Как звали коня добрыни Никитича

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Эта статья — о мультфильме 2006 года. О мультфильме 1965 года см. Добрыня Никитич (мультфильм).

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Жанр

приключения

Приквелы

Алёша Попович и Тугарин Змей

Сиквелы

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Режиссёр

Илья Максимов

Продюсер

Сергей Сельянов, Александр Боярский

Автор сценария

Александр Боярский
Илья Максимов
Максим Свешников

Художник-постановщик

Ольга Альтапова-Овинникова

Композитор

Валентин Васенков

Студия

«Мельница»
«СТВ»

Страна

Россия

Дистрибьютор

«Союз»
«Мега-видео»
«Мистерия звука»

Язык

русский

Длительность

69 мин.

Премьера

16 марта 2006 года

Бюджет

4,5 млн долл.

Сборы

100 529 754 руб.

IMDb

ID 0465967

BCdb

Аниматор.ру

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — российский полнометражный мультфильм кинокомпаний «Мельница» и «СТВ», второй фильм из цикла «Три богатыря». Премьера состоялась 16 марта 2006 года. В мае того же года была выпущена компьютерная игра.

Сюжет

Князь Киевский случайно узнаёт, что его племянница Забава влюблена в простого гонца Елисея и намерена сбежать с ним. Недовольный этим князь решает отправить Елисея на задание, а Забаву выдать замуж. Он велит Елисею доставить богатырю Добрыне Никитичу приказ — собрать дань с крымского хана Бекета. К большому неудовольствию Добрыни, в приказе содержится княжеское указание взять в помощники Елисея.

Что же касается князя, то он пытается выдать Забаву замуж, однако ей не нравится ни один из предлагаемых кандидатов. Тем временем Добрыня с боем собирает дань с хана и спасает ранее взятого в плен Елисея. В это время к князю приходит знатный купец Колыван — мастер в азартных играх, который предлагает ему выдать за него Забаву, взамен обещая простить крупный денежный долг на сорок тысяч. Князь нехотя соглашается, и тогда Колыван с помощью одного из своих должников, трёхголового дракона Змея Горыныча, устраивает похищение Забавы и прячет её в своей деревне.

Вернувшись в Киев, Добрыня и Елисей замечают, что князь и его бояре оплакивают пропавшую княжну. Для Добрыни становится шоком, когда он узнаёт, что похититель — Змей Горыныч, потому что последний был его лучшим другом. Однако в ответ на предложение Добрыни отправиться на поиски князь отправляет главного героя в отпуск, но Добрыня и Елисей, ослушавшись приказа, на найденном верблюде едут к Горынычу. Тем временем Колыван объявляет себя спасителем Забавы и решает жениться на ней, однако та отказывает ему. Тогда Колыван отводит Забаву на Кудыкину гору — к своей должнице Бабе-Яге и требует, чтобы та приворожила княжну.

Добрыня и Елисей же приезжают к Змею Горынычу, и тот заявляет, что не причастен к похищению княжны. Однако той же ночью, испытывая вину перед Добрыней за то, что провёл его, Горыныч решает вернуть Забаву и на верблюде отправляется на поиски Колывана, оставив объяснительную записку. Но Колыван с помощью избушки на курьих ножках одолевает Горыныча и прячет его с Забавой в погребе. Верблюд же убегает.

На следующее утро Елисей находит записку и рассказывает о ней Добрыне. Последний сильно разочарован обманом Змея Горыныча, можно сказать, разгневан. Вместе с Елисеем они отправляются на поиски Колывана. Тем временем князь, узнав об отъезде Добрыни, пишет письмо Колывану, и тот просит Бабу-Ягу извести богатыря, однако ни одно из её заклинаний не может сломить крепкий дух Добрыни. Тогда Колыван приказывает хану Бекету, который также был его должником, разделаться с богатырём. Тот берёт в плен Елисея и найденного им верблюда, однако Добрыня спасает их и узнаёт от хана, что Колыван прячется на Кудыкиной горе.

Забава и Змей Горыныч сбегают из избушки, но последний не умеет летать и таким образом начинает тонуть в болоте. Подоспевшие Добрыня с Елисеем спасают его. Тогда Баба-Яга, вызвав тёмную силу, атакует героев. После длительного боя Добрыня одолевает Ягу. Колыван пытается сбежать, но Добрыня ловит его и предлагает решить, что с ним делать. Пока они совещаются, Колыван сбегает, но сам он им не понадобился. Достаточно просто уничтожить все долговые расписки злодея.

Добрыня, Змей Горыныч, Елисей и Забава возвращаются домой. Горыныч, вновь научившийся летать, улетает, а Добрыня, Елисей и Забава возвращаются в Киев. Князь очень рад видеть племянницу, однако всё равно против её брака с Елисеем. Впрочем, Добрыня уговаривает князя изменить решение, после чего Елисей и Забава женятся.

Роли озвучивали

Актёр Роль
Валерий Соловьёв Добрыня Никитич
Сергей Маковецкий Князь Киевский
Елена Шульман Настасья Филипповна/средняя сплетница/высокая сплетница/старушка
Юрий Тарасов Елисей, гонец
Екатерина Гороховская Забава Путятична, племянница князя Киевского/низкая сплетница
Олег Куликович Змей Горыныч/один из тюрок/слуга Калывана
Андрей Толубеев Колыван
Наталья Данилова Баба-Яга
Анатолий Петров хан Бекет
Михаил Черняк рассказчик

> Исполнители песен

  • Екатерина Гороховская
  • Ярослава Захарова
  • Ольга Яковель
  • Алексей Грищенко
  • Роман Козелько
  • Пётр Захаров

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Александр Боярский, Илья Максимов, Максим Свешников
  • Режиссёр: Илья Максимов
  • Художник-постановщик: Ольга Альтапова-Овинникова
  • Композитор: Валентин Васенков
  • Звукорежиссёр: Владимир Голоунин
  • Плёнка изображения: Лаборатория обработки плёнки киноконцерна «Мосфильм»

Премьера в кино

  • Россия — 16 марта 2006
  • Чехия — 16 марта 2006
  • Словакия — 16 марта 2006
  • Норвегия — 19 марта 2006
  • Швейцария — 22 марта 2006
  • Белоруссия — 25 марта 2006
  • Украина — 26 марта 2006
  • Киргизия — 26 марта 2006
  • Азербайджан — 28 марта 2006

Издание

В июне 2006 года фильм издавался на VHS со системой изображением PAL концерном «Союз». В июле этого года он издавался на DVD со звуковой системой Dolby Digital, анимационным меню и субтитрами на русском и английском языках. В 2007 году мультфильм был издан (коллекционное издание) на DVD концерном «Мега-Видео». С января 2011 года по 2014 год он лицензионно издавался на DVD компанией «Мистерия звука».

> Награды

  • 2006 — VIII Международный кинофестиваль «Сказка» в Москве — Приз жюри полнометражному фильму «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» режиссёр Илья Максимов.

> Литература

  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч. — М.: Эгмонт, 2007. — 80 с. — ISBN 5-9539-1026-6 , 978-5-9539-2068-1.

> Компьютерная игра

По мотивам мультфильма была создана одноимённая игра. Игра вышла после премьеры мультфильма 31 марта 2006 года.

Примечания

  1. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  2. Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Бюллетень Кинопрокатчика. Метрополитэн Медиа (24 мая 2006). Дата обращения 4 мая 2018.
  3. В Москве показали «Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Аниматор.ру (11 марта 2006). Дата обращения 4 мая 2018.
  4. Гран-при фестиваля «Сказка» достался «Князю Владимиру». Аниматор.ру (29 декабря 2006). Дата обращения 4 мая 2018.
  5. Добрыня Никитич и Змей Горыныч на сайте Absolute Games
  6. Добрыня против Змея — Игровые новости — Игромания

Ссылки

  • Сайт мультфильма
  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч на сайте студии «Мельница»
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — на сайте «Фильмы про мультфильмы»
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч на сайте СТВ

Тематические сайты

Отдельные мультфильмы

  • Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)
  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)
  • Илья Муромец и Соловей-Разбойник (2008)
  • Конь Юлий и большие скачки (2020)

Серия мультфильмов

  • Три богатыря и Шамаханская царица (2010)
  • Три богатыря на дальних берегах (2012)
  • Три богатыря. Ход конём (2015)
  • Три богатыря и морской царь (2016)
  • Три богатыря и принцесса Египта (2017)
  • Три богатыря и наследница престола (2018)

Игры

  • Алёша Попович и Тугарин Змей (2005)
  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)
  • Илья Муромец и Соловей-Разбойник (2007)
  • Три богатыря и Шамаханская царица (2010)
  • Три богатыря. Ход конём (2014)
  • Три богатыря. Приключения (2018)

Персонажи

Студия «Мельница»

Три богатыря

  • Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)
  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)
  • Илья Муромец и Соловей-Разбойник (2007)
  • Три богатыря и Шамаханская царица (2010)
  • Три богатыря на дальних берегах (2012)
  • Три богатыря. Ход конём (2015)
  • Три богатыря и морской царь (2016)
  • Три богатыря и принцесса Египта (2017)
  • Три богатыря и наследница престола (2018)
  • Конь Юлий и большие скачки (2020)

Иван Царевич и Серый волк

  • Иван Царевич и Серый волк (2011)
  • Иван Царевич и Серый волк 2 (2013)
  • Иван Царевич и Серый волк 3 (2016)
  • Иван Царевич и Серый волк 4 (2019)

Приключения в Изумрудном городе
и Урфин Джюс

  • Мультсериал (1999—2000)
  • Урфин Джюс и его деревянные солдаты (2017)
  • Урфин Джюс возвращается (2019)

Барбоскины

  • Мультсериал (2011 — н.в.)
  • Барбоскины на даче (2020)

Другие
полнометражные проекты

  • Карлик Нос (2003)
  • Про Федота-стрельца, удалого молодца (2008)
  • Крепость. Щитом и мечом (2015)

Короткометражные

  • Кот и лиса (2004)
  • Божество (2004)
  • Уборная история — любовная история (2007)
  • Маленькая Василиса (2007)
  • Мы не можем жить без космоса (2014)

Другие
серийные проекты

  • Приключения Лунтика и его друзей (2006 — н.в.)
  • Царевны (2018 — н.в.)

О лошадях на картине Васнецова «Богатыри»

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри». Эскиз. 1876 г. Место создания: Париж, Франция.
Холст на картоне, масло. 27 x 41 см.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская обл.

Лошади на картинах великого русского художника Васнецова – совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.
К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.
Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения. Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.
► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Витязь на распутье». 1882 г.
Холст, масло. 167 x 299 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник – стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?
Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России – быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра – более двадцати лет – Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.
Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.
► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри (Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)». 1881-1898 гг.
Холст, масло. 295 x 446 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Добрыня Никитич – олицетворение дворянства – изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура – воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.
Белая лошадь под богатырём-дворянством – это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород – арабской. И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?
У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению – нет. Настоящий орловский рысак — лошадь «и в подводу, и под воеводу» – во времена Васнецова выглядел вот так:
► ВОРОШИЛОВ Сергей Семёнович (1865-1911) «Орловский рысак Крепыш».
Холст, масло. 67,7 х 85 см.
Научно-художественный музей коневодства (РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева), Москва.

А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.
Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него – просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».
А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?
Глядя на образ дворянства – Добрыню Никитича – кажется, что враг уже не далее пятидесяти-сотни метров. Почему же старший защитников рубежей – Илья Муромец, олицетворяющий народ – так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль – враг ещё далеко. Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?
Да, ситуация тревожная. Но если богатыри ожидают именно нападения, то вся фигура Ильи Муромца показывает, что до боя ещё далеко. Посмотрите, как Илья сидит на лошади. Ноги вынуты из стремян, отдыхают. Посадка расслабленная, как будто на отдыхе в кресле. Оружие в походном положении.
По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.

Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе. Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают. Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.
Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам. У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад – на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно. Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют.
При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого – вороного – коня самая строгая из трёх. У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками. А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.
При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления. Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом – уздечка – показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.
Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»
А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России – духовенство?

О, лошадь Поповича – это самый замечательный персонаж картины. Она не такая породистая, как дворянский конь, но видно, что благородных кровей. Но также, как у дворянского коня, в её сложении видны следы вырождения. Как будто специально подчёркнутый размёт – передние ноги, вывернутые по-балетному, врождённый порок – открывает сухожилия, которые тоже никогда не знали тяжёлой работы. Лошадь Поповича, как и дворянский конь, к сожалению, совсем нетренированная для богатырской службы.
Но ведёт она себя совсем по-другому. Мы видим нагло пригнутую шею и расставленные в стороны передние ноги, как будто через секунду последует резкий бросок в сторону. И вообще – полное игнорирование того, кто сидит наверху.
В общем, на первый взгляд, под духовенством художник зачем-то изобразил хилую хитрую скотину, которая вот-вот кинется в сторону, сбросит своего богатыря и пустится в какие-нибудь особо неумные и опасные для окружающих развлечения.
Неужели Васнецов столь сильно не уважает сущность духовенства? Отнюдь. Большие, блестящие, совсем не злые глаза, благородные ноздри рыжего говорят о живом уме, контактности и незлобливости. Возможно даже, что это кобыла. Бросаются в глаза кончики ушей, расположенные нетипично близко друг к другу.
Это характерно для горячих, очень энергичных, живых лошадей. Самые красные, несмотря на самую светлую кожу, ноздри выдают бурное внутреннее горение. Эта лошадь – неугасимый огонь.
Почему же сущность русского духовенства ведёт себя, как будто на ней не богатырь, а пыльный мешок? А что ей остаётся делать, если весь облик всадника говорит о непосильном для него внутреннем раздрае.
На лице его – полная растерянность. Такое впечатление, что он не понимает, что делать и зачем он вообще тут. Это подчёркнуто его странной для образа духовного лидера молодостью. Откуда этот когнитивный диссонанс? На кого вообще смотрит всадник? На врага, или на Добрыню с Ильёй? Такое впечатление, что он им что-то должен, но каждому – прямо противоположное.
А для кого предназначена стрела в руках Поповича? Если для стрельбы по врагу – то, судя по поведению образа дворянства, стрелять уже даже поздно – враг так близко, что настала пора обнажить мечи. Во-вторых, посмотрим, как у русского духовенства обстоят дела с духовным оружием, так необходимым во время войны и призванным проникать в самое сердце. По мнению автора картины – очень плохо. Лук хлипкий. А стрела – вообще игрушечная. Не это ли тоже смущает Поповича, и не предназначена ли стрела исключительно для демонстрации товарищам? Интересно при этом, что Илье Муромцу Васнецов даёт стрелы что надо.
И посмотрите – стрелять-то Попович не собирается. У него правая рука занята. И, между прочим, чем? Между прочим, хлыстом. Который, между прочим, всадник держит так, чтобы не увидели его товарищи. Для чего всадник показывает настолько горячей лошади хлыст? Для мало-мальски обученной лошади хлыст в таком положении – это ясная команда не двигаться в эту сторону, то есть в сторону врага. А ещё лучше – бочком тихо двигать в противоположном направлении. Хлыст там оказался специально, или всадник испытывает настолько смешанные чувства, что уже не знает, где его руки и ноги?
Вообще, весь облик всадника просто кричит о том, что им владеют прямо противоположные устремления, причём одновременно. Его ноги – в стременах и готовы ударить лошадь с размаху пятками. В то же время сидит он в седле очень некрепко, в развалочку, как Илья, чуть ли не курит. Он считает, что враг ещё не подошёл на расстояние выстрела из лука, или он считает, что пора лететь? Если лететь, то в каком направлении?
В результате, если сейчас его конь-огонь рванёт в сторону или просто резко поднимет голову, как дворянская лошадь справа, то стрела, прижатая одним пальчиком, будет выбита из рук, а всадник попросту сразу вывалится из седла. Любопытно, богатырь-духовенство вообще чувствует, что он своей лошадью давно не управляет? Как недавно заметил Святейший Патриарх Кирилл: «Одна из причин революционных потрясений и заключалась в том, что Церковь перестала восприниматься как совесть народа».
Возникает вопрос, зачем Попович натянул повод в сторону ожидаемой опасности. Он хотел, чтобы его лошадь увидела врага, или чтобы она увидела хлыст? Ну, врага-то она увидела. И тут огненной духовной сущности стало ясно, что она может надеяться только на себя.
В 20-й век мировых войн Россия вступает в состоянии глубокого духовного кризиса и кризиса элит. А тяжёлая булава – символ власти – пока непринуждённо свисает с поднятой руки Ильи Муромца. Для народа, по мнению художника, она совсем не тяжела.
Источник

Добрыня Никитич

У этого термина существуют и другие значения, см. Добрыня Никитич (значения).

Добрыня Никитич


Виктор Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри», изображающий Добрыню

былинный богатырь

Мифология

Славянская

Местность

Русь

Пол

мужской

Отец

Никита Романович

Мать

Амелфа Тимофеевна

Супруга

Настасья Микулишна

Связанные персонажи

Настасья Микулишна (жена)

Происхождение

княжеское или купеческое, Рязань

Упоминания

«Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем»; «Добрыня и Змей»; «Добрыня и Маринка»; «Добрыня и Настасья»; «Добрыня и Алёша»; «Добрыня и Василий Казимирович» и другие

Медиафайлы на Викискладе

Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри».Единоборство Добрыни со Змеем Горынычем у Виктора Васнецова, «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год.

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса.

Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Былинные сюжеты

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

16. Добрыня и Маринка

17. Добрыня и Настасья

18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)

19. Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.

Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю).

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий».

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке.

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса». Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном, автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига — распространения христианства, — так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи, и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки — Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват». Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе.

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура — золотые рога представил профессор Николай Сумцов. Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета — стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины — сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией.

Образ в культуре

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 января 2019 года.
Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.

Объекты, названные в честь Добрыни

  • Добрыня Никитич — остров архипелага Норденшельда.
  • Добрыня Никитич — гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды.
  • «Добрыня Никитич» — российский ледокол британской постройки.
  • Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» — проект советских кораблей.
  • «Добрыня Никитич» — прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина».

Музыка

  • В 1818 году композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок».
  • Персонаж оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри».
  • Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда»
  • В 1901 году композитор Александр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».

Изобразительное искусство

  • Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом учёных в Санкт-Петербурге.
  • 1898 — «Богатыри» (автор Виктор Васнецов).
  • 1918 — «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (автор Виктор Васнецов).
  • 1941 — «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну» (автор Иван Билибин).
  • 1974 — «Битва Добрыни Никитича со Змеем» (автор Константин Васильев).
  • 1976 — «Добрыня и Змей» (серия иллюстраций, автор Иван Архипов).
  • 2002 — «Добрыня Никитич» (автор Станислав Москвитин).
  • 2017 — «Добрыня Никитич» (серия иллюстраций, автор Степан Гилев).

Фильмы

  • 1956 — «Илья Муромец», режиссёр Александр Птушко, в роли Добрыни Георгий Дёмин.
  • 2005 — «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», где Добрыню сыграл Леонид Куравлев.
  • 2010 году вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве», где Добрыню сыграл Андрей Бронников.
  • 2011 году в прокат вышел фильм «Реальная сказка», где Добрыню сыграл Павел Климов.
  • 2014 году, 28 июня состоялась премьера документального телесериала «Земля Героев» в которой рассказывалось о Добрыне.
  • 2017 году вышел фильм «Последний богатырь», где роль Добрыни Никитича исполнил Евгений Дятлов.
  • 2017 году вышел украинский приключенческий фильм-фэнтези «Сторожевая застава», где роль Добрыни Никитича исполнил Александр Комаров.

Мультфильмы

  • 1965 — на студии «Союзмультфильм» был создан мультипликационный фильм «Добрыня Никитич».
  • 2006 — «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (режиссёр Илья Максимов, Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).
  • 2006 — «Князь Владимир» (режиссёр Юрий Кулаков, Добрыню озвучивает Дмитрий Назаров).
  • 2010 — «Три богатыря и Шамаханская царица» (режиссёр Сергей Глезин, Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).
  • 2012 — «Три богатыря на дальних берегах» (режиссёр Константин Феоктистов, Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).
  • 2015 — «Три богатыря. Ход конём» (реж. Константин Феоктистов).
  • 2016 — «Три богатыря и морской царь» (режиссёр Константин Феоктистов, Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).
  • 2017 — «Три богатыря и принцесса Египта» (режиссёры Константин Феоктистов, Дмитрий Высоцкий, Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).
  • 2018 — «Три богатыря и наследница престола» (режиссёры Константин Бронзит, Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).

См. также

Добрыня Никитич:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Три богатыря
  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч
  • Георгий Победоносец
  • Сторожевая застава
  1. Как по числу связанных с его именем былинных сюжетов, так и по числу записанных от разных сказителей вариантов, что может быть доказано обращением к указателю: Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 278—288.
  2. Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2: Добрыня Никитич, богатырь-боярин; богатырь Алеша Попович; Василий Казимирович, богатырь-дьяк. С. 11
  3. Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 19, 22, 45
  4. Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 49
  5. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 285—287.
  6. Козловский С. В. Отражение древнерусской социальной практики в былине «о Добрыне и Маринке» // Вестник Удмуртского университета. 2016. Том 26. Вып. 4.
  7. Лестев А. В. Добрыня и Маринка. Выявление древнего мифа, лежащего в основе былины // Язык и текст langpsy.ru. 2014. №2.
  8. Жуйкова М. В. Зачем Маринка сожгла следы Добрыни? (заметки о происхождении любовной магии) // Антропологический форум. 2006 №4
  9. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 288.
  10. Нефедов Г. Ф. Севернорусские говоры как материал для истории // Учёные записки Ленинградского ун-та. Серия филологич. наук. Вып. 2. № 33. Л., 1939. С. 258-259)
  11. См. Вс. Миллера, «Материалы для истории былинных сюжетов», X, «К былинам о Д.-змееборце», в «Этнографическом Обозрении», кн. XV, стр. 129—131.
  12. Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 61
  13. Миллер В. Ф., Экскурсы в область русского народного эпоса — М., 1892 — С. 32—54
  14. См. Летопись по Лаврентьевскому списку под 1128 г.
  15. Этнографическое Обозрение, 1893, кн. XVII
  16. См. «Экскурсы» — приложение, стр. 22—25 и «Ж. M. H. Пр.», 1893, № 1, отд. 2, стр. 233 и сл. См. также О. Миллер, «Илья Муромец», стр. 523; Кирпичников, «Поэмы ломбардского цикла», стр. 179, 182; Дашкевич, «Алёша Попович», стр. 49; Халанский, «Великорусские былины», гл. III, стр. 13
  17. Этнографическое Обозрение. 1892, кн. XIII и XIV, стр. 143 и сл.
  18. См. «Материалы для истории былинных сюжетов» VI, в «Этнографическом Обозрении», кн. XIII—XIV, стр. 112—115)

Литература

  • Добрыня Никитич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Добрыня Никитич и Алёша Попович / Изд. подг. Ю. И. Смирнов и В. Г. Смолицкий. — М.: Наука, 1974. — 472 с. — (Литературные памятники). — 75 000 экз. (88 вариантов текстов былин с приложениями, иллюстрациями и картами).
  • Добрыня Никитич и Алёша Попович / Худ. В. Лукьянец. — М.: Гознак, 1979. (Иллюстрированное издание былины).
  • Азбелев С. Н. Исторический Добрыня — герой древнейших новгородских былин // Чело. — 2003. — № 1 (26). — С. 53-59.
  • Научный анализ былин о Добрыне Работы А. Л. Барковой.
  • Аудиокнига по мотивам русской народной сказки «Добрыня Никитич в отъезде»
  • Все о русских былинах: самая полная коллекция текстов, переложения, справочник по персонажам.

Отрицательный персонаж мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Другие ответы на вопросы

  • Как называлось пиво у инков, зарываемое для охлаждения в землю? 4 буквы
  • В автомобиле присутствуют такие агрегаты: сцепление, коробка передач ручная или автоматическая, карданный вал. Как по-другому называется это в едином составе? 11 букв
  • Назовите имя 6 космического туриста побывавшего на международной космической станции. Известно, что он также является главным продюсером популярной игры Lineage? 6 букв
  • Что назвал “горючим воздухом” английский ученый Генри Кавендиш действуя на железо и цинк соляной кислотой? 7 букв
  • Какое мирское, то есть нецерковное имя давали родители сыну, желая ему вырасти большим, крепким и сильным? 7 букв
  • Назовите планету, ближайшую к Солнцу. 8 букв
  • Раньше в этом щеголяли гусары, а теперь красуются модницы. 6 букв
  • Кто ввел в русский язык слова атмосфера, кристаллизация, материя, вязкость? 9 букв
  • Эта африканская свинья получила название за длинные волосы, торчащие по бокам морды. 9 букв
  • Жаркий, удушливый ветер Сахары обычно дует после весеннего равноденствия. Этот ветер арабы называют Хамсин, это очень не приятное явление, сразу жара поднимается до неимоверных размеров. что это слово означает в переводе? 9 букв

Как звали коня добрыни Никитича

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *