Как обозначить постфикс

2.7. Суффиксы. Постфиксы

1. Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.

Например: добрый – доброта (суффикс -от – словообразовательный), добрее, добрейший (суффикс -ее – формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш – формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).

Обратите внимание! В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь, например: Поволжье , Заонежье .

2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.

Учить – учитель, учительство, учительский.

Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:

  • суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей), -е, -ше, -ейш-, -айш;

    Быстрее, быстрей, дороже, старше, глубочайший, мудрейший.

  • суффикс прошедшего времени глагола -л;

    Пришёл, узнал.

  • суффикс повелительного наклонения глагола -и;

    Бери, веди.

  • некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;

    Ср.: гражданин (ед.ч.) – граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) – друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я , но и за счёт суффикса -j- – ); сын (ед.ч.) – сыновья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я , но и за счёт суффикса -овj – ); утёнок (ед.ч.) – утята (мн.ч.).

  • некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.

    Ср.: мать – (нет) матери, время – (нет) времени.

Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

Обратите внимание! 1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) – -ть, -ти, -чь (бежать, везти, беречь). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь) как окончание (!).
2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающий, читаемый, прочитавший, прочитанный) и деепричастий (читая, прочитав). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других – как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».

Ср.: книж-к-а – книж-ек; скольз-к-ий – скольз-ок, смеш-н-ой – смеш-он, стар-ец – стар-ц-а, блюд-ц-е – блюд-ец.

Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к/ч, ова/уj).

Ср.: книж-к-а – книж-еч-к-а, ком-ок – ком-оч-ек, пир-ова-ть – пир-уj-ю.

4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.

Например:

  1. Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка.
    • В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк(а): «Сашенька – уменьшительно-ласкательное к Саша».

    • В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -к(а): «Вишенка – маленькая вишня».

    • В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина – единичная составляющая гороха»; суффикс -к(а): «Горошинка – маленькая горошина».

  2. Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный.
    • В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать – предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель – тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный – такой, как мечтатель; свойственный мечтателю».

    • В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный – такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.

Обратите внимание! Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.

1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj(е) – влад-ениj-е, -тиj(е) – взя-тиj-е, -иj(е) – самолюб-иj-е, -j(е) – счасть-j-е, -j(ё) – старь-j-ё, -ациj(я) – делег-ациj-я, -иj(я) – арм-иj-я. Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).

2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).

Ср.: юбоч-к-а (корень юбоч- – юбк-а и суффикс -к(а)) – пил-оч-к-а (корень пил- – пил-а и два суффикса: а) -оч- (здесь есть беглая гласная и чередование к/ч) – пил-к-а, пил-ок; б) -к(а) – пил-оч-к-а, тёл-оч-к-а).

3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.

Ср.: косн-ость (от косный, где косн- – корень), готов-ность (от готовый, где готов- – корень), грамот-н-ость (ср.: грамот-а → грамот-н-ый → грамот-н-ость).

4) Выделение в качестве суффикса части корня или основы.

Любл-ю (корень любл- с чередованием б/бл);

бесед-уй-те (в данном суффиксе наблюдается чередование -ова-/-уj-, причем обычно не получает специального графического выражения (перед гласной буквой) – бесед-у-ю, а в повелительном наклонении (перед согласной буквой) такое графическое выражение есть – бесед-уй-те).

5. Суффиксы занимают положение после корня перед окончанием (если оно имеется у слова).

В русском языке есть несколько суффиксов, которые могут располагаться после окончания:

  • возвратный суффикс -ся (-сь);

    Учится, училась.

  • суффикс множественного числа в формах повелительного наклонения глаголов -те;

    Идёмте.

  • суффиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь (обратите внимание на то, что эти элементы пишутся через дефис!).

    Какой-то, какой-либо, какой-нибудь.

В лингвистике для этой разновидности суффиксов есть специальный термин – постфиксы.

Постфикс -ся выступает в двух вариантах:

  • после согласных – -ся;

    Учился, занялся, ветвиться.

  • после гласных – -сь.

    Училась, занялась, ветвилась.

Упражнения к теме «2.7. Суффиксы. Постфиксы»

►Читайте также другие темы раздела 2 «Морфемика. Словообразование. Орфография»:

  • 2.1. Состав слова
  • 2.2. Корень слова
  • 2.3. Правописание гласных в корне
  • 2.4. Правописание согласных в корне
  • 2.5. Приставки
  • 2.6. Правописание приставок
  • 2.7. Суффиксы. Постфиксы
  • 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
  • 2.9. Основа и окончание
  • 2.10. Словообразование. Основные понятия
  • 2.11. Основные способы словообразования
  • 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
  • 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
  • 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
  • 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Постфикс как служебная морфема

Постфикс (в переводе «прикрепленный после») — это служебная морфема, расположенная в абсолютном конце слова после всех морфем, в том числе после окончаний.

Постфикс принадлежит к морфемам аглютинативным, т.е он однозначен, присоединяется путем нанизывания, последовательного присоединения к основе или ко всему слову.

Постфиксы стали выделять недавно, раньше их выделяли в составе частиц и суффиксов.

Постфиксы сравнительно немногочисленны, но в то же время очень разнообразны. Среди них встречается словообразовательные, формообразующие постфиксы.

СЯ (СЬ)

1. Формообразующий — служит для образования формы страдательного залога глагола. Например: актер читает стихи/ стихи читаются актером.

2. Словообразовательный — в возвратных глаголов:

а) в составе производных глаголов, образованных от непроизводных: обороняться <- оборонять, белеться <- отбелеть;

б) в составе непроизводных возвратных глаголов: бороться, смеяться, расставаться, надеяться.

Алломорфы СЯ:

  • сь — употребляется в позиции после гласного: случилось;
  • ся — употребляется после согласного (случился) и после окончания причастий (удивляющийся).

ТО, ЛИБО, НИБУДЬ

Эти постфиксы выполняют только словообразовательную функцию: образуют местоимения, наречия, местоименные наречия.

Например, как-то, что-либо, где-нибудь.

ТЬ

Этот постфикс выполняет только формообразовательную роль. Он служит для выражения значения множественного числа в глагольных формах:

а) в глаголах повелительного наклонения второго лица: начни — начните, пожелай — пожелайте;

б) в глаголах первого лица множественного числа (служат для выражения побуждения к совместному действию): споем — споемте, идем — идемте.

Постфикс -ть может быть в составе частиц. Например, давайте поговорим.

Он присоединяется не к слову, не к основе, а к форме слова. Обычно значение множественного числа выражается с помощью окончания, постфикс -ть также выражает значение множественного числа. Он выражает синкритизм, совмещая признаки окончания и постфикса. Некоторые лингвисты различают его в составе окончаний. Но логичнее его относить к постфиксам.

С точки зрения словообразования постфиксам присущи некоторые особенности.

1. При образовании слова постфиксальным способом постфикс присоединяется не к основе, а к целому слову.

Видеться <- видеть, где-нибудь <- где.

2. При образовании слова постфиксальным способом получается слово той же части речи.

Какой-нибудь <- какой.

Таким образом, данные признаки сближают постфикс скорее с приставкой, чем с суффиксом.

ЭТИ НЕПОСЛУШНЫЕ СУФФИКСЫ: СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» .

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’).Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без-дом-н-ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на-пис-а-нн-ая. Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше. Например: добр-ее (добр-ей), тонь-ше, выш-е, добр-ейш-ий, тонч-айш-ий, глубоч-айше, покорн-ейше.

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я. Например: бег-ущ-ий, гон-им-ый, уста-вш-ий, обиж-енн-ый, обиде-в, разбира-я.

3. Суффикс прошедшего времени -л-, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л, нес (нулевой).

4. Суффикс повелительного наклонения -и-, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и, нес-и-те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, -j- , -ят-, -овj-. Например: чуд-ес-а, мат-ер-и, плем-ен-а, брать-j-я, кот-ят-а, сын-овьj-я;

б) форма единственного числа: -ин-. Например: граждан-ин.

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: -j-. Например: чита-j-ю, прочита-j-ешь. Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» .

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1. Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись-j-я и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс -ий.

2. Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа. Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость, слад-ость, пошл-ость и под.

3. Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян-ой → водян-ист-ый → водянист-ость. В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс -ся, окончание -ая- и формообразовательный суффикс причастия -вш-, а затем выделим глагольный суффикс -ыва-.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой и понятный закон грамотного анализа структуры слова» .

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом□, семей□, лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса: 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер-Æ, нес-Æ; сравните: умер-л-а, несли; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось-Æ; сравните: нес-и. После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход-Æ ¬ переходить, синь-Æ ¬ синий, заик-Æ-а- ¬ заикаться, пят-Æ-ый ¬ пять, физик-Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом .

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» .

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича-. Например: учи-тель, зл-ость, сопер-нича-ть. С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

-к- и -ок-: памят-к-а – памят-ок,

-ец- и -ц-: сыр-ец – сыр-ц-а,

-н- и -ен- в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н-а,

-ова- и -уj- в формах глагола: пир-ова-л, пир-уj-ю,

-j(а) и -ий : прыгунь-j-я – прыгун-ий.

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч-ик, сын-ок – сын-оч-ек, собачь-j-я, собач-ий.

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль -ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро-j-ю), -j- является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, -j- в суффиксах -ениj- -ниj- (повторение, желание). В этом случае не заметить -j- не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. -ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, -ик-: стол-ик, дом-ик, столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а, бег-ущ-ий. Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух, мал-ютк-а. Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» . Например: попадь-j-я, почт-амт, стекл-ярус, патрон-таш, куст-арник, коз-ёл, пролетар-ий. При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-о – стекл-ярус.

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух, жизнь, дар, пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» .

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» . Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу-) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар, языко-вед, цвето-вод, лесо-воз, вино-дел, земле-коп, теле-граф, паро-образ-н-ый. Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» . Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс -оват-, в слове Минский – корень Минск- и суффикс -ск- и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский.

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся. Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся.

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е, которые выделяются между частями сложных слов: земл-е-мер, пар-о-ход. Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й-ный, там → там-ош-ний, сегодня → сегодня-ш-ний, кино → кино-ш-ник, орел → орл-ов-ский, Сочи → соч-ин-ский. В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса -ск-: Ростов → ростов-ск-ий, Тула → туль-ск-ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин-ский, и явление аппликации: Курск → курск-ий.

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. Исаева Н.А. Лингвометодический комментарий к анализу структуры слова на разных ступенях обучения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 1. С. 123-133.
  2. Шанский Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1981. 271 с.
  3. Гаврилкина (Уткина) Т.Ю. Деривационный потенциал словообразовательных типов с нулевыми суффиксами (на материале имён существительных) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 40-44.
  4. Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»

Постфикс (от лат. post — после, fixus — прикреплённый) — это словообразовательный суффикс , который в слове стоит после окончания или формообразующих суффиксов: -ся/-сь, -те, -то, -либо, -нибудь.

При словообразовательном разборе постфиксы учитываются. Например: слово разбежаться образовано приставочно-суффиксальным способом: с помощью приставки раз- и постфикса -ся.

Глагольные постфиксы:

  • -ся/-сь (в школе его называютh возвратным суффиксом глаголов)
    • в спрягаемых глагольных формах и причастиях находится после окончания: одева(ешь)ся, умыва(ет)ся,
    • в деепричастиях — после основы: вчитывая-сь, купая-сь,
    • иногда служит для образования новых слов: шатать — шататься (т.е. «бродить»), трясти — трястись («бояться»).
  • -те используется
    • в форме второго лица, множественного числа повелительного наклонения: иди-те, пой-те;
    • в первом лице мн.числа настоящего и будущего времени , употребляемого в повелительном наклонении: пойд(ем)те, поед(ем)те.

-то, либо, -нибудь употребляются для образования местоименных слов (местоимений, наречий, числительных) и придают им значение неопределенности: кто-либо, какой-либо, сколько-нибудь, где-то и т.д.

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то:

какой-то, куда-то— постфикс;
Я-то знаю куда надо идти. — частица.

Постфиксы входять в основу.
В словах с постфиксами окончание стоит внутри основы слова:

разбира(ем)ся.

Список использованной литературы.

  • Русский язык. Справочник школьника. – «Слово»,1994
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
  • Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011. ISBN 978-5-94776-742-1
  • Загидулина М.В. Русский язык: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ. 2014.- 320с. ISBN 978-5-17-079480-5

Что такое постфикс в русском языке?

Если вы читаете эту статью, то скорее всего хотя бы раз задавались вопросом о том, что такое постфикс. Несмотря на то что эта тема иногда проходится в школе, многие учебники все еще преподносят некоторые постфиксы, как суффиксы.

Что такое постфикс? Знакомство с морфемами

Перед тем как узнать ответ на вопрос о том, что такое постфикс в русском языке, необходимо познакомиться с понятием «морфема». А морфема — это наименьшая значимая часть слова. А теперь можно отойти от теории и перейти к примерам. К морфемам относятся:

  • конфикс (приставка + суффикс);
  • префикс (приставка);
  • корень;
  • суффикс;
  • флексия (окончание);
  • постфикс.

Также некоторые относят к морфемам интерфикс (часть слова, соединяющую два корня), но это очень спорный вопрос, потому что интерфикс не имеет значения.

Так что такое постфикс? Постфикс — это морфема, имеющая словообразующую или формообразующую функции и занимающая в слове последнее (не по значению) место, а именно после окончания или формообразующих суффиксов. Образован этот термин от двух латинских корней post (после) и fixus (прикрепленный). Постфиксами являются следующие морфемы: -ся, -сь, -те, -ка, -таки, -то, -либо, -нибудь.

Во время морфемного разбора слова постфиксы выделяются наравне с другими аффиксами, графическое обозначение, как у суффикса, если с правой стороны нарисовать чуть выше еще одну параллельную линию, или как развернутая в другую сторону приставка. Оба варианта имеют шанс на существование.

По употреблению их можно распределить на две группы: глагольные и местоименные постфиксы.

Глагольные постфиксы

К глагольным постфиксам относятся -ся и его форма -сь и -те.

Постфиксы -ся/-сь в школьной программе называют возвратными суффиксами. Чтобы не допускать глупых речевых и грамматических ошибок, необходимо запомнить, что -ся используется после согласных, а вот -сь ставится после гласных. Например, забыл_ся, но забыла_сь. В каком случае у постфикса роль формообразующая, а в каком словообразующая? Только если благодаря постфиксу создаются непереходные глаголы или слово получает новый смысл, то он выполняет словообразующую функцию, в противном случае функция формообразующая.

Морфема -те используется для повелительного наклонения. Есть два варианта ее употребления: второе лицо, множественное число (войди_те, поезжай_те); первое лицо, множественное число (пойдем_те). Является формообразующим аффиксом.

Местоименные постфиксы

Постфиксы -то, -либо, -нибудь выполняют словообразующую функцию, образуют новые наречия, местоимения. У этих постфиксов значение неопределенности: что-нибудь, как-либо, какая-то. При морфемном разборе входят в основу слова, окончание находится внутри самого слова.

Важно! У формообразующего постфикса -то есть омонимичная частица и указательное местоимение, чтобы их не перепутать, обращайте внимание на значение.

Также стоит уделить внимание морфемам -таки и -ка. Обе они могут использоваться как с глаголами, так и с местоимениями/наречиями, являются формообразующими. Постфикс -ка, как и -те, чаще всего употребляется в повелительном наклонении. Однако стоит избегать этих морфем, так как они являются разговорными.

Теперь, когда вы прочитали статью, то должны перестать задаваться вопросом о том, что такое постфикс.

Что такое постфикс в русском языке? Примеры

Постфикс — это зна­чи­мая мор­фе­ма, нахо­дя­ща­я­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щий и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный пост­фикс, кото­рый вклю­ча­ет­ся в осно­ву сло­ва.

Значимые части слова — морфемы

Чтобы узнать, что такое пост­фикс, вспом­ним, какие мор­фе­мы в сво­ем соста­ве име­ют сло­ва рус­ско­го язы­ка:

  • пре­фикс (при­став­ка)
  • корень
  • суф­фикс
  • интер­фикс (соеди­ни­тель­ные глас­ные)
  • окон­ча­ние

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов варьи­ру­ет­ся раз­ный набор мини­маль­ных зна­чи­мых частей. Состав неко­то­рых слов соот­вет­ству­ет, напри­мер, сле­ду­ю­щим схе­мам:

  • сол­нечный — корень/суффикс/окончание;
  • обезлесеть — приставка/приставка/корень/суффикс/окончание;
  • овчинный — корень/суффикс/суффикс/окончание

Кроме этих часто встре­ча­ю­щих­ся мор­фем, в соста­ве неко­то­рых лек­сем име­ет­ся еще одна зна­чи­мая часть — пост­фикс.

Постфикс — это…

Лингвистический тер­мин «пост­фикс» явля­ет­ся латин­ским по сво­е­му про­ис­хож­де­нию и состо­ит из двух частей:

  • post, что зна­чит «после»;
  • fixus — «при­креп­лен­ный».

В мор­фе­ми­ке рус­ско­го язы­ка поль­зу­ют­ся этим тер­ми­ном, кото­рый име­ет сле­ду­ю­щее зна­че­ние:

Постфикс — зна­чи­мая часть сло­ва, сто­я­щая после всех мор­фем и слу­жа­щая для обра­зо­ва­ния новых слов или форм одно­го и того же сло­ва.

Например:

  • какой—либо — корень/окончание/постфикс:
  • отправил ся — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс.

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое пост­фикс, мож­но про­честь в Википедии:

По́стфикс (лат. postfixum — «при­креп­лен­ное после») — линг­ви­сти­че­ский тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий аффикс, рас­по­ла­га­ю­щий­ся в сло­ве после кор­ня.

Как обозначается постфикс?

Все зна­чи­мые части сло­ва име­ют услов­ное гра­фи­че­ское обо­зна­че­ние. Постфикс обо­зна­ча­ет­ся в виде пря­мо­го угол­ка с про­длен­ной впра­во гори­зон­таль­ной лини­ей.

Постфиксальный способ словообразования

Постфикс -ся/-сь и основа слова

В соста­ве воз­врат­ных гла­го­лов отме­тим нали­чие пост­фик­са -ся, вари­ан­том кото­ро­го явля­ет­ся -сь. Возникает вопрос — пост­фикс -ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный или фор­мо­об­ра­зу­ю­щий?

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь — после глас­ных, напри­мер:

  • отправил ся — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс;
  • согласилась — корень/суффикс/суффикс/окончание/постфикс.

Глагольный воз­врат­ный пост­фикс выпол­ня­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щую роль:

  • отпра­вить — отпра­виться;
  • радо­вать — радо­ваться;
  • сва­тать — сва­таться.

Как и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окон­ча­ние, эта часть сло­ва не вклю­ча­ет­ся в про­из­во­дя­щую осно­ву:

  • отпра­виться
  • радо­ваться
  • сва­таться

Постфикс -ся может участ­во­вать в обра­зо­ва­нии новых слов — непе­ре­ход­ных гла­го­лов:

  • петух — петушиться (суффиксально-постфиксальный спо­соб);
  • тол­па — толпиться;
  • распла­каться;
  • бояться;
  • поку­ситься

Эта мор­фе­ма явля­ет­ся тогда сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной, когда она участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии воз­врат­ных гла­го­лов, не име­ю­щих пары без неё, или сло­во в при­сут­ствии пост­фик­са при­об­ре­та­ет дру­гое лек­си­че­ское зна­че­ние.

Например, срав­ним:

  • давить и давиться;
  • добить и добиться;
  • вер­нуть и вер­нуться.

В таких слу­ча­ях, явля­ясь сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной мор­фе­мой, -ся вхо­дит в осно­ву лек­се­мы, кото­рая чаще все­го явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, напри­мер:

  • давиться
  • добиться
  • нра­виться
  • улы­баться
  • бороться

В соот­вет­ствии с эти­ми кри­те­ри­я­ми не вхо­дит в гла­голь­ную осно­ву пост­фикс -те, обра­зу­ю­щий фор­му 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

  • сло­жи — сло­жите;
  • рисуй — рисуйте.

Видеоурок «Употребление постфикса -ся (-сь)»

Словообразовательные постфиксы -то, -либо, -нибудь

Постфиксы -то, -либо, -нибудь обра­зу­ют новые сло­ва. Они вно­сят в лек­си­че­ское зна­че­ние отно­си­тель­ных место­име­ний и наре­чий зна­че­ние неопре­де­лен­но­сти. Присоединившись к этим лек­се­мам, ука­зан­ные пост­фик­сы обра­зу­ют­ся новые сло­ва, при­над­ле­жа­щие к дру­гим раз­ря­дам место­име­ний и наре­чий.

Понаблюдаем за про­цес­сом сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  • что — что-то, что-либо, что-нибудь;
  • кто — кто-то, кто —либо; кто-нибудь;
  • когда — когда-то, когда-либо, когда-нибудь.

Словообразовательные пост­фик­сы место­име­ний и наре­чий вклю­ча­ем в осно­ву слов:

  • кто—то
  • почему-то
  • какой—либо
  • где-нибудь

Постфиксы -ка, -таки

Укажем части­цы -ка, -таки, кото­рые, при­со­еди­ня­ясь к сло­ву, при­да­ют им неко­то­рые оттен­ки зна­че­ния:

  • опять-таки
  • всё-таки
  • пришел-таки
  • подвинься-ка
  • дай-ка

Постфикс -ка смяг­ча­ет при­каз­ной тон обра­ще­ния к дру­го­му лицу:

Принеси-ка мне чистый лист, руч­ку и чер­ни­ла (Майн Рид).

Слова с пост­фик­са­ми -ка, -таки име­ют раз­го­вор­ную сти­ли­сти­че­скую окрас­ку.

Итог

В мор­фем­ном соста­ве слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют мини­маль­ные зна­чи­мые сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части:

  1. гла­голь­ный воз­врат­ный пост­фикс -ся (-сь);
  2. гла­голь­ный пост­фикс -те;
  3. пост­фик­сы -то, -либо, -нибудь;
  4. пост­фик­сы -таки, -ка.

Формообразующие пост­фик­сы не вхо­дят в осно­ву слов.

Как обозначить постфикс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *