Отношение к детям на Руси

Как воспитывали детей в Древней Руси

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка.

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Внебрачные дети. Зачем мужчинам внебрачные дети?

Внебрачные дети уже давно не неожиданность, и тем более ни редкость. Может это новый тренд? Количество семей, где муж стоит параллельные отношения увеличивается, и как следствие этих отношений у любовницы появляются внебрачные дети. Так как супружеская измена – это по-прежнему аморально. А ребенок, который видит папу тайком и украдкой от его законной жены и детей рожденных в браке – это не тот педагогический и нравственный ориентир, на который может ориентироваться общество. Кроме того, подавляющее большинство мужчин с которыми мне приходилось работать в условиях наличие у них внебрачных детей, сами не были в восторге от данной ситуации и никто из них не ссылался на то, что он в этом вопросе последовал за модой. У некоторых социальных категорий состоятельных мужчин, действительно, есть мода на любовниц, но она не распространяется на внебрачных детей.

До 2014 года в стране был экономический рост. Многие мужчины и женщины смогли обеспечить себе высокий уровень дохода, купить квартиры (хоть и в ипотеку). Не просто состоятельные, а стабильно (многие годы подряд) состоятельные мужчины, совершенно логичным образом привлекали к себе повышенное внимание женщин, которые за финансово приятные бонусы были готовы по многу лет мириться с положением любовниц. Они конечно, искренне любили своих женатых любовников, но если бы те были бы бедны, то отношения, скорее всего, явно были бы короче. Соответственно, часть этих любовниц, желая завести ребенка вообще – ведь большинство женщин этого желают, тем более были готовы завести ребенка от успешного женатого любовника. Логика женщин проста: Во-первых, состоятельный папа сможет должным образом финансировать своего внебрачного ребенка и его маму. Во-вторых, если об этом узнает его жена, она может выгнать мужа, будучи уверенной в том, что он и после развода будет хорошо содержать ее и законных детей. Соответственно: внебрачный ребенок – это прямое подталкивание мужчины к уходу из семьи. В-третьих, для многих женщин, рождение ребенка от женатого состоятельного мужчины – чуть ли не единственный способ решить вопрос с собственным жильем, так как данный мужчина сможет помочь с квартирой для своего ребенка. В-четвертых, нужно помнить, что хорошо зарабатывают сейчас и многие женщины. Соответственно, какие-то любовницы готовы рожать ребенка от состоятельного женатого любовника и рассчитывая на себя: квартира уже есть своя, плюс есть собственные доходы или прибыльный бизнес (свой или родителей).

А дальше, то есть сейчас, вновь играет значение экономика и психология. Начиная с 2014 года экономика ухудшилась. Денег в мужских карманах стало меньше. За них усилилась конкуренция. Кто-то из мужчин вообще перестал содержать внебрачного ребенка. Кто-то уже не смог должным образом платить алименты и эти разгневанные любовницы стали прямо или косвенно сообщать об этом женам или обращаться в суды с алиментами. Что бы те, наконец, выгнали изменяющего мужа из дома. Ведь в условиях усыхания финансового потока, любовнице лучше все-таки перейти к финансово более выгодному статусу законной жены. И в крайнем случае, если мужчина и не уйдет из семьи, хотя бы получать гарантированные алименты, в размере ¼ от доходов отца ребенка. Ведь при наличии кредитов на машину или ипотеки, гарантированность и регулярность платежей очень важна.

Кроме того, важно понимать, что многие внебрачные дети, рожденные в «сытые» 2010-2015 годы уже подросли, пошли в детские сады и школы, они сами общаются с отцами, гуляют с ними в общественных местах, поэтому и вероятность их обнаружения законными женами становится выше. Тем более, что по мере вырастания деток, смелее становятся их мамы. Они более активно начинают защищать свои женские права, сильнее давят на женатых любовников. И вот уже сами данные мужчины идут к психологам, чтобы посоветоваться, как им жить дальше и не пришло ли время с кем-то попрощаться – с женой или любовницей.

Ситуация выглядит так:

— примерно 15% внебрачных детей, это плановые ситуации, когда влюбленный в свою любовницу женатый мужчина сознательно пошел на зачатие внебрачного ребенка, так как искренне планировал в ближайшие месяцы или годы уйти из семьи и воспитывать своего данного ребенка уже в браке с его мамой. При этом часть таких мужчин даже говорят о том, что самим зачатием данного ребенка они сами себя как бы подстегивали, ускоряли принятие своего решения в пользу любовницы. Но, в дальнейшем, две трети этих мужчин понимали, что они все-таки неспособны уйти из семьи и дети остались внебрачными уже навсегда…

— примерно 20% внебрачных детей – это плановые или спонтанные ситуации, когда мужчины пошли на зачатие внебрачных детей из-за чувства вины перед своей верной многолетней любовницей. Когда женщина сумела привязать мужчину и грамотно манипулировать любовником, возложить на него вину за ее «потерянные впустую» из-за него годы и т.д. Или вызвала чувство вины на прошлые аборты в данных отношениях. Которых, кстати говоря, на самом деле могло и не быть. Но могли и быть.

— примерно 30% внебрачных детей – это откровенный обман со стороны любовниц, когда женщины осознанно зачинали детей от женатых любовников, которые при этом осознанно не желали рождения внебрачных детей и связанных с этим сложностей.

— примерно 20% внебрачных детей – зачинаются случайным образом, ввиду одновременной небрежности любовников и любовниц, когда люди в своих отношениях просто плывут по течению, ничего не загадывая. В том числе – люди мало знакомы между собой. Или в момент зачатия были вообще не в себе – в алкогольном или наркотическом опьянении. Зачатие происходит естественным образом или не срабатывает метод предохранения (обычно – прерванный половой акт). Об абортах никто не говорит, так как есть моральные или религиозные запреты, или у женщины уже был опыт абортов (в том числе и от данного мужчины).

— примерно 10% внебрачных детей зачинаются мужчинами по прямой просьбе и активности женщин, но на фоне уверенности мужчины, что он в будущем никак не будет общаться с данной женщиной и своим ребенком. Это случайные знакомые женщины, женщины по переписке, коллеги по работе, общение в командировках, в отпуске и т.д. Женщины или признаются в сильной любви, или жалуются, что не могут завести ребенка от имеющегося мужа и т.д.

Ну и еще примерно 5% внебрачных детей рождается по инициативе самих мужчин, которые просто очень желают детей, но изначально не планируют уходить к матери внебрачного ребенка. Это, или если у мужчины в браке вообще нет детей, или супруга не желает заводить еще одного ребенка, а в семье есть средства. Или мужчина просто желает еще детей по каким-то своим собственным мотивам. И, в благодарность за это, готов и купить женщине квартиру и погасить ее долги и продвинуть по карьере и т.д. В данном случае, мужчины могут мотивировать женщину на ЭКО или ИКСИ, так высока у них мотивация.

Итого, у нас получается следующая картина внебрачные дети -это плановая стратегия или нет:

  • — примерно в 15% случаях мужчина планировал уйти к любовнице;
  • — примерно 20% случаев мужчина не знал, что ему делать, но не хотел терять привычную любовницу и просто пошел навстречу ее пожеланию ребенка.
  • — примерно 30% случаев – это обман мужчин со стороны любовниц
  • — примерно 20% внебрачных детей – зачинаются случайно, когда такого плана нет ни у мужчин, ни у их любовниц.
  • — примерно 10% внебрачных детей зачинается мужчинами по прямой просьбе женщин при отсутствии планов общаться дальше в жизни.
  • — примерно 5% внебрачных детей рождается по инициативе самих мужчин, которые очень желают иметь много детей от разных женщин.

Так что, можно увидеть, что какого-то одного шаблона того, о чем думал мужчина, когда планировал появление внебрачного ребенка, просто нет. Есть несколько шаблонов. Причем, что-то планируют мужчины, всего в 1/3 от всех случаев внебрачных детей.

Получается, что при зачатии внебрачных детей, чаще всего, мужчины имеют самое смутное представление о том, что их, а также их семью и их детей ждет дальше? К сожалению, это так. Отсюда такое большое число трудностей, которое затем наступает. Ведь мужчины не понимают самых элементарных вещей о том, когда будут у него еще внебрачные дети:

1.Психология беременной и уже родившей женщины сильно отличается от психологии женщины еще не беременной. Поэтому, после наступления беременности, или оставшись наедине с уже рожденным ребенком, на женщину накатывают такие эмоциональные волны, что ей становится наплевать на все те договоренности и планы, что имели место быть с мужчиной до этого. Обида, ревность, зависть к законной жене, любовь к своему ребенку и т.д. делают свое дело! Женщина рвет и мечет, ссорится с отцом ребенка, скандалит с его женой и т.д. 2.Ни один мужчина не может быть уверен в том, что он сможет достойно содержать две семьи на протяжении всей своей жизни. 3.Ни один мужчина не может быть уверен в том, что у него хватит здоровья успевать общаться со всеми своими детьми и женщинами, когда они не проживают вместе. 4.Ни один мужчина не знает силы своей ревности к женщине и любви к внебрачному ребенку, если вдруг мать его внебрачного ребенка влюбится в другого мужчину и захочет выйти замуж и далеко переехать. 5.Мужчине трудно оценить связь с собственной законной семьей, пока не попытается уйти к любовнице. И уйдя к внебрачному ребенку и его матери, мужчина вдруг понимает, что без своей семьи он просто физически умрет.

Мужчины – будьте верны своей семье, заводите детей все-таки в законном браке! И тогда вы избавите себя от множества страданий. Жены – пожалуйста поддерживайте инициативу своих мужей к деторождению! Женщины, еще не имеющие брака – не создавайте свои отношения с женатыми мужчинами, не рожайте детей от женатых, так как каждая такая история- это такой набор проблем, который, затем, приходится распутывать целую жизнь.

Незаконнорожденные дети в Российской империи были частым явлением.

Запись в метрической книге

Запись о рождении внебрачного ребенка отличалась отсутствием информации об отце ребенка.

Сведения о матери в метрической книге были полные: сословие, из какой местности, фамилия, имя, отчество, вероисповедание, иногда даже возраст указывали, замужем или нет.

В метрической записи делали специальную отметку под именем ребенка — внебрачный или незаконнорожденный.

Правовой статус незаконнорожденного ребенка в Российской империи

Права незаконнорожденных детей были крайне ограничены долгие века. Такой ребенок не мог наследовать имущества отца и матери, не имел отчества и фамилии. К нему было отвратительное отношение всех родственников. Незаконнорожденных детей старались отдать в ученики, отправить к дальней родне, отдать в рекруты.

Вместо отчества указано «Незаконнорожденный» в ревизской сказке Черниговской губернии

Фамилия и отчество

Незаконнорожденные дети получали фамилию от восприемника. Либо с согласия отца незамужней девушки, младенцу давали дедову фамилию.

Отчество детям было не положено, писали «Внебрачный», «Небрачных», «незаконнорожденный». В некоторых приходах указывали отчество «Богданович» (Богом данный).

Незаконнорожденные дети девиц из Новгородской губернии. Указаны отчества «Богданович» ГАНО Ф.480-Оп.2, Д.4, л.25

Внебрачные дети высшего света

Что касается высшего сословия, то их дети получали обрезанную фамилию богатого отца (Трубецкой — Бецкой) или фамилию от названия имения/местности проживания. Воспитывались такие дети почти всегда в приемной семье.

Бывали случаи, когда ребенка, рожденного от дворовой девки дворянин брал в свой дом, воспитывая наравне с законными детьми. Можно представить, как была «довольна» в этой ситуации официальная супруга.

В целом, осуждения за таких внебрачных детей не было. Помещики и дворяне считали этот процесс естественным. А вот женщин, родивших таких детей, оскорбляли и унижали, считая их недостойными.

Менялись времена, несмотря на недовольство церкви внебрачные дети стали приобретать права. В 1801 году вопрос официального признания незаконнорожденных рассматривался императором Александром 1.

Законные незаконные дети

Началось всё с того, что некоторым персонам, подавшим ходатайства об официальном усыновлении, указом императора было позволено внести изменения в метрическую запись о рождении. Случившиеся прецеденты вызвали огромное количество таких же ходатайств.

На что император Александр 1 оставил за собой право решать удовлетворять ли такие ходатайства. Было разрешено одобрять ходатайства только лицам, которые имеют заслуги. Император аргументировал это тем, что разрешение на узаконение внебрачных детей вызовет «массовое падение нравов».

Считалось, что в страхе обречь своих детей на бесправное существование, люди сто раз подумают, прежде чем вступить в распутную связь (что не особо-то работало).

Узаконенный внебрачный ребенок. Указаны имена родителей, вступивших брак. Указано, что девочке присвоена фамилия и отчество по отцу.

Читайте интересные семейные истории на канале Яндекс.Дзен

Закон 1891 года

После решения Александра I прошло еще 90 лет, в течение которых обсуждался вопрос внебрачных детей, завершившийся в итоге дополнением к Своду законов Российской империи в 1891 году. Принятые дополнения разрешали узаконивать внебрачных детей, но не рожденных в результате прелюбодеяния. Требовалось подтверждение отцовства (свидетели и письменное заявление отца о признании ребенка).

Процедура была следующая: родители вступали в брак, подавали заявление в суд на признание внебрачного ребенка законным (в течение года с момента регистрации брака). Суд принимал положительное решение, в актовую запись о рождении вносилась специальная отметка об усыновлении незаконнорожденного ребенка.

Справка о признании родившегося вне брака ребенка законным, после свадьбы его родителей. Такие документы прикладывались к метрическим записям за разные годы после закона 1902 года.

Незамужняя девица

За незамужнюю девку в Российской империи ответственность несли родители. Поэтому в метрической записи, где матерью новорожденного являлась девица, писали: «Крестьянина Ивана Иванова дочь девка Прасковья Иванова незаконно родила младенца мужского полу».

Метрическая книга часть 1 о родившихся, Новгородская губерния. Внебрачные дети

Существует мнение, что для спасения девки от позора, незаконнорождённого ребенка поп мог записать на ее родителей, дядьку или других родственников. Якобы, в некоторых приходах на это закрывали глаза. Сложно сказать правда ли это. Возможно, такое могло быть (например, чтобы не портить статистику).

Для помещичьих крестьян в метрической записи указывали имя владельца-помещика, а также статус девицы: дворовая девка, крестьянка, крепостная и т.п.

Солдатка

Солдатка, т.е. жена солдата, находилась в весьма уязвимом положении. Если до рекрутства супруги не успели завести ребенка, то женщина была обречена остаться бездетной. Ведь в рекруты забирали на 25 лет.

Позднее, когда рекрутство было заменено на воинскую повинность, а солдаты смогли получать отпуск и ездить домой, количество внебрачных детей значительно выросло. И вот по какой причине.

Запись о рождении у солдаток внебрачных детей в 1867 году, село Златоустовка, Донецкая губерния.

К женам солдат применялась презумпция виновности. Достаточно было подозрения (соседки, родственников, самого супруга), что сроки нахождения в отпуске солдата и рождения ребенка не совпадают. Доказать, что настоящий отец рожденного ребенка — это отсутствующий солдат было невозможно.

По правилам церковь требовала предоставить справку об отпуске солдата, в случае не предоставления этой справки, ребенка солдатки записывали внебрачным.

«От любви и обреченности»

Живущая без мужа солдатка тоже хотела любви и ласки, глядя на полноценную семейную жизнь родственников мужа. Именно это желание толкало ее к случайной связи, которая нередко приводили к беременности.

Солдатка понимала, что ничем хорошим закончится для нее эта беременность не может. Поэтому нередким было прерывание беременности. Рожденный же ребенок в наибольшем числе случаев был обречен на унижения. Его не принимали родственники, оскорбляя и унижая ребенка и мать.

Подкидыши

Стремясь избавиться от внебрачного ребенка женщина могла уехать в другое село или город, там родить и подбросить младенца к церкви, воспитательному дому или к воротам жилого дома.

Детей и внуков солдат приписывали в кантонисты. Зная об этом, солдатки иногда прятали детей, подкидывали их в чужие дома, стараясь уберечь от гибели на войне. Особенно, если супруг-солдат погиб.

1.02.1920 год. Ходатайство. Хрепельский совет просит Губернский Комитет приютить двух месячного незаконнорожденного ребенка, у которого умерла мать. В виду его без исходного положения еще раз напоминаю о принятии ребенка в какой-либо приют. Т.к. он в настоящее время воспитывается у граждан по очереди. ГАНО.

Незаконнорожденные дети у вдовы

У вдов указывали информацию об их умершем супруге. При этом ребенок признавался законным, если с момента смерти мужа вдовы прошло менее 304 дней.

Вдовам было проще устроить личную жизнь и вступить в повторный брак, чем солдаткам. Поэтому у вдов реже рождались внебрачные дети.

Дети вдовы из Новгородского уезда, Новгородской губернии. У них разные отчества. Незаконнорожденные дети в исповедной росписи 1848 года

Внебрачных детей прятали от людских глаз, чтобы не позорить семью.

Осуждение

Немаловажным фактором в отказе женщины от внебрачного ребенка было осуждение общества. Хотя мужчину, имевшего ребенка на стороне, никто открыто не порицал, кроме церкви.

Церковь считала внебрачные связи угрозой традиционному укладу общества. Развод осуществлялся по причине прелюбодеяния.

Причем на виновника накладывали епитимью (чаще всего это был муж), а второй стороне позволялось вступить в следующий официальный брак.

Правовой статус внебрачных детей в 20 веке

В 1902 году законодательно разрешили признавать законными всех внебрачных детей. Процедура усыновления осталась прежней. Мать могла подать на выплату алиментов.

Возник спор и насчет фамилии узаконенных детей. До 1891 года они получали фамилию восприемника. После разрешили писать ребенка по фамилии матери (если ее отец, т.е. дед ребенка давал свое согласие). А вот после 1891 года при официальном усыновлении ребенок получал фамилию усыновителя.

Незаконнорожденные дети в СССР

Приход к власти большевиков в 1918 году ознаменовался созданием ЗАГСов, которые стали заниматься регистрацией детей. Был издан Декрет, утверждавший основные правила гражданского брака, регистрации детей, а также права и обязанности детей и родителей по отношению друг к другу.

Запись в книге ЗАГС о рождении внебрачного ребенка Пехенько Михаила. У него указаны сведения только о матери Ульяне Титовне, 23 лет. Отчество у Михаила не указано (написано внебрачный). Незаконнорожденные дети отчество не получали даже после 1918 года.

В 1926 году издан Кодекс, законодательно закрепивший основные положения о семье, детях и регистрации брака. Это упростило процедуру регистрации незаконнорожденных детей. Мать сама называла имя отца в ЗАГС. Мужчине отправляли уведомление, на которое он должен был отреагировать в течение месяца. По истечение этого срока отцовство признавалось официальным, как будто возражений не имеется.

Незаконнорожденные дети после войны

В 1944 году появилась необходимость в издании нового закона. Теперь матери было запрещено подавать в суд для установления отцовства и назначения алиментов на внебрачного ребенка.

В послевоенное советское время большинство детей были безотцовщиной (отцы погибли или пропали без вести на Великой отечественной войне). Особого отношения к внебрачным детям не было. Добровольное признание отцовства поощрялось правительством, но не было обязательным.

Закон о семье был изменен только в 1968 году. Теперь отцовство признавалось через суд только с согласия отца. При этом нужно было доказательство, что внебрачный ребенок находится на его обеспечении.

Семейный кодекс Российской федерации

Принятый в 1995 году Семейный Кодекс утвердил достаточными любые доказательства отцовства. К современным способам доказательства родства отца и ребенка можно отнести ДНК-тест.

Вам будут также интересны другие статьи по генеалогии:

Виды архивных документов

Шаблоны генеалогического древа

Родословная для детей

Сведения о подкидышах и Воспитательный дом в Вильнюсе

Костромской уезд, с. Коробово. Фото 1910 г.
Гигантские шаги для детворы. (источник)



Пасхальная открытка, 1913 год.
1916 год.




В деревне Красниково Солигаличского уезда. 1908 год.
Коллективный портрет местных школьников. Ясная Поляна. Прокудин-Горский, май 1908 года.
Фрагмент.
Детский сад в селе Рыбацком, Санкт-Петербург, при Церковно-Приходской школе. Дореволюционное фото.
Книга «В помощь семье и школе», издания Педагогической Академии » Воспитание в семье и школе» , Москва, 1911 год. Из главы «Детский сад и основы его организации».
Книга «В помощь семье и школе», издания Педагогической Академии » Воспитание в семье и школе» , Москва, 1911 год. Из главы «Детский сад и основы его организации».
Издание педагогической академии » Воспитание в семье и школе» , Москва, 1911 год.
Народные Детские сады для беднейшего населения С-Петербурга.
Часть статьи из еженедельного иллюстрированного журнала для семейного чтения «Родина», №47, 1896 года. Стр. 1726 .
Всероссийская художественная и промышленная выставка в Нижнем-Новгороде. 1896 год.
Детский сад на Амурской улице. Иркутскю 1900-е годы
Журнал «Детский сад». 1868 год. Редактор-издательница А. Симонович.
Семья рыбинского купца Поленова с семьей. 1885 г. Ярославская губерния. г. Рыбинск. Место хранения фото: ГУК «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». В историю Рыбинска эта семья вошла тем, что почти все изображенные на снимке люди, были расстреляны в сентябре 1918 года во время «Красного Террора».
Отец с дочерьми. .г Самара. 1910-е годы.
1910-ы годы.
1909 год. Ученица Елена Жуковская. Москва.
Мария Николаевна Романова. 1906 год.
.Мариинская Донская женская гимназия. 1899-1900 гг
В 2-х классном училище при ф-ке Т-ва Мануфактур Бр. Г. и А. Горбуновых. 1913 год.
Футбольная команда детей служащих Никольской мануфактуры. Орехово-Зуево. 1910-е годы (источник)
Всероссийская Гигиеническая выставка, открывшаяся 7 июня 1913 года в Петербурге, в Малом Петровском парке. Из журнала «Нива» № 30, 1913 год.
Часть статьи о физической культуре, формировании здорового образа жизни среди учащейся молодежи:
Летом 1915 года близ Петрограда организуется первый лагерь скаутов. В этом же году возникают и подобные организации для девочек. В 1915 году состоялся Первый Всероссийский съезд скаутов, на котором были приняты тексты десяти скаутских законов, торжественное обещание и заповеди, гимн. Девизом организации стала триада: «Вера в Бога. Верность царю. Помощь Ближним». С самого начала скаутское движение развивалось как неполитическое, пацифистское, строящееся на общечеловеческих ценностях. Не существовало различий по классовому, религиозному или этническому признаку.
Подробнее:

История первых русских скаутов.

Воспитанники приюта Воинского благотворительного общества Белого креста с воспитателями и попечителями. Петроград. 1915 год.
Гатчинский Николаевский сиротский институт. Урок танцев. 1910-е.
Занятия гимнастикой воспитанниц приюта имени вел. кн. Марии Николаевны Общества попечения о бесприютных детях. Петербург, 1913 год.
Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. Детский приют. 1916 год. Фотоателье К. К. Буллы.
Дети на прогулке в окрестностях санатория им. Костровцевых. Сестрорецк. 1913 год.
Общество трудовой помощи «Улей». Воспитанники дневного убежища с попечителями и воспитателями. 1915 год.
Рождество в детском приюте в Петрограде. Дореволюционное фото.
Воспитанники занимаются гимнастикой в спортивном зале Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С.-Петербурге. Начало 1900-х гг.
Детская столовая в школе села Черновского (1891—1892) во время голода. Село Черновское, Нижегородская губерния, Сергачский уезд . Фото Дмитриев М. П.
Учащиеся Женского отделения Приходского городского училища. Фотография сделана в 1905-1907 годах.
Крестьянские дети — ученики села Рыбацкого Высшего Начального Училища 1913-1914 гг.
Крестьянские дети — Ученики Земского Начального училища села Рыбацкое. 1913-1914 гг.
Крестьянские дети села Рыбацкое — ученики церковно-приходской школы, окружившие священника Николая Кулигина.
Ученики земской школы. 1910-е годы.
Тетрадь для чистописания ученицы Юлии Раудепп. 1911 год.
Похвальный лист земской школы ученицы Екатерины Ивановой. 1905 год
Школьный дневник. 1915-1916 г.г.
Фото двух учениц (современная обработка). 1910-ые годы.
Первоначальное обучение было бесплатным по закону с самого начала правления Государя Николая II, а с 1908 г. оно становилось обязательным. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. Это и был т.н. «всеобуч», который должен был состояться к 1920-ым годам.
1-ый Всероссийский Съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге.
С декабря 1913 года и по январь 1914 года в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, куда съехались учителя со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования и принятый план всеобщего обязательного обучения. Часть статьи, размещенной в популярном русском еженедельном иллюстрированном журнале литературы, политики и современной жизни «Нива», №3, от 18 января 1914 года:
Две сестры 🙂
Ещё две сестры 🙂
Екатеринослав. 1890 год.
Дореволюционная пасхальная открытка.
Дореволюционная открытка, посвященная Дню Белого Цветка.
1900 год.
Цветная фотография мастера автохрома Петра Веденисова. 1909 -1914 годы. Ялта. Фото с сайта http://www.kulturologia.ru/blogs/170615/24900/
Цветная фотография мастера автохрома Петра Веденисова. 1909 -1914 годы. Ялта. Фото с сайта http://www.kulturologia.ru/blogs/170615/24900/
Лев Толстой рассказывает истории своим внукам. 1909 год.

Как называли на Руси детей, рожденных вне брака?

На Руси не все дети были одинаково равны. Рождённые в законном браке имели все права, а внебрачные дети вместо прав получали унизительные прозвища, из которых самым распространённым было байстрюк — слово столь же тёмного происхождения, сколь и происхождение многих внебрачных детей. Ссылка ведёт в Словарь синонимов, где любой желающий может ознакомиться с отношением русского народа к результатам своей половой активности за пределами законного брака. Другое популярное слово — ублюдок. На этот раз ссылка приводит в этимологический словарь — происхождение слова известно.

В целом народ проявлял изобретательность — вот список искомых прозвищ из русских народных говоров во всей его наглядности, но отнюдь не претендующий на полноту:

Источник списка . А это исследование утверждает, что в крестьянской среде незаконнорожденных детей рожали преимущественно солдатки — замужние женщины, мужей которых на очень долгий срок государство забирало в армию.

Дворяне в попытке выдать рождённого вне брака ребёнка за сироту, взятого в дом из милости, прибегали к эвфемизму «воспитанник» и «воспитанница» и мучились над решением проблемы, неведомой крестьянам: внебрачное чадо от дворянской плоти и крови по закону не принадлежало ни к какому роду, но нуждалось в фамилии. И здесь уже дворяне проявляли изобретательность, придумывая фамилии, сохраняющие связь ребёнка с родителем. Широко использовались усечение фамилии отца, географические фамилии и создание анаграмм. Примеры и подробности

Случалось и так, что внебрачный ребёнок сам придумывал себе фамилию. Примером может служить Александр Христофорович Востоков, выдающийся русский филолог, значение работ которого переоценить невозможно. Он был внебрачным сыном барона Остен-Сакена и получил придуманную отцом фамилию Остенек (от нем. osten — восток). Отец придумал, как сумел, но обладавшему филологическим чутьем мальчику эта фамилия резала ухо, и он самостоятельно переделал её в Востоков — по смыслу.

Впрочем, бывало и так, что ребёнок получал фамилию приёмного отца или мужа матери, и тогда её не приходилось придумывать.

Отношение к детям на Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *