Лезгинка чей танец

Что такое лезгинка, история лезгинки

Шотландцев ассоциируют с волынкой и килтами, бразильцев – с капоэйрой, ну а кавказцев, разумеется, – с лезгинкой. Этот без сомнения красивый и самобытный народный танец отражает культуру своего этноса, его любят как сами кавказцы, так и темпераментные европейцы, его танцуют как на скромных семейных торжествах, так и на большой сцене. Давайте же погрузимся в занимательную историю одного из самых популярных народных танцев в мире…

Историю лезгинки и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.

Что такое лезгинка?

Лезгинкой называют традиционный народный танец жителей Турции и Кавказа. Родиной лезгинки официально считается Дагестан, однако споры о том, какой именно народ изобрёл её, не утихают и по сей день. Лезгинка характеризуется строгим ритмом, зажигательностью движений и возможностью как парного, так и одиночного исполнения.

Сам дух этого танца пропитан дуализмом: с одной стороны, он может выражать верность и покорность, а с другой – пылание страсти и любви. Станцевать красивую лезгинку без соответствующей подготовки фактически невозможно: этот танец крайне требователен и к исполнителям, и к исполнительницам.

С классификацией у этого танца всё ещё сложнее, чем с происхождением: по сути, фактически у каждого народа Кавказа есть своя разновидность лезгинки, отличающаяся по характеру и темпу движений, степени участия частей тела в них. И всё это – если не считать некоторые танцы народов Закавказья, очень напоминающие классическую лезгинку по технике и ритму, но имеющие небольшие от неё отличия.

Эталонной считается классическая дагестанская лезгинка, характеризуемая музыкальным сопровождением в ритме 6/8, зажигательным и быстрым, энергичным темпом танца.

Ветвлениями от дагестанского «канона» можно назвать даргинскую, кумыкскую, лакскую и другие разновидности лезгинки. Эксперты выделяют также осетинскую лезгинку, которая отличается более плавными, в сравнении с дагестанской, движениями и относится вместе с кабардинкой и карачаевкой к северокавказским разновидностям танца.

Если же говорить о закавказских разновидностях, то среди них можно выделить лезгинку азербайджанцев, армян и грузин. Их танец под названием «Шалахо» также исполняется в ритме 6/8, и характеризуется резкими, гармоничными движениями рук и ног.

Популярные лезгинки

Антон Рубинштейн, лезгинка из оперы «Демон». Автор приступил к написанию оперы ещё в 1871 году, и закончил её всего через три месяца. В своём произведении Рубинштейн использовал достаточно далёкое от классической лезгинки звучание, сохранив, впрочем, темп музыкального повествования. Премьера оперы отгремела в Большом театре в ноябре 1879 года.

Лезгинка из оперы «Демон» (слушать)

Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинке в своё время удалось побывать на Кавказе и полюбоваться всеми красотами края, почерпнув вдохновения в своём путешествии. Эта поездка косвенно нашла своё отражение в шедевре великого мастера «Руслан и Людмила». Примечательно, что сам танец, несмотря на весьма «оперное» звуковое оформление, сохранил в рамках этого произведения свои основные черты и движения.

Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила» (слушать)

Лезгинка из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Это произведение, в отличие от двух предыдущих, полностью передаёт весь колорит танца, всю его энергичность и мощь звучания. Автору удалось превосходно передать не только аутентичную атмосферу, но и настроение танцующих.

Лезгинка из балета «Гаянэ» (слушать)

«Лезгинка» певицы Жасмин. Хоть и несколько некорректно ставить современную певицу в один ряд с великими культурными деятелями, в «непопулярности» это произведение, как и его дагестанскую исполнительницу, обвинить невозможно. «Лезгинка» Жасмин в своё время стала хитом многих кавказских молодёжных вечеринок.

Жасмин «Лезгинка» (слушать)

История и развитие лезгинки

Самые первые упоминания о лезгинке можно найти в фольклоре Северного Кавказа. В стародавние времена жители Кавказа поклонялись силам природы, и для того, чтобы порадовать своих богов и получить их благосклонность, приносили им жертвы в рамках различных ритуалов. Вполне возможно, что первую лезгинку танцевали именно на таких мероприятиях. Чуть позднее её стали исполнять перед важными битвами, дабы поднять боевой дух воинов и разгорячить их перед сражением, а ещё позже она стала сопровождать и свадебную церемонию. При помощи лезгинки будущие молодожёны могли в изысканной форме выразить свои чувства друг к другу.

Если говорить о последнем типе танца, то он всегда исполнялся парно, и характеризовался подражанием благородным животным: орлу, роль которого исполнял всегда мужчина, и лебедю, чья роль отводилась женщине. Во время исполнения танца мужчина становился на носки и разводил руки в стороны, как бы изображая парящего в небесах хищника, высоко поднимал голову и делал резкие, лаконичные движения руками и ногами, показывая таким образом свою ловкость и силу.

Роль женщины в парной лезгинке – выражение изящества, гармонии и покорности. Для этого использовались волнообразные, плавные движения рук и неторопливые, размеренные перемещения по сцене. В отличие от мужчины, всем телом выражающим твёрдость и решительность, «лебедь» своим видом олицетворяла спокойствие, грацию и мягкость.

Многие утверждают, что концепцию «орёл и лебедь» для лезгинки нельзя считать истинной, поскольку изначально считалось, что мужчина в этом танце символизировал не птицу, а священного тура – горного козла, обитающего на вершинах Кавказа.

В общей сложности на Кавказе и Закавказье проживает около сотни народностей, и фактически в каждой танец развивался по-своему, обрастая новыми элементами, усложняясь либо упрощаясь в техническом плане. Если говорить о мужской сольной разновидности лезгинки, то она стала часто исполняться с холодным оружием в руках.

Интересные факты

  • Одна из ключевых особенностей парной лезгинки – отсутствие какого-либо физического контакта между танцующими: мужчина и женщина могут двигаться в одном темпе и подражать движениям друг друга, но никогда не соприкасаться.
  • В некоторых видах лезгинки используются смелые акробатические элементы, такие, как сальто и быстрые вращения. Исполняет их всегда мужчина, а цель таких телодвижений – показать партнёрше по танцу свою ловкость, силу и координацию.
  • На Кавказе многие говорят, что лезгинка даже мёртвого может вернуть к жизни. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку фактически каждый, кто хотя бы раз наблюдал за тем, как профессиональные танцоры исполняют лезгинку, испытывал стойкое желание пуститься в пляс вместе с ними.
  • Правильное исполнение движений невозможно без идеальной осанки, которой должны обладать оба танцующих.
  • В современных школах танца обучающихся учат улыбаться во время исполнения, поскольку улыбка поддерживает основную идею парной лезгинки.
  • Особенно важен во время исполнения и взгляд партнёров: поскольку физический контакт между ними невозможен, именно глаза танцующих передают взаимосвязь между мужчиной и женщиной.
  • Многие хореографы считают, что на сегодняшний день «настоящими» можно считать только чеченскую и дагестанскую лезгинку, а все остальные её разновидности следует называть иначе.
  • В сравнении с дагестанской, чеченская лезгинка отличается большей резкостью движений, и всегда исполняется с прямой спиной. В дагестанской же разновидности может присутствовать плавное звуковое сопровождение, и, как следствие, более плавные телодвижения. При этом некоторые пируэты и приёмы исполняют в полусогнутом положении. В целом, дагестанская разновидность подразумевает более широкий спектр доступных движений, из-за чего сам танец становится зрительно богаче и зрелищнее.
  • В качестве инструментов, сопровождающих выступление, часто используется так называемая зурна: язычковый народный духовой музыкальный инструмент, напоминающий что-то среднее между дудочкой и флейтой. Зурна имеет характерный резкий звук, а ближайшим её «родственником» можно назвать гобой.
  • Танец уже не раз «засветился» и на киноэкранах: к примеру, актёры знаменитого советского фильма «Мимино» зажигательно исполнили его в сцене в ресторане, а знаменитый российский режиссёр Никита Михалков включил сцену с танцем молодого парня в свою художественную ленту «12».

   

Почему во время исполнения кричат «Асса!»?

Многие, кто хоть раз наблюдал за любительским или профессиональным исполнением лезгинки, замечали, что танцору часто кричат слово «Асса», подбадривая его таким образом. Но что вообще значит это слово и откуда оно появилось? На этот счёт есть несколько интереснейших теорий.

Самое простое и логичное объяснение – этимологическое. Согласно ему, в языках народов Кавказа присутствовало (а в некоторых – присутствует и сейчас) лексема «асе», которой соответствует русское наречие «так». «Аи асе» означает в переводе «вот так», и именно таким окриком зрители подбадривали танцора, а иногда и он подбадривал сам себя.

Ещё одна интересная теория основывается на этнической трактовке слова. Согласно ей, историческая территория алан от Венгрии и до Монголии называлась раньше «Ассия» (то есть – страна ассов), а теперь именуется Азией. Горцы же, желая подчеркнуть своё происхождение во время боевого танца, выкрикивали это слово, поднимая свой боевой дух.

Ну и последняя версия происхождения выкрика «Асса!» относится непосредственно к лезгинскому слову «hасса». Согласно ей, именно этим словом танцор подчёркивал свой артистизм и свою удаль во время исполнения. Точных аналогов этой лексеме в русском языке нет, но перевести её можно как призыв к оспариванию или состязанию, вроде русского «ну как?».

Как лезгинка стала известна во всём мире?

Мало какому народному танцу удаётся добиться мировой популярности, но лезгинка оказалась из числа тех, кому это под силу. На мировую сцену она вышла благодаря команде танцоров из Тбилиси, когда в 1935 году они отправились покорять сердца зрителей и жюри Всемирного фестиваля народного танца.

Газета «Вечерний Тбилиси» отзывалась о выступлении, как о произведшем фурор. По словам репортёров, танцоры Тбилисского государственного театра сорвали шквал аплодисментов, и даже сдержанные британские зрители не удерживались от восторга и кричали артистам «Браво!».

Группа выступала под руководством Владимира Хетагурова, который удивил публику опасным танцем с настоящими кинжалами в руках. Ещё до выступления приметив двух девушек, сидящих недалеко от сцены, артист исполнил несколько особых пируэтов вокруг них, а в конце номера поклонился королевской чете. После окончания фестиваля Хетагуров получил особую медаль во время специально организованного приёма-бала.

Лезгинка – это абсолютно уникальный танец, идеальный образец богатой культуры своего народа, сочетающий в себе несочетаемое и обладающий невероятно мощной энергетикой. Этот танец – гордость кавказских народов, часть их традиций и жизни, средство самовыражения и священный ритуал, к которому следует относиться с соответствующим уважением.

В культурной жизни народов Кавказа немаловажную роль играют национальные традиции, которые находят своё воплощение, прежде всего, в песнях и танцах, поскольку они доступны каждому человеку, вне зависимости от социального статуса и денежного достатка. Практически невозможно встретить коренного жителя кавказского региона, неспособного станцевать Лезгинку. Этот танец является «визитной карточкой» народов Кавказа.

Своё всемирно известное название танец получил благодаря одному из коренных народов Кавказа — лезгинам, проживающих, в основном, на территории Дагестана и Азербайджана. Именно за ними и закрепился статус родоначальников танца, который впоследствии, с теми или иными изменениями, стал неотъемлемой частью культурного наследия всех народов населяющих Кавказ.

Лезгинка представляет собой весьма быстрый танец (музыкальный размер 6/8), в котором плавные скользящие движения сменяются резкими выпадами со сложными техническими элементами, такими как пируэты, батманы, работа с холодным оружием и тому подобное. И это неслучайно, так как своими корнями танец уходит в далёкое и отнюдь не мирное время, когда исход поединка во многом зависел от стремительности, ловкости и выносливости бойцов. Все вышеперечисленные качества находят своё отражение в данном танце.

Лезгинка может быть сольной, парной (мужчина и женщина) и массовой. Соответственно и смысловая нагрузка танца находится в прямой зависимости от количества исполнителей.

Сольная Лезгинка носит соревновательный характер — это поочерёдная демонстрация индивидуальных физических навыков танцора, таких, как ловкость, виртуозность, неутомимость.

Парная лезгинка отражает отношения между мужчиной и женщиной, свойственные кавказским народам. Исполнители двигаются по кругу, выполняя определённые технические элементы, и держась на определённом расстоянии друг от друга. Движения девушки очень напоминают плывущего лебедя. Юноша изо всех сил старается заглянуть в глаза девушки, а та, в свою очередь, обращает взор вниз и всем своим видом демонстрирует неприступность. Эта своего рода игра заканчивается обоюдным поклоном. Парная лезгинка — всенепременный танец жениха и невесты на церемонии бракосочетания.

Массовая лезгинка чаще всего используется профессиональными коллективами, так как требует от исполнителей, помимо индивидуального мастерства, чёткой синхронности в действиях. Такие представления, как правило, не обходятся без имитации боя, где танцоры демонстрируют виртуозное владение кинжалом и щитом. Конечно, массовую лезгинку можно увидеть на любом мероприятии, будь то застолье или торжественный приём.

Все перечисленные виды лезгинки, несмотря на некоторые различия, сходны в главном — на протяжении всего танца, в качестве связки между техническими элементами, используется образ орла. Танцор поднимается на носки, раскидывает в стороны руки-крылья и начинает двигаться по кругу, готовясь к полёту. Орёл является тотемом для лезгинов, его нельзя убивать и употреблять в пищу. Он символизирует гордость и независимость горцев.

Непременно стоит обратить внимание на музыкальную составляющую лезгинки. Самым важным музыкальным инструментом для танца является барабан, потому что именно он задаёт ритм исполнения. Но, если барабан отсутствует, его с лёгкостью заменят зрители, которые будут помогать танцорам посредством отбивания ритма с помощью ладоней — в этом заключается уникальность лезгинки.

Лезгинка — не просто танец, это классика, которая нашла своё отражение в музыкальных произведениях Глинки и Рубинштейна, в художественных фильмах и в творчестве современных композиторов. Несколько примеров где можно встретить лезгинку: балет А. Хачатуряна «Гаянэ», опера «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Танец лезгинка

Когда на Кавказе играют свадьбы, то в округе горы «поют». Все присутствующие – от мала до велика – танцуют лезгинку. Стремительные экспрессивные движения выражают эмоциональность и жизнелюбие южного народа, и нет горца, который не владел бы этим искусством. Танец лезгинка – это горящие глаза и страстная душа.

Как появился танец

История лезгинки берёт начало с тех времён, когда на Кавказ ещё не пришла исламская религия. Поклонявшиеся силам природы южные народы выражали своё почтение богам ритуальными танцами. С их помощью можно было и вступить в спор, и доказать свою любовь, и даже подраться – способы выражения эмоций зачастую сводились к танцам. Лезгинка сочетает в себе многие традиционные элементы тех самых сложных телодвижений воинов, а название происходит от именования коренных народов – лезгины. Не исключено, что у лезгинов было принято отплясывать перед ответственным сражением, чтобы разогреться. Но есть и более романтичная версия – ингуш увидел девушку неземной красоты, моментально влюбился и, выражая нахлынувшие чувства в танце, припал перед ней на колено. Прелестница была поражена, тут же ответила ему: «Да», и лезгинка стала одним из способов ухаживания и демонстрации молодецкой удали.

Орёл и лебедь

Как правило, лезгинку танцуют мужчины. Для них это сродни полёту орла – яростно, быстро, размашисто. Но если выходит женщина – что бывает крайне редко – движения становятся мягкими и плавными, как будто лебедь плывёт по водной глади. Что объединяет оба стиля – это живость и изящество южного народа. Танец лезгинка исключает физический контакт, его предыстория – охота гордого орла на прекрасного лебедя.

Как танцевать лезгинку

Чтобы сойти за своего на кавказской свадьбе, нужно усвоить некоторые правила лезгинки. Спина должна быть не просто прямой – а такой, будто к ней привязана палка. Представьте себя орлом – это должно отражаться и в осанке, и во взгляде, и даже в улыбке. Если танец парный, то нужно смотреть друг другу в глаза, не прерывая ни на секунду зрительный контакт. И никаких примет скованности и скромности – вы же орёл!

Одна рука в мужском танце согнута и держится строго параллельно полу. Вторая рука вытянута – и также параллельна земле. Кисти максимально напряжены. Сгибается одна рука – разгибается другая, в это время ноги демонстрируют чудеса ритмов и узоров. Горец громко и уверенно топает, то разводя носки, то соединяя пятки, то вставая на цыпочки при согнутых коленях.

В женской лезгинке дама держит руки параллельно полу, немного поводит плечами и с изяществом вращает кистями. Ногами перебирает лишь слегка, имитируя плавные движения лебедя. На манер восточных танцев корпус слегка вращается.

Как мужчины, так и женщины, танцующие лезгинку, вращаются вокруг своей оси, двигаются по кругу под зажигательную музыку. Не столь важна хореография, сколько блеск и страсть в глазах.

Костюм для лезгинки

Колорита танцу добавляет традиционный костюм. Мужчины красуются в черкесках – однобортных кафтанах с открытой грудью – и вахчагарах, широких штанах, сужающихся книзу. Бурка, пояс и чувяки дополняют комплект.

Женская одежда отличается скромностью и целомудрием. На широкие или узкие штаны и нижнюю рубаху надевается цельнокроеное платье, на ноги – чувяки, на голове – платок. Чтобы танцевать лезгинку, нужно быть в первую очередь актёром. Обратите внимание на гордые лица кавказцев во время этих порывистых движений! Кажется, достаточно просто держать взгляд – а ноги сами пустятся в пляс под ритмы традиционной музыки.

Улица Мира

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Улица Мира в ЭТНОМИРе — уникальный проект, сердце этнографического парка. Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома и павильоны, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете.

Выставочный комплекс представит собой 15 павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра. Каждый из павильонов задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: старинной Европы, загадочного Востока и самобытной Азии, жаркой Африки, солнечных Австралии и Океании и, конечно, стран Нового Света – Северной и Латинской Америки. Многое в ЭТНОМИРе уже построено, но в проектах – ещё больше. ЭТНОМИР растёт и развивается, приезжайте гулять и познавать мир вместе с нами!

Лезгинка чей танец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *