Кот с крестом на лбу

20 культовых фильмов, которые на самом деле ужасны

Есть фильмы, которые признаны культовыми и стоят особнячком. Они «не для всех», «для тонких ценителей» и «для понимающих». А те, кто не осилил их, чувствуют себя недостаточно культурными и грустят. Так вот, друзья, давайте посмотрим правде в глаза и честно признаем, их действительно невозможно смотреть!

Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)

Война во Вьетнаме. Спецагент пробирается в Камбоджу, у него задание, найти и уничтожить сбрендившего полковника, который устроил в своем уголке нечто вроде королевства насилия. Этот фильм показывает ужасы войны через сюрреализм. Но черт подери, как он затянут и как пафосен. В нем одна красивая сцена — знаменитый воздушный налет на деревню. Возможно, его стоит посмотреть только из-за нее и из-за музыки, но если кино вам не понравилось, то не корите себя.

Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971)

В этом фильме Кубрика все чудесно. И насилие главного героя над всеми подряд, и насилие медицины над Алексом. Не всем по психике досмотреть и переварить эту милую футуристическую Англию.

Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000)

Кинематографическое исследование ужасов наркомании. Падение в бездну, галлюцинации, депрессия и безнадежность, беспомощность и ужасающее отчаяние. С ненавязчивыми вкраплениями экстаза.

Последний дом слева / The Last House on the Left (1972)

Режиссерский дебют мастера ужастика Уэса Крэйвена не переплюнул даже он сам. Этот фильм про то, как двух девушек похитили, насиловали, пытали, убили, а потом поехали к родителям одной из них, чтобы сюжетная линия фильма получила немного иное, но все равно жестокое, развитие. Его создатели даже не пытались скрывать, что эксплуатируют наши страхи и ужасы.

Человеческая многоножка / The Human Centipede (2009)

Есть такое кино, где все плохо, страшно, мерзко и ужасно, но под этим хотя бы прячется какая-то идея, которою надо достать, рассмотреть и понять, если вы сможете пробраться через плотный ад событий. Тут же просто ад, без донышка и шансов увидеть идею. В ленте, про то как трех человек сшили по системе анус/рот, кажется, просто экранизировали чью-то больную фантазию.

Розовые фламинго / Pink Flamingos (1972)

Этот фильм был создан для того, чтобы не нравиться. Честно и без попыток выдать его за искусство. Жуткая Бэбс Джонсон живет на стоянке трейлеров со своим неполноценным сынком и отвратительной мамой, помешанной на яйцах. Бэбс — самая «грязная тварь в этом мире», и ее статус вызывает зависть у торговцев детьми. Они дают обет, что будут еще «грязнее», чем их соперница. Начинается соревнование, включающее поджог, скотоложество, каннибализм, кастрацию и копрофагию. Эталон трэша.

Мученицы / Martyrs (2008)

При показах этого фильма люди падали в обмороки. Его ограничение «18+» — не просто формальность. Боль, жестокое обращение с детьми, безумие, насилие, религиозное промывание мозгов, плен.

Порожденный / Begotten (1990)

Типовое описание фильма: «Бог стар и безумен, он потрошит себя бритвой в заброшенном доме, одинокий и никому не нужный. Мать Земля дождавшись смерти, сделала его ещё теплому телу минет и оплодотворила себя семенем. Далеко в пустыне, она родила уродливого Сына Земли — Плоть на Кости, где его подобрали прокаженные и отправились с ним в странствие». Этот арт-хаус обласкан кинокритиками. Возможно за то, что он немой и черно-белый, а каждый его кадр был переснят с пленки еще раз, чтобы усилить жуткую атмосферу.

Забавные игры / Funny Games (1997)

Этот фильм так понравился его режиссеру Михаэлю Ханеке, что он снял его дважды. То есть сделал саморемейк. В ленте рассказывается о семье из мамы, папы и сына, которые приехали на отдых и впустили в своей дом двух незнакомцев, которые убили их собаку и предложили «поиграть». Да, это обыгрывание и высмеивание голливудских клише. Но высмеивание — это когда смешно, а не реалистичные издевательства и пятиминутные статические планы на извивающихся от ужаса героев.

Сербский фильм / Srpski film (2010)

Ода бесконечному и безграничному насилию. На любой вкус. Проститутка приходит сниматься в порно, но еще не знает, что режиссер — убийца. Многие сербы печалятся, что теперь их кинематограф ассоциируется с этим фильмом. Говорят, что такое кино нужно, чтобы быть контрастом, чтобы искусство не казалось пластмассовым и глянцевым. Но давайте мы как-нибудь сами решим, что там у нас с искусством.

Необратимость / Irréversible (2002)

Девять минут анального изнасилования в подробностях. Девять минут плотного ужаса, подкатывающего к горлу всем тем, что вы съели в последние часы.

Голова-ластик / Eraserhead (1977)

Линч старательно снимал этот фильм пять лет и доказал, что могет. Генри, живущий в промышленном городке, состоящем из дыма, шума и теней, вынужден жениться на своей подруге, после того, как она заявляет, что беременна, и в итоге становится отцом маленького, не похожего на человека ребенка-мутанта. Теперь перед семьей встает проблема с выхаживанием этого чудовища, а мы отправляемся на экскурсию в ад. Это тот нечастый случай этой подборки, когда на экране нет кровищ и насилия, а только непроходящее отчаяние, безумие и полная потеря связи с реальностью.

Некромантик / Nekromantik (1987)

Наш герой работает в бригаде труповозки и носит домой с работы милые сувениры: почку, легкое, сердце, селезенку, хрящик, косточку. Все аккуратно пакуется в баночки и ставится на полочки. А однажды он принес домой целый… ну как целый, полусгнивший труп из болота. Проблемы сексуальных отношений некрофилов, которые подробно освещаются в этом фильме, могут увлечь далеко не каждого. А уж разделить и понять их дано единицам.

Человек за солнцем / Hei tai yang 731 (1988)

Японское командование в оккупированной Маньчжурии создало концентрационный «Лагерь 731». Узники — чаще всего китайцы — были материалом для испытаний на переносимость экстремальных условий (например, холод и высота) и для испытаний бактериологического оружия. Жуткая бесчеловечность, издевательства, отстраненность, шокирующая натуралистичность. Авторский замысел закрыт за семью печатями.

День женщины / Day of the Woman (1978)

Малобюджетный трэш-триллер «День женщины», вышедший в 1978 году, известен фанатам жанра под другим, более сочным названием «Я плюю на ваши могилы». Эдакое «Преступление и наказание», переполненное сексом и убийствами. А сцена сексуального насилия одной левой уделывает «Необратимость». Длительностью, освещенностью, подробностями.

Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma (1975)

Богатые, влиятельные и пресыщенные жизнью люди развлекаются. Четыре месяца, или почти два часа экранного времени, они издеваются над молодыми парнями и девушками. Унижают их и насилуют. Эта экранизация романа маркиза де Сада ожидаемо пресыщена жестокостью, и вы не обязаны понимать её только потому, что это искусство.

Ад каннибалов / Cannibal Holocaust (1979)

Фильм снят, чтобы показать алчность, надменность, высокомерие «людей цивилизации». Но сделано это через невыносимую жестокость и циничность. Опытные трэшесмотрители рекомендуют, правда не для семейного просмотра.

Подопытная свинка 2: Цветок из плоти и крови / Ginî piggu 2: Chiniku no hana (1985)

Это второй фильм из целого цикла. И все они были сняты без попытки передать какую-то идею и мысль. Простая эксплуатация отвращения: расчлененка, кровь, кишки и все, что прилагается.

Подполье 2 / August Underground’s Mordum (2003)

Друзья развлекаются тем, что ходят на рок-концерты, а ещё насилуют, пытают и убивают ни в чем неповинных жителей. Для пущего погружения фильм снят в стиле любительской «документальной» съемки. Кадры несвязанных событий перемежаются бойней, кастрацией, канибализмом и опарышами. В общем, запаситесь пакетами, если решитесь на просмотр.

Нити / Threads (1984)

Это британская драма о теоретической ядерной катастрофе, которая могла случиться в середине восьмидесятых. Она невероятно тревожна и реалистично показывает последствия ядерных ударов: голод, лучевую болезнь, смерть от нее. Хаос и катастрофу без питьевой воды, электричества и общественного порядка. Чистейший страх, до холодного пота. И все это сидя на диванчике.

LiveInternetLiveInternet

На протяжении веков люди большое значение придавали знакам и символам, расположенным на теле человека. Это шрамы, родинки морщины, следы от ожогов, татуировки и клейма.

Клеймение как наказание, нанесение на тело человека знаков позора известно с древнейших времен. Еще во времена Петра I на Руси клеймили воров: на лицо ставили клейма — буквы «В», «О», «Р» («О» на лбу, «В» и «Р» на щеках) или же слово Тать». Человек своим неправедным поведением сам определял себе судьбу, а знаки-клейма только подкрепляли то, что он сам совершал, ухудшая тем самым свою и без того негативную карму. Клеймение воров на Руси продолжалось в течение многих веков — оно известно еще с XIV века, а отменили его только в 1863 году. О том, что воров клеймили по всему миру, известно из исторических источников. Примеры влияния клеймения на судьбы людей отражены и в многочисленных романах. Всем известна история миледи из романа Александра Дюма Три мушкетера». Вот как пьяный Атос рассказывал д’Артаньяну трагическую историю своего супружества: «Некий граф… влюбился, когда ему было двадцать пять лет, в шестнадцатилетнюю девушку, прелестную, как сама любовь… Однажды во время охоты… она упала с лошади и лишилась чувств. Граф бросился к ней на помощь, и так как платье стесняло ее, то он разрезал его кинжалом и нечаянно обнажил плечо… На плече молодой женщины был «цветок лилии, она была заклеймена». Таким клеймом во Франции клеймили воров. Палач заклеймил им бывшую монахиню за то, что она заставила священника украсть и продать ради нее священные сосуды. Следует отметить, что лилия в течение многих веков считалась во Франции королевской эмблемой.

Существует очень красивая легенда: Хлодвику, первому французскому королю, принявшему христианство (происходило это на рубеже Vl-Vll веков), ангел подарил лилию. С тех пор этот цветок называют во Франции символом чистоты. Именно поэтому клеймо в виде лилии стало во Франции символом несмываемого позора — немого укора и пожизненным наказанием тем, кто ведет неправедный образ жизни.

В старину место для клейма на теле человека выбирали по одному единственному принципу — так, чтобы его было видно посторонним. Клеймо не только играло огромную роль в дальнейшей судьбе человека, но и после смерти преступника продолжало влиять на судьбы его детей. Известны случаи, когда у детей заклейменных людей появлялись родинки и родимые пятна на тех же участках тела, что и у их родителей. Дети расплачивались за грехи родителей, хотя это вовсе не означает, что они обязательно повторяли их жизненный путь. Просто из поколения в поколение передавалась информация о неблагополучии кармы. Это могли быть наследственные болезни, повторяющиеся банкротства, неблагополучие в семейной жизни и предательства близких людей. Люди с наследственными знаками часто проявляют жестокость по отношению к собственным детям.

У предсказателей существует вполне разумное убеждение, что к родинкам, передающимся из поколения в поколение, следует относиться очень внимательно. Может быть, человек, задумавшись над значением своей родинки, сумеет исправить семейную карму — и тогда у его детей ее не будет вообще. Для этого абсолютно недостаточно, как в сказке, совершить три подвига или просто хороших поступка. Следует изгнать из сердца злобу, которая так часто захватывает нас помимо нашей воли. Для этого необязательно уходить в монастырь или каждую неделю ходить на исповедь. Надо просто попытаться познать самого себя, успокоиться, найти что-то хорошее во всех и во всем, что нас окружает, простить все обиды. И никогда не стоит забывать о том, что родинка может быть как знаком неблагополучия, так и признаком таланта и широты души, а также счастливым предзнаменованием.

Мистическое толкование знаков встречается у многих народов. Так, в романе латиноамериканского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» рассказывается о трагической судьбе сыновей полковника Аурелиано Буэн-диа. Все семнадцать сыновей, как и сам полковник, рождались с открытыми глазами и имели очень одинокий вид. Печать одиночества до поры до времени была только во взгляде и выражении лица. Но вот сыновья, разбросанные по всему свету, наконец, собрались в доме отца. Так уж получилось, что именно в это время начинался великий пост, и всем пришлось идти в церковь. Этот день у католиков носит название «пепельной среды», и всем, кто исповедуется, священник чертит пеплом крест на лбу. «Когда они вернулись домой, самый младший из них хотел было стереть крест, но оказалось, что знак на его лбу неизгладим так же, как и знаки на лбах других братьев. Пустили в ход воду и мыло, песок и мочалку и, наконец, пемзу и жавель, но так и не смогли уничтожить кресты… а все остальные, кто был в церкви, стерли свои без всякого труда. «Тем лучше, — сказала Урсула, прощаясь с братьями. — Теперь уже никто вас не испугает. Многим эти кресты внушали священный ужас, «как если бы они являлись знаком высшей касты, печатью неуязвимости». Однако крестам на лбу было суждено сыграть роковую роль в жизни всех семнадцати Аурелиано. Они не только были печатью одиночества — это был знак, по которому враги полковника безошибочно вычислили всех и убили в течение одной недели — «они целились точно в середину крестов из пепла». Спастись удалось только одному, но и его спустя несколько лет выследили и убили выстрелом в крест прямо на пороге дома его предков. Знаки на лбу стали олицетворением семейной кармы, выражавшейся «цепью неминуемых повторений, вращающимся колесом, которое продолжало бы крутиться до бесконечности, если бы не увеличивающийся и необратимый износ оси».

«Интересная газет. Магия и мистика» №23 2007 г.

Партнеры

Повсеместно считается, что форма и высота лба свидетельствует об умственных способностях. Лоб низкий и подавшийся вперед, знаменует собою слабый рас…

Облысение со лба (особенно раннее) говорит о любопытстве, которое сохранится до глубокой старости. Обладателя такой приметы ждет беспокойная и нескучная жизнь со множеством взлетов и падений.

Морщины на лбу — знаки жизненных забот. Чем заметнее морщины, тем больше у человека предметов для озабоченности. Характер их можно определить по древне-монгольской системе чтения морщин (впрочем, методика эта требует дополнительной проверки и адаптации):

Самая верхняя, морщина Сатурна, расположенная у кромки волос, говорит о том, что человек более всего озабочен тем, что о нем подумают потомки. Если она изогнута в форме лука, то ее обладатель честолюбив и делает все, чтобы оставить по себе добрую память. Его жизнь ровная, старость спокойная и умудренная. Извилистая форма этой морщины свидетельствует о том, что ее обладатель добьется славы любыми средствами и пристроит своих потомков на самые выгодные места. Если же она глубокая и рваная, то обладатель ее отличается неуемным сексуальным темпераментом и зачастую не знает, сколько у него потомков. Однако ему очень совестно, что он не может устроить их жизнь и добиться их уважения; можно сказать, что дети — его «больная тема». Закат его жизни часто сопровождается нервным расстройством.

Следующая вниз, морщина Юпитера, говорит о духовных ценностях (религиозных и политических убеждениях, абстрактных идеях, принципах и т.д.). Изогнутая форма свидетельствует о том, что человек дорожит своей репутацией и не поступается принципами даже в мелочах. Извилистая форма, напротив, свидетельствует о большой гибкости принципов и убеждений: такой человек «не поступается принципами» лишь на словах, а на деле постоянно отходит от них. Впрочем, он всегда сумеет оправдаться перед самим собой. Такой человек отличается крепким здоровьем и обычно бывает счастлив в жизни.

Если в центре морщины Юпитера присутствует излом, то это говорит об огромной духовной силе человека. Одна-единственная прямая морщина Юпитера (при отсутствии других морщин) характерна для путешественников.

Посередине лба располагается морщина Марса — знак агрессивных наклонностей и воли к победе. Она очень хороша для военных и спортсменов и не слишком полезна для представителей других профессий. Непрерывная и хорошо прочерченная морщина — знак победителей; разорванная свидетельствует о недостатке воли. В последнем случае человеку не стоит ввязываться в затяжные конфликты; если победа не достигнута сразу, лучше признать свое положение и отступить.

Ниже нее следует морщина Солнца — знак карьеризма и чинопочитания. Человек, наделенный такой морщиной, всегда рвется в начальники и часто достигает высоких чинов. Разорванная и слабо прочерченная морщина предвещает неудачи в подобных предприятиях, поскольку свидетельствует о том, что ее обладатель не может как следует сосредоточиться на своей карьере.

Еще ниже — морщина Венеры. Это счастливая морщина: ее обладатель умеет позаботиться о себе самом и вовремя понять, что для него полезно, а что вредно. Он действует по обстоятельствам и не строит долгосрочных планов; он всегда готов отказаться от продолжения дела, которое зашло в тупик, и поддержать любое предприятие, которое обещает успех. Поэтому монгольские гадатели называют морщину Венеры «знаком власти и богоизбранности»: ее обладатели часто достигают жизненных вершин и слывут «счастливчиками».

Затем идет морщина Меркурия, указывающая на восприимчивость к болезням и страданиям. Тот, у кого она ярко выражена, обычно очень заботится о своем здоровье и о здоровье своих близких. Малейшее недомогание способно повергнуть его в панику и заставить принять экстраординарные меры. Такой человек весьма чувствителен к сообщениям о людских бедах и страданиях; как правило, он не слишком счастлив в жизни и не достигает больших высот.

В самом низу, почти вплотную к надбровным дугам, располагается морщина Луны. Ее обладатель ищет любви и умеет любить. Однако лишь прямая и глубокая морщина свидетельствуют о глубине чувств; морщина слабо обозначенная иразорванная говорит о том, что чувства неглубоки и переменчивы.

Если у человека над бровями расположены две равные глубокие морщины — это говорит о том, что он талантлив, разносторонне развит. Наличие же над бровями многих мелких и тонких морщин свидетельствует о плохом здоровье человека.

Если посередине лба расположено пять равных по длине морщин, -это свидетельствует о том что этот человек большого ума, открытый и принципиальный, как дома, так и на работе. Он проживет насыщенную, но скорее всего недолгую жизнь, которая будет оборвана несчастным случаем.

Поперечные морщины трактуются следующим образом:

Прямая в центре лба — удачливость;

Волнистые — опасность от ;воды:

Косые на лбу — несчастливая судьба;

Косые над левым глазом -склонность к насилию,

«Фонтан» над переносицей -знак моряка;

Крест посреди лба — злой рок;

Буква Т — опасайтесь травм головы;

Буква С — опасайтесь отравлений.

По центральной оси лба расположены три важные физиогномические зоны. Участок у корней волос отражает связь человека с родителями. Неровная, подпорчен ноя пятнами поверхность на этом участке свидетельствует о нелюбящих родителях и, возможно, о тревожном детстве. Темная полоска (особенно если она тянется через весь лоб) — знак злой судьбы. Обесц веченная кожа — знамение провала всех надежд и устремлений. Углуб ленный участок у корней волос встречается довольно редко и является знамением крайне несчастливой судьбы.

В центре лба — так называемое «Место почестей». Оно указывает на перспективы получения и удержа ния официальных положений, особенно в правительстве. Лучистый, красновато-желтый оттенок на этом участке является весьма благоприятной расцветкой, знаком того, что человек или хорошо устроится, или вскоре получит повышение. Темный или тусклый цвет кожи на этом участке — знак того, что его положение находится под угрозой.

Участок между БРОВЯМИ над переносицей — так называемое «Место клейма». По нему судят о том, суждено ли человеку достичь высокого социального положения и процветания. Хорошим знаком считается, если эта площадка широка (не менее трех с половиной сантиметров), мясиста и отмечена глубокими вертикальными бороздками, свидетельствующими об огромной жизненной силе и воле к власти. Вмятины и искажения говорят о том, что человек едва ли добьется задуманного; гладкая блестящая кожа — об успехах в семейной жизни и художественных дарованиях. «Шишка» (приподнятый участок) в «Месте клейма» свидетельствует о выдающихся умственных способностях. Дефекты окраски кожи говорят о предрасположенности к заболеваниям: синеватый цвет — болезни почек, красноватый — болезни сердца.

Родинки на лбу однозначно трактуются как знак богатства и успеха, а у женщин — знак плодовитости. Следует добавить также, что Кронер считает «счастливыми» только родинки в правой половине лба. Родинки же в левой половине, по его мнению, свидетельствуют о том, что «человек экстраваганген, но слабоволен, его, скорее всего, ожидают разочарования». Известно также, что родинка в «Месте клейма» — знак хронических заболеваний.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram @astroguide_ru

Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).

Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас нерукотворный». XII век

– Владыко, как и что можно крестить в быту?

– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего это – действенное духовное оружие. Совершение крестного знамения требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста.

«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.

– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?

– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.

Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки

– Можно ли креститься в перчатках?

– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.

– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.

— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».

Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».

Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.

– Что делать, если найдешь крест?

– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.

– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?

– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.

Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.

– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

– Можно, конечно, и мысленно крестить. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.

Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки

– Нужно ли креститься, видя храм?

– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.

– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?

– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Ходить без нательного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет». В народе понимали, что нельзя спать без креста, снимать его во время купанья – человек остается тогда без защиты против злых сил. Даже для бани изготавливались специальные «банные» деревянные кресты, которые надевались вместо металлических, чтобы не обжечься. Тем более в храм нужно приходить с нательным крестиком, который дан нам при Крещении и является символом нашего спасения и духовным оружием.

– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?

– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез… Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.

Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.

Беседовала Наталья Горошкова

Кот с крестом на лбу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *