Лабковский Михаил о детях

«Кукол дергают за нитки»: кто такие манипуляторы и как жить рядом с ними

Меня часто спрашивают: «А существуют ли манипуляторы на самом деле? Или мы просто придумали название и валим на этих мифических персонажей свои проблемы, неудачи и любые странные, не свойственные нам поступки? Мол, он казался таким милым, попросил меня отдать все деньги, ну я и отдала…»

Так вот, манипуляторы – не выдумка. Они существуют.

Это невротики, которые не ведут себя прямолинейно и открыто, а все время играют, пытаясь достичь каких-то своих целей (ценность которых, кстати, сами сильно преувеличивают). Они ищут обходные пути даже там, где можно пройти прямо.

Они среди нас

Хрестоматийный пример – родитель, который хочет подчинить себе ребенка, сделать его исполнителем. «Как тебе не стыдно!», «У тебя вообще совесть есть?», «И не совестно тебе?» – восклицает он, рождая в ребенке чувство вины. И это чувство становится тем самым рычажком, за который манипулятор впоследствии будет дергать.

Есть такой анекдот. Еврейская бабушка говорит внуку:

– Сема, а давай поспорим, что ты не съешь 25 пельменей? Если не съешь, уберешь свою квартиру.

И Сема начинает есть, но на 24-м пельмене выясняется, что 25-го в тарелке просто нет. Это манипуляция чистой воды: бабушка хотела, чтобы внук убрал-таки квартиру, но прямо сказать об этом не хотела или не могла.

Другая ситуация: мать задается целью накормить ребенка во чтобы то ни стало. Лично мне непонятно, зачем: я еще не видел детей, которые умерли бы от недоедания при полном холодильнике. Но матери кажется, что он должен съесть эту порцию до крошки – и прямо сейчас. А он не ест. И тогда мать включает мультфильм, и пока ребенок, открыв варежку, его смотрит, она в эту «варежку», как в топку, закидывает еду.

Или взять учебу: чтобы ребенок хорошо учился, родители сулят ему подарок. Но от этого он не будет лучше относиться к учебе – он будет лучше относиться к подарку.

Или, к примеру, жена говорит мужу: «Иди, мусор выноси, пропылесось, иначе секса сегодня не будет». А муж ей в ответ: «Не будет секса – не будет денег в тумбочке». Перед нами семья невротиков-манипуляторов, которые пытаются «прогнуть» друг друга, заставить делать по-своему.

А вот это, незабвенное: «Если ты опоздаешь хотя бы на полчаса, в живых ты меня можешь уже не застать! Ты увидишь у нашего подъезда скорую помощь! И похоронный автобус! Одновременно! Так что чтоб был дома ровно в восемь!»

Ну и, наконец, классический пример из литературы: Том Сойер. Тот мало того, что убеждал детей красить забор, так еще и делал так, чтобы они от этого тащились.

Как вы понимаете, этот феномен не нов, но сегодня есть целые направления в бизнесе, когда людей учат специальным техникам манипуляций.

Манипуляция – зло?

Отвечая на вопрос, всегда ли манипуляция – ненормальное, нездоровое поведение, – да, всегда. Психологически здоровые люди решают проблемы открыто и прямолинейно. Они не «чешут левой ногой правое ухо», а открыто говорит о своих намерениях, целях и желаниях.

Но и жертвы манипуляторов ничуть не здоровее: они вполне могли бы прекратить общаться с теми, кто, как им кажется, ими манипулируют, но ведь пропадет такой шикарный повод пострадать и пожаловаться на судьбу. Нет уж, от такого счастья они не откажутся, им это жизненно необходимо.

А значит, ими так и будут манипулировать: и дома, и на работе. Многие, кстати, думают, что манипуляторы как раз и становятся начальниками. Не надо обобщать. Сказать, все руководители – манипуляторы, – все равно что приравнять всех начальников к дуракам. (Что, кстати, мы очень любим, национальная забава у нас такая.) Или считать, что в руководители идут те, кто не умеет и не любит работать. Да, есть и такие, но есть и адекватные, увлеченные своим делом лидеры, которым удается собрать под своим началом коллектив, «озадачить» его, поставить цели – и так далее. В нашей стране таких, правда, немного: слишком распространены блат и кумовство.

А это лечится?

Что делать, чтобы прекратить эту порочную практику? Можно ли это «вылечить»?

Невротиков, которые привыкли манипулировать (как, впрочем, и любых других людей), вылечить можно только в том случае, если они сами этого захотят. В свое время в торговле было такое правило: «Не обманешь – не продашь». И если это – жизненное кредо человека, если он убежден, что все делает правильно, то его лечить не надо. Более того – это бесполезно. Он уверен, что здоров, он получает то, к чему стремится, он нажил денег, «нагнул» партнера, обманул контрагентов – у него все хорошо. И о том, что это «нездоровье» и вообще неплохо бы лечиться, расскажите кому-нибудь другому.

Конечно, без следа для психики самого манипулятора это обычно не проходит. Собственно, они поэтому изначально и выбирают такой путь решения проблем: обман, шантаж. Они переняли такой стиль поведения у родителей – скорее всего, они и сами когда-то были жертвами и сами учились манипулировать, чтобы уйти от прямого столкновения и избежать наказания. Но, так как, повторюсь, у них-то все нормально: есть деньги, карьера в гору идет – вряд ли они захотят «лечиться».

Так что ваша задача, как всегда, – разбираться с самим собой. Присмотритесь к себе, своей семье, своему окружению. Отыщите рядом с собой манипуляторов и больше не попадайтесь на их удочку. Не терпите манипуляции ни от кого и никогда. И, конечно, сами не манипулируйте, старайтесь прямо говорить о том, чего вы хотите, какие у вас задачи и цели. Вот увидите – это сработает.

Ближайшая публичная консультация пройдет 24 октября в Москве. Тема мероприятия «Как не стать заложником страха, победить тревожность и начать жить».

Инна Франк

В вечные диспуты о воспитании детей вносит веское слово и популярный сейчас психолог Михаил Лабковский. Как же сделать детей счастливыми?

Счастливый ребенок вырастит только у счастливого родителя

Никакие методики, чтение умных книг, «мудрое» поведение не поможет родителям вырастить сына или дочь психологически здоровым и счастливым, если сами родители находятся в невротических отношениях. Поэтому прежде всего, следует начать с себя. Посмотрите на себя со стороны: видите ли вы спокойную, довольную жизнью мать (тоже и про отцов)?

Если нет — сядьте и подумайте, что не так лично с вами и с вашими отношениями в семье. Это первично. Общее психологическое состояние всех членов семьи очень хорошо считывается детьми. Если мать испытывает постоянную тревожность, неуверенность, ребенок то же самое начинает испытывать сам.

Жизнерадостный счастливый ребенок может вырасти только у психологически здоровых родителей.

С родителями уже значительно сложнее разбираться. Их неврозы зачастую родом из их детства, юности и многого другого. Но если придерживаться нескольких правил, можно улучшить свою жизнь и соответственно жизнь детей.

Детям не нужны наши жертвы

Например, многие родители часто относятся к детям с изрядной долей жертвенности. Мама пришла уставшая с работы, а сын или дочь просит поиграть с ним. Мама пересиливает себя и соглашается. Этого делать не надо.

Во-первых, малыш видит и чувствует эту натянутость, это не приносит ему того. Во-вторых, мама должна так прямо сказать ему, что она устала и лучше поиграть завтра, когда она будет отдохнувшей. Ребенок это поймет. Здесь вы убиваете двух зайцев — не мучаете себя жертвенностью и прививаете уважение к вам.

Вообще родители не должны посвящать свою жизнь детям. У них должна быть своя собственная жизнь. Ребенок должен в эту жизнь вливаться, а не быть ее смыслом. Это убережет от многих перегибов. Например, от упреков родителей: «Я тебе всю жизнь посвятила. А ты неблагодарный…» И от справедливых ответов: «Я не просил меня рожать»

Руки прочь от детей. Никаких шлепков и оплеух

В вопросе физических наказаний детей психолог Лабковский занимает резко отрицательную позицию и рассказывает, что в Израиле, например, за наказание ребенка родитель расплачивается тем, что ему предписано год жить в другом городе. За повторный случай — тюрьма на 7 лет.

Почти во всех европейских странах телесные наказания в воспитании детей запрещены законодательно. Там вообще это не считается шлепком или оплеухой, а считается уголовным преступлением против несовершеннолетнего.

Любое физическое насилие травмирует психику маленького человека. Те, кто посильнее, сам становится агрессивным после взросления. Те, кто послабее, становятся забитыми, сломленными. У них патологически занижена самооценка, сознание жертвы, они постоянно перед всеми извиняются и чувствуют себя виноватыми во всем. И те и другие во взрослой жизни тянутся к партнерам, склонным к агрессии, у них это заложено на уровне подсознания.

Эта ситуация им знакома и не кажется ужасной. Особенно это заметно у девочек. Не дай Бог, девочку бил отец — во взрослом периоде она интуитивно будет выбирать для жизни агрессивных партнеров.

Поэтому гораздо более важно, чтобы дети ни в коем случае не присутствовали во время конфликтов в семье. Лабковский готов признать, что в случае невозможности сохранения в семье здорового климата, предпочтителен развод.

Ребенок — отдельная личность

Еще один совет от психолога Михаила Лабковского — не давить на детей своими амбициями, надеждами и дать им самостоятельно понять, кто они и чего хотят.

Например, многие родители заставляют детей насильно посещать различные секции и кружки, таким образом занять все имеющееся свободное от школы время. Тогда как у ребенка должно быть в день как минимум два часа «ничегонеделанья». Это время необходимо, во-первых, для отдыха от учебы, а во-вторых, чтобы поразмышлять, подумать, помечтать, дать свободу собственным желаниям.

Нельзя ничего делать помимо воли ребенка. Стремление осуществить на детях свои несостоявшиеся мечты приводят подчас к трагедиям и уж точно к неврозам. Поймите, ребенок — это не ваш придаток, это отдельная личность. И у этой личности могут быть свои особенности и предпочтения.

Гиперопека

Также Лабковский признает, что в стране большая проблема с материнской гиперопекой. Активные матери почти до совершеннолетия не позволяют своим отпрыскам принимать решения и все делают за них. Потому что «он (или она) сделает плохо».

Лабковский настоятельно рекомендует родителям избавиться от этой пагубной привычки. В современной психологии расписаны все нормы поведения, согласно любому детскому возрасту. Например, в пять лет малыш вполне способен самостоятельно одеваться и завязывать шнурки. С 8-9 лет он может пылесосить и мыть посуду. Надо эту возможность ему предоставить. Не с плеткой в руках. Увлечь, заинтересовать.

Родители часто считают, что они лучше знают, что нужно их отпрыску. Запрещают то, что он хочет делать, и заставляют делать то, что ему неинтересно. Вот вам источник невроза. От родителей часто слышится: «Мало ли что ты хочешь», «Есть такое слово — надо».

Если посмотреть на европейские страны, то там никого не удивит, если четырехлетний малыш будет прыгать в луже. У нас же это вызовет окрик: «Перестань!»

Поэтому наши дети растут запуганными, глаз у них не горит. Они постоянно оглядываются и пугаются.

Даже такая мелочь, как покупка одежды, должна дать маленькому человеку возможность быть свободным. Начните хотя бы с этого. Позвольте ему выбрать в магазине то, что нравится, даже если это самая нелепая вещь, которая была в магазине.

Надо просто любить своего ребенка. Любым!

В заключение Лабковский просит всех родителей осознать, что детей любят просто так, без всяких условий. Просто за то, что ребенок у них есть! А все признаки недовольства своим сыном или дочерью — это признаки недовольства собой.

Вот и разбирайтесь сначала со своей головой — так призывает Лабковский.

«И не забывайте мои 6 правил, ведь они относятся и к детям!»

  1. Делать то, что нравится
  2. Не делать то, что не нравится
  3. Говорить о том, что не нравится СРАЗУ
  4. Отвечать только на вопрос
  5. Не отвечать, когда не спрашивают
  6. При выяснении отношений говорить только о себе

Советы родителям популярного психолога Михаила Лабковского – казалось бы, не из области православной психологии и не содержат христианского мировоззрения. Но профессиональный взгляд на проблему, здравый смысл и практическая польза сказанного не оставляют сомнений, и мы решили поделиться его мнением. Согласны ли вы с ним? Пишите, ждём комментариев.

Воспитывать счастливых детей можно, только будучи счастливым, – уверен российский психолог с 30-летним стажем Михаил Лабковский.

М. Лабковский работал школьным психологом в Москве, взаимодействовал с семьями и трудными подростками.

Он написал книгу, проводит консультации, выступает в авторских теле- и радиопередачах.

Закон аналогии

Дети воспитываются по аналогии. То есть когда вы усаживаете напротив себя ребенка и воспроизводите знаменитые строки «Крошка сын к отцу пришел», ребенок в этот момент вообще ничего не воспринимает. Вы теряете время. А когда вы ругаетесь с женой или мужем, выясняете отношения с тещей, с друзьями на даче, в этот момент ребенок воспринимает окружающий мир.

Ваши поступки, действия, общение, семейная обстановка, характер формируют психику вашего ребенка. И будет он счастливым или нет, зависит от того, что вы сделаете со своей головой. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив.

Чтобы ребенок хотел ставить цели и их достигать, ему нужны родители, которые с радостью бегут на работу, счастливо бегут с работы домой, а отдыхают ещё лучше, и все у них хорошо. А когда дома всё уныло, то вы можете сколько угодно ставить цели перед ребенком – это всё пустое.

Ребёнка, как и себя, надо любить просто за то, что он родился и есть. А все эти амбиции, требования, недовольство – признаки недовольства собой, собственных неудовлетворенных амбиций.

Карманные деньги должны быть у ребенка лет с шести. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму «траншей» в зависимость от его успеваемости и поведения.

Когда у вас в семье рождается второй, третий, пятый ребенок, не говорите старшим, что они уже взрослые. Ни поведением, ни словами не давайте им понять, что, мол, «ты уже большой».

Во-первых, он хоть и старший, но по отношению к родителям все равно остается маленьким, и это единственно нормальная позиция. А во-вторых, все эти рассказы про «ты теперь за старшего» дети воспринимают как знак того, что его уже не любят или любят меньше.

Как выстроить доверительные отношения?

Если родители в каждый момент времени знают о ребенке всё: с кем он говорит по телефону, во сколько обедает, когда заканчивает делать уроки (и при этом проверяют эти уроки), им кажется, что ситуация под контролем.

На самом деле чем больше родители контролируют ребенка, тем дальше ситуация от их контроля: он растет, подверженный чужому влиянию, и кто угодно может склонить его куда угодно. Почему? Да потому что у ребенка нет своего мнения: его всегда контролировали.

С того момента, когда он сидит за одним столом с родителями, нужно спрашивать, что он хочет есть, а не наливать ему в тарелку суп, потому что «у нас так принято».

Учитывать его мнение во всем: «Ты это хочешь? Не хочешь? А что об этом думаешь? А как к этому относишься?» Ребенок должен осознавать значимость своего мнения изначально.

Страх заставляет врать и скрывать. Ведь ребенок, который никогда не боялся родителей и последствий своего поведения, так как ему давали возможность оценивать и решать, что он сам об этом думает, врать не будет. У него даже опыта такого нет.

Заметьте: маленькие дети не врут, они начинают это делать с возрастом, потому что вынуждены, опасаясь неприятных последствий.

Как воспитывать сыновей матерям-одиночкам?

Не надо брать на себя роль отца, хотя многие женщины стремятся таким образом компенсировать отсутствие папы за счет якобы мужской жесткости, твердости, мужественности. Тогда ребенок может начать бояться всех женщин.

Если отец не общается с сыном, объясните, что папа его все равно любит. Не стоит отзываться об отце негативно. Иначе у ребенка будет конфликт с собой, потому что он отчасти отождествляет себя с отцом.

Как относиться к учебе ребенка?

Уроки с ребенком делать не надо. Так он вырастет несамостоятельным. Школа существует, чтобы научить ребенка самостоятельности.

Ваш ребенок должен иметь хотя бы пару свободных часов в день. В это время он не ходит ни в какие секции и кружки, не делает уроки. Проводя время наедине с собой, он научится быть нескучным самому себе.

Отличницы все тревожные перфекционистки. На них, как правило, давят. Они мазохистки уже в 5-м классе. Здоровая девочка не может быть отличницей, как и мальчик. За счет тревожности они это из себя вымучивают.

Таланты ребенка не надо развивать. Допустим, нравится девочке танцевать. Ее отдают в секцию танцев. С этих пор она начинает ненавидеть танцы, потому что в секции не танцуют – там разучивают движения.

Если ребенок сам хочет, это не обсуждается, конечно, его надо поддержать. Но если родители видят у него способности и пытаются что-то выжать из этого, я против.

Как правильно наказывать?

Некоторые родители, когда ударят ребенка, выпускают пар. Сдерживать себя не надо. Потом вы взорветесь все равно, будете ненавидеть детей. Но бить недопустимо. Нужно избавиться от первопричины – агрессии.

Нет никакого физического наказания. Есть физическое насилие. И точка.

В разговоре с ребенком говорите не о том, какой он плохой, а о том, что вы чувствуете. Нужно говорить ему не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Ребенок как бы должен оставаться в стороне, обсуждается только действие.

Сломать ребенка можно в любом возрасте, причем делается это элементарно. А потом удивляются, почему ребенок вырос безынициативным и бесхребетным.

Нужно четко разделять ребенка и его поступок. Если ребенок «накосячил», главное в этот момент – не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и что из вашего ребенка вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты неделю не получишь». А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать – вот этого не надо. Ребенок наказан отъёмом гаджетов.

По материалам сайта «Адме»

Фото из открытых источников

Родители и дети: арифметика любви

Поделиться:

Теплые, дружеские отношения с собственными детьми – пожалуй, предел мечтаний любого родителя. Что для этого нужно? Всего-навсего прекратить опекать, делать бесконечные внушения и заниматься нравоучениями.

На практике оказывается, что сказать проще, чем сделать.

Пока ребенок маленький, все идет по плану: благодаря вашим стараниям младенец чист, сыт, красив, выгулян и хорошо набирает вес. Как любая мама, вы, конечно, озабочены вопросами, когда дите сядет, когда встанет, когда пойдет и когда заговорит. Это все, конечно, очень важно, но (и это то самое «но», которое все перечеркивает)! У тревожных мам не получается просто любить, просто радоваться и просто получать удовольствие от того, что ребенок есть. Тревожность, конфликтность, гневливость, чувство обиды, а также нездоровые амбиции превращают счастье материнства в обузу, выяснение отношений и бесконечное решение проблем.

Простой пример. Амбициозные родители чуть ли не с грудного возраста начинают учить ребенка языкам, отдавать в различные секции. Ребенок заорганизован, от него постоянно ждут результатов. Многие родители ломаются на школьной успеваемости: типа, наш самый лучший должен учиться на одни пятерки. Взрослые, неглупые и, я уверен, любящие свое чадо люди не понимают, что обратная сторона перфекционизма – неврозы, высокий уровень тревоги, вплоть до энуреза и заиканий.

А ребенку всего-то и нужно, чтобы его любили, разговаривали, смеялись и были рядом не в качестве сиделки или надзирателя, а в качестве друга. Ребенок все повторяет за вами: он заговорит быстрее, если вы будете разговаривать с ним, быстрее пойдет, если вы станете принимать участие в играх, а не сидеть рядом в качестве молчаливых наблюдателей.

Дальше – больше. Ребенок растет, и родители начинают устраивать показательные проверки знаний, ругая малыша за неправильные ответы и рисуя ему страшные картины будущего. Думаю, что половина населения России точно слышала про незавидную участь дворника…

Постоянные конфликты в семье растут на закваске из родительских комплексов, вылезающих во фразах «Ты как с матерью разговариваешь?! Ты что, отца не уважаешь?» За этим стоят требования уважения, преклонения, а самое главное – беспрекословного подчинения. У детей все эти эксперименты закрепляют одну мысль: тебя любят только за что-то, подарки и похвалы нужно заслужить. Ребенок несет груз ваших неоправданных ожиданий, он чувствует, что не такой, как вы мечтали.

Из-за таких вот родительских надежд и разочарований малыш постоянно находится в состоянии стресса. А теперь подумайте, что же не так. Посмотрите на себя. Если вы хотите, чтобы ребенок начал читать, читайте сами! Только так, только личным примером и никак иначе.

Дальше начинается школа, и вот тут каждый родитель превращается в педагога, даже если сам не в состоянии решить задачу для первого класса. Все, к чему это приводит, – это слезы ребенка, ваши собственные истерики и испорченные отношения. Поймите наконец: знаний у ребенка от ваших экспериментов не прибавится! После ваших экзекуций он будет бояться домашней работы, ваших вопросов о школе и вообще любого неодобрения. И именно тут он начнет врать. Вы, конечно, рано или поздно поймете, что он врет, и дальше по кругу: ругаем, скандалим, угрожаем карьерой дворника…

Еще одна ошибка состоит в следующем: родители часто считают, будто они лучше знают, что нужно их отпрыску. А значит, запрещают то, что он хочет делать, заставляют делать то, что ему категорически не интересно. Вот вам источник невроза. Потом лечим неврозы и делимся с подружками своим недоумением, как такое могло произойти.

Семья не живет, а постоянно решает проблемы: выбирает школу, убивается, чтобы ребенок сдал ЕГЭ. А ребенку в это время плохо – кризис, пубертат, он страдает от одиночества и непонимания. И последнее, что ему в такой ситуации интересно, – этот ваш ненавистный ЕГЭ.

Хотите «сломать систему» – учитесь любить детей просто так, без всяких условий. Просто за то, что они у вас есть. Ваш ребенок – не вы. Он другой. Он – другая планета, если хотите, другое сознание – и это прекрасно. Любите его, помогайте ему стать личностью.

«Но я же хочу, как лучше…» – скажете вы. А вы спросите себя, ведут ли ваши действия к тому, чтобы ребенок был счастлив. Действительно ли знание трех языков, исполнительность и послушание сделают его счастливым? А самое главное – может ли вообще быть счастлив ребенок, когда не счастливы родители? Думайте….

И приходите на публичную консультацию в Санкт-Петербурге 23 августа и 30 августа в Москве. Поговорим обо всем этом и, конечно же, о том, что волнует вас лично. Устные вопросы и записки лучше готовить заранее. Приводите с собой детей от 12 лет – поверьте, им есть что сказать.

Михаил Лабковский: 19 советов по воспитанию счастливого ребенка

Михаил Лабковский не детский психолог, он работает с взрослыми людьми, но дает мамам и папам ценные советы по поводу воспитания детей. К рекомендациям этого специалиста стоит прислушаться особенно тем родителям, которые стремятся выстроить с детьми гармоничные отношения.

Воспитание детей — тема, которая волнует многих из нас. Как вырастить дочь или сына счастливым человеком?Предлагаем вам изучить несколько полезных рекомендаций известного психолога. Они помогут вам понять, как воспитать счастливого ребенка.

Рекомендации психолога: как вырастить счастливых детей

1. Советы ведущих психологов касательно отношений в семье будут действительно полезны только в том случае, если родители, получающие эти советы, психологически благополучны.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

2. Если родители несчастливы, они не смогут выстроить счастливых детей. И наоборот, если родители пребывают в гармонии с самими собой, то специально делать что-либо для того, чтобы воспитать счастливого ребенка не придется.

3. Если взрослые не любят в первую очередь себя, то им не удастся воспитать детей, которые будут знать себе цену, даже если родители будут очень стараться.

4. При необходимости переписывайте детский сценарий. Многие утверждают, что большинство психологических проблем родом из детства, но необходимо понять, что родителей, как и любых других людей, невозможно изменить. Они воспитали вас так, как смогли. И если вы хотите что-либо изменить в своей жизни, начинайте самостоятельно менять свой детский сценарий.

5. Некоторые относят себя к интровертам, но на самом деле люди были такими не всегда, просто когда в детстве они хотели поделиться своими проблемами с взрослыми, их никто не слушал («мне некогда», «не морочь мне голову», «отстань от меня» – вам знакомы эти фразы?). Отсюда и берется привычка любые проблемы переживать в себе и уверенность в том, что эти проблемы абсолютно никому не нужны.

6. Чтобы ребенок вырос психологически здоровым человеком и не страдал никогда от неврозов, в детстве ему необходимо обеспечить чувство безопасности. Это основное условие.

7. В первую очередь дети должны получать от родителей комфорт, стабильность и доверие. Если же взрослые будут постоянно унижать и критиковать, то у ребенка никогда не будет доверия к другим людям и к жизни в целом. Наверняка вам не раз встречался человек, который говорил, что ненавидит людей, зато с любовью относился к животным. Неудивительно, если окажется, что у этого человека в детстве были проблемы с родителями, к примеру, отец с матерью разошлись, и кто-то из родителей стал относиться к нему холодно.

8. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок получил психотравму, не ведите себя агрессивно, не делайте так, чтобы он вас боялся. Будьте предсказуемыми, сделайте все для того, чтобы ребенок вам доверял, чтобы он всегда мог поделиться с вами чем-то сокровенным. Когда дочь или сын хочет вам сказать что-то, не пренебрегайте этим, внимательно слушайте (давать советы не нужно).

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

9. Если сравнивать невротическую, но полную семью и семью, в которой отсутствуют отец, то второе будет предпочтительней.

10. Многие родители сюсюкают своих детей до определенного возраста, а когда они вырастают, то взрослые вдруг начинают от них что-либо требовать. Не перегибайте палку. Хотеть, чтобы ребенок носил вашу фамилию – нормально, но хотеть, чтобы он занимался пением, потому что у вас это не получилось в детстве – это перебор.

11. Если мать находится в декрете и при этом чувствует себя заложницей обстоятельств, если она настолько ответственная, что посвящает ребенку максимум времени, а еще хуже, если она посвящает дочери либо сыну всю свою жизнь – от этого легче никому не станет, особенно ребенку.

12. Не путайте заботу с воспитанием. Следить за тем, чтобы ребенок был чист и не голоден – это забота. К огромному сожалению, многие родители уверены, что этого вполне достаточно. При этом большинство взрослых даже не знают, как правильно общаться с детьми, а потом дети идут в школу, и поговорить с родителями о чем-либо, кроме уроков и оценок они просто не могут.

13. Дети всегда все очень тонко чувствуют. Они понимают, когда с ними играют из чувства вины. Например, если мать возвращается вечером после работы уставшая, а дети требуют ее внимания, то ее начинает мучить совесть. С одной стороны детям нужно уделить время, а с другой стороны кто будет их кормить, если она уйдет с работы? А хочет женщина только одного – лечь и умереть от усталости. В этом случае и матери и детям тяжело. Выход – найти помощников или рассказать детям, что вы нуждаетесь в их поддержке. Если вы очень сильно устали, просто обнимите детей и ложитесь спать, пообщаетесь завтра. Лучше такой исход событий, чем истерика «на мне и так все держится, отстаньте от меня, вы ничего не понимаете».

14. Если вы будете заглаживать чувство вины путем покупки игрушек, дети это тоже поймут. Такое поведение с вашей стороны непременно отразится не только на психике ваших детей, но даже и на их физиологии.

15. Здоровой является ситуация, когда мать спешит домой с работы и думает о том, как ей хочется обнять своих детей, как она соскучилась по ним. И моменты, когда мать искренне обнимает дочь либо сына, разговаривает с ними по душам, по-настоящему ценные. Они полезны и для детей и для взрослых.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

16. Родителям стоит запомнить, что когда в семье появляется второй и последующий ребенок, то старшим не стоит говорить (и вообще намекать), что они уже взрослые и самостоятельные. Такие разговоры старшие дети воспринимают как знак, «мы уже любим тебя меньше». Эти разговоры крайне неприятны и болезненны для детей и могут отразиться на их дальнейшей жизни.

17. Ребенка нужно любить за то, что он просто есть, как и себя. А если вы недовольны своими детьми, значит, у вас есть причина быть недовольными собой, значит, у вас есть неудовлетворенные амбиции и простите, несостоятельность.

18. Если вы злитесь на ребенка, то не задевайте его личность. Говорите о собственных чувствах. Вместо того чтобы сказать ребенку, что он плохой, скажите о том, что считаете плохим его поступок.

19. Дети должны чувствовать, что родители добрые, сильные, что они всегда защитят и если в чем-то отказывают, то действуют в интересах детей, потому что очень любят их.опубликовано econet.ru.

Лабковский Михаил о детях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *