Нужно ли уважать старших?

Содержание

10 секретов воспитания послушного ребенка: как научить детей уважать и слышать родителей

Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы они прислушивались к нашему мнению и знали, что если мы о чем-то говорим, то это действительно полезная и нужная информация.

Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что когда мы что-то говорим ребенку, он если и слышит нас, то очень редко реагирует. А если и реагирует, то на десятый, сотый раз.

Что же делать? Как выстроить такие отношения, чтобы дети нас уважали и считали нас авторитетом, прислушиваясь к нашему мнению? Читаем статью послушный ребенок за 10 шагов.

1. Уважайте своего ребенка

Никаких фраз типа “Ты такой-сякой!”, “Только такие, как ты!”, “Как ты можешь?!”, “Посмотри на других!” и других вещей, которые могут задевать личность вашего ребенка.

Человеческий мозг устроен таким образом, что если нас кто-то оскорбляет, уважение к этому человеку автоматически пропадает, и слышать уже и воспринимать информацию, которую говорит человек, оскорбивший нас, практически невозможно.

Фактически это защитная функция головного мозга. Если нам кто-то что-то говорит о нас плохо, мы перестаем считать этого человека авторитетом. И соответственно вся ценность его слов для нас пропадает.

2. Будьте источником интересной информации

70% интересного, познавательного, нового и только 30% корректировок и каких-то нравоучений.

Очень важно, если вы хотите, чтобы вы стали авторитетом для вашего ребенка, и он действительно добровольно прислушивался к вашему мнению, вы должны идти в ногу со временем. Ваш ребенок должен понимать, что он может обратиться к вам в любой ситуации, что вы всегда сможете подсказать, и что вы владеете нужной для него информацией.

Если вы видите, что его фокус внимания снижается, знайте, что вы перегнули палку в нравоучениях и в какой-то информации, не очень для него лицеприятной. Возвращайтесь опять к интересной информации, возвращайтесь к тому, что поможет вам построить ваши взаимоотношения с вашим ребенком и, соответственно, природным путем добиться послушания и уважения к вам.

3. Подавайте пример, не будьте голословными

Очень важно, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Я думаю, что если вы увидите любого человека, который декларирует на публику какие-то очень важные истины, но потом узнаете, что он живет совершенно по-другому, ваше уважение и доверие к нему очень резко упадет.

То же самое происходит с нашими детьми. Если мама очень долго, с наставлениями рассказывает, как плохо говорить плохие слова, а потом ребенок видит, что мама в разговоре с кем-то или на улице за рулем, когда ее подрезали, употребляет эти слова, то он понимает, что не все, что говорит мама или папа, важно, не всему стоит следовать потому, что мама, говоря мне одно, сама поступает по-другому.

Классическая ситуация, когда родители курят, а ребенку рассказывают о том, что курить нельзя. Я не говорю о том, что нужно прийти и при нем закурить сигарету.

Но если ваш ребенок дорос до того возраста, когда он вас спросит: «Мама, курить плохо?» вы скажете ему: «Плохо!», если он спросит: «Мама, а ты куришь?», то уже намного лучшим эффектом будет сказать: «Ты знаешь, действительно, это огромная для меня проблема. Я курю – это очень плохо. У меня такие-то и такие-то последствия, и я очень надеюсь, что ты никогда этого делать не будешь!»

Читаем также: Что делать, если ребенок курит? Советы родителям

4. Не задавайте риторических вопросов

Очень частая ситуация, с которой я, к сожалению, тоже сталкивалась при рождении своего первого ребенка.

Когда мы заходим в комнату, а там опять разбросаны игрушки, или когда мы приходим в школу, а там опять учитель говорит, что он не подготовился к уроку или что-то не так сделал, или не сделал домашнее задание так, как это нужно было сделать, и не потому, что не было времени. А потому, что просто не посчитал нужным.

И родитель в такой ситуации начинает говорить: “Сколько можно раз тебе повторять!”, “Когда это наконец-то закончится?”, “Я тебе уже 180 раз говорила!”, “Все дети, как дети, а ты!”, “Почему ты себя так ведешь?”, “Это когда-нибудь закончится или не закончится?!”.

Что должен ответить маленький ребенок, когда к нему заходят с таким предложением? “Мама, ты мне говорила это уже 25 раз! На 26-й раз я осознал, что я больше так делать не буду и больше этого не повторится!”

Но ведь это не реально, правда?

Зачастую, если мама заходит в комнату, и там не убрано, и она начинает говорить: «Опять игрушки разбросаны, опять вещи в шкафу валяются!», она параллельно это все говоря, сама же это все и собирает. Потому, что ребенок, фокусируясь на этих риторических вопросах, которые не требуют от него ответа потому, что он не понимает, что сказать, всю дальнейшую информацию он пропускает.

Мало того, он понимает, что мама может говорить просто ради того, что говорить. И опять же наши слова становятся для него просто фоном. Он только слышит эти первые фразы, и дальнейшая концентрация внимания абсолютно падает.

Намного лучше, если вы хотите добиться результата, говорить четкие и понятные предложения: “Я хочу, чтобы ты убрал комнату. Мне будет приятно, пожалуйста, сделай то-то и то-то!”

Не бойтесь, что это будет казаться авторитарными фразами. Это четкие и понятные установки, чего мы хотим добиться от наших детей. Если говорить их вежливо, детям намного понятней и намного реальней разобраться, чего вообще хотят от них родители.

Хочу открыть еще один секрет, что та же самая формула поможет женщинам лучше общаться с их мужчинами потому, что очень часто, если мы к своим мужчинам тоже начинаем обращаться с такими риторическими вопросами – сколько раз тебе говорить? – они точно так же, как и дети, нас не слышат.

5. Не ожидайте невозможного

Не требуйте, чтобы ваш ребенок после первой вашей просьбы молниеносно выполнял все приказания, задания, и просто вас слушался после первого же слова.

Мы – не солдаты, и наши дети тоже не солдаты.

Более того, хочу сказать, что мозг маленького человека до 14 лет – это точно! – устроен таким образом, что если он чем-то занят – он читает, он смотрит какую-то передачу, он что-то рисует или он просто сидит и о чем-то думает – то его концентрация ко всему остальному очень падает.

Действительно, ребенок по-настоящему чем-то занимаясь, может нас не слышать. В то время как у нас это вызывает очень бурную реакцию, какую-то обиду, и в итоге мы повторяем один раз, второй раз.

Когда мы уже выходим из себя и кричим, то этот раздражительный фактор является очень сильным, ребенок вздрагивает, реагирует, начинает что-то делать, и нам в итоге кажется – стандартная фраза для многих мама – “На тебя надо только кричать для того, чтобы ты это сделал!”

Намного лучше, если вы видите, что ваш ребенок чем-то занят, подойти и прикоснуться к нему. Такое тактильное прикосновение, тактильное обращение к ребенку тут же обращает на вас внимание.

Вы подходите, погладили его по плечу или по голове, приобняли и сказали: «Сделай, пожалуйста, то-то или то-то!» – реакция на такое обращение будет намного быстрее, намного охотнее, и ребенок действительно будет понимать, чего вы от него хотите.

6. Не манипулируйте чувствами

Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что “…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?”

К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что “…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!”

Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: “Как дела?” – “Нормально!”

Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что “Мне сейчас нужна твоя помощь.” “Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.” “Я без тебя сейчас не справлюсь!” “Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!”

Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.

7. Не используйте угрозы

Иногда, если наши дети сразу что-то не выполняют, а время поджимает, или мы повторили десятый, двадцатый раз, очень многие родители прибегают к тому, что начинают угрожать: “Если ты сейчас это не сделаешь!” или “Если ты сейчас в магазине не замолчишь, я не знаю, что тебе сделаю!” “Я тебе это… Придем домой, ты у меня получишь!”

Что получается? Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха.

Я не думаю, что кто-то из родителей хочет, чтобы у него были взаимоотношения с детьми, основанные на страхе. Потому, что если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

  1. Это то, что рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей. Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.
  2. Или второй момент – если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

Если вам надо чего-то добиться, лучше предложить сотрудничество, какую-то другую альтернативу угрозам.

Допустим, “Ты сейчас это сделаешь, мама сможет купить масло в магазине, и мы приготовим с тобой печенье!” или “Если ты сейчас мне поможешь, то я с удовольствием соберу потом с тобой вместе игрушки и мы вместе во что-то сможем поиграть!”

Лучше даже, если мы предложим какой-то бартер. Очень многие не любят почему-то эту схему, но на самом деле тут не страшно, что мы ребенку предлагаем взамен поход в кинотеатр или какие-то подарки. Важно, чтобы в конце, если мы добились желаемого, родитель сделал акцент не на подарке, а на том, что ребенок сделал.

Он совершил какое-то действие, скажите ему: “Мне так приятно!” “Так было здорово!” “Ты все-таки это сделал.” “У тебя так хорошо получилось – намного лучше, чем я даже мог ожидать!”

Если мы будем действовать таким образом, то со временем ребенок поймет, что радовать вас доставляет ему тоже удовольствие, и уже никакие дополнительные механизмы будут не нужны.

8. Будьте благодарным

Очень часто мы воспринимаем хорошие поступки наших детей, как должное, особенно, если они уже выросли из совсем раннего детского возраста.

Фактически получается, что если он что-то делает – хорошая оценка, или у него что-то получилось, или он сам сложил игрушки, заправил постель – реакции нет никакой. Реакцию от родителей ребенок видит только тогда, когда он что-то сделал неправильно.

Что получается? Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: “Ты такой молодец!” И дальше за вот это “Молодец” он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

Я не говорю о том, что надо ставить на стул и хлопать в ладоши за каждую съеденную ложку каши. Но я говорю о том, что стоит замечать те мелочи, которые наши дети делают ежедневно потому, что на самом деле то, что нам кажется обыденным, зачастую является трудом для другого человека.

9. Помните, чего вы хотите добиться

Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость.

Как мы с вами до этого уже говорили, делать это на человека, который младше тебя, чья психика еще намного трогательней и намного слабее вашей, просто неприемлемо.

Поэтому, если вы сможете всегда задавать себе такой вопрос, вы, я уверена, избежите очень многих конфликтных ситуаций и не скажете очень многих слов, которых вы не хотели бы сказать.

Эта формула кажется иногда просто какой-то несбыточной мечтой. Это навык – умение задавать себе такой вопрос – это по-настоящему навык. Когда вы научитесь это делать, вам это поможет не только в общении с вашими детьми. Вам поможет это в общении на работе, в общении с вашим мужем.

Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

10. Не ждите от детей идеального поведения

Не стоит ждать от наших детей идеального поведения? потому что мы никогда его не получим.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои кризисные периоды: 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться.

Все, что нам нужно делать в этот момент, это любить их потому, что когда человек хороший, его очень легко любить. Особенно мы нуждаемся в любви именно тогда, когда мы совершаем не самые хорошие поступки.

Я уверена, что в жизни каждого взрослого человека, если мы ошибаемся, будет хоть один человек, который будет всегда в нас верить и говорить, что «Да, ты не прав. Но я знаю, что ты – другой. Ты на самом деле хороший, и мы справимся со всеми трудностями!»

Поэтому я желаю вам, чтобы вы стали для своих детей именно такими людьми, и тогда они всегда будут вас уважать, не просто слушать, но слышать и с удовольствием выполнять ваши просьбы и пожелания.

Читаем также:

  • 5 проблем послушных детей
  • Удобный ребенок. Всегда ли послушание – это хорошо?
  • Послушный ребенок: всегда ли это хорошо
  • Что делать, если ребёнок вас не слушается?
  • Как перевоспитать избалованного ребенка (как понять что ребенок избалован: признаки и причины)
  • Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Видео версия: послушный ребенок за 10 шагов

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас не только слушал, но и слышал, смотрите это видео:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Учим ребенка уважению к взрослым

Ребенок, который не уважает взрослых – это очень относительная проблема, потому что представления об уважении у всех разные. Если чей-то сын или дочь, например, отвечает грубостью практически на любую просьбу и попытку поговорить – то, наверное, это действительно неуважение. Если же речь идет, к примеру, о сбегании подростка на прогулку с друзьями вместо поездки на выкапывание картошки – то это, скорее, разумное желание чувствовать и удовлетворять свои потребности, а не чьи-то чужие, не имеющие к ребенку отношения как такового.

В этой статье мы попробуем разобраться, как понять, действительно ли ребенок не уважает взрослых, или взрослые просто не получают от него той беспрекословности, покорности и бесхребетности, которая была бы для них удобна и, возможно, тешила бы их самолюбие. И попытаемся выяснить, что делать, если здорового уважения к старшему поколению в ребенке и в самом деле не хватает.

Ребенок как будущий взрослый

В вопросах, касающихся субординации, уважения и самоуважения, родителям всегда важно помнить, что их сын или дочь – такой же полноценный человек, как и они сами. Конечно, в детском возрасте, особенно в раннем, это еще довольно несмышленый человек, который не смог бы «выжить» без помощи взрослых. Слово «выжить» мы взяли в кавычки, потому что тут имеется в виду не только банальное физическое выживание, но и приобретение необходимых знаний, навыков и умений, гармоничное развитие, социализация – словом, все то, что постепенно подготавливает ребенка к взрослой жизни.

Эта подготовка идет постоянно: сначала малыш играет в парикмахера, врача, продавца, в «дочки-матери» и тому подобное, а родители кажутся ему главным авторитетом. Потом он начинает учиться и, что самое важное, учится учиться, и на пьедестал силы и всезнания возводит уже своих преподавателей. А затем он осваивает, возможно, самые важные умения – пробует разные стили общения со сверстниками, пытается поставить себя в коллективе, начинает проявлять интерес к противоположному полу, и его главными авторитетами становятся уже друзья, приятели, одноклассники.

Все это – естественный ход нормального психологического развития, и если он нарушается (например, если подросток по-прежнему во всем слушается родителей и не решается высказать свою точку зрения), то по выходу во взрослую жизнь у ребенка начинаются проблемы. С общением, с принятием решений, с отстаиванием своих границ, с осознанием и реализацией своих желаний, и так далее.

Из вышеизложенного вытекают следующие важные выводы:

  1. Нельзя воспринимать ребенка, как своего подчиненного. Он находится в зависимом от родителей положении временно, да и то не по своей воле – в конце концов, это именно мама и папа захотели, чтобы он появился на свет, а родиться сразу независимым взрослым, увы, невозможно. Как только сын или дочь минуют все стадии детства и отрочества, они становятся такими же взрослыми людьми, как и их родители, не хуже и не лучше.

  1. Уважение к личности может быть только двусторонним. Если вы хотите научить ребенка уважать взрослых, то вы должны обратить внимание на то, достаточно ли вы уважаете его сами. Прислушиваетесь ли к его словам, страхам, сомнениям, учитываете ли его мнение при принятии решений, которые непосредственно на него влияют, уделяете ли ему достаточно времени и внимания в принципе. Чувствует ли ваш сын или дочь, что с мыслями, теснящимися в его/ее голове, можно прийти к вам, и вы выслушаете, услышите и поймете? Если при попытках выразить себя, дать своей индивидуальности проявиться ребенок натыкается лишь на метафорическую стену (или, что еще хуже, на обесценивание и высмеивание), то неуважение ко взрослым может быть даже ответной реакцией из-за злости и обиды.

  1. Уважение через страх – всегда плохая идея. Да, вы действительно можете научить ребенка ходить перед вами на цыпочках и приносить вам в зубах тапочки, причем даже в подростковом возрасте. Манипуляции, психологическое насилие – все это может быть до определенной степени эффективно. Можно отбирать у ребенка компьютер, можно запрещать ему видеться с друзьями, угрожать отменой долгожданной поездки или отказом в оплате любимого кружка, и заставить его делать то, что вы считаете правильным и полезным. Но то, что вы получите в ответ, будет сложно назвать уважением – скорее, необходимостью, с которой ребенок будет мириться, скрипя зубами. А во взрослой жизни он столкнется с ворохом проблем, связанных с таким отношением в детстве, да и рассчитывать на теплые доверительные отношения между ним и родителями после «вылета из гнезда» не придется. Вряд ли это то, чего вы действительно хотите для себя и своего ребенка.

Научить уважению к взрослым – только на собственном примере

Мы надеемся, что вы сделаете выбор в сторону условно «правильного» уважения, которое не только улучшит ваши собственные отношения с ребенком, но и облегчит ему нахождение в социуме во взрослой жизни. Но для того, чтобы научить сына или дочь этому самому уважению, вам придется внимательно следить и за собственным поведением. Основные советы здесь следующие.

Демонстрируйте соблюдение общепринятых правил

Уступайте места в транспорте пожилым людям, заботьтесь о родных бабушках и дедушках, с пониманием относитесь к их «причудам». При этом объясняйте малышу, что, например, бабушка уже старенькая, и ей сложно делать что-то самой, поэтому дети и внуки должны ей помогать.

При этом очень желательно, чтобы общение со старшим поколением в вашей семейной жизни действительно присутствовало. Если из-за каких-то разногласий вы принципиально оборвете все контакты с этой частью родни, то научить ребенка уважению к старшим будет несколько сложнее, потому что перед его глазами окажется не самый лучший пример. Понятно, что бывают такие отношения, которые невозможно терпеть и не получается изменить, но все же подумайте дважды, прежде чем ставить в них окончательную точку.

Обучайте ребенка эмпатии

Это очень важно не только в контексте того, чтобы научить ребенка уважать взрослых. Начинать можно даже с простейших сказок, которые вы читаете малышу, рассматривая с ним разноцветные картинки. Объясняйте ему, что плачущая лисичка грустит, потому что ее обидели, прыгающий и улыбающийся зайчик радуется, что встретился с друзьями, и так далее (в зависимости от картинок и содержания сказки). По мере взросления можно уже обсуждать эмоции реальных людей в реальных ситуациях, и свои эмоциональные отклики на какие-либо события. Не понимая всего этого, «не чувствуя» других людей, ребенок может проявлять неуважение, сам того не замечая.

Демонстрируйте пример уважительного отношения не только к старшим

Уважение к людям в принципе – это комплексное качество, которое не сводится к чему-то одному. Если вы будете при ребенке хорошо относиться к бабушкам и дедушкам, но при этом, например, хамить обслуживающему персоналу, то это окажется малоэффективно.

Вообще не так важно научить ребенка уважать взрослых, сколько важно научить его в принципе с уважением относиться к личности другого человека, даже если это дворник, уборщица или одноклассник из нуждающейся семьи. Показывайте и объясняйте малышу, что никто не лучше и не хуже других – просто все разные, но все заслуживают уважительного отношения. Обращайтесь к незнакомым людям на «вы», не перебивайте собеседников (и вежливо просите не перебивать вас, если кто-то это сделал), здоровайтесь со знакомыми, не забывайте о словах «спасибо» и «пожалуйста».

Будьте логичны и последовательны

Наверное, вы не раз видели картину, когда родители, которым не удается уговорить ребенка пойти туда, куда надо, говорят: «Все, я ухожу, а ты тогда оставайся здесь, пока-пока». А потом медленно пытаются отойти, постоянно оборачиваясь, или возвращаются – словом, само собой, никуда не уходят и не оставляют ребенка на произвол судьбы посреди улицы. В результате малыш понимает, что словам родителей, даже сказанным серьезным тоном, особо верить не стоит – вполне возможно, что они все равно поступят иначе. И он начинает «тестировать» маму и папу, не слушаться, наблюдая за последствиями своего поведения, а сами взрослые сетуют, что ребенок их не уважает.

Поэтому следите за тем, что говорите и делаете. Чтобы научить детей уважению, очень важно, чтобы их собственные родители были людьми слова. Не давайте обещаний и не придумывайте наказаний, которые не собираетесь выполнять. А если сказали, что за такой-то проступок ребенок будет наказан таким-то образом – делайте это. Такой подход потребует от вас большего внимания к своим словам и поступкам, но он того стоит.

Делайте «хорошие дела» вместе с ребенком

Это особенно подходит для маленьких детей, которые очень любят делать что-то «взрослое» с родителями. Например, испеките вместе кекс для одинокой бабушки-соседки. Или купите цветов и сходите на парад 9 мая, поздравьте ветеранов. Если речь идет о чем-то простом, то вы можете просто натолкнуть ребенка на нужную мысль: например, попросить его отнести дедушке чашку чая или ненавязчиво узнать, не хочет ли он позвонить бабушке, поболтать с ней и заодно справиться о ее самочувствии.

Откажитесь от гиперопеки

Достаточно часто необходимость научить ребенка уважению ко взрослым возникает в тех семьях, где с него буквально сдувают каждую пылинку, исполняют все его прихоти. В результате у него возникает представление о себе, как о центре мира, о самом важном и ценном человеке, из-за чего и формируется неуважительное отношение ко всем остальным.

Дети – это, конечно, цветы жизни. Но, как уже было сказано, они будущие взрослые, не хуже и не лучше других. Поэтому уважайте не только их, но и себя. Грубо говоря, если у вас есть буханка хлеба – разделите ее на равные части, и отдайте ребенку лишь одну из них. Не соглашайтесь третий год ходить в той же куртке, лишь бы купить сыну/дочери более модную обновку. Не оказывайтесь от долгожданного отдыха потому, что ребенку лень самому делать домашнее задание. Словом, ищите баланс между заботой, вниманием и самоуважением, собственными интересами и занятиями.

И, конечно же, любите своего ребенка и не стесняйтесь говорить ему о своих чувствах, показывать их – даже если вам кажется, что ему это не нужно.

Мне нравится 4 Похожие посты

Действительно ли количество прожитых лет — достойная причина требовать к себе особого отношения?

Я недавно проводила мастер-класс по живописи в Николо-Угрешском монастыре, у обители был День рождения. Перед началом я написала картину-образец. И знаете, одна пожилая женщина позволила себе присвоить мою картину. Я просто отвернулась, а картина стояла на мольберте. А повернулась — ее уже там не было. Чуть позже присутствующие дети мне сказали, что это была какая-то старая бабушка в платочке.

Не говоря о том, что в это был вложен определенный труд, что картину я хотела подарить монастырю, что я была сильно расстроена… Это в целом поступок неэтичный.

Да, картину мог украсть человек любого возраста. Но это и принципиально: пожилые от молодых, в общем-то, не сильно отличаются. Количество прожитых лет — не показатель ума, высоких моральных ценностей и мудрости.

Значит ли это, что старшие недостойны уважения?

Конечно же, нет.

А вообще, что значит — «уважение»?

Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.

В каком-то специфичном источнике я встречала определение, которое намного лучше, на мой взгляд, передает суть понятия.

Уважать — значит позволять другому человеку быть самим собой. Принимать его таким, какой он есть.

В нашей культуре так много и часто встречаются фразы в духе «уважай старших», «нужно уважать своих родителей», «младшим нужно уступать», «старшим нужно уступать» и прочее…

По сути это — манипуляция.

Уважения заслуживает каждый человек, разве нет? И уважать вроде бы мы должны каждого, независимо от его поступков, уровня ума, социального статуса и возраста.

Я придерживаюсь такой позиции.

Но и в понятие уважение вкладываю не больше, чем оно значит. Из обоих определений.

А у нас часто синонимично звучит «уважать» и «поступиться своими интересами ради чужих». Это вообще не одно и то же!

Уважать старших — да. Позволять им тобой манипулировать — нет. Помогать людям — да. Закрывать глаза на то, как они к тебе относятся — нет.

Я уважаю каждого человека, который встречается на моем пути. Но из этого не следует, что я начну удовлетворять все его прихоти. Из этого следует лишь то, что я абсолютно толерантно отношусь к каждому решению каждого человека — это же его жизнь, ему и решать.

Нужно ли уважать старших?

Basic Income RUFollow Feb 8, 2017 · 3 min read

Фраза “Старших надо уважать” звучит знакомо, безобидно и даже положительно. Культ почтения старших присутствует в разных культурах не одну тысячу лет. Очевидно его первопричиной являлся тот факт, что раз человек дожил до “преклонного” возраста (а в разные периоды истории человечества он понимался по-разному), то этот человек чем-то был “мил богам”, и у него стоит поучиться жизни. Обучая своих детей “уважению к старшим”, мы одновременно готовим себе почву на более поздние времена — свою старость. Однако эта фраза имеет и иной смысл, который подчас не всегда осознается, но при этом так же впитывается ребенком, как и основной посыл, а затем воспроизводится на его собственных детях и т.д. Об этом ином смысле стоит поговорить подробнее.

Что мы подразумеваем, говоря об уважении к старшим? Очевидно это 2 момента: уважение к достоинству старшего как личности и послушание. То есть, оригинальная версия фразы звучит как “Старших надо уважать и слушаться”. Достоинство личности охраняется Конституцией РФ и в ней ничего не говорится о возрасте, как о критерии уважения. Уважения достойна любая личность просто по факту своего существования независимо от возраста.

С послушанием сложнее — про то, что старших надо слушаться в Конституции ничего нет. Послушание старших издревле прививается во многих культурах. Это результат социального опыта поколений и эволюции. Сложно сказать в какой момент роль отца — старшего — смешалась с ролью властителя. Возможно, непосредственно в сам момент зарождения власти. Роль Отца, который подразумевается первым среди Старших, тесно связана ролью Государства — властителя. Послушание старших ведет к послушанию государства. Это хорошо видно на примерах восточных деспотий (Государь=Отец), однако хорошо работало и в СССР — ребенка учат повиноваться родителям и на задавать “лишних” вопросов “когда тебя не просят”, затем он идет в школу, где его учат сидеть молча по 6 часов в день, слушать учителя и говорить только по его запросу. Затем армия или институт — где надо “не думать, а соображать”. Дальше работа, где все подчиняется воле начальника — отдела, завода и т.д. Таким образом, люди не получают навык самостоятельно независимого мышления, боятся действовать проактивно, принимать самостоятельные решения, заниматься самообразованием, а напротив стремятся подчиниться, приспособиться, “припасть” к руководящему и возложить на него ответственность за себя и свою жизнь. Подобное поведение считается социально положительным. Социальные институты государства хорошо умеют ломать волю детей и взрослых к свободной проактивной деятельности и воображению, во имя религиозного спасения, безопасности, светлого будущего, традиционных ценностей и прочего на выбор властей.

“Старших надо уважать” неизбежно трансформируется в “Уважать надо только старших, а молодость уважать не надо”. Молодые должны уважать и слушаться меня так же как я уважаю и повинуюсь старшим сам. Если младший отказывается меня слушаться, то его можно и нужно наказать так же, как меня наказывали в свое время — «учили жизни». Это ли не ужасный механизм бесконечного воспроизводства социальных пороков, хамства, дедовщины и прочих форм насилия?

На основе возраста нельзя делать выводы об успешности жизненной стратегии индивида — ретроспективно воспринятого опыта. До преклонных лет можно дожить за счет различных социальных и физиологических факторов и просто везения. Возраст также не коррелирует с обладаемыми знаниями — примерно с тех пор, как изобрели книгопечатание.

Предлагаю вместо фразы “Старших надо уважать” использовать фразу “Надо уважать всех людей, независимо от пола, возраста, религии, гражданства и социального статуса”. Может быть, это что хоть чуть-чуть изменит к лучшему нашу печальные традиции социального общения и позволит быть добрее и мягче друг к другу.

«ВЗРОСЛЫХ НУЖНО УВАЖАТЬ!» — УЧИМ РЕБЕНКА ОТНОСИТЬСЯ С УВАЖЕНИЕМ К ВЗРОСЛЫМ. 7 ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

Каждый человек и маленький, и взрослый хочет, чтобы к нему относились уважительно. Но если поколение мам и пап хоть имеют представление, что означает уважать взрослых, то детки зачастую, услышав «Взрослых нужно уважать!», не вполне понимают, что это значит и зачем?! То, что это нужно делать, знают, а как – нет! Так давайте вместе разберемся в столь наболевшем для многих родителей вопросе и попробуем донести ребенку, почему так важно уважать друг друга.

ВЫ — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Задайте себе вопрос, прежде чем учить своих детей проявлять уважение к старшим: Что для вас значит уважение к взрослым? Родители – пример для ребенка, именно в семье он учится общению, взаимопониманию, любви и уважению.

Если мы уважительно относимся к своим родителям, в семье все друг друга любят и поддерживают – тогда и дети со временем научатся уважать старших. Ребенку важно видеть, как вы заботитесь о своих родителях, помогаете им, и тогда подобная модель поведения войдет у него в привычку.

В противном же случае, когда обстановка в семье накаленная, мама с папой и дедушки с бабушками часто вздорят, противоречат друг другу, скандалят, или родители предпочитают вообще не общаться со своими старшими, ребенок усвоит и эту привычку. А, значит, уважения в свой адрес вам ждать не придется. Это касается и отношения в паре. Если мама и папа не уважают друг друга, при ребенке проявляют друг к другу презрительное отношение, игнорируют или критикуют, наверняка, ребенок тоже не будет заинтересован в уважении к вам. Просто потому, что у него нет перед глазами положительного и яркого примера.

Поэтому важно своим примером привить ребенку с ранних лет уважение к родителям, учителям и воспитателям, и вообще к старшим людям. Тогда уже во взрослом возрасте ему будет проще строить отношения с окружающими, ведь они будут основаны на взаимоуважении и взаимопонимании.

РАССКАЖИТЕ О СОПЕРЕЖИВАНИИ К БЛИЗКИМ

Научите ребенка сопереживать, если кто-то из семьи попал в беду, поранился или заболел, расскажите ему об этом, объясните, что бабушке больно, ее нужно пожалеть, помочь, насколько это возможно. Предложите помощь, и пусть ребенок знает, что близким людям нужно помогать.

НАУЧИТЕ ПРОЯВЛЯТЬ ЩЕДРОСТЬ И ЗАБОТУ О РОДНЫХ

Дайте ребенку понять, что у родных тоже есть потребности и желания, и в наших силах им помогать, делать приятное. Если ребенок покупает что-то себе, то обязательно нужно купить подарочек и младшей сестренке, или бабушке. Даже если это будет мелочь, но близкому человеку приятно.

СОВМЕСТНОЕ СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, В КОТОРОЙ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О РОДИТЕЛЯХ И ДЕТЯХ

Читать всей семьей не только полезно, но и для взаимопонимания и уважения необходимо! Обсуждайте прочитанные истории, которые происходят в семьях, проговаривайте ситуации и отношения между членами семьи. Вместе с ребенком устраивайте праздники для всей семьи – шумные и веселые, с песнями, танцами, стишками, или театральными выступлениями. Придумывайте и делайте подарки для близких. Важно дать понять ребенку, что семья – это самое ценное, что есть у человека в жизни.

ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ТАКОЕ УВАЖЕНИЕ И КАК ОНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ

Родители должны учить и на своем примере показывать, как надо разговаривать с учителями, попутчиками в транспорте, продавцами в магазине, и другими взрослыми, с которыми ребенок встречается в своей жизни. Объясняйте, чем отличается общение с мамой и общение, например, с врачом. Что позволительно в том или ином случае, и как надо себя правильно вести. Показывайте, что делать добрые дела совсем несложно и делайте их вместе!

ПРИВИВАЙТЕ ПРОСТЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Доброта и уважение, честность и искренность, стремление к помощи и поддержке – это то, что делает нас в первую очередь порядочными и просто нормальными людьми. Ребенок об этом должен знать с самого детства и учиться проявлять эти качества в своей жизни. Благодаря этим ценностям сложится его мировоззрение и дальнейшее поведение во взрослой жизни.

ПРОЯВЛЯЙТЕ УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ

Уважать, значит доверять ребенку, не перебивать, когда он вам что-то оживленно рассказывает, не критиковать и не обсуждать его в присутствии посторонних. Никогда не унижайте малыша на людях, крича на него и наказывая, даже если он сильно провинился. Ребенку важно с самого раннего возраста знать, что близкие люди никогда не причинят ему сильную боль. Проявляйте искренний интерес к рассказам своего ребенка, беседуйте с ним, спрашивайте, проводите время наедине, без спешки и суеты. Тогда ребенок на своем примере поймет, что он вам нужен всегда, вы его любите и уважаете, несмотря ни на что.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научить ребенка относиться с уважением к взрослым можно и нужно. Это не сложно, как кажется на первый взгляд. Проявляйте уважение к близким и будьте искренними и любящими родителями в общении с ребенком. Будьте терпеливы, и у вас все получится!

Материал подготовила
Людмила Михайловна Федюнина,
директор современного книжного магазина
«Библиотечный коллектор»

Нужно ли уважать старших?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *