Как улучшить свою дикцию быстро

Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Плецтавьте себе, вы идете по набележной и к вам подходит лебенак. Он гавалит: “Тетя/дядя, мати, как я дидяю! Дай кааку!” Что означает: “Тетя/ дядя, смотри как я играю! Дай конфетку!” Вам, наверное, непривычно читать такие слова, правда? А слышать их еще веселей! Сегодня поговорим с вами о том, как улучшить дикцию и четкость речи, чтобы не было типа такого: “пасполт”, “у вас есть муза?, – а муза у меня нет, вот такая в зизни зопа!”, “девушка, а вы любите кафку?, – да, особенно грефневую…” ну и тому подобное.

Содержание

Для чего нужна хорошая дикция

Сначала разберемся, что же такое дикция и почему нам следует о ней позаботиться.

Дикция – четкое, ясное произношение, когда человек произносит слова и фразы понятно и разборчиво. Человек с хорошей речью не “страдает” шепелявостью, гнусавостью, заиканием.

Хорошая дикция – это не требование только к телеведущим и учителям. Она нужна в жизни и обиходе всем. Мы все устраиваемся на работу, общаемся среди своего круга знакомых, мы не знаем, в конце концов, куда нас “занесет”, где и с кем будем взаимодействовать.

Очень яркий пример человека с “хорошей” дикцией был с 2016 до 2019 года в Верховном Совете Украины – А. В. Парубий. С его речи смеялись все, кто мог, ведь не часто СПИКЕРА (от слова “говорить”) совета страны услышишь с такой дикцией! Это я как раз к тому, что нужно уже сейчас заботиться об улучшении качества речи, учиться красиво говорить, чтобы потом не смешить народ…

Упражнения для улучшения дикции и четкости речи

Филологи исследовали вопрос о развитии дикции и пришли к выводу, что улучшать артикуляцию речи русскоговорящего населения нужно очень многим. Это связано с тем, что именно русский язык отличается “ленивой” артикуляцией, в отличие от английского, например.

Даже есть определенные способы проверить, хороша ли у вас артикуляция для четкой речи:

  1. Возьмите зеркало и, глядя в него, произнесите гласные звуки (а, о, и, э, у, ы). Изменяют ли положение и форму ваши губы? Если они хорошо двигаются, изменяют форму, то вы на верном пути.
  2. Для хорошей артикуляции важна подвижность языка. Сверните его трубочкой. Если не получается, это связано со слабостью мышц или врожденной особенностью. Но развиваться можно!
  3. Важно также хорошо открывать рот. Чтобы это проверить, приготовьте ладонь без большого пальца. Затем максимально откройте рот, продвиньте 4 пальца внутрь между верхней и нижней челюстью. Если вам удалось это сделать, то рот открывается без зажимов, а, значит, мышцы уже готовы к работе.

Итак, с диагностикой разобрались, теперь определимся, что делать для развития речи и улучшения артикуляции. Представляю вам несколько эффективных упражнений, помогающих вам достигнуть цели.

Разминка

Возьмите ручку или карандаш в зубы, говорите любое предложение или фразу из 10–15 слов. При этом карандаш нужно сжимать со всех сил. Затем выньте канцелярский предмет и произнесите фразу опять. Вы сразу же услышите разницу! Весь артикуляционный аппарат настроится на правильное говорение, точное и аккуратное.

Разминку с помощью карандаша достаточно проводить до 5 минут перед упражнениями, это упражнение нужно для “прокачки” мышц артикуляции.

Также вы можете разминаться с помощью орехов. Еще Демосфен в Древней Греции вывел уникальный метод тренировки речи камнями. Он на берегу моря набирал полный рот камней и кричал слова в бурю морскую, стараясь их четко произносить. Почти то же подразумевает тренировка с орехами. Вы набираете их в рот и стараетесь как можно лучше произнести слова, улучшающие речь.

Разминка с помощью карандаша

Скороговорки

В домашних условиях вы отлично сможете улучшить произношение речи, ведь карандаши и доступ к скороговоркам у всех имеется. Это минимальный набор развития артикуляции. Но идем дальше.

Скороговорки применяют для детей начиная с 4–6 лет. Это очень действенный способ. Скороговорки используют и для улучшения дикции взрослых, ниже я напишу самые эффективные из них. Кроме того, такими фразами вы улучшаете не только свою речь, но и словарный запас. Подбирайте нужные вам скороговорки, только делайте акцент на проработку всех букв и их сочетаний.

Прослушайте запись своего голоса

О, свои записи я не очень люблю слушать. Помню, как один раз услышала свой детский и смешной голос на диктофоне, причем говорила я довольно серьезные вещи… Над записью посмеялась я и все мои знакомые.

Но для развития четкой и грамотной речи слушать свой голос на записи – очень полезное занятие. Почти каждому человеку захочется его изменить, поработать над дикцией. Делать это нужно так: вы берете какой-то отрывок из текста, затем четко стараетесь его читать, записывая на диктофон. Не понравилась запись – повторяете чтение. И так до тех пор, пока идеально не отточите свое произношение.

То же самое можно делать, чтобы улучшить разговорную речь на английском. Можно еще и хорошего знакомого со знанием английского привлечь, чтобы “экспертное” мнение послушать.

Обязательное условие – тренировка диафрагмы

Для вокалистов, заикающихся людей, диафрагма – условие успешности. Кто бы мог подумать, что какой-то мостик над желудком определяет кучу денег в шоу-бизнесе! Но для правильной речи и пения нужна обязательная тренировка этой самой диафрагмы. Натренированная диафрагма дает возможность договорить фразу до конца, допеть ее.

Тренировать ее можно таким способом: сделайте глубокий вдох, затем тяните гласный звук до момента, когда дыхания вообще не останется.

Когда вы достигнете 25–30 секунд такого “тяжения”, изменяйте высоту голоса, старайтесь тянуть звук более тонким голосом.

Когда и при таком условии вы тянете гласную до 25–30 секунд, переходите к надуванию воздушных шариков. И организму полезно, и окружающих порадуете! Ну а если без шуток, надувание шариков очень хорошо развивает диафрагму и увеличивает объем легких.

Сочетание разных звуков

Помимо скороговорок, поставить грамотную речь и дикцию можно с помощью специальных сочетаний звуков. В этих сочетаниях используются согласные и гласные. Повторяя их раз по 5, вы отрабатываете дикцию. Ну а грамотная речь добавляется опытом чтения разных книг (чуть ниже приведу список). Какие сочетания будут полезны:

  • бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
  • вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
  • стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
  • гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра и т. д.

Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых

О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше. Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают. Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки. И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.

  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
  • Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.

Ну и полегче что-нибудь.

  • Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  • Ценит цеп косец по косовице.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорки хорошо развивают память и внимание у взрослых, помимо речи.

Скороговорка для улучшения дикции

Книги, которые улучшают речь и словарный запас

Чтобы улучшить свою речь, нужно читать тексты на разные темы. При таком раскладе речь обогащается новыми словами, появляется логика в высказываниях, улучшается грамотность речи. Вы не найдете профессора, который бы не мог двух слов связать или говорил “здеся”, “тама”, “тута”, “четверЬг”, “сЭрцЭ”. Все потому, что книги улучшают риторику речи, помогают формулировать мысли.

Я сделала подборку книг, которые смогут стать для вас уроками русского языка, литературы, а также экскурса в лингвистику и другие филологические науки.

  1. Вадим Храппа “От адамова яблока до яблока раздора”.
  2. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
  3. Ларри Кинг “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно”.
  4. Найджел Браун “Странности нашего языка”.
  5. Наталья Ром “Хочу говорить красиво! Техники речи”.
  6. Виктория Володина “Альбом по развитию речи”.
  7. Лев Успенский “Слово о словах”.

Эти книги помогут улучшить разговорную речь на русском, а также с их помощью вы определите, как малознакомые слова использовать по назначению.

Как улучшить речь ребенка

Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.

А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.

Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких. Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много.

Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.

Тренинг

Тренировка речи неразрывно связана с тренировкой психических процессов памяти и внимания. А вот тут у меня для вас сюрприз: есть отличный способ развития речи и памяти – курс от Викиум. Это хороший инструмент для развития.

Курс “Мнемотехники” поможет вам в повседневной жизни все быстро запоминать и в любом количестве. Вы даже сможете лучше запоминать языки и научитесь легко выражать свои мысли на английском, немецком, португальском, да каком угодно!

Этот тренинг – хороший помощник для тех, кто забывает дни рождения любимых, пароли и логины, даже малейшие четверостишия. Вы уже за неделю увидите результат.

В погоне за красивой речью и дикцией не переусердствуйте. Помните, что важно тренировать мышцы и артикуляцию. А для этого еще раз о главном:

  1. Хорошая дикция нужна всем и везде.
  2. Чтобы ее развивать, нужно заниматься самообразованием: читать книги, улучшать словарный запас, делать упражнения для артикуляции.
  3. Не брезгуйте скороговорками, они лучше всего справляются с тренировкой дикции.
  4. Не бывает хорошей речи без хорошей памяти и внимания. Именно эти психические процессы помогают вам говорить правильно, логично и красиво.

Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

  • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
  • Произнести звук О, максимально растянув губы.
  • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
  • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

  • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
  • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
  • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

  • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

  • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Улучшение дикции у взрослого

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

  • при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
  • при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
  • начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
  • следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! …
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! …
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:

пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!
ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!
ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!

Далее включайте звонкие согласные:

бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!
ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!
гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!

Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:

бу — бу — бу — бу — бупп!
бо — бо — бо — бо — бопп!
ба — ба — ба — ба — бапп!
бэ — бэ — бэ — бэ — бэпп!
би — би — би — би — бипп!
бы — бы — бы — бы — быпп!

Все слоги «бегут» к конечному «быпп». Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на «п».

гу — гу — гу — гу — гукк!
го — го — го — го — гокк!
га — га — га — га — гакк!
гэ — гэ — гэ — гэ — гэкк!
ги — ги — ги — ги — гикк!
гы — гы — гы — гы — гыкк!

ду — ду — ду — ду — дутт!
до — до — до — до — дотт!
да — да — да — да — датт!
дэ — дэ — дэ — дэ — дэтт!
ди — ди — ди — ди — дитт!
ды — ды — ды — ды — дытт!

ву — ву — ву — ву — вуфф!
во — во — во — во — вофф!
ва — ва — ва — ва — вафф!
вэ — вэ — вэ — вэ — вэфф!
ви — ви — ви — ви — вифф!
вы — вы — вы — вы — выфф!

Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы «бегут» к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи. Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:

ПРА — ПРЯ, ПРО — ПРЁ, ПРУ — ПРЮ, ПРЭ — ПРЕ, ПРЫ — ПРИ

И так со всеми остальными согласными: БРА-, ВРА-, ГРА- …

Сочетания ЛРА — ЛРЯ, ЛРО — ЛРЁ, ЛРУ — ЛРЮ, ЛРЭ — ЛРЕ, ЛРЫ — ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше. При сочетании Р с шипящими — ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать. Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:

ТАДИТА — ТАДИТЯ
ТАДИТО — ТАДИТЁ
ТАДИТУ — ТАДИТЮ
ТАДИТЭ — ТАДИТЕ
ТАДИТЫ — ТАДИТИ
ДАТИДА — ДАТИДЯ
ДАТИДО — ДАТИДЁ
ДАТИДУ — ДАТИДЮ
ДАТИДЭ — ДАТИДЕ
ДАТИДЫ — ДАТИДИ

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ

Каждое сочетание произносите по шесть раз. Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка. Затем тренируйте такие сочетания звуков:

РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ
МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ

Каждое сочетание — по 6 раз. Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы.

ДРДА — ДРДЯ
ДРДО — ДРДЁ
ДРДУ — ДРДЮ
ДРДЭ — ДРДЕ
ДРДЫ — ДРДИ

В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и так далее. По образцу предыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком. Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Р язык по-прежнему должен отчетливо вибрировать.
ЛБЛБАЛЬ — язык на последнем ЛЬ должен отрываться.
БТТТБА — согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка.
БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку «глотать» концы слов.

ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА. Эти сочетания помогают выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь. К указанным упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата.

Привлечь внимание аудитории и искренне заинтересовать людей своим рассказом – кропотливый и сложный процесс, с которым не всегда могут справиться профессиональные ораторы. Что уж тут говорить о тех обычных людям, которым время от времени приходится выступать перед незнакомой публикой.

Еще в древние времена выступление перед толпой многие мыслители и философы называли настоящим искусством. Самый образованный и харизматичный человек не сможет завоевать доверие людей и донести до них свои мысли, если у него будут проблемы с дикцией.

С каждым годом найти человека, который бы не только обладал идеальной дикцией, но и постоянно занимался совершенствованием своей речи, становится все труднее и труднее. Многие люди забывают, что природа редко кого награждает речевыми данными. Поэтому тем личностям, которые хотят обладать прекрасной дикцией и четким произношением, следует регулярно выполнять комплекс упражнений. Какие именно упражнения помогут улучшить дикцию? Сегодня мы вам об этом расскажем.

Хорошая дикция: кому и зачем она нужна?

Идеальная дикция – это дикция, которая представляет собой правильное расположение речевых органов и четкое произношение слов. Очень часто плохая дикция у того или иного человека возникает из-за дефектов речевого аппарата, имеющих врожденный характер. Некоторые взрослые люди обладают плохой дикцией, так как в детстве они подражали речи других людей.

Хорошая дикция поможет вам четко и ясно донести свои мысли незнакомым вам людям, которые не привыкли к особенностям вашего произношения. Если вы займетесь улучшением дикции, то высказываемая вами информация будет восприниматься окружающими легко и просто. Вы без особого труда сможете сказать все, что хотите, и это не станет поводом для саркастических улыбочек или просьбы повторить то, что вы только что сказали.

Доказано, что людям с идеальной дикцией намного проще найти работу, друзей, вторую половинку, чем тем людям, у которых наблюдаются определенные дефекты речи. Если вы будете красиво и четко произносить слова, то сможете произвести нужное вам впечатление на нужных вам людей.

Занявшись улучшением своей дикции, вы через некоторые время с удивлением заметите, что во время рассказа очередной истории собеседники не скучают и не думают, когда вы уже закончите говорить, а внимательно и с интересом слушают вас. Большинству людей приятнее слушать постоянно развивающего свой голос и произношение рассказчика, а не человека с дефектами речи.

Упражнения для улучшения дикции

№1

Хотите улучшить свою дикцию? Тогда регулярно занимайтесь артикуляцией звуков «Ж» и «Ш». Попытайтесь как можно четче и понятнее произнести следующие пары слов: «Жар – Шар», «Шить – Жить», «Жутко – Шутка», «Шапка – Жабка», «Важный – Ваш», «Жир – Ширь».

Регулярно произносите такие фразы: «В хомут вожжи из кожи вхожи», «Кружится жужелица, жужжит жужелица, жужелица жужжит и кружится».

№2

Чем больше сложных слов вы будете произносить, тем быстрее добьетесь нужных вам результатов и улучшите свою дикцию. Повторяйте сложные слова сначала медленно, а потом как можно быстрее.

№3

Данное упражнение поможет вам «справиться» со звуком «Ц» и отработать его по-максимуму. Четко произнесите следующие пары слов, а затем повторите, но как можно быстрее и ритмичнее: «Свет – Цвет», «Лиса – Улица», «Сок – Цок», «Сабля – Цапля», «Сыр – Цирк», «Сель – Цель».

Произнесите следующие фразы сначала медленно и четко, а потом повторите, но очень быстро: «Чахла цапля, ходила цапля, сохла цапля», «Против овец и один молодец, а сама овца никто против одного молодца».

№4

Произнесите приведенные ниже слова четко и медленно, а затем повторите их как можно быстрее и следите за тем, чтобы не сделать ни одной ошибки в произношении.

  • Монстр.
  • Демократично-аристократичный.
  • Гибискус.
  • Протестантство.
  • Философствовать.
  • Краеугольный.
  • Ведомство.
  • Переколошматить.
  • Всхрапнуть.
  • Идентификация.
  • Попасть в ствол.
  • Стандартизировать.
  • Сверхзвуковой.
  • Интерфернальный.
  • Постскриптум.
  • Витийствовать.
  • Арьергардный.
  • Сверхвстревоженный.
  • Воспрепятствовать.
  • Бодрствовать.
  • Мудрствовать.
  • Брандспойт.
  • Трансконтинентальный.
  • Взрывоопасный.
  • Взбудоражить.
  • Краеведческий.
  • Всклокочен.
  • Сомнамбулический.
  • Трансплантация.
  • Тантрический.
  • Контрпрорыв.
  • Экспрессивный.

№5

Данное упражнение поможет вам отработать звуки «Х», «К», «Г». Повторяйте пары слов сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее: «Гости – Кости», «Гешка – Кешка», «Гнут – Кнут», «Газельки – Качельки», «Годы – Коды», «Глупый – Клубный», «Гол – Кол».

Сначала медленно, а потом очень быстро повторите следующие фразы: «С косой козел косой идет с горбатой козой», «Крабы грабли сделали крабам, крабы грабли крабам подарили».

№6

Данное упражнение поможет тем людям, которые во время публичных выступлений ощущают проблемы с дыханием. Очень часто нехватку воздуха испытывают люди, использующие в своей речи длинные и витиеватые фразы.

Тренировка диафрагмы поможет закрыть этот вопрос раз и навсегда. Делая выдох, тяните любой гласный звук как можно дольше. Поначалу делать это получается только на протяжении 4 – 8 секунд. Но если вы будете регулярно тренироваться, то сможете увеличить время до 25 – 30 секунд!

№7

Это упражнение поможет вам отработать произношение согласных звуков. Сначала медленно, а потом быстро повторяйте следующие слова и словосочетания: «Без шубы», «Бессмертие», «Оттолкнуть», «Безжалостный», «К гастролям», «К Гале», «Подтвердить», «Ввязаться», «Отдушина», «К Киеву», «Отдаленный», «К городу», «Разжигать», «Восстановить», «Отдать», «Изжить», «К концу», «Ссорить – Сорить», «Введение – Ведение», «Оттащить – Тащить», «Вверх – верх», «Поддержать – Держать», «Вводный – Водный», «Толкнуть – Оттолкнуть».

№8

Выполняя данное упражнение, внимательно следите за тем, чтобы не допускать никаких ошибок в произношении. Произнесите следующие фразы сначала медленно, а потом как можно быстрее: «Дед стар стал», «Вскачь верст сто», «Был град тут в тот год», «Полн клуб вмиг», «Взял трость ваш гость», «Мох гриб скрыл», «Петр был люб всем», «Пел дрозд тут в тот час», «Брызг блеск – всплеск волн!».

№9

№10

Чтобы отработать произношение определенных звуков, сначала медленно, а затем как можно быстрее произносите следующие фразы: «Замшела яшма в замше», «С волхвами в хлеву волхв волхвовал», «Четверть четверика без червоточинки гороха», «Пик кипу купи, кипу купи пик», «В Константинополе ассимилировавшимся был обнаружен разнервничавшийся конституционалист», «Пуха купи кипу, кипу купи пуха», «Интервента интервьюер интервьюировал», «Родителям даны из дендрария рододендроны», «Не по-колпаковски колпак сшит; перевыколпаковать колпак надо, переколпаковать», «Клима брат брит, Глеба брат брит, бородат Игната брат», «Не по-колоковски колокол вылит; надо перевыколоколовать колокол, переколоколовать», «Лук клал на ларь Карл, с ларя крала лук Клара».

№11

Данное упражнение позволит отработать определенные звуки в игровой форме.

  1. Думайте, что у вас в руках молоток. Забивайте воображаемым молотком гвоздики, и повторяйте как можно выразительнее следующие звуки: «ГБДЕ», «ГБДУ», «ГБДИ», «ГБДО», «ГБДА», «ГБДЭ», «ГБДЫ».
  2. Слышали ли вы, как мило топает пони? Прыгайте и повторяйте за ним: «ПТКИ», «ТПКИ», «ПТКУ», «ТПКУ», «ПТКЭ», «ТПКЭ», «ПТКО», «ТПКО», «ПТКЫ», «ТПКЫ», «ПТКА», «ТПКА».
  3. Думайте, что вы бросаете своему напарнику какие-то вещи. Каждый свой «бросок» сопровождайте такими звуками: «КЧКИ», «КЧКУ», «КЧКЫ», «КЧКО», «КЧКА», «КЧКЭ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как выработать хорошую дикцию

Фильм «Скороговорка»

Дикция — это ясное, отчётливое произношение; это степень точности, отчетливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Хорошая дикция необходима всем и всегда, при устройстве на работу и в общении с друзьями, но особенно много хорошая дикция значит для оратора, лектора, певца и актёра. Что же нужно сделать, над чем поработать, что бы наша дикция отвечала нужным требованиям?

Фильм «Театральный центр Русская Речь»

Тренировка дикции

В Университете практической психологии этому посвящено несколько обязательных упражнений, которые студенты отрабатывают в течение года, а также два полных тренинговых дня.

Для начала – разминка.

Берете в зубы карандаш и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15, крепко сжимая карандаш зубами. Потом вынимаете карандаш и произносите ту же самую фразу.

Почувствуйте разницу! Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать не шаляй-валяй, как обычно, а очень точно и аккуратно!

Потом работаете с новой фразой. Чтобы не думать над текстом, можно взять для упражнения любое стихотворение.

Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию. Как размялись, переходим к основной части!

Упражнение 1. Тренируйтесь скороговорками

​​​​​​​В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

– Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!

Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех – не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.

Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всём о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:

– Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

К такому произношению скороговорок нужно стремиться. Начните с произношения скороговорок в обычном темпе, причём лучше с простых. Четко выговаривая все сочетания звуков. Далее темп нужно увеличить. Когда вы без труда сможете их произносить, переходите к более сложным конструкциям. Усложнить данное упражнение можно следующим образом: помните, как героиня фильма “Карнавал” вырабатывала дикцию? Правильно, читала скороговорки с орехами во рту. Это является классическим упражнением для выработки правильной дикции

Упражнение 2. Слушайте себя

​​​​​​​Почти каждый человек услышав свой голос, записанный и воспроизведенный на аудиозаписи, захочет его улучшить. Используйте для контроля и отработки звучания своего голоса диктофон. Выбирайте отрезки из книг и читайте вслух, делая аудиозапись. Потом прослушайте. Скорее всего, сначала вам не понравится, как вы прочли отрывок, поэтому читайте и записывайте до тех пор, пока ваше произношение не покажется вам идеальным.

Упражнение 3. Тренируйте диафрагму

Иногда, при долгом разговоре, у некоторых не хватает дыхания, чтобы закончить предложение. Это придаёт речи обрывистость и смазывает впечатление. Чтобы дыхания хватало на даже самое длинное предложение, тренируйте диафрагму. Для этого сделайте вдох и на выдохе просто тяните любую гласную букву пока не кончится дыхание. Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Когда продержать гласную в течение секунд 25 не будет составлять для Вас труда, попробуйте менять высоту голоса. Еще один способ – надувать воздушные шарики.

Упражнения от Татьяны Струниной

Комплекс упражнений для хорошей дикции и артикуляции. Я сама обычно эти упражнения делаю, когда принимаю утренний душ.

Все упражнения необходимо делать с удовольствием, без спешки, слегка утрируя произношение.

1. Би-би-би-б, бэ-бэ-бэ-б, ба-ба-ба-б, бо-бо-бо-б, бу-бу-бу-б, бы-бы-бы-б.

Ди-ди-ди-д, дэ-дэ-дэ-д, да-да-да-д, до-до-до-д, ду-ду-ду-д, ды-ды-ды-д.

И другие согласные в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы.

2. Бги-пки, бгэ-пкэ, бга-пка, бго-пко, бгу-пку, бгы-пкы.

Пки-бги, пкэ-бгэ, пка-бга, пко-бго, пку-бгу, пкы-бгы.

Вздри-фстри, вздрэ-фстрэ, вздра-фстра, вздро-фстро, вздру-фстру, вздры-фстры.

Фстри-вздри, фстрэ-вздрэ, фстра-вздра, фстро-вздро, фстру-вздру, фстры-вздры.

3. Сыворотка из-под простокваши. — 10 раз, хорошо укрепляет мышцы, необходимые для улыбки.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. – тоже 10 раз, укрепляет мышцы губ.

5. Повар Петр и повар Павел. Павел пёк, а Петр парил.

Петр парил, Павел пёк. Повар Павел, повар Петр.

6. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня. — Произносить на одном тоне, а затем повышая на 1-2 тона или понижая на 1-2 тона.

Упражняйтесь каждый день и все “фефекты вечи” будут устранены.

Всем успехов!

Рекомендуем тренинги ораторского мастерства в Москве:

  • ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство
  • ПОБЕДИТЕЛИ: психология влияния и харизмы
  • БОЕВАЯ РИТОРИКА: Слово как Оружие

Подробности по телефону: (495) 507-87-93

Как улучшить свою дикцию быстро

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *