Кто такие антагонисты?

Протагонист

Протагони́ст (греч. πρωταγωνιστής: πρώτος «первый» + αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец») — главный герой, центральное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в произведении и т. д. Противопоставляется антагонисту.

Впервые введён в действие трагедии в 534 году до н. э., когда в Афинах выступил со своим хором «отец аттической трагедии» Феспис.

В более общем смысле, протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения, компьютерной игры или фильма. Протагонист не всегда бывает положительным героем: существует также антигерой, то есть протагонист с отрицательными чертами.

Ложный протагонист

В 1960 году на киноэкраны вышли фильмы «Психо» и «Приключение», шокировавшие зрителей внезапным исчезновением главного героя в начале фильма. Подобный персонаж может быть определён как «ложный протагонист».

Протагонист → антагонист

Ещё одна метаморфоза с протагонистом, который становится антагонистом, была задумана и воплощена в сериале «Во все тяжкие» исполнительным продюсером Винсом Гиллиганом. Главный герой сериала — Уолтер Уайт, который превращается из обычного школьного учителя, аналога персонажа мистера Чипса в брутальную личность, своеобразного Тони Монтану, «человека со шрамом на лице».

> См. также

  • Антагонист
  • Дейтерагонист
  • Тритагонист
  • Персонаж
  • Литературный герой

Примечания

  1. Goodman, Tim ‘Breaking Bad’: Dark Side of the Dream. The Hollywood Reporter (July 13, 2011). Дата обращения 17 июля 2011.
  2. Bowles, Scott. ‘Breaking Bad’ Shows Man at His Worst in Season 4, USA Today (July 13, 2011). Архивировано 27 июля 2011 года. Дата обращения 26 июля 2011.
  3. Ginsberg, Merle. ‘Breaking Bad’ Star Bryan Cranston on Walter White: ‘He’s Well on His Way to Badass’ (Q&A), The Hollywood Reporter (July 16, 2011). Архивировано 27 июля 2011 года. Дата обращения 26 июля 2011.

Ссылки

Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4125655-4

5 правил хорошего антагониста

Невозможно представить хорошую историю без антагониста. А самые убедительные антагонисты запоминаются публике куда больше, чем главный герой. Вот кто помнит, как звали главного героя из экранизации «Дракула» Френсиса Форда Копполы?
Итак, для хорошей истории нам нужен убедительный антагонист, полюс Зла в нашей истории. Дракула хочет превратить в вампира невесту Джонатана Харкера, Саурон жаждет поработить земли Средиземья, Т-1000 — убить Джона Коннора.

Кадр из фильма «Властелин колец: Братство кольца» (2001) / Фото: New Line Cinema
Но каким должен быть антагонист в истории и так ли необходимо из каждого противника лепить живописного суперзлодея? Разумеется, нет.
Антагонист — это тот, кто представляет собой непосредственную угрозу жизни героя, его миру.

«С древнегреческого антагонист (греч. antagonistes: anti — против и agonizomai — борюсь) — противник, враг, гонитель чьего-либо мнения».
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910

Антагонист может быть очень симпатичным и баснословно богатым. Более того, изрядно помотав главной героине нервы, антагонист может даже спасти ее репутацию и даже жениться на ней, как это происходит в классическом романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Кто мистер Дарси для Элизабет Беннет, провинциальной закомплексованной девушки из небогатой дворянской семьи? Очень притягательный, но все же сноб, который отговаривает своего друга жениться на сестре Элизабет, тем самым разрушая мир главной героини.

Кадр из фильма «Гордость и предубеждение» (2005) / Фото: Focus Features
И кто мистер Дарси после этого? Идеальный антагонист. Несмотря на весь ум, красоту и энергичный характер, без мистера Дарси шансы на хэппи-энд для Элизабет крайне малы. Или она покорит его и выиграет или же упустит и проиграет все.

Правило № 1

Антагонисту вовсе не обязательно быть человеком, но он должен иметь физическое воплощение в реальном мире
Существует мнение, что антагонист всегда должен быть человеком, иначе будет неинтересно. Некоторым сценаристам удалось создать целый сериал или франшизу без человека-антагониста.
Например «Доктор Хаус». В первом и третьем сезонах, для подстраховки, авторы сериала вводили антагониста-человека (спонсор больницы Воглер и детектив Триттер), но вскоре убедились, что антагонист со стороны в сериале не нужен.

Кадр из сериала «Доктор Хаус» / Фото: NUTD
Хаус борется с человеческими болезнями, а родители его пациентов и его начальница Кадди с Уилсоном всячески мешают его борьбе. Они лишь периодически играют в команде антагониста— недуга, который грозится убить пациента.
Обратите внимание, как тщательно всегда выстроен образ болезни — поначалу врага даже не определить, он неизвестен или же прикидывается чем-то другим — как, например, это было в серии «Все внутри» (сезон 2, эпизод 17). Мальчик по имени Ян попадает в больницу с безобидным диагнозом: у него подозревают пищевое отравление. Затем у мальчика отказывают почки, родители рыдают (они так напуганы, что будут бунтовать против Хауса только в конце истории), команда в растерянности, Кадди в гневе, но Хаус борется не с ними, а с болезнью.

Кадр из сериала «Доктор Хаус» (сезон 2, эпизод 17) / Фото: NUTD
Почему сериал держался так долго? Прекрасная идентификация главного героя, при этом почти в каждом эпизоде Хаус подтверждает свой статус уникального героя, борца за человеческие жизни.
Примеры антагонистов, которым вообще все человеческое чуждо:
— Саурон, против которого сплотились все герои Средиземья (вселенная «Властелин колец»).
— Робот из будущего, который охотится за Кайлом Ризом и Сарой Коннор (вселенная «Терминатор»).
— Ксеноморф (вселенная «Чужих»).
— Марс (х/ф «Марсианин»).
— Инопланетяне («Знаки», «Секретные материалы» и прочее).
— Хищник.

Кадр из фильма «Чужой: Завет» (2017) / Фото: 20th Century Fox

Ну, или просто — демоны, злые духи, играющие с людьми, как это было в сериале «Твин Пикс».

Правило № 2

Антагонист должен быть ограничен в действиях правилами физического мира
Любой сценарий — это не что иное, как игра, в которую автор должен втянуть вначале продюсеров, затем режиссера, затем всю съемочную команду и уж все вместе они должны вовлечь туда зрителей. Как только авторы начинают создавать свое игровое поле, они определяют , по каким правилам будут играть его герой и злодей-антагонист с его группой поддержки.
Идея добавить в «Твин Пикс» Боба, воплощение пороков Черного вигвама, возникла у авторов сериала совершенно спонтанно, когда дизайнер сцен Фрэнк Сильва случайно попал в кадр в финальной сцене пилота «Твин Пикс».

Кадры из сериала «Твин Пикс» / Фото: CBS Television Distribution
Сюжет сериала при желании можно свести к следующему: светлая девушка Лора Палмер боролась с Бобом до последнего и умерла, не впустив его в себя, все же попав при этом на территорию духов — в Вигвамы. Сюжет этот — бродячий. Феи, призраки, духи болот, лесов и озер — кого только ни обвиняли в похищении людей. Похищенные исчезли бесследно, похитители растворились в тумане. Интересно? Нет.
У зла должно быть физическое воплощение. Возьмем, к примеру, «Властелина колец». Несмотря на то, что от Саурона, злого гения Средиземья, осталось одно око, он тоже имеет физическое воплощение в нашем мире и подчиняется его правилам. При всей мощи хозяина, око остается на одном месте, лишь направляя волю своих приспешников.

Кадры из фильма «Властелин колец: Две крепости» (2002) / Фото: New Line Cinema
Одна из причин, почему фильмы и сериалы про зомби и вампиров имеют такой колоссальный успех, в том, что зло здесь четко ограничено рядом правил. У зомби и вампиров есть своя «инструкция» к действию. Вампиры пьют кровь, зомби пожирают плоть, превращая живых в себе подобных. Аудитории нравится, когда «зло» подконтрольно.
Дэвид Линч, добавив в мир «Твин Пикса» демона Боба, получил идеального антагониста.
1. Боб может переходить из носителя к носителю. Этого антагониста авторы сериала могли бы эксплуатировать хоть 10 сезонов.
2. Эффект «зазеркалья»: у доброго Майка — злого Боба из Вигвамов есть двойники в реальном мире: Бобби Бригз и Майк Нельсон.
3. Боб ограничен в нашем мире — он может влезть в человека только с его согласия.

Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: CBS Television Distribution
Если бы подобный сюжет попал в руки «предприимчивому» режиссеру промышленного масштаба, которыми кишмя кишит киноиндустрия, он бы пошел на компромисс с перепуганными продюсерами канала ABC, успокоил их и продолжал бы лепить мистическую «Санта-Барбару» еще несколько сезонов.

Правило № 3

Личное противостояние работает на идентификацию
В древних былинах, кельтском и скандинавском эпосе часто использовался следующий прием. Герой встречает своего противника и начинает перечислять его «заслуги»: он сделал то-то и то-то, разгромил такого-то, разорил деревни, сжег дома бедных селян, пустил малых детей по миру. На первый взгляд, это нужно, чтобы аудитория знала с насколько гадким злодеем приходится иметь дело честному герою. На самом деле все немного сложнее.

Чего же таким образом могут добиться авторы истории?
1. Главный герой противопоставляет себя злодею, подчеркивая, что они находятся по разные стороны, даже если герой еще вчера считал антагониста своим добрым другом.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977) / Фото: Мосфильм
В начале фильма «Служебный роман» Новосельцев занимает у Самохвалова, который еще не вступил в должность заместителя директора Калугиной, 20 рублей. Позже Новосельцев узнает, насколько Самохвалов скользкий, подлый и бесчувственный тип, и, собрав 20 рублей мелочью, вручает их Самохвалову, причем настаивает, чтобы тот пересчитал отданные рубли и копейки. После Новосельцев, отвешивает Самохвалову пощечину. Вот оно — классическое противостояние героя и антагониста. Происходит полная победа героя, хотя все знают, что добрейший Новосельцев и мухи не обидит. Никакого летального исхода, однако все точки расставлены над и.
2. Главный герой заявляет антагонисту и всему миру, что он в силах побороть его.

Сцена из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Глеб Жеглов из «Место встречи изменить нельзя» кричит Горбатому и его банде: «Дырку ты получишь от бублика, а не Шарапова!». Всего одна дверь отделяет его от бандитов, которые, мы точно знаем, не шутят. Мы видим решимость героя, его превосходство над антагонистом. И все это — в одной фразе. Переговоры с бандой Горбатого сценаристы братья Вайнеры строят в полном соответствии с той самой архетипической перебранкой, описанной многими народами мира. На зрителей она действует на уровне подсознания. Глеб Жеглов из бесстрашного муромца превращается в героя, отрубившего голову гидре.

Правило № 4

Герой в созданном автором мире может достичь лишь той вершины, до которой добрался его антагонист
Скромный лейтенант Коломбо в помятом плаще ездит на дряхлом Пежо и ведет расследование, в то время как его антагонист совершенно спокоен. Он уверен, что замел все следы, перехитрил систему правосудия. Но Коломбо обязательно найдет улику, изъян в броне антагониста и изобличит убийцу. А дальше? Дальше Коломбо вызывают расследовать другое дело.
Кадр из сериала «Коломбо» / Фото: NUTD
Его победа только в раскрытии преступления. Коломбо даже не повысят, потому что без повышения уже можно обойтись. Герой в данном случае одержал верх, дело закрыто. То же самое и в случае с пациентами Хауса: ему больше ничего не полагается, даже избавление от боли в ноге. Но ответ на загадку доктор Хаус получить просто обязан, даже после смерти пациента.
Рассмотрим самую высокую вершину, на которую может взобраться герой и при каких условиях это восхождение возможно.
Люк Скайуокер — скромный парень, живет на ферме своего дяди на пустынной планете Татуин. Он бесконечно далек от императора Палпатина, Дарта Вейдера и их политических игр. Но вот на ферму дяди Люка попадают дроиды C-3PO и R2-D2 и те просят Люка отвести их к Оби-Вану Кеноби, который живет по соседству. По чистой, казалось бы, случайности, Люк Скайуокер оказывается втянут в самый эпицентр войны между галактической Империей и остатками Республики.

Кадр из фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977) / Фото: 20th Century Fox
Как только мы узнаем, что Люк — сын Дарта Вейдера, нам становится понятно, что наш герой может достичь всего: как возглавить сопротивление, так и перейти на сторону императора и даже свергнуть его.
Герой должен обладать силами достаточными, чтобы сражаться и победить своего противника. Ни больше, ни меньше.

Отсюда и правило № 5

Антагонист определяет размах истории
Что бы делал Люк Скайуокер, если бы он жил во времена расцвета Республики? Мирно жил своей жизнью, возможно, стал бы джедаем, а может и нет. В любом случае, ценность героя без убедительного злодея — равна нулю. В камерной истории, вроде, «Служебного романа» вполне подойдет такой антагонист, как Самохвалов.
Кадр из фильма «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (1983) / Фото: 20th Century Fox
Будет ли ваш фильм философской низкобюджетной притчей или эпической сагой длиной в 10 фильмов — все, чего может достигнуть наш герой определяется антагонистом, потому что рано или поздно им придется сойтись лицом к лицу, в том самом архетипическом поединке и герой должен победить даже ценой смерти.

Как устроены истории в кино: Пример Беззубика и уроки Малефисенты

Любой фильм похож на слоеный пирог. То есть состоит из нескольких уровней: сценарий, изображение, звук, идеи и т. д. Мы решили понятно и доступно рассказать о каждом из них и открываем серию материалов-уроков, которые покажут на примере любимых картин, как вообще придумывается и снимается кино. Первый текст — о самом важном элементе фильма: истории, которую он рассказывает.

Над созданием истории работает специальный человек — сценарист, который пишет сценарий, основу будущего фильма. В киноиндустрии есть такая поговорка: «По хорошему сценарию можно снять плохой фильм, а по плохому сценарию хороший фильм снять нельзя». Другая поговорка гласит: «Фильм рождается трижды — на этапе сценария, на съемках и на монтаже». И если сценарий написан непрофессионально, то, как его ни спасай с помощью суперзвезд, роскошных декораций или дорогих спецэффектов, фильм все равно не получится. Сценарий как фундамент дома: если фундамент сделан плохо, то все красивые статуи и яркие наличники рано или поздно рухнут вместе с ним.

«Как приручить дракона»

В основе профессионального сценария лежат пять главных элементов: конфликт, протагонист, цель, антагонист, структура истории.

Конфликт

Это база любой истории, без конфликта история просто не получится. Само слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение, борьба». Конфликт — это столкновение персонажей, сил, образов. Очень важно обратить внимание на последнее слово — «образов». Есть фильмы, в которых конкретных персонажей нет, а конфликт все равно есть. Например, старый немой фильм немецкого режиссера Вальтера Руттманна «Опус № 1» (1921).

Это самое настоящее абстрактное кино, и конфликт в нем — столкновение фигур, форм, цветов, размеров, видов движения. Есть ли конфликт в знаменитом «Черном квадрате» Малевича? Да, конечно, столкновение черного и белого, фигуры и фона, большого и маленького.

Но если мы решим делать не абстрактный фильм, а фильм с историей, у которой есть начало, середина и конец, то нужно придумать стержень, вокруг которого будет закручен конфликт. И этот стержень называется протагонист.

Если сильно упрощать, то протагонист — примерно то же самое, кого мы привыкли называть героем. Или главным героем. Или главным действующим лицом. Почему же не подходит выражение «главное действующее лицо»? Да потому, что есть случаи, когда протагонист бездействует. Как, например, Золушка. Трудолюбивая в сюжете сказки, она страшно ленива как элемент сюжета. За нее историю толкают другие персонажи — мачеха, фея, король, принц. Она лишь реагирует на их действия, но фактически не действует сама. Золушка — типичная пассивная протагонистка.

«Золушка»

А почему не используют термин «герой»? Его используют, но в обыденной речи, для краткости и простоты, обязательно имея в виду, что «герой» — очень условный термин. «Герой» в переводе с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель», тот, кто ведет за собой, спасает мир, может быть, даже жертвует собой. Например, Иккинг в мультфильме «Как приручить дракона» (2010) — самый настоящий герой, готовый пожертвовать жизнью ради друзей и соплеменников. Но разве во всех историях есть герой? В сказках почти везде есть герой и есть злодей. А во взрослых и сложных историях не всегда. Бывает, что в центре сюжета оказывается нехороший персонаж, может быть, даже убийца и психопат — например, в «Джокере» Тодда Филлипса.

«Джокер»

Таких протагонистов называют антигероями. К антигероям можно отнести Малефисенту из одноименного фильма 2014 года и Дарта Вейдера из второй трилогии «Звездных войн». Их авторы, как и Тодд Филлипс, взяли злодеев из классических историй — легендарного диснеевского мультфильма «Спящая красавица» и первой трилогии «Звездных войн» — и поставили их в центр своей. Зачем? Чтобы выяснить, как Энакин Скайуокер превратился в чудовищного Дарта Вейдера, а добрая фея Малефисента стала злой колдуньей.

«Малефисента»

Итак, герой и антигерой — это две функции протагониста. Протагонист — термин безоценочный. С древнегреческого языка это слово переводится как «первый в состязании», то есть перед нами персонаж, который на вопрос «Чья это история?» отвечает «Моя!». Именно его судьба поставлена в центр сюжета. И он может быть как активным, так и пассивным, как героем, так и антигероем. Кстати, есть еще один вариант — негероический герой, то есть самый обыкновенный персонаж, не совершающий никаких подвигов и не делающий никому зла. Как та же Золушка.

Но одного протагониста, для того чтобы конфликт закрутился, мало. Нужна цель.

Цель

Это очень конкретная вещь, к которой протагонист стремится. Например, предмет, некое сокровище (золотое руно в мифе об аргонавтах, священный Грааль в «Индиане Джонсе» или «Коде да Винчи», крестраж в истории про Гарри Поттера, Камни Бесконечности в финальных «Мстителях»).

Но бывает и так, что цель не связана с предметом. Иккинг в мультфильме «Как приручить дракона» должен убить дракона. Это и есть его цель. Цель Малефисенты — отомстить королю Стефану за обман, унижение и предательство.

«Как приручить дракона»

Но что мешает протагонисту дойти до цели? Препятствия. А кто расставляет препятствия? Вторая сила в конфликте. Так и хочется написать — злодей. Но мы только что выяснили, что герой и злодей — упрощенные категории, которые работают только в детских сказках. В кино тот, кто мешает протагонисту достичь цели, называется антагонистом.

Антагонист

И это вновь безоценочный термин. В переводе с древнегреческого — просто «соперник, противник», который может быть как отрицательным, так и положительным.

В истории Малефисенты антагонист — король Стефан, он делает все, чтобы уйти от наказания, и пытается защитить свою дочь Аврору от проклятия Малефисенты.

«Малефисента»

В истории Иккинга два главных антагониста. В мире людей — отец, сильный воин, вождь племени, который ни во что не ставит собственного сына. Иккинг хочет доказать отцу, что способен быть таким же сильным, и пытается убить дракона. А в мире драконов это мегадракон, который использует древний принцип «разделяй и властвуй» и стравливает драконов и людей, сам при этом находясь в безопасности.

«Как приручить дракона»

Однако фильм — это динамичная система, в ней постоянно что-то происходит, но, главное, меняется баланс сил между протагонистом и антагонистом. За этот баланс отвечает структура истории.

Структура

Сюжет всегда можно разделить на несколько глав, этапов. Это и есть структура истории. Разные теоретики кинодраматургии по-разному дробят фильм на элементы: три акта, восемь эпизодов (секвенций), 12 шагов, 22 бита (пункта истории).

Мы познакомимся с концепцией Майкла Хейга, который выявляет шесть ступеней в развитии сюжета и пять поворотных точек между ними.

1. Первая ступень — это экспозиция, то есть представление персонажей и мира, в котором происходит действие истории. Происходит оно прямо перед началом конфликта между протагонистом и антагонистом. В «Малефисенте» экспозиция — это детство феи, ее знакомство со Стефаном, их влюбленность. В «Как приручить дракона» экспозиция более динамична — это нападение драконов на остров викингов, которое заканчивается тем, что Иккинг вступает в бой и сбивает дракона.

«Малефисента»

Экспозицию завершает первая поворотная точка — завязка, то есть начало конфликта (оно приходится примерно на одну восьмую часть истории). Стефан отрезает крылья Малефисенте и приносит их королю, чтобы самому занять трон. Иккинг находит сбитого дракона, понимает, что тот ранен, вытаскивает нож, чтобы убить врага, но не может этого сделать! И от бессилия падает в обморок.

«Малефисента»

2. После завязки начинается вторая ступень — новая ситуация. Это усложнение конфликта: протагонист придумывает план А для достижения цели. Малефисента превращает ворона в своего слугу, который должен стать ее крыльями. Так она хоть как-то сможет вернуть то, что украл у нее Стефан, и быть в курсе людских дел. Иккинг понимает, что викинги правы: он не может убивать драконов, однако теперь отец меняет свое решение и отправляет Иккинга в школу драконоборцев.

«Как приручить дракона»

План А приводит протагониста ко второй поворотной точке — она называется изменение планов (это примерно первая четверть истории). Фактически это крушение плана А. Малефисента понимает, что ворон Диаваль хоть и помогает ей, но не может уменьшить боль, причиненную предательством Стефана. Узнав о рождении Авроры, Малефисента решает сделать девочку инструментом мести Стефану и насылает на нее проклятие. Иккинг не может достучаться до отца — он больше не хочет убивать драконов, но теперь вынужден этому учиться.

«Малефисента»

3. Дальнейшее запутывание сюжетного клубка Майкл Хейг называет прогрессией, то есть развитием действия. Это третья ступень в истории. Протагонист вынужден разрабатывать план B. Для Иккинга это не убить дракона, который оказывается совершенно безопасным и милым Беззубиком, а наоборот, приручить, понять его. Мальчик делает для Беззубика искусственную перепонку, они играют, летают, становятся друзьями.

«Как приручить дракона»

Для Малефисенты план B — ждать и наблюдать за Авророй, чтобы ничто не помешало проклятию сбыться. И невольно она становится лучшей нянькой, чем нанятые Стефаном феи. В отличие от них, Малефисента всегда рядом и всегда готова, будучи невидимой, отвести беду.

«Малефисента»

В середине фильма происходит слом истории. Это третья поворотная точка — точка невозврата: протагонист не может выйти из игры и отмотать события до той точки, когда конфликт еще не начался. Для Малефисенты это момент, когда Аврора накануне 16-летия переходит границу миров и оказывается в волшебном лесу; колдунья и девушка знакомятся, и Малефисента наконец понимает, что Аврора стала для нее близким человеком, который, конечно, не заслуживает того страшного проклятия.

«Малефисента»

В истории Иккинга точка невозврата — объявление решения старейшины о том, что на экзамене пройдет единоборство Иккинга с драконом. То, чего он так хотел в экспозиции, теперь для него немыслимо. План А и план B вступили в неразрешимое противоречие.

«Как приручить дракона»

4. Четвертая ступень в развитии конфликта — усложнение и повышение ставок. У Иккинга план B трещит по швам, он должен принять какое-то решение и во время полета с Беззубиком видит гнездо мегадракона — подлинного врага и драконов, и людей. Правда, пока не понимает, что делать дальше.

«Как приручить дракона»

Малефисента безуспешно пытается отменить проклятие и, что называется, подстелить соломки — сделать все, чтобы как можно быстрее снять проклятие, когда Аврора уснет беспробудным сном. Заезжий принц вселяет в нее надежду, но тут история подходит к четвертой поворотной точке, которую Хейг назвал большой неудачей, и это крах плана B (примерно три четверти истории). Аврора находит веретено, проливается капля крови, девушка засыпает, принц ее целует, но ничего не происходит, потому что спасти Аврору может лишь поцелуй истинной любви — любви, в которой Малефисента разочаровалась и которой, как она убеждена, не существует.

«Малефисента»

Иккинг в точке большой неудачи проваливает экзамен, Беззубика запирают, отец произносит страшные слова «ты не викинг, ты не сын, ты не с нами».

5. Чтобы приблизиться к цели, протагонисту нужно совершить последний рывок. Именно так называется предпоследняя, пятая ступень. Протагонист вынужден собирать все силы в кулак, совершать сверхусилие и придумывать план С — самое сложное и решительное действие, к которому он не был готов в начале истории и готов только сейчас, после стольких потерь и поражений. Малефисента в отчаянии целует Аврору, и именно этот поцелуй оказывается поцелуем истинной любви — материнской. Аврора спасена, но сама Малефисента угодила в ловушку короля Стефана. План С — это единоборство со Стефаном. Именно сейчас Малефисента возвращается к своей подлинной цели — отомстить Стефану в честном поединке, не прикрываясь ни в чем не повинной Авророй.

«Малефисента»

Иккинг придумывает, как он сам об этом говорит, «безумный план», и это план С в его истории — объединить усилия драконов и людей в битве с их истинным врагом, мегадраконом. Первоначальная цель — убить дракона — возвращается, но теперь она уточнена — убить не какого-то там дракона, а конкретного врага, использующего вражду викингов и драконов в своих целях.

«Как приручить дракона»

План С приводит к последней, пятой поворотной точке (вторая половина последней четверти истории) — кульминации, то есть решающей схватке, от которой зависит исход конфликта. В обеих историях это единоборство — Малефисенты со Стефаном, Иккинга с мегадраконом.

6. То, что происходит после кульминационной битвы — это уже финальная, шестая ступень — последствия. Здесь мы видим новую расстановку сил, новый баланс в мире. Драконы и люди мирно сосуществуют, Иккинг окончательно понимает, что не смог убить Беззубика не из страха, а потому, что увидел в нем Другого, иную часть себя. Ведь это история не столько про «убить дракона», сколько про «принять самого себя» — не вписываться в мир, подчиняясь чуждым тебе правилам, а сформулировать свои принципы и жить, не поступаясь ими. Чем больше Иккинг по инерции («так же положено») вписывался в мир викингов и уходил от самого себя, тем больше ошибок совершал. Цена этих ошибок — железный крюк вместо ноги и протез вместо крыла у Беззубика.

«Как приручить дракона»

В истории Малефисенты и Авроры финал тоже строится на разрушении границы между мирами и объединении государств. Малефисента также допустила чудовищную ошибку, отдавшись своим эмоциям. И с большим трудом смогла ее исправить, соединив в себе сразу двух персонажей — и злодея, и героя.

Сценаристы обоих фильмов переосмысляют старые истории — сказку о Спящей красавице и драконоборческий миф. Как древние мифы работают в новых сюжетах, зачем их до сих пор регулярно включают в фильмы и почему зритель далеко не всегда может их распознать — об этом речь пойдет в следующем материале.

Кто такой антагонист? Кто такой протагонист? Почему они всегда враждуют

Протагонист — это главный герой, центральное действующее лицо произведения. Протагонистом называют ведущего персонажа книги, фильма, компьютерной игры.

Протагонист в видеоигре Mirrors Edge — Фейт Коннорс (Faith Connors — от английского faith — «вера»)

Антагонист — это противник протагониста. Он противодействует главному герою, мешает ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом может служить одной из главных движущих сил произведения.

Антагонист по ходу сюжета может перестать быть «противником» героя. А протагонист по воле автора способен превратиться в антагониста. Например, Аникан Скайуокер из «Звездных войн» в первых эпизодах выступает главным героем, а в последующих становится главным злодеем космической саги.

Дарт Вейдер и Люк Скайуокер — антагонист и протагонист в фильме «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая»

Какие бывают антагонисты?

Антагонистом может быть и отдельный персонаж, и целая группа — например, банда, противостоящая главному герою. Нередко и в этом случае можно выделить «главного злодея» и считать антагонистом его.

Антагонистом может быть и обезличенная сила, с которой борется герой — стихийное бедствие, техногенная катастрофа, общество в целом.

Кадр из фильма-катастрофы «Послезавтра» (2004)

В классических произведениях протагонист — это положительный персонаж, а антагонист — отрицательный. Но не всегда противник главного героя выставлен злодеем. Он может заблуждаться, преследовать благородные цели или просто делать свою работу.

К примеру, в фильме Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» протагонист — ловкий мошенник в исполнении Леонардо Ди Каприо, а антагонист — преследующий его детектив в исполнении Тома Хэнкса.

Том Хэнкс и Леонардо ди Каприо — антагонист и протагонист в фильме «Поймай меня, если сможешь» (2002)

Роль антагониста различается в зависимости от жанра. В комедии он вольно или невольно вовлекает героя в комические ситуации. В триллере или фильме ужасов — создает угрозу. В любовных романах — мешает главным героям обрести счастье.

Антагонист и антигерой — в чем разница?

Антагониста не следует путать с антигероем. Антигерой — это протагонист, наделенным отрицательными качествами. Этот термин ввел в литературный оборот Ф.М. Достоевский. Пример антигероя в его творчестве — Родион Раскольников из «Преступления и наказания».

Примеры антигроев в литературе XX века — мошенник Остап Пендер из «12 стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, социопат Алекс Лардж из романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» или темная сторона личности рассказчика — Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба» Чака Паланика.

Тайлер Дерден в исполнении Брэда Питта в фильме «Бойцовский клуб» (1999)

Если в произведении действует антигерой, то его антагонист может быть положительным персонажем.

Кто такой ложный протагонист?

Случается, что автор сознательно обманывает читателя или зрителя, пользуясь их привычкой выделять какого-то героя в качестве протагониста. К примеру, так сделано в фильме «Психо» Альфреда Хичкока: сценарист вводит в сюжет ложного протагониста, заставляя думать, что это и есть центральный персонаж.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР! Если вы еще не смотрели «Психо», лучше закончите чтение здесь.

«Психо» начинается с того, что секретарша Мэрион, похитив крупную сумму денег, сбегает из города. Зритель воспринимает ее как главную героиню. Однако когда Мэрион добирается до пригородного мотеля, там ее убивает маньяк. Настоящими главными героями оказываются сестра Мэрион — Лайла, и друг погибшей — Сэм.

Джанет Ли в роли Мэрион Крэйн — ложного протагониста в фильме «Психо» (1960)

Кто такие антагонисты?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *