Мыть кости откуда выражение

masterok

Выражение перемывать кости известно всем с детства и интересно тем, что является, пожалуй, одной из самых древних идиом русского языка.

Перемывать кости — значит нелестно говорить о человеке, обсуждать за глаза. Но почему так говорят? Сейчас мы все узнаем …

Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения. Корнями оно упирается во времена Киевской Руси. Тогда существовало великое множество языческих обрядов, которые не дожили до наших времен.

Существовал тогда обряд, который проводился после погребения усопшего, а точнее по прохождении нескольких лет с того момента (точное количество неизвестно, существует несколько версий, вплоть до нескольких дней).

Проводился он следующим образом. Раскапывалась могилка и оттуда вызволялись останки. На обряде присутствовали только родственники. Родственники вызволяли останки и чистили кости от остатков других тканей. Во время этого они восхваляли усопшего, говорили о нем только хорошее, вспоминали сотворенные им благие дела — эта часть обряда была обязательной. После того как кости были «перемыты» (во прямом и переносном значениях слова) останки снова хоронили, при захоронении присутствовали опять же только родственники. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой.

Есть еще версия, что если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.

Так и получается, что В Киевской Руси выражение «пермывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова». Вся, так скажем, ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер. Хотя в некотором роде и не утеряло своего значения, а именно в том, что обсуждение человека идет в его отсутствие.

Вот в Израиле кстати, гиды рассказывают практически то же самое про вот это место:

Вот что рассказывают туристы: Мы стояли на смотровой площадке, расположенной на самой высокой точке Иерусалима. И с этой высоты слушали повествования о различных храмах, которые были видны. потом гид попросил обратить наши взоры за перила смотровой площадки. Буквально метрах в пяти ниже сохранился в первозданном виде омывальный камень — место, где умерших готовили в последний путь в далекой древности.

Обратите внимание, рядом с камнем в стене есть ниши. Обряд захоронения происходил следующим образом:

Сначала умершего мыли на этом камне, обмазывали благовониями, заворачивали в ткань и помещали в эти ниши в стене. Через 40 дней от тела умершего оставались одни косточки. Их доставали, снова складывали на камень и перемывали кости, вспоминая жизнь умершего и говоря о нем всякие хорошие слова.

Отсюда и пошло выражение “перемывать кости”

источники

Выражение перемывать кости известно всем с детства и интересно тем, что является, пожалуй, одной из самых древних идиом русского языка.

Перемывать кости — значит нелестно говорить о человеке, обсуждать за глаза. Но почему так говорят? Сейчас мы все узнаем …


Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения. Корнями оно упирается во времена Киевской Руси. Тогда существовало великое множество языческих обрядов, которые не дожили до наших времен.

Существовал тогда обряд, который проводился после погребения усопшего, а точнее по прохождении нескольких лет с того момента (точное количество неизвестно, существует несколько версий, вплоть до нескольких дней).

Проводился он следующим образом. Раскапывалась могилка и оттуда вызволялись останки. На обряде присутствовали только родственники. Родственники вызволяли останки и чистили кости от остатков других тканей. Во время этого они восхваляли усопшего, говорили о нем только хорошее, вспоминали сотворенные им благие дела — эта часть обряда была обязательной. После того как кости были «перемыты» (во прямом и переносном значениях слова) останки снова хоронили, при захоронении присутствовали опять же только родственники. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой.

Есть еще версия, что если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.

Так и получается, что В Киевской Руси выражение «пермывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова». Вся, так скажем, ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер. Хотя в некотором роде и не утеряло своего значения, а именно в том, что обсуждение человека идет в его отсутствие.

Во многих источниках можно прочитать, что выражение перемывать косточки пришло к нам из глубокой древности и появилось благодаря обряду так называемого «вторичного погребения». У разных народов, в том числе и у славян, существовал обычай: через несколько лет после смерти человека его останки выкапывали из земли, перебирали и промывали, а затем перезахоранивали. В процессе перемывания костей вспоминали покойного, говорили о нем. Отсюда и пошло выражение перемывать кости в значении ‘говорить о ком-либо’ (первоначально в нейтральном или положительном ключе). Со временем фраза приобрела отрицательный эмоциональный оттенок и стала означать сплетни, недоброжелательное обсуждение кого-либо.

Такое объяснение правдоподобно и убедительно. Вполне возможно, что оно истинное. И все же мы не можем быть полностью уверены, что фразеологизм перемывать косточки возник именно так, а не иначе.

Время появления этого фразеологизма нам неизвестно. В литературных текстах он встречается с середины XIX века; видимо, именно тогда он попал из народной речи в литературный язык. Форма выражения обладает небольшой вариативностью: перемывать (также употреблялись глаголы вымыть, промывать) косточки (кости). Есть еще варианты перебирать косточки и разбирать по косточкам, однако они являются более поздними.

Конечно, если выражение фиксируется на письме лишь с XIX века, то это еще не значит, что в живой речи оно не употреблялось раньше. Можно даже допустить, что выражение перемывать косточки на самом деле очень древнее и пришло из дохристианской эпохи, где возникло как отражение обряда «вторичного погребения» с промыванием останков покойного. Проблема в том, что нет свидетельств о бытовании этого обычая у наших тогдашних предков. В VI – IX вв. славяне сжигали тела умерших; в наши дни при раскопках пережженные остатки костей иногда находят тщательно очищенными от золы и углей. Археологи считают, что они могли быть промыты. Но мытье здесь — этап единого погребального обряда, без перезахоронений.

В древнерусскую эпоху обычаи уже изменились. Так, вторичное погребение практиковали древнерусские монахи (например, в Киево-Печерском монастыре); эту традицию они переняли примерно в XI веке у греков. О бытовании вторичного погребения у остального населения Древней Руси точных сведений нет. «Повесть временных лет» сообщает, что в 1044 году по распоряжению Ярослава Мудрого были извлечены из могил кости Олега и Ярополка — братьев Владимира Крестителя. Над останками князей провели обряд крещения, затем похоронили их в церкви. Вот, пожалуй, и все упоминания…

Однако вторичное погребение было широко распространено у южнославянских народов (болгар, сербов, македонцев и др.). Об этом есть многочисленные подробные свидетельства, поскольку данный обычай существовал даже в ХХ веке. У южных славян бытовало представление, что душа человека после смерти только тогда освобождается полностью, когда истлевает тело в земле. Через несколько лет после первых похорон могилу раскапывали, дабы оценить состояние останков, промыть их и снова захоронить. Если от тела к тому времени оставался лишь скелет, это считалось хорошим знаком. В случае, когда труп истлевал не полностью, предполагали проклятие на покойном или совершённый им при жизни тяжкий грех, мешающий душе найти успокоение. Но больше всего опасались обнаружить в могиле совершенно не поврежденное разложением тело: согласно народным верованиям, такое случалось, если покойный был упырем. Он вылезал по ночам из могилы и питался кровью живых людей. Поэтому при нахождении хорошо сохранившегося мертвеца требовалось вбить ему в грудь осиновый кол.

Откуда и в какое время появилось вторичное погребение и перемывание останков у южных славян? Был ли этот обряд заимствован у греков или являлся наследием собственной языческой традиции? Насколько он был распространен у других славянских народов? Ответов пока нет.

Подытожим сказанное. Существовал ли у наших предков обычай вторичного погребения в языческую эпоху, точно неизвестно. Во времена Древней Руси как минимум иногда такое практиковали (вспомним о монахах и перезахороненных князьях). Могло ли произойти устойчивое выражение перемывать кости от вышеназванного обычая? Или вообще от обычая промывать кости — неважно, целые или сожженные? Конечно, но ключевое слово здесь — могло. Точных свидетельств нет. Поэтому утверждение, что данный фразеологизм берет начало в древнем похоронном обряде, точнее будет сопровождать оговоркой «возможно» или «скорее всего»…

Литература:

Виноградов В. В. История слов. — М., 1999.

Шанский Н. М. В мире слов. — М., 1985.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. — Т. 4. — М., 2009.

Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. — М., 1990.

Иллюстрация:

Гужавин М. «Сплетницы» (1927, фрагмент).

Почему полезно, если вам «перемывают кости»

Перемывают вам кости — вот и славно. Пусть хорошенько перемоют, изо всех сил. Чем яростнее о вас злословят и сплетничают, тем лучше вы будете себя чувствовать, тем легче станет бремя грехов, которые у всех есть, тем дольше вы проживёте. А те, кто кости перемывают — ну, те, к сожалению, проживут меньше. И жить будут хуже. И здоровьем отменным им не похвалиться будет. Потеряют они здоровье. К сожалению. Пусть ругают. Пусть посильнее ругают заглазно. Посмотрите сами, хороша ли жизнь тех, кто перемывает чужие кости? Богато ли они живут? Счастливы ли они? Любит ли их кто-то? Нет? А это вот почему:

— кости раньше на самом деле перемывали. Был такой обряд «вторичного захоронения» в дохристианские времена. Чтобы избавить нагрешившего человека от его грехов, выкапывали скелет и мыли кости. Руками перемывали каждую косточку до белизны. Ясное дело, что подобным ремеслом занимались не достойные члены общества; а калики перехожие, нищие, готовые за полушку выполнить отвратительную и мрачную работу, заразные больные с провалившимся носом, которые уже не боялись ни заразы, ни трупного яда, ни покойников… Занимались этим делом маргиналы, «пропащие люди». Промоют кости, а родственники потом снова похоронят своего умершего. Он теперь чист и отмыт от грехов. Его грехи перешли на тех, кто занимался неприятным делом.
Так что «перемывать кости» в древности означало «избавлять от грехов и от наказания за грехи», «брать на себя проступки и ошибки человека». Интересно, что есть подобное верование в Индии: тот, кто ругает человека заглазно и клевещет на него, чистит ему карму. Ровно настолько чистит карму ругаемому, насколько загрязняет и отягощает свою. Ругаемый словно в бане помылся и попарился; он чист и полон сил. А ругатель весь в грязи. Но это его личный выбор — быть чьим-то «банщиком»…

Может, вы заметили закономерность: обругают вас ни за что, оговорят или оскорбят, насмеются над вами. А следом произойдёт хорошее событие. Совершенно не связанное с руганью, но хорошее. Одного хорошего человека травили и ругали в прессе. А он через месяц получил хорошую должность. И награду. Травившие ничего не получили, потому что их газеты закрылись. Сейчас газетам трудно выживать. И потерявшим работу клеветникам — тоже. Или две девушки писали оскорбления одной модели в сети. И распускали про неё слухи. Сейчас модель замужем за миллионером и имеет свой дом мод. А девушки живут плоховато и мало получают на своей работе. И одеты так себе: на крошечную зарплату в крошечном посёлке не разбежишься. Особенно, если свободное время тратишь не на учебу или саморазвитие, а на сплетни и травлю в сети…
Я постоянно это наблюдаю: обругают ни за что, поглумятся, перемоют кости — ждите не бумеранга обидчикам, а подарка судьбы, награды, денег, повышения по службе. Особенно хорошо, если вы болеете сильно, а на вас напали и обругали. Или оклеветали. Потому что вы выздоровеете, скорее всего. Отмоетесь от болезни.
Куда уйдёт болезнь — догадайтесь сами. Туда же уйдёт бедность, если она вас мучает. Несчастья. Тревоги. Не буду говорить, куда и к кому они уйдут. Потому что лично меня это не радует. Я просто рассказываю закон и правило. Но вы будете как после бани, когда вас как следует пропарили веником и заставили пропотеть. Вы чистый и здоровенький!
А сплетников и агрессоров я ругать не буду. По причинам, изложенным в тексте. Зачем принимать на себя их грехи? Своих достаточно, как у всех нас. Так что пожелайте им в ответ всего наилучшего и не слишком расстраивайтесь. Обычно в течение нескольких дней приходит результат, если понять смысл выражения «перемывать кости». Пусть перемывают. Спасибо им. Здоровья, счастья, долгой жизни.
Анна Кирьянова

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТИ

Смотреть что такое «ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТИ» в других словарях:

  • перемывать кости — кому = перемывать ко/сточки … Словарь многих выражений

  • ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ — Этимологические и культурно исторические корни многих выражений русского литературного языка восходят к глубокой, дописьменной старине. Восстановить полную семантическую историю этих выражений на всех этапах их устно народного и литературного… … История слов

  • Перемывать косточки — кому. ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ кому. Разг. Экспрес. Сплетничая, долго и с упоением судачить, злословить о ком либо. Когда мы, таким образом, перемыли всем нашим знакомым косточки, когда переговорили обо всех деревенских делах и безделицах, разговор на… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ — кто кому, {реже }кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка

  • перемывать косточки, или кости — неодобр. злословить, сплетничать, судачить о ком либо. Выражение связано с древним обрядом вторичного захоронения покойника. По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит … Справочник по фразеологии

  • ПЕРЕМЫТЬ КОСТИ — кто кому, {реже }кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка

  • кость — и, предл. о кости, в кости, род. мн. ей, ж. 1. Отдельная составная часть скелета позвоночных животных и человека. Берцовая кость. Бедренная кость. Кости конечностей. □ Случалось ли, что проголодавшийся дворянин подавился рыбьей костью, Пацюк умел … Малый академический словарь

  • кость — и, предлож.; о ко/сти, в кости/; мн. род. е/й, дат. тя/м, тв. костя/ми и, (устар.), костьми/; ж. см. тж. косточка, костный, костяной 1) Отдельная составная часть скелета позвоночных животных и человека … Словарь многих выражений

  • Костоправ (телесериал) — Костоправ Жанр Телесериал Комедия Создатель Юрий Смирнов, Алексей Смирнов В главных ролях Алексей ГорбуновЮлия Ауг Георгий Делиев Виталий Линецкий Ирина Апексимова Александр Лыков Евгений Пап … Википедия

  • Перемыть косточки — ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ кому. ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ кому. Разг. Экспрес. Сплетничая, долго и с упоением судачить, злословить о ком либо. Когда мы, таким образом, перемыли всем нашим знакомым косточки, когда переговорили обо всех деревенских делах и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Мыть кости откуда выражение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *