Как снять умственное напряжение?

Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии, 4 буквы, сканворд

  • «… избавляет от беспокойства куда лучше, чем алкоголь»
  • «мир, …, май!»
  • «Не пропадёт ваш скорбный …» (стих.)
  • «т» в ГТО
  • «Терпенье и … всё перетрут»
  • «терпенье и … все перетрут» (послов.)
  • «Уважайте … уборщиц!»
  • без него не выловить рыбку
  • Брат терпения по перетиранию
  • Великое лекарство от всех болезней и печалей человечества
  • вместе с терпением он все перетрет
  • газета пролетариата
  • газета рабочих
  • Газета, награждавшая Блохина за результативность
  • Главная профсоюзная сов. газета
  • Двигатель эволюции
  • значение второй буквы в ГТО
  • И сизифов, и мартышкин
  • И сизифов, и мартышкин, нередко оба вместе
  • идет перед маем, но после мира
  • Идёт после мира
  • Ключ ко всем замочным скважинам
  • Коммунистический создатель человека
  • Лучшее лекарство от лени
  • Мартышкин …
  • Мартышкина бесцельность
  • монастырское послушание
  • На каком уроке далают табурет?
  • Название школьного учебного предмета
  • Напарник терпения
  • напарник терпения по перетиранию
  • Один из школьных предметов
  • Он и терпение все перетрут
  • он сделал из обезьяны человека
  • он сделал из обезьяны человека, а из человека — лошадь
  • отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но … упорный Ему был тошен. (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)
  • Отступник бурных наслаждений, онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать- но… упорный ему был тошен. (а. пушкин, «евгений онегин»)
  • Пара к терпению в деле перетирания.
  • Перетиратель из пословицы
  • Плод работы учёного
  • Полезное дело
  • Популярная газета
  • преобразователь обезьяны
  • Производственная деятельность человека
  • Работа, дело, занятие
  • Работа, дело, занятие, деятельность человека
  • Работа, деятельность связанная с созданием чего- либо
  • работа, деятельность связанная с созданием чего-либо
  • Работа, занятие
  • Работа, измеряемая деньгами
  • работа, создавшая человека из обезьяны
  • Результат деятельности, произведение, создание
  • результат деятельности, работы
  • роман американского писателя Рейнолдса Прайса «Любовь и …»
  • роман французского писателя Э. Золя
  • Российская газета
  • Российская газета. Издаётся издательским домом «Труд», входящим в медиагруппу «Медиа3», управляющую медиаактивами группы «ПромСвязьКапитал»
  • с терпением — все перетрут
  • сизифов и мартышкин
  • Сизифов и мартышкин.
  • Сизифов или мартышкин
  • Синоним работа, занятие
  • Слово, к которому в одинаковой степени подходят эпитеты «напрасный» и «мартышкин
  • слово, к которому в одинаковой степени подходят эпитеты «напрасный» и «мартышкин»
  • Совершаемая работа над чем-либо
  • создатель человека с точки зрения атеиста
  • Союзник терпения
  • союзник терпения в перетирании всего
  • терпение и … все перетрут
  • Терпенье и … всё перетрут
  • То, что облагораживает человека
  • умственный или непосильный
  • Урок поделок
  • Урок рукоделия в школе
  • Урок, на котором делают табурет
  • Усилие, старание, направленное на достижение чего-либо
  • Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей
  • целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных, художественных и духовных ценностей и важная морально-этическая категория в народном мировоззрении
  • Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии
  • Целесообразная, формально материальная и нематериальная, орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества
  • Человеческая деятельность, недолюбливаемая рыбкой в пруду (фольк.)
  • человеческая деятельность, недолюбливаемая рыбкой в пруду (фольклор)
  • Что, согласно распространенной материалистической теории эволюции, сыграло решающую роль в превращении обезьяны в человека
  • это слово в древнерусском означало печаль, страдание

Умственный и физический труд

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или «Да с твоим здоровьем только в кабинете работать и ничего тяжелее ручки не поднимать». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то, наоборот, считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. Адукар расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.

Чем отличаются умственный и физический труд?

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.

С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.

Ещё в конце ХIX века физиолог Моссо установил, что профессор, прочитавший лекцию, теряет 20% мышечной силы, т. е. утомляется физически. А у студента после трёхчасового экзамена мышечная сила снижается в 4 раза

Минусы умственного труда

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.

Польза физического труда

Физическая активность улучшает работу мозгa, состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласитесь.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика — в общем, делать всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.

В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое в умеренном количестве тоже не повредит. А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

труд

Значения в других словарях

  1. ТРУД — ТРУД — англ. labour/work; нем. Arbeit. Целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Социологический словарь
  2. труд — -а, м. 1. Целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения; работа. Физический труд. Наемный труд. Производительность труда. Орудия труда. Плата за труды. Малый академический словарь
  3. труд — • адский ~ • громадный ~ • колоссальный ~ • невероятный ~ • неимоверный ~ • немалый ~ • неустанный ~ • нечеловеческий ~ • огромный ~ • страшный ~ • титанический ~ Словарь русской идиоматики
  4. Труд — I. ДЕЯНИЯ БОЖЬИ Библия говорит нам, что небеса, земля и все живое созданы Богом. Его творчество (евр. глагол бара, «творить», употребляется только в отношении дел Божьих) стоит в начале всех дел. Это предпосылка всякого действия. Завершив см. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. труд — Труд/. Морфемно-орфографический словарь
  6. труд — ТРУД, а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право… Толковый словарь Ожегова
  7. Труд — I целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде… Большая советская энциклопедия
  8. труд — орф. труд, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. ТРУД — ТРУД – целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой – в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов… Новая философская энциклопедия
  10. труд — I I, род. п. -а́, тру́дный, труди́ться, укр. труд, др.-русск. трудъ «труд, работа, рвение, забота, страдание, скорбь», ст.-слав. троудъ πόνος, ἀγών (Супр.), болг. труд, сербохорв. тру̑д, род. п. тру̀да, словен. trȗd, чеш., слвц. trud, польск. trud. Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. ТРУД — Осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов производства. Экономический словарь терминов
  12. труд — труд I м. 1. Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. || Рабочая сила, мускульная или нервная энергия, затрачиваемая на производство чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  13. Труд — I гигиеническая характеристика. С гигиенических позиций Т. характеризуется по форме и содержанию (при этом оцениваются энерготраты и степень эмоционального напряжения), а также по его условиям с особым вниманием к вредным факторам производственной среды. Медицинская энциклопедия
  14. труд — Человеческая деятельность; работа, требующая затраты физической или умственной энергии; усилие, результат работы. О полезном, радостном, значительном по результатам труде. Словарь эпитетов русского языка
  15. труд — Индоевропейское – tr-eu-d (мять, жать, давить, щемить). Общеславянское – trudъ, trudit (тяжелая ноша, досада, печаль). Древнерусское – трудъ (работа, трудность, беспокойство, забота, страдание, скорбь, болезнь, горе). Этимологический словарь Семёнова
  16. труд — • Высокий (Надсон). • Гнетущий (Берг, Дрожжин). • Горький (Балтрушайтис). • Животворный (И. Аксаков). • Мирный (Башкин). • Многозаботный (Федоров-Давыдов). • Напряженный (Серафимович). • Несносный (Некрасов). • Неусыпный (Суриков). Словарь литературных эпитетов
  17. труд — ТРУД — ЛЕНЬ Труженик(-ица) — лентяй(ка) (см.) трудолюбивый — ленивый (см.) трудолюбиво — лениво трудолюбие — лень (см.) трудиться — лениться (см.) Все наши поэты … Словарь антонимов русского языка
  18. труд — Труд, болезнь, недуг; делание дела с усердием, страдание, мучение. Краткий церковнославянский словарь
  19. труд — см. >> дело, книга, работа см. также -> напрасный труд, нест, труды, заботы, с трудом Словарь синонимов Абрамова
  20. ТРУД — Предки носителей таких фамилий были трудолюбивыми людьми. (Э) Словарь русских фамилий
  21. труд — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? труда, чему? труду, (вижу) что? труд, чем? трудом, о чём? о труде; мн. что? труды, (нет) чего? трудов, чему? трудам, (вижу) что? труды, чем? трудами, о чём? о трудах… Толковый словарь Дмитриева
  22. труд — Общеслав. Суф. производное от той же основы, что лат. trudo «принуждаю, заставляю», ср.-в.-нем. druss «тягота», лит. triũsas «работа, хлопоты». Труд буквально — «принудительная работа», ср. др.-рус. трудъ «работа, страдание, горе» и т. д. Ср. работа, страдать, нужда. Этимологический словарь Шанского
  23. труд — Давать себе труд — хотеть, считать нужным, возможным для себя что-н. делать. ► Он не давал себе труд хоть немного задуматься о будущем. ► С трудом — едва, насилу. ► Свежо предание, а верится с трудом. Грибоедов. ► С трудом удержал я порыв негодования. Фразеологический словарь Волковой
  24. труд — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  25. труд — ТРУД -а; м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Производительность труда. Продукты труда. Научная организация труда. Толковый словарь Кузнецова
  26. ТРУД — ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Большой энциклопедический словарь
  27. труд — Труд, труды, труда, трудов, труду, трудам, труд, труды, трудом, трудами, труде, трудах Грамматический словарь Зализняка
  28. труд — ТРУД м. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. Лень с труда сбила. Толковый словарь Даля

Умственная работа

Умственный труд сопряжен с работой корковых структур полушарий головного мозга. В интеллектуальном труде преобладает информационный компонент. Важна и психическая составляющая. Для такого рода труда особую роль играют две группы психических явлений: психические процессы, включающие такие важные функции, как внимание, память, эмоции и другие, а также психические свойства личности работающего, его индивидуально-типологические особенности, интересы, способности. В умственном труде большую роль играют такие элементы психической деятельности, как психические акты, связанные со зрительным и слуховым восприятием, волевые, сенсомоторные акты. Все виды интеллектуального труда включают высшие психические функции внимания и памяти, а сам процесс умственного труда состоит из трех основных компонентов: восприятия, переработки информации и принятия решений.

Умственная деятельность характеризуется значительным разнообразием, но, учитывая ее специфику (мозг является не только регулирующим, но и работающим органом), влияние такой работы прежде всего будет сказываться на функциональном состоянии ЦНС. Первичные функциональные изменения при умственном труде в организме обнаруживаются в процессах нервной регуляции, прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Протекание психических процессов сопровождается активацией соответствующей функциональной системы. Так, во время интеллектуальной деятельности процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая и левое, и правое полушария. При различных видах деятельности (перцептивной, моторной и т. п.) в разных областях коры развиваются локальные процессы активации.

Умственная деятельность у человека сопровождается изменениями функционального состояния различных органов и систем организма. Она связана с деятельностью нервных клеток головного мозга, которая сопровождается усилением расхода энергии. Но это не всегда отражается на общем энергетическом балансе организма. Экспериментально установлено незначительное повышение показателей газообмена при умственной работе.

Интеллектуальная деятельность отражается на определенных нейродинамических, нейрофизиологических состояниях головного мозга. Эти состояния могут выражаться в виде усиления кровоснабжения мозга, повышения энергетического обмена нервных клеток, изменения показателей биоэлектрической активности мозга. Любая умственная деятельность сопровождается нервно-психическим напряжением, поскольку информация несет не только осведомляющую, но и большую эмоциональную нагрузку. Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпатико-адреномедуллярной, гипоталамо-гипофизарной и адренокортикальной систем, поскольку эти системы играют ведущую роль в механизмах эмоций. Повышение их активности проявляется в усилении секреции катехоламинов и глюкокортикоидов. Поэтому нервно-психическое напряжение сопровождается усилением деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания, повышением тонуса мускулатуры, энергетического обмена.

Таким образом, повышение суммарных затрат у человека при умственной деятельности определяется степенью нервно-психической напряженности. Обычные показатели, характеризующие функциональное состояние отдельных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС), не отражают интенсивности умственной работы человека.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – их замедление. При интеллектуальном труде незначительно повышается кровяное давление, увеличивается кровенаполнение головного мозга, усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Различно выраженные сдвиги вегетативных функций при умственной работе могут быть объяснены различным эмоциональным напряжением человека, связанным с условиями работы. Реакции со стороны вегетативных функций при нервно-психическом эмоциональном напряжении аналогичны реакциям, сопровождающим физическую работу (тахикардия, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции, потребления кислорода, повышение температуры тела и др.). При умственной работе, сопровождающейся нервно-психическим, эмоциональным напряжением, вегетативные сдвиги не носят специфических черт по сравнению с физической работой, они различаются количественными характеристиками.

Следовательно, отличия умственной и физической работы находятся преимущественно в сфере изменений нейрофизиологических и психических процессов.

• К умственному труду принято относить работы, требующие преимущественного напряжения ЦНС, психических функций и эмоциональной сферы, при небольшом компоненте мышечной деятельности. С учетом психофизиологических особенностей выделяют следующие группы умственного труда:

1) труд с преимущественным напряжением мыслительных процессов, при которых работы выполняются по заранее разработанному алгоритму. К этой группе относятся такие профессии, как инженер, экономист, канцелярский работник;

2) управленческий труд, характеризующийся нерегулярностью нагрузок, необходимостью принятия нестандартных решений, возможностью возникновения конфликтных ситуаций. Это труд руководящих работников, преподавателей;

3) творческий труд, для которого характерно создание новых алгоритмов деятельности, а также присутствие повышенного нервно-эмоционального напряжения. Таким трудом занимаются научные работники, общественно-политические деятели, деятели культуры и искусства;

4) операторский труд;

5) труд учащихся, отличающийся особым напряжением внимания

и памяти, высокими нервно-эмоциональными нагрузками.

А. С. Егоров и В. П. Загрядский так охарактеризовали основные типы умственного труда:

1) сенсорный тип – прием информации по одним каналам связи и передача ее в практически неизмененном виде по другим каналам;

2) сенсомоторный тип – прием информации главным образом директивного характера, выработка стандартного ответа. При преимущественно сенсорном виде к человеку поступает большое количество сигналов, каждый из которых несет небольшую часть информации. В ответ происходит стандартное моторное действие (по типу «да – нет»). При преимущественно моторном виде к человеку поступает последовательная цепь сигналов или имеется уже заранее заданная последовательность действий, в ответ на которые производится большое количество статических или динамических реакций, часто автоматизированного характера;

3) логический тип – прием информации, ее переработка, выработка решений. Для этого типа характерно большое число логических условий, и его можно подразделить на следующие подтипы:

а) со стандартным видом деятельности – работа ограничена определенным кругом заранее известных логических условий, в ответ на которые вырабатываются стандартные реакции;

б) с нестандартным видом деятельности – имеется большое количество логических условий, которые не всегда могут быть заранее предусмотрены, введение которых нарушает обычную последовательность действий;

в) с эвристической деятельностью – процесс творческого мышления, позволяющий находить оптимальные решения из ряда логически обусловленных вариантов (поиск основан на сложных ассоциациях, связанных с опытом, знаниями, с типологическими особенностями нервной системы человека).

• Процесс адаптации к умственной деятельности имеет свои особенности. Умственный труд отличается нагрузкой на высшие психические функции (память, внимание, мышление), высокими нервно-эмоциональными нагрузками, ограниченным двигательным режимом. Часто информационная и семантическая структура деятельности вплотную приближается к возможности человека по осуществлению операций переработки информации или даже превосходит ее, что в конечном итоге ведет к развитию состояния напряженности, когда нарушается адекватность степени мобилизации функций выполняемой деятельности. Так, в умственном труде часто объем информации, подлежащей переработке, превосходит пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы. Большой объем «алфавита» или сложность кода переработки информации создают высокую нагрузку на центральные звенья функциональных систем, что может проявляться в напряжении отдельных психофизиологических функций. Степень активации отдельных структур функциональных систем в основном обусловливается возникновением эмоциональных реакций, которые могут быть зарегистрированы по изменениям эндокринных функций, деятельности сердечно-сосудистой системы и т. д.

Эти особенности умственного труда обусловливают формирование сложной системы физиологических и психических регулирующих структур. Оно может быть выражено в виде активации имеющихся связей, перестройки или образования новых связей и ломке старых.

При различных типах умственной деятельности происходит активация различных участков коры головного мозга и подкорковых образований. Отражением сложных активирующих и тормозных процессов в коре и других отделах ЦНС является изменение ЭЭГ и психофизиологических показателей.

В процессе осуществления оценочной, мотивационной деятельности, связанной с выбором альтернатив, направленной организацией новых видов деятельности в соответствии с доминирующей потребностью, возникает эмоциональное напряжение. Эмоциональная активация – необходимое звено при решении субъективно сложных мыслительных задач, при этом эмоциональное решение задач опережает их интеллектуальное решение. Таким образом, эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности, хотя наличие вызванной ими активации отнюдь не гарантирует достижения верного результата.

Умственная деятельность, требующая выбора альтернатив, решения новых задач, в большей степени включает механизм, вызывающий через лимбико-ретикулярную систему повышение уровня готовности к действию и облегчающий совершение этого действия. Кроме того, лимбико-ретикулярная система играет важную роль в механизмах активации ЦНС и повышения эффективности умственной деятельности. Еще одним важным механизмом обеспечения эффективности умственной деятельности является увеличение кровотока в активно работающих нервных центрах.

Эти изменения происходят благодаря тому, что во время напряженной умственной работы создается функциональная система, объединяющая высшие нервные центры, которые осуществляют работу непосредственно, и вегетативные нервные центры, которые регулируют поддержание эффективной умственной деятельности.

Таким образом, колебания психофизиологических параметров и изменения вегетативных систем носят адаптивный характер и обеспечивают необходимый уровень функционирования физиологических систем путем перемежающейся оптимизации их активности. С повышением интенсивности умственной деятельности происходит перестройка функциональной системы: снижается уровень активности неспецифических функций, возбудимость ЦНС, уравновешенность нервных процессов, активность нервно-мышечного аппарата. В то же время специфические для умственной деятельности высшие психические функции обладают определенной устойчивостью. Чтобы обеспечить возросшую нагрузку, включается такой физиологический механизм, как увеличение межфункциональных связей.

• Умственная работоспособность представляет собой многомерное понятие, включающее в себя три основных компонента: временную нагрузку, нагрузку усилия, нагрузку психологического стресса. Показателями умственной работоспособности считают продуктивность, точность, скорость работы, точность и скорость выполнения определенных операций. Однако для различных типов сложно выделить единые показатели умственной работоспособности. Например, у лиц операторских профессий, труд которых характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к восприятию, мышлению, нервно-эмоциональным напряжением, работоспособность зависит от уровня психофизиологических функций, прежде всего внимания и памяти, подвижности нервных процессов, скорости реакции.

При умственном труде вначале наблюдается повышение чувствительности анализаторных систем, в том числе зрительной и слуховой. Рядом исследователей установлено, что деятельность психических функций под влиянием умственной работы претерпевает, как правило, фазные изменения. В начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность обычно изменяются в сторону улучшения. Значительная же умственная нагрузка обычно оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность. При этом количественные и качественные показатели работоспособности падают. Снижается лабильность зрительного анализатора. Обнаруживается ухудшение функций внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия, что сопровождается большим числом ошибок. В творческом труде снижение работоспособности может проявляться в появлении стереотипности и шаблонности.

• Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде проходит через те же фазы, что и при физическом. Принципиальных различий в кривой работоспособности при физическом и умственном труде нет. Они имеются лишь в адекватных показателях умственной и физической работоспособности.

В первый период – период врабатываемости, длящийся от нескольких минут до одного часа – происходит постоянное повышение работоспособности с определенными колебаниями производительности работы, обусловленными поиском адекватного способа действия. Психофизиологическое содержание этого периода состоит в формировании рабочей доминанты (объединении нервных центров в функциональную, целостную систему), регуляции важнейших для выполнения работы функций, выработке и усвоении оптимального ритма работы. Все это сопровождается определенными функциональными сдвигами и нервно-психическим напряжением.

Второй период – оптимальной работоспособности – характеризуется стабильной умственной работоспособностью. При этом изменения показателей функций организма адекватны нагрузке и лежат в пределах физиологической нормы.

За ним следует третий период – полной компенсации, который наступает незаметно и постепенно. Здесь возникают начальные признаки утомления, которые могут компенсироваться волевым усилием человека и положительной мотивацией к работе. В этом периоде нет внешнего снижения работоспособности, а утомление проявляется в виде чувства усталости, наблюдаются большие сдвиги вегетативных функций.

Во время четвертого периода – неустойчивой компенсации – нарастает утомление, снижается работоспособность, но волевое усилие человека может поддерживать ее на каком-то заданном уровне. Степень снижения работоспособности и способность к ее компенсации зависят от индивидуальных особенностей. В этот период выражено чувство усталости, наблюдаются многообразные изменения показателей функций различных систем, особенно тех, которые обеспечивают выполнение работы, и психических функций, которые в структуре данной деятельности имеют решающее значение. Изменения в других системах имеют регуляторное или компенсационное значение.

Пятый период – период прогрессивного снижения работоспособности – отличается быстро нарастающим утомлением, которое выражается в снижении продуктивности умственной работы, функциональных сдвигах, неадекватном выполнении работы. Во время этого периода человек не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности.

• Возрастные особенности умственной работоспособности. Следует заметить, что, по результатам некоторых исследований, тренировка профессионально значимых функций организма человека в процессе трудовой деятельности способна нивелировать их возрастные изменения и сохранить, а иногда и повысить надежность умственной деятельности у лиц старшего возраста, часто за счет снижения общей производительности труда.

• Методы повышения умственной работоспособности. Важнейшим средством поддержания высокой работоспособности служит чередование умственного труда с физическим. Наилучшие результаты дает включение легкой физической нагрузки в середине или после окончания умственной работы, особенно если двигательная активность недостаточна.

Основные условия продуктивности умственной работы были сформулированы Н. Е. Введенским еще в 1911 году:

1) в работу нужно входить постепенно;

2) необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет утомление;

3) деятельность должна быть последовательной, следует регулировать, организовывать и планировать работу;

4) важно правильное чередование труда и отдыха, с учетом большой роли активного отдыха;

5) деятельность должна быть систематической.

Оптимальная умственная работа и стабильность высших психических функций обеспечиваются соответствующим уровнем функционирования ЦНС и вегетативной активации. Результаты исследований показывают, что наиболее существенные изменения в функциональном состоянии организма проявляются не столько под влиянием непосредственно умственной работы в обычных условиях, сколько при воздействии различных неблагоприятных факторов, особенно эмоциогенных. Поэтому большая роль принадлежит также созданию благоприятного психологического климата на производстве, учету и внедрению эргономических основ организации рабочего места.

В качестве других методов повышения умственной работоспособности указывают на применение аутогенных тренировок, использование определенной цветовой гаммы и цветозвуковых воздействий, оказывающих благотворный эффект, употребление тонизирующих средств.

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 8615;

Почему после тяжелой умственной работы человек чувствует физическую усталость?

Принято считать, что физический труд более сложный и утомительный по сравнению с умственным. Однако так думают только те, кто никогда не занимался продолжительной и регулярной умственной работой. На самом деле человек после трудового дня в офисе чувствует такую же усталость, как если бы он работал физически. Стоит разобраться, почему организм так реагирует?

Почему возникает усталость?

Независимо от вида усталости, она связана с нервной системой. Именно поэтому физическое и умственное утомление очень похожи по ощущениям. Когда человек длительное время занимается физической работой, у него происходят изменения в центральной нервной системе, а также в тканях мышц. На протяжении всего трудового процесса мозг посылает сигналы, за счет которых выполняются различные движения. Человек этого, конечно, не замечает, все действия происходят автоматически. Однако даже для минимального движения пальцем руки требуется, что мозг подал соответствующую команду.

В ходе умственной работы телу обычно приходится долгое время пребывать в одинаковом положении. Из-за этого возникает усталость скелетных мышц статического типа. Также в частях тела, которые не двигаются, происходит застой крови и жидкости, содержащейся в тканях. Именно это вызывает чувство физической усталости. Таким образом, усталость не зависит от характера проделанной работы, но может отличаться по симптомам.

Когда человек устает, независимо от причины, снижается эффективность его работы и это вполне нормально. Если труд был физическим, уменьшается выносливость мышц, показатель силы, возникает слабость в теле. Также ухудшается координация движений, а организм начинает тратить больше ресурсов на выполнение одинаковых действий.

При умственных нагрузках мозг страдает в первую очередь. Он начинает медленнее обрабатывать поступающую информацию. Человеку становится все труднее запоминать, концентрироваться на одном деле и переключаться между разными задачами. Хуже усваивается теоретический материал, что должно быть особенно хорошо знакомо каждому студенту.

Связь между усталостью и утомлением

Постоянным спутником утомления является усталость, однако это разные понятия. Утомление является естественной, нормальной реакцией организма на любую нагрузку. Усталость – психическое переживание человека, которое появляется из-за утомления.

Интересный факт: усталость – это ощущение, которое не всегда соответствует реальному утомлению организма. Например, если работа интересная или есть сильная мотивация, усталость ощущается намного меньше. И наоборот – осознание бессмысленности занятия и прочие факторы заставляют чувствовать еще большую усталость, хотя на самом деле организм еще готов трудиться.

Казалось бы, усталость – негативное переживание, которое только отягощает состояние организма. На самом деле оно несет огромную пользу, а именно – дает знать человеку, что приближается истощение и пора прекратить работу. С его помощью удается избежать перенапряжения и его последствий. Также усталость запускает восстановительные процессы в организме и помогает быстрее вернуться к нормальному состоянию. Поэтому очень важно не игнорировать это ощущение, а хотя бы сделать перерыв.

Интересный факт: если человек во время умственной деятельности перечитывает одни и те же фрагменты текста по несколько раз, пробегает глазами предложения без понимания содержания, болезненно реагирует на незаметные ранее звуки и затрудняется писать ровно и аккуратно, значит, наступило сильное переутомление. Нужен срочный отдых.

Усталость любого рода связана с нервным истощением организма. В ходе умственной работы человек зачастую пребывает в одной позе. В результате происходит снижение функциональности статических мышц, застаивается жидкость в тканях и кровь в тех частях тела, которые долгое время оставались неподвижными. Поэтому усталость похожа на физическую.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как снять умственное напряжение?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *