О любви Андрей платонов

Рассказы Андрея Платонова

Есть в мире два знания: одно только удивляет, другое очаровывает. Ученые нашли, что

скорость световых и электрических волн в эфире равна 300 000 километров в секунду;

Что человек в конце концов только животное, сумевшее передразнить своими действиями мир и

тем приспособившееся к нему и отчасти победившее его.

Повторение, в течение веков и веков, скажем, такого процесса, как зажигание

вулканической лавой или молнией лесов, самовозгорание торфа, степей и т. д., — повторение

этих явлений родило в животных — предтече человека — чувство как бы вечной необходимости

в огне. Раньше ведь земля жила более лихорадочной, более юной, свирепой жизнью. Огонь,

естественный огонь чаще видели животные. Если сейчас появление огня в природе пугает даже человека, то когда то могло быть и наоборот — исчезнувшие лесные и болотные пожары могли

ужаснуть животных, привыкших в течение веков к неугасимому огню на горизонте. И

изобретателем огня было то животное, которое приволокло потухающее дерево из сгоревшего

леса и зажгло им другой лес, чтобы успокоить этим себя и свою самку, т. к. они привыкли к

пламени и отсутствие его для них ужасно и неестественно.

Это только, конечно, предположение, а не исторический факт.

Такие области знания, как физика эфира, теория электричества — таят в себе такие

глубокие тайны, что их открытие будет долго ослеплять и поражать человечество.

Наука — красавица, но только своими одеждами. Она — свет, чистый и до конца

прозрачный, но ни теплый, ни холодный. Этот неморгающий глаз человечества смотрит, но не

любуется, а думает, и, как глаз, наука нужна, чтобы только видеть и освещать.

И есть другое знание, которое очаровывает и перед которым благоговеют. Назвать знанием

его в полном смысле нельзя. Это другое, и вы сами увидите что.

Я вам расскажу о силе, которая настолько сильна, что может обессилить себя и перестать

быть силой, о красоте, которая может стать безобразием и чудовищем, если захочет, о свободе,

для которой сладка и желанна бывает неволя, и об истине, которая одевается ложью и все

таки бывает истиной, настолько она всемогуща. Жизнь смеется и из гробов. Когда мне

приходилось говорить об этом с маленьким мальчиком, я объяснил ему как можно понятней и

проще мир и жизнь человечества. О своем труде в прошлые времена сами мы должны прежде

других проникнуться до конца этой силой, чтобы понять ее и передать это понятие другим.

Скажу все до конца. До сих пор человечество только и хотело ясного понимания, горячего

ощущения той вольной пламенной силы, которая творит и творит и разрушает вселенные.

Человек — соучастник этой силы, и его душа есть тот же огонь, каким зажжено солнце, и в

душе человека такие и еще большие пространства, какие лежат в межзвездных пустынях.

Человек хочет понять себя, чтобы освободиться от ложных понятий греха и долга,

возможного и невозможного, правды и лжи, вреда и выгоды и т. д. Когда поймет человек себя,

он поймет все и будет навсегда свободен. Все стены падут перед ним, и он наконец воскреснет,

ибо настоящей жизни еще нет. Что поймет человек вперед — себя или природу — это не

важно, это все равно. Почему же это так? Раз человек и вселенная — одно и человек сам та же

сила, которая бьется и дышит в звездах и траве, то что же ему не понятно, что его мучит и

мешает жить, мешает быть вполне той вольной чудесной силой, которая ничем не ограничена

и для которой нет невозможного; что живому человеку мешает быть жизнью, для чего ему

потребовалось объяснение и понимание мира и жизни, чтобы жить? Ведь вон трава растет,

пока растется, и не знает ни горя ни радости в человеческом смысле. Ведь радость человек

понял только после горя. Объяснить эту великую историческую работу всего человечества —

значит объяснить все. Попробуем же это сделать.

Вся задача ее решения лежит в пределах человечества и не распространяется дальше. И

вся разгадка лежит в сознании человека, в его мысли — этом новом молодом чувстве человека,

присущем только человеку и больше никому и ничему.

В порядках борьбы за существование, в каких то организмах, предшествующих человеку,

родилась мысль как новая мощная органическая функция для жизни и победы. В человеке

мысль достигла своего расцвета, высшей силы и совершенства. Этот новый орган жизни требует

себе соответствия, равновесия с миром. Если чувства, которые гораздо древнее мысли, уже

нашли общую, уравновешивающую их в мире точку в форме наслаждения, то мысль еще не

твердо стоит в мире, мысль, так сказать, не сбалансирована с природой, и от этого происходит

всякая мука, отрава и порча жизни, чувство расцветает в миге наслаждения, — и чувство нашло

себе пищу, уравновесилось, усиливается и служит целям человека. Мысль не нашла себе еще

ответа. Ответить же и удовлетворить мысль может только истина, и не осколки истины (часть

истины — всегда ложь, только вся истина — истина), а вся истина.

Ту трепетную силу, творящую вселенные, чувство назвало бы именем блага и наслаждения.

И чувство назвало эту силу так. Мысль назвала бы эту силу истиной, но еще назвала ее так, и до того момента, пока мысль не обнимет всю вселенную и не осознает ее как истину, человечеству нужны будут разные религии, разные науки и всякие другие условные знаки, дымные образы, где как будто уже светится истина, найдены все концы, но этого еще нет на самом деле, раз идет время и сменяются (веры), отвергаются и забываются веры и знания. Чувство родилось давно и уже слилось с душою мира. Мысль не слилась, не совпала еще, а только ищет этого слияния в полном познании мира.

Это неравновесие мысли и мира, т. е. отсутствие истины, произвело историю человечества,

т. е. труд на протяжении веков.

Значит, религия и науки — это попытки слияния мысли с миром. Но мысль — чисто

человеческое свойство, и весь вопрос о так называемой истине, наш, местный вопрос. Этот

вопрос и мешает нам жить, мешает воскреснуть для полной, настоящей, всесильной жизни.

Чтобы найти жизнь, надо решить этот вопрос, уравновесить истиной голодное человеческое

сознание. Познанный же мир все равно что покоренный. А раз мы покорим мир, мы освободимся

от него и возвысимся над ним, создадим иную вселенную.

Маленькая, как будто вещь, мысль требует себе работы и удовлетворения — и родила своим существованием то мучительное состояние, что человек ищет смысла, будучи сам смыслом, хочет изменить мир и не знает для того хорошего оружия, а всякое оружие находится же в его руках. Весь мир должен стать равен человеческой мысли — в этом истина. Вот в чем вся суть.

До наших пор человек, стремясь овладеть истиной мира для его покорения, как требует его новая органическая сила — мысль, человек создавал только миражи истины, обманные видения ее в виде религий и наук. Теперь подошло время, когда человек действительно может познать мир, овладеть истиной об нем.

Что нужно делать, чтобы и мальчику и мне жилось хорошо, то на мой вопрос, как назвать ту ласковую силу, которая в нас бьется и ведет нас к счастью и силе, мальчик отвечал: моя мама. Другой человек, писатель, после долгого разговора крикнул: так это же жизнь, как хорошо!

И он сам сказал, как легко ему стало после того, как он понял жизнь. Оказывается, он ее не понимал.

А до этого он сидел угрюмый и бледный, со скорчившейся от тоски душой. Над народом не надо смеяться, даже когда он по язычески верит в свою богородицу. Сознание, что на небе есть благая богородица — роднее и ласковей матери, дает сердцу мужика любовь и силу, и он веками ходит за сохой и работает и живет как мученик.

Если мы хотим разрушить религию и сознаем, что это сделать надо непременно, так как коммунизм и религия несовместимы, то народу надо дать вместо религии не меньше, а больше,чем религия. У нас же многие думают, что веру можно отнять, а лучшего ничего не дать. Душа нынешнего человека так сорганизована, так устроена, что, вынь только из нее веру, она вся опрокинется и народ выйдет из пространств с вилами и топорами и уничтожит, истребит пустые города, отнявшие у народа его утешение, бессмысленное и ложное, но единственное утешение.

Вы скажете, но мы дадим народу взамен религии науку. Этот подарок народ не утешит.

Наука в современном смысле и существует то только 100-150 лет, религия же десятки тысяч лет. Что же сильнее и что глубже въелось в нутро человека? Сами ученые, самые вожди науки

почти все были верующими людьми.

Наука еще стоит на таком низком уровне, что не может быть руководительницей человека, силой, стоящей выше его. Жизнь пока еще мудрее и глубже всякой мысли, стихия неимоверно сильнее сознания, и все попытки замещения религии наукой не приведут к полной победе науки.

Людям нужно другое, более высшее, более универсальное понятие, чем религия и чем наука Люди хотят понять ту первичную силу, ту веселую буйную, мать, из которой все течет и рождается, откуда вышла и где веселится сама эта чудесная бессмертная жизнь, откуда выросла

эта маленькая веточка — религия, которая теперь засыхает, и на месте ее, на одном с ней

стволе вырастает другой цветок — наука, память

О ЛЮБВИ

Есть в мире два знания: одно только удивляет, другое очаровывает. Ученые нашли, что скорость световых и электрических волн в эфире равна 300 000 километров в секунду; что человек в конце концов только животное, сумевшее передразнить своими действиями мир и тем приспособившееся к нему и отчасти победившее его.

Повторение, в течение веков и веков, скажем, такого процесса, как зажигание вулканической лавой или молнией лесов, самовозгорание торфа, степей и т. д., — повторение этих явлений родило в животных — предтече человека — чувство как бы вечной необходимости в огне. Раньше ведь земля жила более лихорадочной, более юной, свирепой жизнью. Огонь, естественный огонь чаще видели животные. Если сейчас появление огня в природе пугает даже человека, то когда-то могло быть и наоборот — исчезнувшие лесные и болотные пожары могли ужаснуть животных, привыкших в течение веков к неугасимому огню на горизонте. И изобретателем огня было то животное, которое приволокло потухающее дерево из сгоревшего леса и зажгло им другой лес, чтобы успокоить этим себя и свою самку, т. к. они привыкли к пламени и отсутствие его для них ужасно и неестественно.

Это только, конечно, предположение, а не исторический факт. (Вставка: В прошлые времена, да и теперь, в большинстве случаев, сначала является вещь, а потом вырастает потребность в ней.)

Такие области знания, как физика эфира, теория электричества — таят в себе такие глубокие тайны, что их открытие будет долго ослеплять и поражать человечество.

Наука — красавица, но только своими одеждами. Она — свет, чистый и до конца прозрачный, но ни теплый, ни холодный. Этот неморгающий глаз человечества смотрит, но не любуется, а думает, и, как глаз, наука нужна, чтобы только видеть и освещать.

И есть другое знание, которое очаровывает и перед которым благоговеют. Назвать знанием его в полном смысле нельзя. Это другое, и вы сами увидите что.

Я вам расскажу о силе, которая настолько сильна, что может обессилить себя и перестать быть силой, о красоте, которая может стать безобразием и чудовищем, если захочет, о свободе, для которой сладка и желанна бывает неволя, и об истине, которая одевается ложью и все- таки бывает истиной, настолько она всемогуща. Жизнь смеется и из гробов. Когда мне приходилось говорить об этом с маленьким мальчиком, я объяснил ему как можно понятней и проще мир и жизнь человечества. О своем труде в прошлые времена сами мы должны прежде других проникнуться до конца этой силой, чтобы понять ее и передать это понятие другим.

Скажу все до конца. До сих пор человечество только и хотело ясного понимания, горячего ощущения той вольной пламенной силы, которая творит и творит и разрушает вселенные. Человек — соучастник этой силы, и его душа есть тот же огонь, каким зажжено солнце, и в душе человека такие и еще большие пространства, какие лежат в межзвездных пустынях.

Человек хочет понять себя, чтобы освободиться от ложных понятий греха и долга, возможного и невозможного, правды и лжи, вреда и выгоды и т. д. Когда поймет человек себя, он поймет все и будет навсегда свободен. Все стены падут перед ним, и он наконец воскреснет, ибо настоящей жизни еще нет. Что поймет человек вперед — себя или природу — это не важно, это все равно. Почему же это так? Раз человек и вселенная — одно и человек сам та же сила, которая бьется и дышит в звездах и траве, то что же ему не понятно, что его мучит и мешает жить, мешает быть вполне той вольной чудесной силой, которая ничем не ограничена и для которой нет невозможного; что живому человеку мешает быть жизнью, для чего ему потребовалось объяснение и понимание мира и жизни, чтобы жить? Ведь вон трава растет, пока растется, и не знает ни горя ни радости в человеческом смысле. Ведь радость человек понял только после горя. Объяснить эту великую историческую работу всего человечества — значит объяснить все. Попробуем же это сделать.

Вся задача ее решения лежит в пределах человечества и не распространяется дальше. И вся разгадка лежит в сознании человека, в его мысли — этом новом молодом чувстве человека, присущем только человеку и больше никому и ничему.

В порядках борьбы за существование, в каких-то организмах, предшествующих человеку, родилась мысль как новая мощная органическая функция для жизни и победы. В человеке мысль достигла своего расцвета, высшей силы и совершенства. Этот новый орган жизни требует себе соответствия, равновесия с миром. Если чувства, которые гораздо древнее мысли, уже нашли общую, уравновешивающую их в мире точку в форме наслаждения, то мысль еще не твердо стоит в мире, мысль, так сказать, не сбалансирована с природой, и от этого происходит всякая мука, отрава и порча жизни, чувство расцветает в миге наслаждения, — и чувство нашло себе пищу, уравновесилось, усиливается и служит целям человека. Мысль не нашла себе еще ответа. Ответить же и удовлетворить мысль может только истина, и не осколки истины (часть истины — всегда ложь, только вся истина — истина), а вся истина.

Ту трепетную силу, творящую вселенные, чувство назвало бы именем блага и наслаждения. И чувство эту силу так. Мысль назвала бы эту силу истиной, но еще назвала ее так, и до того момента, пока мысль не обнимет всю вселенную и не сознает ее как истину, человечеству нужны будут разные религии, разные науки и всякие другие условные знаки, дымные образы, где как будто уже светится истина, найдены все концы, но этого еще нет на самом деле, раз идет время и сменяются (веры), отвергаются и забываются веры и знания. Чувство родилось давно и уже слилось с душою мира. Мысль не слилась, не совпала еще, а только ищет этого слияния в полном познании мира.

Это неравновесие мысли и мира, т. е. отсутствие истины, произвело историю человечества, т. е. труд на протяжении веков.

Значит, религия и науки — это попытки слияния мысли с миром. Но мысль — чисто человеческое свойство, и весь вопрос о так называемой истине, наш, местный вопрос. Этот вопрос и мешает нам жить, мешает воскреснуть для полной, настоящей, всесильной жизни. Чтобы найти жизнь, надо решить этот вопрос, уравновесить истиной голодное человеческое сознание. Познанный же мир все равно что покоренный. А раз мы покорим мир, мы освободимся от него и возвысимся над ним, создадим иную вселенную.

Маленькая, как будто вещь, мысль требует себе работы и удовлетворения — и родила своим существованием то мучительное состояние, что человек ищет смысла, будучи сам смыслом, хочет изменить мир и не знает для того хорошего оружия, а всякое оружие находится же в его руках. Весь мир должен стать равен человеческой мысли — в этом истина. Вот в чем вся суть.

До наших пор человек, стремясь овладеть истиной мира для его покорения, как требует его новая органическая сила — мысль, человек создавал только миражи истины, обманные видения ее в виде религий и наук. Теперь подошло время, когда человек действительно может познать мир, овладеть истиной об нем.

Что нужно делать, чтобы и мальчику и мне жилось хорошо, то на мой вопрос, как назвать ту ласковую силу, которая в нас бьется и ведет нас к счастью и силе, мальчик отвечал: моя мама. Другой человек, писатель, после долгого разговора крикнул: так это же жизнь, как хорошо! И он сам сказал, как легко ему стало после того, как он понял жизнь. Оказывается, он ее не понимал.

А до этого он сидел угрюмый и бледный, со скорчившейся от тоски душой. Над народом не надо смеяться, даже когда он по-язычески верит в свою богородицу. Сознание, что на небе есть благая богородица — роднее и ласковей матери, дает сердцу мужика любовь и силу, и он веками ходит за сохой и работает и живет как мученик.

Если мы хотим разрушить религию и сознаем, что это сделать надо непременно, так как коммунизм и религия несовместимы, то народу надо дать вместо религии не меньше, а больше, чем религия. У нас же многие думают, что веру можно отнять, а лучшего ничего не дать. Душа нынешнего человека так сорганизована, так устроена, что, вынь только из нее веру, она вся опрокинется и народ выйдет из пространств с вилами и топорами и уничтожит, истребит пустые города, отнявшие у народа его утешение, бессмысленное и ложное, но единственное утешение.

Вы скажете, но мы дадим народу взамен религии науку. Этот подарок народ не утешит. Наука в современном смысле и существует-то только 100–150 лет, религия же десятки тысяч лет. Что же сильнее и что глубже въелось в нутро человека? Сами ученые, самые вожди науки почти все были верующими людьми.

Наука еще стоит на таком низком уровне, что не может быть руководительницей человека, силой, стоящей выше его. Жизнь пока еще мудрее и глубже всякой мысли, стихия неимоверно сильнее сознания, и все попытки замещения религии наукой не приведут к полной победе науки. Людям нужно другое, более высшее, более универсальное понятие, чем религия и чем наука. Люди хотят понять ту первичную силу, ту веселую буйную, мать, из которой все течет и рождается, откуда вышла и где веселится сама эта чудесная бессмертная жизнь, откуда выросла эта маленькая веточка — религия, которая теперь засыхает, и на месте ее, на одном с ней стволе вырастает другой цветок — наука, память.

Месть Сталина, потеря сына и запоздалое признание: Трудное счастье писателя Андрея Платонова и его Марии


Мария Кашинцева и Андрей Платонов.

Андрея Платонова сегодня называют классиком русской литературы и ставят в один ряд с Достоевским и Толстым. Однако о признании своего таланта писатель и публицист узнать не успел: большинство его произведений увидели свет уже после того, как его не стало. Андрей Платонов всю жизнь был предан одной женщине, которую повстречал в юности. Тогда, окрылённый своими чувствами, он ещё не знал, насколько трудным будет его счастье. Семью ждало множество испытаний, в том числе изощрённая месть Сталина Андрею Платонову за инакомыслие.

Не пара


Андрей Платонов. / Фото: www.24smi.org

Они повстречались в библиотеке воронежского университета в 1921 году. Мария Кашинцева лишь одарила Андрея Платонова презрительным взглядом, а он тут же замер, не в силах отвести глаз от юной красавицы. Она была из графского рода Шереметьевых, он – из простой рабоче-крестьянской семьи. Казалось, трудно было найти двух более неподходящих друг другу людей. Но Андрей Платонов, влюбившийся в Марию с первого же взгляда, уже через несколько дней напросился сопровождать своего приятеля Жоржа Малюченко во время визита к Кашинцевым. Жорж считался ухажёром Марии и частенько бывал в её доме.
После первой же совместной прогулки Андрей Платонов стал буквально осаждать девушку. Он писал ей страстные письма, поражая воображение девушки какими-то совершенно немыслимыми оборотами, клялся в вечной любви и требовал немедленного ответа на свои чувства. Мария даже заинтересовалась этим чудаковатым юношей, который считался в Воронеже местной знаменитостью благодаря своим острым статьям в прессе.

Андрей Платонов. / Фото: www.bvi.rusf.ru

Однако сила чувств Платонова настолько испугала Марию, что она даже попыталась сбежать от него, уехав ликвидировать безграмотность в дальнее село Верхнее Волошино. Но уже через два дня на пороге её покосившейся избёнки стоял смущённый и совершенно счастливый Андрей.
Вскоре красавица, отбросив все доводы рассудка, с пылом юной страсти ответила на чувства своего воздыхателя. В положенный срок у них родился сын Платон, а вот брак они зарегистрировали много лет спустя. Мария не обращала внимания на условности и всё время откладывала регистрацию. А вот Андрей Платонов чрезвычайно переживал по этому поводу, считая, что супруга не полностью принадлежит ему.

Мария Кашинцева с сыном Платоном. / Фото: www.livejournal.com

Поначалу семья жила вместе с родителями Марии, которые приняли зятя со всей душой. Мария Емельяновна во всех спорах молодых принимала сторону зятя и в шутку грозилась в случае развода усыновить Андрея, а от дочери вовсе отказаться.

Непризнанный гений


Мария Кашинцева и Андрей Платонов. / Фото: www.saviya.uz

Андрей Платонов был очень добр и щедр душой. Он бросался на помощь по первому же зову и ему было совершенно неважно, знаком он с человеком или нет. Он всё время пытался улучшить чужую жизнь, даже в ущерб своей собственной. Это не находило понимания у его рациональной и рассудительной супруги, но бороться с чудачествами супруга она не могла.
Когда в Поволжье наступил голод, Платонов бросил литературу и стал заниматься мелиорацией, достигнув в этом значительных успехов. Ему даже посулили хорошую должность в Москве, однако стоило ему переехать с семьёй в столицу, как в месте ему отказали. Писатель с женой и маленьким ребёнком вынуждены были скитаться по съёмным углам, влача нищенское существование. Андрей Платонов, дабы как-то прокормить семью, вынужден был распродавать свои любимые книги.

Мария Платонова с сыном. / Фото: www.dom-knig.com

Писательство тоже не приносило ему особенного дохода. Произведения Платонова часто отказывались печать ввиду их нелицеприятной правдивости, которая не отвечала требованиям советской пропаганды. Писатель был вынужден уехать из Москвы в Тамбов, где снова занялся сельским хозяйством.
Литературные труды писателя сопровождались шквалом критики. Талантливый писатель был слишком независим и прямолинеен в своих произведениях, никогда не называл чёрное белым и не приукрашивал действительность в угоду власти.

Андрей и Мария Платоновы с сыном Платоном. / Фото: www.900igr.net

Иосиф Сталин, прочитав в «Красной нови» повесть Платонова «Впрок», раз и навсегда определил отношение к писателю. Вождь признал талант Платонова, но счёл его плохим человеком. Слишком острой и неудобоваримой оказалась сатира писателя. С тех пор Андрей Платонов осознал, что ходит по острию ножа и стал ждать ареста.

Изощрённая месть вождя


Андрей и Мария Платоновы с сыном. / Фото: www.jimcdn.com

Однако арестовали в 1938 году не писателя, а его 15-летнего сына Платона. Поводом послужила неосторожная шутка подростка, написавшего вместе с приятелем письмо немецкому журналисту с предложением купить у них некую информацию. В результате Платон был приговорен к десяти годам лагерей и отправлен в Норильлаг.
Сам писатель, его друзья и лично Михаил Шолохов неоднократно писали лично Сталину с просьбой освободить мальчика. Платон вернулся домой через два года, но успел к тому времени уже заболеть туберкулёзом. Он прожил ещё три года, успел жениться и стать отцом маленького Александра.
Во то время Андрей Платонов уже был военным корреспондентом, но последние дни сына провёл рядом с ним, заразившись от него туберкулёзом.

Последние радости, последние печали


Андрей Платонов. / Фото: www.mycdn.me

После смерти сына и отъезда мужа на фронт Мария поначалу не могла прийти в себя. Однако позже, когда Андрей приехал в короткий отпуск, вдруг поняла, что может потерять ещё одного близкого человека. К ней будто вернулась та юношеская пылкость и страсть, которые и заставили её когда-то принять ухаживания нескладного и чудаковатого Андрея Платонова.

Андрей Платонов с женой Марией Александровной и дочерью Машей. / Фото: www.riavrn.ru

В 1944 году у супругов родилась дочь Мария. Демобилизованный в 1946 году по причине болезни Андрей Платонов был счастлив, глядя на подрастающую дочь и внука, который первое время воспитывался в семье писателя.

Андрей Платонов. / Фото: www.iphras.ru

Его произведения по-прежнему отказывались печатать и Андрею Платонову приходилось заниматься литературной обработкой сказок, чтобы прокормить семью. Туберкулёз прогрессировал и лечению уже не поддавался, и жена была вынуждена ограничить общение супруга с дочерью и внуком. 5 января 1951 года Андрея Платонова не стало. Должно было пройти ещё много лет, прежде чем гений писателя был по достоинству оценен потомками.


Андрей Платонов был одним из тех авторов, кем зачитывался актёр и режиссёр Михаил Ефремов ещё в детстве, а его пьесой «Шарманка» он буквально заболел. Какие ещё книги читают и рекомендуют отечественные знаменитости?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Андрей Платонов

Биография

Андрей Платонович Платонов — советский прозаик, поэт, публицист, драматург. Большая часть лучших произведений автора была опубликована после его смерти.

Родился Андрей Платонович в августе 1899 года в Ямской слободе (Воронеж). Мальчик был первенцем в семье железнодорожного мастерового. Отец будущего писателя, Платон Фирсович Климентов, был машинистом паровоза и слесарем, он дважды удостоен звания Героя труда. Мать Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часового мастера. После замужества женщина занималась домашним хозяйством.

Андрей Платонов в детстве

Семья Климентовых была большой. За свою жизнь Мария Васильевна родила одиннадцать детей. Платон Фирсович проводил в мастерских почти все свое время. Старшие дети с юных лет помогали отцу зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью.

В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковно-приходскую школу. В 1909 году мальчик поступил на обучение в городскую четырехклассную школу. С 13 лет будущий писатель начал работать по найму. Юноша пробовал разные профессии, до восемнадцати лет он успел поработать во многих мастерских Воронежа.

Творчество

Андрей Климентов поступил в железнодорожный техникум в 1918 году. Окончить обучение молодому человеку помешала Гражданская война. Для Андрея настал новый период жизни. Гражданскую войну он прошел в рядах Красной Армии. Октябрьская революция стала для молодого человека толчком к творчеству.

В начале двадцатых годов Климентов изменил фамилию и стал сотрудничать с редакциями разных журналов и газет Воронежа. Он попробовал себя как поэт, публицист, критик, обозреватель. В 1921 году из печати вышла первая книга Андрея Платонова под названием «Электрификация». Его рассказы более раннего времени отличаются агрессивностью. Смена тона в творчестве писателя произошла в 1921 году после встречи с будущей женой.

Андрей Платонов в молодости

В год рождения своего первенца Платонов выпустил сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 году писатель окончил работу над рукописью повести «Епифанские шлюзы». Переезд в Москву и некоторая доля известности вдохновили автора. Следующий год был для Платонова очень плодотворным. Из-под пера писателя вышли повести «Сокровенный человек», «Город Градов», «Эфирный тракт», а также рассказы «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича», «Ямская слобода».

Свои главные произведения Платонов создал на рубеже тридцатых годов прошлого века. В 1929 году он закончил работу над романом «Чевенгур», а в 1930 году – над социальной притчей «Котлован». При жизни писателя эти произведения не были изданы. Его отношения с властью и цензурой были очень натянутыми. Писатель неоднократно попадал в опалу. Повесть «Впрок», опубликованная в 1931 году, вызвала сильное недовольство Сталина. Политический деятель потребовал лишить писателя возможности печататься.

Иллюстрация к повести Андрея Платонова “Котлован”

В 1934 году давление власти немного ослабло. Платонов отправился с коллегами в поездку по Средней Азии. Вдохновение пришло к писателю после посещения Туркмении, и он написал рассказ «Такыр», чем вызвал новую волну неодобрения и критики. Когда Сталин читал некоторые из произведений Платонова, он оставлял на полях пометки в виде бранных слов, характеризующих автора.

Писатель Андрей Платонов

Несмотря на недовольство власти, писатель смог опубликовать в 1936 году несколько своих рассказов. После начала Второй мировой войны в его творчестве появилось место для фронтовой темы. В пятидесятых годах Платонов сосредоточил свое внимание на литературной обработке народных сказок.

Личная жизнь

Андрей Платонов женился в возрасте 22 лет. Его избранницей стала Мария Кашинцева. Девушка была первым серьезным увлечением писателя. Через 6 лет после начала семейной жизни Платонов написал рассказ «Песчаная учительница», который посвятил супруге. В основу сюжета легли факты из биографии Марии Александровны.

Андрей Платонов с женой Марией Кашинцевой

Будущая жена писателя в 1921 году уехала в захолустье, чтобы избежать отношений с Платоновым. Этот «побег от любви» и лег в основу рассказа об учительнице. Мария жила в шестидесяти километрах от города. Писатель навещал невесту два-три раза в месяц. Беременность Марии окончательно решила вопрос ее отношений с Платоновым. Писатель своей настойчивостью склонил девушку к замужеству в 1921 году. В 1922 году в семье родился сын, мальчика назвали Платоном в честь отца писателя.

Родители Андрея Платонова

В том же году от отравления ядовитыми грибами умерли брат и сестра прозаика. Он испытывал сильные душевные муки, разрываясь между счастьем супружеской жизни и семейным горем. Мать писателя не нашла общего языка с невесткой, Андрей Платонович оказался в сложной ситуации. Ему так и не удалось примирить двух главных женщин в своей жизни.

В 1929 году в возрасте 54 лет мать прозаика умерла. Через семь лет после ее кончины Платонов написал рассказ «Третий сын», посвященный Марии Васильевне.

Андрей Платонов с женой и сыном

Жизнь внука Климентовых оказалась короткой и трагичной. Платон много болел в детстве, вырос капризным и бесконтрольным юношей. В возрасте пятнадцати лет он попал в тюрьму. В заключении Платон заболел туберкулезом. Молодой человек скончался от чахотки в возрасте двадцати лет. Незадолго до своей смерти Платон Андреевич стал отцом.

Личная жизнь писателя имела отражение в творчестве Платонова. Его герои страдали вместе с ним, любили вместе с ним, сходили с ума и умирали. Платонов стал дедом, но потеря сына сломила его внутренний стержень.

Андрей Платонов с женой и дочкой Машей

В 1944 году Мария Александровна решилась на вторые роды. На свет появилась дочь писателя Маша. Платонов в то время уже был болен чахоткой. Фото последних лет жизни писателя дает ясное представление о состоянии его души и тела.

Смерть

Во время Второй мировой войны Андрей Платонович в чине капитана служил фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Писатель участвовал в боевых действиях, не отсиживался в тылу, был скромен в солдатском быту. По одной из версий, чахоткой Платонов заразился именно на войне. Солдатский быт помог писателю собрать материал для фронтовых рассказов и очерков, которые были напечатаны в журнале «Красная звезда».

В 1943 году умер единственный сын писателя. Платонов ухаживал за ним долгое время, но юноша так и не смог оправиться после тюремного заключения. По одной из версий, писатель заразился туберкулезом от сына.

Андрей Платонов

В 1946 году Платонов был демобилизован из-за болезни. В этом же году он закончил работу над рассказом «Семья Иванова», который появился в печати под названием «Возвращение». Волна критики снова накрыла Платонова с головой. Он был обвинен в клевете на воинов-победителей и отлучен от печати.

Последние годы жизни Платонову пришлось ради заработка заниматься черновым литературным трудом. Творчество писателя сосредоточилось вокруг переработки народных сказок. Интерес к детской литературе появился у Платонова из-за его маленькой дочки Машеньки. В 1950 году писатель закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». По мотивам этих произведений советские мультипликаторы создали в конце семидесятых годов мультипликационные фильмы.

Памятник Андрею Платонову в Воронеже

Умер писатель зимой 1951 года в Москве от чахотки, похоронили его на Армянском кладбище. В 1952 году окончился жизненный путь отца писателя. Жена Платонова скончалась в 1983 году, она пережила мужа на три десятка лет. Их дочь Мария Андреевна посвятила свою жизнь работе по публикации произведений отца. Она также создала одну из версий его биографии.

Книги Платонова стали активно издаваться в восьмидесятые годы прошлого века. Произведения автора вызвали волну интереса у нового поколения читателей. В 2005 году Мария Андреевна умерла и была похоронена на Армянском кладбище.

Библиография:

  • 1920 — рассказ «Чульдик и Епишка»
  • 1921 — рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»
  • 1922 — книга стихов «Голубая глубина»
  • 1927 — повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»
  • 1929 — роман «Чевенгур»
  • 1929 — рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
  • 1930 — «Котлован», «Шарманка» (пьеса)
  • 1931 — «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
  • 1934 — повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»
  • 1936 — рассказы «Третий сын» и «Бессмертие»
  • 1937 — рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро»
  • 1939 — рассказ «Родина электричества»
  • 1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов)
  • 1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
  • 1943 — «Броня» (сборник рассказов)
  • 1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
  • 1946 — рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
  • 1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
  • 1948 — пьеса «Ученик лицея»
  • 1950 — сказка «Неизвестный цветок»

«Мисс совершенство – 2013»: «Я всегда была скромной и стеснительной»

В интервью «Ярославскому Региону» Мария Платонова рассказала, что конкурсы красоты помогли ей преодолеть боязнь большой аудитории, поделилась своими соображениями о том, какой должна быть идеальная девушка, и раскрыла название своего доклада на научной конференции.
– Маша, «Мисс совершенство» не первый конкурс, в котором ты участвуешь. Расскажи о своих предыдущих победах. Как тебе удается их одерживать?
– Первый конкурс красоты, в котором я приняла участие и выиграла, – «Краса Ярославской области – 2012». По его условиям победительница обязана представлять свой город или регион на всероссийском конкурсе. Я представляла свой Ярославль и область в конкурсе «Краса России – 2012», где завоевала титулы в номинациях «Мисс гармония» и «Мисс спорт». Во время награждения жюри пояснило, что во мне гармонируют душа и тело, отметило мое сдержанное поведение и спокойную речь. Ну а чтобы одержать победу, нужны воля и целеустремленность, в этом мне помогает мой сильный и упрямый характер.
– В тебе что-то поменялось после стольких побед?
– Я могу лишь сказать, что для меня все это стало серьезным испытанием, так как я всегда была скромной и стеснительной, а в этих конкурсах такие залы, такие сцены! После этого мне удалось преодолеть свои внутренние комплексы, боязнь большой аудитории.
– После стольких триумфов перед тобой открываются хорошие перспективы. Чего ты хочешь добиться?
– Я хочу заполнить жизнь яркими, интересными событиями, встречами и потом рассказать об этом своим детям. Главное в жизни для меня – это постоянный, неугасимый интерес ко всему новому, жизнелюбие и открытость для общения. Сейчас я заканчиваю учебу на факультете социально-политических наук в ЯрГУ имени Демидова, в июле получаю диплом, а с сентября планирую продолжить обучение в магистратуре. Я уже сдала вступительный экзамен.
– Тебе нравится учиться?
– Да, и на днях я даже приняла участие в научной конференции на тему «Межнациональная толерантность», которая проводилась на нашем факультете. Мой доклад очень понравился научному сообществу. Теперь его опубликуют в университетской газете.
– Теперь расскажи о себе. Чем ты занимаешься в свободное время?
– Я очень люблю спорт, иногда тренируюсь по два раза в день. Во все времена говорили: движение – это жизнь, во мне море и того, и другого. Природа одарила меня хорошими физическими данными, я стремлюсь их развивать и совершенствовать. Я оптимист и в любой, даже сложной ситуации сохраняю здравый смысл и хладнокровие. Этим я похожа на свою бабушку, папину маму Галину Александровну. Она тоже Овен по гороскопу. Сама я, правда, не очень доверяю прогнозам и предсказаниям, но некоторые черты характера, несомненно, связаны с индивидуальным расположением звезд в момент рождения человека. С этим не поспоришь.
Кроме спортивных тренировок и занятий фитнесом я также увлекаюсь скайсерфингом, сноубордом, обожаю бассейн и картинг. А недавно я взяла несколько уроков экстремального вождения. Также я люблю путешествовать.
– За тобой, наверное, длинными хвостами ходят молодые люди?
– Сейчас меня устраивают дружеские отношения с противоположным полом, хотя юноши и пытаются ухаживать, но для меня главное сейчас учеба и карьера.
– Скажи, какой, по-твоему, должна быть идеальная девушка?
– Идеальная девушка должна быть хорошо воспитана, вести правильный образ жизни, иметь свой стиль, быть развитой духовно и уметь вести себя достойно в любом обществе.
источник

О любви Андрей платонов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *