Князь Олег почему вещий

ПОЧЕМУ КНЯЗЯ ОЛЕГА ПРОЗВАЛИ ВЕЩИМ?

Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В той же летописи рассказывается, как Олег получил свое прозвище. В 907 году он с войском пошел на столицу Византии — Царьград. Греки перекрыли бухту, и тогда Олег приказал вынести корабли на берег и поставить их на колеса. Когда ветер подул и наполнил паруса, корабли двинулись к городу, подобно осадным башням. Греки то ли испугались такого дива, то ли решили перехитрить князя. Современные исследователи предполагают, что подобное передвижение кораблей посуху было обычным делом для новгородцев, которые перетаскивали «волоком» суда на пути «из варяг в греки». Но южанам такое зрелище могло показаться чудом. Так или иначе, ворота Царьграда отворили, Олегу вынесли пищу и вино, которые князь отказался принимать. Тогда греки, которые добавили в угощение яд, решили: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». В результате этого похода Царьград обязался платить дань Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, подвластным Олегу, а сам князь получил прозвище Вещий.
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
…Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня…
…Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.

Олег Вещий

Олег Вещий

др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ


Киевский князь Олег Вещий в Радзивилловской летописи

князь Новгородский

879 — 912

Предшественник

Рюрик

Преемник

Игорь Рюрикович

Великий князь Киевский

882 — 912

Предшественник

Аскольд и Дир

Преемник

Игорь Рюрикович

Смерть

912

  • Киев, Киевская Русь

Место погребения

Киев либо Ладога (?)

Род

Рюриковичи

Вероисповедание

Язычество

Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ, ум. 912) — князь Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, объявляется основателем Древнерусского государства.

В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее, а также мудрый или красноречивый).

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.

В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Происхождение имени

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Хельге, что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит его от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный».

В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимаются попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Вокняжение в Киеве

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кнѧзь · а сє єсть Рюриков Игорь кнѧжичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹстави варѧгомъ дань даꙗти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

А. В. Назаренко признаёт летописную дату вокняжения Олега в Киеве (6390 год) искусственной и считает необходимым сдвинуть её ближе ко времени заключения Олегом договора с Византией в 911 году. К. Цукерман считает, что уход Олега на юг и начало княжения в Киеве должны быть сдвинуты с 880—890 годов на 910—930 года.

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

Поход на Византию

Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839. Основная статья: Русско-византийская война 907 года

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Аррана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом».

Смерть

Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ . И после этого умирает Одд.

Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году), который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови.

Польский исследователь Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии

  • Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

  • Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге» (1822)
  • Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий (1825)
  • Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге» (1967)
  • Васильев Б. Л. «Вещий Олег» (1996)
  • Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN 978-5-9973-2744-6

В кино

  • Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин.
  • Покорение (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей.
  • Сага о викингах (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости).
  • Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) — документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.
  • В сериале «Викинги» (2013—2020), в роли Олега — российский актёр Данила Козловский. В сериале Олег является православным.

Памятники

  • В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
  • В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).

Примечания

  1. «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
  2. Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера .
    Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
  4. Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова — ВЕЩИЙ -ая, -ее. Книжн.: Умудрённый опытом; знающий; мудрый (как постоянный эпитет некоторых исторических лиц, литературных персонажей: Вещий Боян, Вещий Олег).
  5. Словарь Ушакова — ВЕЩА́ТЬ: Говорить торжественно, непререкаемо, внушительно (книжн. устар.).
  6. Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
  7. Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
  8. Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
  10. Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
  11. См. список в статье Хельге
  12. Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
  13. Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
  14. Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. Архивная копия от 10 марта 2013 на Wayback Machine — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
  15. Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
  16. Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
  17. Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
  18. Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
  19. Лурье Я. С. История России в летописании.
  20. Лушин В. Г. Рюрик // Древняя Русь в IX – XI веках: контексты летописных текстов / Отв. ред. Е. П. Токарева. Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей, 2016. – С. 11.
  21. «Повесть временных лет». Год 907.
  22. Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
  23. Повесть временных лет. В год 6420.
  24. Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
  25. См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
  26. Перевод Кембриджского документа
  27. Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
  28. Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
  29. Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
  30. Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
  31. Вариант саги:

    Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…

    «Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.

  32. Отрывок из саги про Орвара Одда
  33. Patrick Ridgway KNIGHT. KNIGHTs from Continental Europe to England/Ireland, to Philadelphia (PA), to France. knight-france.com. Дата обращения 9 августа 2018.
  34. Надгробие сэра Роберта де Шурланда (Sir Robert de Shurland). www.tgorod.ru. Дата обращения 9 августа 2018.
  35. Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М: Центрполиграф, 2007. — С. 64—65.
  36. Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
  37. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
  38. «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
  39. О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». I. 2009. — С. 22—44.
  40. Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.
  41. Рылеев Кондратий Федорович. Думы
  42. Владимир Высоцкий. 1967 год

Литература

  • Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 571—573.
  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
  • Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т., Т. 1, А—М / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2003. — 3000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.

Ссылки

  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
  • Полное собраніе русскихъ лѣтописей. Томъ 2. Ипатьевская лѣтопись. Изданіе второе. С.-Петербургъ. Типографія Александрова. 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
  • Рыдзевская Е. А. Об Олеге и Одде (статья).
  • Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — М., 2005.
  • Черникова Т. В. Олег Вещий. Проект РВИО и ВГТРК «100 великих полководцев». Дата обращения 15 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.

История людьми писана, ими рассказана, от их же рук и коверкана. Особенно если говорить про истоки становления России и ее предшественнице Киевской Руси. До нас доходят великие имена, но что кроется за ними? Знаменитый полководец, князь и покоритель Византии Олег Вещий, о котором сложено немало легенд, является если не первым, то одним из первых людей в истории России. Почему Олега назвали Вещим? Чем он заслужил это имя?

Шире круг

В этой статье мы не будем раскрывать тему с одной стороны и отвечать на вопрос односложно. Дело не простое, поскольку исторические факты много раз менялись, некоторые правители корректировали летописи о прошлом, нередко в записках разных историков указываются одинаковые данные о совершенно разных людях. Чтобы разобраться и сделать шире свой кругозор, тему о том, почему же Олег Вещий назван Вещим, мы будем раскрывать с небольшими подробностями.

Кто такой Олег?

Сначала раскроем тайну личности этого исторического персонажа нашей страны. Все началось с династии Рюрика, с приходом которого к власти в Новгороде (неважно, по какой версии и откуда) был заложен первый камень в фундамент будущей Руси. Известно было, что он имел официально только одного сына – Игоря, который являлся его преемником по праву престолонаследия. К сожалению, Рюрик умер, когда наследнику был всего год, соответственно, ребенок править княжеством не мог. Вместо младенца правителем стал Олег.

Здесь поднимается несколько версий, однако до сих пор доподлинно не известно, кем конкретно приходился Олег умершему князю. Большинство специалистов склоняются к мнению, что он был мужем сестры Рюрика, впрочем, кем бы он ни был, став князем Новгородским, этот человек сделал огромный вклад в развитие княжества. Точнее, он стал активно «собирать» земли. Он вел гениальную тактику по расширению границ, начав со Смоленска, двигаясь к Киеву.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

К слову, он не забывал о своем племяннике и, видимо, брал его с собой, поскольку по легенде о хитром взятии Киева Олег выманил князей Аскольда и Дира, сказав: «Вы не князья и не княжеского рода, а вот сын Рюрика». С окончанием фразы он якобы указал на маленького Игоря. Получается, он понимал, что исполняет роль регента при будущем правителе, либо использовал его как символ силы и наследной власти. В любом случае Олег смог собрать множество племен и княжеств под одно знамя Киевской Руси, положив этому государству начало. Так почему же народ назвал Олега Вещим?

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Историческая справка

Вещий (или вещун) – человек, который предвидел будущее, прорицал. Видимо, полное слово звучит как «видящий», которое просто сократили до вещего. Также есть вариант происхождения от слова «вещать», то есть сообщать, оглашать что-то.

Не исключено, что слово «вещий» содержит в себе смысл обоих вариантов. В любом случае этимологи предоставляют несколько значений, одно из них (а может и все) связаны с вопросом, почему Олега назвали вещим.

    Свойство человека предвидеть будущее. Содержащий предсказание, тайный смысл (например, сон). В старину так называли мудрых старцев, подчеркивая их мудрость и знание. Предчувствие.

Народная слава

Собственно, мы все ближе подходим к ответу, почему народ назвал Олега Вещим. Причин, согласно легендам и летописям, было немало.

За время своего правления, как мы выяснили, ему удалось воссоединить под своим началом два княжества – Новгородское и Киевское, а также ряд прилегающих земель. Что касаемо внешних факторов, вроде набегов вражеских племен, то и с теми Олег сумел разобраться. Одним словом, его владения стали занимать территорию от Балтики до порогов Днепропетровска.

var blockSettings12 = {blockId:»R-A-116722-12″,renderTo:»yandex_rtb_R-A-116722-12″,horizontalAlign:!1,async:!0}; if(document.cookie.indexOf(«abmatch=») >= 0){ blockSettings12 = {blockId:»R-A-116722-12″,renderTo:»yandex_rtb_R-A-116722-12″,horizontalAlign:!1,statId:7,async:!0}; } !function(a,b,c,d,e){a=a||,a.push(function(){Ya.Context.AdvManager.render(blockSettings12)}),e=b.getElementsByTagName(«script»),d=b.createElement(«script»),d.type=»text/javascript»,d.src=»//an.yandex.ru/system/context.js»,d.async=!0,e.parentNode.insertBefore(d,e)}(this,this.document,»yandexContextAsyncCallbacks»);

Более того, на возникшей территории была введена примитивная (в виде сбора дани) система налогового сбора. Была она системная и вполне посильная для населения.

Благодаря смекалке князь превратил Киев в столицу славянской державы. Собственно, с этого момента и была обозначена Киевская Русь как государство, поэтому вполне понятно, почему Олега стали называть Вещим не только подданные, но и прочие народы.

Но главным и самым смелым его достижением стал поход на Византию. Причем «Царь-Град» был взят с присущей Олегу хитростью и смекалкой. Само собой, среди подданных государства стали ходить слухи о поразительных успехах и умениях князя, а также о его способностях предвидеть будущее.

Версия первая

Мы рассмотрим два основных варианта, почему князя Олега называли Вещим. Народ считал, что неспроста у князя получается достигать всех намеченных целей. В целом уровень жизни вырос, появилась некая стабильность. После завоевания Киева и присвоения ему статуса «Матерь Руси» Олег не сидел спокойно в крепостных стенах, пируя днями напролет. Характер его был настоящего воеводы, который живет, чтобы вести за собой армию и побеждать. Так, собрав серьезную армию, он периодически уходил с ней совершать новые подвиги. И всякий раз успешно. До князя Олега народ такой масштаб человеческой силы практически не встречал, почему Олега и назвали Вещим. Он знал, что делать, куда идти и как мудро править.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

И еще одна

Вторая версия еще более емко отвечает на вопрос о том, почему князь Олег назван Вещим. В летописях того времени рассказывается, будто князь решил устроить поход и пойти на город Константинополь. Чтобы доплыть до «Царь-Града» с внушительным войском, было построено 200 ладей, в каждой из которых плыло по 40 человек. Армия была хорошо экипирована, соответственно, настроенная на победу. Однако когда Олег с войском приплыл в византийскую гавань, выяснилось, что местный правитель (Лев Шестой), узнав о готовящемся захвате, велел запереть ворота города, а гавань перегородить цепями. Наш князь не растерялся и решил пойти на хитрость. С войском они обогнули земли «Царь-Града», высадились с другой стороны, и Олег приказал приделать к ладьям колеса. Подул попутный ветер, который погнал суда на крепостные стены. Лев Шестой так испугался увиденного, что поспешил открыть ворота и добровольно сдался покорителям.

Позже, на пиру, который устроили византийцы, произошел не менее знаковый случай. Местные жители приготовили изысканные блюда, подали вино и хлеб, одним словом, стали угощать дарами своих завоевателей. Однако Олег сказал, что есть это все не станет. На вопрос дружинников, в чем причина, ответил, что еда отравлена. Так и оказалось, византийцы хотели наказать обидчиков, убив их таким образом, но князь разгадал хитрый план. За это его и стали звать Олег Вещий, то есть предвидящий будущее.

var blockSettings13 = {blockId:»R-A-116722-13″,renderTo:»yandex_rtb_R-A-116722-13″,horizontalAlign:!1,async:!0}; if(document.cookie.indexOf(«abmatch=») >= 0){ blockSettings13 = {blockId:»R-A-116722-13″,renderTo:»yandex_rtb_R-A-116722-13″,horizontalAlign:!1,statId:7,async:!0}; } !function(a,b,c,d,e){a=a||,a.push(function(){Ya.Context.AdvManager.render(blockSettings13)}),e=b.getElementsByTagName(«script»),d=b.createElement(«script»),d.type=»text/javascript»,d.src=»//an.yandex.ru/system/context.js»,d.async=!0,e.parentNode.insertBefore(d,e)}(this,this.document,»yandexContextAsyncCallbacks»);

Легенда о смерти Вещего Олега

И житие, и кончина князя были пронизаны невероятными историями. Еще одна легенда повествует о старце, который предрек Олегу смерть, якобы любимый конь его и убьет. Посмеялся князь над словами старика, но мысль о таком развитии событий все равно осталась. Поэтому он отказался впредь на нем ездить и больше с ним не встречался. Однако приказал коня кормить и поить лучшей водой и лучшим зерном.

Спустя годы Олег вспомнил о коне и предсказании, поинтересовался у своих придворных о его судьбе. Князь узнал, что конь давно умер, и решил отправиться на место, где лежали останки животного. Решив, что старец ошибся, он наступил на череп коня, откуда выползла ядовитая змея и укусила Олега. Яд оказался смертельным, и князь скончался. Некоторые считали, что Олег верил в судьбу, которой нельзя избежать, а потому знал, что даже мертвый конь принесет ему пророческое несчастье.

Мнение Александра Сергеевича

Великий поэт Александр Пушкин взял легенду о смерти Вещего Олега в основу своего произведения «Песнь о Вещем Олеге», где рассуждает на тему рока и неизбежности судьбы.

Автор рассуждает, мог ли князь, который славился своими чудесными способностями, обойти стороной такую смерть или он сам искал ее? Почему спросил о своей смерти у старца, если сам являлся вещуном? Пушкин подчеркивает неоднозначность этого вопроса, соответственно, с множеством возможных ответов. Да, он не сумел предвидеть собственную кончину и избежать ее, но почему Олега назвали Вещим? Потому что сумел добиться колоссальных успехов на военном поприще, где еще долго ему не было равных, а также обеспечил достойную жизнь в своих землях. Для народа того времени, верящего в кудесников и волхвов, назвать князя Вещим значило превознести его, отдать дань уважению мудрости правителя, его силе и справедливости.

Почему Олега прозвали Вещим

I
Многие вещи, о которых мы узнаем в детстве, сопутствуют нам всю жизнь. Мы принимаем их на веру и не подвергаем сомнению. Часто мы даже не замечаем, что они противоречат здравому смыслу. В самом деле, почему все уверены, что в стихотворении Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» прозвище князя «вещий» означает именно «мудрый, сведущий, способный предвидеть и предсказывать будущее»? Следуя авторскому изложению описываемых событий, можно заметить, что Олег ведет себя противоположным образом – он не только не предвидит обстоятельства собственной смерти, но и не понимает слов волхва, осмелившегося открыть ему будущее.
Прислушавшись к предупреждению (мнителен и суеверен, а вовсе не прозорлив!), князь расстается со своим конем. Из повествования видно, что разлука с животным, которое, безусловно, было лучшим из имевшихся в княжеском распоряжении и стоило целое состояние, была осложнена еще и тем, что князь чувствовал к нему душевную привязанность, считал своим другом. Тем не менее, суеверие Олега возымело верх, и он пересел на другого скакуна.
Однако прежний конь был так дорог князю, что и по прошествии лет он помнит о нем: «Пирует с дружиною вещий Олег при звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана (от лет ли, от ратных подвигов, но витязи успели поседеть)… Они поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они… «А где мой товарищ? – промолвил Олег, – Скажите, где конь мой ретивый?..».
Узнав, что животного уже нет в живых, ратник негодует и клянет волхва: «Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье!». Здесь герой стихотворения ведет себя вспыльчиво и дерзко, как и подобает воину и представителю элиты, но, снова не соответствуя своему прозвищу. У него не достает воображения взглянуть на речение мудреца иначе, попробовать вникнуть в смысл иносказания. Он едет посмотреть на останки «боевого товарища» и гибнет от укуса змеи.
Так в чем же проявляется его проницательность, способность видеть то, что недосягаемо остальным? Почему Пушкин, недвусмысленно рисуя нам образ могучего, удачливого и прославленного воина, а не мудрого уравновешенного правителя, тем не менее называет его Вещим? Кого и следовало бы назвать этим эпитетом, так это встретившегося князю старца, и автор косвенным образом именно так и поступает. «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе», – говорит поэт за своего персонажа. Сам кудесник не называется вещим, но именно этим эпитетом обозначен его дар прорицателя.
А что же с Олегом? Почему на протяжении веков мы считаем его отличающимся незаурядным умом? Может быть, все дело в том, что прилагательное «вещий» употреблено в каком-то ином значении?
II
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» Пушкин написал в 1822 году, когда находился в ссылке в Кишиневе. Источником для вдохновения стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя. Дополнениями послужили народные сказания и легенды. По преданиям Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами людей того времени считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось еще и прозвище Вещий, что, как принято считать, означало уважение к его умственным способностям. Но откуда это следует? Обратимся к первоисточнику и посмотрим, что об Олеге сообщает летописец. Для удобства будем читать перевод на современный язык.
Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые были переводчиками. Все эти племена греки называют «Великая Скифия». Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000, и пришел он к Царьграду.
Греки замкнули Судскую гавань, а город заперли. Вышел Олег на берег и начал воевать, много убил около города греков, разрушил много дворцов и пожег церкви. А которых брал в плен, одних убивал, иных подвергал пыткам, других расстреливал, а других бросал в море, и другого много зла учинила Русь грекам, – все, что воины (на войне) делают.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса, и (корабли) с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь».
И уставил Олег воинов. И греки вынесли ему пищу, и вино, но он не принял их, потому что они были с отравой. Испугались греки и сказали: «Это не Олег, а святой Дмитрий, посланный на нас богом». И установил Олег давать дань на 2000 кораблей, по 12 гривен на человека, а в корабле было по 40 мужей. Греки согласились на это, и начали греки просить мира, чтобы не разорял он греческой земли. Олег же, немного отступив от города, начал устанавливать мир с царями греческими Львом и Александром, послал к ним в город Карла, Фарлафа, Вельмуда, Рулава и Стемида сказать: «Соглашайтесь на дань мне». И сказали греки: «Чего ты хочешь, дадим тебе». И установил Олег дать воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города: прежде всего на Киев, также на Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и на прочие города; по тем городам сидели великие князья, бывшие под властью Олега.
И согласились греки, и сказали цари и все боярство: «если придет Русь без купли, пусть не берет месячины; пусть запретит князь (русский) словом своим, чтобы приходящая сюда Русь не творила зла в селах и стране нашей; когда же приходит Русь, то останавливается у святого Мамы и да пошлет царство наше и да перепишут имена их и тогда возьмут месячное свое — первое (для людей пришедших) из города Киева и еще из Чернигова и из Переяславля и остальных городов, и пусть входят в город (Царьград) через одни ворота с царевым мужем, без оружья, 50 мужей, и пусть покупают, как им надобно, не платя ни за что мыта».
Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань и, дав клятву, сами целовали крест, а Олега водили к клятве. И мужи его (Олега) клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом, и подтвердили мир. И сказал Олег: «сшейте шелковые паруса для Руси, а для славян холстинные». И было так сделано. И повесил Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошел прочь от Царьграда. И подняла Русь шелковые паруса, а славяне холстинные, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «возьмемся за свои холстины, не даны славянам шелковые паруса». И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина, и всякое узорочье. И прозвали Олега вещим.
Снова перед нами логически не оправданное заключение. Олег победил греков, обложил их данью и вернулся домой со множественными трофеями. С какой стати за эти подвиги величать его вещим?
III
Прилагательное «вещий» в древних текстах употреблялось в нескольких значениях. Во-первых, как уже отмечалось, оно значило «способный предсказывать, прорицать»: «А после его осталось три дочери. Тетка была чародеица, Каша была гадательница, Либуша была вещая». «Вещими жонками» называли колдуний: «Того же лета псковичи сожгоша 12 жонокъ вещих». Во-вторых, вещими называли не только людей, но и животных, и птиц: «Иные птицы водяныя, живут на воде, те птицы вещи, какъ летятъ да кричатъ, тогда бываетъ дождь и ненастье» (здесь «вещий» близко к современному «зловещий, предвещающий беду»). Или: «И Уруслан пустил своего вещего Араша на озеро, и добрыи конь вещей Араш по озеру, поверхъ воды, как соколъ полетелъ» (здесь «вещий» – «сверхъестественный, волшебный»). В-третьих, «вещий» означало «красноречивый, наделенный даром слова» или вообще «искусный». «Боянъ же, братие не 10 соколовъ на стадо лебедей пущаще, но своя вещиа пръсты на живые струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху», – сказано в «Слове о полку Игореве». Или: «Оттоле взыдемъ на горы киевьскыя, первее всехъ вошедъ восхвалимъ вещего Бояна в городе Киеве гораздогудца», – говорится в «Задонщине».
Еще один вопрос – почему все уверены, что прилагательное «вещий» сопряжено с корнем «весть»? Его этимология может быть иной, связанной с корнем «вещь», лишь впоследствии эти слова частично наложились друг на друга. Попробую объяснить.
Когда волшебник (кстати, от слова «волхв») «вещал» это не обязательно значило, что он «говорил» (путь даже и предсказывая будущее). Его действия могли соответствовать тем, что сегодня бы мы описали словами «овеществлял», «осуществлял», «воплощал». То есть он производил некие магические явления предметов из невидимого мира в явный – на то он и колдун! «Вещный» в древнерусском языке значило «естественный, соответствующий законам природы», а также «существующий физически, материальный». «Вещь» – это то, что было явлено в видимом, вещественном, мире, такого первоначальное значение слова. Все предметы назывались вещами, потому что были материальны, вещественны.
Но толкование слова может быть еще удивительней. Вещим мудрец назывался за то, что мог «овеществить» и нечто другое. Во-первых, предсказывая будущее, он так же являл его, делал зримым, доступным пониманию простых смертных, «овеществлял». В подтверждение этой мысли находим в словаре древнерусского языка, что «веществом» несколько столетий назад называлась не только материя, но и «предсказание будущего, гадание». Волхвы занимались веществом – открывали тайны грядущих лет, вещали.
А кроме того, они могли производить еще одно магическое действие – разгадывать неведомые остальным шифры, оглашать, озвучивать зримые образы, переводить «изображение» в «звук», в живую речь. Начертанные знаки начинали оживать для слушателя, являя в его воображении невиданные картины: «Веществуя невещественная воображая безплотная начертаниемъ писменнымъ». Потому и Бояна почти всегда именовали вещим, то есть владеющим сакральным знанием чтения и письма, а еще вследствие его искусной игры на гуслях.
Сегодня в эпоху тотальной грамотности такой взгляд на способность чтения текстов может показаться фантазией, но всего лишь около века назад подобное восприятие чуда письменности зафиксировал Максим Горький. Будучи еще подростком, он взялся обучить грамоте одного своего старшего приятеля, необразованного рабочего Изота. Великовозрастный ученик взялся за дело усердно, и оно пошло успешно. Но, учась, Изот не переставал простодушно дивиться поразительному «чуду грамоты», чуду письменного языка, и жадно допытывался у своего учителя: «Объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки? Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я знаю их – слова живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно. А здесь как будто самые мысли напечатаны, – как это?».
К этому можно добавить, что тексты тысячелетней давности существенно отличались от современных. Во-первых, символы были более замысловатыми, при этом написанными от руки, а не напечатанными, и значит, труднее идентифицировались. Во-вторых, слова не были разделены пробелами, что приводило к тому, что текст действительно приходилось расшифровывать, его невозможно было прочесть бегло. В-третьих, людей способных это сделать, были единицы и потому, все они считались либо мудрецами, либо волхвами. Осмыслив свидетельство Максима Горького, можно представить, что самая обыденная для нас деятельность еще совсем не так давно воспринималась не иначе как магия, волшебство. Что уж говорить о том, как это выглядело тысячу лет назад!
IV
С распространением христианства (крестьянства, как тогда говорили), внедрением новой письменности и славянского языка прежнее языческое жречество было подвергнуто остракизму, а многие слова наполнились новым содержанием.
После всего сказанного, надеюсь, читатель сможет самостоятельно определить, в каком значении Олег был прозван вещим. Как мы показали, это не могло быть связано с его прорицательской способностью: он был могуществен, жесток, удачлив, но будущее не предвидел. Еще раз напомню заключительные слова летописца в оригинале: «И прииде Олегъ к Киеву, неся злато и паволоки, и овощи и вина, и всякое узорочье. И прозваша Олга вещии» (Радзивиловская летопись). Здесь недвусмысленно говорится о том, что он принес в Киев множество вещей, и за это его прозвали вещим! Вещами в то время называли материальные ценности, имущество, богатство, товар, и это значение зафиксировано в словарях. Так, фраза «недвигомые (недвижимые) вещи» приравнивается к современной – «недвижимое имущество». Как бы это ни было непривычно и диковинно, но основатель древнерусского государства князь Новгородский и Киевский Олег был назван вещим вовсе не за свою способность проницать мыслью время, а за свое великое богатство или, по крайней мере, за свою сверхъестественную удачливость на войне.

В славянской мифологии понятие «вещий» относилось к человеку, который мог знать и предвидеть будущее. Именно таким и являлся князь Олег, который известен как основатель Киевской Руси. Он был не только великим полководцем, одержавшим победу над Диром и Аскольдом, но также знающим и образованным человеком.

За 30 лет правления князя Олега провозглашенное ним государство стало сильным и процветающим. Кочевники на него больше не нападали, а купцы торговали по тем правилам, которые он установил.

Об уме, даре предвидения, чрезвычайной сообразительности и организаторских способностях князя Олега свидетельствует и тот факт, что собираясь в поход на Византию, он сумел собрать огромное войско и посадить его на ладьи, которые могли плыть с огромной, для того времени, скоростью.

Увидев большое количество русских кораблей, византийский император закрыл на замок городские ворота, и загородил вход в гавань железными цепями, которые не позволяли кораблям подойти к городу с моря. Но и тут проявилась смекалка Олега. Он велел своим воинам поставить ладьи на колеса, и атаковать город с другой стороны, где он был практически незащищен. Благодаря попутному ветру эта армада стала быстро приближаться к городу. Именно это и напугало императора Византии, который сдался на милость Олега, предложив ему дань.

Чтобы избавиться от князя, богатые жители города предложили ему отведать отравленной заморской еды. Но и тут Олегу помог дар предвидения. Он понимал, что столь горячее гостеприимство эти люди проявляют неспроста, и в этом есть какой – то подвох. Князь не только отказался от угощения сам, но и запретил к нему притрагиваться воинам. Вот вам еще одна причина того, что его назвали вещим.

Кроме того, существуют доказательства того, что князь Олег обладал даром волхования. Он был магом и чародеем, Мог предсказывать будущее и лечить людей, хотя сам умер по глупости, от укуса змеи. Согласитесь — смерть невероятно глупая, хотя, это может быть красивая легенда, которая к реальности отношения не имеет. Так, или иначе, но вещим князя назвали из-за его ума и дара предвидения.

Почему Олега назвали Вещим: тайны исторической личности

  1. О происхождении Вещего Олега
  2. Заслуги Вещего Олега
  3. Побеждал, потому что мог предвидеть будущее?
  4. Вещий Олег: магия или особый дар?
  5. Почему князя прозвали Вещим?

О происхождении Вещего Олега

Практически каждый человек слышал о такой исторической личности, как Вещий Олег, но мало кто знает о происхождении этого великого созидателя и хранителя русской державы. В знаменитом рассказе «Повесть временных лет» говорится, что трон Олег занят после смерти князя Рюрика. Произошло это событие в 879 году. Великий князь избрал своим приемником Олега и доверил ему правление Русскими землями до того времени, пока не подрастет законный правитель – сыр князя Рюрика Игорь. После своего назначения Олег стал продолжать дело своего предшественника и принялся объединять русские земли. Всего за несколько лет Олегу удалось собрать мощное войско, в которое согласно летописям вошли не только словене и варяги, но и кривичи, мери, веси и чуди. Великий князь Олег подчинил своей власти Любеч и Смоленск. Оба эти города были взяты великим полководцем без боя.

Далее войско князя проследовало вниз по Днепру прямо к Киеву, где в то время правили Дир и Аскольд. Однако эти два боярина-варяга так просто отдавать свою власть в Киеве Олегу не собирались. Тогда Олегу пришлось пойти на одну военную хитрость, после чего и был взят им Киев. Благодаря деяниям князя тогда удалось соединить в единое государство два главных центра русской земли. Это позволило государству обрести мощь и влияние.

О князе Олеге можно узнать подробнее в этом видеоматериале.

Заслуги Вещего Олега

Согласно «Повести временных лет» называться Вещим Олег стал после похода на Византию, который был совершен в 907 году. Тогда князь подготовил две тысячи ладей, в каждой из которых было по сорок воинов и стал наступать на Царский город. Византийский император пытался противостоять набору войск, однако увидев, что варяги стали ставить ладьи на колеса и начинают стремительно приближаться к Царьграду, решил пойти на примирение, предложив Олегу согласие и дань. С тех пор князь приказал грекам платить дань по 12 гривен с каждого воина, который находился на кораблях. Греки сразу же согласились на предъявленные князем требования и для утверждения мира поклонились Олегу. В качестве доказательства своего уважения греческие цари даже доказали дань целованием креста. Сам князь же поклялся в ответ своими богами, поскольку он был язычником.

Но не только это стало поводом для того, чтобы Вещего Олега стали называть основателем древнерусского государства. Его заслуги перед потомками неоспоримы, поскольку именно ему удалось покорить жившие на территории современной Украины племенные союзы. Олег смог победить и могучий Хозарский каганат, тем самым сильно подорвав силы степной сверхдержавы. Также он сумел навести порядок и на уже подконтрольных ему территориях. Под владычеством князя Русь стала представлять собой гигантские территории, населенные многочисленными славянскими племенами. А с приходом к власти Одда славянские племена сформировались в единое мощное государство, которые признавалось всем миром.

Побеждал, потому что мог предвидеть будущее?

Исходя из деяний Олега, можно сделать вывод, что отобрать власть у земляков ему помогали находчивость и разумность. И действительно, вед в Киев он прибыл на одной ладье под видом купца. Свой же отряд дружинников он спрятал на судне. Когда Киевские князья Аскольд и Дир приблизились к гостям, Олег поспешил огласить незаконным правителям приговор. После чего на них и напали дружинники князя. Именно эта хитрость позволила Олегу избавиться от киевских князей и назначить на их место нового правителя Игоря. Кроме того, именно Олегу приписывают фразу, которая со временем стала пророческой. Когда брошенная им фраза относительно того, что Киев станет матерью русских городов действительно стала правдой. Именно она послужила тому, что князя стали уважать и прозвали «вещим». Ведь Олег был не просто мудрым полководцем, но и очень предусмотрительной личностью. Причем иногда его предусмотрительность в глазах обычных людей воспринималась, как нечто необъяснимое и даже волшебное.

Вещий Олег: магия или особый дар?

Относительно теории, что прозвище «вещий» Олегу было дано неспроста существует и историческое подтверждение. Во время византийского похода правитель заблаговременно позаботился о том, чтобы в столицу не смогло пробраться войско Олега. Император даже приказал закрыть городские ворота и перегородить цепями пролив, тем самым полностью ограничив доступ к гавани. Однако и эта предусмотрительность императора не смогли противостоять Олегу. Проявив смекалку, тогда Олег отдал приказ сконструировать специальные колеса для кораблей. Когда начал дуть попутный ветер, славянские суда стали необычным способом приближаться к городу. Именно эта особенность древнерусского князя подтверждает тот факт, что действительно отличался смекалкой и в некоторых моментах проявлял сверхспособности, которых многие правители того времени попросту боялись.

Читайте также «Исследования планет Солнечной системы в 2018 году: новые научные разработки и открытия»

И статью «Водопад «Гремячий ключ», как настоящее чудо Подмосковья»

Почему князя прозвали Вещим?

Называть Олега Вещим стали после похода на Царьград. С тех пор он вернулся на Родину уважаемым человеком и очень популярным военачальником. Однако еще больше подтвердил свои способности князь еще одним событием, после которого прозвище Вещий закрепилось за ним навсегда. Каким-то непонятным для обычных людей способом Олегу удалось почувствовать в преподнесенных византийцами угощеньях яд. Отказавшись от еды, он таким образом избежал неминуемой смерти. Видимо, у князя было очень развито седьмое чувство, которое и помогало ему действовать на опережение и тем самым добиваться поставленных целей.

Князь Олег почему вещий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *