Няня для Пушкина

Содержание

Как Арина Родионовна, няня А. Пушкина, стала для поэта «наперсницей волшебной старины»?

Пушкин не раз говорил о том, что Арина Родионовна стала прототипом няни главной героини Татьяны в поэме «Евгений Онегин». Арину Родионовну он также «вывел» в ряде женских образов в трагедии «Борис Годунов», пьесе «Русалка», романе «Арап Петра Великого». Немало ей было посвящено стихотворных строк.

Однако до нас не дошла полная биография Арины Родионовны, воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина, но многие из них поверхностны. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта…

Арина Родионовна (1758−1827) родилась в деревне Суйда (есть и другое мнение — в д. Лампово), что в Копорском уезде Петербургской губернии. Известно, что в семье крепостного Родиона Яковлева было семь детей. Девочку дома звали Ариной, это просторечная форма имени Ирина.

Поскольку крепостная крестьянка не могла иметь своей фамилии, то в метрических документах она записана как Родионова, по имени отца. В литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. И совсем не упоминается как Матвеева, под фамилией мужа. В тогдашнем быту для всех она была Родионовной (в старости). Кстати, сам Пушкин не называл ее по имени, для него она всегда оставалась няней.

Арина Родионовна. Портрет работы неизвестного художника
Фото: ru.wikipedia.org

Когда прадед великого поэта — А. П. Ганнибал, купил деревни в Копорском уезде у графа Ф. А. Апраксина, то вместе с деревнями он выкупил и крепостных, в том числе и Арину. Девочка рано познала нищету, тяготы крестьянской жизни. Известно только, что в 23 года Арина Родионовна вышла замуж и переехала жить в село Кобрино, недалеко от Гатчины. Хозяева забрали ее в няньки.

Бабушка Пушкина, М. А. Ганнибал, сначала «передала» молодой няне в руки своего племянника Алексея, сына брата, а когда в семье появилась первая ее внучка Ольга, старшая сестра поэта, Арина Родионовна стала жить в их доме почти постоянно. Вместе с ней в доме жила кормилица будущего поэта, однофамилица Арины Родионовны, Ульяна Яковлева. По некоторым данным, она и была первой няней маленького Саши.

Есть сведения и о том, что дом, в котором жила семья Арины Родионовны, М. А. Ганнибал ей подарила в благодарность за хорошую работу. Когда члены большого семейства Пушкиных стали перебираться в Москву, они продавали земли, ранее им принадлежавшие, покупали новые, — и всюду за ними следовала Арина Родионовна.

Это и понятно. Ее муж к тому времени умер от пьянства. Она (у нее было четверо малолетних детей) верой и правдой служила господам. Есть версия, что бабка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась. По другой версии известно, что М. А. Ганнибал сначала думала отпустить Арину Родионовну, но не стала этого делать. Я. П. Серяков. Арина Родионовна Яковлева
Фото: ru.wikipedia.org

Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина.

В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву:

До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю.

Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ею поговорки, пословицы, народные выражения. Существует мнение, что именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.

Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу — Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году.

Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т. д.

Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк:

Старушка почтенная — лицом полная, седая, любившая своего питомца…

Памятник в Воскресенском
Фото: Источник

Но уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возрастает с новой силой. В торжественной обстановке отмечают ее юбилеи. Один из них связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти.

Однако как раньше, так и сейчас, существует противоположная версия образа Арины Родионовны. Некоторые ученые ссылаются на то, что нигде сам поэт не называет няню своей наставницей, покровительницей, руководительницей, посредницей, как это трактовал биограф Пушкина П. В. Анненков.

Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй. И, как отметил в своих воспоминаниях поэт Н. Языков: «…и веселая собутыльница». Но если открыть сочинения А. Пушкина, то он по сравнению со своей няней мог бы именоваться горьким пьяницей, поскольку много раз описывал всякого рода застолья.

Но если отрешиться от мифов и вымыслов вокруг имени Арины Родионовны, то можно назвать, по крайней мере, два неоспоримых факта. Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. И бесспорно, что она любила своего воспитанника, ничего не требуя взамен.

Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил:

Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка.

Памятник А. С. Пушкину и его няне Арине Родионовне в музее-заповеднике «Болдино»

Няня Александра Сергеевича Пушкина — Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

07.04.2012

Няня Александра Сергеевича Пушкина

Няня Александра Сергеевича Пушкина
Арина Родионовна Яковлева (1758—1828)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной.
Арина Родионовна Яковлева Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня». В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева — по мужу.

Ксавье де Местр.
Пушкин-ребенок. 1800-1802.
Металлическая пластинка, масло.
В1792 г. Арина Родионовна была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. А после рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна переходит в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву.

Обозная Валентина Ивановна.Пушкин и няня
Была она настоящею представительницею русских нянь», — вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли «дядек» (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный «дядька», проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа. Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Пушкин А.С. 1825.

А. Парамонов. Пушкин и няня.
После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее «мамушкой», относился к ней с теплотой и заботливостью.

Сельцо Михайловское. Съ литографiи 1837 года.

Пушкинъ и няня. Съ карт. И. И. Геллера (исключ. право воспроизв. принадл. «НивЪ») грав. К. Зоммеръ.


Пушкинъ в Михайловскомъ. Картина Н.Н. Ге. Рис. Далькевичъ грав. Б. Пуцъ.
В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание.
Арина Родионовна Яковлева В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого».

Арина Родионовна стала символом доброты и мудрости, олицетворяя в своем образе душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей земле и своему народу.
Благодаря А.С.Пушкину, имя Арины Родионовны стало известно всему миру. Но, почти у каждого человека была в детстве своя «няня» — бабушка, которая отдавала ему всю свою любовь, заботу и знания. Благодаря этой любви многие состоялись как люди любящие свое дело, свою семью, свою родину.
В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как лёгкой сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных Муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнём улыбка оживилась!
Каким огнём блеснул приветный взор!
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…
(1822)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
(1826, незавершённое. Впервые опубликовано в 1855)
Этой уникальной женщине стихи посвящал не только сам Пушкин. «Свет Родионовна, забуду ли тебя?» – обращался к ней Языков, вспоминая свои посещения Михайловского
К няне А.С. Пушкина
Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, –
Ты, благодатная хозяйка сени той,
Где Пушкин, не сражен суровою судьбой,
Презрев людей, молву, их ласки, их измены,
Священнодействовал при алтаре Камены, –
Всегда, приветами сердечной доброты,
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника-поэта,
И мне сопутствовал приятель давний твой,
Ареевых наук питомец молодой.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Нам баловало вкус и жажды своевольство!
С каким радушием – красою древних лет –
Ты набирала нам затейливый обед!
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола!
Ты занимала нас – добра и весела –
Про стародавних бар пленительным рассказом:
Мы удивлялися почтенным их проказам,
Мы верили тебе – и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно!
Н.М. ЯЗЫКОВ (1827 г.).
Памятник А.С. Пушкину и Арине Родионовне в г.Псков
На смерть няни А.С. Пушкина
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся, изнуренный
Трудов и бременем годов.
Ты не умрешь в воспоминаньях
О светлой юности моей
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней…
Вон там – обоями худыми
Где-где прикрытая стена,
Пол нечиненый, два окна
И дверь стеклянная меж ними;
Диван под образом в углу,
Да пара стульев; стол украшен
Богатством вин и сельских брашен,
И ты, пришедшая к столу!
Мы пировали. Не дичилась
Ты нашей доли – и порой
К своей весне переносилась
Разгоряченною мечтой;..
Ты расскажи нам: в дни былые,
Не правда ль, не на эту стать
Твои бояре молодые
Любили ночи коротать?..
И мы… Как детство шаловлива,
Как наша молодость вольна,
Как полнолетие умна,
И как вино красноречива,
Со мной беседовала ты,
Влекла мое воображенье…
И вот тебе поминовенье,
На гроб твой свежие цветы!
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся изнуренный
Трудов и бременем годов.
Пред ним печальною головою
Склонюся; много вспомню я –
И умиленною мечтою
Душа разнежится моя!
Н.М. Языков. 1830.

Биография няни Пушкина

Детские годы

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.

О сказках няни Пушкина

Судьба подарила Пушкину двух нянь. Кроме Арины (Ириньи) Родионовны Яковлевой, у него была ещё и первая няня Ульяна, которая ухаживала за ним в малолетстве – до 5 лет, возможно, она же была и его кормилицей. А потом, как записано со слов сестры Пушкина О.С. Павлищевой, «няня сестры Арина Родионовна, воспетая поэтом, сделалась нянею для брата». По воспоминаниям Ольги Сергеевны, «была она настоящею представительницею русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич, любивший ее с детства, оценил ее вполне в то время как жил в ссылке, в Михайловском».
И действительно, довольно часто няня упоминается в письмах Пушкина, написанных из Михайловского. В начале ноября 1824 года поэт пишет брату Льву в Петербург: «Знаешь мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!». Примерно через месяц Пушкин сообщает Д.М. Шварцу: «Уединение мое совершенно — праздность торжественна. Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством, и то вижу его довольно редко — целый день верхом — вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; вы, кажется, раз ее видели, она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно». И наконец, 25 января 1825 года из Михайловского в Москву отправлено письмо П.А. Вяземскому, где говорится: «Жду к себе на днях брата и Дельвига — покамест я один-одинешенек; живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни». В это же время Пушкин делает в своей рабочей тетради (ПД 836) семь записей народных сказочных сюжетов. Эта та самая тетрадь в чёрном кожаном переплёте, с которой великий поэт летом 1825 года приходил в гости в Тригорское и читал в присутствии хозяев усадьбы и гостившей у них Анны Керн поэму «Цыганы».
О тесном духовном общении с Ариной Родионовной в период михайловской ссылки свидетельствуют и стихи великого поэта. Так в XXXV строфе IV главы «Евгения Онегина» есть строки:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей…
А в 1835 году в одном из ранних вариантов стихотворения «Вновь я посетил», Пушкин вспоминает:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.
Не буду вечером под шумом бури
Внимать её рассказам, затвержённым
Сыздетства мной – но всё приятным сердцу.
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем,
Какое слово где стоит.
По совокупности этих записей и фраз в письмах одни исследователи (Р.В. Иезуитова, С.М. Бонди и др.) делают уверенный вывод, что великий поэт записал все семь сказочных сюжетов со слов именно няни Арины Родионовны Яковлевой. Другие специалисты, в частности М.К. Азадовский и В.И. Чернышёв (фольклорист, записавший сказки и легенды пушкинских мест в 1920-е гг.), сомневаются в этом, утверждая, что со слов няни могла быть записана лишь часть сказок, а другая – принадлежит иным неизвестным сказителям, хотя поэт о них нигде не упоминает.
С точки зрения формальной логики, Пушкин, коротая вечера с няней, действительно мог записать непосредственно со слов или по памяти сказочные сюжеты и других сказителей, слышанные им как у себя дома, так и ранее в гостях или, скажем, на ярмарке. Однако при внимательном прочтении конспективных записей великого поэта создаётся субъективное впечатление, что всё-таки сказитель был один, а именно няня А.Р. Яковлева. Попробуем разобраться, почему так происходит, что роднит записанные сюжеты и какие косвенные аргументы можно привести в подкрепление такого впечатления.
Составим таблицу с характеристиками записанных Пушкиным сюжетов, основываясь на исследовании Р.В. Иезуитовой «Рабочая тетрадь Пушкина ПД № 836 (история заполнения)» и книге «Сказки и легенды пушкинских мест», составленной В.И. Чернышёвым.
Номер Условное название Время записи Использование Родственные сюжеты сказаний пушкинских мест
1. О царе Султане Султановиче Ноябрь 1824 г. «Сказка о царе Салтане…», Пролог «У лукоморья…» 18, 64
2. О долге-ребёнке Ноябрь 1824 г. Отдан В.А. Жуковскому («Сказка о царе Берендее») 63, 58
3. О Балде Ноябрь 1824 г. «Сказка о попе и работнике его Балде» 36
4. О Кащее Бессмертном Декабрь 1824 г. Пролог «У лукоморья…» 35
5. О царевиче-кузнеце Декабрь 1824 г. — 52
6. О проклёнышах 3 сюжета Январь 1825 г. — 3, 66, 69
7. О царевне и 12 богатырях Январь 1825 г. «Сказка о мёртвой царевне…» 30
Датировка записей дана Р.В. Иезуитовой, исходя из расположения их в тетради, особенностей чернил и почерка А.С. Пушкина и его письмам. Важно следующее. Записи 1 и 2 сделаны подряд в течение одного дня и вскоре сделана запись 3. Запись 5 начата в один день или на следующий после записи 4, но продолжена спустя небольшое время. Практически одновременно произведены — записи 6 и 7. Таким образом, Пушкин сделал записи в три приёма. И всем этим сюжетам есть более-менее родственные в книге «Сказки и легенды пушкинских мест».
Четыре записи из семи великий поэт использовал сам в той или иной мере для трёх сказок в стихах и пролога «У лукоморья…», одна им отдана В.А. Жуковскому, который в ходе «сказочного» поэтического состязания с Пушкиным в 1831 году написал на её основе «Сказку о царе Берендее…», по сюжету весьма близкую к исходному тексту сказительницы. Неиспользованными остались записи 5 и 6, за исключением, может быть, упомянутой во 2-м сюжете 6-й записи хижины без дверей, напоминающей в прологе «У лукоморья…» избушку без окон и дверей, которая, правда, ещё и на курьих ножках.
Разумеется, михайловские записи – это не единственный источник перечисленных в таблице сказок Пушкина. Великий поэт привлекал и собственный художественный вымысел, и другие фольклорные источники, причём не только русские, но и европейские (сказки братьев Гримм), и восточные, а также и сугубо литературные сказки.
Обращает на себя внимание отсутствие в записях Пушкина сюжетов, родственных «Сказке о рыбаке и рыбке» (основной источник — сказка Братьев Гримм «О рыбаке и его жене») и «Сказки о золотом петушке» (литературные источники: Ирвинг и другие). В более поздних записях В.И. Чернышёва есть два сюжета «Сказки о рыбаке и рыбке» (№ 21 и № 28), но они практически полностью совпадают с сюжетом сказки Пушкина, к которой и восходят. Эта сказка стала поистине народной.
Сравнение записей сказочных сюжетов Пушкина и Чернышёва даёт довольно любопытные результаты, хотя научная запись Чернышёва воспроизводит особенности и стиль речи сказителей, а Пушкин писал конспекты для себя, где эти особенности практические полностью нивелированы.
Так, числительное «тридцать» встречается в разновремённых записях Пушкина: № 1 (30 братьев-отроков и 30 лепёшечек соответственно), № 2 (30 уток-девиц) и № 6 (30 лет), записанных в разное время, тогда как в сказках пушкинских мест с родственными сюжетами оно не встречается, а вместо него фигурирует 3 или 12. Изредка в сборнике в других сюжетах встречается «тридесятое царство», которого нет в записях поэта. Такие повторы числа 30 наводят на мысль об одном и том авторе разновремённых записей Пушкина, происходящим из иной местности. Таким автором и могла быть няня Арина Родионовна, родившаяся в северно-русской деревне Лампово, принадлежавшей некогда древнему Новгороду, потом Швеции и затем снова России. В.И. Меркулов в статье «Древнее русское предание, ожившее в сказке Пушкина» привёл аргументы в пользу того, что запись № 1 и сама «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина имеют именно северно-русские корни.
Интересно, что число 30 переходит у Пушкина и в пролог «У Лукоморья…»: «И тридцать витязей прекрасных…». Отметим, что в записи № 1 идёт перескок числительных – вначале упоминаются 33 отрока, а потом 30. Число 33 переходит в «Сказку о царе Салтане…» и в форме «тридцать лет и три года» в «Сказку о рыбаке и рыбке» (в её основном источнике – сказке братьев Гримм – этого числа нет). Характерно, что в сказках Пушкина, материалом для которых послужили его михайловские записи, нет упоминания тридесятого (т.е. тридцатого) государства. Выражение «тридевять земель», т.е. 27, встречается в «Сказке о царе Салтане…», «тридесятое государство» — только в «Сказке о золотом петушке».
Интересно сравнить и развязки сказочных сюжетов. Не все пушкинские записи содержат сюжеты полностью, некоторые из них являются фрагментами или очень краткими конспектами сказок. Но вот какой финал уготован отрицательным героям и некоторым главных героев в записях Пушкина по их номерам:
1. Злая мачеха умерла сама.
2. Подземельный царь после неудачной погони вернулся восвояси.
3. Жадный поп топит попадью в мешке вместо Балды, далее неизвестно.
4. Кащей умирает, когда добытое яйцо с его «жизнью» разбивают.
5. Сводника (любовника неверной царицы) Шелковникова вешают.
6. Невеста (проклёныш – проклятая родителями) выручена женихом и находит отца и мать. Попавший к бесам (из-за ругательства матери) мальчик возвращён матери после её молитвы. Вероятно, и невеста выручила жениха из плена нечистой силы.
7. Неизвестен.
Сравним финалы для героев-злодеев и некоторых главных героев в родственных «Сказках и легендах Пушкинских мест»:
1. № 18: «Царь Салтан». Ничего не говорится об участи отрицательных героев.
№ 64: «Иван-царевич и три девицы». Царь казнит злодеек-колдуний – тещу и жену.
2. № 63: «Про Киянь-море». Киянь-море опивается и умирает.
№ 58: «Про Орла». Водяной царь опивается, объедается и умирает.
3. № 36: «Ванюшка и черти». Работник одурачивает чёртёнка, далее неизвестно.
4. № 35 «Про Кащея». Кащей умирает, когда яйцо с его «жизнью» разбивают.
5. № 52 «Про Соломона». Коварные тесть, тёща и жена Соломоном повешены.
6. № 3 «Проклятая невеста». Невеста-проклёныш выручена женихом.
№ 66 «Ребёнок, отданный чертям». Мальчик пропадает и остаётся в плену у нечистых.
№ 69 «О проклёныше». Проклятая девушка возвращается, но вскоре умирает от травм, полученных, когда её носил нечистый.
7. № 30 «Самоглядное зеркало». Злую и завистливую мачеху разорвали, привязав к хвостам двух лошадей.
Ясно видно, что в сказках с известными концами, записанных Пушкиным, по сравнению со «Сказками и легендами пушкинских мест» гуманнее окончание в №№ 1, 2, 5, 6 (сюжеты 2 и 3), примерно одинаково — в № 4 и №6 (сюжет 1). Окончания сказок № 3 и № 7 в этом отношении сравнить нельзя. Таким образом, в 5 сюжетах из 7 сравнимых в записях Пушкина финал по отношению к героям более гуманный, чем в «Сказках и легендах…», а в 2-х – примерно одинаковый. Это тоже косвенный аргумент в пользу одного автора сказочных сюжетов, записанных в разное время. Ею и была Арина Родионовна Яковлева, прямо упомянутая Пушкиным в письме Шварцу как рассказчица сказок.
Заметим, что у Пушкина финалы некоторых сказок ещё гуманнее. В «Сказке о царе Салтане…» три злодейки по-христиански помилованы «для радости такой», в «Сказке о мёртвой царевне…» мачеха умирает сама от зависти и злости. Самый жестокий конец в «Сказке о попе и работнике его Балде…»: «С третьего щелка / Вышибло ум у старика». Однако поп попадью вместо Балды не утопил.
В продолжение этих традиций по мотивам неиспользованных Пушкиным сюжетов, записанных им под номерами 5 и 6, нами сочинены три сказочные поэмы: «Святочные сказки Арины Родионовны» (http://proza.ru/2012/01/18/1798), «Пропавший жених» (http://proza.ru/2012/01/31/808) и «Сказка о Петре-царевиче» (http://proza.ru/2012/01/18/1791), вышедшие в 2012 году отдельной брошюрой.
Ссылки и комментарии
1. Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина// Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. – М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Вып. 1. С. 132-163.
2. Бонди С. Сказки Пушкина // Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. — М.: Худож. лит., 1975. С. 467-475.
3. Егорова Е.Н. Сказки няни Пушкина. – М. – Большое Болдино – Большие Вязёмы: МОО СП России (литобъединение «Угреша), ГДМПМЗ А.С, Пушкина «Болдино», ГИЛМЗ А.С. Пушкина, 2012. – 40 с.
4. Иезуитова Р. В. Рабочая тетрадь Пушкина ПД № 836 (История заполнения) // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XIV. — 1991. C.133-134
5. Меркулов В.И. Древнее русское предание, ожившее в сказке Пушкина // 6. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949.
7. Сказки и легенды пушкинских мест / Записи на местах, наблюдения и исслед. В. И. Чернышева / Под общ. ред. Комиссии АН СССР; Подг. Н. П. Гринковой, Н. Т. Панченко. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 342 с.
Доклад опубликован в сборнике: Отечественная война 1812 года в Подмосковье.Отечественная война 1812 года и А.С. Пушкин». XVI Пушкинская конференция. ЧМ Троицкие чтения. Материалы международной научной конференции 6-7 октября 1912 года. — М.: «Мелихово»,
2012. С.270-276.
Иллюстрация:
Алёна Четырина. 12 лет. Нянины сказки

Помогу тем кому нужно сочинение о няне пушкина Есть такие личности, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта России, Александра Пушкина. Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом. Сколько Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок… А в мире русской народной сказки она просто была «своей». А как умела передать то, что знала! Именно эта простая русская женщина ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев. Отношения между няней Родионовной и её воспитанником, были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним. Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто. Любил их слушать Пушкин в детстве и в годы одинокой жизни в Михайловском. Многие из этих сказок поэт изложил в простых, прекрасных стихах. Кто не зачитывается и теперь его сказками: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О Балде» и другими?!. Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка. О любви к своей няне, к её сказкам и песням, великий поэт писал своему брату, Льву. Он поведывал ему о жизни, о пребывании в Михайловском, о сказках своей няни. Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет. Находясь в разлуке с поэтом, няня писала ему письма, полные любви и ожидания. Одно из писем, полученное Пушкиным в 1827 году, вызвало в нём, в минуту его творчества, появление трогательных строк, известных всем: «Подруга дней моих суровых…». Старенькая «мамушка» Пушкина, как называл иногда свою няню Александр Сергеевич, с лёгкой руки поэта навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Ей посвящено немало стихов. Няня Родионовна, в смирении и простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества. Любимая няня Пушкина умерла, когда ей было семьдесят лет, в доме родной сестры Александра Сергеевича, Ольги.

Есть такие личности, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта России, Александра Пушкина.
Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом. Сколько Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок… А в мире русской народной сказки она просто была «своей». А как умела передать то, что знала! Именно эта простая русская женщина ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев.
Отношения между няней Родионовной и её воспитанником, были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.
Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто. Любил их слушать Пушкин в детстве и в годы одинокой жизни в Михайловском. Многие из этих сказок поэт изложил в простых, прекрасных стихах. Кто не зачитывается и теперь его сказками: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О Балде» и другими?!.
Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка.
О любви к своей няне, к её сказкам и песням, великий поэт писал своему брату, Льву. Он поведывал ему о жизни, о пребывании в Михайловском, о сказках своей няни.
Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет.
Находясь в разлуке с поэтом, няня писала ему письма, полные любви и ожидания. Одно из писем, полученное Пушкиным в 1827 году, вызвало в нём, в минуту его творчества, появление трогательных строк, известных всем: «Подруга дней моих суровых…».
Старенькая «мамушка» Пушкина, как называл иногда свою няню Александр Сергеевич, с лёгкой руки поэта навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Ей посвящено немало стихов.
Няня Родионовна, в смирении и простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества.
Любимая няня Пушкина умерла, когда ей было семьдесят лет, в доме родной сестры Александра Сергеевича, Ольги.

Няня для Пушкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *