Фразы скарлетт о хара

Нечаева В.

Роман «Унесённые ветром» (1936) Маргарет Митчелл назвать женским сложно из-за темы Гражданской войны и чисто мужских зарисовок. Вместе с тем главная героиня Скарлетт О’Хара не представляется читателям иначе как своенравной красавицей с горящими зелёными глазами в своём излюбленном поместье Тара. Историки и литераторы часто бросаются в крайности, когда говорят о ней, то представляя исключительно в чёрном свете довоенную рабовладельческую систему с её элитой, то наделяя характер героини феминистскими чертами. Однако мало кто задумывался о том, как точно Скарлетт О’Хара воплощает в себе образ женщины Конфедерации.

Бесспорно, в романе Юг нарисован чересчур сентиментально, а Митчелл сама признаётся в стремлении не к исторической точности, а к захватывающему содержанию. Региональная история воплощает в себе национальную трагедию, и участь Тары и жителей Атланты олицетворяет бедственное положение целого Юга. Кроме того, страдание женщины и её судьба переплетаются с историей Конфедерации. Пожар Атланты и опустошение Тары символизируют разрушение Старого Юга. Уже во время Реконструкции вместе с Атлантой, встававшей из пепла, отстраивается на новый лад и жизнь Скарлетт.

Об образе южной аристократки правильнее говорить не как о чём-то естественном, а, скорее, как о предписанном. Действительно, правительство Конфедерации, не имея возможности заставить женщин участвовать в войне, всячески превозносит женский героический долг: отдавать мужей и сыновей во имя великой цели. А Юг, как известно, имел древние традиции гордости и стойкости своих женщин. Таким образом, за очень небольшое время идеал женского самопожертвования во имя семьи и дома трансформировался в наиболее благоприятствующую войне установку.

Парадная напыщенность и предвоенная бравурность, уверенность в лёгкой победе и неготовность видеть войну в её истинном свете буквально кричат в ранних образах женщин Конфедерации, как, впрочем, и в поведении большинства людей. Женщины, полные патриотизма, даже пристыжают колеблющихся мужчин и заставляют их идти на войну, девушки не выходят замуж за тех поклонников, кто не отличился в бою. После чего женщины стремительно бросаются организовывать благотворительные акции: сборы средств, продуктов и другие добровольческие мероприятия.

Они скорее хотят видеть своих мужчин мучениками, отдавшими свою жизнь, защищая Родину, и если такое случается с поклонником, девушки признают помолвку и соответствующим образом скорбят о погибшем. Скарлетт не собирается разыгрывать страдалицу и находить прелесть в войне, которая отбирает мужчин, предназначенных для того, чтобы её окружать. Другие женщины признаются в подобных мыслях в своих дневниках и окончательно отказываются от импульсивно навязанных ролей, когда романтизм войны спадает.

Однако Скарлетт окружают именно такие, полные искусственных мотивов женщины, ярким примером которых является Мелани Уилкс, на протяжении длительного времени признававшаяся воплощением женского идеала. Скарлетт зачастую оказывается одна в своём безразличии к войне. Она говорит: «Этой весной на всех вечерах царила такая тоска, потому что мальчики разучились говорить о чём-либо другом» . И даже когда война разражается по-настоящему, Скарлетт представляется наиболее тщеславной и неблагодарной на фоне остальных женщин, самоотверженно помогающих Конфедерации.

До того, как Гражданская война изменила гендерные роли, женщины Юга воспринимали своё подчинённое положение как естественное состояние вещей. В определённого рода «патриархальной сделке» женщины обменяли свою самоотверженность на заботу и защиту своих мужчин. С сецессией Юга они вступили в подобную сделку, только уже со своей новой страной. Женщины согласились подчиниться новым предписаниям и правилам женского поведения в обмен на защиту Конфедерации. Когда же страна не сдержала своё обещание и оставленные на произвол судьбы женщины должны были позаботиться о себе сами, они не стали держать своих обещаний стране. И когда история поворачивает события таким образом, Скарлетт перестаёт стоять в одиночестве в своём отречении от женского идеала в Конфедерации.

Недостаток тканей во время блокады Союзом побережья представлен ужасающей проблемой для женщин Юга. В отличие от продуктов питания, которые имелись в достаточном количестве на осаждённых территориях, Конфедерация никогда полностью не обеспечивала себя тканями. Нехватка модной одежды и аксессуаров была огромным психологическим стрессом, и особенно била по женщинам, привыкшим относиться к одежде как к показателю социального статуса и теперь отказывающихся носить домотканые вещи. Что касается Скарлетт, то любая другая южанка с радостью бы приняла в подарок зелёную шляпку, если бы Ретт Баттлер ей предложил её. Когда последствия блокады побережья янки и разрушение ими основных транспортных магистралей стали более ощутимыми, они перевешивают неосязаемую награду за поддержание образа женщины Юга, и тогда, бросая определённый вызов обществу и государству, а, по сути, просто устав от лишений, представительницы южной элиты на время возобновляют пышные торжества у себя в домах. Интересно, что общественная система, отражённая в романе, скорее находит оправдание подобной экстравагантности женщин высокого класса, чем поведению бедных горожанок. Связь Конфедерации и представительниц элиты всё ещё прочна, и обещания страны имеют вес.

Ещё одной важной ролью в образе женщин Конфедерации стала роль сестёр милосердия, так воспеваемая в обществе. Усталость Скарлетт после непродолжительного опыта в госпитале и её нежелание более видеть умирающих и кричащих мужчин проигрывает на фоне неизменной самоотверженности, с которой работает Мелани. Однако не всё так просто, как может показаться, и южное общество, поощряя благотворительные инициативы женщин, с недоверием воспринимает их нахождение в госпиталях, где приличные белые девушки общаются с мужчинами из низших социальных слоёв и видят обнажённые части мужского тела. Несмотря на противоречие с господствовавшими в истории стандартами милосердия, Скарлетт и здесь воплощает образ настоящей южной аристократки, которая, как и многие другие, по словам Ретта, не создана для больных мужчин.

В течение десятилетий южанки принимали как должное своё место в половой и расовой иерархии системы. Несмотря на то, что женщины играли важную роль в управлении плантациями, никто из них не был готов взять на себя всю ответственность. Скарлетт, безусловно, показывает распространённое вынужденное руководство женщин в доме. Возвращаясь домой, она стремилась найти кров и защиту, а в результате вся ответственность за сохранение семейного поместья сваливается на её хрупкие плечи. Без мужского присутствия разрушается институт рабовладения. Иллюзии женщин о лучшем положении рабов в доме хозяина рушатся, когда большая часть чернокожих покидает плантации. В данной ситуации женщины испытывают помимо недостатка работников страх применения жестокости со стороны бывших рабов.

Раздражение Скарлетт в связи с падением Старого Юга было принято считать ещё одним примером эгоизма главной героини. Однако отсутствие жалости к бросившей её и её семью стране ещё прочнее связывает судьбу Скарлетт с судьбами других аристократок Юга. Сделка с Конфедерацией не удалась. Женщины были готовы пойти на жертвы, но эти жертвы не заканчивались. Они были готовы взять на себя заботу о своих семьях, но не в одиночку. Новая ответственность на плантациях с обостряющимися отношениями с рабами и угрозой, исходящей от солдат армии Союза, сделали эту ношу слишком тяжёлой. Их отказ жертвовать более был и в экстравагантности нарядов посреди блокады и боёв, и в отказе сидеть с ранеными, и в петициях государству с просьбами оказать обещанную поддержку. И здесь мы убеждаемся в образе южной аристократки, воплощением которого является именно Скарлетт. Её тщеславие и эгоизм рассматриваются уже как разочарование, страх и крушение иллюзий южных женщин во время войны. Характер Мелани Уилкс, которая кажется идеальной, оказывается одномерным и проигрывающим в сравнении со сложным и правдивым образом Скарлетт, не желающей быть слепо преданной Конфедерации и защищать жизнь, «унесённую ветром».

Митчелл М. Унесённые ветром. – Алматы: МГП «Берен». 1993. Т1, с.6.

Литература

Скарлетт О’Хара — это канонический идеал настоящей женщины, мудрость которой тесно переплетается с ярким очарованием и непревзойденной харизмой.

Вышедший в 1936 году роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», стал одним из самых читаемых произведений всемирной литературы. Успех романа был настолько огромным, что буквально за 4 месяца, как только книга появилась на полках магазинов, ее расхватал миллион человек. Цифра по тем меркам просто заоблачная. Главная героиня романа, темпераментная южная красавица, заставляла прилипать к книге не только женщин, но и мужчин.

Спустя три года образ Скарлетт О’Хары великолепно и неповторимо воплотила на экране сногсшибательная голливудская красотка 26-летняя Вивьен Ли. Фильм оказался не менее успешным, и на сейчас эта экранизация является самой кассовой лентой в истории домашнего проката зарубежного кинематографа. Наш зритель и читатель познакомился со Скарлетт в начале 90-х, когда фильм впервые демонстрировался в наших кинотеатрах. Notagram.ru вспоминает бессмертную историю любви Ретта Батлера и Скарлетт О’Хары в лучших цитатах главной героини романа.

20 культовых цитат непревзойденной Скарлетт О’Хары

  • Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждем. Надо брать то, что она дает, и быть благодарным уже за то, что это так, а не хуже.
  • Смерть, налоги, роды. Ни то, ни другое, ни третье никогда не бывает вовремя.
  • Быть непохожей на других… это грех, который не прощает ни одно общество. Посмей быть непохожим на других – и тебя предадут анафеме!
  • Столько есть всего, о чем надо подумать. Зачем забивать себе голову тем, чего уже не вернешь, — надо думать о том, что еще можно изменить.

  • Люди всегда будут кудахтать и мотать головами, чтобы вы ни делали. Так что я буду делать то, что хочу, и так, как хочу!
  • Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний.
  • Как только спустишься вниз до конца, дорога может вести только вверх.
  • Если вы ничего плохого не делаете, то лишь потому, что вам не представилось возможности.
  • Еще не родился тот мужчина, которого бы испугалась хоть одна настоящая женщина.
  • Ноша создана для плеч, достаточно сильных, чтобы ее нести…
  • Еще один такой танец, и моя репутация погибнет навсегда.
  • Ну почему, чтобы заполучить мужа, нужно строить из себя дуру?
  • Нервный, застенчивый и добропорядочный. Уж паршивее качеств для мужчины не придумаешь.
  • На крушении цивилизации можно заработать ничуть не меньше, чем на создании ее.
  • Настоящая леди не выставляет грудь напоказ до обеда.
  • Хорошо, когда рядом мужчина, когда можно прижаться к нему, почувствовать крепость его плеча и знать, что между нею и безмолвным ужасом, наползающим из мрака, есть он. Даже если он молчит и лишь неотрывно смотрит вперед.

Фото: х\ф «Унесенные ветром»/Selznick International Pictures

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Унесённые ветром», или Цитаты вне времени

Роман «маленькой смелой женщины» Маргарет Митчелл навсегда останется одним из величайших литературных шедевров XX века. Жизнь старого Юга с такой любовью перенесена на страницы книги, что раз прочитав, уже не забыть ни героев романа, ни эту канувшую в бездну эпоху. Красная земля Тары дала силы продолжать жить не только главной героине, но и многим читательницам, возвращавшимся к этим страницам снова и снова. Неподражаемый, циничный и деловой Ретт Батлер, мечтательный и романтичный Эшли Уилкс, сильная и противоречивая Скарлетт О’Хара навсегда останутся в памяти всех, кто хоть раз держал в руках этот великий роман.

Скарлетт: «Подумаю об этом завтра»

Ну почему, чтобы заполучить мужа, нужно строить из себя дуру?

Джентльмен всегда делает вид, что верит даме, даже если он знает, что она говорит неправду.

Я обнаружила, что деньги – самое важное на свете, и Бог мне свидетель, я не желаю больше жить без них!

Любопытные факты:

  • Начальные главы романа писательница давала просмотреть только своему супругу, и именно к его критике она прислушивалась больше всего.
  • В 1937 году книжный бестселлер был удостоен Пулицеровской премии.
  • Вивьен Ли, игравшая Скарлетт в одноимённом фильме, не очень хорошо уживалась на съёмочной площадке с коллегой, игравшим роль Эшли Уилкса, при этом Кларк Гейбл, исполнявший роль Ретта, стал верным приятелем актрисы.

«Бог мне свидетель, бог свидетель, я не дам янки меня сломить. Я пройду через всё, а когда это кончится, я никогда, никогда больше не буду голодать. Ни я, ни мои близкие Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать»

Но, Ретт, первым послать к чёрту я хотела тебя!

Столько есть всего, о чём надо подумать. Зачем забивать себе голову тем, чего уже не вернёшь, — надо думать о том, что ещё можно изменить.

Ретт Батлер: «Женись для удобства, а люби для удовольствия»

Значит, я прав, что любую добродетель можно купить за деньги — вопрос лишь в цене.

В конце концов с нами произойдёт, видимо, то, что происходит всегда, когда рушится цивилизация. Люди, обладающие умом и мужеством, выплывают, а те, кто не обладает этими качествами, идут ко дну.

Большие деньги можно сделать в двух случаях: при созидании нового государства и при его крушении. При созидании это процесс более медленный, при крушении — быстрый.

Какие бы лозунги ни выкрикивали ораторы, сгоняя дураков на бойню, какие бы благородные ни ставили перед ними цели, причина войн всегда одна. Деньги.

Это любопытно:

  • Права на экранизацию своего бестселлера Митчелл передала за 50 000$.
  • Вот это да! Кларк Гейбл был выкуплен для предназначенной роли у MGM аж за 1,2 млн $! Сама же создательница романа желала, чтобы роль исполнил комедиант Гручо Маркс. Стоит ли говорить, что заработок Кларка превзошёл гонорар Вивьен почти в 5 раз! ($120 тыс. против $25 тыс.)
  • Окончательный сценарий для кинокартины не понравился Митчелл, однако режиссёр не обратил внимание на её недовольство. Любопытно, что в создании некоторых сцен кинофильма участвовал знаменитый Скотт Фицджеральд, однако его даже не упомянули в титрах.
  • Оскар за лучший киносценарий был выдан Сидни Говарду посмертно, потому как он погиб за месяц до выпуска картины в свет.
  • Как ни странно, помощь в съёмке одного из эпизодов картины поручили самому Альфреду Хичкоку, но в финальную версию его труды не попали.

«О, конечно, ты достаточно умна, когда речь идёт о долларах и центах. Умна по-мужски. Но как женщина ты совсем не умна. Когда речь идёт о людях, ты нисколечко не умна»

Вежливость не мешает даже и в горе.

Слишком много в ней благородства, чтобы она могла поверить в отсутствие благородства у тех, кого любит. (о Мелани)

Мы живём в свободной стране, и каждый имеет право быть негодяем, если ему так нравится.

Женщины обладают такою твёрдостью и выносливостью, какие мужчинам и не снились — да я всегда так и считал, хотя с детства мне внушали, что женщины — это хрупкие, нежные, чувственные создания.

Прочие цитаты из книги и фильма

«Не тратьте время зря, это материал, из которого состоит жизнь». Надпись на часах в Двенадцати Дубах

О, эти лениво-неспешные дни и тихие тёплые сельские сумерки! Приглушённый женский смех в службах! Какой золотисто-тёплой была тогда жизнь, как грела спокойная уверенность, что и завтра будет так же! Да разве можно всё это зачеркнуть?

А когда во что-то вкладываешь свой труд, начинаешь это любить. Уилл Бентин.

Это любопытно:

  • По окончании съёмок исполнительница главной роли стала испытывать раздражение и недовольство ко всему окружающему, при этом Вивьен смогла-таки завоевать с помощью этой роли долгожданный «Оскар».
  • У героини Вивьен Ли было аж 27 практически идентичных фиолетовых нарядов, которые отличались лишь степенью изношенности. Этот приём позволял лицезреть, как с годами теряло свою форму и прочность единственное платьице Скарлетт.
  • Актриса, которая сыграла мать главной героини, на момент съёмок была всего на 3 года старше Вивьен Ли.
  • Хэтти МакДэниэл, которой досталась роль темнокожей няньки, стала первой афроамериканкой, заполучившей «Оскара». Самое смешное, что из-за существовавших тогда законов она даже не смогла попасть на премьеру.

Земля – единственное на свете, что имеет ценность. Джералд О’Хара

Многие бедствия мира проистекали от войн. А потом, когда война кончалась, никто, в сущности, не мог толком объяснить, к чему всё это было. Эшли Уилкс

«Ноша создана для плеч, достаточно сильных, чтобы её нести…»

  • Картина получила аж восемь кинопремий Американской киноакадемии и считается одной из самых кассовых за всю историю кинематографа Америки.
  • Большую лепту в копилку популярности киноленты внесло и то, что кино было цветным, что несомненно привлекало толпы зрителей.
  • Билет на кинопремьеру стоил порядка 10 $, однако ушлые спекулянты умудрялись продавать пропускные в кинозал по цене за 200$!

И сильная духом своего народа, не приемлющего поражения, даже когда оно очевидно, Скарлетт подняла голову. Она вернёт Ретта. Она знает, что вернёт. Нет такого человека, которого она не могла бы завоевать, если бы хотела.

Последние строки романа могут вернуть уверенность в том, что жизнь должна продолжаться, несмотря ни на что. Надо найти в себе силы продолжать жить и бороться – как это делали герои романа. И верить в то, что «завтра будет совсем другой день!»

Самые яркие цитаты Скарлетт О’Хара

5 ноября 1913 года родилась великая актриса 20 века — Вивьен Ли. Она сыграла множество ролей и стала иконой стиля и красоты, и все же ее самый известный персонаж — Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром», девушка с ангельской внешностью и волевым характером. Некоторые из ее высказываний давно стали крылатыми фразами. Мы решили вспомнить ее самые яркие цитаты.

Я подумаю об этом завтра.

Сегодня счастливейший день в моей жизни — наемся на пикнике.

Почему, чтобы заполучить мужа, нужно дуру из себя строить?

Не надо мне льстить и говорить то, что вы не думаете.

О, вы такие лапочки оба. Вчера целую ночь не спала, пыталась определить, кто из вас милее.

Вы не достойны смахивать пыль с его сапог!

Еще один танец, и моя репутация погибнет навсегда.

Как только спустишься вниз до конца, дорога может вести только вверх.

Джентльмен всегда делает вид, что верит даме, даже если он знает, что она говорит неправду.

Ноша создана для плеч, достаточно сильных, чтобы её нести…

Ещё не родился тот мужчина, которого бы я испугалась.

У вас необыкновенно отвратительное свойство издеваться над благопристойностью, превращая её в непроходимую глупость.

«Я подумаю об этом завтра. Завтра придет совсем другой день!»

Вопреки сложившимся представлениям «Унесенные ветром» не были типичным образцом голливудского кино 30-х годов. По всем статьям это было исключение из правил, чье появление в результате изменило представление о том, что такое великий американский фильм, и установило новый стандарт качества в киноиндустрии на несколько десятилетий вперед. Но грандиозный успех экранизации популярного одноименного романа Маргарет Митчелл нельзя свести только к мастерству исполнения. Невероятная популярность фильма (и книги) объясняется тем, что он идеально совпал с духом времени. «Унесенные ветром» точно попали в нерв зрителей тех лет, которые остро нуждались в сильных духом героях, способных сопротивляться обстоятельствам. Американцы еще не забыли недавнее тяжелое прошлое – годы Великой депрессии, а впереди уже маячило тревожное будущее: премьера фильма состоялась в конце 1939-года, когда в Европе уже разгорелась Вторая мировая война. Идя на сеанс «Унесенных ветром», люди получали в кинотеатре ответ на остро волновавших всех вопрос — почему некоторые люди преодолевают трудности, а другие, такие же сильные и смелые, — нет?

1. Цвета небес: способ передачи эмоций

«Унесенные ветром» стали первым полностью цветным фильмом, получившим премию «Оскар». Само по себе это не удивительно: в этом отношении у него практически не было конкурентов, потому что цвет стал промышленным стандартом в кино только в 60-е годы. Это, впрочем, не умаляет заслуг создателей, которые во время съемок решились на уникальные эксперименты. Они использовали специально подобранные цвета в эпизодах, обладающих особой эмоциональной значимостью (и более условных по сравнению с остальной частью фильма). Цвет неба в сценах закатов, где главная героиня выглядит темным силуэтом, меняется в зависимости от ее настроения. Чтобы усилить драму происходящих событий, авторы фильма используют неприятные цвета, окрашивая ограды и руины в черный, а цвет индиго вместе с красным часто используется, чтобы передать атмосферу мрака и несчастья.

2. Скарлетт О`Хара: антигероиня

В 16 лет Скарлетт пыталась отбить чужого жениха. Получив отказ, она со зла выходила замуж за нелюбимого человека. Овдовев, не оплакивала его, как положено, а уезжала в Атланту, шокируя родню флиртом с проходимцем Рэттом Батлером. Снова выходила замуж – на этот раз из меркантильных соображений. Несмотря на внушительный список скверных поступков, несмотря на неглубокий ум и эгоистичный характер, Скарлетт стала для миллионов читателей и зрителей образом для подражания, этакой феминисткой XIX века, прообразом современной деловой женщины. Автору романа «Унесенные ветром», писательнице Маргарет Митчелл это категорически не нравилось. Причем не нравилось настолько, что в ответ на вопрос, насколько автобиографичен роман, она резко заявляла: «Скарлет – шлюха, я — нет!». «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего, и я старалась выдержать ее характер. Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини; я думаю, что это очень скверно — для морального и умственного состояния нации».

3. Север против Юга: война миров

События Гражданской война 1861-64 между Севером и Югом США годов стали в 1930-е годы идеальным материалом для создания нового американского общенационального эпоса. В историческую фабулу его авторы вписали «вечный» сюжет о столкновении цивилизаций. Полупатриархальному, традиционному, романтическому миру Юга, основанному на любви и рабстве, на сказке и мифе, поэзии и идеале, противостоял современный, рациональный мир Севера. Последний был замешан на рассудке, труде, эгоизме, корысти, на свободе и демократии, на науке и технике и других типичных ценностях прогрессивных янки. Авторы «Унесенных ветром» отстаивали правоту проигравших – отсталого, рабовладельческого Юга, защищали идеалы, которые ничего не значили для победителей, и учили миллионы зрителей, деморализованных событиями Великой депрессии, способности к сопротивлению обстоятельствам.

4. Пожар в Атланте: прощание с «Кинг-Конгом»

Чтобы построить декорации для фильма, его создатели сожгли целый квартал фанерных построек, оставшихся после съемок других фильмов. Огромные ворота, очертания которых видны в этом кадре, — бывшая декорация к легендарному фильму 1933 года «Кинг-Конг».

5. Скарлет убивает солдата-янки: восторг аудитории

Типичная реакция американских зрителей конца 30-х годов на сцену, в которой Скарлетт убивает солдата-янки, — взрыв аплодисментов и неописуемый восторг. Узнав об этом, автор романа Маргарет Митчелл испугалась: она никак не считала поведение своей героини образцом для подражания, но ее мнение уже ничего не значило. Современники выбрали в качестве героя эпохи человека действия – Скарлетт О’Хару, которая личным примером дала миллионам зрителей урок мужества. Отчасти именно из ее опыта миллионы американцев будут черпать мужество после начала Второй мировой. По тем же причинам «Унесенные ветром» в послевоенные годы быстро стали культовым фильмом в Японии, одержавшей сокрушительное поражение в войне. Для многих японцев это кино стало символизировать борьбу за выживание.

6. Юг проигрывает войну: давай, до свидания

Основная идея фильма заявлена в начальных титрах: это история об уничтожении цивилизации. Парадокс романа «Унесенные ветром», ставшего символом американской литературы, и его экранизации, оказавшейся символом американского кино, заключается в том, что по своему духу и содержанию они абсолютно антиамериканские. Создатели «Унесенных ветром» красочно и подробно рассказывают о том, как погиб мир, который населяли последние настоящие леди и джентльмены. Что же пришло им на смену? Другой мир, который хорошо знаком современникам-американцам, свидетелям Великой депрессии, — циничный, деловой мир янки, главными ценностями которого был успех и деньги. Маргарет Митчелл поставила вопрос ребром: да янки ли Америка? До этого никто не пытался подвергнуть такому сильному сомнению этот человеческий тип и его право представлять страну. «Старые ценности — хороши они были или плохи, но, по крайней мере, не прагматичны, не завязаны на нужды низкой жизни, — унесены ветром истории, а на смену им пришло нерассуждающее торгашество». «В стране, лишенной опыта истории, противоречия прогресса сказались с особой остротой: хищничество, спекуляции и циничное ограбление труда расцвели, почти не ведая препятствии». «В прогрессивных американцах-переселенцах начисто отсутствовала любовь к земле, к родовому гнезду, которая была свойственна проигравшим южанам: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»» их не волнует», «они снуют-переселяются по континенту туда, где есть работа, оставляя по пути могилы родителей».

7. Мелани Гамильтон: настоящая героиня

Для консервативной части зрительской аудитории фильма (да и для автора романа Маргарет Митчелл) настоящей героиней фильма была не «феминистка» Скарлетт, а хрупкая и болезненная Мелани Гамильтон, воплощение уходящего идеала женщины. Женщины, которая по-христиански приносила себя в жертву обстоятельствам, став опорой, «костылем» своему мужу-идеалисту Эшли. Во всех ситуациях Мелани сохраняет непостижимую доброту и прикрывает своей любовью всех вокруг, в том числе и отвергнутую обществом Скарлетт.

8. Лошадь: символ судьбы

Отец главной героини, Джералд О’Хара, преследуя чужака янки, падает с лошади при попытке взять барьер и ломает шею. Ее дочь, маленькая Бонни, погибает, когда пытается перескочить через забор на своем пони. Лошадь в «Унесенных ветром» — символ судьбы, с которой бессмысленно бороться.

9. Поражение Юга = поражение Скарлетт

В образе главной героини, Скарлет О`Хара многие читатели романа и зрители фильма увидели символ бездумно-прекрасной Америки, за душу и сердце которой сражаются Север и Юг. Под давлением обстоятельств Скарлетт по сути сама становится янки: в ней просыпаются заложенные от природы расчетливость, хитрость и корысть. Но ее голова по-прежнему занята наваждением – идеальной романтической любовью к Принцу (Эшли). «В уме ее, как в американском подсознании, причудливо перемешаны южные сословные предрассудки и собственные мифы, почти никак не соотносящиеся с реальностью: Скарлетт и ей подобные видят только то, что хотят. Скарлетт теряет и Эшли, и Ретта, и уважение соседей». Роман и фильм «Унесенные ветром» по сути хроники двух великих поражений, с которыми герои отказываются смириться. Поражение Юга в Гражданской войне зарифмовано с поражением Скарлетт в финале: американский Юг терпит крах военный и политический, Скарлетт О’Хара – личный. Единственное, что они выигрывают, отказываясь признать свою неправоту, – самоуважение. «Применительно к Югу сама Митчелл считала такое упорство величайшей доблестью, применительно к Скарлетт — свинством». Скарлетт прекрасна, как ее родина, и так же невыносима.

10. «Унесенные ветром»: первый телесериал

Сюжет фильма шаг за шагом подводит зрителей к неоднозначному финалу, в котором Скарлетт понимает, что всегда любила не Эшли, а Ретта Батлера. Он уходит («Если честно, дорогая, мне теперь на это наплевать!»), она остается («Я уеду домой, и уже там придумаю, как вернуть Ретта Батлера!»). Этот открытый, незавершенный финал кардинально отличается от концовок драматургически целостных голливудских фильмов 30-х и теоретически позволяет снимать продолжение «Унесенных ветром» до бесконечности, как сегодня снимают телесериалы. Подобная рыхлая драматургия делает это кино прототипом всех современных мыльных опер. Смотрите в следующем эпизоде: «Я подумаю об этом завтра. Завтра придет совсем другой день!».

Фразы скарлетт о хара

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *