Макаренко принципы воспитания

Принципы сильного и счастливого человека

Чтобы стать сильным человеком, нужно обладать достаточной психической энергией. Здоровая нервная система помогает противостоять всем жизненным невзгодам. Когда у вас достаточно энергии, вы полны энтузиазма и счастья, здоровья и честолюбия, способны предолеть все трудности и принять любой вызов судьбы. Вы не боитесь проблем, а приветствуете их — ведь ваша нервная система может справиться, и вы в этом уверены.

Опыт многих людей показал, что для обретения стрессоустойчивости полезно выработать для себя некие правила и принципы, которые уберегут, которые помогут сохранить здоровье нервной системы и гармонично чувствовать себя в жизни. Они могут стать той идеей, на которую вы сможете опереться в трудную минуту. Многие стрессы мы создаём сами, выпуская на свободу негативные мысли, а потом пытаемся исправить пошатнувшееся здоровье, тратя на это силы, время и деньги. И нужен некий сдерживающий механизм на уровне убеждений и ценностей, который сможет управлять этим ментальным потоком.

Быть счастливым — это выбор

Счастье человека не зависит от внешних обстоятельств или других людей, они лишь раскрывают то, что содержится в самом человеке. Понимание этого позволит отказаться от привязок.

Мир дуален. Добро и зло относительны и неразрывно связаны. Мир пребывает в равновесии на протяжении определённого периода. Добро и зло меняются местами, превращаясь в свою противоположность. Всё течёт и преобразуется.

Мудрость заключается в том, что глядя на других людей, мы видим их проблемы и их страдания, а глядя на себя, мы осознаём, чем обладаем, и ощущаем счастье.

В этом случае вы будете реже чувствовать огорчения и разочарования, а чаще будете испытывать счастье.

Этот мир создан так, что никто не может быть постоянно счастлив, и никакие большие деревья не могут быть постоянно самыми большими. Вечны лишь изменения.

Быть счастливым — это действительно выбор, и основан он на том, как человек относится к себе и к миру, как воспринимает вызовы жизни и насколько уверен в себе. Принимая для себя ряд принципов, которые будут использованы в жизни, вы сможете значительно повысить свою стрессоустойчивость.

Принципы сильного и счастливого человека

«Качество мышления определяет качество жизни».

  • Принцип реальности.

То, что есть, — есть.

Принять мир таким, каков он есть. Принимать реальность, а не уходить от жизни, находя убежище в иллюзорном мире фантазий и несбыточных мечтаний.

Принять себя самого, со всеми недостатками (часто кажущимися), принять окружающих, простив причинённые ими обиды не ради этих обидчиков, а ради себя самого, и в то же время воздерживаясь от излишних упований на окружающих, от надежд на то, что они помогут избавиться от собственных проблем. Тем самым освободиться от зависимости, беззащитности.

Принять жизненные обстоятельства, не жалея о несовпадении желаемого и действительного, а начать предпринимать реальные практические действия, которые изменят вашу жизнь.

  • Принцип оптимизма.

То, чего нет, — нет.

О том, что не удалось в прошлом, не стоит сокрушаться. Для многих людей, находящихся сегодня в состоянии стресса, воспоминания о прошедших событиях служат источником беспочвенных угрызений и самобичевания: «Как жестоко я ошибся», «Если бы я тогда поступил по-другому, то сейчас все было бы иначе», «Я мог бы всё это предотвратить». Когда человек оглядывается на прошлое, видя в нём неудачи и ошибки, то время «чёрной полосы», полосы прошлых неудач как бы растягивается, вытесняя из памяти хорошие моменты.

Точно так же не стоит омрачать своё будущее негативными ожиданиями: «А вдруг случится…» И действовать, полагаясь на свои силы, а не стоять на месте в пассивном ожидании «великого чуда». Это полностью зависит от вас, это в ваших силах:

  • Посмотреть на прошлое как на источник опыта, переосмыслить травмирующие воспоминания с позиции ученика жизни и усвоить её уроки.
  • Посмотреть на будущее как на возможность решения сегодняшних проблем, а не источник новых.
  • Посмотреть на настоящее как на источник ваших сил, а не источник разочарований и недовольства собой. В нём-то, в настоящем моменте, и кроется главный ресурс к решению всех ваших проблем — действительных и мнимых.
  • Всё зависит от того, как вы сами будете думать об этих проблемах.

Мудрецы утверждают: «Мысль созидательна». Ведь именно наши мысли создают наше будущее. Если человек постоянно тревожится о будущем, воображает в уме мрачную перспективу катастроф, неудач, ошибок… так оно и произойдёт, ибо психика человека устроена таким образом, что подобными мыслями он программирует себя, создаёт установку на… неудачу.

Это принцип Эдипа, как его называет американский психолог П. Вацлавик: Мифологический герой Эдип, стараясь сделать всё возможное, чтобы избежать выполнения полученных им недобрых предсказаний, своими же собственными действиями и сделал так, что они в конце концов сбылись.

Из данного принципа можно вывести несколько правил:

  1. Правило «камня на дороге». Когда человек идёт в потёмках по просёлочной дороге, он может споткнуться о камень, упасть и ушибиться. Но всё дело в том, что очень часто человек, боясь споткнуться, завышает вероятность неприятных событий. (Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики»). И хотя вероятность встретить камень на дороге все-таки есть, но человек, который идёт неуверенными, опасливыми шагами, думая только о том, как бы не споткнуться, на самом деле будет спотыкаться очень часто, причём там, где никаких препятствий нет и в помине, — спотыкаться о свои собственные опасения. Да и вряд ли он доберётся до своей цели вовремя.
  2. Правило «тотальной утилизации». Всё, что бы ни происходило с человеком, он может использовать, осмысливать, перерабатывать, как мельница перемалывает зерно. И события, происходящие в жизни человека, пусть даже неприятные, и негативные мысли о них — всего лишь «зерно на мельницу», которое надо утилизировать, «перемолоть» в себе, чтобы двигаться дальше. Опыт показывает, что человек может и должен в процессе работы над собой выработать стрессоустойчивость, или, выражаясь словами К.Г. Юнга, «готовность принять, что бы ни произошло».
  • Принцип ответственности.

Без чувства ответственности, уверенности в себе человек не может состояться как личность, добиться действительного успеха, сделать свою жизнь осмысленной. Многие люди, даже достигнув зрелого возраста, страдают от комплекса послушных детей, за которых все решения принимают родители. Как часто они — внешне взрослые, но в глубине души всё ещё дети — ищут себе новых «родителей» в лице супруга, шефа на работе или новоявленного пророка, мессии, гуру, а то и политического деятеля. Именно в нашем обществе, где за долгие десятилетия люди привыкли к пассивности, к тому, чтобы жить и думать «как все», многие так и не научились брать на себя ответственность за свои слова и дела, за свою жизнь. Возьмите ответственность в свои руки. Вспомните: Вы — хозяин своей жизни! Не стесняйтесь быть непохожими на других, не повиноваться стадным инстинктам, иметь собственное мнение.

  • Принцип разумного эгоизма.

Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой. При этом даже думая о справедливости по отношению к другим, не забывай и о справедливом воздаянии по отношению к себе. По отношению к самому себе, к своему организму, к своей личности так же нужна верность и порядочность. Не раз приходилось выслушивать людей, предававших не только своих близких, но и себя, свои идеалы, в буквальном смысле «наступавших на горло собственной песне», и расплачивавшихся за это мучительной пустотой жизни, одиночеством, разочарованием. Человеку зачастую гораздо легче переживать по поводу глобальных проблем, стоящих перед человечеством, сокрушаться по поводу жертв стихийных бедствий на другом конце света, чем реально помочь самому себе или своим близким. Откупаться от собственной душевной неустроенности мелкими демонстративными подачками гораздо легче, но в итоге это обходится дороже, чем если человек начнёт действовать и наведёт порядок в собственной жизни, избавится от повода жалеть себя и вызывать к себе жалость окружающих.

Сделайте эти принципы своей привычкой, и многие проблемы, даже беспокоившие вас длительное время, уйдут в прошлое. С другой стороны, многое из того, что раньше представлялось вам недостижимым, сможет стать реальным.

sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов

Система А.С. Макаренко: 5 принципов воспитания сильной личности.

Ольга Сидорушкина

23.04.2015 10:00

1.Коллектив

2.Самоуправление

3.Трудовое воспитание

4.Учитель/воспитатель/родитель

5.Дисциплина

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

1.Коллектив

Коллектив

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.
Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,
Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

2.Самоуправление

Самоуправление

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива. «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
Макаренко был противником идеи того что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.
«Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

3.Трудовое воспитание

Трудовое воспитание

Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.
К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

4.Учитель/воспитатель/родитель

Учитель/воспитатель/родитель

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения…».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».
Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

5.Дисциплина

Дисциплина

По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

Принципы воспитания Макаренко

Характеристика педагогической системы А. С. Макаренко

Замечание 1

Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.) – советский писатель и педагог, крупнейший теоретик педагогического образования.

А.С. Макаренко является автором стройной педагогической системы. Методологической основой, разработанной системы, является педагогическая логика, определяющая педагогику как практически целесообразную науку. Исходя из данного определения, возникает необходимость выявления закономерности соответствия поставленной цели, подобранных средств и полученных результатов воспитания.

Творчество А.С. Макаренко противоречило сталинской педагогике, основной целью которой было воспитание человека-винтика в большой социальной машине. В то время как педагогика А.С. Макаренко, напротив, отражала идеи воспитания самостоятельного и полноценного члена общества, имеющего свое мнение и свою точку зрения.

Теоретические идеи А.С. Макаренко приобрели популярность и признание во всем мире. На сегодняшний день они также являются востребованными и актуальными.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цели и задачи системы воспитания А.С. Макаренко заключаются в том, что основной акцент необходимо делать на традиции, нормы, ценности и обычаи того коллектива, в котором растет и развивается ребенок.

Большое внимание А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Им была разработана и подробно описана методика параллельного воздействия коллектива на личность ребенка и ребенка на общее развитие коллектива.

Основной целью коллектива, согласно А.С. Макаренко, является совокупность целей всех входящих в него членов.

Задача образовательной организации состоит в воспитании коллективиста.

Замечание 2

Одним из основных факторов воспитания, в педагогической системе Макаренко, является труд. Именно трудовая деятельность максимально направлена на развитие и умение организовывать и планировать свою работу, бережно относится к орудиям производства и продуктам труда.

Основы педагогики А. С. Макаренко

Основу педагогики А.С. Макаренко составляют следующие компоненты:

Воспитание детей в коллективе. Под коллективом понимается контактная группа детей, объединенная общей целью, деятельностью, органами управления и имеющая связь с окружающим обществом.

Помимо детского коллектива большое значение имеет и педагогический коллектив, под которым А.С. Макаренко понимал объединение детей и взрослых. В качестве органов управления выступают не только взрослые, но и сами дети.

Дисциплина и режим. А.С. Макаренко иначе понимал «дисциплину», в его педагогике она являлась не методом и не средством воспитания, а результатом. Логика дисциплины состоит в требовательности коллектива, к каждому его члену. Если личность сознательно вступила в коллектив, то она должна принять то, что его интересы ставятся выше личных.

Замечание 3

Режим – это одно из основных средств воспитания, имеющее ряд обязательных свойств.

Свойства и требования к режиму, согласно педагогике А.С. Макаренко:

  • обязательность для каждого члена коллектива;
  • целесообразность;
  • точность.

Трудовое воспитание. Основой всей системы воспитания А.С. Макаренко является труд. Обязательно участие каждого воспитанника в производственном труде. Воспитание без участия в труде – не возможно. С этой целью при коммунах, организованных Макаренко, был открыт Индустриальный Техникум, в котором дети трудились по 4 часа в день. Основной принцип организации коммуны – самоокупаемость.

Проблема семейного воспитания. Большое внимание А.С. Макаренко уделял проблемам воспитания в семье. Им было написано и прочитано много лекций о родительском авторитете, дисциплине, трудовом и половом воспитании и т.д.

Принципы воспитания по А. С. Макаренко

Система воспитания А.С. Макаренко опиралась на ряд принципов, которые также были выделены и описаны самим Макаренко:

  1. Принцип социалистического гуманизма. Данный принцип предусматривает уважительное и гуманное отношение к личности каждого воспитанника. Макаренко считал, что каждый ребенок – это свободная личность, которая имеет равные права и свободы с остальными членами общества и коллектива. Именно поэтому очень важно считаться с мнение и взглядами воспитанников.
  2. Принцип оптимизма. Согласно данному принципу педагог должен уметь находить в каждом воспитаннике положительные черты и проектировать весь процесс воспитания с опорой на них.
  3. Принцип практического опыта. Педагогическая теория должна строиться на основании обобщенного практического опыта, только в этом случае процесс воспитания будет эффективным. В том случае, если нет опоры на практику, то вся педагогическая теория – это просто слова.
  4. Принцип воспитания в труде. А.С. Макаренко выступал категорически против непроизводственного расходования мускульного труда учащихся, без ее взаимосвязи с процессом воспитания. Труд и воспитание находятся связаны друг с другом. Наибольшая эффективность воспитательного воздействия отмечается именно в трудовой деятельности ребенка. Это связано с тем, что труд способствует развитию важнейших качеств личности ребенка: взаимопомощь, товарищество, коллективизм, целеустремленность, выносливость и т.д.
  5. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. По мнению А.С. Макаренко невозможно воспитать полноценную личность вне коллектива. Это объясняется тем, что коллектив – это не случайное скопление людей, а их целенаправленное объединение. В коллективе ребенок имеет возможность приобрести такие качества личности, которые в последующем будут способствовать его полноценному вхождению и существованию в социуме.

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках ее теоретического обобщения А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо.

Макаренко принципы воспитания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *