревности, то совсем не остается места для любви. Приняв себя целиком и полностью, вы начинаете излучать любовь на все окружающее вас.
Хочу предложить несколько принципов любви к себе. Надеюсь, что они пригодятся вам.
Учитесь принимать себя полностью, вашу внешность и ваш характер.
Меняйте своё поведение, если это необходимо, но позвольте себе быть индивидуальностью.
Возьмите на себя ответственность за вашу жизнь и проявление себя.
Оказывайте сами себе поддержку. Научитесь баловать себя, хвалите и делайте себе подарки. Учитесь генерировать только положительные мысли о себе и о тех, кто рядом с вами.
Не оценивайте себя и окружающих. Помните, любой недостаток – это недостаток только в сравнении.
Будьте независимы от мнения окружающих вас людей. Слушая их, слушайте и себя. Вам совсем не обязательно соглашаться с их мнением, достаточно принять к сведению.
Зачастую критика по отношению к вам – это желание что-то получить от вас, а не оценка вас как человека. Подумайте, готовы ли вы дать то, что от вас хотят, или нет, и действуйте соответственно.
Будьте честны, открыты и откровенны с собой и с теми, кто рядом с вами. Давайте понять, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами и как вы готовы действовать по отношению к другим.
Не принижайте, но и не превозносите себя.
Будьте внутренне свободны и самостоятельны.
Пусть ваша любовь к себе станет мерой ответственности перед другими людьми.
Поймите и примите то, что никто в этом мире никому ничего не должен. Ваша любовь должна быть свободна в своем проявлении.
Прислушивайтесь к себе. Осознайте и выражайте то, что вы думаете и чувствуете.
Примите ситуации в вашей жизни как уроки на пути к совершенствованию.
Живите здесь и сейчас.
Учитесь смотреть на мир вокруг вас, принимайте и познавайте его и себя. Следуйте велению своего сердца, и ваш выбор всегда будет правильным. Позвольте любви войти в ваше сердце, не делите ее на себя и на других, просто любите – и увидите, как мир вокруг заиграет новыми красками.
6. Пожелания всем родителям, особенно папам
Призвание отца – быть не только кормильцем в семье , но и главным воспитателем.
Призвание отца – носить своих детей на руках. «Бог твой носил тебя, как человек носит сына своего» (Втор.1:31). Дети с самых первых дней должны чувствовать отцовскую руку, заботу и тепло.
Призвание отца — дать наставление своим детям. «Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму» (Прит.4:1). «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).
Призвание отца — миловать своих сыновей. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс.102:13).
Призвание отца — личным примером показать, что трезвый образ жизни — это норма.
Поощряйте детей серьезно заниматься музыкой, техническим и художественным творчеством, кулинарией. Учите разумному отношению к труду, получению образования, физической культуре. Узнайте друзей ваших детей, пригласите их к себе домой, познакомьтесь с их родителями. Освободите жену от ряда домашних забот. Старайтесь быть рядом с вашими детьми. Станьте болельщиками дворовой команды, в которой играют ваши дети. Устраивайте походы в лес, на рыбалку. Посещайте выставки, концерты. И обязательно обсуждайте увиденное. Пусть у вас будут особые семейные праздники, игры, конкурсы, соревнования. Вы не можете полностью исключить улицу, но вы должны предотвратить ее негативное влияние на ваших детей. Вы будете уверенно знать, где, с кем и что делают ваши дети, если они на улице.
А что же делать с телевизором? Напрашивается очевидный вывод – запретить! Когда я слышу это, то вспоминаю песню «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное — невероятное» из Канатчиковой дачи». В психбольнице возникла проблема:
Вместо, чтоб поесть, помыться,
Уколоться и забыться
Вся безумная больница
У экрана собралась.
И вот результат бесконтрольного просмотра:
Все совсем с ума свихнулись,
Даже кто безумен был,
И тогда главврач, подумав,
Телевизор запретил.
К каким последствиям привел этот запрет? Взбунтовавшиеся больные пишут:
Мы про взрывы и пожары
Сочиняли ноту ТАСС,
Но примчались санитары
И зафиксировали нас.
И только отсутствие вождя, связанное с недостатком «настоящих буйных», помешало больным сделать переворот.
Говорить о запрете телевидения или компьютера просто несерьезно. Мы должны быть реалистами. Улица, дискотека, телевидение, интернет будут и дальше окружать наших детей. И их негативное влияние на личность будет только возрастать. Но разве позволительно допускать, чтобы души детей были искалечены? Дети должны ясно представлять, что окружающий мир предложит им не только доброе, но и злое. Они должны понимать, за кого держат зрителей создатели передач «Поле чудес», «Большая стирка», «Окна», «За стеклом» и других «дебил-шоу».
И это ваш долг, отцы, объяснить детям, что телевизор может быть только средством информации, но не воспитания. На мой взгляд, не более 10% передач (учебные, познавательные, научно-популярные и некоторые другие) могут быть полезны для детей
Если вы передадите доброе христианское учение и добрый опыт своим детям, и они примут его — не будет тех трагедий, очевидцами которых мы являемся. Дети будут ясно понимать, что там, где попирается Добро, Истина и Красота, а превозносятся зло, ложь, пошлость и цинизм, не место приличному человеку. Вы можете считать, что воспитание достигло цели, если в ваше отсутствие дети смогут делать правильный нравственный выбор. Тогда дети будут почитать родителей, и им будет благо, и они будут долголетними на земле . Тогда сбудутся слова из книги Притчей Соломоновых: «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Пр.17:6).
Какими отцами и матерями мы хотим быть? Какими мы желаем видеть ваших детей?
Давайте любить и уважать друг друга, и проблема отцов и детей никогда не возникнет.
Станем благословенными отцами и матерями, и дети наши будут благословенны!
Литература.
1. Г.А.Лихих г. Курск, Россия О трудных отцах и кислом винограде
2. Марина Алексеева.
В РОССИИ НЕУКЛОННО РАСТЕТ КОЛИЧЕСТВО ОТЦОВ-ОДИНОЧЕК. Мир новостей.
3. Россош Г. Г., Москва «Амазонщина: дети без отцов, отцы без детей» «Сильверстова находка» (изд. «Худ. Л-ра», 1990)
4. Инна Барановская, Кризис «отцов и детей» , интернет-газета Единый мир
5. Классный час на тему «Проблема отцов и детей в современном мире»Петрунина Ольга Геннадьевна, преподаватель русского языка
Стрельникова Татьяна МИхайловна, преподаватель истории
6. «Отцы и дети», Журнал «Сельская новь» № 1, январь 2007
7. Олег Астапович, Что стоит за проблемой отцов и детей?, познавательный журнал «Школа жизни»
8. Доклад: Этапы проблемы «отцов и детей», банк рефератов
9. Елена ЛЕБЕДЕНКО, Проблема отцов и детей, сайт LimeJuice!
10. Отцы и дети… Это не проблема! Журнал «Няня»
11. Сочинение: Проблема «Отцов и детей»-2
12. Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
13. Наталья Никифорова. Проблемы современной семьи. http://www.stihi.ru/2009/11/06/6715

Проблема современных отцов конференция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *