Как поменять венец маховика

Audi 80 RN => DZ AKS ›
Бортжурнал ›
Замена венца маховика

После долгого перерыва и работ по мелочам (установка корпуса воздушного фильтра, закупка запчатями по мелочи и тд) продолжаем работу.

При ремонте машины начали появляться проблемы с запуском, стартер крутил в холостую, хапал иногда, но не запускал движок, все думал на стартер, а когда заглянул на маховик, то понял причину — венец маховика слизан сильно.
Новый венец на 135 зубов (VAG 026 105 275) уж больно дорогой 1100+ грн. Решил покупать б/у-шный, две недели поиска и купил за 200грн (+доставка) маховик в сборе с хорошим венцом.

Решил перекинуть венец с купленного маховика на свой. Пришел друг, который помогает восстановить машину, и взялись за работу.

Установка:
0. Снять маховик с машины. (Было снято предварительно с очень большим трудом, так как доставали мотор с штанами выхлопной трубы)
1. Сбили венец аккуратно зубилом (венец для установки сбили «медный зубилом»(не знаю как называется) с маховика. (На этом этапе можно посмотреть где зубы больше сношены от стартера(в двох местах напротив), чтоб надеть купленный венец под 90 градусов)
2. Поставили венец маховика в духовку на 30мин 200градусов.

Венец в духовке
3. Ложим маховик так чтоб было удобно и быстро одевать нагретый венец.

Маховик в ожидании…
4. Чаепитие пока духовка делает свое дело.
5. На этом этапе нужно одеть 2-3 перчатки, быстро достать венец с духовки и одевать на маховик, одевается очень легко руками. Когда остынет постучать по кругу немного молотком через «медное зубло».
6. Наслаждаемся результатом.

Маховик в сборе.
7. Одеть все обратно. Этим будем заниматся на следующей неделе.

На работу по замене венца не спеша ушло часика 1.5-2. Включая две установки венцов и их разогрев в духовке, сперва мой венец на купленный маховик (пробовали как станет), потом купленный венец на мой маховик.

З.Ы. В планах поменять стартер, думаю мой венец стартер погрыз так.

Венец до и после

Как заменить венец маховика самостоятельно

Основному износу подвергается венец маховика, поэтому конструкторы предусмотрели возможность демонтажа для замены зубчатого обода. Демонтаж производится сбиванием венца, перед установкой обод нагревается до 200 градусов.

Венец маховика

Конструкция и назначение маховика

Поскольку маховик является элементом редуктора зубчатой передачи, он представляет собой крупногабаритную ведомую шестерню. Поскольку маховик используется в нескольких системах автомобиля, в его конструкцию входят элементы:

  • зубья венца маховика – необходимы для передачи вращения;
  • внутренняя посадочная поверхность – деталь крепится на валу ДВС;
  • боковая поверхность – за счет плотного прилегания к ней ведущего диска сцепления вращение с двигателя передается в коробку передач.

Место установки маховика

С одной стороны интенсивный износ двигателя требует использования деталей из углеродистых и легированных сталей. С другой – наружный диаметр на венце превышает 25 см, что резко повышает себестоимость детали. Для увеличения ремонтопригодности и снижения цены маховика используется сборочная единица:

  • чугунный диск, обладающий большой массой;
  • закрепленный на его наружную часть с натягом зубчатый обод из легированной или углеродистой стали.

Конструкция маховика с венцом

Подобная конструкция позволяет сделать ремонт двигателя намного дешевле. Например, маховик для ВАЗ 2108 стоит в среднем 2 000 рублей, а венец обходится в 300 рублей. Кроме того, при равномерной односторонней выработке зубьев от зацепления с бендиксом зубчатый обод можно просто перевернуть, не покупая новый расходник.

Основными нюансами эксплуатации маховика являются:

  • передача используется кратковременно в момент старта ДВС;
  • после чего, деталь передает вращение с коленвала на КПП;
  • вытаскивает за счет инерционности поршня их мертвых точек;
  • сглаживает неравномерные угловые скорости коленвала, предотвращая износ двигателя.

При заводском изготовлении сборного маховика соблюдаются технологии, используется высокотехнологичное оборудование. После выработки рабочих поверхностей зубчатый венец маховика обычно заменяют в гараже, поэтому заявленный производителем ресурс обеспечить очень сложно.

Симптомы и причины неисправности

Из-за сложного доступа к маховику визуальный контроль этой шестерни редуктора зубчатой передачи затруднен, поэтому вспоминают про него владельцы авто при следующих симптомах:

  • проблемы с запуском двигателя;
  • рывки, скрежет и сторонние звуки в момент зацепления бендикса с маховиком.

Зацепление венца со стартером

Причинами, по которым происходит износ зубьев, являются:

  • дефекты изготовления маховика – перегрев зубчатого обода при посадке приводит к отпуску стали, снижению прочности, увеличению пластичности конструкционного материала;
  • непараллельность осей – передаточное число редуктора очень высокое, любое отклонение оси вала стартера от оси коленчатого вала приведет к выработке эвольвенты зуба с одной стороны;
  • нарушение профиля зуба – со временем элементы передачи изнашиваются, в момент зацепления/расцепления шестеренок профиль срезается полностью;
  • отсутствие смазки – в силу конструкционных особенностей передачи смазку нанести на бендикс и венец маховика невозможно физически.

Износ зубьев

В любом из указанных случаев рекомендуется замена венца маховика. В некоторых случаях бедикс может сточить лишь часть зуба с внешней стороны, поэтому достаточно поменять стороны венца.

Внимание: Маховик в сборе является не симметричной деталью, перевернуть его не получится из-за смещения одного посадочного отверстия болтового соединения, поэтому придется снимать венец, переворачивать его пригодной для дальнейшей эксплуатации редуктора стороной.

Замена венца

Поскольку зубчатый обод насаживается на диск маховика с натягом, его невозможно снять/надеть без нагрева. Основными проблемами самостоятельного ремонта в данном случае становятся:

  • у владельца авто отсутствует специальное оборудование – используются горелки, паяльные лампы и, даже нагрев в духовке газовой плиты;
  • температуру венца сложно определить – нагрев производится «на глаз»;
  • технологические требования – зубчатый обод следует разогревать до 200 градусов, однако без специальных приборов температуру выдержать очень сложно.

Для повышения прочности стали зубчатый обод закаливают на заводе. Закаленные детали не рекомендуется нагревать, так как в этом случае венец автоматически подвергается другой термической обработке – отпуску. Получившиеся при закалке эксплуатационные характеристики – твердость, износостойкость конструкционного материала при этом изменяются в прямо противоположные свойства металла – вязкость и пластичность.

Другими словами, если перегреть обод, после надевания на диск и остывания на воздухе зубья станут мягче, сточатся гораздо быстрее. Существует три типа отпуска:

  • высокий – нагрев до 450 – 600 градусов для получения структуры стали сорбит;
  • средний – нагрев до 300 – 450 градусов для получения структуры стали троостит;
  • низкий – нагрев до 150 – 300 градусов для получения структуры мартенсит.

При перегреве изменится структура металла

Самостоятельная замена венца маховика должна производиться при нагреве обода в пределах 200 градусов, поскольку низкий отпуск не опасен для детали, практически не снижает твердость и прочность стали, заодно ликвидирует внутренние напряжения.

Демонтаж

Никаких дополнительных способов фиксации кроме посадки с натягом венец на маховик не имеет, поэтому снимается достаточно легко, даже без нагрева:

  • деталь укладывается на подставки, чтобы зубчатый обод свисал;
  • молотком по окружности венца наносятся равномерные удары.

Демонтаж зубчатого обода

Если зубчатый обод однозначно выбраковывается под замену, можно стучать прямо по зубьям. При повороте венца на 180 градусов для дальнейшей эксплуатации удары наносятся через прокладку – второй молоток, зубило, кусок арматуры.

Выбор зубчатого венца

Прежде, чем заменить венец маховика новой расходной деталью, необходимо подобрать полноценную замену:

  • центробежные силы стремятся разорвать диск во время эксплуатации;
  • происходит искажение плоской поверхности, к которой прижимается сцепление;
  • трение накладок о маховик вызывает нагрев, еще больше увеличивает коробление плоскости.

После посадки с натягом зубчатый обод стягивает диск маховика, избавляя от вышеуказанных дефектов. Кроме увеличения эксплуатационного ресурса маховика, повышается срок службы сцепления авто.

Для удобства надевания обода на диск внутренний диаметр оснащен с одной стороны фаской. Продукция ведущих производителей имеет дополнительную фаску на наружном диаметре венца, то есть на самих зубьях. При включении стартера в этом случае не происходит жесткого упирания шестерни бендикса в зубья маховика.

Все указанные конструкционные особенности присутствуют в венцах производителя Tanaki. Количество зубьев должно совпадать изначально. В ДВС некоторых производителей маховик используется в качестве элемента датчика положения коленвала ДПКВ. В этом случае два зуба на венце пропущены, перед демонтажом необходимо создать отметку взаимного расположения участка с пропущенным зубом относительно диска.

Установка

Смонтировать венец автомобильного маховика без нагрева можно только при повороте. Однако даже в этом случае остается риск прокручивания обода относительно диска в процессе эксплуатации, поэтому после монтажа эту деталь прихватывают сваркой в 4 точках.

Способы нагрева венца

Основными методами нагрев при установке венца на маховик являются:

  • духовой шкаф или конфорки газовой, электрической плиты – перегреть деталь очень сложно, на конфорках ее придется периодически проворачивать;
  • паяльная лампа или газовая горелка – необходимо контролировать перегрев визуально, не допуская изменения цвета зубчатого обода.

Нагрев на электроплите Нагрев горелкой газовой

В любом из указанных вариантов диск маховика должен находиться в непосредственной близости от места нагрева обода, чтобы как можно быстрее установить его пассатижами, клещами или руками в специальных термостойких перчатках на посадочную поверхность.

Внимание: Венцы с пропущенным зубом для ДПКВ монтируются по меткам. В остальных случаях достаточно просто уложить обод, не предпринимая больше никаких действий.

После остывания деталь сожмется самостоятельно, в случае необходимости применяются прихватки в нескольких точках.

Переворот старого обода

Чтобы перевернуть эксплуатируемый венец маховика, необходимо сбить его с посадочного места, перевернуть диск, надеть нагретый обод на свое место. Если на заводе или во время последующей замены этот элемент надевают фаской внутрь, то при повороте фаска автоматически остается снаружи.

Переворот зубчатого обода

Основные ошибки самостоятельной замены

Несмотря на предельно простую технологию, автолюбители часто допускают при замене венца следующие ошибки:

  • перед тем, как снять зубчатый обод, следует произвести ревизию боковой плоскости маховика под сцепление, и отверстий для крепежных болтов;
  • установка с перегревом отдельных участков венца приведет к быстрому износу зубьев именно на этих местах, так как происходит отпуск стали;
  • наружный диаметр зубьев должен иметь фаску для плавного зацепления с бендиксом стартера без ударов.

Установка венца

Для того, чтобы уменьшить износ двигателя и увеличить приемистость машины на высоких оборотах, маховик часто облегчают. Из-за наличия дополнительных отверстий на наружном диаметре диска в зоне, примыкающей к зубчатому ободу, венец часто приваривается к диску.

В этом случае заменить изношенный элемент гораздо труднее, а перевернуть его вряд ли получится.

Таким образом, венец можно заменить собственными силами при значительной выработке профиля зуба на отдельных участках. Снять обод можно на холодную, а при установке потребуется нагрев до 200 градусов максимум.

Маховик отлит из чугуна и обеспечивает равномерность работы двигателя. Кроме того, маховик служит опорой сцепления. По периметру образующей поверхности маховика установлен зубчатый венец, в зацепление с которым вводится приводная шестерня стартера при запуске двигателя.

Зубчатый венец выполнен из стали и закален током высокой частоты. Венец напрессовывается на тело маховика после предварительного разогрева до температуры 180 ÷ 200°С.

Фрикционная поверхность маховика, сопрягаемая с диском сцепления подвергнута очень тщательной механической обработке.

Маховик крепится к фланцу коленчатого вала при помощи четырех болтов М10х1, которые контрятся специальной шайбой, общей для всех четырех болтов.

Как снять

Снятие маховика ваз 2107 производят в случаях когда:

Требуется произвести замену заднего сальника коленвала, маховик будет мешать, закрывая собой держатель сальника.

При повреждениях шлицов венца, обычно такое происходит при неисправном стартере, то есть требуется замена только венца, без полной замены маховика.

Так же маховик снимается и для его замены на новый в случае его разбалансировки, когда восстановить ее неудается.

Загнав автомобиль на смотровую яму или эстакаду необходимо снять карданный вал и коробку переключения передач. После того, как коробка будет снята, снимаем корзину сцепления с ведомым диском и можно приступать к демонтажу маховика, для этого:

Торцовым ключом с удлинителем необходимо отвернуть шесть болтов крепления маховика. Чтобы маховик не проворачивался его необходимо зафиксировать, то есть вворачиваем один болт крепления коробки передач в своё резьбовое гнездо и концом небольшой монтажной лопатки, фиксируем за зубья и одновременно упираем в болт.

Ослабив все болты, полностью их выкручиваем и придерживая маховик руками, снимаем его с коленчатого вала вместе с опорной шайбой.

Инструкция: замена поршня.

Схема затяжки головки блока цилиндров, материал доступен по ссылке.

Почему троит двигатель https://vz07-up.ru/dvg/dvigatel.html#t1.

Сколько стоит

Облегченный маховик стоит в пределах 1700-2400 рублей.

Для снятия венца маховика потребуется молоток и зубило (можно тупое).

Снятый маховик кладется на верстак или любое надежное основание. Керном или острым зубилом необходимо наметить венец и маховик, если намечать керном, то можно поставить 2-3 точки на венце и рядом также 2-3 точки на теле маховика. Зубилом можно сразу сделать засечку одновременно на венце и маховике.

Это необходимо для того, чтобы при установке венца обратно на маховик вернуть его на «родное» место, сохранив на сколько возможно балансировку маховика.

Сделав отметку на венце кладете маховик на основание и ударами зубила по краю венца начинаете его сбивать с маховика. Иногда приходится сделать первый сильный (в разумных пределах) удар и венец сдвинется. Продолжая наносить удары, спрессовываете полностью венец с маховика.

Теперь необходимо венец перевернуть и поставить на маховик неизношенной стороной.

Для того, чтобы установить на место венец его необходимо нагреть, так как на холодную посадить его на маховик не удастся.

Нагрев венца маховика

Венец для монтажа на маховик при его переворачивании или замене на новый, необходимо нагреть. Нагрев можно выполнить газовой горелкой, паяльной лампой или при их отсутствие поступить следующим образом.

Находите 3-4 куска щебня или камня, размером примерно с большой грецкий орех. Приготавливаете кусок ветоши такого размера, чтобы ее хватило накрыть весь венец (именно венец, средина остается пустой). Желательно чтобы ветошь можно было уложить в два слоя. Также понадобится грамм 200 отработки масла и плоскозубцы.

Укладываете приготовленные камни либо треугольником, либо квадратом по размеру венца и кладете сверху снятый венец маховика, пропитываете ветошь отработкой масла и укладываете ее на венец. Поджигаете ветошь, и ждете, когда она полностью прогорит.

Установка венца маховика

Затем нужно действовать быстро. Быстро поднимаете венец плоскозубцами, стряхиваете остатки сгоревшей ветоши и одеваете венец на маховик, предварительно сверившись с ранее нанесенной меткой.
Ели вся процедура продела правильно, то венец свободно ляжет на свое посадочное место на маховике.

Основному износу подвергается венец маховика, поэтому конструкторы предусмотрели возможность демонтажа для замены зубчатого обода. Демонтаж производится сбиванием венца, перед установкой обод нагревается до 200 градусов.

Несмотря на предельно простую технологию, автолюбители часто допускают при замене венца следующие ошибки:

  • перед тем, как снять зубчатый обод, следует произвести ревизию боковой плоскости маховика под сцепление, и отверстий для крепежных болтов;
  • установка с перегревом отдельных участков венца приведет к быстрому износу зубьев именно на этих местах, так как происходит отпуск стали;
  • наружный диаметр зубьев должен иметь фаску для плавного зацепления с бендиксом стартера без ударов.

Для того, чтобы уменьшить износ двигателя и увеличить приемистость машины на высоких оборотах, маховик часто облегчают. Из-за наличия дополнительных отверстий на наружном диаметре диска в зоне, примыкающей к зубчатому ободу, венец часто приваривается к диску.

В этом случае заменить изношенный элемент гораздо труднее, а перевернуть его вряд ли получится.

Таким образом, венец можно заменить собственными силами при значительной выработке профиля зуба на отдельных участках. Снять обод можно на холодную, а при установке потребуется нагрев до 200 градусов максимум.

Являясь одним из важнейших и нужных частей любой автомашины, маховик выполняет несколько функций одновременно. Из-за больших нагрузок, несмотря на свои высокие прочностные характеристики, он имеет свойство изнашиваться. Узнайте, как заменить венец на маховике своими руками быстро и без проблем.

Венец или ободок

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Самая уязвимая часть обычного, стандартного маховика – это венец или ободок с зубчиками. На 2-массовой разновидности элемента, где есть еще пружины и демпферная система, венец входит в число самых ремонтируемых компонентов.

Симптомом, явным признаком проблемы с маховиком становится металлический скрежет, издаваемый автомобилем вместо запуска, когда водитель крутит ключ в ЗЗ.

Маховик более не схватывает, пытается это сделать своими зубчиками, но зацепа с коленвалом не происходит. В итоге проскальзывания и издается этот неприятный звук. «Преривистый» запуск – так принято величать эту неисправность автомобиля, причину которой изначально начинают искать в стартере, бендиксе или в шестернях. Но все без проку, ведь виновником является сам маховик, а вернее, его ободок, у которого просто стерлись или поломались зубья.

Зубчатое колесо маховика имеет конструкцию простейшую. Можно сказать, что это просто большой железный диск со специальной насадкой по всему своему периметру.

Популярные вопросы, связанные с ремонтом элемента

Ремонт венца можно провести своими руками, однако не проще ли купить новый? Для богатых людей однозначно, да. Легче купить новую деталь и дать заменить в СТО. Для среднестатистического россиянина такой вариант будет не выгоден, так как ремонт позволит сэкономить в 5-6 раз.

Сложность замены заключается в том, что можно установить новый венец с зубцами неправильно. И тогда в лучшем случае быстро сточится ободок маховика, либо в худшем – «убьется» шестерня стартёра.

Еще один вопрос, часто задаваемый автомобилистами. Почему маховик не льется изначально с зубчиками, венец ставится надевной?

Ответ на вопрос кроется в конструкции маховика. По задумке он должен быть не только прочным, но и достаточно тяжелым, чтобы выдерживать различные нагрузки. Однако, если изготовить его полностью литым, из чугуна или другого тяжелого металла, это будет неправильно, масса изделия окажется чересчур большой.

Чтобы минимизировать огрехи массы, конструкторами и была придумана современная конструкция маховика, состоящая из основной части (чугунной) и вставной (стальной).

И наконец, если весь маховик будет изготовлен целиком, то при стачивании зубцев, придется менять все изделие, что опять станет накладным в финансовом смысле. А так меняется только вставная часть, тем самым, при ремонте заменяется только ободок.

Алгоритм проведения замены

Для начала ознакомимся с трудностями операции, чтобы заранее подготовиться к ним:

  1. Ободок может сидеть настолько крепко, что снять его можно будет лишь путем нагрева.
  2. Посадка нового ободка с зубьями должна быть проведена по инструкции, правильно, иначе проблемы не за горами.

Итак, вот как все делается:

  • маховик подвергается нагреву (200-250 гр. по Цельс. на полчаса);
  • испорченный ободок сбивается мягким зубилом;
  • нагревается новый венец;
  • сажается на маховик.

После остывания ободок сядет настолько крепко, насколько требуется для его корректной работы.

Внимание. На венцах есть фаска с внутренней стороны. И когда ставится новый ободок, то рекомендуется ставить фаской вниз. Таким образом он легче сядет на маховик.

Полезно будет рассмотреть отдельно еще один способ, как надеть венец на маховик в домашних условиях. Вот, что нужно сделать:

  • поставить маховик на стол;
  • установить на него венец;
  • взять какой-нибудь нагревающий прибор (можно паяльник);
  • нагреть элемент хорошенько, по всему периметру.

Совет. Не рекомендуется держать огонь долго в одном месте. Следует вести его по кругу, не останавливаясь, несколько раз.

Венец автоматически сядет на место после нагрева. Не помешает стукнуть пару раз молотком. Хорошо нагретый ободок будет даже вращаться по маховику, настолько металл расширится. А когда остынет, уже и не снимешь.

Нагревать венец паяльной лампой нужно строго равномерно. Если этого не сделать, то ободок может сесть не ровно, и тогда проблем не избежать. В конкретном случае, зубья венца начнут стачиваться быстро в одном месте, и в скором времени нужно будет заново менять венец.

Сильный нагрев приводит к тому, что металл теряет свою изначальную закалку. По этой причине греть следует тоже строго в пределах требуемой температуры, не больше.

В некоторых случаях удается посадить венец даже на холодную. Это идеальный вариант проведения операции, который не скажется на порче металла. Только не всегда это получается, но попробовать стоит.

Напоследок еще один способ, как сбить и поставить новый венец. Делается следующее:

  • на маленькую опору (по размерам меньше маховика в диаметре) ставится два старых поршня;
  • сверху кладется маховик;
  • бородок или зубило ставится в том месте венца, где имеется специальная выемка;
  • не очень сильными ударами молотка выбивается ободок;
  • маховик поворачивается, зубило ставится в следующую выемку, выбивается и так по кругу.

Как правило, чтобы выбить ободок, достаточно ударить с двух сторон.

  • маховик поворачивается обратной стороной;
  • ставится новый венец;
  • прижимается с одной стороны тисками (слегка);
  • по кругу легкими ударами молотка венец сажается на место.

Если поставить его на холодную не удается, придется нагревать. Можно положить венец на электрическую плитку, что с несколькими нагревательными дисками.

Остается только поставить ободок на место и слегка подбить молотком.

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Понравилась статья? добавь ее в закладки, чтобы не потерять — ЖМИ «Ctrl + D»

Как поменять венец маховика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *