Общеучебные умения

Одной из наиболее важных задач педагогики вообще и образовательной системы в частности является развитие личности ученика и помощь ему в овладении рациональными приемами самостоятельной работы с информацией. В результате ученик должен научиться сам организовывать свою познавательную активность от А до Я. Достигается же это через овладение общеучебными навыками и умениями – ведущими компонентами учебной деятельности.

Зачастую причина неуспеваемости учащихся, по мнению психологов, как раз и кроется в низком уровне развития общеучебных умений школьников. Это может быть неумение бегло и осмысленно читать и писать, искать и находить материал, запоминать информацию и т.д. В этой статье мы расскажем о том, какими же навыками нужно владеть учащемуся по мере обучения в школе и в общих чертах рассмотрим основы их формирования.

Эта информация поможет вам понять, какую роль играют общеучебные навыки и умения в становлении всесторонней и образованной личности, а также научиться создавать условия, необходимые для успешного обучения, в том числе и для самообразования.

Общеучебные умения и навыки и их классификация

Учебная деятельность – это совокупность множества отдельных действий самой разной структуры. Есть простейшие действия, такие как написание цифр, чисел, букв и знаков, чтение текста и т.д. Эти действия в свою очередь составляют более сложные действия, причем в процессе обучения они должны совершаться безошибочно и быстро, т.е. автоматизировано.

Автоматизированное выполнение простейших действий – это и есть навык, а сами действия, которые выполняются посредством навыков, становятся операциями и составляют элементы более сложных действий. Чтобы выполнять сложные действия, ученику нужно научиться применять знания и навыки, т.е. овладевать умениями.

Общеучебные умения и навыки обуславливают подготовленность учащегося к совершению теоретических и практических действий по самостоятельному получению знаний, совершаемых на основе уже имеющихся знаний и полученного опыта. Сегодня можно найти несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Одна из самых популярных принадлежит педагогу-психологу Н. А. Лошкаревой.

Первая группа – учебно-организационные умения и навыки

К группе учебно-организационных умений и навыков относятся:

  • организация места для занятий;
  • следование правилам гигиены обучения;
  • принятие учебных задач;
  • выбор методов работы;
  • консультирование;
  • планирование.

Общеучебные умения и навыки этой группы важны как на этапе школьного образования, так и в будущей жизни. Формирование этих умений и навыков происходит путем постановки целей каждого занятия (для обучающих и для учащихся). А в процессе каждого занятия необходимо учить учеников планировать выполнение заданий, искать оптимальные методы работы, прививать навыки самоконтроля во время занятий.

Важно контролировать учебный процесс, предлагая учащимся образцы для отработки учебно-организационных навыков, стимулируя их к дальнейшему обучению, осмыслению и творческому применению полученных знаний на практике.

Вторая группа – учебно-интеллектуальные навыки

К группе учебно-интеллектуальных навыков можно отнести:

  • абстрагирование;
  • сравнение;
  • моделирование;
  • анализ;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • систематизацию;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • проведение мысленных экспериментов.

Буквально для каждого предмета данные навыки имеют огромное назначение. Поэтому нельзя забывать о том, что сами по себе они не появятся. Формирование общеучебных умений и навыков этой группы должно происходить под тщательным контролем, а основываться оно должно на идеях, уже имеющихся у учащихся.

Нужно организовать учебный труд правильным образом. Это обеспечит не только осмысление и усвоение учениками всей преподносимой информации, но и полноценное понимание совокупного объема научных знаний.

Третья группа – учебно-информационные умения и навыки

В группу учебно-информационных умений и навыков входят следующие:

  • работа с учебником;
  • чтение текста;
  • практические занятия;
  • работа с дополнительными источниками;
  • работа со справочными источниками;
  • работа с видео- и аудиоматериалами, компьютером.

Помочь учащимся овладеть этими навыками и умениями можно с помощью преподавания техники чтения (включая индивидуальный подход к каждому ученику), методов работы с учебными пособиями (включая медиаматериалы).

Четвертая группа – учебно-коммуникативные умения и навыки

В группе учебно-коммуникативных навыков выделяется несколько их подгрупп:

  • письменная речь: умение правильно оформлять письменные работы, умение писать диктанты, сочинения и изложения, умение конспектировать;
  • устная речь: умение вести рассуждения, умение отвечать на вопросы, умение пересказывать;
  • учебное слушание: умение слушать и слышать, умение выделять главное из услышанного, умение задавать вопросы.

Представленные общеучебные навыки учащихся формируются через подключение учеников к диалогу, развитие их умения высказывать мысли, совершенствование техники письма, развитие навыка активного слушания, а также ведения записей по мере чтения учебного материала или его объяснения учителем.

Одновременно с этим, вне зависимости от группы общеучебных умений и навыков, технология, по которой они формируются всегда будет оставаться единой.

Технология формирования общеучебных умений и навыков

Технология, по которой формируются общеучебные умения и навыки, состоит из нескольких этапов:

  • выявление учеников со слабо развитыми общеучебными умениями и навыками;
  • обеспечение учеников заданиями на формирование слабо развитых навыков;
  • выполнение учениками заданий (чтение задания и его понимание, выбор алгоритма выполнения, проверка выполнения);
  • поэтапное обучение учеников выделению главных мыслей (чтение и осмысление, составление плана, составление схемы текста, составление конспекта);
  • поэтапное обучение учеников краткому изложению объемных текстов (чтение и осмысление, составление плана, составление резюме).

Таким образом, мы рассмотрели основную информацию на тему общеучебных умений и навыков. Но в дополнение к ней советуем посмотреть небольшое видео о том, как формируется навык из умения. Это поможет лучше вникнуть в особенности данного процесса. После этого мы поговорим о том, какие существуют общеучебные умения и навыки младших школьников, учеников средних и старших классов и коротко расскажем о мероприятиях, необходимых для их развития.

Общеучебные умения и навыки для трех ступеней обучения

Как уже было сказано, общеучебные умения и навыки применяются учащимися в самых разных типах учебной деятельности. И по мере перехода учеников от начальных классов к старшим, эти навыки будут меняться.

Начальное образование (1-3/4 классы)

Основными направлениями на первой ступени образования являются познавательная и речевая деятельность, а также работа с информацией.

Познавательная деятельность развивается через:

  • наблюдение объектов окружающего мира (с определенной целью);
  • фиксирование изменений с этими объектами (включает в себя наблюдения, опыты, работу с источниками информации);
  • устное описание наблюдаемых объектов;
  • соотнесение результатов наблюдения с его целью.

Также учащиеся должны сравнивать отдельные признаки разных объектов, анализировать свои сравнения, искать схожести и различия, объединять предметы по общим признакам. Сюда же можно отнести проведение элементарных измерений, работу с инструментами для решения практических задач.

Необходимо развивать в учениках способность к решению творческих задач, импровизировать, продумывать план работы, проявлять креативность, применять фантазию и воображение, проводить мысленные эксперименты.

Развитие речевой деятельности и умения работать с информацией происходит через:

  • работу с текстами (научно-популярными, художественными, учебными – они должны соответствующими возрасту учащихся);
  • осмысленное чтение вслух (с расстановкой пауз, интонаций, ударений и других смыслообразующих элементов);
  • чтение про себя;
  • определение тематики и основной мысли текстов (как устных, так и письменных);
  • построение высказываний (на конкретную тему, по конкретному вопросу);
  • простейшее обоснование высказываний.

Плюс к этому учащимся нужно учиться искать, преобразовывать, хранить и передавать информацию, работать с компьютером, словарями, каталогами библиотек, представлять материал в виде таблиц, упорядочивать его по параметрам (буквенным, числовым и т.д.)

Формирование общеучебных умений и навыков школьников младших классов будет происходить намного быстрее и эффективнее, если учащимся будут даваться точные инструкции, примеры, образцы и простые алгоритмы. Но при этом они должны учиться самостоятельно определять последовательность шагов, контролировать и оценивать свои действия, устанавливать причины трудностей, предвидеть их и устранять, находить и исправлять ошибки.

Достичь этого ученики могут, если всегда будут задавать себе специальные вопросы, такие как «Зачем это делать?», «Как это сделать, чтобы добиться результата?», «Достигнут ли результат?», «Правильно ли я все сделал?», «Почему не получилось это сделать» и т.д. Эти вопросы и ответы на них придают мышлению верное направление.

Основное общее образование (5-9 классы)

Получая основное общее образование, учащиеся совершенствуют уже полученные и осваивают новые общеучебные умения и навыки. Основной уклон здесь делается на познавательную и информационно-коммуникативную деятельность.

С целью познания окружающего мира учащиеся учатся наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты, моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи.

Ученики должны учиться находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач. Помимо этого, необходимо обучать их:

  • сопоставлению;
  • сравнению;
  • ранжированию;
  • классификации.

Особую важность представляет умение различать факты, мнения, гипотезы, доказательства и аксиомы, исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их на практике, выполнять лабораторные и практические работы, проводить элементарные эксперименты и описывать их результаты.

Что касается информационно-коммуникативной деятельности, то общеучебные умения и навыки, связанные с ними, включают в себя:

  • правильное восприятие устной речи;
  • передача прослушанного в развернутой или сжатой форме;
  • осмысленное беглое чтение текстов разных направлений, стилей и жанров;
  • поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение;
  • информационно-смысловой анализ текстов;
  • монологическая и диалогическая речь;
  • понимание точки зрения собеседника;
  • признание права на противоположные мнения.

Не менее важно обучать учащихся высказываться письменно, адекватно передавать в письменной форме полученную информацию (полно, выборочно или кратко). Составлять конспекты и их планы, формулировать тезисы, приводить примеры, аргументировать свои слова, делать выводы, перефразировать мысли.

Сюда же можно отнести умение выбирать и применять подходящие языковые средства и знаковые системы (схемы, таблицы, тексты и т.д.), принимать во внимание коммуникативные задачи и ситуации, решать коммуникативные и познавательные задачи, работая с разными источниками информации (книги, учебники, словари, Интернет и т.д.)

Овладевая общеучебными умениями и навыками представленной группы, учащимся необходимо работать и над своей рефлексивной деятельностью. Сюда относятся:

  • самостоятельная организация учебного процесса (целеполагание, планирование, выбор средств работы и т.д.);
  • самостоятельный контроль и оценка своей работы;
  • предвидение возможных последствий своих действий;
  • определение и устранение трудностей, а также их причин;
  • оценка собственных учебных достижений;
  • самооценка (оценка черт своей личности, поведения, эмоционального и физического состояния);
  • определение сферы собственных интересов;
  • определение своих возможностей.

И, конечно же, необходимо стимулировать учащихся к соблюдению социальных норм, правил поведения в обществе, ведению здорового образа жизни, совместной работе с другими учащимися, учету поведенческих ролей, стремлению к внесению вклада в общее дело и его оценке.

Получая основное общее образование, учащиеся не просто овладевают общеучебными умениями и навыками, а осваивают и впитывают в себя нравственные, правовые и эстетические ценности, усваивают свои учебные, социальные и гражданские права и обязанности.

Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)

Как и в предыдущем случае, учась в старших классах, учащиеся закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся и осваивают новые общеучебные умения и навыки, овладевают новыми способами деятельности. Собственно, и уклон также делается на познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность.

Познавательная деятельность должна организовываться учащимися самостоятельно, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой полученного результата. Должны применяться элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследоваться более сложные (чем на предыдущей ступени обучения) реальные связи и их зависимости.

Есть и другие не менее важные умения:

  • определение свойств и характеристик изучаемых объектов;
  • выбор оценочных, сравнительных и классификационных характеристик;
  • выдвижение и проверка гипотез;
  • проведение исследований;
  • прогнозирование;
  • поиск информации и работа с источниками;
  • творческое решение задач и проблем.

Ученики должны учиться грамотно формулировать полученные результаты, выполнять больше самостоятельных работ, моделировать процессы, объекты и явления, придумывать свои оригинальные замыслы и осуществлять их. Очень важно учить их импровизации и использованию различных художественных средств.

Информационно-коммуникативная деятельность включает в себя работу с материалами с элементами различных знаковых систем (аудиовизуальные материалы, диаграммы, графики, таблицы, тексты и т.д.), выделение главного и второстепенного, критический анализ информации, формулирование выводов в разных формах (полной, сжатой, выборочной и т.д.)

Кроме того, учащихся на этом этапе обучают переводить информацию из одних знаковых систем в другие, выбирать знаковые системы, учитывая особенности коммуникативных и познавательных ситуаций, давать развернутые обоснования суждения и определения, приводить доказательства, самостоятельно подбирать оригинальные примеры.

Есть и целый ряд умений, связанных с работой с текстами:

  • поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение;
  • свободная обработка художественных, публицистических и официально-деловых материалов;
  • редактирование текстов.

Еще одно важное умение – это умение адекватно воспринимать язык СМИ, а также пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации и передачи информации, составления баз данных, представления результатов учебного труда.

Среди более специфических общеучебных умений и навыков на этой ступени обучения можно назвать:

  • основы публичных выступлений (полемика, дискуссия, монолог, высказывания и т.д.);
  • соблюдение правил и этических норм ведения диалога;
  • объективная оценка своих учебных достижений и личностных характеристик;
  • учет мнения окружающих при определении собственной точки зрения;
  • соотнесение своих усилий и полученных результатов;
  • участие в групповой и командной работе;
  • учет индивидуальности других людей при совместной работе;
  • адекватное восприятие других (в том числе и противоположных) идей и мнений;
  • оценка личного вклада в достижение общей цели.

За счет формирования этих общеучебных умений и навыков учащиеся старших классов овладевают способностью оценивать и корректировать свое поведение при общении с другими людьми, выполнении практических задач. Они учатся стремиться к экологичности общения, начинают более глубоко осознавать свою принадлежность (социальную, национальную и т.д.).

Формируется индивидуальное отношение к явлениям и событиям жизни, мировоззрение и взгляды, начинает проявляться социальная и гражданская позиция, личностное развитие, обучение и самообразование начинают восприниматься как фундаментальные средства развития личности.

Не менее важно и то, что благодаря получению полного среднего образования и закреплению полученных умений и навыков выпускники школ подготавливаются к вступлению во взрослую жизнь и осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Подведем итог

Мы с вами рассмотрели все общеучебные умения и навыки, которыми овладевают учащиеся младших, средних и старших классов по мере обучения в школе, а также указали на основные пути их формирования и развития. Именно на них всегда должны быть выстроена система передачи знаний в процессе образования.

Интересно и то, что представленная информация может быть полезна не только тем, чья деятельность связана с обучением, но и людям, планирующим или уже активно занимающимся самообразованием. Зная об умениях и навыках, которые мы сегодня рассмотрели, можно разработать очень эффективную стратегию самостоятельного обучения или же доработать уже имеющуюся.

Для повышения эффективности обучения необходимо также осваивать специальные методики, применяющиеся как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях. О них мы сегодня, естественно, речь вести не будем, однако напоследок предлагаем посмотреть интересный видеосюжет на тему понимания информации, что в процессе обучения играет одну из первостепенных ролей.

Желаем вам успехов в работе и обучении!

Ключевые слова:1LLL

Культура интеллектуального труда — тесты МУ им. Витте (МИЭМП) с ответами

1. Систему действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач психолог И.С. Якиманская называла

  • Ответ учебная деятельность

2. Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, называется

  • Ответ дополнительным образованием.

3. Форма организации образовательного процесса путем передачи в систематизированном и структурированном виде информации, знаний и потенциального опыта решения проблем в данной предметной области от эксперта к обучающимся в целях их дальнейшего использования, называется

  • ЛЕКЦИЯ

4. Установите последовательность действий лектора при проведении лекции:

  • раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога = 3
  • сообщение плана лекции = 1
  • напоминание содержания предыдущей лекции, связывание его с новым материалом = 2
  • ответы на вопросы студентов, возникшие в течение лекции = 5
  • фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения = 4

5. Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов – это:

  • образовательная программа
  • образование +
  • воспитание
  • обучение

6. Установите последовательность этапов решения учебной задачи начиная с самой ранней:

  • построение системы частных задач, решаемых общим способом = 2
  • контроль за выполнением предыдущих действий = 3
  • моделирование выделенного отношения = 4
  • оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи = 5
  • принятие или самостоятельная постановка учебной задачи = 1

7. Рефлексия, на первых порах управляемая преподавателем, учит студента:

  • корректировать поведение
  • формировать траекторию саморазвития +
  • владеть приемами риторики
  • работать со справочной литературой

8. Процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на человека обстоятельств жизни и среды называется:

  • обучение
  • интеллектуальное развитие +
  • интеллектуальное воспитание
  • мировоззрение

9. К учебно-коммуникационным умениям и навыкам относят:

  • оценка разных точек зрения +
  • формирование выводов
  • установление причинно-следственных связей
  • выслушивание мнения других +

10. Дайте наиболее полное определение понятию «учебная деятельность» в интерпретации И.С.Якиманской:

  • система действий, осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками
  • система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач +
  • система учебных действий
  • система действий, овладение умениями и навыками и применение их к решению различных задач

11. Установите соответствие сущности вида учебных работы с их названиями:

  • письменная работа, в которой автор делает попытку осмыслить что-то и передать свой взгляд на рассматриваемую проблему = эссе
  • письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. От всех вышеперечисленных работ отличается тем, что имеет четко выраженную структуру и ссылается на минимальное количество источников, может быть просто кратким содержанием книги, или диссертационного исследования = реферат
  • вид самостоятельной научно-исследовательской работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой темы, рассматривает как различные точки зрения, так и собственный взгляд на проблему, является одним из видов монологической речи = доклад
  • в этой работе анализируются общественные ситуации, процессы, явления с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе, но и приводится авторская трактовка явлений = статья

12. Деловой учебной игрой называют:

  • моделирование профессиональной деятельности по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием
  • ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов
  • моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием +
  • моделирование профессиональной по игровым правилам участвующих в ней специалистов

13. Творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания называются:

  • оптимизм
  • позитивность
  • коммуникативность
  • креативность +

14. Нашу жизнь определяют наши поступки, которые, в свою очередь, определяет наш образ мышления. И если в вашей жизни ничего не происходит, то, скорее всего, это из-за того, что не меняется ваш внутренний мир, ваши жизненные установки. Если человек всю жизнь вёл потребительский образ жизни, испытывал всю жизнь нехватку денег, работал только по найму, то ничего не изменится и в будущем. Чаще это происходит потому, что человек просто не знает, что нужно делать, чтобы жить иначе, т. к. его этому не учили. Для того, чтобы узнать об этом, нужно активно использовать знания тех людей, которые значительно продвинулись в этих вопросах. Эти знания можно получить на тренингах, в книгах, в различных образовательных продуктах. Когда возникают определенные проблемы, нужно искать выходы, стараться найти тех людей, которые эти проблемы уже решили, и перенять их опыт. Правда обычно эти тренинги и книги имеют тенденцию забываться. Поэтому, т.к. наша жизнь в основном состоит из одних и тех же действий и мыслей, то, основное, что нужно — это постоянно воздействовать на эти мысли и действия. В этом отлично помогает самообразование. Многое из прочитанного, из нового надо применять на практике, активно внедрять в свою жизнь. Нужно быть сильным человеком, бороться с такими негативными проявлениями, как лень, апатия, нехватка времени. Именно поэтому нужно постоянно работать над собой, постоянно знакомиться с новой литературой, перечитывать уже прочитанные ранее книги, которые в своё время уже взорвали ваш мозг, искать новые решения, новые курсы, тренинги. Другими словами, делать всё, что изменит вашу жизнь, поможет достигнуть нового уровня и поддерживать его, не позволять себе скатиться назад. О важности какого процесса идет речь в тексте?

  • Ответ самообразование

Осознание важности самообразования происходит в процессе?

  • Ответ обучение

Осознание важности самообразования происходит в процессе?

  • Ответ обучения

Основой самообразования является?

  • Ответ мотивация

Целью самообразования является?

  • Ответ самопознание

15. Технология построения впечатления о себе посредством использования определенных стратегий и тактик с целью формирования определенного имиджа называется:

  • самоактуализация
  • коммуникация
  • самопрезентация +
  • аттракция

16. Наиболее полным списком специфических особенностей и показателей самоактуализирующейся личности студентов является:

  • ориентация на взаимодействие с другими людьми, энергичность, эмпатийные способности, смелость в установлении межличностных контактов, профессиональная креативность, деловая направленность, уверенность и ответственность
  • эмоциональная устойчивость, гибкость и произвольность поведения, уверенность и ответственность
  • коммуникативная направленность, потребность в самоуважении, значимость взаимоотношений с социумом, потребность общественного признания, ориентация на активные действия, уверенность в силах, ориентация на взаимодействие с другими людьми, энергичность, смелость в установлении межличностных контактов, профессиональная креативность, деловая направленность, гибкость и произвольность поведения, доверчивость, уверенность и ответственность +
  • общительность, эмоциональная устойчивость, коммуникативная направленность, потребность в самоуважении, значимость взаимоотношений с социумом, потребность общественного признания, ориентация на активные действия, уверенность в силах, ориентация на взаимодействие с другими людьми, энергичность, эмпатийные способности, смелость в установлении межличностных контактов, профессиональная креативность, деловая направленность, гибкость и произвольность поведения, доверчивость, уверенность и ответственность

17. Укажите наиболее полное определение общеучебных умений и навыков:

  • это такие умения и навыки, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни +
  • это такие умения и навыки, используемые во многих предметах и в повседневной жизни.
  • это такие умения и навыки, которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
  • это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

18. Для развития организационных умений на занятиях оптимальным является использование

  • Ответ ГРУППОВЫХ форм работы

19. Дайте наиболее полное определение понятию «учебная деятельность» с точки зрения И.А.Зимней:

  • деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку +
  • деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач
  • деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий в процессе решения учебных задач, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку
  • деятельность субъекта, предпринимаемой с целью успешного прохождения формы контроля по той или иной дисциплине

20. Виды ролей, в которых приходится выступать преподавателю в деловой учебной игре:

  • председатель +
  • игрок
  • специалист
  • инструктор +

21. Установить соответствие между определениями структурных составляющих процесса образования и их названиями:

  • вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью = практика
  • единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов = образование
  • уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности = квалификация
  • целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни = обучение
  • деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства = воспитание

22. Наиболее полным списком специфических факторов, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности студента является:

  • образовательная система, образовательное учреждение, организация образовательного процесса, субъектные особенности обучающегося,
  • образовательная система, образовательное учреждение, субъективные особенности преподавателя и системы его отношений к студенту, к делу, спецификой учебного предмета
  • образовательная система, образовательное учреждение, организация образовательного процесса, субъектные особенности обучающегося, субъективные особенности преподавателя и системы его отношений к студенту, к делу, спецификой учебного предмета +
  • организация образовательного процесса, спецификой учебного предмета

23. К письменным работам, выполняемым студентами в процессе обучения относятся:

  • реферат +
  • доклад +
  • сочинение
  • конспект

24. Суждение, истинность которого надо доказать называется

  • Ответ ТЕЗИС

25. Моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием присуще:

  • семинарскому занятию
  • деловой учебной игре +
  • тренингу
  • ролевой учебной игре

26. Основной единицей учебной деятельности является:

  • кейс-задание
  • письменная работа
  • учебная задача +
  • контрольная работа

27. Один из механизмов взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению называется

  • Рефлексия

28. Терпимость, терпимое отношение к взаимодействию разных индивидов, социальных групп, этносов, государств, к другим культурным ценностям и нормам называется

  • Толерантность

29. Форма организации совместной работы группы студентов занимающихся углубленным изучением темы или вовлеченных в исследовательскую работу в данном направлении, под общим руководством одного или более лидеров, включая постановку, анализ, обсуждение и решение проблем, обобщение полученных результатов называется

  • Деловая учебная игра

30. Для самоактуализации студентов характерно:

  • эмоциональная устойчивость +
  • значимость взаимоотношений с социумом +
  • коммуникативная направленность +
  • апперцепция взаимоотношений с окружающими

31. Дайте наиболее полное определение понятию «учебная деятельность» в интерпретации И.С.Якиманской:

  • система учебных действий
  • система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач +
  • система действий, овладение умениями и навыками и применение их к решению различных задач
  • система действий, осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками

32. Установите последовательность этапов подготовки и проведения ролевой игры:

  • планирование = 1
  • рефлексия = 4
  • игровой этап = 3
  • доигровой этап = 2

33. Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов – это:

  • воспитание
  • образовательная программа
  • образование +
  • обучение

34. Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем называется:

  • схема
  • интеллект-карта +
  • конспект
  • таймлайн

35. Наиболее эффективным из всех имеющихся методом развития чувства времени, суть которого состоит в том, чтобы в течение дня записывать длительность всех своих действий, называется:

  • хронометраж +
  • калибровка
  • педантизм
  • тайм-менеджмент

36. Освоенный индивидом способ выполнения действий, основанный на совокупности приобретенных знаний и навыков:

  • умение +
  • обучение
  • понимание
  • деятельность

Методические рекомендации

«Формирование общеучебных умений и навыков учащихся»

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов — научить учащихся учиться.

Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить:

• основам организации собственной учебной деятельности;
• способам поиска, переработки и представления информации;
• приемам и методам умственного труда;
• основам коммуникативных умений.

В последнее время наблюдается возросший интерес к общеучебным умениям и навыкам как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. И это неслучайно, так как родителей, администрацию, государство интересует качество знаний. Факторов неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одним из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Значимая роль отведена им и в стандартах второго поколения: «Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения – это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».

Общеучебные умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.

Показателем результативности школы является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности, а также общеучебных мыслительных умений.

Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и стершей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.

Учителя предлагают учащимся различные виды заданий по предмету, но при этом забывают, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей.

Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков.

Более подробно остановимся на классификации педагога-психолога Лошкаревой Н.А.

Учебно-организационные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Это одна из центральных групп ОУУН, в которую входят:

· организация рабочего места;

· выполнение правил гигиены учебного труда;

· принятие учебной цели;

· выбор способов деятельности;

· работа консультантом;

· планирование организации контроля труда.

Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. При формировании данной группы учитель должен ставить цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока учить планировать выполнение заданий, отыскивать рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.

Например: порекомендовать на первом уроке изложить свои требования или советы по организации рабочего места ученика, что должно быть на столе для успешной работы.

Для развития организационных умений на уроках используйте групповые формы работы, проектную деятельность. Так как хорошо развитые организационные умения не только усиливают интенсивность познания, обусловливают возможность включения всех учащихся в самообразование.

Когда учащиеся действуют вместе в классе, они используют язык изучаемого предмета и думают на нем. Ученики используют помощь одноклассников, чтобы заполнить пробелы в своих знаниях.

Другим вариантом групповой работы может быть подготовка общеклассного проекта, когда каждая группа готовит свой фрагмент презентации (5-6 слайдов по определенному плану и оформлению), из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация. Например, тема для 9 класса: «Календарь круглых дат». Здесь основной упор делается на методы познания (наблюдение, опыт, измерение, описание, моделирование, элементы прогнозирования) При подведении итогов обязательна рефлексивная деятельность: объективное оценивание вклада каждого члена группы в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Учебно-интеллектуальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:

· анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями; между формулами и определениями; между рисунками и опреде­лениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к…);

· синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.);

· сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? И т. д.);

· причинно-следственные связи (продолжите ряд слов, понятий; вставь­те недостающее слово, рисунок, число; расположите в логической последовательности слова, числа, рисунки и т. д. Для старших клас­сов: постройте систему понятий)

· выводы (сделайте вывод на основании текста, рассказа в рисунках. Для старших классов: сделайте вывод на основании таблицы или схемы).

Понимая неоценимую роль данных умений и навыков для предмета, учителя должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.

Методические приемы работы с терминами.

1.Перевод терминов на русский язык, что делает запоминание более осмысленным. Задания, в которых школьник выбирает один правильный ответ из предложенных вариантов.

2.Задания, в которых ученикам необходимо вставить пропущенное слово.

3.Задания на соответствие. (Установите соответствие между …)

4.Терминологические диктанты. В конце тетради записываются термины. На первом уроке необходимо учащихся предупредить о том, что диктанты по терминам могут быть на любом уроке, поэтому желательно термины заучивать сразу после записи. Из этого списка учитель берет термины для диктанта. В ходе диктанта школьникам необходимо сформулировать определение предложенных понятий и записать их в тетрадь.

5.Графические диктанты. Учитель предлагает определение понятия, ученик должен выбрать верно или неверно это определение и в тетради записать условный знак. Для этого в тетради чертится простым карандашом отрезок 10 см, разбивается на 10 частей по 1 см. Затем внизу части отрезка нумеруются: 1, 2, 3… Учитель зачитывает определения по порядку, повторяя 2 раза. Графические диктанты позволяют формировать умения учащихся работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа; развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, умения быстро воспринимать информацию со слов учителя и в сжатые сроки представить отчет в условно-графической форме (перекодирование информации). Учитель составляет «ключи» для проверки или взаимопроверки.

Не надо забывать о развитии общеучебных умений и при диагностике знаний. Чаще всего на уроках используется опрос. Например, для проверки умения критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации (находить ошибки в тексте на основе имеющихся знаний). Пример:

1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, ука­жите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

2. В строке перечислены четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите лишнее слово и подчеркните.

3. В каждой строке перечислены три слова. Найдите общее для этих понятий название (признак или свойство) и запишите его.

4. Вам предложен перечень из четырех взаимосвязанных понятий. Расположите их таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного понятия к наиболее общему.

Например: орнитология → зоология → биология.

Учебно-информационные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:

· чтение текста (осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жан­ров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Ис­пользование различных видов чтения: ознакомительное, просмотро­вое, поисковое и др.).

· работа с учебником;

· практическая работа;

· работа с дополнительной литературой;

· работа со справочной литературой;

· выбор и использование выразительных средств языка и знако­вых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в со­ответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

· усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

С видами работы над материалом учебника вы уже знакомы. Это составление простого или сложного плана, тезисы, конспектирование, выписки. Читая учебник, можно порекомендовать учащимся подчеркивать карандашом (при этом напомнить убрать карандаш в конце учебного года), отмечать на полях или закладках то, что представляется важным.

В качестве методического приема рекомендуем использовать следующие задания.

1.Составление плана параграфа, текста. План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. Все остальные виды записей занимают больше места, чем план. План четко отражает последовательность изложения мыслей в тексте. Он дисциплинирует мышление, делает его целенаправленным. План указывает общее направление изложения, ход мысли. Напомню, что план бывает простой, сложный; цитатный, тезисный, вопросный.

2.Написание тезисов. Тезисы позволяют глубоко осмыслить текст. Работа над их составлением формирует четкость выражения мысли. Умелое составление тезисов свидетельствует об овладении методами самостоятельной работы над книгой.

В помощь учащимся можно разработать памятки: алгоритм составления тезисов, правила работы с научным текстом.

Учебно-коммуникативные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

· выслушивание мнения других;

· владение различными формами устных публичных выступлений;

· оценка разных точек зрения;

· владение приемами риторики;

· организация совместной деятельности;

· владение культурой речи;

· ведение дискуссии.

Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.

· Письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу.

· Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.

· Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…

· Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)

Учитель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника. Для этого следует разработать памятки: «Как составлять конспект», «Рекомендации для информационного выступления» и т.д

Как развивать общеучебные умения (как учить?)

Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития общеучебных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.

Многие умения каждой из четырёх групп являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно.

В какой последовательности развивать общеучебные умения: последовательно, друг за другом, или параллельно, т.е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу? Опыт показывает, что следует придерживаться следующих рекомендаций: лучше, если учитель в каждый отрезок времени будет договариваться с детьми, какое общеучебное умение они будут развивать. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент. Ученик выступает в роли субъекта своей учебной деятельности, выполнение заданий более осознанное, и результат оказывается гораздо выше по сравнению с тем случаем, когда учитель не акцентирует внимание на формируемых надпредметных умениях.

Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений. На одних темах учебного плана, например, наиболее целесообразно развивать учебно-интеллектуальные умения, на других – учебно-коммуникативные.

Какие формы и методы наиболее подходят для развития надпредметных умений и навыков?

Формирование умений и навыков на первой образовательной ступени

умение педагогический навык общеучебный

Формирование умений и навыков — один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

В образовательных стандартах начального общего образования формированию умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок, как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Задача формирования общеучебных умений и навыков может решаться только на межпредметном уровне. Успешность этой работы обеспечивается действием единой для всех учебных предметов методической системы, над изучением которой предстоит еще очень много работать. Основным источником являются образовательные стандарты, где прописаны все универсальные учебные действия по всем предметам, рекомендованы технологии их развития.

Что же такое общеучебные умения и навыки?

Общеучебные умения — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).

Само понятие «общеучебные умения и навыки» включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения и навыки, определить типы заданий и условия их реализации.

Выделяют 4 типа общеучебных умений и навыков.

Учебно-организационные умения.

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования.

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.). А также

  • · определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
  • · выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
  • · сравнение полученных результатов с учебной задачей;
  • · владение различными формами самоконтроля;
  • · оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
  • · определение недостатков собственной учебной деятельности и установление их причины;
  • · постановка цели самообразовательной деятельности;
  • · определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Учебно-интеллектуальные или общелогические умения.

Учебно-интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало. Но приобретение такого опыта, освоение умений, как и овладение знаниями, может и должно быть организовано учителем начиная уже с 1-го класса

Данные общеучебные умения представляют разные стороны жизнедеятельности ребенка: познавательную, практическую коммуникативную (социальную).

Наблюдение, слушание, чтение — умения нацеленного восприятия и отражения главного в учебном материале (тексте, рисунке, схеме) на уроке, в домашнем задании. Данный блок общеучебных интеллектуальных умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением. Рассуждающее мышление, происходящее в процессе усвоения знаний, перестраивает все другие познавательные процессы. В этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

  • · определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • · выявление существенных признаков объекта;
  • · определение соотношения компонентов объекта;
  • · проведение разных видов сравнения;
  • · установление причинно-следственных связей;
  • · оперирование понятиями, суждениями;
  • · классификация информации;
  • · владение компонентами доказательства;
  • · формулирование проблемы и определение способов ее решения

Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

  • * сравнивать объекты, факты, явления;
  • * классифицировать материал;
  • * обобщать;
  • * абстрагировать;
  • * выделять главное, существенное;
  • * устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • * выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  • * писать сочинение на заданную тему;
  • * пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

  • · работа с основными компонентами учебника;
  • · использование справочной и дополнительной литературы;
  • · различение и правильное использование разных литературных стилей;
  • · подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • · составление планов различных видов;
  • · создание текстов различных типов;
  • · владение разными формами изложения текста;
  • · составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
  • · составление тезисов, конспектирование;
  • · подготовка рецензии;
  • · владение цитированием и различными видами комментариев;
  • · подготовка доклада, реферата;
  • · использование различных видов наблюдения;
  • · качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • · проведение эксперимента;
  • · использование разных видов моделирования.

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

  • · выслушивание мнения других;
  • · владение различными формами устных публичных выступлений;
  • · оценка разных точек зрения;
  • · владение приемами риторики;
  • · организация совместной деятельности;
  • · владение культурой речи;
  • · ведение дискуссии.

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.

Определение и классификация общеучебных умений и навыков (чему учить?) .

Общеучебные умения и навыки — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я предлагаю принять за основу такую классификацию:

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
постановка цели самообразовательной деятельности;
определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
работа с основными компонентами учебника;
использование справочной и дополнительной литературы;
различение и правильное использование разных литературных стилей;
подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
составление тезисов, конспектирование;
подготовка рецензии;
владение цитированием и различными видами комментариев;
подготовка доклада, реферата;
использование различных видов наблюдения;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента;
использование разных видов моделирования.

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
выявление существенных признаков объекта;
определение соотношения компонентов объекта;
проведение разных видов сравнения;
установление причинно-следственных связей;
оперирование понятиями, суждениями;
классификация информации;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
выслушивание мнения других;
владение различными формами устных публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;

Методическое пособие

Классификация общеучебных умений и навыков

Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:

  • Учебно-организационные
  • Учебно-интеллектуальные
  • Учебно-информационные
  • Учебно-коммуникативные

Учебно-организационные умения

К ним относятся умения:

  • организовать свое рабочее место
  • планировать текущую работу,
  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи,
  • осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,
  • вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.д.)

Учебно-интеллектуальные или общелогические умения

Первое умение – чисто и скоро писать.

Для успешной учебы необходимо писать не менее 60знаков в минуту.

Главное умение-умение читать в заданном темпе, читать осознанно, выразительно.

Разновидность чтения и количество слов в мин

  • Скорочтение — более 300 слов в минуту
  • чтение в темпе скороговорки –180-300слов в минуту
  • оптимальное чтение –120-150 слов в минуту
  • нормальное чтение –80-90 слов в минуту

Уровень интеллектуального развития определяется сформированностью следующих умений:

  • диалектически анализировать учебный материал,
  • сравнивать объекты, факты, явления;
  • классифицировать материал;
  • обобщать, делать резюме;
  • абстрагировать;
  • выделять главное, существенное;
  • синтезировать материал;
  • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  • пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка.)

Учебно-информационные умения

  • умение пользоваться каталогом или компьютерным источником информации;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, комментариями;
  • составлять картотеку;
  • пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации;
  • составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

Учебно-коммуникативные умения

Развитие этих умений помогает самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным

Это следующие умения:

  • умение слушать. Умение учебного слушания — одно из самых трудных, требующих сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, что требует определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;
  • умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа;
  • читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями;
  • литературным языком излагать свои мысли;
  • выступать перед аудиторией;
  • составлять план выступления;
  • вести полемику, участвовать в дискуссии;
  • высказывать тезисы;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • аргументировать, доказывать.

Система формирования общеучебных умений у учащихся

Статья отнесена к разделу:

За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.

Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

По данным Международного исследования образовательных достижений учащихся с помощью теста PISA (PISA-2000) Россия заняла 27–29 место из 32 возможных. Одной из причин столь низкого результата специалисты считают недостаточное внимание, уделяемое формированию общеучебных умений (ОУ) в наших школах.

Программы общеобразовательных учреждений включают разделы, определяющие знания и умения, которыми должен овладеть выпускник при изучении конкретных дисциплин, повышающие практическую направленность и качество подготовки, но это – специальные (предметные) знания и умения. Таким образом, в общеобразовательной школе общеучебные умения не выступают предметом специального усвоения, их формирование идет по ходу изучения отдельных учебных предметов, т.е. в большинстве случаев – стихийно и бессистемно.

Данные проведенного нами исследования по изучению сформированности общеучебных умений у учащихся также подтверждают недостаточно высокий, а по отдельным умениям – низкий уровень их сформированности.

В современных условиях необходимо включать учащихся в процесс непрерывного образования, самостоятельного добывания знания, где общеучебные умения являются “инструментом” овладения любого учебного материала. Но выпускник общеобразовательной школы часто не владеет в достаточной степени такими умениями.

Любые умения формируются в систематической деятельности, причем начинается это формирование с объяснения сущности любого умения. Трудно себе представить, как сформировался бы навык счета или письма, если бы такая работа не имела бы четкой последовательности в отработке отдельных компонентов. Именно это и происходит в отношении развития общеучебных умений. Они выносятся из основного русла учебной деятельности, несмотря на то, что вся она построена на них.

Таков порядок существующей системы образования “сверху” к формированию общеучебных умений, преподаватели “в одиночку” пытаются исправить положение дел, используя материал своего предмета.

В нашем лицее разработан курс “Учись учиться”, одной из важнейших задач которого и является систематическое формирование и развитие общеучебных навыков и умений. Но, к сожалению, ОУ, рассматриваемые на этих занятиях, не отрабатываются на других дисциплинах.

А ведь для эффективного формирования и развития ОУ эта деятельность из разрозненной и эклектичной должна стать единообразной и последовательной, предполагающей соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. Основой данного обеспечения является программа общеучебных умений, которая, к сожалению, не разработана дидактами для школы. Есть несколько примерных версий такой программы (журнал “Образование в современной школе”, 2003, №7, с.7-10), несколько экспериментальных апробаций подобных программ.

Данные умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, настоятельно требуется координация взаимодействия всех преподавателей.

Педагоги должны использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования. Исходя из этого, обеспечение целостного выполнения единых требований может принять форму разработки и реализации дидактического комплекса (ДК).

ДК может состоять из следующих частей:

  • методика для изучения уровня сформированности общеучебных умений;
  • программы общеучебных умений с методическими указаниями;
  • программно-методические нормы формирования и развития общеучебных умений (рекомендации для преподавателей по организации спецкурсов по формированию общеучебных умений и обучения в рамках предметов);
  • нормы оценок общеучебных умений.

В настоящее время в лицее разработаны:

  • “Программа формирования общеучебных умений” (авторы Шевченко А.Е., Игнатова О.Н.)
  • Комплекс методик по диагностике уровня сформированности общеучебных умений.
  • Спецкурс ”Учись учиться” (авторы Шевченко А.Е., Игнатова О.Н.)

I. Программа формирования общеучебных умений

  • классификацию общеучебных умений,
  • требования к сформированности общеучебных умений с 5 по 9 класс,
  • методические рекомендации по формированию общеучебных умений.

В данной программе классификация общеучебных умений проведена следующим образом

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся. К ним относятся:

  • определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
  • выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
  • сравнение полученных результатов с учебной задачей;
  • владение различными формами самоконтроля;
  • оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;
  • постановка целей самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • различение и правильное использование разных литературных стилей;
  • подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • составление планов различных видов;
  • создание текстов различных типов;
  • владение разными формами изложения текста;
  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
  • составление тезисов, конспектирование;
  • подготовка рецензии;
  • владение цитированием и различными видами комментариев;
  • подготовка доклада, реферата;
  • использование различных видов наблюдения;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение эксперимента;
  • использование разных видов моделирования.

3. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • определение соотношения компонентов объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • оперирование понятиями, суждениями;
  • классификация информации;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

  • выслушивание мнения других;
  • владение различными формами устных и публичных выступлений;
  • оценка разных точек зрения;
  • владение приемами риторики;
  • организация совместной деятельности;
  • владение культурой речи;
  • ведение дискуссии.

Важным составляющим элементом данной программы является дифференциация требований к сформированности общеучебных умений с 5 по 9 класс. Это позволяет определить задачи учителя по формированию конкретизированных умений, которые представлены как направленно развивающиеся с 5 по 9 класс учебно-логические, учебно-информационные, учебно-коммуникативные и учебно-организационные умения и навыки.

В методических рекомендациях по формированию общеучебных умений наряду с определениями методической, психологической и педагогической сути каждого умения приводятся конкретные приемы и алгоритмы по формированию умений с примерами на материале различных учебных дисциплин (литературы, биологии, истории и т.п.)

II. Комплекс методик по диагностике уровня сформированности общеучебных умений

В учебном процессе в целях активизации интереса учащихся к процессу развития своих общеучебных умений и навыков и получения информации диагностического характера используются компьютерные тестовые программы:

1) АРМ “Психолог” (разработка НПО “Полис”, 1989 г.).

2) «Глобал Т.Э.М.П. (Творчество. Энергия. Мышление. Память.)» (разработка ЗАО “Фирма Зеленый остров”).

3) “Современные IQ тесты” из серии “Занимательная психология” (разработка “Дискавери”, 2003 г.).

АРМ “Психолог” позволяет провести тестирование уровня интеллектуального развития (интеллектуальный тест Айзенка), определить тип темперамента (тест EPI Г. Айзенка) и уровень личностной тревожности (тест Спилбергера).

Программа-тренажер “Глобал Т.Э.М.П.” позволяет не только диагностировать особенности познавательных процессов (внимания, памяти, нестандартного мышления) и скорости чтения, но и существенно их развить. В процессе использования этого тренажера улучшаются такие характеристики внимания, как устойчивость и концентрация, переключение, распределение, избирательность, способность к выполнению монотонной работы; зрительная, пространственная и оперативная память; способность быстрого принятия решения.

“Современные IQ тесты” тестируют особенности мышления, уровень сформированности отдельных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки.

Диагностика уровня сформированности учебно-логических умений. Сформированность учебно-логических навыков напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики мы используем психологические тесты на развитие перечисленных мыслительных операций. А именно тест “Простые аналогии”, Прогрессивные матрицы Равена, тест “Выделение существенных признаков”, тест “Исключение лишнего” (предметный вариант и вербальный вариант).

Диагностика уровня сформированности учебно-информационных умений. Для диагностики уровня сформированности этой группы общеучебных умений используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов).

Диагностика уровня сформированности учебно-коммуникативных умений. Диагностика развития коммуникативных умений проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.

Диагностика учебно-организационных умений в данном курсе не предусмотрена.

Полученные в результате тестирования количественные и качественные показатели позволяют определить уровень развития учебно-логических умений, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений каждого ученика в классе. Поскольку в одном классе ученики могут находиться на уровнях развития, соответствующих разным классам, необходимо выстраивать разноуровневые занятия с учетом каждого ученика, либо выделять группы по сходным параметрам.

Главная задача начального образования — формирование учебной деятельности школьников, включающей в себя общеучебные, общелогические, информационно-коммуникативные умения. Эта задача в значительной мере может быть решена в рамках уроков информатики.

Работа с информацией есть то, что объединяет познавательные внешкольные интересы ребёнка и саму сущность процесса школьного образования. В информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. особенно актуальной становится задача воспитания у школьников культуры работы с информацией. Но, как справедливо замечает В.В. Дубинина, нет в школе предмета, который бы учил высказывать суждения, делать умозаключение, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, учить задавать вопросы, развивать интуицию. В.В. Дубинина предлагает на место такого предмета начальный курс информатики, названный ею «Уроками развития».

Аналогичной точки зрения придерживается Ю.А. Первин, автор известной «Роботландии» и курса «Информационная культура». Интегрирующую роль информатики в начальном звене он видит в формировании у детей операционного стиля мышления, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности.

А.В. Горячев предупреждает об опасности попыток объять необъятное при проектировании уроков информатики для малышей, настаивает на курсе пропедевтическом, который обязательно должен быть связан с другими учебными дисциплинами и по возможности вестись учителями начальных классов. Курс А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» учитывает потребности школы в своевременном знакомстве детей с основными информационными умениями и включает в себя работу над взаимоотношением множеств, кодированием, решением логических задач с помощью графов, построением алгоритмов и пр.

О необходимости как-то скоординировать, упорядочить действия учителя в плане формирования учебно-логических умений учеников, говорит факт возникновения спецкурса «Культура познания» (г. Челябинск), вызванный к жизни озабоченностью педагогов о том, что часть учащихся не владеет эффективными способами учения. Спецкурс содержит методические рекомендации по обучению приёмам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определения понятий, доказательств и опровержений как основным инструментам познания.

Не сомневаемся: курс информатики может стать интегрирующим звеном в формировании информационной культуры младшего школьника. Интеграция здесь видится в постепенном сближении информатики как науки о рациональных способах работы с информацией и базовых учебных дисциплин. Причем это сближение заключается как в придании информатике большей практической направленности и поддержке ею других учебных предметов, так и в стремлении максимально использовать достижения информатики в базовых учебных курсах. Желательна согласованность различных учебных программ, адресованных одному ученику, в задачах, содержании, формах, сроках. Очевидно, что в центре внимания должен быть ребёнок с его возможностями, интересами, потребностями.

Содержательная сторона интеграции рассматривается в педагогических исследованиях и реализуется на практике гораздо чаще, чем сторона операционная, деятельностная. Между тем потредность в создании интегративных курсов на деятельностной основе (на основе общности операционных компонентов) исключительно велика.

В самом деле, при изучении основ наук школьники сталкиваются с различными видами учебно-познавательной деятельности. Это работа с учебной книгой, проведение наблюдений, экспериментов, систематизация и обобщение знаний. Кажется весьма заманчивым построить целостный и последовательный курс, специально обучающий школьников одному или нескольким из перечисленных видов деятельности. Он может оказаться полезным на любом этапе обучения и даже при небольшом объеме положительно скажется на эффективности занятий по всем предметам естественного цикла, на решении проблемы устранения перегрузки учащихся, развитии умений самостоятельно приобретать знания (О. Яворук).

Именно этот путь интеграции учебных дисциплин был избран педагогическим коллективом гимназии №9 г. Мурманска для решения вопроса о последовательном и систематическом обучении детей элементам информационной культуры, развития на этой основе познавательной самостоятельности младших школьников.

Информационная культура определялась как элемент общей культуры человека, совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов, а также выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне (Е.Л. Харчевникова).

Организаторы эксперимента исходили из того, что идея научиться быстро находить нужную информацию в различных источниках, изменять форму ее представления для более удобного осознания и запоминания близка и понятна детям. В ходе эксперимента рассматривался процесс формирования информационной культуры школьников как составная часть программы развития общеучебных умений, приближенная по целям, содержанию и формам организации к детскому пониманию и активному соучастию детей в ее реализации.

Основное внимание было уделено операционному компоненту информационной культуры ученика, представляющему собой совокупность конкретных операций (действий), вариативное и творческое соединение которых позволяет школьнику рационализировать процесс учения.

Круг понятий, входящих в содержание термина «операционный компонент информационной культуры», в ходе экспериментальной работы был ограничен:

  • четырьмя направлениями совершенствования способов работы с информацией (информационный поиск, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка, хранение информации);
  • пятью основными источниками информации (наблюдение, общение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер);
  • в рамках каждой из указанных групп – теми общеучебными (информационными) умениями, которые могли быть представлены детям как увлекательные практические операции с информацией, способные облегчить, рационализировать учебный труд, а потому могли являться осмысленной и желанной целью ученической деятельности (см. таблицу).

В ходе эксперимента были апробированы методические подходы и структурные элементы проникающей организационно-педагогической технологии по формированию информационной культуры учащихся, а также механизм включения этой работы в естественный школьный процесс.

Общеучебные умения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *