Кто занимается раскопками профессия

Сохранившихся до нашего времени задокументированных хроник недостаточно для получения четкого представления о событиях, быте, культуре прошлого. Археолог – это ученый-историк, призванный заполнить существующие пробелы с помощью проведения раскопок. Для работы по этому направлению рекомендуется обладать крепким здоровьем, обширными знаниями в ряде обязательных дисциплин, специфическими личными качествами. На практике археология не так проста и романтична, как кажется многим. Но это нужная, полезная, интересная профессия, которая позволяет получать массу важной информации о прошлом человечества.

Содержание

Кто такой археолог

Люди, выбравшие профессию археолога, занимаются поиском, изучением, восстановлением и документированием артефактов. Это собирательное название вещественных источников исторических знаний, созданных или обработанных человеком. В этот внушительный перечень входят предметы быта, постройки, оружие, инструменты, деньги и даже кости. В отдельную группу относят письменные источники – изделия с надписями на поверхности.

Виды археологии, их особенности:

  • полевая – раскопка остатков человеческих поселений и исследование следов их пребывания на суше;
  • подводная – изучение останков кораблей, ушедших под воду городов, подъем затонувших артефактов;
  • экспериментальная – восстановление разрушенных или очень старых вещей, важных для истории, путем реконструирования с использованием инновационных технических приемов.

Редко можно найти археолога общего профиля. Обычно представители профессии имеют узкую специализацию с упором на конкретный временной отрезок, регион, исторический период или даже определенную страну, народность.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

  • чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
  • управляться с фото-аппаратурой;
  • владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
  • обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

Функции археолога не ограничиваются расчисткой участка земли, в котором возможно наличие важных для истории предметов. Все начинается с поиска подходящей области по историческим источникам, что подразумевает длительную кропотливую работу с бумагами.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых. На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов.

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Зарплата археолога в России

Доходы ученых зависят от места их работы, наличия ученой степени, вида деятельности, степени активности. В среднем оклад кандидата наук составляет 30-40 тыс. рублей. Обладатель ученой степени может рассчитывать на 50-60 тыс. рублей. Зарплата археолога может существенно прибавиться, если он имеет вес в научном обществе, занимается написанием статей или выпуском книг. Профессионалов с известным именем в своей области нередко приглашают читать лекции, выполнять функции консультанта на съемках фильмов, выступать цензором учебной или научно-популярной литературы. За границей археолог нередко получает на порядок больше, но в других странах хватает своих специалистов, поэтому найти где-либо место удается единицам.

Преимущества профессии археолога

Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.

Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.

Недостатки профессии археолога

Сегодня археология России не находится в упадническом состоянии, как полвека назад, но все еще не считается передовой областью в науке. Исторические факультеты выпускают тысячи молодых специалистов, которые часто испытывают сложности с трудоустройством. Зарплата неопытных кадров изначально может быть настолько мала, что не удовлетворяет базовых потребностей. Чтобы проявить себя в направлении начинающим археологам приходится тратить массу времени – после 4 лет бакалавриата, 2 лет магистратуры и 3 лет аспирантуры требуется набрать минимум 5-летний стаж. Только после этого целесообразно приступать к написанию статей или книг, пытаться устроиться в международную группу.

Некоторые археологи указывают на сложности сочетания профессии с личной жизнью. Это особенно актуально для женщин, мечтающих завести детей. Правда, есть варианты работы без частых командировок. Не каждый раз раскопки становятся удачными, что способно подорвать моральный настрой. Условия в поездках часто не слишком комфортные, справиться с которыми многим современным людям не удается. Сделать яркую карьеру в археологии с вытекающим из этого финансовым благополучием удается лишь единицам.

Профессия археолога – это не 100-процентный шанс заработать денег и добиться славы. Представители направления считают его призванием для тех, кто влюблен в науку, жаждет романтики, не боится тяжелого труда и возможных разочарований.

Археолог

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.80 Подробности Обновлено: 28.12.2019 12:55 Сергей Краковский Поделитесь в сети:

Археологом является историк, который занимается исследованием быта и культуры древних народов при помощи найденных во время проведения раскопок артефактов.

История профессии

Профессия археолог уходит своими истоками еще во времена Древнего Рима. Подтверждением тому служили многочисленные артефакты, что были обнаружены в процессе проведения раскопок в тот период. В эпоху Возрождения специально обученные люди активно занимались поиском скульптур времен античности.

Археология как отдельная наука возникла лишь в ХХ веке. На сегодняшний день она включает в себя разделы, исследующие культуру разных периодов.

Особенности профессии

Археолог — это человек, деятельность которого напрямую связана с поиском конкретных фактов, чтобы в результате он мог правильно определить исторический период находки.

В зависимости от способов поиска артефактов, существуют такие виды археологии:

  • Полевая — находки ищут путем проведения раскопок на суше.
  • Подводная — все работы ведутся под водой.
  • Экспериментальная – включает в себя работы по восстановлению древних находок.

Работа археологом комбинирует интеллектуальный труд с выносливостью и неимоверным терпением. Вместе с тем, для человека, который не представляет свою дальнейшую жизнь без археологии, найденные артефакты служат источником непередаваемых эмоций. Таким образом, он делает неоценимый вклад в культуру.

Благодаря конкретным фактам, археологи подтверждают и опровергают некоторые теории относительно места проживания и особенностей быта древних народов.

Обязанности

Ключевым заданием археолога является наиболее точное воссоздание картины давно минувших лет с помощью отысканных находок. В дальнейшем артефакты отправляют в лабораторию с целью дальнейшей классификации и восстановления, если вещь повреждена.

После того, как находки извлекают из воды либо земных недр, следует тут же составить их детальное описание и внести в перечень. Эти данные потребуются на этапе дальнейших исследований. Дополнительно, артефакт фотографируют во всех ракурсах и делают его детальную зарисовку.

Зачастую ученым приходится непосредственно в полевых условиях выполнять процедуру первичной реставрации найденных вещей, ведь солнечные лучи и свежий воздух оказывают неблагоприятное воздействие на структуру украшений, веками пролежавшими под слоем земли. Если находку своевременно не укрепить — она окончательно разрушится еще до того, как будет доставлена в лабораторию.

На этапе воссоздания ранее неизведанной технологии, специалист руководствуется данными раскопок, проводит исследования и делает соответствующие выводы. По этой причине зачастую потребуются знания в области инженерии.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать археолог:

  • аналитический склад ума;
  • интерес к событиям прошлых веков;
  • физическая выносливость;
  • хорошее зрение;
  • отсутствие аллергии на органические материалы;
  • стрессоустойчивость;
  • скрупулезность;
  • ответственный подход к работе;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • целеустремленность;
  • готовность к частым экспедициям;
  • коммуникабельность.

Навыки и знания

Археолог — это представитель науки, поэтому его труд помимо физической подготовки потребует и знаний той области науки, для которой он ищет артефакты. Не обойтись и без познаний в следующих областях: научной реставрации, палеогеографии, антропологии, геральдике, нумизматике, текстологии, этнографии и пр. Также уместно обучиться дайвингу и скалолазанию.

Перспективы и карьера

Профессия Археолог предусматривает возможность трудиться в НИИ либо стать преподавателем в одном из вузов. Дополнительно, можно посвятить себя занятию научной деятельностью, делая открытия и успешно защищая работы, чтобы получить очередное ученое звание.

Археологи востребованные и в музеях. Там они отвечают за сохранность многовековых артефактов, занимаются организацией выставок и подготовкой к экскурсиям.

Обучение

Работа археологом предусматривает наличие высшего образования. Это дает право не только руководить процессом раскопок, но и вести археологический надзор. В таком случае необходимо поступать в ВУЗ на историческую специальность.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог – это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология – прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:

Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная – поиск под водой;

Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию

Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек». (Н.В. Полосьмак – доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого, находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно». (С.В. Белецкий – доктор исторических наук. Основной круг научных интересов – археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег. Не важно, где проходят раскопки – под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа. А при работе в горах или под водой – навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Оплата труда

Стать археологом можно, окончив исторический факультет (со специализацией на кафедре археологии).

Курсы

МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционно, без отрыва от работы) На этом курсе можно получить профессию археолога за 3 месяца и 10 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ История для учащихся 9 классов и лиц, имеющих основное общее образование (Московский гуманитарный университет, МосГУ) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова История (Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) Московский городской педагогический университет История (Институт гуманитарных наук и управления) Российский государственный социальный университет История (Гуманитарный факультет РГСУ) Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Современная историческая наука в преподавании истории в школе (Институт образования НИУ ВШЭ)

лента

«Археология — наука, где каждый своими знаниями способствует достижению общей цели, приближая долгожданное открытие. Успех раскопок зависит от профессионального мастерства всей команды, это результат совместного труда» — Марк Леви. Первый день.

И правда, команда археологов состоит из множества разных людей, которые принимают активное участие в раскопках и последующем изучении находок. В изучении быта и культуры древних людей задействованы специалисты по каменным артефактам, глиняным и металлическим изделиям, по костным и растительным остаткам. Привлекаются к работе и специалисты по анализу почв, геологи и учёные, которые различными научными методами датируют находки.

Требуется в раскопках и помощь специалистов, занимающихся созданием математических и статистических программ, используемых для обработки данных. Обязательно в рабочую команду археологов входят фотографы и художники, которые фиксируют информацию с помощью фотографий и зарисовок. Список людей, принимающих участие в раскопках можно продолжать до бесконечности, мы привели лишь некоторую часть.

Со специалистами принимающими участие в раскопках разобрались. Узнаем, как же проходит сам процесс раскопок и почему большая часть археологических памятников находится под землёй. Для раскрытия темы начнём, пожалуй, с понятия стратиграфия и тем самым ответим на поставленный вопрос.

Так почему же большая часть археологических памятников находится под землёй? Ответ на вопрос находится на поверхности и объясняется несколькими причинами. Представьте, древнее поселение, в котором когда-то жили люди и которые по каким-то причинам покинули его. Что произойдёт с поселением? По прошествии какого-то времени опустевшие поселения зарастают травой, бурьяном и покрываются землёй. Заброшенные строения обрушиваются и также покрываются почвой и растениями.

Поселения могут быть погребены в результате различных природных катастроф, например, землетрясений или извержений вулканов. Остатки поселений могут быть покрыты песком, принесённым ветрами или наносными отложениями, осевшими при затоплении. Спустя тысячелетия поселение может оказаться погребённым ещё глубже под многими слоями песка, почвы и новых построенных позже сооружений.

Время идёт, один слой накладывается на другой и получается серия последовательных пластов, которая называется стратиграфия памятника. Стратиграфия помогает археологам правильно относить обнаруженные археологические находки к тому или иному слою и периоду времени. Стратиграфия занимает важное место в археологических раскопках. Особенно важно понимать её при раскопках памятников, которые заселялись многократно различными сообществами людей.

Важно понимать стратиграфию ещё и потому, что под воздействием перемещения земной коры и под влиянием других различных факторов, стратиграфические слои и артефакты в них могут перемешиваться. Например, норы животных и выгребные ямы, сделанные в одном слое, могут переходить через другой слой.

Как видим, археологам предстоит проделать огромную работу, прежде чем человечество узнает о жизнедеятельности древних людей. С понятием стратиграфия и почему большая часть археологических памятников находится под землёй разобрались. Осталось узнать как проходит процесс раскопок на объекте.

В раскопках археологических памятников используют два способа — горизонтальный и вертикальный. Первый способ используется в тех случаях, когда необходимо увидеть общий план деревни или поселения. Данный метод раскопок хорош и для тех участков, на которых люди заселялись лишь однажды или дважды. Например, палеолитические охотничьи стоянки.

При горизонтальном способе напластования раскапываются сразу, что даёт возможность выяснить, что происходило в определённый период времени. Горизонтальное раскапывание показывает временной срез, показывающий учёным связь между артефактами, экофактами и характерными особенностями данного памятника.

Второй способ — вертикальный — используется в тех местах, где люди жили на протяжении сотен и тысяч лет. В таких местах слои обитания накладывались один на другой. Примером таких археологических памятников служит Ближний Восток, который усеян огромными жилыми холмами, известными под названием — телль.

Телль, тель, тепе или депе — холм высотой до 30-40 метров образовавшийся на месте разрушенных древних городов

С течением времени жилые холмы лишь увеличиваются в размерах по мере того, как люди строят новые дома, сооружения и целые города поверх остатков прежних, разрушенных. В таких раскопках археологи производят раскопы сверху вниз, выкапывая глубокие траншеи или котлованы в нескольких местах. Данный метод помогает получить полную картину деятельности древних жителей на протяжении долгого периода времени.

В местах, где необходимо сделать более глубокий раскоп, копать вертикальные котлованы от вершины до дна становится опасно. Стенки котлована могут обрушится и захоронить под собой не только археологический памятник, но и археологов. В таких случаях стенки котлована расширяются в верхней части, что даёт возможность продолжить раскопки вглубь, образуя ряд ступеней. Получаются своеобразные раскопки ступенчатой траншеей.

Нередко бывают случаи, когда археологи используют на одном памятнике оба метода раскопок — вертикальный и горизонтальный. Но крайне редко встречаются памятники, которые раскапываются полностью из-за слишком больших ресурсных затрат. Да и к тому же необходимо оставить что-нибудь для будущих раскопок, когда возможности техники значительно возрастут или когда перед археологами будут стоять другие задачи.

Перед началом раскопок определяется исходная точка, отметка или объект, который используется в качестве начала координат. Обычно площадь раскопок делится на квадраты размером метр на метр. При необходимости полученная сетка может быть разбита ещё на более мелкие квадраты. Каждый большой квадрат обозначается числом или буквой. Составляется, чертится, план поверхности раскапываемого участка. Данная схема позволяет археологам наносить на карту точное местоположение каждой находки.

Составив план-схему участка приступают к раскопкам. Сперва удаляется верхний слой почвы или балласт — самый верхний и недавний слой, лежащий поверх участка. Если верхний слой глубокий, то копают машинами. Если же археологический или культурный слой располагается близко, то копают совковыми лопатами.

Когда археологический слой открыт, археологи аккуратно и очень осторожно счищают почву лопатками или совками и извлекают хрупкие предметы с помощью зубоврачебных зондов или похожими инструментами. Почву сметают на маленький совок для мусора и помещают в ведро. В дальнейшем песок просеивается или промывается сквозь сито, что помогает обнаружить более мелкие остатки, пропущенные при раскопках. Время от времени археолог останавливает раскопки и зарисовывает план своего квадрата и записывает всё, что было обнаружено.

Ошибочно думать и полагать, что археологи занимаются только раскопками «в полях». Помимо перечисленного им предстоит проделать ещё много работы — зарегистрировать находки, обработать их и составить отчёт о проделанной работе, но об этом расскажем в другой раз.

Археология

У этого термина существуют и другие значения, см. Археология (значения). Археологические раскопки на территории кремля в Угличе

Археолог — или влюблённый,

или поэт из «Записных книжек» А. Блока

Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος «древний» + λόγος «слово, учение») — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Археологию можно считать как социальной наукой, так и отраслью гуманитарных наук. В Европе её часто рассматривают как самостоятельную дисциплину или как область других дисциплин, в то время как в Северной Америке археология является областью антропологии.

Описание

Археологи изучают историю человечества, начиная с разработки первых каменных орудий в Ломекви в Восточной Африке 3,3 миллиона лет назад и до последних десятилетий. Археология отличается от палеонтологии, которая изучает ископаемые останки. Она особенно важна для изучения доисторических обществ, для которых не может быть письменных документов для изучения. История первобытного общества включает в себя более 99 % человеческого прошлого, от палеолита до появления грамотности в обществах по всему миру. Археология имеет различные цели, которые варьируются от понимания истории культуры до восстановления прошлого пути к документированию и объяснению изменений в человеческом обществе во времени.

Основной принцип археологии — любая деятельность человека оставляет следы.

Дисциплина включает в себя съемки, раскопки и в конечном итоге анализ собранных данных, чтобы узнать больше о прошлом. В широком смысле, археология опирается на междисциплинарные исследования. Она основывается на антропологии, истории, этнологии, географии, геологии, лингвистики, семиотики, социологии, текстологии, физике, информатике, химии, статистике, палеоэкология, палеографии, палеонтология, палеозоологии и палеоботаники и др.

Археология развивалась из антиквариализма в Европе в течение XIX века, и с тех пор стала дисциплиной, практикуемой во всем мире. Археология использовалась национальными государствами для создания особых представлений о прошлом. С момента своего раннего развития, были разработаны различные специфические дисциплины археологии, в том числе морская археология, феминистская археология и археоастрономия, и было разработано множество различных научных методов для помощи в археологических исследованиях. Тем не менее, сегодня археологи сталкиваются со многими проблемами, такими как работа с псевдоархеологией, разграбление артефактов, отсутствие общественного интереса и противодействие раскопкам человеческих останков.

Значение

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

История археологии

Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Древней Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология.

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этапы развития археологии в России

  • XVIII в. — начало XIX в. — Зарождение, начальный этап, начинают проводиться раскопки многих памятников.
  • Середина XIX в. — середина 30-х годов XX в. — Характеризуется развитием Археологии как науки, созданием археологических обществ, музеев. Формированием русской археологии, сложением её основных направлений.
  • Середина 30-х — конец 60-х гг. XX в. —частью историографов считается периодом т. н. «лысенковщины» в науке, якобы попыткой советского руководства утвердить коммунистические взгляды в археологии. На практике же именно в этот период начинается становление региональных центров археологических исследований, осуществляются массовые крупномасштабные работы по большей части территории СССР. Монографические исследования 1950-60-х годов в своем роде подвели итог рассматриваемого периода, став классическими исследованиями в большинстве направлений археологии и зачастую первыми опытами крупных обобщений с теоретическими выводами по самым различным периодам, культурным общностям и регионам.
  • Конец 60-х годов — настоящее время — Характеризуется децентрализацией науки (распространением изучения археологии на регионы, раньше её изучали в т. н. Академических центрах, МГУ, СПбГУ, КГУ и некоторых других). Возникают кафедры в университетах Поволжья, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке.

Наиболее яркие события в истории археологии

  • 1722 Приглашённый в образующуюся Российскую Академию Наук немецкий учёный Даниил Готлиб Мессершмидт произвёл первые научные археологические раскопки на острове Тагарский в Минусинской котловине (Красноярский край)
  • 1748 Раскопки древнего города Помпеи
  • 1799 Находка Розеттского камня французскими солдатами во время наполеоновского похода в Египет
  • 1802 Расшифровка древнеперсидской клинописи
  • 1820 Греческий крестьянин обнаруживает Венеру Милосскую в поле
  • 1824 Расшифровка египетских иероглифов
  • 1836 Куратор Национального музея в Копенгагене К. Томсен выступил с концепцией «системы трёх веков» (каменного, бронзового и железного), впоследствии популяризованной его учеником И. Я. Ворсо, в её развитом с тех пор виде принятая и поныне
  • 1849 Открытие библиотеки Ашшурбанипала
  • 1856 Находка черепа неандертальца вблизи Дюссельдорфа
  • 1861 французский путешественник Анри Муо обнаружил гигантский храмовой комплекс Ангкор-Ват в джунглях Камбоджи.
  • 1871 Генрих Шлиман проводит раскопки Трои
  • 1876 Генрих Шлиман исследует Микены
  • 1879 Открытие пещерных рисунков в пещере Альтамира
  • 1900 Открытие на Крите минойской цивилизации сэром Артуром Эвансом.
  • 1906 Открытие Богазкёйского архива
  • 1911 Находка Мачу Пикчу, города древних инков
  • 1922 Говард Картер находит гробницу Тутанхамона
  • 1947 Открытие кумранских свитков
  • 1951 Первая находка сохранившейся берестяной грамоты
  • 1991 Находка почти полностью сохранившегося тела древнего человека в леднике в Австрии
  • 1993 Находка мумии принцессы Укока на одноименном плоскогорье на Алтае, Россия

Работа археологов

Археологические раскопки в Gran Dolina (Атапуэрка, Испания)

Археологи изучают своими методами археологические источники, анализируют их и пополняют фактами и предположениями общеисторический научный багаж. Археологические исследования включают в себя как кабинетную или теоретическую часть (работа с документами и артефактами), так и полевую археологию, то есть практические исследования, к которым относится также и подводная археология.

Одним из видов раскопок являются так называемые охранные раскопки, которые в соответствии с требованиями законодательства проводят перед строительством зданий и сооружений, так как в противном случае возможно находящиеся на месте строительства археологические памятники будут утеряны безвозвратно.

Существует также экспериментальная археология, которая заключается в воссоздании древних технических приёмов, реконструировании орудий труда, предметов быта, оружия и изучение их производительности и других параметров. Иногда воссоздаётся даже картина всего образа жизни того или иного древнего общества.

Сам по себе каждый найденный объект невозможно рассматривать вне контекста, в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.

Чтобы установить время создания или использования предмета используют стратиграфический метод (учитывают, в каком слое он лежал, каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и другие методы.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах.

История термина «археология»

Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций — эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой ещё тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена.

— Цитата немецкого историка Э. Церен.

Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений (Ῥωμαϊκὴ Ἀρχαιολογία). В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия, написавшего историю евреев под заглавием Ἰουδαϊκὴ Ἀρχαιολογία. Оба сочинения ничем не отличаются от обыкновенных исторических повествований того времени и никакого археологического материала в себе не заключают.

Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином своё сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определённое значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Самые древние находки

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (27 февраля 2015)

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В Евразии

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников — Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоёв, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник — Кальдара в Южном Таджикистане, исследованный В. А. Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник — Азохская пещера в Нагорном Карабахе (Арцах), в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 её слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: У. Исламовым исследована стоянка в пещере Сельункур около Оша и нижнии слои стоянки у г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Примечания

  1. Археология // БРЭ. Т.2. М., 2005.
  2. 1 2 Арциховский А. В. Археология — статья из Большой советской энциклопедии.
  3. 1 2 Renfrew, C. & Bahn, P.G. (1991), Archaeology: Theories, Methods, and Practice, London: Thames and Hudson Ltd., ISBN 978-0-500-27867-3, OCLC 185808200, <https://archive.org/details/archaeologytheor00renf_0>
  4. Sinclair A (2016), «The Intellectual Base of Archaeological Research 2004–2013: a visualisation and analysis of its disciplinary links, networks of authors and conceptual language», Internet Archaeology (no. 42), DOI 10.11141/ia.42.8
  5. Haviland, William A.; Prins, Harald E.L.; McBride, Bunny & Walrath, Dana (2010), Cultural Anthropology: The Human Challenge (13th ed.), Cengage Learning, ISBN 978-0-495-81082-7
  6. Roche, Hélène; Kent, Dennis V.; Kirwa, Christopher; Lokorodi, Sammy; Wright, James D.; Mortlock, Richard A.; Leakey, Louise; Brugal, Jean-Philip; Daver, Guillaume. 3.3-million-year-old stone tools from Lomekwi 3, West Turkana, Kenya (англ.) // Nature : journal. — 2015. — May (vol. 521, no. 7552). — P. 310—315. — ISSN 1476-4687. — DOI:10.1038/nature14464.
  7. What Is Archaeology? | Archaeology Definition, <https://www.livescience.com/44448-what-is-archaeology.html>. Проверено 25 августа 2017.
  8. Василий Новиков. Древних цивилизаций не было? на YouTube, начиная с 3:30 : лекция — Научно-просветительский Форум «Ученые против мифов-11» — Москва: 2019. — 19 октября
  9. Christina Bueno, The Pursuit of Ruins: Archeology, History, and the Making of Modern Mexico. Albuquerque: University of New Mexico Press 2016.
  10. Markin, Pablo (10 April 2017), A Special Issue of Open Archaeology on Non-Professional Metal-Detecting, <http://openscience.com/a-special-issue-of-open-archaeology-on-non-professional-metal-detecting/>. Проверено 11 апреля 2017.
  11. Мартынов А. И. Археология. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 8
  12. Мартынов А. И. Археология. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 9
  13. Мартынов А. И. Археология. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 7—10.
  14. Аскаров А. А., Буряков Ю. Ф., Квиркелия О. Р., Радилиловский В. В. Теоретические и методологические проблемы исследования в археологии. — Ташкент: Фан, 1988.
  15. В. С. Бочкарёв, 2009
  16. Отдел охранных раскопок
  17. Археология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Авдусин Д. А. Археология СССР. — М., 1967.
  • Авдусин Д. А. Археологические разведки и раскопки. — М., 1959.
  • Авдусин Д. А. Полевая археология СССР . — М., 1980.
  • Археология: Учебник / под ред. В. Л. Янина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 608 с.
  • Блаватский В. Д. Античная полевая археология. — М., 1967.
  • Брей У., Трамп Д. Археологический словарь: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с., ил. — ISBN 5-01-002105-6.
  • Карышковский П. О., Клейман И. Б. Древний город Тира: Историко-археологический очерк. — Киев: Наукова думка, 1985. — 160 с.
  • Карышковский П. О. Монеты Ольвии. Киев, 1988. ISBN 5-12-000104-1.
  • Коробейников А. В. Имитационное моделирование по данным археологии. — Ижевск: Изд-во НОУ Камский ин-т гуманит. и инженер. технологий, 2006.
  • Лебедев Г. С. История отечественной археологии: 1700—1917 гг. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. — 464 с.
  • Мартынов А. И. Археология . — М.: Высш. шк., 2005. — 447 с.: ил. ISBN 5-06-005131-5
  • Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования: Учеб. пособие для студентов вузов .— М.: Высш. шк., 1989.— 223 с. ISBN 5-06-000016-8
  • Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. — М., 1966.
  • Фаган Б. М., ДеКорс К. Р. Археология. В начале . — Москва: Техносфера, 2007. ISBN 978-5-94836-119-2, 0-13-032906-1
  • Петр I. Распоряжение Петра I о вознаграждении за археологические находки. 1818 г./ Сообщ. П. И. Баранов// Русская старина. — 1872. — Т. 6. — № 10. — С. 474.
  • Археология : Учебник / Под ред. академика РАН В. Л. Янина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 608 с.

Ссылки

  • Археология в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

BNE: XX525128 · BNF: 13318444z · GND: 4002827-6 · LCCN: sh85006507 · NDL: 00566298 · NKC: ph118578

Поселения

Погребения

Погребальные сооружения

Памятники наскального искусства

Памятники хозяйственной деятельности

Пещерные памятники

Архитектурно-археологические памятники

  • Кремлёвские комплексы
  • Цитадели
  • За́мки
  • Фортификационные сооружения
  • Архитектурно-религиозные комплексы: Церковь
  • Мечеть
  • Костёл
  • Синагога
  • Медресе

Каменные изваяния

Клады (бытовые, археологические)

  • Клад

Эпиграфические памятники

Памятники подводной археологии

  • Прибрежные поселения прошлого
  • Наскальные рисунки
  • Затонувшие корабли
  • Памятники в зоне искусственного затопления

Как принять участие в археологических раскопках, если ты не археолог?

Maria Grigorieva 1062 3 года назад Проект «Отдых в России»

Максим, действительно есть волонтерские археологические программы, я сама участвовала в такой. Есть, так сказать, организованные программы, проводимые волонтерскими службами, фондами различными. Они «заточены» на то, что к ним приезжают волонтеры. Раскопки настоящие, но на их основе проводятся волонтерские лагеря в 1-4 недель. Есть такие проекты в России и других странах (я была в Словакии). Волонтером может стать кто угодно, если условиями не предусмотрено каких-то критериев, кроме знания иностранного языка, если вы отправляетесь в международный лагерь. Если вы хотите попробовать себя в археологических изысканиях, но ни опыта, ни профильного образования нет, то это хороший вариант.

Обычно волонтеры занимаются самой простой работой: копают (в прямом смысле), расчищают площадку, зачищают слои, извлекают артефакты, моют их. Если кто-то умеет рисовать, могут поручить делать зарисовки. Если кто-то — специалист по истории/археологии, могут поручить делать описания. Все проходит под руководством профессионального археолога, начальника экспедиции. Вот фотки с раскопок, на которых я волонтерила:

Стоит иметь в виду, что, как это часто бывает, участие в проекте будет платным. Для вас. То есть вы не только ничего не заработаете (хотя такое тоже можно), но и сами заплатите, чтобы вас взяли. Где-то это будет взнос за участие в программе, где-то — расходы на еду и проживание, а где-то организаторы взимают ежедневный сбор, призванный покрыть затраты на питание.

Много археологических экспедиций проводится в Крыму. Здесь как раз программы от государственных учреждений — «Археология», РАН, РГО. Сейчас самая масштабная экспедиция от РГО — «Кызыл-Курагино» в Тыве.

За границей тоже проводятся программы, но, как правило, их организаторами являются волонтерские службы. Обычно программы стоят несколько сотен долларов, плюс за ваш счет — билеты и расходы внутри страны. Правда, археологических программ все равно не много. Вот можно посмотреть программы в России и за рубежом. В основном все они проводятся летом (особенно российские), зато они ежегодные, и в сезоне 2017 вы вполне можете попасть на понравившуюся.

Если хотите попасть на раскопки с минимальными затратами, лучше искать программу от государственных фондов, НИИ, университетов. Причем это актуально не только для России. Вот, например, этим летом проводилась археологическая программа в Испании от испанского Института молодежи. Взнос за участие — 120 евро. По сравнению с другими волонтерскими проектами, это дешево. Проверьте, может, в следующем году программа будет снова.

Вот хорошая профильная группа в ВК. Самая крупная по этой тематике. Там можно следить за объявлениями и новостями — периодически уже организованные экспедиции ищут себе помощников на полевые работы. Условия все предлагают разные: кто-то просит оплатить себе только дорогу, кто-то — скинуться на еду, где-то ничего не попросят, а где-то даже дают небольшую поденную зарплату, «суточные». Конечно, таких возможностей гораздо меньше, но они есть. Можете тоже оставить там свое объявление о том, что готовы присоединиться. Особенно нужны сильные мужчины на роль землекопов, повара, умеющие готовить на большую группу людей, и вообще выносливые люди с опытом полевых работ (исследований, экспедиций, университетских практик) и любовью к походам.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это «искусство ради искусства», а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это «искусство ради искусства», а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Необходимо отметить, что археология относится к тем областям науки, которая не терпит случайных людей. Именно поэтому людям, которые хотят стать археологами, нужно внимательно ознакомиться с особенностями этой профессии, и только потом решать, подходит она им или нет.

Кто такой археолог?

Археолог – ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого «archaios» (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.

Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин «археология» впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил «историю прошедших времен».

В современном мире археологию принято разделять на три вида:

  • полевую – раскопки вещественных источников на суше;
  • подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
  • экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.

Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.

Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.

Какими личностными качествами должен обладать археолог?

Работа археолога по силам только настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей являются призванием, а не случайным эпизодов в жизни. Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как:

  • искренняя любовь к истории;
  • склонность к аскетизму;
  • физическая выносливость;
  • уравновешенность;
  • аналитический склад ума;
  • способность работать в команде;
  • отменное здоровье;
  • терпеливость;
  • предрасположенность к дедукции.

Ну и самое главное, поскольку археологам очень часто приходится осваивать не только смежные профессии (почвоведение, топография, география и т.д.), но и специальности, далекие от археологии (антропология, химия, геральдика и т.д.), настоящий фанат своего дела отличается ярко выраженной жаждой новых знаний и навыков, а также способностью к самообразованию.

Явным, и едва ли не единственным преимуществом профессии археолога, конечно же, является возможность много и долго путешествовать в компании единомышленников. Кроме того, большую часть своего времени археолог проводит на свежем воздухе, что также можно считать преимуществом этой профессии. В какой-то степени к достоинствам можно отнести и ненормированный рабочий график, но только условно, так как чаще всего раскопки занимают большую часть суток, а не наоборот.

Больше преимуществ этой профессии нам выявить не удалось. Возможно именно незначительное количество достоинств и послужило причиной постоянно снижающейся востребованности этой специальности среди абитуриентов.

В противовес преимуществам недостатков у профессии археолога, как говорится, хоть отбавляй. Поэтому мы перечислим только наиболее явные и существенные.

  • Во-первых, археология это не столько увлекательные походы и великие открытия, сколько очень тяжелая и рутинная работа. Подчеркнем, физически тяжелая работа, с которой иногда не могут справиться самостоятельно даже сильные мужчины.
  • Во-вторых, невысокие заработки (а иногда и их полное отсутствие) из-за незначительного финансирования раскопок и исследования артефактов.
  • В-третьих, долгие годы, проведенные в «спартанских» условиях – порой археологам приходится спать чуть ли не на голой земле и питаться дарами природы.
  • В-четвертых, большая доля вероятности того, что «великое открытие» совершит кто-то другой, но не Вы (то есть, может возникнуть ощущение, что жизнь прожита зря).
  • В-пятых, длительные археологические экспедиции, препятствующие построению нормальной личной жизни.

Где можно получить профессию археолога?

МАСПК приглашает пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению Архиология, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца. .

Профессия археолога предполагает обязательное наличие высшего академического образования. Причем сразу отметим, что учиться на археолога (равно как и работать по специальности) очень не просто. Основной упор в процессе обучения делается на изучении истории, а также на технологиях раскопок и работы с найденными артефактами. Поскольку специальных археологических ВУЗов в России практически нет (кроме Института археологии РАН и Московского археологического института), для того чтобы получить профессию археолога необходимо выбрать ВУЗ с исторический факультетом, на котором имеется кафедра археологии. Мы рекомендуем отдать предпочтение таким ВУЗам, как:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – кафедра археологии;
  • Волгоградский государственный университет – кафедра Археологии и зарубежной истории;
  • Московский педагогический государственный университет – кафедра истории древнего мира и средних веков;
  • Иркутский государственный университет – кафедра археологии, этнологии, истории Древнего мира;
  • Южный федеральный университет – кафедра археологии и истории Древнего мира;
  • Государственный академический университет гуманитарных наук — программа «археология».

Археолог – искатель и исследователь древних артефактов

Профессия археолог – это экспедиции, раскопки древних поселений и исследование добытых артефактов. Благодаря ее представителям мы можем сегодня представить себе быт людей в разные времена.

Средняя заработная плата: 60000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 76% Оплачиваемость 78% Конкуренция 69% Входной барьер 75% Перспективы 74% Археолог – это специальность, которую окутывает ореол загадочности, романтики и мистицизма. Путешествия, раскопки, предметы, возраст которых насчитывает сотни, а то и тысячи лет… Все это очень интересно. Но желающему связать свою жизнь с наукой о прошлом человечества стоит помнить, что она не терпит случайных людей.

Кратко об истории

Первым археологом считается философ и поэт древности Тит Лукреций Кар. В 1 столетии до нашей эры он предложил схему деления всей дописьменной истории на каменный, бронзовый и железный века с четкой последовательностью смены одного периода другим. Впервые слово «археология» употребил древнегреческий философ Платон. Этим термином у него обозначалась «история прошедших времен». Позже повышенным интересом к раскопкам ознаменовалась эпоха Возрождения. Главная цель поисков ученых заключалась в добыче образцов античной скульптуры.

В России «рыть землю» в поисках памятников древних эпох ученые стали в конце 18 столетия. А в середине 19-го археология получила официальный статус науки. Это было время создания научных обществ, открытия музеев и наполнения их экспонатами.

Так выглядели первые попытки познать историю, сокрытую под толщей земли. Сегодня для квалифицированного специалиста не существует границ. С экспедицией он может отправиться в любой уголок планеты. Огромный рывок сделан и в лабораторном изучении артефактов, благодаря появлению новых методов, приборов и компьютеризации.

Описание профессии

Прежде чем разбираться, кто такой археолог и чем он занимается, стоит узнать, что такое артефакты – именно с ними придется работать специалисту по «ископаемой древности». Так называется предмет, созданный человеком или же обработанный им. Второе название –вещественные источники. Речь идет о различных сооружениях, орудиях труда, предметах домашней утвари, украшениях, оружии, углях древних костров, костях со следами влияния человека и прочих свидетельствах его жизнедеятельности. При наличии на артефактах каких-либо надписей их относят к категории письменных источников. Чем отличаются вещественные источники от письменных? Первые молчаливы. В них не содержатся сведения о событиях. К тому же многие из них появились задолго до возникновения письменности.

Итак, мы подошли к вопросу, кто такие археологи. Это специалисты, которые занимаются поиском свидетельств истории и исследованием находок в лабораторных условиях – в частности классификацией, реставрацией и так далее. Их главная задача заключается в воссоздании картины прошлого на основе найденных предметов и уже имеющихся теоретических знаний и находок. По отдельности фрагмент кувшина или часть рукоятки ножа практически ни о чем не расскажут. Их нельзя анализировать без привязки к местности, обстановке, глубине залегания, предметам, обнаруженным рядом, и прочим условиям. Для определения времени изготовления или применения того или иного артефакта необходимо учитывать, в каком именно слое почвы он находился. В работе ученые пользуются сравнительно-типологическим, дендрохронологическим, стратиграфическим, радиоуглеродным и другими методами датировки находок.

Нужно отметить, что археологи – это многопрофильные специалисты. В своей деятельности они применяют методики и данные, взятые из иных дисциплин. Обращаются они к наукам как гуманитарного (лингвистика, антропология и этнография), так и естественного (ботаника, почвоведение, химия, физика, география) цикла.

Представители этой профессии, как правило, выбирают для работы определенный регион и исторический период. К примеру, ученый вполне может стать настоящим экспертом по палеолиту на территории Средней Азии, если он в течение многих лет будет изучать располагавшиеся там стоянки первобытных людей.

Обязанности

Итак, что делает археолог. Прежде всего, он принимает участие в экспедициях. На первом этапе специалисту нужно конкретизировать область раскопок и получить разрешение для их проведения. Затем он приступает к изучению истории этой зоны, чтобы знать о ней все.

Второй этап – практический. Как работают археологи «в поле»? Они буквально добывают из земли артефакты. Каждая находка максимально осторожно извлекается и укладывается в специальный пакет, коробку или ящик. Ее обязательно нумеруют, описывают и заносят в каталог, после этого отправляют на исследование в лабораторию.

Артефакты фотографируют и обрабатывают специальным защитным раствором. Если этого не сделать, есть риск их разрушения из-за воздействия открытого воздуха. В «арсенал» археолога входят не только увесистые лопата, кувалда, кирка, но и мини-инструменты, предназначенные для самой аккуратной работы. К примеру, подточенный 6-дюймовый гвоздь с успехом используется для очищения хрупкой косточки.

Сегодня археологи работают с современными компьютерными технологиями, которые помогают сделать 3D-реконструкцию участка местности по данным древних карт или воссоздать объемную модель какого угодно предмета. Появилось даже целое направление – виртуальная археология. Основывается оно на новейших методах моделирования, трехмерной графики и реконструкции.

Продолжительность исследований бывает разной – от 2-3 часов до 10 лет. Состояние некоторых артефактов может быть неудовлетворительным настолько, что они рассыпаются даже при легком касании. Это существенно осложняет и затягивает работу археолога.

Знания, умения и личностные качества

В первую очередь археологу нужно отличное знание истории. Особенно важно хорошо разбираться в исследуемой эпохе. Также ему необходимо знать палеогеографию, палеопочвоведение, теорию научной реставрации. Зачастую возникает потребность в изучении дополнительных дисциплин, имеющих косвенное отношение к основной специальности: этнографии, антропологии, текстологии, нумизматики, геральдики, статистики, химии и физики.

Что касается практической части работы, понадобятся навыки топографа и геодезиста. Если исследуемый участок находится в горной местности или же под водой, без умений скалолазания или дайвинга не обойтись. Чтобы овладеть ими, нужно окончить специальные курсы.

Профессия археолога подойдет только истинному энтузиасту, для которого экспедиции, раскопки и предметы древности – призвание, а не случайная подработка. Хороший специалист отличается:

  • любовью к истории;
  • аскетизмом;
  • терпеливостью;
  • уравновешенностью;
  • способностью работать в команде;
  • аналитическим складом ума и дедукцией;
  • отличным здоровьем и физической выносливостью.

Перечисленные качества помогут новичку успешно работать и строить карьеру.

Где учиться

Как стать археологом? Для этой профессии высшее образование обязательно. Учиться, а потом и работать по специальности будет сложно. Главный акцент в любой учебной программе сделан на детальном изучении истории. Кроме того, студента обучат технологиям ведения раскопок и обращению с добытыми артефактами.

Где учат на археолога? Специализированных археологических вузов в Российской Федерации всего два – Институт археологии РАН и Московский археологический институт. Последний сейчас входит в состав МГУ. Кроме них можно выбрать любое высшее учебное заведение, где есть исторический факультет с кафедрой археологии.

Приведем несколько примеров вузов, где можно выучиться этой профессии:

  • Волгоградский госуниверситет. Институт истории, международных отношений и социальных технологий. Кафедра отечественной и всеобщей истории, археологии.
  • Московский педагогический госуниверситет. Институт истории и политики. Исторический факультет.
  • Иркутский госуниверситет. Исторический факультет. Кафедра археологии, этнологии и истории Древнего мира.
  • Южный федеральный университет. Институт истории и международных отношений. Кафедра археологии и истории Древнего мира.
  • Государственный академический университет гуманитарных наук. Исторический факультет.

Для поступления на исторический факультет потребуется ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Некоторые вузы могут дополнительно попросить результаты экзаменов по иностранному языку и математике.

Заработная плата

Как уже упоминалось, археолог обычно выбирает для работы конкретный регион и определенный исторический период. Выше всего ценятся высококвалифицированные специалисты по эпохе палеолита. В среднем по России размер заработной платы составляет 60 тысяч рублей. Минимальная, судя по данным с сайтов трудоустройства, – в Волгоградской области, 15 тысяч рублей.

В некоторых регионах ситуация выглядит примерно так:

  • Курганская и Вологодская области – 50 тысяч рублей.
  • Москва и область, Республика Саха – 82 тысячи рублей.
  • Рязанская область – 115 тысяч рублей.

На уровень оплаты труда археолога влияет несколько факторов. Прежде всего, это наличие профессиональных навыков и опыта, а также место работы.

Трудоустройство и карьера

Диплом о высшем образовании в совокупности с профессионализмом и лидерскими качествами поможет археологу сделать хорошую карьеру. Со временем специалист может руководить проведением раскопок и вести археологический надзор, который заключается в контроле за сохранностью объектов, имеющих статус исторического наследия.

Археолог может устроиться на работу в научно-исследовательский институт или в высшее учебное заведение. Молодого специалиста примут, например, в Институт археологии РАН или в Институт этнологии и антропологии РАН. Начав деятельность с должности лаборанта или младшего научного специалиста, амбициозный археолог имеет все шансы вырасти до заведующего отделом и даже возглавить учреждение. Параллельно он может заниматься написанием научных статей для популярных журналов – к примеру, Archaeology или «Наука и жизнь».

Перспективы профессии

Археология – наука очень гибкая. Она открыта к интеграции с другими дисциплинами. Сегодня наблюдается стремительное развитие молекулярной археологии. Это направление, которое появилось на стыке с молекулярной генетикой. Оно дает возможность расшифровки генетического материала различных органических артефактов – начиная от останков человека до костей животного, фрагментов пищи и пыльцы растений.

Не менее перспективна виртуальная археология. Это симбиоз компьютерных технологий и классических геофизики, геодезии, картографии, научной реконструкции. С помощью лазерного сканирования успешно выполняется высокоточное трехмерное моделирование памятников. Теперь ученый может свободно делать необходимые расчеты и замеры прямо в кабинете. Раньше для этого надо было обязательно находиться на объекте.

Исследователь памятников Таманского полуострова археолог Иван Рогов считает, что все-таки наступит момент, когда эта профессия прекратит существование. Изучать будет попросту нечего. Однако совсем она не исчезнет. С точки зрения ученого, она, скорее всего, трансформируется в какую-нибудь новейшую науку либо сольется с искусствоведением или реставрацией. Правда, случится это нескоро. Поэтому поступающим в вузы безработицы после выпуска бояться не стоит.

Юлия Заблоцкая

Кто занимается раскопками профессия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *