Как объяснить ребенку про смерть?

Содержание

Очень познавательная статья о том, как правильно говорить с детьми о смерти, не травмируя детскую психику. Советы детского психолога — Ирины Чесновой.

Обычно в возрасте 5-6 лет ребенок впервые осознает, что смерть – неизбежный факт биографии любого человека, а значит – и его самого.

Жизнь неизменно заканчивается смертью, мы все конечны, и это не может не беспокоить уже подросшего ребенка. Он начинает бояться, что умрет сам (уйдет в небытие, станет «никем»), умрут родители, и как же он останется без них?

Страх смерти также тесно связан со страхом нападения, темноты, ночных чудовищ, болезни, стихийных бедствий, огня, пожара, войны. Через подобные страхи в той или иной степени проходят практически все дети, это абсолютно нормально.

Страх смерти, кстати, чаще встречается у девочек, что связано с более заметным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. И наиболее выражен у впечатлительных, эмоционально чувствительных детей.

Что нужно сделать нам, родителям, в первую очередь – так это самим разобраться в своем отношении к теме жизни и смерти. Определите для себя, во что вы верите сами?Что, по-вашему, происходит или не происходит с человеком после смерти (ребенку лучше объяснить разницу между телом и душой: тело хоронят в земле или сжигают, а душа …). Расскажите о своем представлении, будьте спокойны, кратки и искренни.

Не обманывайте.

Разговаривайте простым, понятным языком (говорите «люди умирают» вместо «мы засыпаем вечным сном» / «отходим в мир иной»).

Отвечайте только на заданные вопросы. Если вы не знаете, что ответить, так и скажите: «у меня пока нет ответа, но я подумаю».

Не сравнивайте смерть со сном (многие детки тогда начинают бояться, что могут умереть во сне). Подобно засохшему цветку, который больше никогда не распустится и не заблагоухает, умерший человек не дышит, не двигается, не думает и ничего не чувствует. Когда же мы спим, мы продолжаем жить и чувствовать, а наше тело – функционировать.

«Мама (папа), ты умрешь? И я тоже умру?»

Здесь лучше делать акцент на том, что люди умирают в глубокой старости, и прежде чем она наступит, произойдет много-много разных, интересных и важных событий: «ты вырастешь, научишься (дальше можно перечислить многочисленные навыки, которые освоит ребенок – кататься на коньках и роликах, печь вкусное печенье, сочинять стихи, организовывать вечеринки), закончишь в школу, поступишь в институт, у тебя будет своя семья, дети, друзья, свое дело, твои дети тоже вырастут и выучатся, будут работать… Люди умирают, когда их жизнь заканчивается. А твоя жизнь только начинается».

О себе можно сказать: «я собираюсь жить долго-долго, вот завтра я хочу сделать то-то и то-то, через месяц – то-то и то-то, а через год планирую …, а через 10 лет мечтаю …»

Если ребенок уже знает о том, что люди умирают и в молодом возрасте тоже, надо признать, что такое действительно случается, в любом явлении есть исключения, но большинство людей все же доживает до глубоких морщин.

Страх смерти может отразиться в ночных кошмарах, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе инстинкт самосохранения. Здесь нужно помнить о том, что страхи очень не любят, когда о них рассказывают, проговаривают вслух вновь и вновь, поэтому надо не дрожать от страха под одеялом, а делиться тем, что пугает, с родителями.

Еще страхи очень не любят, когда их рисуют. Вы можете сказать ребенку: «Нарисуй то, чего ты боишься». Потом обсудите рисунок и предложите подумать, что ребенок хочет с ним сделать (порвать на мелкие кусочки, скомкать со всей силы и отправить в мусорное ведро или как-то изменить и сделать веселым и нелепым, ведь страхи ужас как боятся детского смеха). Также чуть позже ребенок может нарисовать себя – как он не боится и побеждает свои страхи (это очень терапевтично).

В процессе рисования страхи могут вновь ожить, заостриться. Считается, что бояться этого не стоит, поскольку оживление страхов — одно из условий их полного устранения. (Важно: по этическим соображениям нельзя просить ребенка изобразить на рисунке страх смерти родителей).

Отлично прорабатываются страхи на сеансах песочной терапии.

И да, лучшая стратегия для родителей при возникновении детских страхов – не драматизировать, не создавать ажиотажа, успокаивать («я рядом, я с тобой, ты под моей защитой»), ласкать-целовать-обнимать, быть эмоционально отзывчивыми, давать поддержку, любовь, признание, а самим – быть стабильными, спокойными и уверенными в себе, собственные страхи – прорабатывать, а не транслировать их детям.

Если кто-то умер из близких? (инструкция по В. Сидоровой)

Нельзя утаивать смерть.

Сообщить ребенку должен самый близкий взрослый, тот, кого ребенок хорошо знает и кому он доверяет.

Начинать разговор надо в тот момент, когда ребенок сыт, не устал, не взбудоражен. Не в детской!

Во время разговора нужно держать себя в руках, можно заплакать, но нельзя разрыдаться и погрузиться в собственные чувства. Фокус внимания – на ребенке.

Желателен телесный контакт и контакт глаза в глаза.

Говорить нужно ясно и коротко: «У нас случилось горе. Бабушка умерла (пауза)». Пауза нужна, чтобы у ребенка была возможность осмыслить услышанное и задать вопросы, которые у него наверняка возникнут. На вопросы отвечайте максимально искренне и только то, что действительно думаете на самом деле, простыми, доступными словами.

Реакция ребенка может быть разной, иногда очень неожиданной, примите ее такой, какая она есть. Если заплакал – обнимите, покачайте на руках, тихо и ласково утешьте. Если убежал – не бегите вслед. Зайдите к нему через 15-20 минут и посмотрите, чем занят. Если ничем – сядьте молча рядом. Потом можно рассказать, что будет завтра-послезавтра. Если играет, присоединитесь к игре и играйте по его правилам. Если хочет побыть один – оставьте его одного. Если бесится – усильте эту активность. Когда выдохнется, сядьте рядом и расскажите о будущем. Не бойтесь детской истерики, скорее всего, ее не будет.

Приготовьте ему на ужин его любимую еду (но без особых пиршеств). Проведите с ребенком побольше времени. Укладывая спать, спросите, не хочет ли он оставить свет? Или может быть, вам посидеть с ним, почитать, рассказать ему сказку?

Если в эту или последующую ночь ребенок будет видеть страшные сны, просыпаться и прибегать, то в первую ночь, если он просит, можно разрешить ему остаться в вашей постели (но только если он сам просит, не предлагайте). В остальных случаях следует отправить его обратно в свою кровать и сидеть с ним рядом, пока он не заснет.

Не избегайте с ребенком разговоров о смерти или его переживаниях, не ограничивайте в выборе книг или мультфильмов, в которых, по вашему мнению, могут быть сцены, напоминающие ему о горе.

Важно вносить как можно меньше изменений в его привычный образ жизни. Вокруг ребенка должны быть те же люди, игрушки, книжки. Рассказывайте ему ежевечерне о ваших планах на завтра, составляйте расписания, намечайте и – что очень важно! – выполняйте мероприятия. Делайте все, чтобы создать ребенку ощущение, что мир стабилен и предсказуем, даже если в нем нет близкого человека. Обедайте, ужинайте и ходите на прогулки в то же время, в какое ребенок привык делать это до потери.

Капризы, раздражение, агрессия, апатия, плаксивость, возбужденность или несвойственная замкнутость, игры на тему жизни и смерти, агрессивные игры в течение 2 месяцев – норма. Если характер игр, рисунков, взаимодействия с предметами и другими детьми не возвращается за 8 недель к той норме, что была до потери, если по прошествии этого времени ребенка продолжают мучить кошмары, он мочит постель, начал сосать палец, стал раскачиваться, сидя на стуле или стоя, крутить волосы или подолгу бегать на цыпочках – ему нужно на прием к психологу.

Присутствовать ли ребенку на похоронах?

Этот вопрос решается индивидуально. Можно спросить самого ребенка (спросить надо 2 раза), хочет ли он поехать на кладбище. Если нет – остается дома. Если да, то в таком случае во время похорон рядом с ребенком должен быть близко знакомый взрослый, который будет сохранять с ним физический контакт и отвечать на все вопросы, т.е. посвятит себя только ему.

Если умер домашний питомец

Его можно похоронить всей семьей, на могилу положить цветы. Похороны – это ритуал прощания, который помогает нам выстроить границу между жизнью и смертью. Скажите ребенку, чтобы он не стеснялся своих чувств, что оплакивать, горевать по умершему любимому существу, будь то человек или питомец – абсолютно нормально и естественно, и нужно время, чтобы пережить потерю, когда острая тоска сменяется светлой печалью и происходит примирение с жизнью, в которой любимого существа больше нет, но есть его образ в памяти и сердцах тех, кому он был дорог.

Литература (для детей):

1. У. Старк, С. Вирсен «Звезда по имени Аякс» (это художественная книга о том, как пережить потерю близкого друга, о том, как в печали отражается радость)

2. К.Ф. Окесон, Э. Эриксон «Как дедушка стал привидением» (оказывается, люди становятся привидениями, если что-то недоделали в своей жизни. По сюжету книги дедушка приходит к внуку каждую ночь, и они вместе пытаются вспомнить, что же дедушка забыл)

3. А. Фрид, Дж. Гляйх «А дедушка в костюме?» (о том, как главный герой, мальчик лет 5, переживает смерть дедушки и решает для себя проблему конечности жизни)

4. У. Нильсон, Э. Эриксон «Самые добрые в мире» (рассказ о том, как дети играют в ритуал похорон – в один летний день они решили проводить в последний путь всех умерших зверюшек, которых смогли найти)

5. П. Стальфельт «Книга о смерти» (маленькая книжка в картинках, подойдет не всем детям и не всем родителям!)

6. Сказки Г.-Х. Андерсена «Ромашка», «Девочка со спичками» и др. (очень грустные истории, которые помогают отреагировать чувства, возникающие в связи с темой смерти – посмотрите их сначала сами и решите, нужно ли давать ребенку)

Вы можете составить свой список сказок, мифов, легенд, жизненных историй (или придумать их самостоятельно), где бы присутствовала тема смерти, рассказывалось о том, как герои справляются с потерей близких, что происходит с душой после смерти.

Это поможет ребенку понять и принять, что мир так устроен, смерть – естественная часть бытия, однако тот факт, что мы все конечны, не делает нашу жизнь бессмысленной.

Ирина Чеснова, психолог, автор книг для родителей.

Рекомендуем также:

3 ПРИЗНАКА ЧЕЛОВЕКА С ПАССИВНО-АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

КАК ВОСПИТАТЬ В СЫНЕ МУЖЧИНУ — ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВОЙНА В СВОЕМ ТЫЛУ

«ОНИ ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ» — БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ В РОССИИ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

у него проявляется торможение в обучении. это может быть протест насилия над собой. он не отвечает. нарушены доверительные отношения. интересы сузились — только друзья…сил мало.. наверное у него есть неразрешимая проблема которая у него вызывает много противоречивых чувств. обычно это чувства любви и ненависти.
он задает вопросы. значит ему надо дать ответы. но без доверия он не задаст «те» вопросы. а может он вообще не сможет выразить свои мысли. попробуйте пойти к детскому психологу. что бы была оборудованная игровая комната. там в игре он сможет показать, косвенно, что его беспокоит.
чисто предположительное мнение может быть такое. скажем вы его чего то лишаете или чего то не додаете. что вполне естественно и происходит со всеми. но он на это, скажем, по каким то причинам, очень бурно реагирует. и за это вас хочет устранить что бы не мешали или из мести. лучший способ естественно убить. но с другой стороны он вас безумно любит, кроме того привязан и зависим. и само собой хочет что бы счастье, а оно ассоциируется с вами в первую очередь, было вечно. тут можно еще приписать и эдипальные переживания. короче вариантов куча. но мы мало что знаем. и только фантазируем. главное что все эти мысли плохо им осознаются или даже понимаются. а тем более пугают страшно!
может вам повезет и попадется грамотный психолог. и он сможет позволить ребенку в игре кого то убить, утопить или замучть. а потом воскреснуть и т.д. …может поможет дать выход импульсам. по возможности прояснит ему природу вещей. дети много понимают. проговорит с ним страхи.
в любом случае вам стоит разобраться что для него непонятно и что трудно переносимо. ведь в воспитании главное не перегнуть палку.
в своих фантазиях он может думать что он силой мысли или желания может кого то убить. это страшно.
удачи! добавить в избранные
рекоммендовать:

Консультация «Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?»

оксана тимофеева
Консультация «Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?»

Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?

В каждой семье рано или поздно приходит время, когда ребенок начинает задавать вопросы. Сначала это совсем безобидные «почему» и «как», но чем старше становится кроха, тем более серьезные проблемы его тревожат.И однажды малыш спросит: «Мама, а почему люди умирают?». Большинство родителей оказываются не готовы к такому разговору и теряются при ответе. Хотя как раз эту тему очень важно обсудить правильно, преподнести ребенку все так, чтоб не зародить страхов и сформировать нужные взгляды на понятия жизни и смерти.

Когда?

Интерес к такому явлению, как смерть, появляется у ребенка не на пустом месте. Обычно этому предшествует утрата в семье или среди знакомых, или кроха может просто увидеть погибшее животное, обратить внимание на кадр в фильме. Чаще всего это происходит в период 3-5 лет. Как раз в этот период к малышу приходит осознание того, что все живое умирает.

Очень важно понять, что побудило ребенка к расспросам. Если это потеря близкого человека, которую кроха переживает тяжело, нужно таким образом построить разговор, чтоб по-максимуму объяснить произошедшее, но при этом не травмировать детскую психику излишними подробностями. Наоборот, ваша цель — постараться успокоить, рассказать о смерти, как об избавлении от болезни (если умерший человек болел, как о логическом завершении счастливой жизни (если умер пожилой человек). В общем, ориентироваться по ситуации. Если же малыш спрашивает из чистого любопытства, быть может, его удовлетворит общий ответ, а более подробно к этой теме можно вернуться, когда он станет постарше.

Зачем?

Действительно, зачем такому крохе знать что-то о смерти? Пусть бы еще пару лет пожил беззаботно, не задумываясь о таких вещах. А про мертвую птичку можно сказать, что она спит, а бабушка уехала в далекую и долгую командировку. Сказать-то конечно можно. Но, во-первых, ребенок поймет, что вы врете, и будет нервничать, пытаясь разобраться самостоятельно. Во-вторых, страх смерти необходим ребенку. Он «запускает» механизм самосохранения. Зная, что жизнь не вечна, что от некоторых вещей люди умирают, малыш будет задумываться о последствиях своих поступков и о возможной опасности. Ну а в-третьих, если вы будете уходить от ответа или обманывать, а в это время ребенок непосредственно столкнется со смертью — это станет для него двойным шоком и потрясением.

Как реагировать?

Прежде всего, не стоит уходить от разговора. Если ребенок спрашивает о смерти — значит он готов услышать ответ. Другое дело, что вы можете быть не подготовлены к столь важной беседе. Если чувствуете, что без предварительной подготовки такой разговор вам не под силу — попросите отсрочку. «Мы обязательно поговорим об этом, но через час» или «Давай дождемся папу и поговорим все вместе». Только не откладывайте слишком надолго. За время, пока вы «решаетесь», малыш может сам себе напридумывать ответов или нафантазировать всяких ужастиков, основываясь на вашей перепуганно-неуверенной реакции на его вопрос.

Второе обязательное условие — ваше спокойствие. Ни в коем случае не показывайте ребенку, что его заинтересованность вас испугала или застала врасплох. Увидев мамин страх, малыш может решить, что и ему нужно бояться.

Поэтому вдохните поглубже, соберитесь с мыслями — и вперед!

Как нужно?

1. Честно. Расскажите все, как есть. Что рано или поздно умирает каждый, что когда-нибудь умрет и мама, и папа, что и сам ребенок тоже когда-то завершит свою жизнь. Но произойдет это нескоро, до этого впереди у вас еще долгая и счастливая жизнь, малыш вырастет, у него будут свои детки, а у вас — внуки.

2. Доступно. Говорите простыми и понятными малышу словами. Не вдавайтесь в описания физиологических подробностей, не наваливайте на ребёнка кучу информации. Если ему понадобятся уточнения — он задаст нужные вопросы, на которые следует ответить так же честно и доступно. Для начала расскажите, что каждый человек рождается, растет, у него появляются дети, потом внуки. А когда он становится совсем стареньким, то умирает. Тело кладут в гроб и хоронят на кладбище, а на могилке потом растут цветы. Обязательно расскажите, что душа человека продолжает свое существование, что умерший человек не уходит насовсем — он попадает на небо (становится звездочкой, или живет на тучке, или используйте ту версию, которая соответствует вашим религиозным убеждениям, где ему очень хорошо, и оттуда продолжает посылать нам свою любовь. Придумайте историю, которая будет понятна ребенку, которая успокоит его, но при этом старайтесь не слишком давать волю фантазии и не выдумывать несуществующего. Во всяком случае такого, что ребенок сможет проверить и опровергнуть (например, не обещайте, что умершая бабушка будет приходить во снах). Постарайтесь, чтоб ребенок относился к смерти, как к естественному процессу, связаному не с болью и страданиями, а с началом другого существования, лучшего и высшего. Обязательно акцентируйте внимание малыша на том, что прежде чем умереть, он проживет долгую и счастливую жизнь, что вы еще долго-долго будете вместе.

3. Отвечая на вопрос, почему люди умирают, расскажите, что чаще всего это происходит от старости. Но не утаивайте и того, что некоторые люди умирают раньше — от болезней или несчастных случаев. Заодно подчеркните, что нужно себя беречь, лечиться при болезнях и быть осторожным.

4. Еще одна серия вопросов ребенка наверняка будет связана с ритуалом похорон. Постарайтесь так же полно и доступно рассказать, как все происходит, объяснить, что люди плачут не потому, что жалеют умершего, а потому, что грустят, что больше не увидят его. Возможно, нелишним будет указать, что в некоторых странах похороны отмечаются как настоящий праздник, на котором все радуются и веселятся. Некоторые психологи утверждают, что ребенка, который уже знает, что такое смерть, можно и нужно брать с собой на кладбище, чтоб показать, как происходят похороны. На мой взгляд, это довольно спорное утверждение, но в действительности судить можно только о каждом конкретном ребенке. Кому-то может и правда такое будет полезно.

Как не нужно?

1. Обманчиво-успокоительно. Нельзя говорить ребенку фразы,типа: «Ты никогда не умрешь» или «Ты вырастешь и придумаешь лекарство от смерти». Почему нельзя — обсуждалось выше.

2. Не нужно использовать метафоры, вроде «ушел от нас», «уснул вечным сном». Ребенок воспримет эти слова буквально, и потом будет бояться расставаний (если дедушка ушел от нас и не вернулся, то мама, уходя, тоже может не вернуться) или бояться спать. В то же время, грамотно подобранные сравнения иногда помогают малышу легче осознать происходящее.

3. Не следует говорить, что душа умершего может вернуться, или что он просто надолго уехал — ребенок будет ждать возвращения. Но можно объяснить, что являясь в снах, например, бабушка передает «привет» из своего нового мира. Или придумать легенду, о том, что радуга — это бабушкина улыбка. Или выбрать яркую звездочку на небе и представлять себе, что эта звездочка — и есть тот родственник, которого ребенку так не хватает.

Что будет дальше?

После такого важного разговора поведение ребенка на какое-то время может измениться. Он еще долго может задавать уточняющие вопросы. В своих играх будет затрагивать тему смерти и похорон — это нормально. Не до конца осознавая степень опасности того или иного явления,малыш может спрашивать: «А от этой ранки можно умереть? А от этого? А если папа простудился, он умрет?». Не смейтесь над наивностью таких вопросов,лучше ответьте на них как можно детальнее: «От того, что ты упал со скамейки, ты не умрешь. Но вот если выпасть из окна — умереть можно. Поэтому никогда не залазь на подоконник!».

Особое внимание уделите мультикам. Объясните, что только в сказках зайчику можно пришить новые ножки, а после взрыва — отряхнуться и побежать дальше. В реальной жизни такого не бывает, и это опасно.

Внимательно следите за поведением крохи. Если малыш замкнулся в себе, плохо спит по ночам — значит, вы что-то неправильно объяснили, что-то напугало или пугает его до сих пор. Поговорите с ребенком, узнайте, что его тревожит. При необходимости, повторите беседу, уточнив нужные моменты. Важно, чтоб у ребенка не осталось непонятных моментов, чтоб он сформировал для себя цельную картину того, как и почему люди умирают, что происходит после смерти. Каждый незаполненный «пробел» в этой истории — место для страхов и тревог.

Желаю вам, чтоб этот важный разговор прошел у вас спокойно, дружелюбно и правильно. А те, кто уже проходил подобное — поделитесь опытом. Думаю, все будет интересно.

Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть

Когда то, когда моей дочери было около 4 лет она, будучи у бабушки в гостях, громко очередной раз начала у меня спрашивать умру ли я когда-нибудь и умрет ли папа. Ее бабушка (моя мама) очень испугалась этого вопроса и стала тревожиться, почему это ребенок вообще об этом спрашивает, все ли с ней в порядке.

Отвечаю: «Все в порядке. Для детей в этом возрасте это норма спрашивать о смерти. Скорее вызывает тревогу, если ребенок совсем об этом не спрашивает».

Поясню.

  1. Приблизительно с возраста 3-5 лет дети начинают активно интересоваться устройством мира и вопросами смерти.
  2. Тут важно не врать ребенку про жизнь вечную, жизнь всегда, никогда не состаримся или вообще ответами типа «тебе это знать не надо», «что за ерунду спрашиваешь» и т.д.
  3. Почему важно говорить правду? Потому что так ребенок будет учится адкватно воспринимать мир/ограниченность его/НЕвсемогущество родителей (они не Боги)/ учиться воспринимать свое невсемогущство (детям оно присуще).
  4. Почему страшно и тревожно родителям?

— Не понятно как самим родителям объясняли вопросы смерти, сколько тревоги в это вкладывали.

— Возможно тема смерти в семье является «запретной», наложено на нее табу и тогда возникает много напряжения из-за подобных вопросов или, что еще хуже, ребенок в таком случае вообще не спрашивает ничего об этом, а выбирает способ самому «справляться» (что в последствии может являтся причиной различных детских страхов).

— Реакция ребенка на ответы про смерть может быть очень бурная, с отрицанием этого факта, слезами (-Как же я буду без вас?!!) и т.д. Это нормально! Сразу принять это ребенок не может, от того реагирует слезами/стериками/и т.д. Тут важно терпение родителя, спокойствие его.

5. Так и что говорить? Говорите правду.

Если ребенок интересуется умрут ли мама/папа, то можно ответить, что умрут когда станут старенькими, пройдет много лет. Немного расскажите про устройство жизни (зависит от возраста ребенка то количество информации, которую он может воспринять). Не вдавайтесь в подробности, о которых ребенок не спрашивает.

Если малыш спрашивает об умерше родственнике, то отвечайте исходя из причины смерти (от старости- тело уже износилось, не могло больше работать; из-за болезни (но поясните, что не от всех болезней умирают) и т.д.

6. Даже если родитель уверен, что говорить правду о смерти ребенку не надо/рано/сам узнает позже и т.д., то ребенок все равно будет додумывать сам!

P.S. Родители, не пугайтесь вопросов о смерти (он может переспрашивать 50 раз еще в течении долгих лет). Ваша задача мягко говорить ребенку правду о старости и конечности жизни и быть рядом с ребенком в такие моменты. Отнеситесь серьезно к его переживаниям (они действительно серьезны!), будьте эмоционально рядом, и он сможет с этим «знанием» справиться.

Как сказать ребенку о смерти близкого человека?

Смерть близкого человека – это тяжелое испытание даже для взрослого. Для ребенка оно осложняется меньшим пониманием того, что произошло, и менее развитыми умениями справляться со стрессами и кризисами. Как бы вы ни сообщили малышу печальную новость, он наверняка будет страдать. Но если вы сделаете это правильно и мягко, то эти страдания окажутся несколько менее тяжелыми.

Как подготовить ребенка заранее

Речь не о том, чтобы заранее сказать о возможной смерти близкого человека, если он, например, тяжело болен (хотя это тоже стоит сделать). Речь, скорее, о подготовке к восприятию смерти в принципе. Конечно, все мы надеемся, что и мы, и наши близкие проживут долгую и счастливую жизнь. Но реалии таковы, что ребенок может столкнуться со смертью где угодно. Даже если никто не умрет в вашей собственной семье, это может произойти в семье друга, у знакомых, в школе, во дворе.

Поэтому лучше не избегать разговоров о смертности всего живого. Обычно маленькому ребенку стараются не рассказывать о таких вещах, и даже если он задает вопросы о смерти сам – сводить их на нет. Но чем раньше, доступнее и аккуратнее вы объясните ребенку, что это такое, чем проще ему будет воспринимать смерть вообще и смерть близкого человека в частности в будущем.

Самый лучший вариант для такого объяснения – это терапевтические сказки. Введите в поисковик что-нибудь в духе «сказкотерапия: как сказать ребенку о смерти», и вы сможете найти огромное количество таких сказок, написанных профессиональными психотерапевтами. Начинать разговоры о смерти можно со сказок скорее метафорических, в которых даже не упоминается слово «смерть», а рассказывается о переходе из одной формы в другую, и невозможности вернуться в первую из второй. При этом в таких сказках состояние главных героев после «перехода» описывается по-своему прекрасным. И даже если вы сами не верите в загробную жизнь, ребенку эта метафора впоследствии поможет пережить смерть близкого человека.

После метафорических сказок можно переходить к более конкретным, в которых уже говорится прямым текстом о том, что какой-то персонаж умер. Конечно, не стоит постоянно читать ребенку исключительно сказки о смерти, но периодически работать по ним однозначно нужно.

Врать или не врать?

Достаточно часто родители, не решающиеся сказать ребенку о смерти близкого человека, выдумывают какую-нибудь историю: дескать, этот человек, на самом деле, уехал далеко-далеко, и вернется нескоро. Если вы действительно заботитесь о психике своего малыша, то лучше так не делать. Причин здесь просто уйма:

  • Первая и самая главная. Если вы врете ребенку, что близкий человек не умер, то вы, вероятнее всего, не предполагаете брать его с собой на похороны, поминки и другие ритуальные обряды, да и просто навещать могилу планируете без него. Но, по большому счету, вы не имеете на это никакого права. Да, мероприятия, связанные с похоронным процессом – печальные, трагичные, и практически наверняка вызовут у вашего ребенка слезы. Но это еще и мероприятия, позволяющие попрощаться с усопшим, окончательно осознать, что его в нашем мире больше нет, и отпустить его. Если вы не берете ребенка с собой на похороны, то вы лишаете его такой возможности. И когда он узнает о смерти близкого (а он практически наверняка узнает), эту возможность будет не вернуть. А это вызывает больше непонимание и страдания, чем открытое переживание потери.

  • Как было отмечено в предыдущем пункте, ребенок практически точно со временем (возможно, даже очень скоро от болтливых родственников или соседей) узнает о смерти «уехавшего в командировку» близкого. И тогда, помимо невозможности нормально пережить все этапы прощания с ним, он еще и будет обижен, что ему солгали. Причем обижен вполне обоснованно.
  • Атмосферу горя скрыть нельзя. Допустим, вы утаите, что произошло. Но вы никуда не денете свое подавленное состояние, равно как и аналогичное состояние других родственников, а еще все хлопоты, связанные с организацией похорон, и необходимость присутствия на самом этом мероприятии. И это все, вкупе с непониманием причины подобного положения вещей, создаст для ребенка тяжелую, гнетущую атмосферу, в которой ему будет очень тяжело находиться. В общем, не думайте, что вы можете просто соврать, а ребенок ничего не поймет и не почувствует – дети, порой, ощущают чужие эмоциональные состояния даже лучше взрослых.

  • Ребенок будет считать себя брошенным. Если это был действительно близкий для него человек, то со временем он начнет скучать из-за того, что этот человек перестал приходить к нему, звать себе в гости, звонить, и так далее. И не понимать, почему же бабушка, дедушка, мама, папа, тетя, дядя, сестра или брат, с которыми они были так близки, теперь совсем не хочет с ним общаться.

Как построить разговор о смерти близкого с ребенком?

Итак, если вы все-таки решили сказать ребенку о смерти близкого человека, то встает закономерный вопрос: как сделать это наименее травмирующим образом? Ниже приведены несколько советов, которые вам помогут:

  1. Начинайте разговор в более-менее спокойном состоянии. Это не значит, что в ходе него вы не должны плакать – вы имеете право на проявления своих чувств (тем более, что ребенок их все равно ощутит, пусть даже подсознательно). Но все же начинать эту беседу, когда вы не можете сдержать истеричных рыданий и выдать связное предложение, однозначно не стоит.
  2. Ребенок тоже должен быть относительно спокоен. Сказать о смерти близкого, когда он переутомлен, не выспался, хочет кушать, встал не с той ноги и целый день попадал в какие-то неприятности – не очень хорошая идея. Лучше все же подобрать время, когда он не находится в слишком уставшем, обессиленном состоянии.

  1. Краткость и правда – ваши лучшие помощники. «Бабушка умерла, потому что у нее был рак. Врачи пытались помочь, но, к сожалению, болезнь оказалась сильнее. Теперь бабушки нет». Возможно, вам кажется, что это слишком для ребенка, что лучше было бы выдать ему что-нибудь в духе «твоя бабуля была такой хорошей, что ангелочки забрали ее с собой на небеса». Но вы должны понимать, что ребенок по таким словам не поймет, что произошло, а он имеет право это знать. Ему в любом случае будет больно и тяжело, ему в любом случае придется справляться с потерей. Но так он хотя бы будет в курсе, почему все именно так. Если вы религиозны и хотите добавить какие-то объяснения, связанные с вашей верой – сделайте это после того, как четко и понятно скажете, что непосредственно произошло.
  2. Постарайтесь обойтись без негатива, даже если умерший человек был вам по какой-то причине неприятен. У ребенка не должно остаться впечатления, что смерть – это наказание «за плохое поведение», он должен понимать, что это естественная часть, завершение жизни.

  1. Отвечайте на любые вопросы. Вопросы могут быть любыми: от того, куда попадают души умерших людей, до того, как будут проходить похороны (вплоть до вопросов о закапывании гроба и поедающих труп червях). Не воспринимайте их как оскорбление по отношению к вашему горю. Ребенок просто не знает, не понимает всех этих вещей, и ему хочется устранить эти пробелы. Поэтому отвечайте на них, но в некоторых случаях, конечно, смягчая подробности.
  2. Найдите баланс между гиперопекой и отстраненностью. Некоторое время сложно будет и вам, и ребенку – потеря близкого все же представляет собой крайне сильный стресс. Но постарайтесь все же прислушиваться к нему, чувствовать его состояние. Если вам кажется, что его стоит обнять, погладить по голове, дать ему любимую игрушку – сделайте это. Но если вы ощущаете, что он вас отталкивает, хочет побыть один – не душите его в объятиях насильно. И не пытайтесь «загладить» печальную новость сладостями или чем-то еще в таком духе, потому что такие вещи не работают. Равно как и не пытайтесь заменить ушедшего человека: вы не он, и ребенку нужно прожить свою потерю, не обесценивая ее.

В завершение еще раз вернемся к теме похорон. Как уже было сказано, наиболее разумным, экологичным для психики ребенка вариантом будет все же взять его с собой. Грустные моменты – это часть жизни, и не стоит постоянно ограждать его от них, ведь тогда ему будет все сложнее справляться со своими негативными эмоциями. Но, возможно, каким-то причинам вы вообще, категорически, катастрофически не хотите вести его на похороны, и эти причины пересиливают приведенные выше доводы.

В таком случае лучше оставить ребенка на время проведения церемонии у людей, которым он доверяет, с которыми ему спокойно и комфортно. Не поленитесь объяснить, почему вы не берете его с собой, а также сказать, что в принципе будет происходить. И обязательно спустя некоторое (желательно непродолжительное) время сходите на могилу вместе с ним, чтобы он хоть так мог попрощаться с усопшим и отпустить его. Словом, заботьтесь о чувствах и состоянии своего ребенка, но никогда не думайте, что скрывая от него все негативно окрашенное, вы делаете ему лучше.

Мне нравится 1 Похожие посты

Как объяснить ребенку про смерть?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *