Почему все ненавидят школу

Мы понимаем — само слово «ненависть» в контексте отношения учителя к ученику звучит кощунственно. Но давайте будем реалистами и оставим в стороне пафосные фразы в стиле «не имеет права ненавидеть, это его призвание». Призвание призванием, а ненависть никуда не деть. Остаётся только её скрывать и терпеть, пока ваш «любимец» отправится трепать нервы кому-то ещё.

Просим обратить особое внимание на то, что описанные ниже типы — это ничтожно малая часть учеников. Всех прочих педагоги, с которыми общался наш корреспондент, любят, не взирая на трудности и временные разногласия. Случаи ниже — это уникальная неудача учителя, даже педагоги с 20-летним стажем встречались с такими всего несколько раз за карьеру.

Содержание

«Альфа»

Отличительные особенности: из названия понятно практически всё — местный «доминатор» и непререкаемый авторитет. Класс будет вести себя так, как захочет «альфа», независимо от того, мальчик он или девочка (и ещё неизвестно, какой вариант страшнее). В средних классах эту роль может занимать и обычный хулиган, а вот в старших это уже невозможно — у «альфы»-старшеклассника всегда очень неплохо работают мозги. Причём речь не об учёбе (хотя «альфа» может быть и отличником), а об умении доминировать, подавлять и манипулировать. Самые талантливые «рулят» коллективом, оставаясь в тени. Естественно, хороший учитель, умеющий заинтересовать и расположить к себе, напрашивается на конфликт — изначально «альфа» видит в нём соперника. Экземпляры, которые охотно идут на сотрудничество, встречаются реже, чем горные барсы в дикой природе.

За что ненавидят: за то что может превратить (и в большинстве случаев превращает) работу учителя в сущий ад, открыто или скрыто (с помощью своих «бета»-прихвостней) саботируя уроки. Может увести весь класс с занятий, сорвать контрольную или внеучебное мероприятие. Отлично умеет находить самые уязвимые места оппонента (то есть учителя) и бьёт по ним со всей безжалостностью малолетнего зверёныша (а самые злые существа на этой планете — люди в возрасте от 12 до 17). Причём, находить такие места он умеет мастерски, потому что с малых лет самоутверждается посредством травли «омеги» — самого слабого/странного/бедного (любая инаковость подойдёт) ребёнка в классе. И эта травля ярче всего покажет учительскую беспомощность — со времён написания «Чучела» ничего не поменялось. А арсеналом Антона Макаренко учитель пользоваться не может, класс — это вам не колония. В общем, о причинах ненавидеть «альфу» можно написать отдельную статью. Обычно в наших «списках ненависти» мы не присуждаем мест, но здесь «альфа» — однозначно первый. И с громадным отрывом.

«Первое, чему хочется научить школьника-«альфу», это не то, чтобы правилам этикета, нет, а просто по-человечески относиться к окружающим. Учитель, это не его собственность, не его домашний зверёк, которого можно то гладить, то мучить. Учитель даёт знания, которые пригодятся в жизни. Пусть не все, но пригодятся же. И ни в коем случае «альфе» нельзя показывать свои страхи. И ладно, если он прознает, что ты мышей или пауков боишься, это ещё как-то пережить можно, но если он поймёт, что ты боишься его… Самым верным выходом из ситуации будет увольнение. Школьника-то просто так из класса не выкинешь, не отчислишь», — рассказал Сибдепо один из собеседников.

«Мажор»

Отличительные особенности: тут нужна оговорка: далеко не все дети богатых родителей — «мажоры», но все мажоры — дети богатых родителей. Наш герой считает себя представителем «высшей касты», публично гордится родительским кошельком, презирает плебеев, коими являются все окружающие, а в особенности — учитель (шутка «а какая у вас зарплата?» ему никогда не надоедает). По неизвестным науке причинам приписывает себе заслуги родителей и гордится ими безмерно. Перманентно угрожает учителю жестокими карами, которой любящие папа и мама подвергнут педагога за «двойку» или замечание (от увольнения до реальных сроков). Других учеников задирает, но очень выборочно, по той простой причине, что любой «мажор» — трус, каких ещё поискать. Поэтому не задевает тех, от кого может исходить реальная угроза. Зачастую «угасает», если дело-таки доходит до реального общения учителей с родителями. В различных гимназиях и лицеях, где обеспеченных детей много, группа таких «мажоров» может устроить весёлую жизнь отличнику из небогатой семьи.

За что ненавидят: за хамство и непроходимое невежество, щедро приправленные снобизмом. Следует добавить, что «мажора» учитель ненавидит в тандеме с родителями — такое поведение может иметь только одно происхождение.

«На самом деле учителю сложно общаться со школьником такого типа. Наша задача научить его всему, что умеем сами, вне зависимости от того, кто его родители и сколько у них денег. Но иногда становится грустно от того, что современные дети слишком «продвинуты». Например, в нашей школе ученики знают, что плохие оценки влияют на зарплату учителей, и что последние будут предпринимать кучу попыток, чтобы вытянуть школьника хотя бы на тройку», — рассказала Сибдепо учитель одной из кемеровских школ.

«Нюня»

Отличительная особенность: давит на жалость всеми доступными способами, главным из которых являются слёзы. Да и у мальчиков тоже. И в старших классах — не такая уж редкость (да, дорогой читатель, поколение тру-пацанов всё дальше от нас). Коронный номер — выбежать со слезами из класса. Жалуется всем на всех: родителям — на учителя (предвзято относится); учителю — на родителей (мама убьёт), директору — оба предыдущих варианта. А самые продвинутые идут к детскому омбудсмену и жалуются на всю перечисленную выше компанию. И всё со слезами, причём искренними — «нюня» очень быстро начинает верить, что дело не в нём, просто мир слишком жесток.

Отдельный подвид — «буйный нюня» (термин «псих» без диагноза применять не будем даже к условному ученику). Всё точно так же, только по-голливудски широко: с воплями, как будто его режут, швырянием чего-нибудь (от собственного рюкзака до школьной мебели) и угрозами совершить Роскомнадзор. Отдельный бонус учителю — теперь ещё и попадёт на Youtube, пусть и не в главной роли.

За что ненавидят: за то, что его невозможно учить. Пока ты даёшь материал, «нюня» занят — жалеет себя. Проверяешь материал — начинает биться в истерике. Будешь жалеть — не простит остальной класс, не будешь — родители станут пилить сначала тебя, а потом директора. А потом ещё и директор начнёт пилить тебя с другой стороны, потому что достали.

«Почти в каждой школе есть приказ о том, что перед началом урока все школьники обязаны сдать гаджеты в специальный контейнер. Но у учеников-«нюнь» всегда есть второй телефон. «Нюня» умело его прячет и при каждой возможности жалуется родителям на несправедливость, с которой столкнулся. На учителя почти мгновенно обрушивается родительская ненависть и критика, о том, что он не вовремя вызвал его ребёнка к доске, он не успел морально подготовиться. Или переболел недавно и не успел восстановиться, а тут учитель вопросы задаёт. Но когда такой школьник получает плохую оценку, виноват тоже не он, а учитель, который не объяснил свой предмет должным образом и покалечил детскую психику», — поделился с Сибдепо учитель кемеровской школы.

«Мудрила»

Отличительная особенность: не забывает напомнить, что всё знает и без учителя. И он не из тех одарённых ребят, что намного обгоняют школьную программу и углубленно занимаются сами, таких педагоги ценят. Нет, «мудрила» явно готовится стать чиновником средней руки — мастером по созданию видимости высокой квалификации и бурной деятельности. Он предпочитает выучить два-три основных правила по каждому предмету и делать вид, что всё знает. А когда его ловят, начинает делать вид, что отлично ориентируется в ювенальном законодательстве (на деле это выражается в бесконечных «не имеете права», не более). Иногда, особенно с новым учителем, его приёмы «прокатывают».

«Мудрила» изобретателен, как матёрый алкоголик, он мастер скрывать плохие отметки. К примеру, меняет пароль для электронного журнала, а родителям говорит, что сайт сломался и поэтому невозможно проверить ни успеваемость, ни сообщения учителей почитать.

За что ненавидят: а вам понравится, если пустой трепач ежедневно будет пытаться обмануть и выставить дураком? Кроме того — просто обидно: объект ваших стараний применяет свои таланты не там, где нужно, понапрасну тратит свою энергию и время (и ваши тоже). Также «мудрил» не любят за то, что они почти в буквальном смысле живут в гаджетах, постоянно во что-то играют, при этом совершенно не замечают, что происходит вокруг них.

«Был у меня случай, когда вполне себе умный мальчик тратил время не на учёбу, а на игры в компьютер. Из-за этого стала хромать его успеваемость. Мы обратились за помощью к его матери, та обещала, что обязательно займётся сыном и всё изменится. И ведь правда занялась. Пыталась его контролировать, вот только пользоваться компьютером она не умела и просила сына распечатать ей оценки из электронного журнала. Наш ученик не растерялся, он распечатывал матери оценки. Правда, не те оценки, что были в журнале, а те, которые сам нарисовал в «фотошопе». Обман всплыл в конце четверти, когда мать подростка вызвали к директору. Там-то на «очной» ставке школьник и признался, что специально подделывал оценки, чтобы ему не запрещали играть в компьютер столько, сколько он хочет», — рассказала одна из собеседниц онлайн-журнала.

«Заслуженный омега»

Отличительная особенность: а вы думали, если «альфа» — плохой, то «омега» — обязательно хороший? Это далеко не всегда так — любой опытный учитель подтвердит. Действительно, многие дети подвергаются унижениям из-за необычной внешности, задержки в развитии, необычных хобби и так далее. Но зачастую «омеги» заслужили свой статус — это доносчики, воришки, сплетники — словом, у класса есть основания их не любить. Другое дело, что «не любят» подростки очень сурово. А защищать «омегу» придётся учителю — плохой или хороший, а кроме педагога у изгоя в этом кабинете никого нет.

Но ссориться с двумя десятками подростков из-за «заслуженного омеги» в ущерб учебной программе это ещё полбеды. Он сам, как правило, никогда к урокам не готов и знаний у него не больше чем у парты, за которой «омега» зря просиживает штаны.

За что ненавидят: в этом случае ненавидят не самого подростка, взрослый человек не может не жалеть подростка, который стал объектом травли. Ненавидят атмосферу войны, которую учитель должен вести с классом, заступаясь за него. Ненавидят постоянно находиться между ним и обидчиками. И не могут простить «заслуженному омеге» собственной пассивности. «Ну начни меняться, я помогу тебе» — говорит учитель. А в ответ — тупое безразличие. И никаких подвижек, ни в учёбе, ни в личностном росте.

«Сильно раздражает, когда задаёшь школьнику вопрос, а он даже не смотрит в твою сторону. Тебя для него, как и других людей, просто не существует. Такой ребёнок живёт, что называется, на своей волне. И в любой момент может выкинуть что-то такое, чего от него никто не ждёт. Одноклассники «тихоню» травят, а у последнего из-за этого копится ненависть ко всему живому. Говорить о какой-то успеваемости не имеет смысла. Родителей вызывать в школу тоже почти бессмысленно. Чаще всего таких школьников по инерции переводят из класса в класс и ждут, когда же они уже выпустятся», — пояснил Сибдепо учитель кемеровской школы.

Вокруг школы отовсюду нагнетание атмосферы зла, ожесточения, вымещение ненависти на слабых. Это, увы, отражение атмосферы в стране

Учителя SOS. А перед этим возникли «Батьки SOS». А перед ними «Дети SOS». Получается тотальный SOS. Что в перевод означает Спасите Наши Души.

Буллинг, Мобинг, Хаминг, Нападанинг и тотальный Ненавидинг.

В нашумевшем случае в одной школе папа подходит к учителю: мол, ну, какой рукой ты дотронулся до моего ребенка (тот баловался мячом на физкультуре)? И достаёт настоящую пилу, приговаривая: «Я тебе её сейчас отрежу».

Что происходит? Учителей вообще возненавидели. И они готовят массовые забастовки.

Послушаем учителей. Они говорят, что теперь на первом месте права ребенка и права родителей. Учителя бесправны. Оценок не ставить, ничего не требовать, домашних заданий не задавать, ничего не спрашивать, замечаний не делать, всё терпеть. Перед учениками танцевать, петь, искать подходы и всячески мотивировать.

Учителей вообще возненавидели

Детям разрешено всё: приходить в чем хотят, когда хотят и вести себя как хотят. Дети всегда правы. И дома рассказывают, как их в школе все кругом обижают.

Учебников нет, условий нет, финансирования нет, зарплат нет. Образ учителя – это как бомж, который только собирает поборы и ничему не учит.

В то же время родители могут приводить в школу больных детей, требовать праздновать, например, детские дни рождения, принося на них свою пиццу или пирожные, а потом обвинять школу, что у всех детей поболели животы. А если учитель не разрешит проводить такой праздник с пиццей, то его надо уволить за черствость и совковость. Могут по ночам звонить учителям и часами их обзывать разными словами.

Программа упрощена, детей нельзя нагружать. Но родители требуют высочайшего уровня знаний.

То есть, в целом картина такая: дети учатся хуже, ведут себя хуже, условия всё хуже, а требований к учителю всё больше и больше. И во всём этом, естественно, виновата школа и учителя.

Родители. Они видят, что всё плохо. Школа плохая, учителя плохие, условия плохие, результаты плохие. И всё не так. И они рассказывают учителям, как надо учить детей.

Некоторые из родителей растерялись и на распутье: где, чему и кем учить? Куда бежать и кого спросить? Что для ребенка благо, а что вред? Нужны знания или только счастье?

Они уже поняли, что перспектив здесь нет. И обвиняют того, кто ближе, как это бывает с невестками, вымещая всю свою ненависть к происходящему, потому что нервов уже на всё не хватает.

Что в результате? В результате отовсюду нагнетание атмосферы зла, ожесточения, вымещение ненависти на слабых. Это, увы, отражение атмосферы в стране.

Да, этого учителя папа со своим другом избили, учитель получил травмы головного мозга, надрыв лёгких (еле откачали жидкость из легких) и многочисленные гематомы.

Так вот. Этот папа не знал, что учитель физкультуры имеет черный пояс по тхэквондо. И мог бы не только защититься. Но учитель просто сжался и терпел. Кто знает, в этих восточных единоборствах не только борьба, но и такая особая философия.

А если бы учитель этими своими восточными компетенциями воспользовался? Что бы было?

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Учительница откровенничает:
Я ненавижу детей. Вот уже семнадцать лет я работаю в школе педагогом, преподаю математику. Разумеется, я люблю свой предмет. Но ненависть моя приобретена не за один год преподавания. Ладно, я ненавижу не всех детей, но многих.
Начну с того, что я преподаю свой предмет, смакуя каждую подробность как хороший кулинар. И всякий раз я встречаю не то, что стену недоверия, а столб презрения. Такое впечатление, что родители внушают детям, что математика – самый гадкий предмет в школе.
Дело даже не в предмете. С каждым годом я замечаю, что после общения с детьми старше 10 лет у меня учащается сердцебиение, повышается давление, а по вечерам сильно болит голова. Сама я человек не конфликтный, но теперь при первой же психологической атаке со стороны своих подопечных я могу взорваться выкрикнуть эдакое.
Начинаю ловить себя на мысли, что я перестала смаковать каждое правило, формулу или аксиому, как раньше; перестала концентрироваться на предмете и все больше зацикливаюсь на агрессии. Это плохо, непедагогично, но ничего поделать с собой не могу.
Сперва думала даже школу менять, но потом поняла, что если сейчас не преодолеть эту преграду, то потом еще хуже будет. Всем быть угодной я тоже не могу. Но все-таки одна мысль не перестает меня глодать: как бороться с теми малолетними убийцами, от одного взгляда которых становится тошно, которые, не выражая явной агрессии, могут вызвать самые отрицательные эмоции? Должен же быть какой-то иной способ?!

Жалко и тех немногих, которые вампирами не являются, не издеваются над учителями и одноклассниками, и которым, увы, перепадает кусочек моей злобы. Но уже идет все само собой. Было бы неплохо, если бы было введено, что-то типа американской системы образования, только наоборот. Так, чтобы не ученик выбирал какой предмет ему учить, а учитель сам мог определить, способен ли этот ученик посещать его занятия. Тогда и станет меньше тех самых юных психологических агрессоров, постоянно срывающих уроки.
Недавно говорила с другими педагогами нашей школы. Более или менее они все придерживаются этого мнения. Причем, наш коллектив заметил, что чаще всего у них не открытая, а скрытая агрессия, которая идет через слова, тон, бьет по самому больному.
Откуда только этому они учатся?! Причем десять лет назад это было не так явно, но последние лет пять это стало уже заметно всем. А потом приходят и обвиняют нас в непедагогичности. Причем далеко не у всех вампиренышей родители такие, что можно сказать, что яблоко от яблоньки…

15 фильмов, которые надо смотреть, когда все бесит

Что произошло на этот раз?

13 сентября в редакцию гомельских «Сильных новостей» прислали видео, в котором учительница кричит на ученика четвертого класса с партой в руках. Дословно она сказала мальчику: «Тресну, а потом посмотрим. Я пойду в тюрьму, а тебе пи**ец будет».

Педагогом, который сорвался, оказалась 56-летняя учительница высшей категории Людмила, её стаж работы с детьми – 37 лет. Сама она объяснила свой поступок так: «Вы знаете, одно на одно . И мое состояние здоровья, и усталость, и ребенок явно провоцировал. <…> В пересменку успела съездить покормить больную лежачую маму, на свои уколы уже не успела. Прибежала в школу – и пришла в этот четвертый класс… А там… Ну, дальше вы уже знаете». Педагог говорит, что сорвалась, потому что ребенок ругался в ее адрес. Но есть еще одна версия: мальчик якобы поставил учительнице подножку.

Сразу после того, как это видео разошлось по СМИ, Людмилу уволили из школы по статье. Уже на следующий день педагога восстановили в должности – по личному распоряжению президента страны. А вот директора школы – уволили. Лукашенко не просто вернул работу учителю, он также отчитал за ее поспешное увольнение премьер-министра и министра образования.

Теперь часть общества в гневе и винит президента за его поступок, потому что считает поведение Людмилы недостойным учителя. Другая часть наоборот, считает, что учителя ни в чём не виноваты. KYKY предлагает не упрощать эту ситуацию и смотреть на вещи более глобально. Объясняем, о чем в этой истории все напрочь забыли, и в чём реальные десять причин произошедшего.

Причина первая. У беларуского ученика нет психологической поддержки

«Психолог в школе или в ССУЗе – это многогранный актер. Поневоле он играет роль молниеносного курьера, детского пастуха, блюстительного патруля, местячкового аниматора и агитатора установки пожарных извещателей». Так KYKY описала свою работу школьный психолог, которая получает 120 рублей и должна разрываться между попыткой выжить на эти деньги и попыткой спасти других людей.

Вторая проблема психологов в школах – качество их образования: «Психфаки не выпускают готовых специалистов – университеты плодят психологов-теоретиков». В Беларуси школьный психолог – что-то вроде декоративной мебели, которую изо дня в день заваливают бюрократией (невменяемым количеством бумажной работы) и иногда даже «просят» сводить детей в кинотеатр, а на выходных обзвонить или обойти все проблемные семьи.

Удивляться, почему к такому специалисту не выстраиваются в очередь проблемные дети, не приходится. Дети не рассматривают возможность рассказать о своих душевных переживаниях бюрократу, который отбывает в их школе принудительное распределение. Как итог – школа едва ли осведомлена, что у условного Гены из 7 «В» пошатнулась психика, и уже завтра он может прийти в класс с ножом или задуматься о суициде. А когда трагедия случается, учителям остается развести руками и в голос сказать: «Как можно было догадаться? Он был таким хорошим мальчиком!».

Причина вторая. Пилот знает, как реагировать на теракт в самолете, а учитель – нет

Если у учеников есть хотя бы номинальный шанс получить психологическую помощь (вдруг школьный психолог окажется не декоративным) – то учителям и эта привилегия недоступна. Для них психолог банально не предусмотрен, как это делается в Европейских школах.

После случая в Гомеле в сети появилось много постов с поддержкой учительницы, которая сорвалась на ученика. Но были и те, кто считает, что учитель не имеет морального права выходить из себя при детях.

«Конечно же, нельзя ставить подножку учителю. <…> Безусловно, нельзя заниматься буллингом. <…> Безусловно, детей надо ставить на место, чтобы не садились на голову. Но! У учителя сдали нервы и она сорвалась – а она не имела права этого делать», – написала в Facebook журналист Ольга Ерохина.

Не будем разбираться, имеет ли право учитель проявлять эмоции, и на каком уровне – вывести единую формулу дозволенных эмоций будет невозможно. Но одно точно: у учителя нет скрипта, по которому он должен действовать, если урок идет не по плану. Пилоты любых самолетов обучены, что поэтапно делать в чрезвычайных случаях. В школах для учителей никто не придумал такого алгоритма. Например, американский учитель рассказал TUT.by, что в проблемной ситуации педагог сразу вызывает администрацию, если ему мешают вести урок – в некоторых классах для этого установили специальную тревожную кнопку. Учителя в Америке знают: успокаивать проблемных детей – это не их задача. Наши педагоги работают по схеме «с высоты моего опыта или опыта моих коллег». Они сами решают, как правильно реагировать на неудовлетворительное поведение детей, но их действия могут провоцировать еще большую агрессию – как итог, случаются нервные срывы. И у учителей, и у учеников. А как с ними справляться – никто не объясняет.

Причина третья. Беларуский учитель обязан самостоятельно успокаивать весь класс

Начнем с опыта иностранных школ: «Очень сложным младшеклассникам назначают отдельного учителя, который весь день находится рядом с таким ребенком и помогает ему контролировать поведение. Кроме того, в учебных заведениях есть специальные комнаты, где ребенок может успокоиться и проанализировать свое поведение», рассказывает TUT.by беларуска, которая работает учителем в Америке. О похожей практике упоминает беларуска, которая устроилась педагогом в Швеции: «Когда я только пришла в школу, мне дали класс, где были дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. <…> Cоциальный педагог первую неделю ходила со мной к ним на занятия. Причем на уроках она сидела не как контролирующий орган, а как мой помощник – человек, который может подстраховать в любую минуту». И еще один пример от беларуски-учителя в Германии: она рассказала, что там некоторым проблемным ученикам «дают» воспитателя, который ходит с ними на все уроки, следит, чтобы никто никому не навредил, ни с кем не дрался.

Вернемся в беларускую школу. Один учитель на 30 детей (по нормам не должно быть больше 20 учеников – в младших – и 25 – в старших классах) без какой-либо поддержки. Максимум – директор или завуч, которые могут отчитать школьника на совете профилактики или вызвать в школу родителей. Решает ли эта мера публичной порки настоящие проблемы социализации или поведения ребенка? Маловероятно. Государство практикует такие методы и на более глобальных уровнях – например, в судебной практике. Кроме страха или ненависти к системе это не вызывает ничего.

Причина четвертая. В беларуских школах все проблемы решаются косметически

Вспомним, как система образования «отработала» трагедию в Столбцах, где ученик убил учителя и одноклассника: «В нашей школе устанавливают турникеты – это единственное последствие трагедии в Столбцах, которое я вижу. Где-то там, в Минобразования выпустили 904-ое постановление, согласно которому кто-то принимает какие-то меры, чтобы предупредить подобное. Но до меня, реального учителя, доходят только турникеты», – рассказал KYKY учитель из Гомеля. Никакой работы в классах, с учителями, никаких внутренних реформ не было – в школах просто установили более жёсткую пропускную систему. Нападавшего школьника осудили на 13 лет. Но проблема осталась: ученики и учителя всё ещё за закрытыми дверями, и их конфликты всё ещё никак не предупреждаются и не решаются.

На этот раз в школе Гомеля, где учитель сказала ребенку: «Тресну, а потом посмотрим! Я пойду в тюрьму, а тебе п***ц будет!», – уволили директора, о котором хорошо отзывались и родители, и учителя.

И третий, более давний громкий случай: на уборке картофеля в Молодечно погибла 14-летняя школьница, после этого наказали нескольких чиновников, сместили директора школа, уволили двух учителей и наказали их двумя годами ограничения свободы – без направления в тюрьму. Все эти случаи свидетельствуют о том, что государство умеет наказывать, но не способно рефлексировать. Как подобные меры помогают предотвратить аналогичные трагедии в будущем? Никак. В институте школы ничего не меняется.

Причина пятая. Власть официально признаёт розги

«Здесь воспитывают унижением и ненавистью при поддержке государства, обходя законодательную власть», – написала в Facebook дизайнер интерьеров Вера Прохорова, когда узнала о восстановлении учителя из Гомеля в должности. Оспорить ее слова сложно: в стране официально признали, что непослушных детей учителям можно бить. Об этом заявил человек, который уже много лет является первым лицом государства: «Да я на месте этого учителя голову бы отвернул щенку какому-то».

Манера президента никого уже не удивляет – Лукашенко качает страну на качелях своих личных решений уже больше 20 лет. Но ролевая модель срабатывает и на школьном уровне: никто не ведет диалог, не привлекает к решению профессионалов, не обращается за иностранной экспертизой. Тот, кто выше и сильнее, наказывает того, кто ниже и тише. Учительница, которую восстановили на работе после её матерного срыва по личному требованию президента, получает карт-бланш вести себя так и дальше.

Верхушка власти сознательно задает неверную модель отношений учителя-ученика. Более того: сегодня эту учительницу «спасли», но это не гарантирует, что завтра другого учителя выгонят из школы за любой другой проступок. Так что власть не просто демонстрирует, что решения могут спускаться «сверху», но даже не старается делать вид, что решения системны, в них есть какая-то логика.

Причина шестая. Никто не получает фидбэк от учеников об учителях и школьной программе

Знания по предмету часто зависят от характера учителя и того, как он преподает предмет. Если математик делает это неинтересно или слишком строго – скорее всего, его ученик будет плохо разбираться в геометрии. Согласитесь, у многих были истории, когда при переходе из одной школы в другую вы теряли (или находили) интерес к предметам, потому что новые учителя-предметники вели себя иначе.

А теперь представим, что в беларуских школах ввели рейтинг и ученики могут ставить своим педагогам оценки. Анализируя итоговые рейтинги, администрация школы получает возможность оценивать результаты работы каждого учителя. Теперь они может переставлять педагогов с младших классов на обучение старшеклассников, потому что со взрослыми детьми он справляется лучше. Или снижать нагрузку учителю, который явно не справляется с 17 уроками в неделю. Или забирать у него классное руководство, чтобы дать больше часов преподавания своего предмета – потому что дети обожают его уроки химии. Другим же учителям, которые лучше проявляются в роли менеджеров, наоборот можно давать класс в руководство.

Рейтинг – отличный инструмент, который помогает структурировать работу школы. Мы не призываем опираться в оценке работы учителей только на него. Но школа 21 века все же должна заботиться об интересах своих потребителей – то есть детей. Подростки уже замечают, что им смешно в 9 классе на уроке информатики изучать текстовый редактор Word. Если и дальше продолжать делать вид, что все в порядке, для детей нового поколения школа будет все больше похожа на лагерь для пленных.

Причина седьмая. Никто не учитывает, что такое поколение Z

Нынешний график учебы не подходит современным детям с их клиповым мышлением. И загонять их в систему, которая была разработана еще для советских детей, очень недальновидно. Для современных детей урок длительностью 45 минут – это слишком много. 6-7 уроков в день лишь рассеивают их внимание, и информация по многим предметам просто не усваивается. Эти проблемы усугубляет учитель, который часто просто выступает дублёром учебника, который ребенок мог прочесть дома сам. Итог – ребенку неинтересно.

Причина восьмая. Родители думают, что учитель – это и психолог, и географ, и мать и отец

«У пекаря задача – печь, у врача – лечить людей. У учителя – патриотизм, творческий потенциал, креативное мышление, образование. Не кажется ли вам, что это как-то дофига?», – говорит KYKY учитель из Гомеля.

Юная учительница из Минска описала KYKY эту проблему детально: «Мне могут позвонить среди ночи, потому что нужно собрать детей на какое-то мероприятие. Например, в 10 вечера ты чиллишь в баре, тебе звонят и говорят, что завтра какое-то дико важное государственное мероприятие, на которое нужно организовать посещаемость». Кроме промоутирования государственных мероприятий учителя несут ответственность за детей, общаются с милицией вместе с родителями, если ребенок решил прогулять уроки и вляпаться в какую-нибудь историю.

По данным Белстата, средняя зарплата беларуских учителей – примерно 900 рублей. Реальный учителя говорят, что «в лучшие месяцы за уроки вместе с классным руководством – 500 рублей». Разве это та зарплата, которая позволяет обществу, милиции, системе требовать от узкопрофильного специалиста быть отцом, матерью и аниматором для толпы детей?

Причина девятая. Учителю не говорят, что входит в его обязанности

Одна из глобальных проблем школьной системы – контракт учителя: «Договор учителя составлен так, что он всегда неправ – просто потому что в нем помимо прочих есть пункт «и другие распоряжения администрации». Я хочу, чтобы у меня была презумпция невиновности, которая позволяет не отчитываться, почему, например, я не проконтролировал половую жизнь Маши из 11 «Б», которая забеременела», – рассказывает KYKY учитель из Гомеля. И он прав: пока Министерство образования не расшифрует, какие именно обязанности входят в «распоряжения администрации», родители будут требовать от учителей слишком много, а учителя будут делать то, за что им по факту даже не платят. И рисковать рабочим местом – размытый контракт дает возможность руководству делать сотрудника де-факто виноватым.

Причина десятая. В школьных трагедиях ищут виновного, но виновных нет

В срыве учителя из Гомеля нет однозначно виноватых – нельзя сказать, что виновник – сам педагог, ученик или президент, который после скандала восстановил учительницу в должности. Общество, которое разделилось на два лагеря, в одном из которых хейтят школьника, а во втором – учителя, не видит сути проблемы.

И в трагедии в Столбцах, и в ситуации с учительницей из Гомеля, которая наорала на ученика, виновата система, которую нужно менять уже «вчера», потому что от нее уже не первый год несет нафталином, и которая начинает производить жертв этого механизма. Не нужно быть пророком, чтобы предречь другие случаи публичный срывов беларуских учителей и учеников. В кого будем бросать палки в следующий раз?

Советский и доставшийся от него постсоветский подход к школьному обучению изначально искривленный. Школа — не место, где ребенок получает интересные знания и полезные для жизни навыки в соответствии со своими способностями. Это какой-то нездоровый социальный институт, давно устаревший и требующий реформирования, где учителя-роботы больше интересуются самоутверждением, чем саморазвитием, а школьники звереют от скуки и того, что единственным методом оценки успеваемости является способность механически запоминать и воспроизводить данные, которые никогда не пригодятся.

Давайте признаем, наконец, что школьная программа, методы преподавания и оценки требуют глобального пересмотра. Что никому не нужны массовые стихи наизусть и умение рассчитывать молярную массу. Современность не требует большого хранилища данных в голове, важно умение оперировать информацией, применять ее, искать и использовать. Потому что объемы информации в нынешних реалиях настолько огромны и доступны, настолько быстро устаревают и заменяются новыми, что подход к обучению нужно было изменить еще 20 лет назад. И то, что сейчас есть в школьной программе, скорость и методика преподавания только тормозят развитие детей.

В наших школах ум и умение мыслить вообще не востребованы. Нужно только запоминать, пересказывать, со всем соглашаться и подчиняться. Кому это нужно?

Детям скучно! Дети не хотят служить запоминающими устройствами, писать в тетрадки ручкой идиотские сочинения про “что хотел сказать писатель” или решать задачи, которые им никогда не предложит жизнь, подчиняться требованиям внимания и соблюдения тишины. Внимание и уважение нужно не требовать, а завоевывать интересными приемами и творческим подходом. Вместо этого учителя становятся главными противниками прогресса.

Моя подруга руководила отделом PR и маркетинга крупной российской компании, которая занималась дистрибуцией и внедрением электронных учебников. И больше всего стонали и возмущались тем, что нужно осваивать что-то новое, учителя! Вместо того, чтобы радоваться тому, что могут сделать уроки увлекающими и интерактивными.

Еще учителя опасались потерять авторитет у учеников, которые умеют обращаться с компьютерами и планшетами гораздо лучше! Они предпочитают царствовать красной ручкой в тетрадках и продолжать внушать детям, что ошибаться — это страшный грех, это нельзя, это достойно осмеяния. Это неправильно, когда чего-то не знать считается стыдным для ученика.

Сейчас учителя и ученики существуют в двух параллельных мирах, соединиться которым, похоже, нет никакой возможности, оттуда и взаимная нелюбовь.

В одном из миров мелькают яркие картинки и курсируют огромные потоки информации на экранах гаджетов, виртуальность и реальность давно смешались, “лайки” влияют на социальную успешность, а реферат — синоним для “скачать в интернете”.

В другом мире заседают люди, утомленные бесконечными инструкциями и отчетами, рамками программы и невозможностью сделать шаг влево и шаг вправо. И молодое поколение учителей — это те, кто с готовностью подчиняется устоявшимся правилам. Никаких экспериментов, творчества и переустановки системы, только методичное выполнение предписаний ну и, может, выкладывание в инстаграме ошибок своих учеников — чтобы друзьяшки посмеялись над глупыми детьми. Да, это не выдумка, а наблюдения за деятельностью одной реальной классной руководительницы, которой нет еще и тридцати лет.

Есть, конечно, энтузиасты своего дела, предметники, которые приходят в школу с огнем внутри и желанием все изменить. У меня самой были два таких педагога, молодые парни с истфака, Валентин Георгиевич и Олег Иванович, которые увлекли всех историей, географией и обществоведением, очаровали своим чувством юмора и неформальным подходом. Они основали в школе историко-экологический клуб, водили учеников в походы, спасали районную речку от замусоривания и загрязнения. Результат? Несколько поколений счастливых, осознавших себя и свое предназначение учеников! Но в итоге учителя эти из школы сбежали, не выдержав унылости, рутины и инструкций. И это ужасно — место, которое должно служить для развития творческих качеств и умственных способностей, в реальности занимается ровно противоположным, а действительно крутые учителя оказываются задавлены серой массой тех, кто не хочет ничего улучшать.

Школа для большинства учеников является узаконенной каторгой, повинностью, которую нужно отбывать без всяких шансов на досрочное освобождение. И да, дети бывают теми еще отморозками и тупицами.

Только проблема в том, что таких отморозков из них выращивает, не в последнюю очередь, школа, куда они попадают в очень юном возрасте, и где проводят большую часть своего бодрствования. Все эти классные руководители и внеклассные мероприятия, на которые нужно ходить строем без учета твоих личных интересов, постулаты о том, что школа воспитывает ответственных граждан и настоящих людей…

Да школа даже себя воспитать не может, упиваясь нелепым правилом “Учитель всегда прав!”. Никто не бывает всегда прав, а возраст — не повод считать себя умным, мудрость это не морщины, а извилины! И в мире, где пятнадцатилетние создают крутые стартапы, хакают компьютерные системы, созданные взрослыми товарищами, зарабатывают на блогинге и придумывают собственные линии одежды, эти пятнадцати- тринадцати- и даже пятилетние заслуживают уважения, человеческого отношения и интересной учебы. Тогда не будет смертей на физкультуре и нападений с ножом на учителя.

Почему все ненавидят школу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *