Не крещеный человек

Как определить, христианин ли я?

В Неделю первую по Пятидесятнице, Всех святых, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Всех Святыхв городе Бахмут (Артёмовск). По окончании литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём, праздником Всех святых, от века Богу благоугодивших, и престольным днём этого храма!

Первой Церковью, первыми учениками Спасителя были апостолы — сначала двенадцать, затем семьдесят. В глазах всех остальных людей это и была Церковь. Ответ на вопрос, где Церковь, был простой: там, где были ученики Христовы. Они с проповедью Евангелия, Слова Божия шли туда, куда их вёл Дух Святый, и основывали христианские общины. Церковь расширялась через людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним.

Если мы посмотрим на первую Церковь, то количество святых равнялось количеству членов Церкви, потому что все члены Церкви были святыми. Святость в Церкви была не чем-то исключительно редким, необычным явлением, а естественным выбором, который был связан с тем, что человек, оставив всё, как это сделали апостолы, последовал за Христом. С тем, что ради Христа человек готов был на скорби, на страдания.

Мы помним, что первая Церковь — это Церковь мучеников, которые за Имя Христово проливали свою кровь. Мы помним, что в первые века быть христианином означало не просто принять Крещение, получить свидетельство о Крещении или принести ребёнка окрестить, а сделать выбор, за который тебя лишат твоих гражданских прав, имущества и жизни. Люди делали такой выбор, потому что Христа они ставили выше. Он был для них дороже и больше всего. И как таких людей, которые каждый день готовы были умереть за Христа и умирали, когда приходило время, не назвать святыми?

Сегодня мы видим, что Церковь трудами апостолов, учеников Христовых, через века расширилась и умножилась. Когда-то в Евангелии о Царстве Божием Господь сказал как о маленьком семени, которое, когда его бросают в землю, не видно, как не видно вначале было апостолов. А когда оно вырастает, становится огромным деревом, под сенью которого находят себе тень и звери, и птицы, и люди.

Церковь точно так же выросла за две тысячи лет и разрослась, превратилась в большое дерево, под сенью которого покров находят многие народы и многие поколения. Люди, верующие во Христа, сегодня говорят на разных языках, живут на всех континентах, обладают разным цветом кожи. И уже две тысячи лет эти совершенно разные люди, следуя за Христом, получают благодать Духа Святаго и становятся святыми, соединяясь со Христом и становясь наследниками Царства Небесного.

Есть и другая сторона — в Церкви появилось очень много людей, которые к ней принадлежат формально. Мы знаем, что человек крещёный, он носит на себе крест, а в ответ на вопрос, кто ты по вероисповеданию, он скажет: «я православный христианин». Но, глядя на его поступки, слыша те слова, которые говорит этот человек, видя, как он живёт, мы никогда не догадаемся, что этот человек может быть христианином. То, что принято вне Церкви, за её стенами, в его жизни остаётся обычной нормой.

Мы знаем, что сегодня православными себя считают не только те люди, которые всю свою жизнь посвятили Христу, но и те, кто формально был крещён и кто, наверное, ни разу в жизни не причащался, кто далёк от всякой церковной жизни, а лишь называет себя православным.

Много людей, называя себя православными, поступают так, как нельзя поступать верующему человеку, и через это имя Церкви не превозносится, не прославляется, а порочится. Нам очень часто справедливо говорят: как можно верить во Христа, если вы, христиане, так себя ведёте? Если вера во Христа вас не поменяла и вашу жизнь не сделала другой, как вы можете говорить, что это что-то большое, что-то великое?

Вера во Христа становится чем-то большим только тогда, когда она в моей жизни произвела такие перемены, которые заметны всем окружающим. Если я веду себя как непорядочный человек, если я поступаю так, как не поступают язычники, если никто, общаясь со мной, не видит во мне ни справедливости, ни любви, ни правды, разве имею я право называть себя православным христианином? Называя себя так, разве я прославляю Церковь? Или я унижаю её?

Мы сегодня должны задуматься о тех критериях, по которым можно определить, принадлежим мы с вами к Церкви или нет. Заметьте, я сейчас говорю не о том, что мы должны определять, принадлежит ли кто-то из наших соседей к Церкви. Мы очень часто, не видя свои собственные грехи и недостатки, собственные ошибки, замечаем грехи и недостатки других людей, и вместо того, чтобы судить себя, начинаем судить кого-то.

Нужно себя спросить: по какому критерию я могу понять, принадлежу ли я Церкви? Я крещёный человек, я читаю Евангелие, утренние и вечерние молитвы, хожу на службы в храм, несколько раз в году причащаюсь и соблюдаю посты. Могу я о себе сказать, что я православный человек, что я христианин?

Формально — да. Но если при этом я позволяю себе грубость, хамство, если я себя в повседневной жизни веду как непорядочный человек — как человек, который не держит своего слова, на которого нельзя положиться, который никого не любит, кроме самого себя, который заботится только о себе, который проявляет жадность, гордыню, эгоизм в отношениях с другими людьми, разве формальные признаки — что я несколько раз в году хожу на службу, исповедаюсь, причащаюсь, читаю Евангелие — делают меня христианином?

Формальная принадлежность к Церкви никого спасти не может. Спасает человека искренняя вера во Христа и Бог, Который отвечает на эту веру и на желание переменить свою жизнь и начать жить по вере. Если Бог не видит в нашем сердце этого желания, если Он не видит в нашей жизни стремления жить по Его заповедям, формальная принадлежность к Церкви не делает нас христианами, не делает нас святыми и не приближает нас к Богу.

Чаще всего мы встречаемся с тем, что люди, которые считают себя святыми только по формальным признакам — по тому, что они прочитали несколько акафистов, сделали несколько поклонов или несколько раз в году попостились, — имеют невыносимый характер, делают жизнь своих близких невыносимой, никого не любят, кроме себя, осуждают направо и налево своих друзей, товарищей, родных и близких, готовы ради своей выгоды поступиться своей христианской совестью и своими принципами. Или видят кого-то виноватым, но ни в коем случае не себя самих. Разве мы не встречали таких примеров? Разве не было горько нашему сердцу, когда мы видели это среди тех, кого мы считали христианами и на кого мы надеялись?

Разве не это причина того, что сегодня наш народ страдает от братоубийственной войны? Как здорово, что из освящённых танков друг в друга стреляют: там освятили, здесь, а потом друг по другу шпульнули, дома разбили, детей поубивали…

Это говорит только о нашей духовной слепоте, о том, что мы хотим принадлежать Церкви лишь формально. Вот, давайте вы нам, батюшка, окропите святой водой, освятите, прочитайте молитву, а жить мы будем так, как нам хочется, и делать мы будем так, как нам наши гордыня и эгоизм подсказывают. Евангелие мы пойдём поцелуем, потому что оно посередине храма лежит, а читать его и жить по нему мы даже не собирались. Но мы все члены Церкви.

И члены Церкви между собой не в мире, не в любви находятся, а во вражде и войне. Почему? Потому что остались членами Церкви формально, но никогда не принадлежали ей душой и сердцем, никогда не чувствовали её своей Матерью, никогда не ощущали своим долгом жить по заповедям Божиим и их ставить на первое место, выше всего в своей жизни.

Это приводит к извращениям, к тому, что человек, называющий себя верующим, поступает хуже неверующего, к тому, что человеку, считающему себя просвещённым благодатью Духа Святаго, ничего не стоит сказать плохое слово, обидеть, оклеветать, осудить, позавидовать, предать, сделать ещё какое-либо зло. И при этом он считает себя членом Церкви только потому, что он был на воскресном богослужении. Нам всё это нужно исправлять.

Мы сегодня видим это через беду, через кровь, страдания, несчастья, к которым приводит лишь формальная принадлежность к Церкви, когда мы внешне носим звание христианина, но не воспринимаем его дух. Разве можем мы себе представить апостолов, которые бы так друг к другу относились, как относятся сегодня люди, называющими себя православными христианами и братьями?

Не формальная принадлежность к Церкви делает человека христианином. Не формальная принадлежность к Церкви соединяет нас со святыми, делает нас родными и близкими им и Богу. Не формальная принадлежность к Церкви даёт нам радость общения с Богом и благодать Духа Святаго, а искреннее желание сердца жить по заповедям Божиим, когда мы их на первое место ставим, и когда это видят не люди, а, в первую очередь, Господь, Который смотрит в нашу душу и в наше сердце.

Чем больше будет настоящих членов Церкви, которые искренне, от души, от всего сердца готовы жить по воле Божией, которые не внешне, а всей полнотой своей жизни будут принадлежать Богу и жить по Евангелию, тем меньше в нашей жизни будет беды и больше в ней будет радости и любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Когда умножается беззаконие, гордыня, тогда любовь оскудевает. А когда пропадает любовь, мы, хотя и называем себя Церковью, становимся каким-то сборищем, которое Церковью не может быть, потому что Церковь без любви не существует. Без благодати Духа Святаго нет никакой Церкви.

Как Господь когда-то говорил иудеям, которые гордились своим происхождением от Авраама, — не говорите сами себе, что вы от Авраама, Бог из камней может детей Аврааму сделать, но сотворите плоды, достойные покаяния, — так и каждому из нас нужно задуматься не о том, формально ли мы принадлежим Церкви, если получили крещение от родителей и иногда ходим в храм, несколько раз в году причащаемся. Мы должны задуматься о том, соответствует ли наша жизнь тому, что мы показываем. Можем ли мы свидетельствовать о себе как о христианах не словами, а своими делами и поступками, как и подобает каждому члену Православной Церкви.

Я уверен, что многие из вас так и делают. Я верю, что многие из вас так и живут. Я верю, что если бы так не было, то и само существование мира уже бы прекратилось. Но хотелось бы, чтобы таких людей становилось больше. Хотелось бы, чтобы количество людей, которые не только внешне, но и искренне, от души стараются жить свято, по заповедям Божиим, и закон любви ставят выше всех остальных законов, умножалось, а от этого менялась бы наша жизнь.

Я искренне, от души всех вас поздравляю с престольным днём, с праздником всех святых — настоящих членов Церкви. Дай Бог, чтобы каждый из нас был похож на них и своими делами, и своей жизнью! Храни вас всех Господь! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!

Что можно некрещеному человеку

Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.

Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя “ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность.

Буквальный смысл свечи — это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей — условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить “свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их — подавать милостыню.

Свеча — символ нашей молитвы. Церковь — не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча — это не “повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном.

Можно ли креститься некрещеному человеку?

(речь идет о крестном знамении)

иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.

Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных — это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет.

Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства “знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать — важно быть решительным на пути ко Христу.

Можно ли некрещеному ходить в церковь?

протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк

Можно и нужно. Только не следует присутствовать на основной части божественной литургии, после возгласа “оглашенные, изыдите”. Оглашенные — это готовящиеся ко крещению. Желательно выходить из храма, услышав этот возглас. На любом другом богослужении можно присутствовать неограниченно, молиться, осенять себя крестным знамением. Я не вижу греха и в том, чтобы свечку поставить некрещеному самому. Только важно, чтобы это присутствие на службе, и даже не просто присутствие, а первые шаги навыка молитвы были частью подготовки к крещению. Чтобы человек не думал, что “мне и так хорошо”: сходил в Церковь, помолился, на душе стало легче и можно дальше ничего не делать. Важно, чтобы человек до крещения привыкал к богослужению, вникал в его смысл, чтобы, приняв святое крещение, он подошел к таинствам, уже будучи внутренне готовым к полноте участия в богослужении.

Можно ли некрещеному носить крест?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест — это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.

Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос — для чего, с какой целью.

Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.

Можно ли молиться за некрещеных живых?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?

Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.

Можно ли поминать некрещеного?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И

если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.

Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.

Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.

Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.

В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.

Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.

Можно ли молиться за некрещеного человека?

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все — дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни.

Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.

Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.

Можно ли отпевать некрещеного человека?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.

Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.

Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.

Может ли человек считаться православным, если он не крещёный&nbsp

Многие из неверующих, которые душой чувствуют Божью благодать, а развращенным умом отрицают Бога, хотят знать — может ли некрещеный попасть в рай, если «он хороший и делает добро»? Евангелие об этом говорит совершенно четко: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) или «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). А все рассуждения людей или священников о том, что «только Бог определяет посмертную судьбу человека, а нам надо надеяться на лучшее» — суть иезуитские слова, призванные усыпить бдительность человека. Очень хорошо об этом говорил убитый исламскими фундаменталистами отец Даниил Сысоев: «Ну и хорошо, что человек был добрый, всех любил и всем добро делал! Ну а Бог-то здесь при чем?» Действительно, православный человек делает добро во имя Божье, а атеист — ради морали или даже ради собственной гордыни. И это две огромные разницы — творить дела во славу Бога или помогать людям просто потому что это приятно. Православным это человека не делает. Но надежда стать «некрещеным православным» есть у любого. Вспомните евангельскую притчу о работниках одиннадцатого часа — о тех, кто может буквально в последний момент впрыгнуть в уходящий вагон Вечности и получить ту же награду, что и работники, служившие Богу с раннего утра (Мф. 20:1–16). Действие этой притчи Христос показал людям на кресте, когда сказал разбойнику висевшему от него по правую руку и умоляющего Христа «Помянуть его во Царствие Своем», «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Но рай был дан разбойнику не просто так. Отец Афанасий Гумров указывает, что разбойник. Погибая, сумел совершить три подвига. Во-первых, подвиг веры, ведь разбойник не видел чудес, которые совершал Христос, и все же уверовал. Во-вторых, — подвиг любви: умирая в муках, он смог обратить внимание на страдания другого человека и даже унимал другого разбойника, который хулил Спасителя, говоря ему: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Третий подвиг, который совершил разбойник — это подвиг надежды. Умирая на кресте самой позорной смертью, он не отчаялся, а сумел обрести надежду, что еще не все потеряно. Преподобный святой Ефрем указывал, что благоразумный разбойник получил крещение чрез Таинство воды и крови, которые истекли из Христа от римского копья. Но все же обычным людям не стоит дожидаться такого мучительного испытания, чтобы прийти к вере в Бога.

Православные оказались некрещеными. Ничего необычного, но как это понимать?

Сергей Худиев

Ничего необычного в таких данных нет — на Западе значительная часть людей, которые определяют себя как «католики» или «протестанты» тоже могут иметь далекое отношение к Церкви или вообще не верить в Бога.

Речь в этом случае идет не о личных религиозных убеждениях, а о (иногда смутно) переживаемой национальной и культурной идентичности. При этом обычно, когда человека просят выразить ясное мнение по теме, о которой он не особенно задумывался и не имеет четких убеждений, на ответ может сильно влиять формулировка вопроса — или предыдущие вопросы в ряду.

Понять, что может скрываться под самоопределением «православный» довольно трудно.

Обращает на себя внимание, что 37% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет заявляют, что они неверующие — это гораздо больше, чем 15% по всем возрастам. Комментируя эти данные, директор по работе с органами государственной власти Кирилл Родин сказал: «Анализируя результаты исследования, стоит серьезно осмыслить усиливающийся тренд формирования кризиса веры вообще и православия в частности. Поколение Z, или, как его еще называют, первое полностью цифровое поколение, декларирует заметное увеличение доли неверующих при почти трехкратном сокращении доли относящих себя к православным.

У нового поколения много отличий от своих предшественников, но безусловно одно из доминирующих – это люди из новой коммуникационной реальности, в которой работают новые законы и инструменты влияния на формирование установок. Отставание в модернизации старых форматов взаимодействия с молодежью может стать роковой вехой в определении нового места и роли института веры в обществе».

Я не уверен, что имеет смысл говорить о кризисе веры — молодые люди, еще не вступившие в брак, в любых развитых странах менее религиозны. Как иногда говорят об этом, «молодость должна перебеситься». В молодости люди больше ищут самореализации — «и жить торопится, и чувствовать спешит», и видят в религии (любой) набор стеснений, зрелый человек, который несет ответственность за других, более склонен опираться на вечные ценности.

Что хорошо иллюстрируется данными о более высокой приверженности православию среди людей более зрелых: «В группе респондентов в возрасте от 25 до 34 лет доля сторонников православия выше в три раза (62%), чем среди молодежи от 18 до 24 лет (23%)»

То, что молодое поколение является менее религиозным, не говорит о том, что эти же люди останутся неверующими через десять лет.

Конечно, любые статистические данные о религии в России указывают на непочатый край работы для православной миссии. В православном свидетельстве нуждаются как те, кто идентифицирует себя как православные, так и люди открыто неверующие.

Как помочь им обрести веру?

То, что уже делается — это строительство храмов, особенно там, где их не было, и это очень важно. Свидетельством православия является Литургия; сама возможность зайти в храм рядом с домом, почувствовать его особенную тишину — или особую торжественность богослужения — это то, что очень важно дать людям, и очень многим этого оказывается достаточно, чтобы прийти к вере. Новопостроенный храм никогда не остается пустым. Это место Божьего присутствия, и люди его находят.

Но простой близости храма достаточно не всем; к тому же нам стоит помнить, что Апостолы не только совершали Литургию, но и активно, по заповеди Господа, шли к неверующим и проповедовали им Христа распятого и воскресшего.

Миссия — важная часть христианской жизни. Так уж устроен человек — он лучше всего усваивает то, что объясняет другим. Очень часто вера, которой мы не делимся — это вера, не усвоенная нами самими.

Миссия — это не то, чем мы должны заняться после того, как обретем духовную зрелость. Это одно из важных средств, ведущих нас к зрелости.

И этот опрос подсказывает, что крещение — которое большинство людей считает важным, но не понимает, почему — это очень хорошая тема для разговора.

Для нас это возможность объяснить, что оно означает — а сделать это можно только в контексте христианского возвещения в целом.

Бог сотворил нас для жизни вечной и блаженной; мы отпали от Него в грех; Бог пришел к нам в лице Иисуса Христа, чтобы, через свою смерть и воскресение, даровать нам прощение грехов и жизнь вечную. В Крещении мы погружаемся в Его смерть и восстаем Его Воскресением. Мы получаем возможность новой жизни в общении с Ним.

В XXI веке люди нуждаются в этом послании также, как и в I — и мы должны неустанно его возвещать.

Не крещеный человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *