Патриархальный уклад

Традиционная, патриархальная и нуклеарная семья: признаки и характеристики

Что такое семья? Функции семьи

Семья — это совокупность индивидов, связанных кровным родством или узами брака. Семью объединяют общий быт и взаимная ответственность.

Простыми словами, семья — это группа близких родственников, живущих вместе.

Основу семьи составляет брачный союз, санкционированных обществом. Брак может быть юридическим, церковным или гражданским (неофициальным). Моногамия — это брачный союз двух супругов. Полигамия — союз трех и более супругов. Многоженство в науке называется полигинией, многомужество — полиандрией.

Читайте подробнее: Что значит моногамный? Правда ли люди — многоженцы от природы

Семья — это и малая социальная группа, и важнейший институт общества, опора всей социальной структуры. Семья как малая группа она удовлетворяет личные потребности людей, а как социальный институт — потребности общества.

Функции семьи

  1. Репродуктивная — биологическое воспроизводство, рождение детей

  2. Социализация — формирование личности.

  3. Хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

  4. Экономическая — совместная трудовая деятельность, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

  5. Первичный социальный контроль — регулирует поведение членов семьи с помощью правовых и нравственных норм, традиций.

  6. Социально-статусная — предоставление социального статуса членам семьи (национальность, религия, сословная принадлежность), воспроизводство социальной структуры общества.

  7. Эмоционально-психологическая — психологическая поддержка членов семьи.

  8. Защитная — физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.

  9. Духовно-нравственная — развитие личности

  10. Досуговая — совместный отдых.

  11. Сексуальная — регулирование отношений между полами.

Патриархальная и партнерская семья: определение и признаки

По распределению обязанностей семьи можно разделить на патриархальные, матриархальные и партнерские.

Патриархальная семья — это семья, где домашние обязанности выполняет в основном женщина, а ответственность за семью и основная власть принадлежат мужчине. Греческое слово патриарха́т означает «власть отца».

Иногда этим же термином обозначают большую многополенную семью (см. ниже).

Признаки патриархальной семьи

  • Старший мужчина материально обеспечивает семью, родственники экономически зависят от него

  • Мужчина — носитель власти и морального авторитета в семье, он принимает решения

  • Мужские и женские обязанности четко разделены: женщине предписано воспитывать детей и вести домашнее хозяйство

  • Мужчина несет ответственность за жену и детей, их поступки

Матриархальная семья — это семья, где основная власть и ответственность принадлежат старшей женщине, другие члены семьи зависимы от нее.

Коллективистская (партнерская) семья означает, что супруги выполняют обязанности совместно или по очереди, делят права и ответственность. Оба супруга обладают экономической независимостью.

Признаки партнерской семьи (семьи демократического типа)

  • Равные возможности супругов

  • Экономическая самостоятельность и независимость супругов

  • Отношения основаны на уважении и доверии

  • Распределение ответственности: проблемы обсуждаются, важные решения принимаются сообща

  • Справедливое разделение домашней работы и родительских обязанностей

  • Уважение к частной жизни членов семьи

Традиционная и нуклеарная семья: определение и признаки

Нуклеарная семья (простая, супружеская) состоит из супругов и детей, либо только из супругов. Термин происходит от слова nucleus — ядро. В современном мире именно нуклеарный тип семьи встречается чаще всего. Нуклеарная семья может быть бездетной, с одним или несколькими детьми; может быть полной или неполной (с двумя родителями или одним родителем).

Нуклеарную семью противопоставляют расширенной (сложной) семье традиционного типа.

Расширенная семья (сложная, традиционная, патриархальная) включает несколько поколений взрослых людей. Если под одной крышей живут родители и их взрослые сыновья/дочери, уже вступившие в брак, бабушки и дедушки, взрослые сестры или братья — это расширенная семья.

Таким образом, традиционная или расширенная семья — это несколько нуклеарных семей, живущих вместе.

Сложная семья уступает место нуклеарной при переходе от традиционного общества к индустриальному. В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке.

Кто такая золовка? Как называют родню со стороны жены и мужа

Найдите в списке характеристики патриархальной семьи. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать разницу между патриархальной и партнерской, нуклеарной и расширенной семьей. Для примера разберем задания из тестов прошлых лет по этой теме.

Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156

Задание 2. В семье N. под одной кры­шей живут су­пру­ги, их дети, внуки и пра­вну­ки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший муж­чи­на, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных до­мо­чад­цев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней ра­бо­той, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) нук­ле­ар­ная
2) партнерская
3) тра­ди­ци­он­ная
4) мно­го­по­ко­лен­ная
5) де­мо­кра­ти­че­ская
6) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 34

Задание 3. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.
1) де­мо­кра­ти­че­ская
2) пат­ри­ар­халь­ная
3) парт­нер­ская
4) нук­ле­ар­ная
5) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 1345

Задание 4. Най­ди­те в при­веденном ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пат­ри­ар­халь­ной (тра­ди­ци­он­ной) семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний
2) при­ня­тие ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи
3) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность жен­щи­ны
4) ор­га­ни­за­ция быта как ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская функ­ция
5) жесткое рас­пре­де­ле­ние муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей
6) сов­мест­ная про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность
Правильный ответ: 156

Тайная власть женщин

Деньги и любовь правят миром…

Что может быть общего у денег, женщин и власти… кроме того, что настоящему мужчине всегда мало тех и других — и сколько бы их у него ни было, радости это ему все равно не принесет. Однако если не сползать в очевидности общий знаменатель у них может найтись совершенно неожиданный.

И нам откроется секрет тайной власти.

ВРЕМЯ ДЕТЕЙ

Говорят что когда-то миром правили женщины. Утверждают что и вся история человечества началась не с деяний царей и героев, а с мирного царства матери. Может и так. Но со временем все изменилось. Парни вдруг хлопнули кулаком по столу и решительно взяли верх. Неясно только зачем.

О причинах переворота произошедшего тысячи лет назад ученые спорят по сей день. Может это был голод, вселенская эпидемия или упавший на голову гигантский метеорит. Как бы там ни было, в то давнее и не очень понятное время мужчины взяли власть и переиначили все вокруг на собственный лад.

Великая патриархальная революция не слишком пошла на пользу. Люди принялись воевать, грабить, путешествовать по миру и открывать новые земли вместо того, чтобы тихо сидеть дома и покорно служить женским капризам. Впрочем, скорей всего все было не так складно и чуть прозаичнее.

Похоже, причиной всему была средняя продолжительность жизни. На заре человечества она коротка, двадцать с небольшим лет… и мужчина рос и умирал оставаясь по сути еще подростком, юношей не смеющим осознать себя как личность и выйти из под природной власти матери. Большой ребенок.

Со временем люди научились возделывать землю, у них стало больше еды, голод ушел… и продолжительность жизни стремительно возросла. Люди не умирали в массе своей подростками, а успевали пожить еще немного, еще несколько лет — может до тридцати… и этого оказалось достаточно.

Юноши вырастали и восставали против власти матери… точно так же, как восстает против нее современный подросток. И в этом мятеже не было ровным счетом ничего нового и непонятного нам. Ничто не ново под луною… за вычетом того, что нравы в ту пору были дикие, а у парня был каменный топор.

Революция победила.

МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ

С тех давних пор мужчины воевали, путешествовали, и создавали теории о природе вещей. Женщин они оставляли дома в роли безмолвных хотя и любимых хранительниц очага. Даже бога со временем стали считать мужчиной… хотя первые божества имели явно выраженные женские признаки.

Однако некоторое время назад появилась теория, утверждающая, что матриархат не уходил далеко. Он лишь сменил форму, став незримым и дожидаясь своего часа. А его полномасштабное возвращение на мировую историческую сцену началось два века назад – с приходом эры капитализма.

Теория эта принадлежит Бернару Лиэтару, финансисту, философу и писателю, многие годы занимавшему ведущие посты в международных финансовых учреждениях. Кстати, он был одним из разработчиков общеевропейской валюты и известен как «архитектор евро». Так что парень достаточно осведомлен.

В своей парадоксальной теории он соединил профессиональное знание мировой финансовой системы с историческими изысканиями, идеями Юнга об архетипах и философскими воззрениями Вальтера Беньямина. Лиэтар рассматривает деньги и власть как явное проявление архетипа Великой Матери.

Великая Мать, первозданная вселенная, Мать-Майя-Мария-Мириам, мать первых людей, первобытных религий и средневековых мистиков. Воплощение власти женщин, свойственной эпохе матриархата. Некогда сброшенная с пьедестала мужскими богами она вернулась к нам в новом обличии.

Первое ее возвращение случилось в Осевое Время – период меж пятым веком до нашей эры и нулевым годом, когда на смену древним мужским религиям приходят новые религии Единого Бога. Бог все еще парень… но Мария возвращается как его мать и подруга. Через двадцать веков приходит капитализм…

И возвращает ее на пьедестал в виде золота и денег.

СВЯЩЕННАЯ МАТЬ

Теория, рассматривающая капитализм как религию, несущую в себе в скрытом виде все представления, обряды и свойства традиционной религии была разработана немецким философом Вальтером Беньямином как нетривиально-мистическое развитие марксистских представлений и революционной практики.

Он посетил молодую советскую страну и лично общался с ее лидерами и идеологами коммунистического движения… и создал нечто совершенно небанальное, нежданное и еретическое. Капитализм это религия четвертого уровня. В религиях первого уровня власть принадлежит изначальной Матери.

В религиях второго уровня, возникающих после патриархальной революции, власть берут юные боги, ее восставшие дети. Они убивают Мать в борьбе или хитростью… и из ее расчлененного тела творят новый мир. Мать становится матрицей, первой материей, чистой землей… и юные боги мечут в нее свое семя.

В религиях третьего уровня Мать возвращается – как мать и подруга нового Единого Бога. Он подчиняет себе старых богов, обращая их в подчиненных ангелов, либо ввергает в ад, превращая в бесов. Он господь, верховный муж… и лишь посвященные знают что на самом деле всем заправляет Мать.

Четвертый уровень это религия без бога. Сперва первозданное, изначальное и аморфное материнское божество распадается на множество мужских божеств, потом их всех подчиняет себе один, Единый… но затем из-за его спины выходит Мать и правит всем миром, оставаясь не узнанной.

Капитал – начальная, аморфная и бессознательная материя нового мира. Она порождает вселенную современного человека, она занимает его помыслы и управляет всем ходом его жизни. Она объявляет войну и заключает мир. Она правит наукой и искусством, задает сам ход общественной жизни.

Капитал – изначальная Великая Мать.

ПЛОД ПОБЕДЫ

Победа новой религии знаменует собой общественный переворот. Общество сохраняет ту же кастовую структуру, известную с давних пор… но люди в массе своей перестают это замечать. Как рыба не замечает воды. Высшую касту образуют слуги нового божества – брахманы и священнослужители.

Сейчас это финансисты и банкиры – люди лично приближенные к Капиталу, служащие посредниками меж ним и человечеством. Они передают божеству молитвы людей, распределяют между ними милость и благодать, что изливается сквозь их руки… и по праву стоят на вершине социума.

Теперь они не презренные ростовщики и старушки-процентщицы, как то было принято в годы власти воинственных мужских богов. Тогда священники были другими, а вторым высшим сословием считались воины… а теперь это бизнесмены. Промышленники, менеджеры и торговцы – наше новое рыцарство.

Сегодня они не влачат свои дни в старенькой лавке или убогой конторе. Они восседают в роскошных замках их стекла и бетона… а часто владеют настоящими замками, купленными у детей древних рыцарей. Они избирают королей, управляют парламентом и задают тенденции в мире высокой моды.

Третье сословие – новые рабы – пашут не покладая рук, безропотно исполняя завет нового божества. Им приходится много трудиться, потомучто культ божества требует жертв. Жертва это акт покупки. Добропорядочный гражданин должен посещать магазин не реже раза в неделю и приобретать товары.

Гипермаркет, салон, бутик – новые облики храма. Бесконечный поток прихожан несет туда заработанные деньги – священную частицу божества – дабы совершить акт причастия. Они верят, что божество наделит их счастьем и позволит обрести смысл жизни. Тайна бессмертия в приобретаемых вещах.

Шопинг как мера святости.

НОВЫЙ МИР

Ценность, достоинство, свойства ума и экзистенциальный статус человека в таком мире определяется его близостью к божеству – впрочем как и всегда… но в этом случае божеством стали деньги. Чем больше вы покупаете, чем дороже ваши вещи – тем выше вы как личность и человеческое существо.

Чем ближе вы к божеству, чем сильней осенены его благодатью – тем больше вас уважают, превозносят и любят. Женщины выстраиваются в очередь чтоб подарить вам свою любовь и родить от вас благословленное божеством дитя. Они начинают играть с вами в причудливые игры, заманивая в постель.

Так что раз вы мужчина – вы вынуждены много работать. Работать, учиться, пробиваться, расталкивая других локтями – чтобы заслужить благословение божества и получить вслед за тем его священные дары. Уважение и почет, членство в обществе, доступ к сексу и право на гражданскую позицию.

Мир уже не интересуется мужскими ценностями, столь востребованными и священными в правление старой веры. Смелость, достоинство, стойкость в бою перед лицом безжалостного врага, преданность долгу и умение хранить клятву — исчезли перед лицом ценностей, свойственных слабому полу.

Покладистость и умение много работать, усидчивость и мягкая доброта… и никто больше не намерен отстаивать свои убеждения в открытой борьбе. Любовь и секс важнее морального долга и рыцарского права победить или пасть в бою. Матриархат вернулся. Под маской святого животворящего капитала.

При этом реальное поведение, в том числе в мире экономики, определяется не разумом а иррациональными чувствами. По-сути оно религиозно… и ведет к религиозным войнам и мировым экономическим кризисам. Революция была попыткой разрушить это… построив коммунизм — религию пятого уровня.

Но мать победила.

КРУГ

История свернулась, укусив себя за хвост. Матриархат вернулся в новом, совершенно неузнаваемом обличии… и юные парни уже точат свои длинные ножи, планируя новую патриархальную революцию. Юный мужской бог – пролетариат, бежал в египетскую пустыню, скрывшись от избиения младенцев.

И все снова.

ПРИЛОЖЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

МАТРИЦА

Имена Великой Матери в различных ипостасях – Мария, Марья, Маргарита, Майя, Мириам – представляют в индоевропейских языках одно и то же имя, означающее Мать. Разница в написании и произношении случайна и определяется местной транскрипцией, диалектом и культурной традицией.

Впоследствии от того же слова в древнегреческом происходит слово материя, или матрикс, матрица. В этом виде оно входит в современные европейские языки… разделяясь на два различных слова – на материю и матрицу. Но и то и другое означает Мать — порождающая сущность, первооснова.

При этом Мать имеет общий корень со словом Море, что воплощает миф о сотворении мира, в котором все появляется из первозданного моря. Первичное море является живым осознающим себя божеством, Изначальной Матерью. Собственно, процесс осознания себя и становится актом творения мира.

Родовой строй. Матриархальный род. Патриархальный род

Пока шёл процесс выделения человека из животного мира, люди жили ордами, стадами, как и их непосредственные предки. Flo впоследствии, в связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населения, складывалась родовая организация общества.

Объединяться для совместного труда могли в те времена только люди, находившиеся в родственных отношениях. Примитивные орудия производства ограничивали возможности коллективного труда узкими рамками группы людей, связанных родством и совместной жизнью. Первобытный человек обычно относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совместной жизнью. Род представлял собой группу, на первых порах состоявшую всего из нескольких десятков человек и спаянную узами кровного родства. Каждая такая группа существовала обособленно от других подобных ей групп. С течением времени численность рода возрастала, доходя до нескольких сотен человек: развивалась привычка к совместной жизни; выгоды общего труда всё более заставляли людей держаться вместе.

Исследователь жизни первобытных людей Морган описал родовой строй, сохранявшийся у индейцев-ирокезов ещё в середине прошлого века. Основными занятиями ирокезов являлись охота, рыболовство, собирательство плодов и земледелие. Труд был разделён между мужчинами и женщинами. Охота и рыболовство, изготовление оружия и орудий труда, расчистка почвы, постройка хижин и укреплений составляли обязанность мужчин. Женщины выполняли основные работы на полях, собирали урожай и доставляли его в кладовые, варили пищу, изготовляли одежду и глиняную посуду, собирали дикие плоды, ягоды, орехи, клубни. Земля была общей собственностью рода. Более крупные работы — вырубка леса, расчистка земли под пашню, большие охотничьи походы — выполнялись сообща. Ирокезы жили в так называемых «больших домах», вмещавших 20 и более семей. Такая группа имела общие кладовые, куда складывались запасы продуктов. Женщина, стоявшая во главе группы, распределяла пищу между отдельными семьями.

На время военных действий род избирал себе военачальника, который не пользовался никакими материальными преимуществами; с окончанием военных действий его власть прекращалась.

На первой ступени родового строя ведущее положение занимала женщина, что вытекало из тогдашних условий материальной жизни людей. Охота при помощи самых примитивных орудий, которая была делом мужчин, не могла полностью обеспечить существование людей: её результаты были более или менее случайными. В этих условиях даже зачаточные формы земледелия и скотоводства (приручение животных) имели большое хозяйственное значение. Эти занятия служили более надёжным и постоянным источником средств к жизни, чем охота. А земледелие и скотоводство, пока они велись примитивным способом, были преимущественно занятием женщин, остававшихся у домашнего очага, в то время как мужчины охотились. Женщина играла в течение длительного периода главенствующую роль в родовой общине. Родство считалось по материнской линии. Рамки родовой общины были узки, в её состав входили потомки одной женщины. Это был материнский, пли матриархальный, род (матриархат).

В ходе дальнейшего развития производительных сил, когда кочевое скотоводство (пастушество) и более развитое земледелие (хлебопашество), являвшиеся делом мужчин, стали играть решающую роль в жизни первобытной общины, матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным, родом (патриархат). Главенствующее положение перешло к мужчине. Он стал во главе родовой общины. Родство стало считаться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по сравнению с материнским родом. Патриархальный род существовал в последний период первобытно-общинного строя.

Отсутствие частной собственности, классового деления общества и эксплуатации человека человеком исключали возможность существования государства.

«В первобытном обществе… не видно еще признаков существования государства. Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами, — положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угнетенное положение, — но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что такое патриархальная семья многие, могут только догадываться, не вникая в ее сущность и важность значения для общества. Патриархальной называют то семейство, где правит патриархат, то есть главенствующую роль играет муж, мужчина, отец.

Истоки патриархальной семьи

В Древнем Риме, Греции, Египте право на наследство передавалось по мужской линии. Женщина во времена патриархата оставалась хранительницей рода.

В современном православии патриархальный уклад, изменился, но основы остались прежними. Возможно, для кого слово «патриарх рода» звучит, как сочетание, относящееся к древности, однако, это не так. Счастливо то семейство, в которой главенствует мужчина. Первоначально Бог создал патриархальную семью, где мужчина играл главенствующую роль, оставался добытчиком и защитником.

Патриархальная семья — тип семейных отношений, где последнее слово принадлежит мужчине.

В патриархальной семье под одной крышей живут несколько поколений

Логично, что если существовал патриархат, тогда был и матриархат. Матриархат возник в период охраны, рождения детей, продолжения рода, но продлился он недолго, род мог существовать при организации добычи и защиты.

Отличительные черты патриархальной семьи

  1. Патриархальный уклад характеризуется патрилинейностью, когда наследие, титул, положение в обществе передается по мужской линии.
  2. Патриархальному обществу свойственны только два вида семейных отношений.
  3. При моногамии мы наблюдаем картину — один муж и одна жена, при полигинии — муж и несколько жен.
  4. Основным признаком патриархальности является наличие многих поколений родных людей, живущих в одном поместье. Три-четыре поколения живут под одной крышей, при этом все управление принадлежит старейшему мужчине рода или семейному совету.

Мудрый управитель развивал хозяйство, руководил с умом, направляя жизнь дома в «мирное русло» и не вмешиваясь в женские дела. Большак или домостроитель — так называли славяне главу рода, подчеркивая его положение.

О семье в православии:

  • Какие иконы можно дарить на свадьбу
  • О браке с неверующими и иноверцами
  • Обязанности и наставления для мужа и жены

Основным недостатком таких отношений является гиперответственность каждого члена рода, часто приводящая к пониженной самооценке.

Важно! Огромным плюсом патриархальных отношений можно назвать отношение к старикам в этом доме, где не может быть брошеного ребенка, и все проблемы решаются миром, всем семейством.

Традиционная патриархальная семья

Со стороны отношений при патриархате, существующем даже в современном обществе, явно просматривается главенство отца и мужа и ярко выраженная зависимость от него остальных членов семейства.

В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети – родителям

В такой семье мужчина остается:

  • обладателем неограниченного авторитета;
  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • хозяином;
  • главным распорядителем финансами.

Родительская власть отца не имеет границ и не обсуждается. Мужчины обладают практически всеми правами, в отличие от женщин. Авторитарность интересов клана намного выше личных чувствований.

Домостроитель, как правило, редко участвует в домашних делах и воспитании детей, возложив при этом всю ответственность на женскую половину дома.

Важно! Патриархальный семейный тип не означает самодурство ее главы, а умелое руководство родными. Библия говорит, что мужья обязаны любить своих жен, а те должны быть послушными (Ефес. 5).

Женщина при патриархальном ладе остается, создательницей комфорта и уюта в ней, мудрой воспитательницей детей, живя с мужем во взаимопонимании, сохраняя прочность и долговечность семейного брака. Добродетель жены ценится не меньше главенства хозяина дома, ее мудрое воспитание детей в набожности и уважении к старшим взращивает прекрасные плоды.

Современные семьи являются в основном нуклеарными, это когда в доме живет два поколения, реже три. Признаком патриархата в нуклеарных родах остается главенство мужчины в решении важных вопросов.

Типы патриархальной современной семьи

  1. Семья, построенная на взаимопонимании доверии, где мужчина является основным добытчиков и кормильцем, а жена — устроительница уюта и комфорта в дома, мудрая воспитательница детей, является самой крепкой и счастливой.
  2. Перебиваясь случайными заработками, мужчина не может обеспечить свою жену и детей всем необходимым, но при этом пытается оставаться для них командиром и руководителем, он обрекает семейное существование на конфликты и ссоры. Нестабильность финансовая и моральная часто приводят к разрыву семейных отношений.
  3. В современном мире возник еще один вариант общения, когда богатый олигарх берет в жены красивую, молодую женщину, обрекая ее на роль Золушки. Ее устраивает финансовое положение, его — наличие красивой жены.

Желание жить под опекой мужчины не означает ущемление женских прав.

Как создать крепкую патриархальную семью в современном мире

Современную ячейку общества трудно назвать традиционной патриархальной, ибо в ней жена может зарабатывать больше, проводить основное время на работе, но при этом не нарушаются основные библейские принципы об уважении и покорности к мужчине и мужу.

В традиционной семье муж и жена живут в верности и уважении друг к другу

Каждая женщина мечтает о том, чтобы мужчина обеспечивал семейство всем необходимым, или оставался главным советчиком и устроителем дома, обладая правом решающего голоса.

Совет! Мудрая жена, даже зарабатывая больше мужчины, всегда будет уважать мужа, и оставлять за ним руководящее право в решении семейных вопросов.

В счастливой традиционной семье:

  • мужчина поддерживает авторитет всех ее членов;
  • муж несет ответственность за детей и жену;
  • отец семейства является главным его обеспечителем или распорядителем семейного бюджета;
  • родители воспитывают детей в уважении к старшим рода;
  • муж и жена стремятся жить в верности, целомудрии и уважении друг к другу.

Бог построил иерархию, на вершине ее стоит Иисус, под Ним находится мужчина, которому корится жена. Женщина, которая хочет верховенствовать в православной семействе, автоматически переворачивает все с ног на голову, ставя себе под ноги и мужа, и Христа.

Патриархат или главенство мужчины в нуклеарной семье на основах христианства было и остается основой ее крепости, счастья и благополучия. Муж, отец, заботящийся о своем семействе, как Спаситель о Церкви, остается его защитником, покровом и мудрым водителем. Женщина, жена, умеющая кориться мужу, всегда будет правительницей рода, любящей и любимой женой и матерью.

Важно! Библейским обетованием счастливой семьи, живущей по патриархальным православным канонам, остается пятая заповедь, данная Творцом Моисею на горе Синай. Почитание родителей из рода в род принесет благо последующим поколениям.

Молитвы о семье:

  • Молитвы о мире в семье
  • Молитвы Николаю Чудотворцу о семье
  • Молитва Матроне Московской о мире в семье

Принципы традиционной православной семьи

В отличие от древнего патриархата, где царствовал тотальный контроль и власть, в современном православии проповедуется уважение к мужчине, почитание его, как отца и кормильца.

Тотальный контроль, живший в прежние времена, является разрушительным для брака в современном мире. В православном браке, где отец — глава, а мать — хранительница очага, воспитываются гармоничные личности, выросшие в спокойной обстановке.

Мужчина, взявший на себя роль главы семейства, мудро:

  • руководит семейным бюджетом;
  • оберегает честь жены;
  • участвует в воспитании детей.

В таких семьях дети воспитываются в строгости и любви, родители для них являются образцами поведения во всех ситуациях.

Авторитет родителей строится на собственной жизненной позиции, они постоянно должны следить за эмоциями и словами, чтобы не согрешать. Забота о детях не может подавлять их собственные инициативы, а мудро направлять потомство в нужное русло так, чтобы ребенок решил, что принял решение самостоятельно.

Можно сколько угодно критиковать патриархат, но нельзя не отметить, что такие семьи практически не разводятся, оставаясь основой здорового общества.

Патриархальная семья

Сочинение на тему: Патриархальный мир в комедии Бедность не порок, Островский

Главная>Сочинения по произведению Бедность не порок

Патриархальный мир

Комедия в трех действиях «Бедность не порок» была написана А. Н. Островским в 1853 году, а напечатана уже через год. Первоначальное название комедии — «Гордым Бог противиться». Автора произведения когда-то называли «Колумбом Замоскворечья», так как он жил в «купеческом» районе Москвы и прекрасно знал порядки этого сословия. Он мастерски описывал весь драматизм, происходящий за высокими заборами купеческих домов. Порой шекспировские страсти разворачивались в душах как купеческого, так и простого сословия. Патриархальные законы уже уходили в прошлое, но все еще оставались пережитки. В своем произведении Островский показал как, несмотря на патриархальный мир, «горячие» сердца живут по своим собственным законам. Даже старые обычаи не в силах победить любовь и добро.

Главные герои произведения — бедный приказчик Митя и дочь богатого купца Любовь Гордеевна. Молодые давно влюблены друг в друга, но сказать не смеют, так как понимают, что отец девушки не даст своего согласия. В планах Гордея Карпыча выдать свою единственную дочь за богатого московского купца и перебраться поближе к столичной знати. Вскоре такой претендент нашелся. Это был пожилой и расчетливый фабрикант Африкан Савич Коршунов. Он когда-то хитростью в Москве разорил брата Гордея Карпыча, но сам Торцов об этом ничего не знал. Любим Карпыч пытался всячески вразумить брата и вернуть ему рассудок, который он потерял от жадности к деньгам и почестям. Когда в доме Торцовых стало известно о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны с Коршуновым, такой случай как раз выдался.

В этой патриархальной семье никто не смел перечить хозяину дома и идти против его воли. Даже Пелагея Егоровна, которая была против этого брака, ничего не могла поделать. Узнав, что их добрый и верный приказчик Митя давно влюблен в Любовь Гордеевну, она лишь может как сторонний наблюдатель посочувствовать молодым. Когда Митя просит ее разрешения увезти Любовь, Пелагея Егоровна восклицает, что не будет брать такой грех на душу, у них так не заведено. Да и сама Любовь Гордеевна, несмотря на то, что любит Митю всем сердцем, отказывается от своего счастья в угоду родительского решения. Она не смеет пойти против отцовской воли и нарушить издревле сложившиеся традиции. К счастью для всех в этом патриархальном мире находится человек, который открыто выражает свой протест.

Любим Карпыч появляется как раз вовремя, чтобы раскрыть всем глаза на старого фабриканта Коршунова, в свое время разорившего его. Он требует его вернуть долг, а заодно и приплатить огромный выкуп за племянницу. Оскорбленный гость покидает дом Торцовых и не желает больше жениться на дочери Гордея Карпыча, пока ему не выразят извинения. Но гордый хозяин не намерен унижаться перед каким-то фабрикантом, и заявляет, что выдаст свою дочь за любого, хотя бы за Митю. Это объявление настолько осчастливило молодых, что они сразу же попросили благословить их. Пользуясь моментом, благословения на брак попросил и племянник Торцова — Яша Гуслин. Вот так, благополучно завершилась пьеса «Бедность не порок», в которой любовь и добродетель восторжествовали над патриархальностью.

см. также:
Другие сочинения по произведению Бедность не порок, Островский

Характеристики главных героев произведения Бедность не порок, Островский

Краткое содержание Бедность не порок, Островский

Краткая биография Александра Островского

Патриархальный уклад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *