Отличие проекта от исследовательской работы

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

1. По определению

Проект — это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».

Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование — поиск истины или неизвестного, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

2. По цели

Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

Цель исследовательской деятельности — уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
3. По наличию гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

4. По этапам исследования
Основные этапы проектной деятельности:

• Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

• Выдвижение гипотезы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методов и методики проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

5. По продукту

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.

Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование — это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.

Использованы материалы мастер-класса «Методика организации проектной деятельности», Кугут И.А.

Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.

К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Общая схема научного исследования такова:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

3. Постановка цели и задач исследования.

4. Определение объекта и предмета исследования.

5. Выбор методов (методик) проведения исследования.

6. Описание процесса исследования.

7. Обобщение результатов исследования.

8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Соотношение проектирования и исследования следующее:

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

2. Решение практической проблемы

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Наиболее популярные формы проектов среди обучающихся:

Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.

По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты:

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными.

Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей. Например, проект для старшеклассников по теме «Проблема исторического достоинства в российском обществе в XIX веке» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными:

Минипроекты могут укладываться в одно занятие.

Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре — шесть занятий. Могут проводиться в виде заключения, обобщения знаний по какому-либо разделу программы. На 1-ом занятии выдается задание по сбору необходимой информации и даются рекомендации к подготовке готового продукта (проекта). На 2-ом занятии обучающиеся отчитываются по собранной информации, идет выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. На 3-ем и 4-ом занятии идет презентация готовых проектов обучающихся и их обсуждение.

Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми.

Преимущества персональных проектов в том, что:

— план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

— у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

— обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового результата;

— у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки.

Преимущества групповых проектов:

— в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

— в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:

— на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

— в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Какими бы не были проекты с их помощью можно:

1. Обучить детей:

— выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;

— находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

— находить конкретные собственные пути решения проблем;

— применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2. Развивать у обучающихся исследовательские умения.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.

4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.

5. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.

6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения.

Этапы разработки учебного проекта:

1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).

2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).

3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации).

4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).

6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).

Алгоритм работы над проектом:

Алгоритм работы над проектом:

Стадия работы над проектом

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.

Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся
3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся
4. Выводы

а) Анализ информации

б) Формирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Советует, наблюдает за работой обучающихся
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов неудач и причин этого)

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:

— Тематическая выставка

— Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)

— Сценарий праздника

— Видеофильм (например: «Наши таланты»)

— Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)

— Костюм (показ собственных моделей)

— Музыкальное произведение (собственного сочинения)

— Оформление кабинетов (например, проект стендо

— Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)

— Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.

Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.

Социальный проект – это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.

Вот несколько примеров классификации социальных проектов:

— Оздоровительные проекты

— Проекты историко-культурной направленности

— Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)

— Социально значимые для определенной местности, района, города

— Образовательные и профориентационные

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

— социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)

— социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др.)

— социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)

— социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

На завершающем этапе осуществление проекта требует презентации продукта и защиты самого проекта. Для это оформляется проектная папка (портфолио проекта).

Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта)

5. Презентация проектного продукта

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Если вместо того, чтобы «пойти туда не знаю куда и попытаться найти то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать куда он идет, что ищет, и самое удивительное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же они собрались искать?… Это не исследовательский поиск, это проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.

Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помощь ребенку разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Ведь утверждение Я.А.Коменского «обучая других, обучаешься сам» — не преувеличение.

Форма опроса по занятию 3

Исследование и проект: в чём разница?

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Го­ворят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно­-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

И проектирование, и исследование являются главными «взрос­лыми» средствами производства в науке, технике, социальной жиз­ни, изначально не очень приспособленными к задачам образователь­ной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.

Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:

— концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);

— целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);

— подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);

— планирование хода работы;

— оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

— окончательные выводы и их интерпретация.

Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки — сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Так, все мы знаем, что, если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта.

Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.

Приведем пример. Скажем, ученик исследует загрязнение пруда N. Руководитель ставит ему задачу — установить концентрацию тяжелых металлов в пробах воды из пруда. Ученик честно и корректно выполняет поставленную задачу, получает статистически достоверные результаты, докладывает на конференции и… получает низкую оценку. Почему? Один из членов жюри задал вопросы: а зачем вы это делали, какая практическая польза от вашей работы, где внедрены результаты, какой общественный резонанс она имела? На этой же конференции представляется работа, авторы которой поставили себе другую задачу — добиться улучшения экологического состояния того же самого пруда. Для этого они провели социологическое исследование — опрос жителей близлежащих населенных пунктов, в результате чего установили, что, по мнению большинства из них, причиной загрязнений является расположенный поблизости завод, производящий выбросы вредных веществ в атмосферу. Ребята опубликовали ряд материалов в местной прессе, посетили депутата. В результате они сформировали мнение местного сообщества, властей и добились улучшения очистки производимых заводом отходов. Эта работа на рассматриваемой конференции получила высокую оценку. Первый ученик так и не понял, почему его работа оказалась «непризнанной». А авторам второй работы остались неизвестными состав вредных веществ и механизмы их воздействия на природные экосистемы.

Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать.

Оценивая, важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта (табл. 1).

Таблица 1

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Учащийся Учитель
Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности за­ключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объ­ективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход, потому что главный смысл дея­тельности сводится к созданию условий, раскрывающих иссле­довательские способности уча­щегося

Учебное исследование имеет различный смысл для разных участников этой деятельности. Для ученика учебное исследова­ние должно стать «просто исследованием» в смысле личной причастности к деятельности и учебной задачей в смысле степени ответственности за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс применимо к конкретной личности учащегося. Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разра­боткой средств — программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, итоги которого дадут об­разовательный результат. Столь строгое разграничение является дидактической схемой.

Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда учитель разделяет исследовательскую позицию вместе с учащимся, при этом максимально реализуется эффект деятельностного сотрудничества.

Еще необходимо отметить, что умения и навыки, получае­мые учащимися при выполнении проектных либо исследователь­ских работ, также различаются. Кратко эти различия приведены в табл. 2.

Таблица 2

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

Проект Исследование
Умение целенаправленно про­двигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обсто­ятельства Максимально вдумчиво про­верять результаты наблюдений и экспериментов, не подтвер­ждающих заранее выдвинутую гипотезу
Оценивать успешность выполне­ния проекта по максимальному соответствию реальной и плани­ровавшейся деятельности Оценивать успешность выпол­нения исследования по степени достоверности полученных ре­зультатов
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенно­го проекта Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюде­ниями, понимая, что это мате­риал для будущих исследований

(Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.)

Школьный проект

Школьный проект имеет следующую структуру (эта структура может быть представлена в обобщённой или более детализированной форме).

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

— анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

— конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

— выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация) проекта:

— планирование этапов выполнения проекта;

— обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

— собственно реализация проекта.

Подготовка итогового продукта:

— обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

— сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

— выводы, выдвижение новых проблем исследования.

К этим этапам проекта необходимо добавить и дополнительные его характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников.

Проект характеризуется:

— ориентацией на получение конкретного результата;

— предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

— относительно жёсткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;

— предварительным планированием действий по достижении результата;

— программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

— выполнением действий и их одновременным мониторингом, и коррекцией;

— получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.

(Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, 2011 г.)

Оценивание проектной деятельности школьников

Оценивание проектной работы школьников – сложная и совершенно новая для педагогов задача. Вернемся к сравнению традиционной методики преподавания и организации проектной деятельности. При традиционном обучении преподаваемые знания, умения навыки носят нормативный характер. А потому есть и критерии их оценки. Есть эталон (норма), например правило правописания, есть и уровень выполнения этой нормы (в работе ученика). Оценка предполагает сравнение нормы и реального результата, выделение совпадения/несовпадения и, наконец, оценивание. При всей критике в адрес традиционных форм оценки они существуют опять-таки вследствие объективных характеристик традиционного обучения. Норма (правило, требование) является своеобразным измерителем реального выполнения учеником конкретного задания. Отсюда – относительно объективный характер оценки.

Оценка самостоятельности учащихся при выполнении проектной работы:

  1. Тематика творческого задания (проекта) выбирается с учетом возможностей его выполнения.
  2. Ученик (группа):

— прежде чем выбрать тему, анализирует сроки представления результатов, наличие свободного времени (например, параллельно с работой над проектом нет других заданий);

— планирует этапы выполнения задания, распределяет их во времени;

— возможно, отказывается от некоторых частей задания, мотивируя отказ объективными ограничениями (недостатком временного или иного ресурса).

В проектной работе учащихся продукт деятельности является ненормируемым. Например, один продукт является весьма эвристичным, но его исполнение – недостаточно качественным. Другой проект, напротив, весьма традиционен, но прекрасно выполнен. В принципе, эти же проблемы есть и в традиционном обучении. Гораздо труднее при оценке сочинения выставить оценку за литературу, чем за русский язык, или оценку за изложение, чем оценку за контрольную по математике.

Оценка, если рассматривать её с точки зрения структуры деятельности детей, – это инструмент обратной связи и, следовательно, инструмент управления процессом работы, в частности учения. Поэтому здесь есть несколько возможностей, которые можно использовать. Например, можно оценивать проект не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею и т.д.)

Например, приведем методические рекомендации, разработанные Департаментом образования города Москвы (2003 г.). В них предлагается оценивать проекты по следующим критериям:

— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

— степень включённости в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

— количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

— степень осмысления использованной информации;

— уровень сложности и степень владения использованными методиками;

— оригинальность идеи, способа решения проблемы;

— осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

— уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

— владение рефлексией;

— творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

— социальное и прикладное значение полученных результатов.

(Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.)

Чем отличается исследовательская деятельность от проектной деятельности?

Чем отличается исследовательская деятельность от проектной деятельности?

Балан Е.В.

МБОУ СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Самара

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Выбор метода (методики) проведения исследования.

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

• материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

• кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

• информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

• информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

• организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

5. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Прогнозируемый личностный результат:

      • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

      • ориентация на понимание причин успеха, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

      • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметный результат:

Регулятивные универсальные учебные действия

      • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

      • умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

      • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

      • умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

      • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

ОБЩИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Фантастические

Темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических явлений и объектов.

Экспериментальные

Темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.

Теоретические

Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Библиографический список

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.

5. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе: — В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 — 12с.

6. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». — 2010, №7

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

Полат Е.С. Метод проектов

Хуторской А.В.

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

Отличие проекта от исследовательской работы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *