Как учатся по триместрам

Обучение по триместрам и четвертям: плюсы и минусы

«Летидор» разбирается, есть ли сильные отличия в обучении по триместрам и четвертям, и пытается понять, почему с каждым годом все больше российских школ отказывается от проверенной десятилетиями системы в пользу новомодного варианта.

Согласно закону «Об образовании РФ» каждая школа может самостоятельно выбирать систему организации обучения и устанавливать сроки каникул.

График каникул

Если в школе проводится обучение по четвертям, то для учащихся устанавливаются каникулы:

  • 9 дней осенью – последняя неделя октября и первая ноября;
  • две недели на Новый год – последние дни декабря и 10 дней в январе;
  • 7 дней весной – обычно выпадают на конец марта;
  • дополнительные каникулы для первоклашек и учеников коррекционных классов – 7 дней зимой;
  • три летних месяца.

Если школой избран график обучения по триместрам, то 5 учебных недель сменяет 1 неделя отдыха. Исключение в каникулярной системе триместров – зимние каникулы. На них дети, которые занимаются по триместрам, отдыхают 2 недели.

Плюсы обучения по триместрам

  • Частые каникулы – один из существенных плюсов триместровой системы обучения. Ученики, особенно в начальной школе, быстро устают от интенсивного графика. А регулярный отдых – позволяет во время восстановить силы. Как следствие – дети меньше болеют.

  • Триместр длиннее четверти (длится 11 недель с перерывом на каникулы), поэтому в течение него выставляют больше оценок – у детей нет проблем с аттестацией, даже если предмет стоит в расписании 1 раз в неделю. Все успевают ответить и получить отметку.

Минусы обучения по триместрам

  • Каникулы в середине триместра вызывают ощущение незавершенности, ведь не проставлены отметки и отдых как бы «незаслуженный».
  • Родителям чаще приходится решать проблему с досугом ребенка во время каникул. Хотя сейчас некоторые лагеря весной и осенью делают смены, подстраиваясь под триместровый график, большинство «заточено» под привычную систему.
  • Школьные каникулы не совпадают с каникулами в школах искусств, музыкальных, художественных школах. Дети не отдыхают полноценно, не чувствуют перерыва –каникулы вроде бы есть, а дополнительное обучение еще идет…
  • Многие учителя считают, что учиться с таким графиком каникул сложнее. Дети, возвращаясь с отдыха, в первую неделю пишут контрольные и проверочные. В то время как им нужно как минимум две недели после каникул, чтобы «втянуться» в учебный процесс. Когда они входят в ритм – снова приходит время отдыхать.

С каждым годом количество учебных заведений России, переходящих на триместровую систему обучения растет, и сегодня мы предлагаем узнать, чем лучше триместры привычного для всех семестрового графика, и когда будут каникулы 2019-2020 учебного года (осенние, зимние и весенние) в школе, которая учится по триместрам.

Само слово «триместр» произошло от латинского «trimestris», что означает «три месяца».

Особенности триместровой системы

Первыми модульную систему обучения оценили в Германии, где работа по триместрам успешно практикуется еще с 1930-х годов. Конечно, внедряемая сегодня в России система имеет ряд существенных отличий от европейского варианта, взятого за основу, а именно, ведь у нас предметы изучаются не обособленно (только 1 семестр), а на протяжении всего учебного года. К тому же учащиеся в России, независимо от системы обучения, имеют 3 месяца летних каникул.

Стоит заметить, что в 2019-2020 году триместры в школе также предпочитают во многих школах США, Великобритании, Франции и ряда других европейских стран. Хотя, в каждой стране в модульную систему обучения привнести некоторые свои особенности.

В России триместровая система обучения предполагает разделение учебного года на 6 учебных периодов, между которыми учащимся предоставляются недельные каникулы.

Психологи, врачи и ученые отмечают такие неоспоримые преимущества триместров:

  1. Частые каникулы, позволяющие разгрузить учеников и уменьшить психо-эмоциональное напряжение, которое как раз накапливается к концу 5-й недели обучения.
  2. Наличие 3-х учебных периодов, что позволяет более точно оценить учащихся и исключает возникновение спорных моментов, с которыми часто сталкиваются учителя при семестровом обучении.
  3. Снижение заболеваемости в коллективе, ведь при такой системе каникулы чаще припадают на периоды всплеска ОРВИ.

В отличие от учителей, которым модульная система нравится больше, мнения родителей рознятся. Кому-то очень нравится такой график учебы детей, кому-то категорически нет. Из проблем, которые возникают, родители чаще всего называют:

  • необходимость решать проблему присмотра за малышами в каникулярное время;
  • сложности адаптации для ребят, которые долго «раскачиваются» и «собираются» после каникул;
  • необходимость занятий на промежуточных каникулах, чтобы ребенок не растерял все полученные знания, ведь впереди еще контрольные работы и итоговые срезы.

Структура учебного года

Как правило, учебный год стартует в первых числах сентября при любой системе обучения.

В этом году праздник Первого звонка состоится 02.09.19, а Последний звонок – 25.05.20 (в некоторых школах учебных год может быть продлен до 29.05.20).

В первом полугодии учебные модули длятся по 5 недель, во втором – по 6 недель, что образует следующий график учебных и каникулярных периодов:

Как видите, каникулы учебного периода 2019-2020 годов для школ, гимназий и лицеев, работающих по триместрам, распределяются равномерно, а в некоторых случаях дополняются выходными и праздничными днями, образуя чреду длинных выходных.

Каникулы при триместрах

Первые каникулы ожидают учащихся уже в октябре месяце (с 07.10.19 – 13.10.19). Продолжительность отдыха в школах с пятидневкой составит 9 дней (каникулы + два 2 выходных).

Вторые каникулы, начало которых ознаменует завершение первого учебного модуля, пройдут с 18.11.19 по 24.11.19.

Третьи каникулы (новогодние), пройдут с 30.12.19 по 08.01.20 и будут немного меньше, чем при классического (семестровой) системе. Продолжительность отдыха при пятидневке составит 12 календарных дней (10 дней каникул +2 выходных).

Важно! В этом периоде возможны изменения. Если утвердят перенос выходных с 4 и 5 января на 9 и 10 число, то первым рабочим днем 2020 года может стать понедельник 13.01.20. В таком случае дети будут отдыхать целые 16 дней.

Четвертые каникулы (февральские) запланированы в период 17.02.20 – 24.02.20. С учетом переноса выходного дня с 23 на 24 февраля и предыдущих выходных, период отдыха составит десять дней.

Пятые каникулы в школе, работающей по триместрам, в 2019-2020 уч. году пройдут с 06.04.20 по 12.04.20. Таким образом, последний 6-й период учебы будет для детей максимально коротким, ведь в него попадают майские праздники, график отдыха на которые тоже пока не утвержден. Но, стоит надеяться, что по традиции Правительство подарит народу два периода длинных выходных.

Шестые (летние) каникулы в 2019-2020 году для большинства отечественных учебных заведений, где установлена работа по триместрам, начнутся 26 мая, ведь учебный год для них закончится, как и для обычных школ 25.05.20.

Возможные изменения

Если при семестровой системе обучения школы довольно часто сдвигают график каникулярного периода, то триместровые каникулы переносят крайне редко, а это значит, что в 2019-2020 году приведенные даты актуальны для большинства учебных заведений России.

Конечно, изменения возможны. Как правило, перенос могут утвердить в случае длительного карантина либо временной приостановки учебного процесса по другим причинам. Тем не менее, смещение не может быть больше, чем на 2 недели, как того требуют нормативные документы.

Каникулы по триместрам

Расписание каникул в школах, вузах и учреждениях среднего профессионального образования в Москве утверждаются индивидуально для каждого учебного заведения его директором, ректором или другим ответственным за принятие решения лицом. На практике же график каникул редко отличается от рекомендаций вышестоящего органа управления.

Российские школы живут по двум учебным «календарям»: четвертям и триместрам. В зависимости от этого, а также ориентируясь на рекомендации Министерства образования учебные заведения сами определяют даты каникул. В целом школе выгодно придерживаться общеустановленных рамок, так как общие каникулы означают более широкие возможности в организации качественного детского досуга: спектаклей, экскурсий, концертов и т.п.

Каникулы в школах с системой обучения по триместрам

Я учусь в школе:

По четвертямПо триместрам

До ближайших каникул осталось:

: : : днейчасовминутсекунд

  • Осенние каникулыс 07 октября по 13 октября 2019 года.
  • Вторые осенние каникулыс 18 ноября по 24 ноября 2019 года.
  • Зимние каникулыс 26 декабря по 08 января 2020 года.
  • Вторые зимние каникулыс 24 февраля по 01 марта 2020 года.
  • Весенние каникулыс 08 апреля по 14 апреля 2020 года.
  • Летние каникулыс 01 июня по 31 августа 2020 года.

Рассчитать график каникул при учебе по триместрам несколько проще: там они не совпадают с государственными праздниками. Даты определяются просто – по системе «5 + 1», то есть каждая шестая неделя – это каникулы. Таким образом, школьники отдыхают два раза осенью, два раза зимой и по одному разу весной и летом.

Осенние каникулы 2019–2020 учебного года

Первые осенние каникулы 2019 года ждут школьников с 7 октября по 13 октября. До следующих придется чуть больше месяца грызть гранит науки, посвящая себя занятиям. Получить следующую неделю отдыха от уроков можно будет с 18 по 24 ноября.

Новогодние каникулы 2019–2020 учебного года

Зимой 2019/2020 в школах с модульной системой также предусмотрено два периода отдыха. Первые зимние каникулы в этом году будут длиться с 26 декабря по 8 января . Это, кстати, единственные каникулы, совпадающие с графиком традиционной системы обучения по четвертям. Второй раз школьники будут отдыхать с 24 февраля по 1 марта.

Зимние каникулы 2019–2020 учебного года

Весенние каникулы 2019–2020 учебного года

Учащимся остальных классов школ с модульной системой до весеннего отдыха придется подождать чуть дольше. Весенние каникулы планируются с 8 по 14 апреля. Зато совсем скоро после них настанут уже и майские праздники, дающие возможность не ходить в школу еще несколько дней.

Летние каникулы 2019–2020 учебного года

Летние каникулы в 2019 году традиционно пройдут с 1 июня по 1 сентября.

* Для учащихся первых классов и классов коррекционно-развивающего обучения.

Кроме плановых каникул, занятия в школе могут быть отменены по следующим причинам.

Преимущества триместровой системы обучения в школе. статья на тему

Преимущества триместровой системы обучения в школе.

Бондарева Виктория Игоревна

Директор МОУ школа № 2

г.о. Жуковский

В соответствии с Законом РФ » Об образовании» ст.15 п.1: «Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно».

1 сентября 2013 года МОУ школа № 2 перешла на триместровую систему организации обучения. Так как практика триместровой системы организации образовательного процесса уже достаточно распространена, переходу предшествовало изучение опыта школ, в которых обучение организовано по триместрам и ознакомление с аргументами в пользу данной системы.

Сравнивая традиционную систему и триместровую, были отмечены следующие преимущества: в отличие от четвертей (первые две четверти были по два месяца, третья – очень длинной, а четвёртая из-за большого количества выходных и праздников в мае – короткой), учебный год при триместровой системе будет делиться на три равных промежутка времени, что позволит равномерно распределить учебную нагрузку в течение учебного года. При триместровой системе организации обучения продолжительность учебного года второй и третьей ступеней общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, как и при традиционной системе, а продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) и летнего отдыха соответствует традиционной системе.
Традиционная система школьных четвертей крайне нерациональна в основном – из–за длинной третьей четверти, которая приходится на период наиболее холодной погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия. В лексиконе школьных психологов даже появился новый термин – «синдром третьей четверти», который подразумевает ярко выраженную усталость учеников, жалобы на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, сниженное внимание.

После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье.
Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова Марина Исааковна отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени невротизации, психо — эмоциональное состояние обучающихся оказалось более устойчивым.

В результате перехода МОУ школа № 2 на триместровую систему организации образовательного процесса нами также было отмечено снижение заболеваемости обучающихся, что подтверждается результатами медицинских осмотров.

Результаты ежегодных медицинских осмотров обучающихся:

Сведения о болезнях

2012 – 2013 учебный год

Традиционная система

2013 – 2014 учебный год

Триместровая система

Болели простудными болезнями

57,3%

54,7%

Травмы

1,1%

1,2%

Прочие заболевания

27,2%

19,7%

Сведения о болезнях

2012 – 2013 учебный год

Традиционная система

2013 – 2014 учебный год

Триместровая система

Не болели

19,2%

22,5%

Болели 1-3 раза

78,6%

75%

4 -6 раз

2,2%

2,5%

Болели более 6 раз

0%

0 %

2012 – 2013 учебный год

Традиционная система

2013 – 2014 учебный год

Триместровая система

Болезни ЦНС

1,8%

1,3%

Пищеварительной системы

5,5%

5,3%

Снижение зрения

10,5%

9,7%

Нарушение осанки

11,46%

11%

Анализ состояния здоровья позволяет расценивать обучение в условиях равномерного чередования учёбы и каникул как здоровье сберегающее.

Кроме снижения заболеваемости, к преимуществам триместровой системы следует отнести более устойчивое психо — эмоциональное состояние обучающихся и повышение успеваемости обучающихся.

По результатам работы психолога школы было отмечено снижение числа обращений педагогов по вопросам трудностей в освоении обучающимися учебной программы, конфликтного поведения обучающихся:

2012 – 2013 учебный год

Традиционная система

2013 – 2014 учебный год

Триместровая система

Обращения учителей по вопросу трудностей в освоении учебной программы, снижения уровня учебной мотивации обучающихся

Обращений по вопросу конфликтного поведения обучающихся

Таким образом, переход на триместры способствуют: сохранению и укреплению здоровья детей, снижению перегрузки обучающихся,

улучшению психологического климата в школе, в классах и на уроках, снижению психо — эмоционального напряжения участников образовательного процесса, повышению удовлетворенности школой детей, родителей, педагогов.

Согласно результатам анкетирования обучающихся школы, проведённого после введения триместровой системы обучения 94% обучающихся ответили, что их устраивает обучение по триместрам и равномерное распределение учебной нагрузки. 97% обучающихся устраивает наличие коротких промежуточных каникул. А 69% обучающихся

считают то, что нечётное количество оценок по предметам за триместры даёт возможность выставить более объективно итоговые оценки.

Обучающиеся отмечают следующие преимущества триместровой системы:

1. Каникулы чрез пять недель дают больше времени на то, чтобы «подтянуться», ликвидировать задолженность по предметам.

2. Появляется возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра, чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода.

3. То, что всегда знаешь, когда каникулы и аттестация, дает внутренний настрой, большую четкость и ясность.

Плюсы новой системы, которые отмечают учителя:

1. Переход с четвертей на триместры для педагогов означает, что одним отчетом у них будет меньше.

2. Новая система способствует увеличению накопляемости оценок у обучающихся (при традиционной системе наблюдалась низкая накопляемость оценок при одном часе в неделю), что повышает объективность выставления оценок за триместр.

3. Нечётное количество оценок по предметам даёт возможность выставить более объективно годовые оценки.

4. Переход на триместровую систему обучения способствует оптимальному сочетанию учебной работы и отдыха.

5. Каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги.

6. Появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов, подведением итогов, снять напряжение учебного периода.

По мнению родителей, переход на триместровую систему обучения способствует уменьшению случаев заболеваемости детей, благодаря возможности физической и психологической разгрузки через каждые пять недель. Также для родителей стало важным увеличение числа периодов отдыха для совместных семейных занятий (путешествий, совместного труда).

У системы есть единственный недостаток, который исчезнет в случае перехода всех школ на единую систему обучения:
несовпадение планирования учебной и воспитательной работы в школе с планами учреждений, в том числе и дополнительного образования, работающими по традиционной системе.

Источники: 1. Журнал «Управление начальной школой» № 12, 2009 года

М.И. Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, г. Москва.

2.Закон РФ » Об образовании» ст.15п.1.

Не убьет ли триместр нашу систему образования?

Областные власти предложили перевести все школы на триместровую систему обучения. Жители региона задались вопросом: а нужно ли это? «Молодёжка» разбиралась в этом учебном хитросплетении.

В чём суть?

В Министерстве образования и науки Ульяновской области сообщили, что в 2019-2020 учебном году режим образовательной деятельности организован по триместрам в 12 школах Димитровграда и двух школах Ульяновского района — Ундоровском лицее и Большеключищенской средней школе.

Что такое триместр? Система представляет собой три учебных периода по три месяца каждый. Аттестация происходит в конце ноября, февраля и мая. А в течение триместра после пяти недель учёбы предусмотрены каникулы. Во время каникул учащиеся могут посещать школу и консультироваться по предметам. Продолжительность учебного года, равная девяти месяцам, сохраняется.

Как пояснили «Молодёжке» в ведомстве, каникулы могут начаться в середине недели либо быть перенесены на понедельник следующего месяца, «самое главное, чтобы по закону было 34-35 учебных недель». Отдыхать в каникулы дети будут 5-7 дней, ибо «согласно законодательству каникулы за год должны составлять не менее 30 дней». Кстати, на новогодние праздники дети при такой системе уходят без оценок, а к учёбе вернутся уже восьмого января. Следующие каникулы — примерно 17 февраля.

По сути, меняется лишь время каникул, количество уроков не сокращается, а значит, внесение изменений в учебные программы не требуется. Перейти на такую систему может любая школа области, решение принимает администрация учебного заведения с учётом мнения учащихся, педагогов, родителей.

На час позже

Но дело в том, что Федеральный закон «Об образовании» и так предполагает, чтобы каждая школа самостоятельно выбирала систему обучения, устанавливая сроки каникул и аттестации. Поэтому странно, что местные власти предложили перейти на триместровую систему всем школам области.

А буквально следом власти предложили перейти на более позднее по времени начало учёбы. Запустили даже опрос в социальных сетях регионального Министерства образования и науки, а также интересовались мнением родителей и педагогов. На момент подготовки материала 36 процентов проголосовали за начало учёбы в 8 утра, более 33 % — за 8.30, 18 % — за 9 часов, 6,8 % — за 10. В пояснении к опросу говорилось, что после того, как все мнения будут собраны, каждая школа «вправе сама решить, с какого времени начинать учебный процесс». Но школы уже работают по удобному для них графику.

Кстати, можно ли верить виртуальным опросам? Как известно, при необходимости грамотный айтишник может без проблем «накрутить» нужные результаты. Думается, что подобные опросы не стоит брать во внимание.

Разные мнения

Мы решили узнать мнения разных специалистов и обычных жителей по нововведениям.

— У меня старший сын учится во втором классе, в школе пятидневка. Нагрузка нормальная, всё успеваем, два полноценных выходных. Что касается триместровой системы, то не вижу смысла менять сложившуюся систему. Длинные триместры будут расслаблять учеников (в отличие от коротких четвертей), когда всю четверть нужно проявлять активность. Короткие промежутки всегда воспринимаются детьми проще. А всё, что обычно дополнительно назначается в каникулы, детьми воспринимается негативно. Единственную поправку можно внести в третью четверть — самую длинную — весенние каникулы перенести на начало марта, в остальном всё сохранить как есть, — считает многодетная мама Ольга Коннова.

— С точки зрения медицины, любые изменения в процессе учёбы так или иначе требуют нейропсихологической адаптации от учеников любого возраста, особенно тех, кто имеет различные отклонения в состоянии здоровья. При триместровой системе сдвинется график каникул, увеличится временной промежуток обучения, безусловно, это скажется на результатах итоговой аттестации учащихся по отдельным предметам. Тут же стоит отметить, что график каникул сдвинется только по основному месту учёбы. Спортивные секции, школы искусств и так далее будут работать в прежнем режиме. Как таковые каникулы, какими дети их привыкли воспринимать, исчезнут. Да, «не будет» школы, но нужно будет посещать дополнительные занятия. Согласитесь, отдых немного «смазывается», — высказался заведующий отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники ЦГКБ, доктор медицинских наук Андрей Львович Малых.

— Во многих школах только ввели пятидневку, дети пока привыкают. Если ввести следом и триместры, то это будет слишком много. Дети, может быть, и не будут против дополнительных каникул, но вопрос в том, будут ли школьники отдыхать или их будут дополнительно нагружать. Система 5 к 1 выгодно смотрится. Но у нас часто перенимают зарубежный опыт, при этом порой берут только верхушку. Если смотреть на систему образования США, то там предметное обучение. Ученик сам может выбирать, какие предметы будет изучать в течение триместра. А у нас в школах обязательные предметы. Насколько триместры нам подойдут? Эмоционально, наверно, это неплохо. Но важно грамотно подготовить и детей, и родителей. Если система не адаптирована, то это нововведение обернётся дополнительным стрессом, — считает Людмила Шеймухова, медицинский психолог Городской клинической больницы № 1 (Перинатального центра) Ульяновска.

— Для того, чтобы ответить на вопрос, хорошо или плохо это будет, нужно изучить, что будут делать дети во время этих дополнительных каникул, какой коэффициент полезного действия будет для ученика. Меньше нагрузки? Возможно. Но, мне кажется, после каникул неделя будет теряться в связи с тем, что после отдыха всегда нужно время, чтобы войти в рабочий режим, — отмечает глава Новоульяновска Геннадий Петрович Деникаев.

А что думают педагоги ульяновских школ?

Они попросили не указывать их места работы и не называть фамилии. Оказалось, что многие не знают о триместровой системе, в их школах этот вопрос пока не обсуждается. Но учителя охотно высказались по поводу пятидневки и времени начала учёбы.

— Переход на пятидневную рабочую неделю оказался сильно заметным. Нагрузка как учителя, так и ученика значительно увеличилась. Вместо 5-6 уроков у детей 6-7, в связи с чем повысилась утомляемость к концу рабочего дня и рабочей недели в целом. Пострадали некоторые предметы. Так, в 6 классе на изучение литературы дано два урока вместо трёх. А выпускникам нужно сдавать декабрьское сочинение по литературе. Суббота вовсе не стала выходным днём. Теперь в этот день проходят курсы, внеурочная деятельность и разного рода мероприятия. Оптимальное время начала занятий — 8.30. Сейчас уроки начинаются с 8. Дети опаздывают и приезжают сонные, — делится учитель Мария.

— С пятидневкой ничего не улучшилось. Полетели часы. У детей стало 7-8 уроков, а на субботу пошло допобразование. В результате — ещё больший перегруз. То же самое для учителей: 7 уроков подряд — это ад. И если раньше была возможность иметь методический день, то теперь суббота через раз рабочая. Все так заботятся о школьниках, а комфорт учителя не в счёт. Разве это не напрямую связано с качеством образования? Очень печально, что мнение учителей по всем этим вопросам вообще не учитывается. Самое нормальное время начало учёбы — 8.30. Про триместры сказать что-то сложно, пока не попробуешь, — считает педагог Анна.

«Нужно подумать»

За комментарием мы обратились к директору гимназии № 44 имени Деева Лидии Сергеевне Жуковской-Латышевой.

— Сразу отказываться не будем. Нужно подумать. По России такая система обучения в школах есть. Мы дружим с Йошкар-Олой, поедем и узнаем, как работает, приемлемо ли это для нас. Ведь в нашей гимназии двухнедельное расписание. С пятидневкой было так же: мы перешли не сразу, сначала посмотрели на других. Трудно переходили старшие классы, была привязка к курсам. Но в итоге продумали и выстроили работу, — говорит Лидия Сергеевна.

— Это всё второстепенное. И меня беспокоит, что как будто делается реформирование. Создаётся иллюзия деятельности вокруг развития образования. Но оно становится всё хуже и хуже. Введём мы триместровую систему. Что-то изменится? Технология урока, содержание не связаны с цикличностью. Если говорить о здоровьесбережении, то стоит обратить внимание на сам урок. После 30-й минуты начинается общая усталость от умственной деятельности, и учитель оставшиеся 15 минут ведёт борьбу с уставшим учеником. Почему не хотят решить эту проблему? А в цикличности я не вижу большого здоровьесберегающего фактора, — считает народный учитель России, почётный гражданин Ульяновска, учитель истории гимназии № 44 Юрий Иванович Латышев.

Выводы: складывается такое ощущение, что все эти телодвижения местных властей — имитация бурной деятельности или попытка устанавливать нужные им нормы, опять «бежать впереди паровоза». Можно предположить, что к началу следующего учебного года многие городские и сельские школы перейдут на триместровую систему, ведь не секрет, что рекомендации региональных властей для бюджетников как приказ властных барских особ.

Может, чиновникам лучше перестать влезать «не в свои дела» и дать возможность школам самим разбираться с формой, пятидневками, четвертями и триместрами?

Фируза АХТЯРОВА.

Четверти, триместры, модули, биместры: в чём отличия и какая форма обучения в школе лучше

Российские школы могут определять режим работы (пятидневку или шестидневку) и график каникул (раз в пять недель или три раза за учебный год) самостоятельно. Татьяна Волошко разобралась, какие формы обучения в школе существуют, чем они отличаются друг от друга и есть ли им какая-то альтернатива.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Консервативные четверти

Несколько лет назад в проекте «Активный гражданин» среди родителей, учителей и школьников провели опрос: четверти, триместры или модули. Тогда традиционная форма обучения по четвертям с небольшим отрывом обошла модульную. С тех пор мало что изменилось. Многие российские школы по-прежнему выбирают четвертную форму.

Хотя недовольных такой формой обучения тоже хватает. И всё из-за длинных и неравномерных четвертей (8, 7, 11 и 7 недель). А к нескончаемой третьей четверти отдельное замечание: за 11 учебных недель дети больше болеют, чем учатся. Тем не менее многие московские школы от четвертей пока отказываться не собираются.

«Наш лицей открылся 30 лет назад. В то время других форм обучения просто не существовало. У нас интенсивная учёба. И по нашим подсчётам при модульной форме теряется одна учебная неделя. Зачем её терять, обещая отдать, как я говорю, „сухарями“ в виде дистанционного образования? Ещё один плюс: четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) — родители и дети отдыхают в одно время. Да, третья четверть действительно бывает перегруженной, но вполне можно равномерно распланировать все школьные мероприятия в течение года. А ещё передвинуть весенние каникулы на одну-две недели раньше — и вопрос решён».

Владимир Чудов, директор лицея № 1502

«Я голосовала за четвертную систему. Третья четверть меня совсем не пугает. А вот система „5+1“ мне как раз не нравится: дети только настроятся на работу, только войдут в ритм — как сразу расслабление. А потом опять раскачка. При такой системе дети учатся вполсилы».

Мария Дайковская, мама восьмиклассницы

«Мне очень нравятся четверти. Они привязаны к госпраздникам — это удобно родителям. Моя дочка учится в 1 классе, и в третьей четверти в феврале каникулы. Правда, мне сказали, что в следующем году их уже не будет, но я сама буду их устраивать, если почувствую, что ребёнок устал. А при системе „5+1“ я совершенно не понимаю, чем в каникулы занимаются дети (особенно со 2 класса)».

Анна Кузнецова, мама, учитель географии Донской гимназии.

Триместры и модульная система

Три триместра, в каждом из которых, как можно догадаться, по три месяца, с двумя длинными каникулами по 17-18 дней (осенними и весенними) и трёхмесячными летними называют триместровой системой. Эта форма обучения в чистом виде на самом деле немного где используется, и в опросе «Активный гражданин» набрала минимальное количество голосов. Но если разбираться в терминологии, то она не проиграла.

На основе триместровой системы разработали модульную. Три учебных месяца — это, конечно, много. Пришлось разбить ещё пополам. Получилось шесть полуинтервалов — пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки детям всё равно выставляют в конце триместра, а не так называемого модуля.

Как бы там ни было, система «5+1» считается не такой загруженной, как четвертная. Но и к ней есть замечания. Иногда учебные интервалы то сокращаются до четырёх, то увеличиваются до шести недель. И это не очень нравится и родителям и детям.

«Учебные периоды при системе каникул (5+1) действительно могут немного корректироваться в зависимости от того, на какие дни недели выпадают 1 сентября, новогодние и другие праздники. Но это это не какие-то радикальные корректировки, поэтому в целом ритм соблюдается».

Илья Новокрещёнов, директор школы «Покровский квартал»

Короткий учебный интервал в пять недель можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Об этом очень хорошо сказал выпускник 2017 года.

«Мозгу одиннадцатиклассника адаптироваться под такой график трудно. Продуктивность обучения, которая в таком режиме вроде бы должна расти (ну частый отдых, полезно же!), вместо этого падает, так как просто не успеваешь перестроиться. В каникулы либо тупо лежишь на диване, уткнувшись в телефон, либо пытаешься делать что-то для себя полезное. Но много полезного сделать не получается: мозг ещё не устал, но уже отдыхает и работать отказывается. А в понедельник начинаешь снова свою унылую пятинедельку и опять не успеваешь к ней привыкнуть, а на носу уже следующие каникулы. Как так-то?».

Иван Ветошкин, выпускник 2017 года

Родители школьников в общем-то довольны этой схемой, но недостатки тоже есть.

«Дети меньше болеют — проверено на собственном ребёнке, так как мы когда-то учились и по четверной системе. Минус в том, что на разгон уходит много времени, а на качественную учёбу остаётся букально полторы недели. Но для меня главное — здоровье сына, поэтому система „5+1“ оптимальна. А идеального варианта нет».

Галина Леонтьева, мама семиклассника.

Не очень популярные биместры

Существует ещё одна, не слишком популярная форма обучения (по которой учатся ученики Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ) — биместровая система. Это пять равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры) и пять каникул по две недели между ними. При такой системе учебный год длится 10 месяцев, с сентября по июнь, а летние каникулы — всего два месяца (это шестой биместр).

«На самом деле трёхмесячным каникулам всего лишь около 25 лет. До этого в СССР каникулы длились два с небольшим месяца, так как июнь для средней и старшей школы был месяцем трудового воспитания. Ни в одной стране мира в школах нет таких длинных каникул (чаще всего два месяца). У нас это вошло в норму, и мы к этому привыкли. А это и социальная, и психологическая, и экономическая, образовательная проблема. Когда мы замеряли, сколько остаётся остаточного знания после учебного года с трёхмесячными каникулами, то получили печальные 15-20%. В сентябре дети пытаются реанимировать знания, и на это уходит как минимум месяц».

Сергей Степанов, доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования

Идеальной формы обучения в школе нет и вряд ли может быть. Но в каждой системе учителя, родители и дети находят для себя какие-то плюсы. И это, пожалуй, главное.

Как учатся по триместрам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *