Одежда для священника

Почему одежда монахов и священников чёрного цвета

Монахи / gorlovka-eparhia.com.ua

«Православные какие-то мрачные! Всё им грех, всё нельзя. Слишком серьёзная религия! Вот и у священнослужителей одежда чёрная. Нет бы синяя или, например, зелёная. Неужели так нельзя?» Обратились к протоиерею Георгию Клапчуку, настоятелю Макариевского храма Торецка, с просьбой разъяснить, насколько принципиален именно чёрный цвет в одеяниях православных священников и монахов.

Чёрный цвет одеяний монашествующих и священников — это символ отречения от мирской суеты и благ материального мира. Также он свидетельствует о стремлении к обретению духовного покоя и избавлению от страстей. Фасон одежд тоже не случаен: он подобен верхнему одеянию нашего Спасителя и означает, что монашество и духовенство призваны подражать Его жизни.

Многие считают, что православие слишком строго, что оно всё время говорит о грехе, траурное какое-то. Есть люди, которые искренне удивляются: почему священники так мрачно одеты, ведь их призвание — нести в мир добро и свет? Такой выбор основан на строгости и торжественности чёрного цвета. Бог для священнослужителей — Царь и Начальник, постоянно помнить об этом помогает чёрное одеяние.

Чёрный цвет пришёл к нам из Византии, там даже женщины носили тёмные одежды, напоминающие длинную рубаху или халат — с широкими рукавами, запашные, подпоясанные. У нас на Руси поначалу было иначе. Например, преподобный Сергий Радонежский ходил в одеянии, напоминающем халат, туго затянутом поясом, с широким воротником и тоненькими манжетами. Подрясников тогда не было. Это уже при патриархе Никоне в XVII веке появились на Руси рясы, какие носили в Греции.

До сегодняшнего дня священники носят рясы греческого фасона — широкие, распашные. Они не прижились тогда в наших широтах, потому что в них было холодно, ведь греческая ряса разлеталась на ветру. Потом у нас придумали приталенную рясу, чтобы было теплее. Такой крой тоже до сих пор у нас в обиходе. Греческие со временем вернулись, в них очень комфортно летом. Я сам ношу греческую рясу, но хочу и русскую пошить, потому что она очень удобная.

Чёрная ряса дисциплинирует. Она — как форма, которая, к слову, всегда была тёмного цвета. Почему это важно? Мы служим в Церкви воинствующей — воинствующей со грехом. Священники — как воины. У нас есть свой устав — Типикон, то есть свод правил, которые священники и монашествующие должны выполнять. Устав предполагает, что повседневная одежда священника должна быть чёрной. Мы — как военнообязанные, и потому наша одежда должна быть достаточно строгой. Чёрный цвет — не траурный, он — призыв к чистоте, строгости образа жизни, напоминание о том, что надо заботиться не о внешнем, а о внутреннем, духовном.

В чёрной одежде есть призыв к смирению и собранности. По себе могу сказать: когда я в подряснике — это одно, когда надел рясу — уже совсем другое самоощущение. Я думаю, что и человек, который смотрит на священника, тоже смиряется, собирается.

Облачения всех цветов радуги у нас тоже есть, священники надевают их на богослужения, символизируя этим Церковь торжествующую.

Бывает, что священники носят подрясники других цветов — например, серые или белые. Обычно это связано с климатом: летом у нас очень жарко. Монахи же всегда ходят в чёрном.

Порой на священниках можно увидеть синие подрясники. С этим связан любопытный факт. Этот цвет пришёл к нам в IV веке, когда египетские и палестинские монахи носили чёрные рясы, как в Византии. Чёрный цвет считался популярным и практичным. При нарушении технологии окраски полотно приобретало синеватый оттенок. Каким-то образом у нас это переняли и стали носить синие подрясники. К слову, эти одеяния потом выгорали и становились вообще рыжими. С греческого языка слово «ряса» означает вытертая, поношенная, старая, потёртая — потому что она служила верхней одеждой и выцветала на солнце.

У нашего народа есть традиция воспринимать чёрный цвет как траурный, но одетый в рясу священник не призывает скорбеть и не стремится обрекать на грусть и печаль. Скорее, его задача — своим видом напомнить о духовном. Например, о том, что наша жизнь не всегда должна быть пёстрой, иногда нужно сосредоточенно подумать о главном.

Горловская и Славянская епархия УПЦ

Обмундирование духовенства – почему оно выглядит именно так, досконально владеет вопросом архимандрит Алипий (Светличный).

Земная Церковь именуется воинствующей, в отличие от Небесной – торжествующей. Потому Церковь во многом подобна армии: имеет свой Устав – Типикон (и строго старается его придерживаться), несение поста и уставную форму одежды.

Самой известной, пожалуй, из одежд священнослужителей является ряса. О ней говорят многие, но мало кто знает, почему ее носят священнослужители и как именно она выглядит.
В глубокой древности, на заре христианства, облачения священнослужителей ничем не отличались от одежды обычных людей, и потому пресвитеров, епископов и диаконов знали только в лицо. Однако время течет, а с ним меняется и мода, и, конечно же, одежда. Но священники, наоборот, старались сохранить традиционную одежду, которую носили апостолы и первые христиане, таким образом отличаясь от мирян. Постепенно отличия в одежде священников становились все заметнее.

Позже консервативная одежда священства по жалованию императоров или согласно соборным решениям Церкви обогащалась деталями почетного характера. Особенно своей украшенностью выделялись богослужебные облачения, хотя и имели покрои древние, подобно скромным одеждам первых христиан.

Ряса – одежда, которую во времена Спасителя носили на Востоке все мужчины и даже женщины. Запахивающееся длинное пальто с широкими рукавами из плотной ткани одевали поверх одежды и иногда подвязывали поясом. Слово «ряса» в переводе с греческого – «старая, помятая, без ворса», т. е. нищенское рубище.

Ряса стала популярной одеждой египетских и палестинских монахов. И уже в IV веке преимущественным ее цветом был популярный в те времена и практичный – черный. Однако у монахов этот цвет носил условный характер, поскольку красили ткань различными дешевыми смесями, которые делали ее скорее грязно-синей, нежели черной. Выгорая же на солнце, ряса и вовсе рыжела.

Покрои и длину для этой одежды миряне выбирали разные, особенно в деревнях. Но в среде духовенства ряса считалась традиционной одеждой и с течением времени шилась из хороших тканей, становилась просторнее, удлинялась, рукава расширялись.

В Греции ряса сохранила восточный покрой, но также отличалась просторностью. А вот на Руси эта одежда не сразу прижилась. Для духовенства были характерны кафтаны, в основном черных цветов. Но сельские служители по бедности носили, как простолюдины, однорядки, т. е. простенькие кафтаны, короче обычных. Тут уж цветов не придерживались, чаще всего ткань вовсе не красили.

С реформой Патриарха Никона в XVII веке на Руси появились рясы. Греческие не прижились в силу их непрактичности. На северных землях требовалось хранить тело в тепле, а греческие рясы-распашонки не грели, а развивались на ветру. Поэтому использовали иные крои при пошиве ряс: одежда стала приталенной, хотя и сохранялась традиция широких рукавов, но теперь они были расклешенными. Такие рясы стали распространяться в Русской Церкви и приравниваться к рясам греческим, черного цвета.
Под рясу надевается и другая длинная одежда – подрясник. Она берет свое начало от восточного хитона.

Консервативный подход к одежде выделил духовенство и дал ему возможность придерживаться традиционной формы (обмундирования), отличаясь от слишком переменчивого в моде светского мира. Церковь таким образом подчеркивает не только связь с первоистоками христианства, но и надмирность своей жизни с устремлением в Вечность и неизменяемость в ней.

Архимандрит Алипий (Светличный)

О духовной символике цвета – архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДАиС.

– Отче, объясните, пожалуйста, почему священник то в желтом, то в белом, то в голубом, а ещё – зеленом, красном?.. Имеет ли каждый цвет свое символическое значение? Сколько всего используется цветов в богослужебных облачениях?

– Согласно Церковному Уставу, во время богослужений в Православной Церкви используется 7 цветов. Каждый цвет имеет символическое значение. К примеру, в служениях Католической Церкви применяются 5 цветов, но их использование отличается от православной традиции.

Золотой

– Начнем с золотого или желтого. В каких случаях используют этот цвет в облачении?

– Золотистый, желтый цвет сопровождает великие Господские праздники, воскресенья. Также в облачении этих цветов совершаются будничные богослужения. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией.

Белый

– А белый цвет что символизирует?

– Это цвет торжества и радости. Он применяется на двунадесятые Господские праздники, Пасху (на утрене), на праздники бесплотных Сил и дни памяти святых-девственников, подчеркивая чистоту их подвига.

Красный


– А о чем нам говорит красный цвет? В какие дни используют красные облачения?

– Красный цвет в Русской Православной Церкви особенный. До патриарха Никона в червленом цвете совершались богослужения всех Господских праздников. Он считался самым торжественным. Сейчас красный цвет используется за богослужением Пасхи, в Пасхальный период попразднства, в дни памяти мучеников.

Синий

– Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал…

Вспомнились строки стихотворения в переводе Б. Пастернака.

Голубые одеяния должны означать что-то очень трогательное и нежное. По-моему, их надевают в Богородичные праздники. Так ли это?

– Да, действительно, голубой или синий цвет – цвет небесной чистоты. Именно поэтому его используют во время богослужений Богородичных праздников.

Фиолетовый

– Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а в какие особые дни еще применяют этот цвет?

– Кроме епископских мантий, фиолетовый цвет используется за богослужением в воскресные дни Великого поста. Также традиционно в фиолетовым служат на праздник Воздвижения Креста.

Зеленый

– Зеленый цвет используют на Троицу. С чем это связано? И в какие еще дни можно увидеть священников в зеленых облачениях?

– Совершать богослужение в День Святой Троицы и на Вход Господень в Иерусалим в зеленых облачения является практикой нашей Церкви, поскольку именно этот цвет символизирует благодать Святого Духа. Также в зеленом цвете облачений совершаются службы на праздники в честь преподобных и Христа ради юродивых.

Черный

– Черный цвет – цвет поста и покаяния?

– Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.

– Может быть, используются еще цвета, о которых я не упомянула?

– Иногда применяются определенные оттенки цветов: не строго желтый, а оранжевый, не красный, а багровый и т. д. Выбирая богослужебный цвет, священник всегда ориентируется на основную гамму из 7 цветов, при этом используя их оттенки или комбинации .

– Должны ли прихожане тоже стараться одеваться в соответствующие цвета?

– Иногда в приходах существует практика, когда благочестивые христиане, в основном женщины, пытаются подобрать часть своего гардероба под богослужебный цвет (хотя бы платок). Это является лишь благочестивой традицией, которая не противоречит Уставу, а значит, имеет право на существование.

Беседовала Наталья Горошкова

Облачения духовенства

Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские (одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.

Диакон в богослужебном облачении

Иерей в богослужебном облачении

Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебными облачениями являются:

1. Для диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь;

2. Для священника – подрясник, ряса (во время Литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;

Церковнослужители прислуживают в стихаре.

Некоторые богослужения священник может совершать без фелони, а архиерей без саккоса. В качестве награды священникам дается право ношения скуфии, камилавки или митры, а также набедренника, палицы, креста с украшениями.

Стиха́рь – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей. Различаются стихари церковнослужителя, диакона, священника и архиерея. Отличие богослужебных одежд низшего чина священнослужителей – диаконов – составляет то, что они служат в подряснике, поверх которого надевается стихарь. Стихарь диакона (и церковнослужителя – алтарника, пономаря) – это длинная одежда, состоящая как бы из двух половин, с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленная пуговицами. Стихарь символизирует одежду спасения. Священнический и архиерейский стихарь представляют из себя облачение, именуемое подризник.

Стихарь

Подри́зник – богослужебное облачение священника и архиерея – длинная до пят шелковая (реже из иных материалов) одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета. Архиерейский подризник имеет так называемые гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы символизируют ток крови из прободенных рук Спасителя. Как уже говорилось, подризник заменяет архиерею либо священнику рясу при совершении Литургии.

Подризник

По́ручи – часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой, имеющей иной, чем сами поручи, оттенок. Другое название поручей – нарукавники, означает то, что фиксируется эта часть богослужебного облачения на запястье, на рукаве подрясника. Поручь стягивается шнуром, продеваемым в металлические петли на боковых его краях, а шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится. Поручи символизируют собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств.

Ора́рь – часть богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента, носимая ими на левом плече, причем один конец спускается на грудь, другой – на спину. Орарь является принадлежностью только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю. Впрочем, в латинском языке существует глагол абсолютно идентичный по написанию (лат. глагол «oro»), но имеющий значение «молиться». Другое значение слова орарь – полотенце, лентион (от лат. orarium).

Орарь

Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь, который представляет собой два соединенных ораря: один надет аналогично диаконскому, а второй спускается с левого плеча на правое бедро, где и соединяется концами.

Орарь символизирует те благодатные дарования, которые диакон получает при хиротонии. Иподиакон же надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодати священнослужителя. По толкованию святого Иоанна Златоуста орарь символизирует собой невещественные ангельские крылья в соответствии с тем образом ангельского служения в Церкви, который олицетворяют диаконы.

Епитрахи́ль (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея, представляющая собой длинную ленту (орарь диакона, но как бы удвоенный), охватывающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, приобретает сугубую по сравнению с диаконом благодать, дающую ему право и обязанность быть совершителем Таинств Церкви. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника, получаемые им в Таинстве Священства. Именно поэтому при облачении в епитрахиль читается молитва: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (см.: Пс. 132; 2).

Епитрахиль и поручи

Без епитрахили священник и архиерей не имеют права совершать богослужения. Лишь в крайне тяжких обстоятельствах вместо нее может использоваться любой длинный кусок материи или веревки, особо благословленный.

Пояс – часть богослужебного облачения священника и архиерея, надеваемая поверх подризника и епитрахили, представляет собой плотную, шириной 10–15 см, полосу материи с отделкой в виде полос иного оттенка по краям. В середине пояса нашивается крест, а по его концам – длинные ленты, которыми он фиксируется сзади, на пояснице. Пояс напоминает то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере. Символически пояс в религиозном обиходе всегда означал силу, крепость, власть, готовность к служению, что ярко отражено в молитве, читаемой при его надевании: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (см.: Пс. 17; 33,34). Такое же значение сохраняется у него и сейчас.

Пояс

Фело́нь – богослужебное облачение священника, представляющее собой длинную до пят (со спины) накидку, которая спереди доходит только до пояса. Имеет прорезь для головы и приподнятое жесткое оплечье, без рукавов. На фелони есть четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. Также полосы означают Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, даруемые священнослужителю, совершающему Таинства Церкви. На спине в верхней части фелони под плечевой полосой так же, как и на стихаре нашивается знамение креста, а внизу под крестом ближе к подолу – восьмиконечная звезда. Звезда и крест на фелони знаменуют соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов.

Фелонь

Существует еще короткая, или малая фелонь, закрывающая тело только до пояса (причем спереди меньше, чем сзади). Надевается при посвящении в церковнослужители и не употребляется в других богослужениях.

Фелони в древней Церкви были белого цвета. Симеон, архиепископ Солунский, дает такое объяснение символического значения фелони: «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние Славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою… Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».

В древней Церкви принадлежавшие патриархам и митрополитам фелони сплошь были покрыты изображениями крестов и назывались потому полиставриями (греч. многокрестие). Материалом для пошива фелоней является золотая и серебряная парча, а также материи других основных цветов, используемых в богослужении.

Набе́дренник является частью богослужебного облачения некоторых священников и представляет собой прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награды. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – слова Божьего. Эта мысль выражена и в стихах псалма, которые священник должен читать, одевая набедренник: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Пс. 44; 4,5).

Набедренник

Набедренник отделан по краям нашитой полосой из материи, отличной от той, из которой он сшит сам. В центре набедренника всегда есть крест, а его нижний край обычно украшается бахромой.

Па́лица – часть богослужебного облачения архиерея, архимандрита или священника (священникам дается в качестве награды), представляющая собой матерчатый ромб, привешиваемый за один из острых углов и носимый на ленте у правого бедра.

Палица

Когда в награду за усердную службу право носить палицу получают протоиереи, то они носят ее также с правой стороны, а набедренник в этом случае перемещается на левую. Для архимандритов, как и для архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Символическое значение палицы аналогично тому, что имеет набедренник, то есть оба эти предмета означают духовный меч слова Божия (ромбовидная форма палицы означает Четвероевангелие).

От того какую службу священнослужители совершают в данный момент зависит какие и сколько предметов богослужебного одеяния они будут использовать. Так малое священническое облачение, в котором служатся все вечерние, утренние службы и требы, кроме Литургии составляют: епитрахиль, поручи и фелонь.

Полное облачение используется при служении Литургии и в других случаях, предусмотренных Уставом. Его составляют: подризник, поверх которого надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, набедренник и палица (у кого они есть), а также фелонь. Поскольку набедренник и палица являются наградами духовенству и бывают далеко не у каждого священника, то они не входят в число обязательных предметов облачения.

Епископ в богослужебном облачении

У архиереев круг используемых им облачений гораздо шире. К вышеперечисленным предметам прибавляются еще такие, как саккос, омофор, митра (хотя она может являться наградой очень заслуженному священнику, но в этом случае она не увенчивается крестом), архиерейский жезл и мантия. В число предметов полного архиерейского облачения не входят три из вышеназванных: митра, архиерейский жезл и мантия. Таким образом, полное архиерейское богослужебное облачение в соответствии с семи Таинствами, которые совершает епископ, содержит в себе семь основных предметов: подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу, омофор и саккос.

Саккос

Са́ккос (древнеевр. рубище, вретище) – богослужебное облачение архиерея: длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Саккос по внешнему виду напоминает диаконский стихарь с той разницей, что он разрезан полностью: по нижней стороне рукавов и по бокам до пола. По линии разреза соединяется так называемыми звонцами, которые заменяют выполняющие аналогичные функции пуговицы диаконских стихарей, но в дополнение к этому издают мелодические звуки в те моменты, когда архиерей двигается. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом.

Саккос духовно означает то же самое, что и фелонь. Этим обуславливается тот факт, что при его надевании нет особой молитвы, лишь диакон читает во время облачения епископа: «Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду». Са́ккосы, как правило, шьют из дорогой парчи и украшают изображениями крестов.

Передняя половина саккоса символизирует священство Нового Завета, задняя – Ветхого Завета. Их соединение звонцами символически означает нераздельное, но и не смешиваемое преемство этого священства во Христе. Другое символическое значение этого соединения – двоякий характер служения епископа как Богу, так и людям.

Омофо́р (греч. носимый на плечах) – принадлежность богослужебного облачения архиерея. Омофор епископа у концов своих имеет две нашитых поперечных полосы – знак сугубого отречения от всего суетного. Два основных символических значения, усваиваемые омофору следующие: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особая полнота Божественной благодати и силы, даруемая для этого епископу.

Великий омофор

Существуют два вида омофора:

1. Великий омофор представляет собой длинную широкую ленту с изображениями крестов. Он огибает шею епископа и спускается одним концом на грудь, а другим – на его спину. Великий омофор епископ носит с момента начала Литургии до чтения Апостола.

2. Малый омофор представляет собой широкую ленту с изображениями крестов, которая спускается обоими концами на грудь и сшита или закреплена пуговицами спереди.

Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования архиерея, поэтому без омофора архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме Литургии, которая после прочтения Апостола совершается в малом омофоре. Но малый омофор не заменяет епитрахили.

Архиерейский жезл с сулком

Шьют омофоры из парчи, шелка и других тканей разных цветов, принятых в Церкви.

Архиерейский жезл (посох) – это символ духовной архипастырской власти епископа над церковным народом, данной Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божье. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, «жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, не-покоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу». Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриаршии, принято украшать драгоценными камнями, накладками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок – два платка, вложенных один в другой и зафиксированные у рукояти. На Руси его появление обуславливалось суровыми погодными условиями: нижний платок должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от мороза на улице.

Патриаршая мантия

Епископская мантия

Архиерейская мантия, в отличии от мантии простого монаха, бывает фиолетового (у епископов), голубого (у митрополитов) и зеленого цвета (у Святейшего Патриарха). Кроме того, архиерейская мантия объемнее и длиннее. На ее лицевой стороне, у плечей и у подола нашиваются «скрижали» – прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри плечевых прямоугольников. В нижних могут стоять инициалы епископа. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.

По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые источниками, или струями. Они символически изображают само учение, как бы «истекающее» из Ветхого и Нового Заветов и проповедь которых является обязанностью епископов, а также учительную благодать епископства. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, как бы «заменяя» их, так как носится тогда, когда этих богослужебных облачений (кроме омофора) на архиерее нет. Используется архиерейская мантия во время торжественных процессий, при входе в храм и на богослужениях, в моменты определяемые Уставом. Вообще же при облачении в богослужебные одежды мантия снимается.

Ми́тра (греч. повязка, носимая на голове) – головной убор, являющийся частью архиерейского облачения. Входит также в число предметов богослужебного облачения архимандритов и тех священников, которым право ношения митры дается в качестве награды. Имеет грушевидную форму. Обычно выполняется из бархатных полос на жестком каркасе, украшена жемчугом мелкого и среднего размера в виде растительного орнамента (как один из вариантов); вообще же вариантов украшения митры очень много. По бокам митры помещаются четыре малые иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и какого либо святого или праздника; верхняя часть увенчивается иконой Пресвятой Троицы или Серафима. Вместо иконы на навершии архиерейской митры водружается небольшой крест.

Митра

Я хочу немного рассказать о церковной одежде православных священников. Материал взят мной с Правмира, но сокращен.
Земная Церковь именуется воинствующей, в отличие от Небесной – торжествующей. Потому Церковь во многом подобна армии: имеет свой Устав – Типикон, несение поста и уставную форму одежды.
В глубокой древности, на заре христианства, облачения священнослужителей ничем не отличались от одежды обычных людей. Именно ее мы видим на сегодняшних священниках. Вот ведь машина времени! Причем, католические священники носят одежду древних римлян, а православные – византийскую одежду. Но основа и там, и там одна – названия у них латинские, а у нас – греческие.
Вначале священника нельзя было отличить от мирянина по одежды, постепенно отличия в одежде священников становились все заметнее – мода мирян менялась значительно быстрее.
Позже консервативная одежда священства по жалованию императоров или согласно соборным решениям Церкви обогащалась деталями почетного характера. Особенно своей украшенностью выделялись богослужебные облачения, хотя и имели покрои древние, подобно скромным одеждам первых христиан.
Ряса – одежда, которую во времена Спасителя носили на Востоке все мужчины и даже женщины. Запахивающееся длинное пальто с широкими рукавами из плотной ткани одевали поверх одежды и иногда подвязывали поясом. Слово «ряса» в переводе с греческого – «старая, помятая, без ворса», т. е. нищенское рубище.
Ряса стала популярной одеждой египетских и палестинских монахов.
В Греции ряса сохранила восточный покрой, отличалась просторностью. А вот на Руси эта одежда не сразу прижилась. Для духовенства были характерны кафтаны, в основном черных цветов. Но сельские служители по бедности носили, как простолюдины, однорядки, т. е. простенькие кафтаны, короче обычных.
С реформой Патриарха Никона в XVII веке на Руси появились рясы. Греческие не прижились в силу их непрактичности. Поэтому использовали иные крои при пошиве ряс: одежда стала приталенной, хотя и сохранялась традиция широких рукавов, но теперь они были расклешенными. Такие рясы стали распространяться в Русской Церкви и приравниваться к рясам греческим, черного цвета.
Под рясу надевается и другая длинная одежда – подрясник. Она берет свое начало от восточного хитона.
Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Подрясник — нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Ряса — верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета. Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И подрясники, и рясы могут быть на подкладке.
Для обихода существуют рясы, представляющие собою демисезонные и зимние пальто. Это рясы первого вида, с отложным воротником, отороченным черным бархатом или мехом. Зимние рясы-пальто делаются на теплой подкладке.

Подрясник
Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь.
Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы. Исключение составляют лишь некоторые молебны, литии, келейные и другие священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль.
Стихарь
Монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.
Мантия
Особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия, или палий, — длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте, спускающаяся до земли и покрывающая собой подрясник и рясу. В первохристианские времена это была одежда всех христиан, обратившихся к вере от язычества и отрекшихся от тех званий и чинов, какие они имели в языческой среде. Такая длинная накидка из самой простой материи означала отречение от идольского служения и смирение. Впоследствии она стала принадлежностью одних монашествующих.
Скуфья
Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии. В древности скуфия представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле в Западной Церкви и на Руси покрывалась у священнослужителей выбритая вверху часть головы. После рукоположения в священный сан ставленники немедленно выбривали себе волосы на голове в виде круга, получившего на Руси название гуменцó, что означало знамение тернового венца. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей славянское название также гуменцо, или греческое — скуфия.
В древности священники и диаконы постоянно носили скуфию, даже в домашней обстановке, снимая ее только за богослужением и перед сном.
Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 года в церковное употребление были введены фиолетовые скуфии и камилавки как награды белому духовенству. В наградной скуфие священник может пребывать и в церкви, совершать богослужения, снимая ее в предусмотренных Уставом случаях. Такую скуфию священнослужители могут носить и повседневно.
Клобук
Повседневным головным убором епископов и монахов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, является также клобук. Это головной убор, состоящий из камилавки и кукуля. Клобук известен в славянской среде с давних времен. Первоначально это был княжеский головной убор, представлявший собой колпак, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом, нисходящим на плечи. Такие колпаки с покрывалами употреблялись и другими знатными людьми на Руси, мужчинами и женщинами. Колпак был покрыт черным покрывалом, спускающимся на плечи. Такие клобуки носили на Руси и монахи, и епископы, только у епископов клобуки делались из дорогих материй и иногда украшались драгоценными каменьями.
Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. С установлением патриаршества в России в 1589 году белые клобуки стали носить русские Патриархи. На Соборе 1666-1667 годов всем митрополитам было присвоено право ношения белых клобуков. Но при этом клобуки митрополитов по форме ничем не отличались от монашеских клобуков нового (греческого) образца (с твердой цилиндрической камилавкой), только «наметка» (куколь) у них стали белыми. А клобуки Патриархов сохранили древнюю форму сферического колпака, обтянутого белым кукулем, концы которого также отличались от концов монашеской наметки. Три конца патриаршего клобука начинаются почти от колпака, два из них нисходят спереди на грудь, третий — на спину. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.
В настоящее время клобук Московского Патриарха на лобной стороне и в концах кукуля имеет образы шестикрылых Серафимов, во всем остальном он подобен клобукам древних русских Патриархов. Белый цвет митрополичьих и патриарших клобуков означает особенную чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом, что соответствует высшим степеням церковной иерархии, которые призваны отображать и высшие степени духовного состояния. В связи с этим клобук Патриарха с образами Серафимов указывает на то, что Патриарх как предстоятель всей Русской Церкви и молитвенник за нее уподобляется ближайшим к Богу высшим ангельским чинам. Форма патриаршего клобука, напоминающего купол храма с крестом наверху, также вполне соответствует положению Патриарха, как главы поместной Церкви.
С конца ХVIII — начала ХIХ века в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе — не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце ХVII — начале ХVIII века. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии.
Современный монашеский клобук — это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется «шлем надежды спасения», а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает «шлем спасительного упования».
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)

Одежда для священника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *