Картина смотрины невесты

Ноги, руки, голова

Обычай смотрин невесты для царя привезла на Русь византийская принцесса Софья Палеолог, бабушка Ивана Грозного. Так в Византии очень часто выбирали жён для наследников императорской короны. При этом самих будущих мужей на смотрины невесты даже не всегда приглашали. Известно, что византийская царица Ирина, которая и придумала невест искать по всей стране, ради своего сына разослала… мерки, которым должны была соответствовать невеста. Она указала точные рост, длину стопы и размер головы, которыми должна обладать невеста, не считая других достоинств, вроде происхождения и здоровья.

Девушек нужных размеров (среди дочерей знатных семейств) во всей Византии нашли только тринадцать. Из них царица отобрала сироту-армянку Марию и поставила сына перед фактом, не глядя, что он обручён с любимой им принцессой франков.

Конечно, ни к чему хорошему такая навязанная свадьба не привела. Через несколько лет Константин насильно заставил немилую жену постричься в монахини. На принцессе он жениться не мог, но у него уже появилась другая зазноба — вот она и стала новой императрицей. А соответствующая самым высоким царским требованиям Мария всю свою недолгую жизнь прожила в монастыре, воспитывая дочерей. И, несмотря на такое печальное начало обычая смотрин, он закрепился на много поколений.

Выбор невесты императором Феофилом (литография, 1889 год)

Первым русским царём, или, точнее, царевичем, для которого Софья Палеолог решила устроить смотр невест был, конечно же, её сын, будущий царь Василий III. Впервые же в истории Рюриковичей князь брал в жёны не иноземную принцессу и не собственную кузину-Рюриковну, а боярскую дочь. Невесту выбрали из пятисот кандидаток, доставленных ко двору со всех подконтрольных московскому великому князю земель.

Выбор пал на боярышню-сироту (вообще на царских смотринах часто выбирали сирот), пятнадцатилетнюю Соломонию Сабурову.

Вскоре после свадьбы Василий уже из наследника стал «государем всея Русии», то есть царём нескольких древнерусских княжеств, а Соломония — царицей. Должно быть, к жене Василий был расположен. Двадцать лет она не могла родить ему ребёнка — и двадцать лет Василий запрещал своим братьям жениться и заводить детей, чтобы ему не наследовал чужой сын, но не трогал Соломонию. Наконец, он сделал с женой то, что уже делали византийские императоры и что по примеру Василия потом сделают другие русские цари: приказал насильно постричь её в монахини.

Когда к государыне подступились, она оказала яростное сопротивление, вплоть до того, что вырвала из рук пришедших к ней бояр монашеские одеяния и принялась их топтать. Тогда царицу просто на месте избили кнутом. Василий же безо всяких смотрин женился на молодой Елене Глинской — дочери знатной семьи из Великого Княжества Литовского — и быстро полюбил всё европейское.

Традицию смотреть невест продолжили при Иване Грозном. В 16 лет после венчания на царство он решил жениться, и для него устроили знакомство с самыми красивыми боярскими дочками.

Будущая царица Анастасия оказалась в толпе собранных для Ивана невест не случайно. Её семья была давно при дворе, дядя Анастасии даже был опекуном малолетнего Ивана, так что, возможно, юная пара была знакома и до официальных смотрин. Как бы то ни было, выбор царя был искренним.

Современники считали, что покорила Анастасия будущего супруга не только красотой (невысокий рост, пышные волосы), но и многочисленными добродетелями, среди которых были доброта и кротость, хорошо усмирявшие нрав Ивана. Супружеское счастье длилось тринадцать лет, после чего царица отправилась на тот свет, вероятно, не без помощи царских недругов. Как ни горевал царь, а всё же, когда через восемь дней после смерти жены митрополит и бояре предложили ему искать новую невесту, ответил согласием.

Григорий Седов. «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1882

Вторые смотрины царя были, скорее, свиданием по знакомству. Невесту ему порекомендовали искать на Кавказе, «у черкасских князей». Оттуда привезли княжну пленительной красоты по имени Кученей, в Москве её поселили в специально отведенных хоромах. Вскоре Иван велел ей явиться на свой двор, где «смотрел её и полюбил». Чтобы сочетаться с ним браком, княжна приняла православие и стала Марией. В тот же день Иван Грозный назвал её своей суженой и вручил кольцо и платок, расшитый жемчугом. А через восемь лет, после смерти Марии, пришла пора и третьих смотрин.

На третьи смотрины Ивана Грозного, где он познакомился сразу с третьей и четвёртой жёнами, привезли уже две тысячи девушек.

Первый отбор лучших из лучших, как было до Грозного и будет после него, лёг на плечи бояр и повивальных бабок. Четвёртую жену с этих смотрин даже не успели толком увезти: третья умерла через полмесяца после свадьбы. Ещё одну девицу из привезённых на те же смотрины отдали сыну Ивана — тому самому, которого он, по легенде, убил. На деле же, похоже, Иван Иванович, соучастник отцовских оргий, умер от передозировки лекарства от сифилиса.

Кто вообще становился царскими невестами?

Смотрины давали шанс очень разным девушкам. Если обычным порядком князья и цари женились на знатных девушек — когда увидев их в доме родственников, когда из политических соображений, — то на смотринах важнее было царю понравиться. Так, первая жена Грозного, дочь его рано умершего окольничего Захарьева-Юрьева, была хоть и не из крестьян или купцов, а всё же Грозному неровня. Бояре жаловались, что этим браком он-де оскорбил по‑настоящему именитые семьи.

Из худородной семьи была и Марфа Собакина, третья жена Ивана IV. Чтобы не краснеть за недостаточно знатных родственников, Иван Грозный одарил чинами всех мужчин её семьи. Отец Марфы стал боярином. Возвышение их было таким же коротким, как жизнь Марфы после свадьбы.

Жена второго русского царя династии Романовых — Алексея Тишайшего — Мария Милославская в детстве вынуждена была продавать собранные ею грибы, чтобы добыть немного денег, а отец её служил на не слишком высокой должности — кравчим (почти что буфетчиком) у посольского дьяка. Мать Алексея Тишайшего также была до свадьбы очень бедна, как и его вторая жена.

К смотринам допускались девушки не просто красивые, отобранные по росту и статям. Следили, чтобы у них не было родства с политически неблагонадёжными семьями, чтобы смотрели скромно (весёлая и смелая Глинская, мать Грозного, смотрины бы не прошла ещё на отборочном этапе), чтобы рыжая не была ни в коем случае (и снова у Глинской не было шансов), а на лице не было родинок — тогда лицо считалось недостаточно чистым. И речь идёт в том числе о мушках у глаза или на щеке. Очень волновало количество детей в семье невесты — так определяли, плодовита ли будет сама возможная царица. И, конечно, повивальные бабки осматривали девушек не только на предмет правильного развития таза и половых органов, но и девственности. До сексуальной революции было ещё далеко.

И. Е. Репин, «Выбор великокняжеской невесты»

Порой ничего из этого не имело значения, потому что смотрины устраивались только для порядку. Так, например, старший брат Петра I молодой царь Фёдор III смотр устроил исключительно для того, чтобы выбрать девушку, которая ему уже нравится, но так, чтобы бояре не роптали: на наших, мол, и не глянул. Тем более, что девушка была, похоже, из принявшей православии на службе русского царя польской семьи. Познакомилась с царём она очень нетривиально: когда он во время крёстного хода шёл мимо толпы зрителей, она «лишилась чувств», красиво опав перед ним в своём роскошном польском платье с декольте.

Звали находчивую красавицу Агафьей Грушецкой. Она, как и Глинская некогда, принесла с собой к царскому двору польские моды и развлечения и в браке с царём была очень счастлива… Но недолго.

Через полтора года после свадьбы она умерла от родильной горячки. Через неделю умер и их с Фёдором сын. На смотринах Грушецкой, кстати, пришлось состязаться со всего лишь восемнадцатью девицами, слишком уж поспешно они были устроены. Девушек, не прошедших отбор, отпустили домой с жаловаными за беспокойство подарками: пятью метрами плотного шёлка, тремя метрами атласных тканей и тому подобными обновами.

Интриги и дары

Бились не только за то, чтобы стать царской невестой, но и чтобы оказаться среди тех, кого царь увидит. Ведь у него ещё родственники есть, да и хорошая слава почти невесты царя — серьёзный довесок к приданому. А главное, после смотрин дары за беспокойство получали все участницы последнего отбора, причём часть можно было получить из рук царя.

Но за место невесты порой бились отчаянно. Перед смотринами одна семья очерняла другую, доносили о порочащих связях, могли распускать слухи о непотребном поведении женщин семьи.

Сотни девушек из нескольких княжеств свозили и размещали в просторных каменных палатах, по дюжине человек в одной комнате, установив всё кроватями. Девушкам обеспечивали не только еду и постель — причёсывала и убирала их перед осмотром царская прислуга. Правда, из тех соображений, чтобы фальшивой красоты не навели. Те же косы русские красавицы веками подделывали, искусственно утолщая вплетёнными чужими прядями, шнурами, лентами. Были способы сделать грудь на вид полнее, лицо — белее…

Однако от прислуги же и опасность шла. Стоило дать взятку, и неугодную соперницу так зачешут и заплетут, что она от боли света белого не взвидит, ещё и в обморок упадёт. В таком случае семью девицы накажут за то, что якобы пытались представить больную как здоровую. Так произошло с Ефимией Всеволожской, кандидатке в жёны Алексея Тишайшего, после царских смотрин вместе с семьёй оказавшейся в ссылке под Тюменью. А уже отобранной невесте его отца Марье Хлоповой устроили мучительное расстройство желудка, убедив царя, что это признак неплодности. Марию с родственниками сослали в Тобольск.

Возможно, именно не доверяя боярам и их интригам Иван Грозный на своих третьих смотринах поговорил с каждой из двух тысяч претенденток на его руку и сердце.

Помогло это ему несильно. После того, как он благополучно женился на выбранной им Марфе Собакиной, девушка вдруг заболела и после двухнедельных мучений умерла. Иван Васильевич был уверен, что её отравили, как и его мать. Уже в наше время в останках Собакиной искали отраву, но не нашли. Или яд был растительного происхождения, или же Марфа умерла от какой-нибудь быстрой болезни. В любом случае, её отца от разочарования Грозный насильно постриг в монахи, а двоюродных братьев казнил, заподозрив, что это они её извели.

Выбор невесты Царя Алексея Михайловича. Хромолитография А. Абрамова, 1882

Естественно, о таком (возможном) будущем на смотринах невест не предупреждали. С ними старались разговаривать чинно, блюдя их скромность, и даже сам царь мог и двух слов на смотринах не сказать. Свой выбор он показывал, даруя одной из выставленных перед ним девиц узорчатый, золотом шитый плат и обручальное кольцо. После этого невесту переводили «в терем», «в верхние палаты» — то есть во внутренние женские комнаты, и обращались с ней ещё до свадьбы как с царицей.

Как выглядели царские избранницы

Хотя расхожие представления о прекрасном диктовали любоваться только одним типом внешности, вкусы у царей были очень разные. Воспевались белая кожа без единого пятна (даже веснушек или родинки), румяные щёки и губы, тёмные густые, лучше «союзные» (срастающиеся на переносице) брови. Худые девицы не приветствовались, но слишком полных подозревали в болезненности. Понятное дело, раз нравились тёмные брови, то и косы у их обладательниц были тёмные.

Так выглядели, например, первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия и мать Петра I Наталья Нарышкина.

Большое внимание уделялось скромности невесты — от которой она от мужского взгляда расцветала тем самым вожделенным румянцем, а ещё застенчиво опускала глаза. Тем не менее Агафья Грушецкая и Елена Глинская, которые вообще не соответствовали этим требованиям, были обожаемы мужьями: одна в «бесстыжих» европейских платьях, с едва прикрытыми кружевом волосами, другая рыжая, самостоятельная, глаз не опускавшая.

После свадьбы молодую царицу могли заставить сменить имя: мол, родное не годится для нового звания. Так Прасковья Лопухина, первая жена Петра I, стала Евдокией. И, конечно, царице приходилось полностью сменить свою жизнь. Теперь уже она не могла выходить с женской половины, кроме как чтобы поехать в окружении свиты молиться в храм или монастырь. Гуляла она по закрытому саду, предназначенному специально для женщин семьи. Когда Ирина Годунова, жена царя Фёдора I и невестка Ивана Грозного, начала принимать послов возле мужа, она серьёзно шокировала бояр таким бесстыдством.

Читай также:

Как царица Анастасия на тринадцать лет сделала Ивана не Грозным

За что бояре не любили мать Грозного и за что её стоило уважать

Ирина Годунова: как предрассудки против женщин лишили Русь царицы и покоя

Брачные традиции на Руси : как пройти кастинг и выйти замуж за царя


Смотрины невесты. Мясоедов Г.Г. 2-я пол XIX в.

Чтобы найти себе жену, российские цари XVI-XVII вв. устраивали смотры невест, на которые допускались только самые красивые и здоровые девственницы. Боярские семьи конкурировали между собой за возможность выдать замуж свою невесту. От результатов этого средневекового кастинга зависели судьбы именитых родов и даже ход истории Московского царства.

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем. Седов Г.С., 1882 год.

В XV-XVI вв. у российских царей было множество проблем при выборе невесты. Европейские королевские семьи не желали отправлять своих дочерей в этот дикий, изолированный край. Они также не хотели, чтобы их благочестивые принцессы крестились в православную веру.
Породниться со знатными родами России было не намного проще. Хоть московские цари и считались всесильными, на самом деле они находились в зависимости от боярских семей. Здесь брачным вопросам постоянно мешали интриги и борьба за власть.

Выбор невесты. Никитин С.

В 1505 году будущий царь Василий III решил провести первые на Руси смотрины невест, чтобы выбрать идеальную спутницу жизни. Этот обычай, заимствованный из Византийской империи, стал популярным в России на следующие две сотни лет.

Выбор царской (великокняжеской) невесты. Репин И.Е., 1884-1887.

На первом этапе «отбора» представители царя ездили по всем уголкам страны с особым царским указом. В нем предписывалось представить всех молодых девушек на «региональные смотры». Царские послы отбирали кандидаток по многим параметрам. Царская невеста должна была быть высокого роста, красивая и здоровая. Большое внимание уделялось наличию многих детей у ее родителей. Естественно, проверялась «политическая благонадежность» семьи девушки.

Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты). Нестеров М., 1887.

От 500 до 1500 отобранных девушек отправлялись в Москву для участия в следующем туре отбора. Соперницы представали перед жюри из придворных и врачей, где отсеивались в несколько туров. Здесь уже начинались придворные интриги. Благородные семьи продвигали своих родственниц и пытались протащить их в финал. При этом против особо перспективных кандидаток на титул царицы даже организовывались сговоры.

Боярский свадебный пир. Маковский К.Е., 1883 год.

Несколько десятков девушек, прошедших предыдущие этапы отбора, выходили в финальный раунд. Это было очень похоже на телевизионное шоу «Холостяк».

Выбор невесты. Кириллов И.

Их поселили в большом красивом доме, всех одели в красивые платья. Наконец, когда прибыл царь, к нему в комнату заходили будущие невесты и кланялись в ноги. Царь давал каждой из девушек платок, вышитый золотой или серебряной нитью и жемчугом.

Под венец. Маковский К.Е., 1884 год.

Царь наблюдал за кандидатками, когда все вместе обедали за одним столом, а также в приватном общении, чтобы сделать правильный выбор из этой прекрасной компании. Когда царь сделал свой выбор, он передал суженой золотое кольцо. В 1505 году Соломония Сабурова стала первой царицей, прошедший подобный кастинг царя Василия III.


Гравюра. Мария Хлопова, будущая невеста царя Михаила Федоровича. | Фото: atlasobscura.com.

Остальных финалисток разбирали в жены влиятельные бояре, либо их отправляли домой с деньгами и дорогими подарками, но могли и сослать в Сибирь – в зависимости от настроения царя.

Венчание Николая 2 и Александры Федоровны. Репин И.Е., 1894 год.

Смотры невест вышли из моды в конце XVII века. Романовы все больше стали вступать в брак с европейскими принцессами, а Россия входила в политическую жизнь западной Европы.
Обычай смотра невест для русского монарха широко отображен в живописи русских художников. Интересно, что картины Ильи Репина окружали необъяснимая мистика и мифы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«У вас товар, а у нас – купец»: как найти невесту для русского царя

В начале XVI века в Россию пришел новый обычай – смотрины невест царями. Выбор будущей царицы проходил в несколько этапов, сопровождаясь интригами и нешуточными страстями

Критерии отбора

Сам процесс смотрин очень походил на современные конкурсы красоты. Претендентки на роль государевой супруги должны были отличаться красотой, высоким ростом и умением поддержать беседу. Предпочтение часто отдавали девушкам из многодетных семей – считалось, что они с большей вероятностью смогут подарить царю наследников. Знатность рода не играла решающей роли и даже могла навредить невесте. Представительниц слишком известных фамилий придворные опасались, не желая делиться с их семействами влиянием и богатством.

Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. Художник Г. Седов. 1882 год

Сначала с сотнями возможных невест знакомились бояре и из общего числа выбирали два десятка наиболее подходящих кандидаток. Затем царь общался с девушками лично и в скором времени сообщал о своем выборе. Будущей супруге он дарил расшитый узорами платок и кольцо. Остальные претендентки рисковали отправиться в монастырь, ведь после царских смотрин выдавать их замуж за менее родовитых женихов считалось неправильным. По этой причине далеко не все родители стремились отправить своих дочерей на «битву» за царя и тяжело переживали попадание тех в заветную двадцатку.

Марфа Васильевна и другие невесты грозного царя

Своеобразным рекордсменом по количеству проведенных смотрин являлся Иван Грозный. Царь был женат семь раз и как минимум трех жен выбирал согласно этой традиции. Первой избранницей государя стала Анастасия Захарьина-Юрьева (ее родственниками считаются представители династии Романовых), выбранная им почти из тысячи девиц. В период замужества Анастасия благоприятно влияла на гневливого и вспыльчивого царя, смягчала его нрав и предостерегала от жестокостей. Она родила двоих сыновей – Ивана и Федора, которые считались потенциальными наследниками престола. Увы, спустя 13 лет брака Анастасия скончалась при загадочных обстоятельствах. Царь был уверен, что жену отравили.

Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. Художник Г. Седов. 1875 год

Очередные смотрины невест состоялись через два года после смерти Анастасии. Для этого по всему государству провели перепись кандидаток, по возрасту и статусу подходящих Ивану IV. Затем в Александровскую слободу привезли две тысячи девушек, где, согласно свидетельствам современников, царь успел пообщаться с каждой. После знакомства осталось 24 претендентки, а потом – 12. Выбор государя пал на Марфу Собакину. Этот брак продлился мало: сразу после свадьбы Марфа Васильевна заболела и за месяц угасла. Причиной ее гибели также считается отравление.

Четвертой супругой Ивана Васильевича стала девушка с предыдущих смотрин: новая царица Анна Колтовская заняла на них «второе место» после Марфы Собакиной. С Анной грозный царь не ужился и спустя полгода сослал ее в Тихвинский монастырь, а родственников жены предал опале. В дальнейшем государь избегал проведения смотрин и даже венчался отнюдь не с каждой избранницей. Его шестой и неофициальной женой стала некая Василиса Мелентьева (полумифический персонаж; упоминания о ней встречаются в некоторых произведениях искусства и хронографах), а седьмой и последней – Мария Нагая, мать царевича Дмитрия Угличского.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В роли Марфы Собакиной актриса Нина Маслова, а роль Ивана Грозного исполняет актер Юрий Яковлев

Супруга для первого Романова

Невесту Михаилу Федоровичу Романову выбирали с особой тщательностью – мало того, что царь являлся первым представителем династии, так еще и был очень юн, а большую часть решений за него принимали близкие.

Во время смотрин в 1616 году Михаилу приглянулась Мария Хлопова, дочь дворянина из Коломны. Поначалу все складывалось благополучно, и девушка едва не стала царицей, если бы в ситуацию не вмешались бояре Салтыковы. Многочисленная и незнатная родня Хлоповой, буквально заполонившая теремные хоромы, вызывала у них опасения за собственное положение. Пока шла подготовка к свадьбе, невеста внезапно заболела, на что Салтыковы поспешили обратить внимание Боярской Думы. Опасаясь, что Мария оставит первого царствующего Романова без наследников, мать царя распорядилась сослать ее в Тобольск. Через три года бывшую невесту, которая чудесным образом выздоровела, разместили в Нижнем Новгороде, но к царю так и не пустили.

Мария Хлопова, невеста царя Михаила Федоровича. Художник Н. Неврев. 1884 год

По прошествии семи лет Михаил Федорович все еще вспоминал Марию Хлопову и уверял родителей (к тому времени из польского плена вернулся и стал патриархом его отец Филарет), что на другой жениться не станет. Салтыковых, изобличенных во лжи, он сослал в далекие вотчины. Не получив согласия на брак, Михаил до 29 лет оставался холостым, что для тех времен являлось редкостью.

Наконец, царь сдался и согласился на новые смотрины в 1626 году. Каково же было удивление присутствующих, когда Михаил Федорович заявил, что ни одна из девушек ему не мила, и указал на Евдокию Стрешневу, которая даже не претендовала на роль невесты! Она в качестве наперсницы (подруги) прибыла с одной из отобранных для смотрин красавиц. Родители государя снова воспротивились, но на этот раз Михаил сумел настоять на своем. В феврале того же года между ним и Евдокией был заключен брак. За годы замужества царица родила десятерых детей, среди которых – будущий царь Алексей Михайлович. Евдокия Стрешнева умерла в 1645 году, всего на месяц пережив супруга.

Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. Художник К.Е. Маковский. 1887 год

Милославские рвутся к власти

Выбор невесты Тишайшим царем Алексеем Михайловичем тоже оказался омрачен придворными интригами. Когда в ходе смотрин он назвал своей избранницей дочь помещика Ефимию Всеволжскую, это страшно не понравилось дядьке царя, Борису Морозову. Тот полагал, что самой выгодной партией для Алексея является Мария из рода Милославских, а значит, препятствие в виде Всеволжской нужно устранить.

Замысел Морозова был одновременно абсурден и прост: когда Ефимию первый раз нарядили в царское платье и начали делать праздничную прическу, волосы ей затянули так сильно, что при виде царя девушка упала в обморок. Слухи о том, что невеста страдает эпилепсией, а ее семья коварно скрывает этот недуг, распространились моментально. Алексею Михайловичу пришлось жениться, как того и хотели Морозовы, на дочери боярина Ильи Милославского.

Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской. Художник М.В. Нестеров

Справедливости ради стоит отметить, что для династии Мария Милославская действительно сделала немало: родила 13 детей, занималась благотворительностью, помогала больным и немощным. После смерти Марии царь женился во второй раз и теперь невесту нашел сам.

Соблюдая вековую традицию, Алексей Михайлович устроил смотрины, на которых якобы самостоятельно выбрал приглянувшуюся девушку. На самом деле Наталья Нарышкина, на которую пал выбор государя, была знакома ему и раньше. Впервые Алексей увидел и приметил ее, будучи в гостях у своего родственника, боярина Артамона Матвеева. В 1672 году царица Наталья Нарышкина родила сына. Ему суждено будет стать первым российским императором и войти в историю под именем Петра Великого.

Портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича

Недолгая счастливая жизнь

Для старшего сына Алексея Михайловича – Федора – смотрины невест превратились в формальность. Юный царь точно знал, кто станет его женой. 4 апреля 1680 года, в Вербное воскресенье, Федор Алексеевич участвовал в крестном ходе. В толпе царь увидел девушку, которая понравилась ему настолько, что он тотчас же приказал постельничему Ивану Языкову узнать ее имя. Незнакомка оказалась Агафьей Семеновной Грушецкой. Вместе с матерью она жила в доме своего дяди (думного дворянина С.И. Заборовского) на Китай-городе. Через Языкова царь передал Заборовскому, чтобы тот ни под каким предлогом не выдавал племянницу замуж. Желая взглянуть на возлюбленную снова, Федор Алексеевич отправился на конную прогулку и по дороге «случайно» проехал мимо ее дома. Родня показала девушку через чердачное окно, а вот общаться с царем ей не полагалось.

Царь Федор Алексеевич в 1676 году. Неизвестный голландский художник

Через несколько месяцев состоялся обязательный смотр невест, исход которого уже был понятен. 18 июля 1680 года Федор и Агафья поженились. Молодой правитель нарушил былые традиции многолюдных и пышных свадеб: на торжестве присутствовало без малого 20 человек. Впрочем, царь вообще не любил находиться в центре внимания, чего нельзя сказать о его супруге. Агафья Семеновна прекрасно дополняла спокойного и застенчивого государя, позволяла себе открыто появляться перед людьми и часто восседала и ходила с мужем, чего никогда не делали другие царицы.

К сожалению, счастье царской семьи было недолгим. Летом 1681 года Агафья родила сына и спустя несколько дней скончалась. Через неделю умер и наследник. С тех пор Федор Алексеевич больше никогда не женился, часто болел и тяготился своими обязанностями правителя. После его смерти престол унаследуют сразу двое Романовых – малолетние Иван и Петр, а фактической правительницей станет царевна Софья (родная сестра Федора Алексеевича).

Последним царем, в годы правления которого состоялись смотрины невест, стал Петр I. Без согласования с ним жену для сына выберет Наталья Кирилловна Нарышкина, но прогадает. После девяти лет брака Петр I отправил Евдокию Лопухину в монастырь. С XVIII века русские монархи начали обращать свой взор на иностранных невест, а обычай проводить смотрины канул в Лету.

Выбор Натальи Нарышкиной Алексеем Михайловичем. Художник А. Абрамов. 1882 год

Русские брачные традиции. Как выйти за царя?

Это было непростое время. Надо было просмотреть кучу девушек и выбрать самую желанную. Это сейчас можно проводить разные кастинги и шоу. А раньше, все зависело от государя, ведь если он был не в духе, то и в Сибирь высылали чуть что не так. Как же проходил самый главный смотр невест?
«Смотрины невесты»
Картина, Мясоедов Г.Г. 2-я пол XIX века
В XV-XVII веках у царей Московского царства существовал необычный на сегодня способ выбора будущей супруги – смотр невест. Его участницы обязательно отличались красотой, отличным здоровьем и девственной чистотой. Среди семей бояр была жесткая конкуренция, чтобы окончательный выбор пал именно на их дочь. Результаты этих средневековых кастингов влияли не только на судьбу того или иного именитого рода, но и на историко- политическое развитие России.
«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем»
Картина, 1882 год — автор художник Григорий Семёнович Седов.
В эти века женитьба российского царя на представительнице Европы из королевской семьи была невероятно проблематична. Первое – это ее жизнь далеко от Родины, в изоляции в каких-то неведомых и диких землях. Второе – короли противились принятию православия их любимыми дочками.
«Боярский свадебный пир»
Картина, 1883 год, автор художник Маковский Константин Егорович —
Стать родней знатных российских родов тоже было не легко. Несмотря на видимую всесильность царей царства Московского, в действительности они зависели от бояр. Желая посадить свою дочь на престол, каждый боярский род занимался мутными интрижками и боролся за влияние.
«Выбор великокняжеской невесты»
Картина, автор художник Репин Илья Ефимович, 1884 — 1887 годы
Впервые такой выбор был проведен Василием Ивановичем, впоследствии ставшим царем Василием III. Эту традицию он заимствовал у Византии и с 1505 г. в течение двух веков она использовалась на Руси.
Сначала государь отправлял своих послов во все уголки царства для оглашения особого царского указа. Он гласил, что каждая молодая девушка боярского рода должна была предстать на «региональных смотринах». Среди многочисленных параметров отбора невест были высокий рост, красота и здоровье. Особо выделяли кандидаток из многодетных семей. И конечно проверяли, насколько семья невесты политически благонадежна.
«Под венец»
Картина, 1884 год, автор художник Маковский Константин Егорович
Количество участниц достигало 500 – 1500 красавиц. Отсеивание происходило в течение нескольких туров. Судьями были врачи с придворными. Вот тут и начиналось время интриг для продвижения своего чада и протаскивания его в финал. Более перспективные кандидатки удалялись из конкурса путем организации сговоров среди боярских семей.
Отбор можно сравнить с телешоу «Холостяк». В финал проходили лишь немногие красотки – всего несколько десятков.
Все они были одеты в прекрасные одеяния и жили в огромном красивом доме. Заходя в царские палаты каждая из претенденток, кланялась царю в ноги. Своими руками он одаривал девушку платком с вышивкой из золотой либо серебряной нитки и жемчужин.
«Будущая невеста царя Михаила Федоровича»
Гравюра начала 1670-х, автор Мария Хлопова
«Выбор невесты»
Картина, автор художник Никитин Сергей
Обедая и приватно общаясь с девушками, государь внимательно следил за ними. Это помогало ему выбрать самую достойную для себя жену. Окончательно определившись с выбором, он одаривал суженую кольцом из золота. Именно в 1505 году Василием III был сделан выбор в пользу Соломонии Сабуровой.
«Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской»
Картина, автор художник Нестеров Михаил Васильевич, 1887 год.
Оставшиеся финалистки становились или женами влиятельных бояр или уезжали обратно домой, имея при себе деньги и дорогущие подарки. Кого-то ссылали в наказание в сибирские земли. Это зависело от того, в каком настроении был государь.
«Венчание Николая II и Александры Федоровны»
Картина, автор художник Репин Илья Ефимович, 1894 год.
Смотрины невест перестали быть модными в последние годы XVII века. Род Романовых чаще любил жениться на европейских принцессах. Таким образом, Российское государство постепенно влияло на политику Запада, а конкретнее Европы.

Русский музей: выставка Праздники по-русски — Легкость и тяжесть — ЖЖ

03:16 pm — Русский музей: выставка Праздники по-русски

Год назад мне довелось побывать в русском музее на выставке.. нет, супервыставке «Избранники Клио». Я до сих пор ее вспоминаю с теплотой? до чего она мне понравилась ( про нее). Поэтому узнав, что в корпусе Бенуа открывается новая выставка — Праздники по-русски я нутром почуял, что мне необходимо там побывать. Оказалось, что почуял верно — эта выставка — словно сестра предыдущей! Думаю, что «Праздники по-русски» делали те же люди, что и «Избранники Клио». Спасибо им огромное! Впечатлений я получил массу!
Единственное, чего не хватило — это подробных и интересных комментариев под картинами, их очень не хватает. Особенно, если учитывать, что большинство экспонатов не из постоянной экспозиции, а экскурсии, насколько я знаю, по выставке «Праздники по русски» к сожелению не проводится. Меня в этом деле мог бы выручить iPad, но стоило мне его достать, как бабушки служительницы стали на меня очень подозрительно коситься и спрашивать не снимаю ли я картины… К бабушкам ни малейшей претензии, но было как-то неуютно.
Ниже немного впечатлений и комментариев — попытки ссоздать подписи, которых мне так недоставало =) Ну и репродукции. Хотя в очередной раз убеждаюсь, что какими бы качественными сканы с картин не были, все равно они не передают ни настроения, ни атмосферы реального полотна. Это все равно, что сранвить поход в театр и просмотр видеозаписи спектакля. Или просмотр DVD и посещение на концерта. Вроде все на месте, и порой качество звука-картинки радует, но не достает самой важной детали и поэтому впечатление абсолютно другое — более плоское. Хотя, это я уже отвлекся! Итак, Русский музей, выставка «Праздники по-русски».
Я буду придерживаться хронологии авторов выставки, но выделять только те картины которые мне понравились. В реале на выставке их в разы больше, плюс еще какие-то мелочи вроде нарядов, предметов и еще каких-то артефактов. Был даже экран, где транслировалась какая-то запись начала века (судя по белым силуэтам с достоинством куда-то двигающимся предполагаю, что это был государь император с семьей). Но эти вещи меня мало интересовали, я предпочитаю живопись. А живописное путешествие по миру русских праздников начиналось с Руси.

А. П. Рябушкин — «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895 год)

VII век, Москва, праздничный день, грязища. Ну очень нравится мне эта известная картина Андрея Петровича Рябушкина. У других — XVII век, а уж тем более Москва — это что-то эпичное — Минин и Пожарский карают Лжедмитрия, Царь Алексей Михайлович у гроба святителя Филлипа.. ну и т.д. А тут праздничный день, улица — ни фонарей, ни аптек, а только бурое болото от края до края. Молодое русское царство. Меня особенно забавит мужчина у забора, пытающийся и разодетых женщин пропустить и замараться не сильно….

В. Г. Шварц — «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче» (1865 год)

А вот еще из той же эпохи, но уже вычурно-парадно. За эту картину В. Г. Шварц был удостоен звания академика — торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. И никакой грязи, Боже упаси! Хотя, может быть, ее и не видно, под кафтанами густо устилающими царский путь…. Кстати, художники пишущие картины на исторические темы были очень внимательны к мелочам в нарядах и предметах. Их интересовали даже швы на одеже и именно они были главными клиентами тогдашних антикваров.

Г. Г. Мясоедов — «Смотрины невесты» (вторая половина 19 века)

А вот картина, к праздникам имеющая косвенное отношение — Г. Г. Мясоедов, «Смотрины невесты». Суровое жюри внимательно изучает претендентку, на замужество, судя по всему с именитым женихом. У крестьян все было попроще — там все невестушки «на виду», а вот свадьба бояр да князей — не редко это был настоящий древнерусский конкурс красоты.
Например Иван Грозный искал невесту так — по городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц на смотр. Таим образом было отобрано множество девиц (некоторые источники говорят, что 2000), из которых выбрали 24 лучших. Из них еще 12, которых в свою очередь и представили государю и он уже сам выбрал себе суженую. «Финалистки» царского смотра не сильно горевали, не успевал их отвергнуть царь, как уже ломились сваты от знатных вельмож. Обычай искать себе жену подобным образом, кстати, придумали не на Руси, он пришел из Византии. Так что утверждение, что первый конкурс красоты прошел в Бельгии в 1888 году достаточно сомнительно!

А. И. Корзухин — «Девичник» (1889 год)

Продолжая свадебную тему (это не я, это устроители выставки так все развесили) — Алексей Иванович Корзухин, «Девичник». Во первых картина просто понравилась — и сюжет понятен и настроение радости и смятения улавливается и сразу видно, кто невеста, кто подруги и т.д. Но более всего в глаза бросилась не полураздетая девица, выглядывающая из избы, и не погруженная в хозяйственные дела баба с бельем, безучастная к веселью, а компания из немолодых женщин за столом. Они ну просто излучают уверенность в себе, беззаботность и довольство. Одна из них пьет из здоровенной кружки, даже интересно что у нее там налито? Хотя понятно, что не мартини…

К. Е. Маковский — «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» (1895 год)

Следующее монументальное полотно Константина Маковского (оно размером с целую стену, я видел его впервые) вызвало вопросы. Называется оно «Поцелуйный обряд» и вот про этот самый обряд я не знал ничего, хотя строил предположения, как оказалось — верные.
В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.
Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная — видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.
Другое название картины «Пир у боярина Морозова». Борис Морозов — воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну «распиливал» не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают… никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает . Что до Бориса Морозова от Константина Маковского, то я подозреваю, что седой старец в центре картины — это он и есть!

К. Е. Маковский — «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 год)

А вот и еще Маковский. На этот раз событие изображено уже куда более позднее — это видно и по одежде и по форме балаганов. В веселом гулянии автор выразил образ «Всего Петербурга». А место, где все это происходит — Адмиралтейская площадь, образованна в 1822 году, нынче уже не существует — полностью слилась с Александровским садом, Адмиралтейским проспектом и одноименным проездом. Площади нет, а картина осталась… такая вот сила искусства.
Кстати, именно За это полотно Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств

Иоганн Якоб Меттенлейтер — «Деревенский обед» (между 1786 и 1788)

А когда я подошел к в следующей картине (к сожалению я не нашел человеческой репродукции) заинтересовался надолго. Во первых — сама манера письма, фигуры, люди… наполнило голландцев, больших и малых, «живущих» в Эрмитаже. Потом имя художника (немного подтверждающее первоначальную догадку) — Якоб Меттенлейтер. После этого стало интересно, что же это за Меттенлейтер, что висит в Русском музее.
Оказалось, что Иоганн Якоб Меттенлейтер — это придворный живописец императора Павла I. В 1786 году, будучи уже известным мастером (ему было 36 лет), он приехал в Россию, где жил и работал вплоть до самой смерти. — его весьма интересная биография, напоминающая остросюжетный роман.
Кстати, написана картина была по полученной в 1786 академической программе на звание академика. Тема была такая: „Представить российских деревенских жителей в обеих полах при обеденном столе, где видно было по их состоянию всякое изобилие, равно и посуда столовая соответствовала б, и где пристойно их и орудие означить; фигуры же расположить исторически»
Обращу внимание (это тоже сразу бросилось в глаза, жаль на репродукции плохо видно) — что едят люди — непонятно. Миски есть, но еды нет! Ощущение, что питаются они воздухом, или какой-то жидкостью… (собачка и кошечка тоже ищут покушать, но не находят). Такая вот печальная картина на которой совсем не пахнет «всяким изобилием»

Б. М. Кустодиев — «Зима. Масленичные гуляния» (1919 год)

А вот работ Бориса Кустодиева на выставке было много. И все они, разумеется, они были «праздничного» характера. Говорят любил мастер праздники — как увидит праздник, сразу за холст и рисовать, и рисовать. Выходили у Кустодиева праздники яркие и живые… Мне на этой выставке запомнились две его картины на эту тему — первая — «Зима. Масленичные гуляния»…

Б. М. Кустодиев — «Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот» (1917 год)

… вторая — «Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот». Опять яркие краски и событие — навсегда ставшее историей.
Что до события — вербный торг «Верба» — весенний базар, который в царской России происходил на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями и т.д. Так же происходили «вербные катания» на лошадях и народные гуляния. В 1870-хх, с началом строительства здания Исторического музея «Вербный торг» был перенесен на Смоленский рынок. А после 1917 года и вовсе прекратил существование.
Вот так писал про «Вербный торг» Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»:
«Гаврила готовит парадную пролетку — для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется — «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, — называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку — «гуляет верба», великий торг — праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и — вербой»
В Петербурге «Вербный торг» проходил возле Гостиного двора.Вотфото начала века.

А. А. Попов — «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге» (1853 год)

А вот простой эпизод местчкового праздника — небольшая сцена на ярмарке в провинциальной Старой Ладоге. Автор Андрей Андреич Попов (1831-1896 гг) — русский художник-реалист, работавший в области бытовой живописи.

Д. О. Осипов — «Две девушки в день Семика» (1860-1870-е)

Следующая картина тоже заинтриговала — на холсте две девицы застывшие в томной близости, название — «Две девушки в день Семика». Стало дико интересно, что же это за «семик» такой… оказалось все весьма забавно.
Семи́к — это древний русский праздник весенне-летнего календарного периода с языческими конями, плавно мимикрирующий под христианский и напрочь забытый нынче. Называют его так же «Зелёная неделя», «Русалочья неделя» или «Русалии». Отмечается Семик в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название) и знаменует он окончание весны и начало лета. Считается женским праздником — поэтому и две девушки на холсте.
«Резвились» в Семик девицы довольно своеобразно — например шли в лес «завивать берёзу» (да, да «Во поле берёза стояла» — это оттуда, можете на википедии проверить). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Видимо этот фрагмен на холсте и запечатлен…
Кстати, церковь к гуляниям на Семик относилась весьма негативно и всячески осуждала… но народ все равно гулял!

Cтанислав Хлебовский — «Ассамблея при Петре I» (1858 год)

А вот еще любопытная картина, написанная польским художником (Польша тогда входила в состав Российской империи). Вроде дамы, кавалеры, парики, камзолы.. а все равно ощущается какая-то зажатость и натянутость. Все какое-то искусственное и не живое…
Мечтающий жить на западный манер Петр ввел правило устраивать ассамблеи. О том, что это такое говорилось в указе 1718 года: «Ассамблеи — слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава»
Зимой три раза в неделю по очереди в домах обеспеченных людей проводились собрания для забав и для дела, причем в них в обязательном порядке должны были принимать участие и женщины. В Петербурге обер-полицмейстер, а в Москве — комендант назначали, в чьем доме будет следующая ассамблея.
По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка. Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они «так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество»
А за конкретно эту картину художник получил золотую медаль. Такие вот дела…

В. И. Якоби — «Ледяной дворец» (18978 год)

А эту известную картину я «в живую» видел впервые. На ней изображена «шутейная свадьба» в Ледяном доме в Петербурге во времена императрицы Анны Иоанновны. Однажды Императрица, которая весьма своеобразно «развлекалась» шутки ради решила поженить своего придворного шута князя М.А. Голицына (внука фаворита царевны Софьи Алексеевны В. В. Голицына) и калмычку Буженинову, одной из своих приживалок. День свадьбы был назначен на морозный день 6 февраля 1740 года. Для молодоженов выстроили «Ледяной дворец» — здоровенное строение из льда, которое имело в длину 8 саженей или 56 лондонских футов (1 л.ф. = 30,479 см) и в ширину две с половиной сажени и высоту вместе с кровлей в 3 сажени. У дворца выставили пушки, а поздравляли молодых разнообразные гости. После молодоженов заперли в их ледяном склепе до утра — по идее организаторов, супруги за ночь обязательно должны были замерзнуть. Однако Буженинова заранее припрятала в ледяном доме теплые вещи, чем спасла себя и мужа. Молодые выдержали назначенное им испытание, а за счет множества ценных подарков, преподнесенных им во время свадьбы, значительно обогатились.

Г. Г. Чернецов — «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге» (1839 год)

А вот по настоящему эпичное полотно — грандиозный парад в честь победы русской армии в кратковременной войне, которая вошла в историю даже не как война, а как просто польское восстание. Результатом ее стало присоединение королевства Польского к Российской империи. Но картина — не просто банальная батальная сцена, есть в ней еще кое что интересное!
Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева — император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Причем все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме). список тех, кого изобразил мастер!
Миниатюрных героев своего времени было очень интересно разглядывать. Особенно мне запомнился генерал с деревянной ногой… интересно, кто это? Кстати, Николаю I картина не понравилась, мол слишком много внимания было уделено зрителям и слишком мало ему самому. Но картину император все таки купил… в подарок наследнику

А. И. Корзухин — «Бабушкин праздник» (1893 год)

И еще одна картина Александра Ивановича Корзухина. Я видел ее и ранее.. и она мне очень нравится… Праздник — он же не обязательно всеообщий и всенародный! Он же может быть таким интимным, добрым и светлым!

Л. И. Соломаткин — «Любители пения» (1882 год)

Снова абсолютно не эпичная картина. Наверное праздник, наверное день рождение… гости пьяны и поют. На столе я насчитал шесть бутылок и маааленький графинчик.. Ровно шесть певцов затянули песнь… интересно — хорошо ли они поют?

А. Я. Волосков — «За чайным столом» (1851 год)

А вот еще одно застолье — только теперь уже все чинно, достойно и никто не поет и, видимо, пьет. Вернее пьют все, но только чай. Каждый справляет свои праздники по своему.

И. Е. Репин — «17 октября 1905 года» (1907—1911)

А вот еще один «праздник» — 17 октября 1905 года — отклик на манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране. В манифесте, подготовленном возглавлявшим Совет Министров С. Ю. Витте, который считал конституционные уступки единственным средством сохранения самодержавия, было обещано даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, признать Думу законодательным органом. Либеральные круги русского общества встретили предполагаемые преобразования с воодушевлением.
Репин писал о своем полотне: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».
Среди изображенных на картине – демократически настроенные филолог М. Прахов (слева), актриса Л. Яворская (с букетом), критик В. В. Стасов (в центре). Создавая произведение, Репин заботился о том, чтобы избежать «условности, искусственности, рассудочности, прозаического подчеркивания и скуки».
В России, в силу цензурного запрета, картина впервые появилась перед зрителем только в 1912 году на 41-й Передвижной выставке. И что-то она мне навевает… хотя все таки здесь радость!

И. Бродский — «Праздник конституции» (1930 год)

После Репина незаметно начались «советские» картины. Мне они особенно понравились и запомнились. Может от того, что видел я их впервые.. а может быть от того, что праздники как-то ближе и понятнее. Люблю я соцреализм. Вот, например, полотно очаровательного художника Исаака Бродского — «Праздник конституции». У меня сразу же возник вопрос — что же это за праздник такой образца 1930 году? Оказалось, что впервые он был установлен декретом Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 в ознаменование принятия 1-й Конституции СССР, введённой 2-й сессией ЦИК 6 июля 1923. С 1924 по 1936 праздновался ежегодно 6 июля. А 5 декабря 1936 Чрезвычайный 8-й съезд Советов СССР принял новую Конституцию СССР и праздничным днем стало 5 декабря. Потом конституцию опять меняли.. и дату опять переносили. Ну а когда отмечается День Конституции РФ, думаю, вы еще помните… помните?
Кому интересно узнать о художнике пара слов и небольшой но интересный фильм.

П. Д. Бучкин — «Всероссийский праздник труда 1 мая» (1920 год)

Люди сажают деревья, улыбаются и излучают радость. На заднем фоне виднеется здание, очень похожее на инженерный замок. Есть подозрение, что место действия — Марсово поле.
Советская власть требовала от художника быть «верным помощником партии в деле коммунистического воспитания трудящихся», следовать единому творческому методу. Живописцы не писали более аристократические семейства или картины на аллегорически-мифические сюжеты. Они воспевали простой народ во всей его красе!

А. Н. Самохвалов — «С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935 год)

А вот еще одна, просто потрясающая картина! Почему она «прячется» где-то в запасниках? Полотно огромно, фигуры физкультурников изображены практически в полный рост. Сергей Миронович Киров аплодирует на высокой трибуне в левом углу картины. Девушки дарят ему цветы.. я подошел к ним ближе.. и ощутил колоссальный эффект присутствия! Я был там! На этом параде, рядом с радующимися атлетами. И казалось еще чуть чуть и будут слышны и радостный гул и аплодисменты!
Кстати о реальных парадах физкультурников — они проходили в довоенное время каждый год.Вотинтересная фотография с одного из них!

Б. М. Кустодиев — «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год)

И снова Борис Кустодиев! И снова праздники!
В 1920 году Кустодиев получил заказ от Петроградского Совета: написать картину, отражающую ликование народных масс по случаю состоявшегося 19 июля — 7 августа Второго конгресса Коминтерна. Картина была закончена Борисом Михайловичем в 1921 году.
Те, кто сразу же заметил, что действие картины разворачивается на площади Урицкого, но при этом на виду знакомые черты Александринской колонны догадались абсолютно верно — после окончания революции площадь переименовали в площадь им. Урицкого в честь убитого в 1918 году председателя Петроградского ЧК. Так она и просуществовала аж до 1944 года.
Еще интересный элемент на этой картине — это два молодых человека в центре — один из них стоит к зрителям спиной, у второго во рту трубка. Эти двое — молодые ученые ленинградского физико-технического института, будущие нобелевские лауряты П. Л. Капица и Н. Н. Семенов. По легенде молодые физики пришли в мастерскую к мастеру и сказали: «Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас». А Кустодиев взял… и согласился. Результатом стал портрет физиков (Вот он). Но почему ученые «выбрались» еще и на праздник в честь открытия конгресса — тайна!

П. А. Пластов — «Колхозный праздник (Праздник урожая).» (1938 год)

А вот простой советский колхоз.. и простой колхозный праздник. Мало что изменилось в сравнении с деревенскими праздниками столетней давности, разве что наряды…
П. П. Кончаловский — «А. Н. Толстой у меня в гостях» (1940-41)

И нельзя было пройти мимо вот этой картины. Петр Петрович Кончаловский, дед кинорежиссера Андрея Кончаловского изобразил известного писателя, графа Алексея Николаевича Толстого (автора таких книг, как «Гиперболоид инженера Гарина» и «Хождение по мукам»). Выглядит Алексей Николаевич очень даже не плохо и самодовольно, особенно для того, не самого сытого времени. Так и хочется сказать — «ну и харя». Хотя стол ему выставил гостеприимный хозяин — Петр Кончаловский. Поэтому оба хороши!

Фиринат Халиков — «Праздник Гуся в древней Казани» (2007)

А вот картина совсем свежая — написана всего пять лет назад. Автор — известный современный татарский художник Фиринат Халиков. Тема древняя… и опять «непонятная». Нет у славян такого праздника гуся.. а вот у татар есть!
«День гуся» или «Праздник гуся» называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь — кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах.

Г. А. Савинов — «День победы» (1972-1975)

День победы. Не парадано праздничный со Сталиным, Жуковым и гордыми лицами непобедимых советских воинов, а тихий, немного печальный личный праздник. Молодые выглядят беззаботно, а в стариках ощущается печаль. Не в лицах, в самих силуэтах, блестящая работа художника.
Вы обратили внимание — сколько наград на мундире, что небрежно повешен на спинку стула?

Ю. П. Кугач — «В праздник (В выходной день)» (1949)

А вот этой радостной картиной я хочу закончить.
Просто люди.. у них праздник или просто выходной… и они радуются, искренне и светло!

Выставка показалась мне какой-то маленькой. После я собирался было идти домой.. но решил подняться взглянуть на работу Петрова-Водкина (мол идти два шага). И в итоге Русский музей меня окончательно «засосал». Посетил я еще две выставки в корпусе Бенуа — «От Москвы до самых до окраин» и «Коллекция Михаила и Сергея Боткиных», о них, может быть, позднее напишу. А потом я как-то оказался уже на постоянной экспозиции (ну зачем они постоянно перевешивают картины?). В итоге уходил из Русского музея я вместе с милицией — потому что проходил там до самого закрытия…
Если будет время, возможность и вы любите живопись, то обязательно посетите выставку «Праздники по-русски». Она продлится до 12 марта!

Tags: бродский, выставка праздники по-русски, живопись, история, корзухин, красота, кустодиев, маковский, мясоедов, петербург, питер, праздники, праздники по-русски, русский музей, рябушкин, самохвалов Музыка: Пикник — Праздник

Картина смотрины невесты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *